Должен ли ребенка быть режим. Важные моменты режима

Пожалуй, эта тема вызывает больше всего споров и противоречий. Я знаю семьи, в которых все упорядочено и разложено по полочкам: в том числе и режим дня ребенка подчинен достаточно строгим правилам. Но я также знаю семьи, где все очень сильно непредсказуемо: каждый день все происходит в разное время.

Как консультанта по детскому сну, меня часто просят высказать свое мнение по вопросу: нужен ли режим или нет. Мое мнение: режим ребенку однозначно нужен. Более того, я всегда говорю родителям, которых консультирую по проблемам детского сна, что без режима многие проблемы, с которыми они приходят ко мне, решить попросту не удастся.

Обратите внимание: в контексте режима мы сейчас обсуждаем только сон и бодрствование. Мы не обсуждаем сейчас вопрос грудного вскармливания по требованию или по часам.

Прежде всего, определимся с понятием «режим». Я не подразумеваю под режимом жизнь с секундомером в руках, когда все действия совершаются строго по часам в одно и то же время. Напротив, я выступаю за предсказуемое, регулярное чередование активностей и отдыха в течение суток, где допускается некая гибкость. Называю это - рутиной .

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок «хорошо» спал на протяжении всего детства, то наличие постоянной рутины просто необходимо .

Дело в том, что сон и бодрствование управляются совершенно постоянными силами: циркадным ритмом и гомеостатической силой. Гомеостаз - это способность организма саморегулировать свои процессы. Если режим регулярный, то работа налажена и происходит без особых проблем, так как организм установил четкий внутренний ритм. Если режима нет, то саморегуляция происходит не так эффективно: организму трудно разобраться, когда нужно спать, а когда бодрствовать, так как в разные дни он получает совершенно разные сигналы.

Для примера вспомните свое состояние, когда вам доводилось путешествовать через несколько часовых зон. Даже несколько часов разницы доставляют проблему по возвращении. Вы ложитесь спать и не можете уснуть, а утром не в состоянии встать с постели. Примерно такой же эффект для организма мы имеем, когда ведем нерегулярный образ жизни. Если колебания времени начала ночного сна и его окончания значительны (более 30 минут), то организм испытывает определенный стресс.

Многие проблемы детского сна обусловлены отсутствием регулярности и самое поразительное, что мы - родители создаем эти проблемы сами, даже не осознавая масштаба последствий.

Насколько жестким должен быть режим? Что касается сна и бодрствования, то ежедневные отклонения не должны в среднем составлять более 30 минут. Конечно, мы должны принимать во внимание все вовлеченные факторы: например, болезнь ребенка вероятно потребует временной корректировки режима. Но если режим примерно постоянен каждый день, тогда редкие отклонения от него не страшны. Например, в какой-то день вы можете задержаться в гостях и уложить ребенка чуть позже, но это единичное событие не собьет ваш режим. Если же вы каждый день укладываете ребенка в разное время и просыпаетесь, как получится, тогда вероятно вы встретите типичные индикаторы проблемы:

  • Ребенок просыпается ночью
  • Ребенок не спит днем
  • Ребенок долго засыпает
  • Ребенок очень рано встает .

И что нам теперь всем подстраиваться под ребенка?

Родители часто негативно относятся к самой идее режима, так как считают, что это повлечет пожертвование собственных интересов. Моя точка зрения на этот счет такова: если мы ставим сон ребенка в приоритет, понимая его важность для здоровья и развития, тогда нам проще находить ежедневную мотивацию поддерживать стабильность. Если мы осознаем важность полноценного сна для малыша, тогда мы можем найти повседневные решения и наладить свой быт.

Если у вас до сих пор нет режима, подумайте о его внедрении.

Вы можете найти информацию о рекомендуемом режиме дня в следующих статьях:

Когда-то необходимость чёткого соблюдения ребёнком режима дня не вызывала у родителей ни малейшего сомнения. Но сегодня многие из них задаются вопросом: а действительно ли ребёнку необходим строгий распорядок дня, или можно как-то обойтись без этого? Не подавляет ли «режимность» индивидуальность ребёнка? Попробуем разобраться.

Обязательно ли нужен режим дня ребёнку?

Ни один человек не появляется на этот свет с врождённым, и раз и навсегда установленным распорядком дня. У каждого человека он формируется в процессе жизни, видоизменяясь и подстраиваясь под внутренние потребности, различные социальные условия и внешние факторы.

Некоторые люди говорят, что у них нет никакого режима, что они живут в полном творческом беспорядке, но, при этом, они просыпаются, принимают пищу, работают, отдыхают и засыпают примерно в одно и то же время. Другое дело, что происходит это не с точностью до одной минуты, а с разницей во времени плюс-минус один-два часа. Так что, какого-то режима, строгого или свободного, придерживаются практически все, даже те, кто об этом не догадывается.

Обязательно ли нужен чёткий распорядок дня ребёнку? Нет, не обязательно. Скорее, ему нужна определённая, индивидуальная «режимность», благодаря которой он может стать более дисциплинированным, собранным и организованным, научится правильно распределять своё время, будет больше успевать в учёбе, отдыхе, и общении со сверстниками, лучше высыпаться, здоровее себя чувствовать и т.д.

Именно для этого и нужен режим дня. Если ребёнок может спокойно добиваться всего этого без чёткого распорядка дня - замечательно, если нет - потребуются, всё-таки, какие-то временные рамки, которые будут его дисциплинировать и организовывать в течение суток.

В любом случае, режим дня должен быть не чёткой инструкцией, которой нужно следовать минута в минуту, без каких-либо отклонений, а примерным таймингом, учитывающим конкретную ситуацию на жизненных дорогах, сложившуюся в определённый день, и оставляющим место для импровизации. Иначе вся жизнь может превратиться в один бесконечный «день Сурка». Хороший распорядок дня обязательно должен оставлять место для «режимной» импровизации.

Когда нужно задумываться о «режимности»?

В первые годы жизни ребёнку, конечно, вряд ли нужен какой-то особый распорядок дня, потому что в этом нежном, интуитивном возрасте он попросту не поймет, что это такое, и его организм сам будет определять, когда ему нужно спать, а когда принимать пищу.

Для того, чтобы уловить индивидуальный биологический ритм ребёнка нужно с ранних лет внимательно присматриваться к его временным пристрастиям, к тому, в какое время он наиболее активен, в первой половине дня или во второй, «утренний» он или «ночной», когда он лучше всего засыпает, в какое время у него наиболее выдающийся аппетит и т.д.

Впрочем, следовать этому индивидуальному, биологическому ритму в детстве удаётся лишь немногим представителям подрастающего поколения. Порой, только став взрослыми (или дожив до пенсии) они могут по-настоящему реализовать свою природную «совиность» или «жаворонковость».

Кто может позволить себе детство в свободном режиме

Большинству детей приходится подстраивать режим своей детско-юношеской жизни сначала под детский сад, а потом - под школу. Позволить себе детство в свободном режиме могут только счастливчики, проходящие курс индивидуального, семейного образования, которым не нужно 9 месяцев в году вставать ни свет, ни заря, чтобы бежать в какую-то школу. Они могут спокойно жить и учиться в своём собственном, индивидуальном ритме, просыпаться не по будильнику, и не подстраиваться под общие временные стандарты.

Всем остальным волей-неволей приходится придерживаться общеобразовательного режима, поскольку, для того, чтобы выспаться, и успеть к первому уроку к 8 часам утра, нужно лечь пораньше, иначе будет хронический «недосып». В рамках школьной системы невозможно учитывать индивидуальный, биологический ритм каждого ребёнка. Общеобразовательный режим превращает всех детей в «жаворонков», хотя, возможно, некоторые из них гораздо лучше учились бы в вечернее время.

Как навык самостоятельного управления временем может пригодиться ребёнку во взрослой жизни

Естественно, с возрастом режим дня ребёнка должен варьироваться и изменяться. Если дошкольники живут в одном режиме, то школьники - совсем в другом, те, кто посещает всевозможные секции и кружки - в третьем и т.д.

Желательно, чтобы к 10 годам (а может быть и раньше) ребёнок научился полностью самостоятельно «режимить» и управлять своим временем, без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны родителей. Ближе к подростковому возрасту (к 12-13 годам) его можно вообще отпустить в свободное плавание в этом вопросе. Главное, чтобы он тратил своё время с пользой, а не посвящал большую его часть компьютерным играм и всевозможным Интернет-развлечениям.

Если ребёнок научится самостоятельно распределять своё время в течение дня таким образом, чтобы успеть сделать и все полезные дела, и отдохнуть, то это, безусловно, очень поможет ему во взрослой жизни.

Особенно этот навык пригодится будущим фрилансерам и предпринимателям, рабочий день которых не ограничен какими-либо временными рамками. Им приходится самостоятельно себя организовывать и дисциплинировать, без какого-либо давления со стороны начальства, чтобы и трудовая деятельность развивалась в нужном направлении, и времени на отдых было предостаточно. Поэтому умение самостоятельно «режимить» может оказаться для ребёнка в будущем очень полезным качеством.

Нужно ли соблюдать режим каждый день?

Безусловно, периодически нужно выходить из чёткого режима дня, чтобы жизнь не превратилась в бесконечный «день Сурка» с одними и теми же повторяющимися, ритуальными действиями.

В «разгрузочные», «анти-режимные» дни (в выходные и на каникулах) ребёнок может и поспать подольше, и лечь попозже, и поесть, когда ему вздумается. За пару дней такой «анти-режимной» жизни с его организмом не случится ничего критического, и в будние дни он легко вернётся к повседневным временным ритуалам.

Для хорошего самочувствия ребёнок должен, в первую очередь, хорошо высыпаться, правильно питаться и уделять в течение дня определенное время физическим нагрузкам или прогулкам на свежем воздухе. Если все эти условия соблюдаются, то не имеет принципиального значения, с какой ежедневной точностью они выполняются.

Поэтому, если в выходные дни, или на каникулах, ему не нужно идти в школу, вряд ли нужно заставлять его чётко следовать какому-то режиму. Хотя, возможно, по инерции, его организм будет ещё несколько дней засыпать и просыпаться в одно и то же время.

Обязательно ли нужно питаться в одно и то же время?

Выполнение одних и тех же ежедневных ритуальных действий позволяет нашему организму стабильно функционировать в привычном режиме. Если постоянно ложиться спать примерно в одно и то же время, то, безусловно, заснуть будет гораздо проще, чем, если делать это каждый день в разные часы. Несколько сложнее обстоит дело с «режимным» употреблением пищи.

Обязательно ли ребёнку нужно питаться каждый день в одно и то же время? Конечно же, нет. Если он не хочет есть, зачем насильно запихивать в него первое, второе и компот только потому, что настало время обеда? Не лучше ли подождать пару часов, когда он по-настоящему проголодается и захочет есть? В этом случае он и съест больше, и получит более ощутимое удовольствие от приёма пищи.

Гораздо важнее чёткого соблюдения графика завтраков, обедов и ужинов качественное питание, обеспечивающее ребёнка достаточным количеством белка, сложных углеводов, витаминов и микроэлементов. Насколько поздно ест ребёнок, не имеет принципиального значения. Пусть ужинает хоть в 12 часов ночи, если ему этого хочется.

С точки зрения питания для нашего организма имеет принципиальное значение не то, садимся ли мы за обеденный стол каждый день с точностью до минуты, а то, каким является соотношение потраченной и потребляемой энергии в течение дня. Если энергии тратится больше, чем потребляется, то есть можно абсолютно в любое время, а если наоборот, то желательно, конечно, не увлекаться ночными перекусами во избежании приближающегося ожирения.

В любом случае, время ежедневных пищевых ритуалов (завтрак, обед, ужин) вполне можно варьировать в диапазоне плюс-минус один-два часа, в зависимости от потребностей организма, времени пробуждения, уровня физической активности в первой или во второй половине дня и т.д.

Как определить подходит ли данный режим дня для ребёнка или нет?

Если ребёнок хорошо себя чувствует в рамках определённого режима дня, если ему в нём комфортно, если он всё успевает, и при этом, у него остаётся время на развлечения и общение со сверстниками, значит, данный распорядок суточных действий подходит ему идеально.

Если этого не происходит, значит, в его «режимности» нужно что-то менять (возможно, ему нужно просто поменьше засиживаться по ночам за компьютерными играми, и тогда он будет лучше высыпаться).

В любом случае, режим дня должен нравиться ребёнку и настраивать его на позитивную волну. Он должен помогать ему добиваться успехов, а не угнетать, и не превращаться для него в нудную «обязаловку». Лучше радоваться жизни без чёткого распорядка дня, чем страдать и думать «когда же это всё закончится?» каждый день расписанной по минутам «режимной» жизни.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

После того, как в вашем доме появился ребенок, вы не знаете, что делать, куда бежать и как наладить и свой режим дня и режим дня крохи. Ведь так будет всем намного легче?

Если у маленького ребенка нет режима дня, то это не очень удобно ни самому крохе, ни его родителям. У малыша режим должен быть! Об этом вам скажет и педиатр, и педагоги в детском саду.

И, налаживать режим дня крохе должна мама. Потому что папе с утра на работу, старшим детям в школу, а мама, уставшая от бессонной ночи, не знает, за что ей хвататься в первую очередь. Режим дня помогает маме не только высыпаться ночью, но и обеспечить ребенка развивающими занятиями, полноценным досугом.

Польза режима дня

Если раньше, в период СССР, у женщины не было выбора – ей уже в 3 месяца приходилось своего ребенка отдавать в детский сад, а самой идти работать, то сейчас – женщина может находиться в декретном отпуске вплоть до 6-летнего возраста ее ребенка. Естественно, чтобы пойти в детский сад, малыш должен быть приучен к режиму. И уже с его первых дней жизни мамочки старались укладывать ребенка в одно и то же время и кормить по часам.

Сегодня молодые мамочки не беспокоятся по поводу режима дня их ребенка. Как правило, их дети ложатся, когда уже начинают кричать, и кушают, когда у них происходит истеричный -призыв «Мама, накорми меня!».

Если у ребенка (даже, очень маленького) нет режима дня, то будет от этого страдать вся семья от хронического недосыпа, капризов, криков крохи. Но, если вы все же организуете режим дня малыша, то вот что получите в качестве приятного бонуса:

  • То, что будет делать ребенок в данный момент вы можете спрогнозировать с точностью до получаса;
  • Под режим дня (кормления, сна, бодрствования) вы можете полностью подстроить свой режим, свои дела на этот день;
  • Ребенок не будет страдать от того, что у вас на этот конкретный день появятся какие-то планы – уехать, отлучиться, сделать ремонт и даже элементарно – маме привести себя в порядок;
  • Если ребенок болеет и находится какое-то время в больнице, то ему перенести такую ситуацию гораздо легче, чем это было бы в полной зависимости от мамы;
  • Если у крохи будет определенный режим, то мама будет знать, когда тот спит, когда бодрствует. Таким образом, у нее появится время для себя, для какого-то хобби или папы (того человека, который больше всех психологически страдает от того, что в семье появился малыш и ему сейчас уделяют огромное количество внимания).

Итак, делаем промежуточный вывод – режим дня маленького ребенка необходим как самому крохе, так и его родителям. Если взять во внимание отзывы мамочек, которые воспитали малышей по режиму, то они отмечают, что такие дети – спокойные, сконцентрированные на обучении, внимательные, организованные. У них достаточно крепкое здоровье. Организовать таких детей для серьезных семейных мероприятий не составляет труда. Дети с режимом легче адаптируются в детском саду, в школе.

Доказано! Женщины, у которых дети имеют режим дня с первых дней жизни, гораздо легче переносят и период воспитания ребенка в целом.

Правила организации режима дня

С сегодняшнего дня вы приняли решение организовать режим дня вашего малыша?

Главное правило организации режима дня крохи – не навредить! Не спишите с налаживанием режима. Если малышу сложно к нему привыкнуть, то лучше прийти к режиму медленно, но верно.

Наверное, уже сейчас вы начали записывать продолжительность сна своего ребенка, время кормления, длительность прогулок. Но, почему уже все сбилось буквально на следующий день? Ниже приведены рекомендации по организации режима дня у вашего малыша:

  • Первые недели жизни не пытайтесь приручить кроху к какому-либо режиму. Просто наблюдайте за ребенком и записывайте – сколько он спит, когда ложится, когда просыпается, сколько кушает и когда, пики активности, пики вялости.
  • Через 2 недели внимательно изучите записи. Если ребенок какие-то действия совершает в одно и то же время – запишите это время.
  • Введите в вашу жизнь определенные ритуалы. Например, перед вечерним сном вы проветриваете комнату, купаете малыша и 10 минут его держите на руках. После – кладете в кроватку.
  • Если ребенок болеет, то ни о каком речь идти не может.

Режим дня устанавливают только, если ребенок здоров! Во время болезни малыша ему нужна мама круглосуточно.

Важно! Ребенку обязательно нужны прогулки на свежем воздухе. И для этого не всегда нужна улица – одевайте кроху теплее, открывайте окно и пусть малыш спит.

Режим дня в 1 месяц

Режим дня малыша устанавливается в первый месяц его жизни, а потом лишь корректируется. Основа первого месяца – кормления, которые устраиваются примерно каждые 2 часа.

7:00 – подъем (начинается он с кормления, затем умывание, зарядка);

7:00-9:00 – период активного бодрствования;

9:00 – кормление;

11:00 – кормление и период бодрствования;

12:00-13:00 – прогулка на свежем воздухе;

13:00 – кормление и дневной сон;

15:00 – 17:00 активные игры и кормление;

17:00 – 18:00 – сон вечерний;

18:00 – 20:00 спокойные игры, общение с родителями, кормление;

20:00 – 21:00 – купание, подготовка к ночному сну и кормление

Ночью ребенок должен проснуться на одно кормление. Если вы не пришли к подобному режиму дня в один месяц, то не отчаивайтесь, вы его сможете откорректировать в ближайшие месяцы жизни малыша.

Во второй и третий месяцы режим дня ребенка не сильно отличается от первого. Единственное, что малыш меньше спит и вы это можете откорректировать по времени сами и конечно – ребенок будет больше времени проводить в общении с родителями, игрушками, окружающим миром. Чем старше малыш, тем сложнее будет установить ему режим. Но, тем не менее, вы, как родитель сможете это сделать, главное – желание. Здоровья вам и вашему малышу!

Приветствую вас, дорогой читатель, на сайте «Сонная кантата». В этой статье поговорим о злободневной теме для многих родителей:

нужен ли ребенку режим, как установить его, почему так важно приучать малыша к распорядку дня, чем чревато его отсутствие.

Доверимся мнению известного психолога и многодетной маме, Екатерине Бурмистровой.

Она считает, что четкий распорядок, продиктованный здравым смыслом, родительскими установками и требованиями, необходим для нормального , формирования у него устойчивой психики.

Многие младенцы сохраняют потребность до шести лет, некоторые перестают спать в более раннем возрасте. Однако любая мама знает, что малыш, не поспавший днем, становится к вечеру утомленным и трудноуправляемым. Чем младше ребенок, тем больше его нервозность зависит от наличия режима.

Как режим влияет на развитие

В современном обществе очень мало рождается детей-флегматиков, которые настолько спокойны, что способны . Основная масса младенцев (20%)- сангвиники и холерики, очень активные, доводящие себя до сильного перевозбуждения. Именно для таких «энерджайзеров» режим необходим в первую очередь.

Родители, отрицающие четкий распорядок для своего малютки, рискуют получить трудновоспитуемого и сложного ребенка . Без достаточного сна малыш пребывает в состоянии постоянного возбуждения, которое мешает адекватно воспринимать окружающий мир, реагировать на просьбы родителей, общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Режим дня должен восприниматься малышом, как картина мироздания , в которой все гармонично: день сменяет ночь, а на смену играм всегда . Так живут все, так устроен мир. Это понимание следует внушить крохе.

Распорядок дня, с постоянно повторяющейся сменой занятий, дает ощущение стабильности и надежности окружающей жизни . Он помогает ребенку настраиваться на нужное действие: если папа купает, значит, мама споет колыбельную, а потом последует сон.

От правильного режима зависит нормальное физиологическое развитие детей до трех ле т. После трех лет, когда малыш становится более самостоятельным, важно сохранить распорядок дня, изменяя его в соответствие с меняющимися биоритмами и желаниям малыша. Отправляясь на прогулку, мама может учесть желание сына играть на этой площадке или другой, но вопрос идти гулять или нет, должна решать мама.

Распорядок в жизни ребенка нужен обязательно, но он не должен походить на расписание рабочего дня министра.

Как с режимом не «перегнуть палку»

Слишком строгий и плотный режим будет утомлять ребенка. Стоит присмотреться, прислушаться к растущему человечку и уловить наилучшее время для кормления, сна, прогулки, развивающих игр. Даже самые маленькие крошки имеют свои биоритмы , которые чуткие мамы и папы могут определить, и подстроить под них весь распорядок дня.

Каждый ребенок уникален, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, позволяйте ему быть самими собой, оставляйте ему для этого время. Не следует слишком перегружать малыша, чтобы не погасить его творческую жилку.

Составляя общий распорядок дня, оставьте в нем время для свободной игры. Тогда режим не будет малышу в тягость, сформируется привычка к ответственности и организованности, самодисциплине, так необходимая в школе.

В каком возрасте ребенок сам определяет свой режим

Дети 7 лет должны уметь самостоятельно вечером и вставать утром по будильнику, способность различать свои биоритмы у них уже сформирована. Родители могут передать им ответственность за соблюдение привычного распорядка дня, оставив за собой право контроля.
На этом этапе взросления важно научить ребенка правильно распределять время между играми и учебой.

Важные моменты режима

  • Ответственность за соблюдение собственного режима должна расти вместе с взрослением малыша.
  • Обязанности в семье. К примеру, бытовые: собирать игрушки каждый вечер самостоятельно у самых маленьких, соблюдение порядка в своей комнате у детей постарше.

Наделение обязанностями в семье поможет избежать перекосов воспитании, таких как потребительское отношение и эгоизм.

Если в дошкольный период ребенок не был приучен к порядку, то ему придется испытать сильный стресс при переходе к школьному ритму жизни.

Чтобы помочь самому маленькому малышу привыкнуть к распорядку, используйте наглядные картинки или плакаты.

Если вы изготовите их вместе с детьми, будет просто замечательно. Элементы Расписания дня (доброе утро, чистим зубки, заправляем кроватку, кушаем, собираемся на прогулку и так далее) можно вырезать из журналов, распечатать из интернета, нарисовать самим.

С помощью этого Расписания, помогайте ребенку настраиваться на следующее действие заранее: «Что Наташа, будет делать после того, как почистит зубки?»

Если Наташа закапризничает и не захочет чистить зубки утром или убирать игрушки перед сном, плакат тоже поможет: «А на картинке что нарисовано? Все дети так делают».

Для деток, умеющих писать , купите готовые расписания, пусть они самостоятельно заполнят графы и проникнутся ответственностью момента.

Дети, предшкольного возраста , заполняя Расписание с часами, могут одновременно учиться разбираться во времени.

Также можно начать приучать ребенка ценить время , объяснив ему, что то или иное действие можно делать с разной скоростью.

Для этого вполне подойдет таймер и элемент игры во время одевания-раздевания: «А давай научимся с таймером одеваться быстрее!»

Это простое упражнение в дальнейшем поможет понять основы тайм-менеджмента, которые необходимо усвоить в конце первого класса. Малыш должен осознавать временные отрезки в 5 или 10 минут, час или полчаса, понимать какое действие он сможет успеть сделать за этот временной период.

Ребенку важно понять, что научившись правильно распределять свои занятия по времени, он успеет посмотреть мультики, погулять, поиграть с собакой.

Необходимо, чтобы взрослый постепенно уменьшал свою ответственность в этом вопросе, (оставляя лишь право контроля) предоставляя малышу развиваться и двигаться дальше. К третьему классу детям нужно иметь навык ориентирования во времени и привычку к распорядку дня.

Научное обоснование необходимости режима

По данным статистики 85% современных людей являются ритмичными людьми, им легче жить по определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать и просыпаться. Людей, не приемлющих порядок и страдающих от режима, всего около 5%. К тому же эта особенность проявляется не в детстве.

Человек любого типа в режиме живет легче, он затрачивает меньше энергии и сил. Есть научный термин, «динамический, временной стереотип» (введен Павловым) - реакция организма на время:

Если человеку дают пищу в одно и то же время, то в его желудке заранее выделяется сок, что облегчает переваривание пищи и уменьшает энергозатраты.

У человека, привыкшего , мозг и весь организм заранее перестраивается на другой ритм работы, готовясь ко сну.

Режим бодрствования и сна - это формирование полезных охранительных привычек на всю жизнь, которые поддерживают в стрессовых ситуациях, сопровождаемых депрессией и бессонницей. Если выработан определенный распорядок действий перед сном и утром при пробуждении, выстоять организму, когда нарушается психика, гораздо легче.

дети изначально склонны к порядку, они любят порядок, им легче жить по распорядку. Режим необходим для нормального физического и психического развития малыша.

Я полностью согласна со всеми доводами психолога. А как считаете Вы? Нужен ли детям распорядок жизни?

Дети не рождаются с режимом, но это не значит, что он не нужен. Абсолютно все сходятся в том, что дети лучше себя чувствуют в понятной и предсказуемой среде. Слово режим у нас избито тем, что являлось не режимом, а графиком. Разумный режим гибок, меняется с ребенком, и предполагает ПОВТОРЯЕМОСТЬ и ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, а не привязку к часам. Такой режим состоит из сменяемых периодов СНА (С) и ВРЕМЕНИ БОДРСТВОВАНИЯ (ВБ) (в которые происходит кормление, игры, смена подгузника, купание, колыбельные, засыпание и проч). Здесь и далее период бодрствования включает время от момента, как ребенок открыл глаза, и до того момента, как он фактически заснул.

Таким образом, Режим состоит из повторяемых и предсказуемых циклов, каждый из которых состоит из Времени Бодрствования (включая кормление) и Сна. Длина этих циклов будет варьироваться в зависимости от возраста, и составлять, например, 2.5 часа у новорожденного, 3 часа у ребенка 3 месяцев, 4 часа у ребенка 4 месяцев и так до 6 месяца, когда ребенок обычно переходит на 2 дневных сна, и вводится прикорм. Эти циклы естественным образом регулируют частоту кормлений, то есть она вырастает с 2.5. часов у месячного ребенка (кормите по требованию первый месяц), до 4 часов у 4 месячного, что соответствует естественным промежуткам большинства детей. Тем не менее, в этом нет жесткой обязаловки, и если для вашего ребенка подходит есть несколько раз в течение ВБ, и прекрасно. Главное, чтобы он достаточно запасал питательных веществ, чтобы проспать следующий сон, а это несколько сложнее делать на частом кормлении по малу.

Внутренние часы большинства детей требуют раннего укладывания на ночной сон, так как большинство детей просыпаются в 6-8 утра. Соответственно, для того, чтобы получить норму ночного сна (11-12 часов), ребенок должен и лечь в 7-8 часов вечера. Многие родители предпочитают укладывать позже, чтобы пообщаться с родителем, которые допоздна работает. Это понятно, но это не помогает ребенку. Я считаю, что потребность ребенка важнее, и поэтому можно найти возможность общаться с утра.

Также многие прибывает в заблуждении, что чем позже они уложат ребенка спать, тем дольше те проспят. Хотя исключения бывают, чаще всего случается прямо противоположное, и дети и родители оказываются невыспавшимися и измотанными.

Ниже приведен примерный режим для ребенка разных возрастов (соотношение с часами - формальное)

6 недель
Подъем: 7:00
Кормление скажем 7:15
Сон 1:7:45 - 9:15
Кормление 9:30
Сон 2: 10:00 - 12:00
Кормление 12:00
Сон 3: 12:50 - 14:20
Кормление 14:30
Сон 4: 15:00 - 17:00
Кормление 17:00
Сон 5 (короткий): 17:45 - 18:15
Купание
Кормление 18:40
Засыпает на ночь 19:15
Сонное кормление 22:30 (это кормление можно делать тихо спящему ребенку, постаравшись его не разбудить - оно сохранится до 6 месяцев, и может помочь сбросить раньше более сложные для родителей утренние кормления)
Просыпается на кормления 2-3 раза

3 месяца
Подъем 7:00
Кормление 7:15
Сон 1: 8:30 - 10:00
Кормление 10:15
Сон 2: 11:30 - 12:30
Кормление 13:00
Сон 3: 14:00 - 16:00
Кормление 16:00
Сон 4 (короткий) 17:30 - 18:10
Купание
Кормление 18:50
Засыпание на ночь - 19:30
Сонное кормление 22:30
Просыпается на кормление 1-2 раза

4 месяца
Подъем 7:00
Кормление 7:15
Сон 1: 9:00 - 11:00
Кормление 11:15
Сон 2: 13:00 - 15:00
Кормление 15:15
Сон 3 короткий: 17:00 - 17:40
Кормление 17:40
Купание
Кормление 18:50
Засыпание на ночь - 19:15
Сонное кормление 22:00
(ребенок может уже отказаться от кормлений, но может сохранить одно в районе 4 утра)

6.5 месяцев
Подъем 7:00
Кормление 7:15
Завтрак прикорм
Сон 1: 9:45 - 11:45
Кормление 11:45
Обед прикорм
Сон 2: 14:30 - 16:30
Кормление 16:30
Ужин прикорм
Купание
Кормление 18:30
Засыпает на ночь 19:00
Можно сбрасывать сонное кормление
Может спать всю ночь, или сохранять 1 кормление в районе 4 утра

9 месяцев
Подъем 7:00
Завтрак и кормление по усмотрению
Сон 1 10:30 - 12:30
Обед и кормление по усмотрению
Сон 2 короткий 16:00 - 16:40
Ужин и кормления по усмотрению
Купание
Кормление 18:30
Засыпание на ночь 19:00
Может спать всю ночь или сохранять 1 кормление в районе 4 утра
- по привычке.

1 год
Подъем 7:00
Завтрак
Обед
(кормления по усмотрению)
Сон 12:00 - 14:30
Полдник
Ужин
Купание
Засыпает на ночь 19:00
Не просыпается на кормления

2 года
Подъем 7:00
Завтрак
Обед
Сон 13:30 - 15:00
Полдник
Ужин
Засыпает на ночь 20:00

Данные примеры приведены, чтобы показать динамику снов и ВБ, распределение кормлений примерное и может быть свободным. Я, например, предпочитаю кормить в начале ВБ в два подхода с промежутком в полчаса.

ВВЕДЕНИЕ РЕЖИМА

Начните с того, что присмотритесь и узнайте своего ребенка. Я не хочу сказать, что вы его не знаете, уверена, что знаете, я говорю его темпераменте, привычках в еде, сне, успокоении. Прислушайтесь и присмотритесь к нему в течение нескольких дней. По-настоящему прислушайтесь, как будто бы от этого зависела ваша жизнь. Вы увидите какие-то закономерности, возможно, другую сторону вашего ребенка. Ничего не получится, если вы этого не сделаете. Вы должны прислушаться к тому, что он говорит на своем младенческом языке, понять его темперамент, чтобы потом следовать тем методам, которые подходят ему.

Далее нужно ввести хороший режим - это основа хорошего сна и выспавшегося, спокойного ребенка. Если у вас нет режима, ребенок не знает, чего ждать. Режим и ваши ожидания должны соответствовать типу вашего ребенка и его потребностям. Режим, о котором я говорю, может быть введен с рождения или гораздо позже (чем раньше, тем легче всем, естественно). Этот режим гибок и для родителя, и для ребенка. После того, как в мире ребенка появится некое постоянство, и он будет понимать, чего ждать, можно сфокусироваться на техниках укладывания и избавлении от ночных просыпаний. Успех будет зависеть также от возраста ребенка и его темперамента. Отучить от укачивания 3 месячного можно за 3 дня, 2 летнего - существенно тяжелее.

Ставьте реальные цели. Нельзя ожидать от месячного ребенка 12 часов ночного сна. Возможно кто-то скажет, что у них такое было, но большинство детей в этом возрасте будут просыпаться как минимум 2 раза. Не ждите, что вы справитесь сами, особенно если проблемы тянулись месяцами и годами, и будет быстрое избавление, привлекайте помощь. И, самое главное, не сдавайтесь Моя старшая спала отвратительно с первого своего дня, но к 6 месяцам она стабильно спала свои нормы и засыпала сама. С того времени было много срывов на зубы, скачки развития, страхи и прочее, но после недели - двух все возвращалось, так как режим - вещь великая. Младшему 3 месяца, я была умнее и опытнее. Несмотря на необходимость в постоянном укачивании на дневные сны и половину ночи в первые 2 месяца из-за газиков, к 3 месяцам мы без минуты плача научились засыпать сами на дневные и ночные сны и спать 11.5 часов ночью с 1 кормлением.