Методика проведения умывания у детей ясельной группы. Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных моментов

Все мы прекрасно знаем, что руки принято мыть после улицы, туалета, перед едой и иногда после приема пищи. Но малыши не всегда могут правильно сориентироваться с гигиеническими принадлежностями, расположенными возле раковин – именно поэтому для детей составляется подробный алгоритм мытья рук в детском саду в картинках. Педагог должен постараться сделать все, чтобы информация была донесена до воспитанников в полной мере и доходчиво. Расскажем, как это сделать.

Говорим о пользе мытья рук

Чтобы дети охотнее запоминали алгоритм действий во время гигиенических процедур, им стоит рассказать о пользе этого процесса. Да и взрослым не мешало бы знать об опасности, которую может принести забывчивость в этом плане. И так, с грязными руками мы имеем:

Казалось бы, что может быть проще, чем помыть руки. Но ребенку лучше показывать каждое последовательное действие в виде картинки, чтобы оно воспринималось проще и быстрее. Важно помнить о том, что стенд с картинками о мытье рук нужно расположить на уровне детских глаз или чуть выше. Не нужно вешать алгоритм высоко (как - для родителей) или незаметно. Идеальный вариант – прямо над раковинами, предназначенными для малышей.

Картинки распечатывайте крупно или нарисуйте их самостоятельно, а потом проговорите с ребятами, что они видят. Даже можно сыграть в игру, правильно положив имеющиеся картинки в нужной последовательности. Кроме самого процесса, детям стоит усвоить сопутствующие слова: мыло, пена, вымыть, насухо, мыльница, кран, скользко, мокро, микробы и прочие. И так, к алгоритму:

Закатать рукава, чтобы их не намочить.
Открыть кран с водой.
Взять мыло.
Намылить руки.
Смыть пену с рук.
Закрыть кран с водой.
Отжать руки.
Вытереться полотенцем.
Опустить рукава обратно.

Конечно, первые пробные манипуляции у раковины стоит проводить всем вместе, даже можете предложить детям потренироваться на куклах. Еще один важный момент – пояснение, проводимое тремя способами: словесно, наглядно и практически. Их нужно презентовать постепенно, один за другим. То есть сначала рассказываете (в форме игры, шуток, кукол), потом показываете на примере, а уже после идете все вместе мыть ручки.

Дополнительные знания

Рассказав и показав, как правильно мыть руки, не забудьте упомянуть и о пояснить возникающие ситуации:

  1. Отжимать воду с рук нужно для того, чтобы не намочить пол. Иначе кто-нибудь может поскользнуться и упасть.
  2. Полотенце нужно вешать в расправленном виде, не комкать его – так оно быстрее высохнет до следующего прихода малыша. А петелька посерединке нам нужна для того, чтобы полотенце не упало на пол.
  3. Напор воды в кране нужно делать средним или слабым, чтобы не забрызгать пол и одежду.
  4. Мыло обязательно нужно класть обратно в мыльницу, а не оставлять его в раковине, иначе оно станет слишком мягким и быстро испортится.
  5. Смывать пену стоит очень тщательно, чтобы она потом случайно не попала в глазки или ротик. Мыло очень щиплет глазки.

Алгоритм мытья рук в детском саду в картинках помогает малышам ориентироваться, привыкать к чистоте и служит украшением туалетной комнаты. Детская гигиена в целом во многом важнее взрослой, поскольку у малышей только-только формируется , вырабатываются привычки все-таки не брать руки или игрушки в рот. Педагог ответственен за то, чтобы воспитанники в стенах детского сада всегда имели доступ к раковине с мылом и полотенцу.


Организация умывания - один из важных элементов в режиме детского сада. Способствует привитию устойчивых гигиенических навыков,развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи. Проводится дифференцированно, однако дети должны усвоить общие для всех правила:

  • перед приемом пищи тщательно мыть руки, а если нужно, и лицо.

  • заходить в умывальную комнату постепенно, небольшими группами;

  • не задерживаться у раковины;

  • мыть руки, засучив рукава, не наливать на пол;

  • насухо вытирать руки одноразовой салфеткой и убирать ее в специальную емкость.
Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных.
^ Организация одевания.

Детей младшего дошкольного возраста воспитатели и младшие воспитатели обучают порядку одевания и раздевания. Приучают детей раздеваться сидя на скамеечках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно надевать одежду и обувь. Воспитатель сам упражняет младших в навыках правильного и последовательного одевания, проводя в этом отношении целенаправленную работу. Взрослые помогают малышам завязывать шапки и шнурки, застегивать пуговицы. В старшем дошкольном возрасте дети сами одеваются, взрослые только напоминают порядок одевания. Помогают детям застегнуть молнию, завязать шапку, шарф, смотрят все ли ребенок надел для прогулки. При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и подгруппами выводить на улицу.

^ Перечень культурно-гигиенических и трудовых навыков у детей дошкольного возраста

Возрастная

группа


Навыки

Личной гигиены

Самообслуживания

^ Культуры еды

Трудовой деятельности

Ранний возраст

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой, и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальной салфеткой, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщательно пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

Выполняет простейшие поручения взрослых, помогает вынести на площадку игрушки, принести и убрать материал для занятий. Раскладывает карандаши, досочки, убирает игрушки.

Вторая младшая группа

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется – мылом. Умеет сухо вытереться индивидуальной салфеткой, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком.

Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вывертывает на лицевую сторону. Старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослым.

Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы, пальцы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

Поддерживает порядок в групповой комнате и на участке, убирает игрушки, книжки, строительный материал. Бережно обращается с предметами. Накрывает на стол вместе с взрослыми, раскладывает ложки, салфетки, расставляет хлебницы. Ухаживает за растениями. Собирает листья на участке, оказывает помощь взрослым

Средняя группа

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, при кашле и чихании закрывает рот платком,

отворачивается.


Большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережет одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок.

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

Ухаживает за цветами. Поддерживает порядок в групповой и на участке, принимает участие в их уборке. Помогает воспитателю при починке книг. Дежурит по столовой. Дежурит по НОД

Старшая группа

Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, без напоминания полощет рот после еды. Просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы.

Совершенствует навыки, полученные ранее. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь. Тактично говорит товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогает устранить их.

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

Соблюдает чистоту и порядок в группе. Самостоятельно и добросовестно выполняет обязанности дежурного, полностью сервирует стол. Регулярно выполняет некоторые обязанности дома: убирает постель, игрушки, книги, поливает растения, помогает накрыть на стол. Делает сам все, что может, не требуя помощи старших.

Подготовительная к школе группа

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее.

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, может пришивать пуговицу, стирать носки, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол, хлеб берет с общего блюда руками и ест, отламывая кусочки.

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. На участке: помогает воспитателю перекапывать грядки и клумбы, высаживать рассаду, семена, поливать, окучивает. Заботиться о порядке в группе и дома.

^ Организация дневного сна.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Полноценный сон детей является одним из важнейших факторов их психофизиологического благополучия и профилактики детских неврозов.

Для сна детей специально отведены спальные помещения. Спальные комнаты - в спокойной цветовой гамме, оказывающие благотворное влияние на психическое состояние ребенка. Спальни оборудованы стационарными кроватями. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, удобная и чистая постель, ласковое обращение с ребенком – эти условия необходимы для спокойного и нормального сна ребенка. Спальню перед сном проветривают, со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов. Влажная уборка в спальных помещениях проводится после дневного сна. Продолжительность дневного сна 2.0-2.5 часа для детей дошкольного возраста, для детей от 2 до 3 лет дневной сон организуется однократно продолжительность не менее 3 часов. За 30 минут до сна исключаются подвижные и эмоциональные игры. Возможно, чтение художественной литературы хорошо знакомой и любимой детьми, не требующей беседы и опроса или спокойной классической музыки. Дети с трудным засыпанием и чутким сном укладываются первыми и подминаются последними. Во время сна детей обязательно присутствие воспитателя или младшего воспитателя. Подъем детей после сна производится постепенно, по мере просыпания детей. Проводится «ленивая гимнастика» в постели. В целях профилактики нарушения осанки для детей предусмотрен сон без подушек по рекомендации врача, согласованию с родителями (законными представителями).
^ Проведение закаливающих процедур

Цель: способствует укреплению здоровья, снижению заболеваемости детей.

При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:


  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья, степени тренированности организма ребенка;

  • создавать позитивный эмоциональный настрой;

  • проводить закаливающие воздействия на фоне теплового комфорта ребенка;

  • использовать в комплексе природные факторы и закаливающие процедуры;

  • соблюдать постепенность в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий закаливания. (При этом вид и методика закаливания изменяются в зависимости от сезона и погоды);

  • воздействия природных факторов должны быть направлены на разные участки тела:

  • различаться и чередоваться как по силе, так и длительности;

  • соблюдать методику выбранного вида закаливания.
Затраты времени на проведение закаливающих процедур непосредственно связаны с возрастом детей и методикой закаливания. Закаливающие мероприятия проводятся с учетом региональных климатических и сезонных особенностей, а также имеющихся условий для проведения закаливающих процедур.

^ Закаливающие мероприятия


Форма закаливания

Закаливающее воздействие

^ Длительность (минуты в день)

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Утренняя гимнастика

(в теплую погоду – на улице)



5 минут

5-6 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 минут


Пребывание ребенка в облегчен-ной одежде при комфортной температуре в помещении

Воздушная ванна

Индивидуально


Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении)

Сочетание воздушной ванны с физи-ческими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната.

до10 минут

до 15 минут

минут

минут

минут


Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице)


до 10 минут

до 15 минут

до 20 минут

до 25 минут

минут


Прогулка в первой и второй половине дня

Сочетание свето - воздушной ванны с физическими упражнениями

2 раза в день по 2 часа

с учетом погодных условий

Полоскание горла (рта) после обеда

Закаливание водой в повседневной жизни

3-7 минут

3-7 минут

3-7 минут

3-5 минут

3-5 минут

Подготовка и сама процедура

Дневной сон


Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка

В соответствии с действующими СанПиН


Физические упражнения после дневного сна (ленивая гимнастика)

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

3 минуты

3 минуты

3 минуты

5 минут

5 минут


Закаливание после дневного сна

Воздушная ванна и водные процедуры

5 минут

7-10 минут

Игровой массаж

Игровой массаж: лица, рук, ушей, стоп.

5-7

5-7

7-10

7-10

Прогулка - очень существенная часть распорядка дня. Прогулка является одним из эффективных средств закаливания организма дошкольников, направлена на оздоровление, реализацию естественной потребности детей в движении. Работа проводится по основным направлениям развития детей (познавательно-речевому, физическому, художественно-эстетическому и социально-личностному).

Общие принципы организации прогулки:


  • содержание прогулки должно учитывать региональные, климатические и сезонные особенности;

  • создание условий для оптимальной двигательной активности детей; формирование у детей положительной мотивации к двигательной активности;

  • учет возрастных закономерностей физического и психического развития детей, возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития детей;

  • использование профилактических, оздоровительных и коррекционных технологий с учетом возраста и состояния здоровья детей;

  • профилактика травматизма.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скоростью ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры желательно проводить в конце прогулки перед возвращением детей в помещение. В процессе прогулки воспитатель должен осуществлять контроль за состоянием детей, не допуская их переохлаждения или перегрева.

^ Прогулка состоит из следующих частей: наблюдение,трудовая деятельность, самостоятельная игровая деятельность детей,индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств, подвижные игры и спортивные игры и упражнения, самостоятельная двигательная активность, экспериментальная деятельность.

В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки проводились музыкальная или физкультурная непосредственно образовательная деятельность, то начинают с наблюдений, спокойных игр. Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями.

С 3-х летнего возраста с детьми проводят целевые прогулки и экскурсии. Целевые прогулки и экскурсии – это выход детей за пределы участка и территории детского сада. Они должны быть педагогически оправданы, а передвижение детей – безопасно организовано. Во время целевых прогулок и экскурсий детей должны сопровождать не менее двух взрослых: один в начале колонны, другой – в конце. Перед выходом необходимо провести беседу с детьми о правилах безопасного поведения на улице.
Правила целевых прогулок:


  • темы, место, время целевых прогулок должны быть спланированы заранее,

  • место и дорога должны быть безопасными для жизни и здоровья детей и заранее апробированы,

  • ответственность за проведение экскурсии возлагается на воспитателя данной группы,

  • выход на целевую прогулку разрешается только после проведения заведующим инструктажа, издания приказа по ДОУ и ознакомления с ним воспитателя, записи в журнале «Журнал учета целевых прогулок», а также маршрутного листа, длительность целевой прогулки должна быть предусмотрена программой ДОУ, согласно возрасту детей.
Тема 6. Методика организации и проведения умывания, одевания, питания, прогулок, сна в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста

Самостоятельная работа № 5

На основе анализа Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» составить таблицу «Формирование культурно-гигиенических навыков»

Задание.


  1. Вспомните содержание структуры «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее Программа) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  2. В разделе «Содержание психолого-педагогической работы» в каждой возрастной группе проанализируйте содержание образовательной области «Здоровье», изучите задачи по формированию культурно-гигиенических навыков, заполните таблицу. Проследите изменение ведущих задач, заполняя таблицу:

Возрастная группа
Виды КГН

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа




Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков

Умывание

Чистка зубов

Причесывание

Одевание

Чистка и мытье обуви

Уход за верхней одеждой

Уборка постели

Прием пищи, питье

В туалете

Содержание носа в чистоте

Содержание личных вещей в чистоте

Рекомендуемая литература:

Самостоятельная работа № 6

Изготовление альбома малых художественных форм (потешек), направленных на формирование культурно-гигиенических навыков


  1. Подберите потешки для проведения режимных моментов:

  • Умывание

  • Причесывание

  • Одевание, раздевание

  • Прием пищи, питье

  • Укладывание на сон

  1. Оформите альбом, которые вы можете использовать в проведении режимных моментов и разучивании с детьми.

  1. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.

  2. Асташина М.П., Трещеева О.Л. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.

Самостоятельная работа № 7
Составление тезисного конспекта «Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста»
Задание:


  1. Используя представленные ниже учебные пособия, прочитайте содержание соответствующего учебного материала.

  2. Составьте тезисный конспект «Развитие психофизических качеств» по плану:

  1. Определение «психофизические качества».

  2. Краткая характеристика психофизических качеств:

  • Сила

  • Ловкость

  • Гибкость

  • Выносливость

  • Равновесие

  1. Методика развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

  1. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.70-71.

  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 102-128.

  3. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 101-112 с.

Самостоятельная работа № 8

Составить картотеку подвижных игр (не менее 20 карточек).

Задание.


  1. Проанализируйте содержание образовательной области «Физическая культура» по разделу «Подвижные игры» классифицируя игры по видам движений, степени подвижности и заполните таблицу:

Виды игр

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа


  • С ходьбой и бегом

  • С ползанием, подлезанием, лазанием

  • С бросанием и ловлей, метанием

  • С подпрыгиванием, прыжками

  • На ориентировку в пространстве

  • Эстафеты

  • С элементами соревнований

  • Народные игры

  1. Составьте картотеку подвижных игр: по пять карточек для каждой возрастной группы, не менее 20 карточек в четырех конвертах.
Размер карточек 7,5 – 12,5 см. Карточки вложите в оформленный для возрастной группы конверт.
Пример карточки:

1 сторона 2 сторона



  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.







Самостоятельная работа № 9

Изготовление альбома физкультминуток, считалок

Для разработки альбома внимательно прочитайте.

Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, имеющие цель предупреждения утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление нервной системы, активируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3 – 4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5- 2 минут со средней группы. Термин «физминутка» с детьми не используется.

Основные формы проведения физкультминуток

В форме общеразвивающих упражнений. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц, прыжки, бег на месте или ходьба.

В форме подвижной игры средней подвижности, не требующей большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.

В форме дидактической игры с движением, которая хорошо вписывается в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.

Форме отгадывания загадок, которые дети отгадки изображают движениями. Н- р: зайчик, медведь, лягушка, елка, гриб и т.д. Их ценность в том, что ребенок ищет двигательный образ для отгадки, а это в свою очередь, способствует интенсификации процессов мышления, поиску наиболее выразительных движений.

В форме танцевальных движений под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Мелодии должны быть умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

В форме выполнения движений под текст стихотворения: т екст стихотворений должен быть высокохудожественным, преимущество отдается стихам с четким ритмом; содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания: имитационные движения, трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток

Проводятся на начальном этапе утомления (8 -я, 13-я 15-я мин занятия – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).

Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.



Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Считалка водит ребенка в игру, служит самоорганизации детей, способствует выработке честности, чувство товарищества, несет познавательную, эстетическую и этическую функции. У детей развивается фантазия, творчество, наблюдательность, так как темы считалок дети берут из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы.

Классификация считалок : считалки – числовки, заумные считалки, считалки - заменки.


  1. Оформите альбом физкультминуток, считалок. Альбом состоит из карточек по двум разделам: «Физкультминутки», «Считалки». Размер карточек 7,5 – 12,5 см. Карточки вложите в оформленный для каждого раздела конверт.
В каждом конверте не менее 10 карточек. Пример карточек:

Физкультминутки Считалки

Эники-бэники

Ели вареники

Эники-бэники-клопс.

Вышел на палубу

Быстрый матрос.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивают росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ – М., 2007.

  3. Асташина М.П., Трещеева О.Л. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. // дошкльное воспитание. 1997. № 3.

  4. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.196., С.274-278.

  5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. М., 2008

  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 78-85., С. 295.

  7. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.

  8. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2007. – 192.
Самостоятельная работа № 1о

Разработка сценария физкультурного досуга (праздника) в одной возрастной группе (возрастная группа по выбору студента)

Задание:


  1. Из раздела «Культурно-досуговая деятельность» программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» выпишите примерный перечень спортивных развлечений. Заполняя таблицу проследите изменение ведущих задач:

Возрастная группа

Задачи КДД

Примерный перечень спортивных развлечений

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

  1. Для разработки плана-конспекта физкультурного досуга внимательно прочитайте
Рекомендации к подготовке и проведению физкультурного досуга

  1. Принципы составления конспекта:

  • Соответствие двигательных заданий возрасту детей, уровню их физической подготовленности;

  • Принцип оздоровительного, развивающего и воспитывающего характера – выполнений заданий, требующих у детей развития физических качеств, нравственно-волевых качеств, умение действовать в коллективе, повышать двигательную активность;

  • Принцип наглядности . Использование сюрпризного момента;

  • Принцип сознательности . Предполагает понимание детьми сути предложенной темы развлечения, содержания двигательных заданий, которые они производят, а также понимания содержания литературного сопровождения этих заданий;

  • Принцип доступности . При подборе двигательных заданий учитывается возраст детей, состояние здоровья уровень их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является постепенное усложнение заданий, их преемственность;

  • Принцип систематичности . В чередование нагрузки и отдыха, на физкультурном развлечение одни задания выполняются вместе, другие по очереди.

  1. Вариант проведения физкультурного досуга (праздника):

  • Построен на знакомых подвижных играх и игровых упражнениях;

  • Построен на элементах одной из спортивных игр;

  • Построен на играх-эстафетах;

  • Построен на одном из спортивных упражнений или основных движениях (лыжный, плавательном бассейне, с метанием, на велосипедах и т.д.);

  • Спортивно-музыкальный (соревнуются в качественном выполнений движений под музыку).

  1. Участие детей в выполнении заданий (фронтальные формы организации, подгруппами, индивидуальные).

  2. Разнообразие предложенных двигательных заданий (с бегом, с прыжками и т.п.)

  3. Учет воспитателем индивидуальных особенностей детей.

  4. Участие воспитателя в проведении досуга:

  • Только объясняет задания;

  • Участвует в судействе;

  • Помогает тем, кто не может организовать свои действия;

  • Помогает слабым детям;

  • Проводит итог с учетом особенностей команды или группы.

  1. Атрибутику досуга, его эстетическую, практическую воспитательную ценности.

  2. Использование музыкального сопровождения.
Структура развлечения:

    1. Открытие праздника – выход участников, построение, парад участников, их приветствие. Представление судейской коллегии, порядок подсчета баллов.

    2. Показательные выступления из комплекса общеразвивающих упражнений с крупными предметами под музыкальное сопровождение или музыкально-ритмические движения.

    3. Проведение игр с элементами соревнований, эстафеты, различных видов спортивных упражнений и игр.

    4. «Сюрпризный момент», аттракционы, загадки.

    5. Подведение итогов, награждение детей. Общий танец, парад участников, общее фотографирование.

  1. Используя рекомендованный список методических источников подобрать сценарии физкультурных развлечений для зимнего и летнего сезона (2 штуки).

  1. Используя подобранный сценарий разработать план - конспект физкультурного досуга в одной возрастной группе (возрастная группа по выбору студента) придерживаясь следующего плана:

  • Тема:

  • Возрастная группа:

  • Цель:
Задачи: закрепление и совершенствование двигательных навыков ….., воспитательные и развивающие.

  • Предварительная работа:

  • Оформление зала:

  • Оборудование и инвентарь:

  • Форма одежды детей:

  • Ход развлечения:

1 часть

Вход детей в зал под музыку, перестроение в две колонны.

Приветствие команд, представление жюри.

Разминка – комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.

2 часть

Сюрпризный момент, аттракционы, загадки.

Игры – эстафеты.

3 часть

Подведение итогов и награждение, уход детей под музыку.

  1. При разработке конспекта учитывайте требования к организации досуга:

  • Тщательная предварительная подготовка и разработка программы;

  • Создание творческой группы для разработки сценария и проведения мероприятия;

  • Повторение упражнений, подвижных игр, эстафет на физкультурных занятиях, прогулке, в самостоятельной деятельности.

  • Чередование мест проведения (спортивная площадка, лесная полянка, парк, спортивное сооружение и т.д.), его оформление.

  • Обеспечение достаточно высокой двигательной активности через правильный подбор упражнений, поочередное выполнение заданий - подвижные и спортивные игры, эстафеты, танцы, упражнения с элементами акробатики и художественной гимнастики, показательные выступления из общеразвивающих упражнений и др.

  • Широкое использование художественного слова – стихов, загадок, игровых упражнений. Сюрпризный момент.

  • Максимальное и рациональное использование физкультурного оборудования.

  • Музыкальное сопровождение.

  • Соответствие одежды детей тематике мероприятия, температуре воздуха, состоянию погоды.
Рекомендуемая литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  2. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.198-201.

  3. Карнейчик В. Каникулы в детском саду. // Здоровье дошкольника. 2012. № 6. С. 3-6.

  4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева
    Спортивные праздники и развлечения. – М., 2001.

  5. Нечитайлова А., Полунина Н., Архипова М. Детские Олимпийские игры // Здоровье дошкольника. 2013. № 2. С. 10-15.

  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 297-301.

  7. Пояркова Т.Ю. Олимпийские игры в детском саду. // Инструктор по физической культуре. 2013. № 6. С. 106-113.

  8. Привезенцева Е. Школа юного защитника // Здоровье дошкольника. 2013. № 2. С. 2-4.

  9. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.

  10. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду М.,2001.

  11. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2007. – 192.

Дата публикации: 31.05.16

Нет задачи важнее чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействию внешней среды, чем организм взрослого. И от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте и аккуратности.

Цель: Пробуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков. Задачи:

продолжать учить детей процессу умывания;

формировать навыки самообслуживания; выполнять движения за воспитателем;

достигать нужного результата; активизировать словарный запас.

Режимный момент «Умывание»

Правильно - умыться! Сейчас мы Вас научим!!)))) Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Это мы! Это мы! Это мы!

Игра «Кто умеет чисто мыться? »

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой

Хорошенько моет ушки? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Умываться мы умеем

Мы мочалкой моем шею (моем шею)

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку (моем головку)

И вот так! И вот так! И вот так!

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помылим их немножко. (моем ноги)

И вот так! И вот так! И вот так!

Мы помылись как большие,

Вот мы чистые какие.

Посмотри! Посмотри! Посмотри!

АЛГОРИТМ УМЫВАНИЯ :

1.закатать рукава

2.открыть кран

3.помочить руки

4.намылить руки

5.положить мыло в мыльницу

6. потереть руки

7. смыть мыло

8.вымыть лицо

9.отжать руки

10.взять свое полотенце

11.вытереть насухо лицо и руки

12.закрыть кран

Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.

Надо открыть кран так, чтоб вода текла маленькой струей.

Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться!

Мыли мылом пальчики, мыли мылом ручки, вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

" Мы помоем наши ручки Мылом и водою. Будут ручки чистые У нас с тобою. "

Ничего страшного, если мыло уронишь, его можно поднять.

Намылили руки и положили мыло в домик – мыльницу

Смываем водичкой мыло

Набираем в ладошки воду и умываем лицо

А теперь будем вытирать. Где же полотенце? А вот оно, снимаем с крючка.

Разворачиваем и вытираемся.

Теперь повесим полотенце в домик

Мы умылись как большие, вот мы чистые какие. Посмотри! Посмотри! Посмотри!

Прием детей. Во время приема детей воспитатель должен быть приветливым, доброжелательным. Никогда нельзя ругать ребенка за вчерашние провинности и жаловаться родителям в присутствии ребенка. Любая жалоба родителю от воспитателя расценивается как педагогическая несостоятельность педагога. Тем более если это жалоба на то, что было вчера. Результат подобного поведения: расстроенный ребенок, у которого может включиться механизм защиты образа Я в виде агрессии, протеста и т.п., расстроенный родитель, который начнет сомневаться в педагогической компетентности воспитателя и будет думать, что воспитатель теперь будет отыгрываться на его ребенке.

Если ребенок «плохо идет в сад», т.е. плачет по приходу, долго не может отпустить маму и т.п. Здесь важное значение имеет работа с родителями, особенно если ребенок еще маленький. Родителям необходимо объяснить, что нельзя долго прощаться с ребенком. Это еще больше травмирует его. Мама должна передать ребенка воспитателю и как можно быстрее покинуть группу. Лучше будет, если она даже прощаться с ним не будет. Воспитатель в это время должен моментально привлечь внимание ребенка к себе, игрушкам, другим детям и т.п. Нельзя делать акцент на том, что мама (папа) уходит.

До зарядки детям можно предложить спокойные игры, рассматривание иллюстраций, наблюдение в уголке природы. Со второй половины средней группы начинаются дежурства по столовой (подробно на одной из следующих встреч).

Умывание . Мытье рук перед едой и после прогулки должно проходить организованно. Если дети маленькие необходима помощь помощника воспитателя. Дети строятся друг за другом по одному. Место построения в группе должно быть всегда одно и то же. В первый раз воспитатель объясняет, что в группе есть правила и все должны их соблюдать. Установка должна быть четкой: «Когда я говорю: «построились мыть руки», вы строитесь вот здесь друг за другом». После построения воспитатель ведет детей в умывальную комнату. Дети подходят к раковине строго по одному. В условленном месте очередь должна остановиться. По мере освобождения раковин, к ним подходят следующие дети.

Дети с чистыми руками строятся в другую колонну. Необходимо продумать место для этих построений: дети не должны мешать друг другу. Во время мытья рук воспитатель постоянно напоминает детям, как правильно мыть и вытирать руки. При необходимости показывает образец. Можно использовать потешки, поговорки, стихи на тему гигиены. Если детей много и/или они маленькие, первую подгруппу детей уводит в группу помощник воспитателя. Или наоборот, их уводит воспитатель, а помощник остается мыть руки со второй подгруппой.

Кормление . Дети должны садиться за стол одновременно. Во время приема пищи воспитатель следить за правильной позой (спина прямая, ноги вместе, нельзя ставить локти на стол и т.д.) и за правильностью использования столовых приборов.

В младших группах допускается неполная сервировка стола, когда на стол ставится только одно блюдо, а когда ребенок его съест, подается следующее. Это делается для того, чтобы внимание ребенка не переключалось на другое блюдо. А также для того, чтобы выработать привычку есть блюда в определенной последовательности. Со средней группы сервировка стола должна быть полной и все блюда должны стоять на столе.

Воспитатель должен прикладывать максимальные усилия для того, чтобы приучить детей к пище детского сада, и чтобы дети съедали все, что им подают. Для этого необходимо использовать различные методические приемы. Нельзя впихивать пищу насильно, т.к. это является насилием над личностью ребенка, а также может вызвать негативное отношение к принятию пищи вплоть до рвотного рефлекса. Маленьких детей необходимо докармливать. Однако детей надо приучать к самостоятельному приему пищи. Ребенок, который еще не умеет есть сам, начинает есть самостоятельно (хотя бы несколько ложек), а потом его докармливает взрослый. Постепенно ребенок должен все больше и больше есть самостоятельно. Часто бывает, что ребенок говорит: «Я наелся», а на самом деле он просто устал работать ложкой.

Пользование столовыми приборами. В младшей группе детям дают только ложки. При этом котлеты, сосиски, запеканки, омлет и подобные блюда взрослый должен помощь разделить на маленькие кусочки. Со второй половины второй младшей группы вводятся вилки. Первый раз воспитатель до того, как дети сядут за стол, объясняет детям, что сегодня они будут учиться есть вилкой. Воспитатель объясняет детям правила безопасности и показывает, как правильно держать вилку. Во время приема пищи воспитатель следить за соблюдением детьми правил безопасности, постоянно о них напоминает и следит, чтобы дети правильно держали вилку. При этом вилка держится в правой руке. Крупные куски необходимо разламывать на более мелкие (допускается помощь взрослого). Нельзя допускать, чтобы дети накалывали всю котлету на вилку и откусывали от нее. Со второй половины средней группы необходимо ввести использование ножей. В первый раз соблюдаются те же правила, что и при первом использовании вилки. Ножом дети учатся намазывать масло на хлеб, отрезать кусочки от целого куска омлета, котлеты и т.п. При этом вилка находится в левой руке, а нож – в правой.

Культура еды. Воспитатель должен объяснять детям правила поведения за столом и культуры приема пищи. Нельзя широко раздвигать локти и ставить их на стол. Обе руки всегда должны быть на столе. Левой рукой (если не используется нож) необходимо держать хлеб, либо придерживать тарелку. Нельзя чавкать, громко захлебывать жидкую пищу с ложки и напиток из чашки. Дети не должны разговаривать за столом не по делу. Выходя из-за стола, дети говорят «Спасибо» и задвигают стул.