Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Оболенский детский сад комбинированного вида "Лесная сказка"

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Семинар для педагогов ДОУ

Составили воспитатели

Смолина С.П., Горюнкова М.Н.

2014г.

"Личностно- ориентированный подход и его отличия от традиционного подхода в педагогической деятельности"

В вопросах воспитания российская педагогика всегда занимала взвешенную позицию. Не слишком заласкивать ребенка, не быть чрезмерно строгим и неуступчивым советовали специалисты родителям и воспитателям. До поры до времени это оправдывало себя, но в современных условиях, оказалось, что наша молодежь, имея много прекрасных качеств, уступает западной в отношении к жизни, нравственным ценностям, самоопределению, уважению к себе и что, наши ребята выглядят более скованными, зависимыми, в большинстве своем малоинициативны, ждут чужой указки, не способны отстоять собственное мнение. Естественно, это результат воспитания, точнее – его недостатки.

Необходимость воспитывать свободную, активную, уважающую себя личность заставляет педагогов внимательно присматриваться к зарубежному и передовому отечественному опыту. Почему и за счет чего достигается более высокая эффективность воспитания? Меняются условия, традиции, общий уклад жизни, что очень влияет на то, каким вырастет человек, но многое зависит и от воспитания. Главное – в отношении к детям.

Однотипное государственное воспитание (ясли, детский сад, школа с продленным днем) слабо способствовало полноценному духовному саморазвитию детей, тяготело к авторитаризму, т.е. в нем доминирует власть воспитателя, воспитанник остается в положении подчиненного. Таким он и вырастает – пассивным исполнителем воли руководителя, равнодушным к тому, что и как он делает сам. Такая педагогика оказывает воспитательное влияние по схеме: требование-восприятие-действие. В данном случае самостоятельных решений он не принимает, ответственности за них не несет, за последствия не отвечает. Но на каком-то этапе видит, что взрослым справляться с ним все труднее; он начинает завоевывать то, что ему недодали. Появляется неуважение к взрослым, отчуждение и высшая степень проявления этого – хамство, которое разрастается, как снежный ком. Пожинаем горькие плоды неуважительного воспитания ребенка. Прав был А.С. Макаренко: правильное воспитание – спокойная старость, неправильное – горе и слезы.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает личностно-ориентированное воспитание.

Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других. (СЛАЙД 1)

(СЛАЙД 2) НОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,

составляющие основу профессиональной позиции педагога

(Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана.):

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми;

в) уважение достоинства и доверие, понимание его интересов;

г) готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;

е) поощрение и одобрение самостоятельности;

ж) умение быть товарищем для ребенка;

з) постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Образование и воспитание, ориентированное на личность, включает в себя: (СЛАЙД 3)

* отказ от ориентировки на среднего ребенка;

*учет особенностей в учебно -воспитательном процессе;

* прогнозирование личности и конструирование индивидуальных программ
развития.

Следует выделить идею личностного подхода, суть которого, в том, что в детский сад приходят не просто дети, а дети - личности, со своим миром чувств, переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в совей работе. Он должен использовать и знать такие приемы, в которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание педагога только к нему, он уважаем, никто не может его обидеть, оскорбить.

Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.
Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства таких свойств личности: как, внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции.

Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность стала разнообразной, содержательной. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познание мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет обучение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду, общественно - полезной деятельности. Каждый ребенок должен быть в чем -то не хуже других, а может быть и превосходить в чем-то: кто-то хорошо читает стихи, кто- то танцует, исполняет роли, кто- то одарен в математике и т.д. Надо только помочь ребенку раскрыться. На первых парах важно оценить успехи ребенка не в сравнении с другими, а сопоставлять нынешние успехи с прошлыми, поощрять достигнутые результаты, подчеркивать его развитие. При этом важно отметить старания и усилия ребенка прилагаемые для достижения хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех- стимул к дальнейшему совершенствованию. нужно в детях развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать и верить в свои способности. Надо отметить, совершенно необходимо использовать похвалу, как средство поощрения. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых ребятишек.

(СЛАЙД 4) Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны и личностно - ориентированное воспитание способствует успешному обучению.

Хочется выделить отличия личностно- ориентрованного подхода от традиционного в педагогической деятельности.

Существует несколько компонентов занятий.

*Целевой

*Содержательный

*Организационно- деятельностный

*Оценочно-аналитический

(СЛАЙД 5) При ЦЕЛЕВОМ компоненте . Традиционно, цель занятия направлена на усвоение знаний. При Л-О подходе целевая установка направлена на развитие индивидуальности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
(СЛАЙД 6) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ компонент.

Традиционно , субъектом определения темы и содержания занятия является педагог . При Л-О подходе , в определении темы и содержания вместе с педагогом субъективными полномочиями обладает большинство детей группы. Определяется тема, и что хотели бы знать дети, что им интересно.

(СЛАЙД 7) ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ компонент

Традиционно, организатором занятия является педагог. При Л-О подходе педагог заботится о создании ситуации выбора и успеха. Акцент делается на активное и заинтересованное участие каждого ребенка. Индивидуальная и творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности детей. Преобладают диалогические формы обучения. Педагог вводит детей в нестандартную, проблемную ситуацию, а дети предлагают выход из нее. И он у каждого ребенка свой.

(СЛАЙД 8) ОЦЕНОЧНО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ компонент

Традиционно, при анализе занятия внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой детям информации и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения детьми.

При Л-О подходе, в качестве критериев оценки выступает проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей детей, комфортность и активность их участия в ходе занятия.

(СЛАЙД 9) Три составляющие при личностно-ориентированном взаимодействии (способы общения)- это понимание, принятие и признание личности ребенка

Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир.

Признание ребенка – право быть самим собой.

Принятие ребенка – безусловное положительное к нему отношение.

(СЛАЙД 10) Если воспитатель может понять, принять и признать личность ребенка.

Тогда воспитанник растет Свободный, Активный, Уважающий себя, Уважающий других, Открытый, Дружелюбный, Инициативный, Независимый.

Многие педагоги и психологи замечают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком.

Многие педагоги и психологи замечают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих «без присмотра» взрослого. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все больше, число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.

Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженное отношение, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний. Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенка «заражает» их агрессивностью. Таким поведением родители нередко унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него тем самым ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира - у ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, психосоматические заболевания.

Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими: им с трудом удается внимательно слушать других и т.п. Еще одна проблема в том, что дети очень сильно нагружены обучающими занятиями и у них не остается времени для сюжетно-ролевой игры, в которой они проигрывают социальные отношения.

Многие педагоги вынуждены более времени уделять заботе о дисциплине в группе, и, к сожалению, приходится признать, что милый и дружелюбным детям достается все меньше и меньше внимания педагога.

Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим количеством беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободными и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и «неуправляемыми». Тогда педагоги пытаются еще сильнее вмешиваться в работу группы и ведут себя все жестче.

Большая проблема состоит в том, педагоги и родители имеют дело либо с моделью «невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми.

Рассмотрим эти модели.

МОДЕЛЬ «НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЖИЗНЬ РЕБЕНКА»

Характерные черты:

Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»;

Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие.

Тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».

Взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.

К результатам такого подхода относятся разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем и к людям.

Модель «невмешательство» чаще встречается в семьях, чем в детском саду. К сожалению, формированию такой модели способствует отсутствие у родителей реального времени для полноценного общения с детьми.

УЧЕБНО-ДИСЦИПЛИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ

Цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание.

Способы общения: наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик.

Тактика общения: диктат или (и) опека.

Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. У таких детей остаются несформированными навыки общения.

Альтернативу этим моделям составляет следующая модель: самая оптимальная модель общения взрослых с детьми, в которой формируются добрые чувства к себе и к другим людям.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ

Ее характерные черты:

Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности; развивать его индивидуальность.

Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку. Для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого - разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка: не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности. Формирование знаний, умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Взрослый придерживается принципа «вместе».

Я.Л. Коломинский отвечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.

Именно ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (провести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития личности ребенка.

Развитие личности дошкольника, его отношение к миру, к людям, к себе, во многом определяются теми формами общения со взрослыми, которые складываются в дошкольном детстве. Анализ генезиса форм общения в детском возрасте дает основание утверждать, что знание их содержания, структуры и способов, необходимо воспитателю не только для организации работы с детьми, но и с целью коррекции отклонений в личностном развитии дошкольников.

Особого внимания заслуживает коррекция негативных эмоциональных состояний ребенка. Те функции, которые выполняет эмоциональная сфера в ходе психического развития, дают основания утверждать, что ее содержание во многом зависит от характера межличностных отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми и сверстниками.

Неблагоприятный тип отношений приводит к ряду негативных проявлений в эмоциональной сфере.


Марина Юрьевна Пешехонова
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками

Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно ориентированной моделей педагогического взаимодействия с дошкольниками .

Вопросы : «Удается ли мне взаимодействовать с ребенком на личностном уровне ?»;

«В чем конкретно выражается использование мной личностно ориентированного взаимодействия с детьми ».

Ответы : «Я выделила существенные компоненты личностно ориентированного взаимодействия , например, это взгляд на ребенка как на полноценного партнера; уважение и принятие личности ребенка , сотрудничество с ним; это обеспечение чувства защищенности, опора на интересы ребенка; формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка; это тесный контакт с моими детьми, умение их понимать, находить время на каждого, создавать обстановку, аналогичную домашней; обеспечивать тесный контакт с семьей». Мне удается организовать взаимодействие с ребенком на личностном уровне , используя индивидуальное обращение к ребенку, индивидуальную работу на занятиях и в повседневной жизни, личные беседы .

На мой взгляд, определять эмоционально-психологический климат в группе лучше всего помогают проективные рисуночные методики. Они очень информативны. Изображая тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему.

Проективная рисуночная методика «Моя любимая группа» является модификацией теста «Рисунок семьи» . Ее цель – определить степень эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду.

Я обращалась к ребенку со словами : «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встречают воспитатели. Ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать «Моя любимая группа» . Тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, так как определяет область эмоциональной компенсации. Проанализировав рисунки детей, опираясь на основные принципы и критерии обработки рисуночных проективных тестов, предположила, что при наличии благоприятной эмоциональной атмосферы в группе и доверительных отношениях со мной на рисунке должны быть изображены сам ребенок, другие дети (его друзья) и сам воспитатель (я) . Именно этот показатель был положен в основу классификации детских работ. В этих рисунках полностью отсутствовали симптомокомплексы, по которым можно диагностировать тревожность, конфликтность, чувство неполноценности или враждебность. На них была изображена общая деятельность всех членов группы. 100% дошкольников нарисовали себя , воспитательницу и своих друзей.

«Я занимаюсь зарядкой с подружкой и воспитательницей на улице» , «Я прыгаю на скакалке, Оля бросает мячик, а Марина Юрьевна лазает по лесенке», «Мы водим хоровод на участке» , «Я и Аня поздравляем Марину Юрьевну с Днем рождения» (рисунки прилагаются) .

Маша нарисовала воспитательницу, которая приходила к ней домой.

«Я нарисовала себя на диване и воспитательницу Марину Юрьевну. Я болела, и она ко мне пришла. Я обрадовалась». (рисунок прилагается) .

Методика, которую я применяю, была разработана в Ульяновском государственном педагогическом университете . На основе полученных данных, я считаю, что создала комфорт и благоприятный микроклимат в своей группе. В моей группе отсутствуют дети с неблагоприятным психоэмоциональным статусом. Это подтверждает и психолог детского сада. (отзыв прилагается) . В качестве приложения использую отзывы родительского комитета группы, учителя-логопеда , так как я работаю в логопедической группе, результаты анкетных опросов родителей и коллег.

Публикации по теме:

Модель взаимодействия музыкального руководителя и педагогов в период адаптации Ведущими идеями дошкольного образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с дошкольниками в процессе игровой деятельности Детство – это период, в котором каждый период ценен сам по себе. Детство развивается очень быстро, необходимо успеть проследить за всеми.

Оптимизация педагогического взаимодействия участников образовательных отношений В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит: взаимодействие участников образовательного процесса. Характер.

В педагогике и психологии нет готовых рецептов и алгоритмов по воспитанию и развитию успешной личности, потому, что все дети разные: различное.

азвивающая среда играет огромную роль развитии и воспитании у детей чувства красоты, любознательности. В групповой комнате создан совместно.

Светлана Богатова
Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком

«Коммуникативная компетентность педагога, как средство реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия

взрослого с ребёнком »

Одно из присущих воспитателям разочарований в своей профессии – ежедневная борьба за приемлемое для них и для общества поведение детей. Часть проблемы – столкновение потребностей. То, чего нужно взрослому – не нужно ребёнку : «Буду делать, что хочу!» - «Будешь делать, как я сказала!» Вследствие чего у нас возникают следующие вопросы : Как построить позитивные отношения с ребёнком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

Поэтому, можно выделить следующие проблемы во взаимоотношении взрослых и детей .

1. Как научить детей справляться со своими чувствами, чтобы не возник конфликт в той или иной ситуации.

2. Как взрослым управлять своими собственными негативными чувствами.

Гуманистический подход к ребёнку, человеческие взаимоотношения , личностно – ориентированная модель общения – основное требование ФГОС ДО.

Гуманизм в воспитании ребёнка основан, прежде всего на понимании ребёнка : его нужд и потребностей, чувств и эмоций, на знании закономерностей его развития. А часто мы, педагоги и родители, даже не слышим ребёнка, его проблем, отсюда – конфликт, непонимание, неправильные действия взрослых . Активное и конструктивное слушание – одно из основных условий эффективных коммуникаций.

Нужно научиться слышать ребёнка, а как?

Каждый педагог должен обладать профессиональной компетентностью, т. е. уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение, волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют как базовую. По мнению многих исследователей, это «сердцевина профессионализма» педагога, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Кроме того, реализация современных личностно -ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т . д.

От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворённость педагога и детей своим трудом.

Практически все психологи сходятся во мнении : человеку важны разные чувства. Поэтому одной из главных задач воспитания является – не только научить ребенка радоваться жизни , но и показать, как справляться с негативными чувствами. Представьте себе картину : на прогулочном участке ребёнок впервые полез на высокий турник. Не рассчитав силы, упал, больно ударился, заплакал. И тут, подбежавшая, испуганная воспитатель вместо того, чтобы пожалеть его, начинает ругать : "Ты зачем туда полез? Теперь видишь, как это опасно? Чтобы больше я тебя на этом турнике не видела!" Что произойдет дальше, если взрослый не изменит своей реакции? Каждый раз, ощущая боль, обиду, горечь ребенок будет слышать от взрослого : "Так тебе и надо. Надо было меня послушать! Не лезь туда больше!" И он перестанет лезть… в жизнь – новую, интересную, захватывающую. Рисковать, экспериментировать, влюбляться, достигать новых вершин – все это для него будет под запретом. Потому что там, где новое – боль. А боль – это страшно, потому что так считает воспитатель (мама) .

Каким вырастет ребенок , если в ответ на его злость и обиды по поводу запрета играть, чем либо, например конструктором, воспитатели будут ругать его? В этом случае он закроет эти чувства под семь замков и запретит себе их чувствовать. Потому что злиться – небезопасно, за это будут наказывать. Однако, он не перестанет чувствовать, и запертые внутри злость, обида, агрессия, боль перерастут в телесные заболевания либо в зависимости. А если взрослые в ответ на плач будут сразу давать «конфеты» , во взрослом возрасте такой ребенок будет искать разные способы получения удовольствия, чтобы не столкнуться со своими отрицательными чувствами.

Что делать? Как заботливым родителям и воспитателям, переживающим за детей и желающих им только добра, вырастить своих чад гармоничными людьми, без перечисленных выше внутриличностных проблем ? Только научив правильно переживать боль, злость, обиду, гнев, стыд и страх. Если бы воспитатель тогда, на турнике, сказала плачущему малышу ласково : "Да, я вижу, ты ударился. Тебе больно и обидно. Давай вместе научимся подниматься на турник, чтобы ты больше не ударялся", – тогда ребенок бы усвоил , что испытывать боль – нормально и не страшно, особенно если есть поддержка взрослого . И боль еще не означает, что не стоит больше пробовать. А значит, можно не бояться жить. Если бы в ответ на злость и агрессию воспитатель сказала : "Да, я знаю, ты сейчас очень зол на меня. Понимаю, тебе очень хочется играть конструктором, и ты расстроен, что этого больше нельзя. Я бы тоже злилась, наверное, на твоем месте. Но тебе сейчас нужно идти спать, поэтому тебе придется отвлечься от конструктора", – ребенок бы научился сразу нескольким вещам : узнал бы имя каждого из своих чувств;

" встречаясь с негативным чувством ребенка , родители должны назвать это чувство "

понял бы, что переживать "плохие" чувства – нормально и не опасно;

понял бы, что его любят в любом случае и готовы поддержать;

научился бы переживать свои чувства и мириться с обстоятельствами.

Во взрослом возрасте он будет уже сам, без поддержки взрослого справляться со своими чувствами и утешать себя.

В настоящее время становится популярным метод активного слушания. Он заключается в следующем алгоритме :

1. Выслушайте ребёнка внимательно.

2. Разделите его чувства (с помощью слов «да…» , «хм…» , «понятно» ).

3. Назовите его чувства

4. Покажите, что вам понятны желания ребенка , подарите ему желаемое в фантазии.

Но гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать , что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка .

Из четырех навыков, самый сложный – это способность выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство» . Нужны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок , и определить, что он или она может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности . Как только у него появятся слова для обозначения чувства, он сможет помочь себе сам.

Необходимо объяснить ребенку , как управлять своим настроением и что делать с негативными эмоциями. Рассказывать ребенку , что не бывает «плохих» и «хороших» чувств – все они одинаково важны. Но вот научиться выражать гнев надо без насилия, то есть словами : «я расстроен» , «я злюсь на тебя» или «я сейчас лопну от злости!» Это первый способ - прямой, когда человек открыто заявляет о своих чувствах, давая им, тем самым, выход. Этот способ является конструктивным.

Другой способ выражения гнева - косвенный, когда человек вымещает гнев на предмете, или другом человеке, который в данный момент подвернулся под «горячую руку» . Естественно, этот способ не является конструктивным, но хорошо знаком многим детям и взрослым , не знакомым с другими способами выражения гнева. К неконструктивным способам также относится и сдерживание гнева.

Как же можно безопасно выразить гнев и злость?

Физические упражнения и любая физическая работа. Известен факт, что занятия спортом повышают настроение, благодаря выработке во время занятий гормона серотонина, и снижают чувство гнева.

Плавание в бассейне, контрастный душ.

Громкое пение, или возможность покричать в голос (например, на улице, а если нет такой возможности - покричать в подушку.

Использование боксерской груши, или подушек, которые можно побить, желательно при этом и вербально выражать эмоции.

Пометать дротики, посбивать кегли и т. п.

Скомкать несколько газет, или листов бумаги, порвать их на мелкие куски и выбросить.

Можно нарисовать свою злость, или нарисовать человека, на которого разозлились, а затем закрасить его или порвать, или можно слепить чувство из пластилина, и сломать, смять слепленное.

Можно также проработать чувство злости в игровой форме : например «прорычать» злость, устроить битву подушками, или воздушными шарами, или какое-то соревнование вместе с ребенком . Есть также такое упражнение : когда замечаю, что ребенок начинает злиться , сначала отражаю его чувство, а потом, предлагаю «пообзываться» смешными, но необидными словами (это могут быть названия овощей, фруктов, мебели и т. п.) . Очень быстро злость превращается в смех, который, кстати тоже является способом выражения гнева.

Очень подходит детям такой способ выражения гнева : предлагаю ребенку размять в руках большой кусок пластилина (глины, пока он не станет теплым, а потом - сильно ударить по нему кулаком, одновременно с этим прокричав слово : «Нет!» .

Для того чтобы дети распознавали эмоциональные переживания и состояния окружающих, умели выражать собственные эмоции можно использовать коммуникативные игры.

Застенчивым детям помогают раскрепоститься и научиться выражать свои чувства и переживания подвижные игры («Море волнуется раз.» , «Гуси и серый волк» , «Где твой домик?» , «Сосны, елочки, пенечки» , «Веселые старты» , «День и ночь» , «Веселые кузнечики» , «Живые бусы» , «Кто вперед» , «Салочки» , «Тихо и громко» , игры-пантомимы («Где мы были, не скажем – а что делали, покажем» , «Что изменилось?» , «Кто пришел?» , «Что это такое?» , «Какая оценка?» , «Изобрази эмоции» , различные ролевые игры и игры-фантазии.

Для повышения детской самооценки могут применяться игры «Хорошие слова» , «Комплименты» , «Самый лучший» . Эти игры побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе.

Игры «Розовые очки» , «Самый лучший спорщик» , «Дорога хорошего настроения» , «Колючий зверь» , «Обзывалки» , «Я хороший» , «Коробка добрых поступков» , «Смешилки» , «Дождик и ромашки» , «Потому, что ты хороший» , «Добрый зверь» , «Старички» , «Пожелания» научат детей внимательному отношению к другим людям и друг к другу, помогут развить у детей такие чувства, как уважение, сопереживание, сочувствие.

В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно завоёвывает личностно - ориентированное развивающее обучение и воспитание. Во - первых динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке индивидуальности и чтобы он оставался самим собой в социуме. Во - вторых современные программы мобильны и раскрепощены, требуют от педагога применения новых подходов и методов. В - третьих общество остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Дошкольный возраст - это период первоначального склада личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально - личностная сферы ребёнка. Только отношение в детском саду к детству как ценному времени жизни делает детей в будущем полноценными людьми, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, индивидуальность, ответственность, творчество, коммуникативность, столь необходимые в дальнейшем за пределами детства. Основная задача детского сада раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, устоять к социальным взаимодействиям. Каждый педагог должен вносить в педагогический процесс что - то новое, индивидуальное. Педагогическая индивидуальность определяется уровнем содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети, использованием методов и технологий для образовательной и воспитательной деятельности. Личностно - ориентированная технология представляют собой воплощение философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога стоит уникальная личность ребёнка, стремящаяся к реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная сделать выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В основе технологии лежит объяснение, понимание, взаимопонимание. Фундаментальная идея стоит в переходе от объяснения к познанию, от монолога к диалогу, от контроля к развитию и самоконтролю. При рассмотрении сущности личностно - ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановится на ряде понятий, понимание, которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыследеятельности педагога. Индивидуальность - неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Личность - личность постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека. Самоактуализация - стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей. Самовыражение - процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей. Субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей деятельности. Субъектный опыт - опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется. Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающими. Выбор - осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным самоопределением. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологии личностно - ориентированного взаимодействия. Для личностно - ориентированной модели воспитания характерны способы взаимодействия взрослых и детей: - признание прав ребёнка; - сотрудничество; - сопереживание и поддержка; - обсуждение. Задачей воспитателя является оказание каждому ребёнку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий в построении собственной личности. Поддержка основана на принципах: - любить ребёнка; - создать среду для развития; - выявить и направить индивидуальные способности на развитие ребёнка, как личности. Большое место в процессе уделяется формированию духовных нравственных представлений и социального приемлемого поведения. Данная технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, их индивидуальности. В своей работе использую игры для установления контакта: «Знакомство», «Улыбки», «Комплимент». Для выявления характерных особенностей воспитанников использую рисуночные тексты: «Мечты», «Дом», «Дерево», «Человек» и т.д. Личностно - ориентированная технология предлагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка. Поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям должна включать проявление уважения к личности каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему: - обращаться с детьми ласково с улыбкой: утром при встрече, во время подготовки ко сну, одевании и т.д.; - стремиться установить доверительное отношение, проявлять внимание к настроению, желаниям, достижениям и неудачам; - поощрять самостоятельность в выполнении режимных моментов, учитывать индивидуальные особенности (привычки, темперамент); - чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке; - слушать детей внимательно, с уважением; - вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы; - успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в устранении дискомфорта; - в течение дня обращаться не только с группой детей в целом, но и с каждым ребёнком индивидуально. Замысел личностно - ориентированного взаимодействия это создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно - ориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребёнка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Ведь именно взгляд на ребёнка как на партнёра, уважение и принятие личности ребёнка как на партнёра, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка - все это существенные компоненты личностно - ориентированного взаимодействия. В процессе личностно - ориентированного взаимодействия ребёнку предоставляется право выбора. Предлагается ребёнку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает влияние на развитие его личностных качеств (активности, индивидуальности, самостоятельности). Отличительные особенности деятельности - это творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого труда; партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера эмоционального подъема. Находясь рядом с детьми, надо создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие виды деятельности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность - единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка - дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности. Данная технология является главной при реализации содержания программы «Детство». Технология целостного развития ребенка включает в себя: - Конструирование единого процесса социализации. - Инициирование совместно с родителями активности ребенка. - Построение субъект - субъективного взаимодействия педагога с детьми. - Педагогическая диагностика. - Осуществление - индивидуально - дифференцированного подхода. - Творческое конструирование образовательных ситуаций. - Способ позитивного воздействия. - Создание комфортных условий. - Представление ребенку свободы выбора. - Сотрудничество педагога с родителями. - Организация материальной развивающей среды. - Интеграция образовательного содержания программы. Личностно - ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются: искренность, позитивное понятие другого человека, эмоциональность. Личностно - ориентированная технология ставит во всей системе дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении и семье, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся потенциалов, создание условий личностно - ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно - ориентированном взаимодействии. 1. Социально - педагогическая ориентация - осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свободы ребёнка на всех уровнях педагогической деятельности. 2. Рефлексные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!». 3. Методологическая культура - система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников. Личностно - ориентированная технология противостоит авторитарному, бездушному подходу к ребенку. В детском коллективе должна преобладать атмосфера любви, заботы, сотрудничества, создание условий для творчества.