Картотека по конструированию в подготовительной группе. Картотека проблемных ситуаций по конструированию в старшей группе

Задания по плоскостному конструированию

Задание 1 . «Знакомство с основными геометрическими фигурами». После беседы по картинкам попросите ребёнка показать квадрат, треугольник, круг, затем обвести карандашом фигуры, изображённые пунктиром, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…»

Задание 2: «Найди и назови». Предложите ребёнку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив её из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает. И цвет, который он выбрал для раскрашивания.

Задание 3. «Флажки и гирлянды». Предложите детям каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуру, изображённые пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

Задание 5. «Паруса» . Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие ещё им фигуры известны. После этого дети отыскивают мелкие треугольники, затем большие. Помогите им,если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение.

Задание 6. « Выкладывание фигур » . Детям предлагают схемы (уменьшенного размера) и геометрические фигуры для выкладывания изображения. После выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего тебе понадобилось фигур для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»

Задание 7. « Найди лишнее ». На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

Задание 8. « На что похоже? » Воспитатель поочерёдно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар, колобок, солнышко, лицо, воздушный шар, берет и т.

Задание 9. « Конструируем из палочек » . Детям раздают палочки разной длинны, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

Задание 10. «Конструирование по схеме». Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данное изображение из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Задание 11. «Обустрой комнату». Воспитатель предлагает детям лист бумаги(35*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обустроить его кирпичиками(стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладёт его рядом. Затем достаёт геометрические фигуры и предлагает подобрать по форме на предметы мебели(квадрат – табуретка, прямоугольник –кровать и т.д.)

Картотека дидактических игр

Игра «Лесенка для белочки»

Дидактическая задача . Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.

Игровая задача . Построить лесенку для белочки.

Ход игры : Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Спрашивает у белочки, где ей ещё хочется поскакать. Белочка говорит о своём желании на ухо воспитателю. Воспитатель строит лесенку, а дети отгадывают, что это такое. Воспитатель сообщает, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить ещё одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя)

Игра «Построим дом для мишки и зайчика»

Дидактическая задача . Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройке соразмерные игрушки.

Ход игры : Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика и предлагает построить для них домики. Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы. Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и сам мишка. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как он сам.

Игра «Построим сарай для цыплят»

Дидактическая задача. Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу.

Игровая задача . Построить сарай для цыплят и вольер для курочки.

Ход игры : Воспитатель приносит в группу желтеньких цыплят (настольные игрушки).

Воспитатель. Комочки желтые не спят,

Комочки желтые пищат.

Они родились лишь вчера,

А нынче бегают с утра.

Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет. Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку – образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластилин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплята довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят.

Игра «И будет горка во дворе»

Дидактическая задача . Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы.

Игровая задача . Обустроить зимнюю площадку для зверей.

Игровые правила . Возвести постройки для зверей, подходящие по цвету к их шубам, Удобные для игры.

Игра «Приглашение»

Дидактическая задача . Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровая задача . Изготовить пригласительные билеты на ёлку.

Игровые правила . Для каждого героя подобрать и украсить приглашение в соответствии с формой окошечка.

Игра «Построим башенку для принцессы»

Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает её на стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома). Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, всё, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».

Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручный материал. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом – башня. Вы довольны,принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».

Игра «Строим забор»

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: « Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверушек.

Дом построен,и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук – тук, перестук,

Доски обтесали,

Тук – тук, перестук

Крепко прибивали.

Конструирование старшая группа

Тема

«Цветочная полянка»

Формировать представление об осенних цветах. Учить изготавливать композицию из лепестков живых цветов и листьев, стеблей, травы. Учить чередовать по цвету. Развивать конструктивные способности. Воспитывать эстетический вкус.

«Мебель для куклы»

Учить подбирать детали для изготовления мебели. Закрепить название деталей. Уметь делать постройку не похожую на постройку других детей. Воспитывать доброжелательность при обыгрывании построек.

«Корзинка для фруктов»

Учить детей складывать квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратов, делать четкие сгибы, надрезать по линии сгиба, делать объемный предмет. Развивать глазомер, самостоятельность.

«Игрушки-зверюшки» (оригами)

Научить детей сгибать бумагу в разных направлениях, показать основные приемы работы с квадратом-основой. Воспитывать уверенность и инициативность.

«Мебель в моей комнате» (из спичечных коробков)

Учить детей выполнять поделку из бросового материала. Развивать конструктивные способности, воплощать их в реальные предметы. Развивать творчество, воображение.

«Животные» (из коробочек)

Научить детей изготавливать задуманное домашнее животное, путем вырезывания типичных признаков данного животного: ушки, хвостик, лапки, глазки. Вырабатывать умение красиво оформлять, выдерживая относительную величину. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

« Пакет для семян»

Продолжать учить детей работать с бумагой прямоугольной формы. Склеивать готовые формы. Научить детей оформлять свои работы соответствующими рисунками. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

«Грузовая машина» Из больших коробок подгруппами.

Учить детей из коробок выполнить макет грузовой машины, учить вырезывать колеса из плотной бумаги. Закрепить умение работать подгруппами. Воспитывать умение высказывать свои идеи и принимать идеи ребят.

«Центральная площадь нашего города» из строительного материала

Продолжать учить строить разные фасады зданий, планировать этапы постройки. Анализировать конструкции. Воспитывать интерес к окружающей действительности.

«»Птицы» природный материал

Формировать практические навыки при работе с природным материалом. Выполнять поделки по собственному замыслу. Использовать пластилин. Воспитывать интерес к данному виду труда.

« «Волки, лисы да медведи». Из плотных цилиндров.

Учить изготавливать животное из цилиндров, путем наклеивания типичных частей тела: острые ушки, длинные ушки, пушистый хвост и т д. Закрепить навыки вырезывания симметричных частей. Воспитывать творческий интерес.

« Дом»

Сформировать обобщенное представление о домах. Научить сооружать прочную постройку, делать различные перекрытия. Закрепить умение подбирать нужные детали. Воспитывать умение анализировать свою работу, Объективно оценивать работы ребят.

«Панно из ткани»

Учить детей вырезывать из разной ткани элементы для своего панно. Уметь наклеивать, создавать задуманный образ. Воспитывать творчество, эстетический вкус.

«Цветной коврик для гнома» Бумага

Учить делать коврик. Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги. Развивать художественный вкус.

« Юрта» жатые салфетки

Учить детей обклеивать силуэт жатыми салфетками. Над входом приклеивать бумагу скрученную цилиндром. Обозначить шанырак. Воспитывать желание знакомиться с традициями казахского народа.

«Мосты»

Учить конструировать мосты разной конструкции. Научить детей создавать замысел с учетом условий, выраженных словесно: мост длинный, высокий. Самостоятельно подбирать строительный материал, используя детали из конструктора «Автодорога».Воспитывать умение работать в коллективе.

«Карнавальные шапочки»

Учить детей делать карнавальные шапочки, работать с силуэтами, вырезать по контуру, скреплять полоски по обхвату головы. Развивать инициативу и творчество в работе.

«Снеговик»

Учить детей из сыпучих продуктов и носка делать снеговика. Уметь создать образ, используя шарфик, шапочку из ткани. Наклеивая нос и глаза из бумаги. Поддерживать и поощрять инициативу,

«Верблюд» из ниток

Учить детей стричь мелко нитки, затем наклеивать их на силуэт животного, делать хвост и глазки. Развивать творческий интерес.

«Снежная крепость» На прогулке.

Научить детей сооружать снежные постройки, планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели. Возводить постройку коллективно

«Красивая кисе» из риса

Учить детей выкладывать из крупы элементы казахского орнамента на силуэт предварительно нанесенном на него пластилине. Закрепить умение наносить точно по контуру. Развивать эстетический вкус, усидчивость.

«Мебель» строительный материал

Продолжать учить детей строить мебель из строительного материала. Объединять свои постройки общим замыслом. Учить дружно обыгрывать их, создавая сюжет. Развивать конструктивные способности.

«Синичка» оригами

Продолжать учить выполнять работу по показу. Учить складывать основу в разных направлениях, проглаживать места сгиба. Уметь рассказать о последовательности выполнения. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

«Петушок» Природный материал.

Продолжать учить делать поделки из природного материала, используя пластилин для скрепления. Дать возможность самостоятельно подбирать нужный материал, использовать семена растений. Уметь рассказать о своей поделке, предложить игру со своим персонажем

«Веселая мастерская»

Научить детей делать куклы из бросового материала, развивать творчество, воображение, умение доводить дело до конца. Познакомить детей с играми на пальцах.(образцы в тетради)

«Ежик» семечки

Продолжать учить выполнять поделку из природного материала, стараясь создать все характерные признаки животного. Учить работать аккуратно. Воспитывать творческий интерес.

«Ваза для мамы» Пластиковые бутылки.

Продолжать формировать умение выполнять поделки из бросового материала. Уметь воплощать свои задумки в реальность. Развивать воображение, фантазию.

«Детский сад»

Учить коллективно планировать свою деятельность. Договариваться о распределении функций, находить рациональные способы конструирования, Самостоятельно принимать решения.

«Плетение камши»

Познакомить детей с изготовлением камши для подвижных игр. Учить детей использовать предметы-заменители(вместо кости-палочки от старых фломастеров, кожи-цветные веревочки). Учить детей плести из 3 прядей, закреплять косичку. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

«Моя улица»

Закрепить навыки конструирования одноэтажных и многоэтажных домов. Научить детей творчески строить здания разных видов. Закрепить умение самостоятельно отбирать строительный материал. Продолжать создание коллективных построек. Воспитывать любовь к родном угороду.

«Кораблик» оригами

Продолжать учить работать с бумагой. Учить складывать ее в нужном направлении. Учить помогать друг другу. Воспитывать желание добиваться результата самостоятельно.

«Заяц» конус

Закрепить умение сворачивать треугольник, чтобы получилась объемная фигура, дополнять типичными деталями, для получения поделки. Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Воспитывать творческий интерес.

«Человечки» проволока

Научить изготавливать игрушки из проволоки. Научить накручивать спираль, соединять детали. Познакомить со свойствами проволоки. Развиватьтворческие способности.

«Самолет»

Продолжать учить конструированию по образцу. Учить выделять основные части самолета, учить анализировать образец. Уметь подбирать нужные детали. Развивать творческое мышление.

«Божья коровка» из ореховой скорлупы

Продолжать учить создавать образ насекомого из природного материала, использовать различные материалы для создания образа. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

« Любимый сказочный герой»

Учить выбирать объемную форму для поделки: конус, цилиндр, куб. Самостоятельно задумывать предмет изготовления. Закрепить навыки работы с бумагой. Воспитывать самостоятельность

В статье представлены игровые задания с конструктором, разработанным О.А. Скотниковым, Воспитателем России-2013.

Формирование конструктивной деятельностиважный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.

Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.

Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений, несформированность зрительного восприятия, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие мыслительной деятельности считается характерным для детей-логопатов. Поэтому конструирование в детском саду можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи, способную решать многие задачи, а именно: развитие

  • зрительно-моторной координации,
  • глазодвигательных функций,
  • фиксации взора,
  • словесной ориентации,
  • мелкой моторики пальцев рук,
  • умения делить сложную форму на составные части,
  • соотносить размеры объектов,
  • определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.

Предлагаю вашему вниманию практические игровые задания для детей 5-6 летнего возраста.

Все задания расположены в порядке нарастания уровня сложности и направлены на поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения конструкторской деятельности.

Конструирование в детском саду с детьми старшей группы я начинаю с практических заданий с палочками. Весь набор состоит из 20 палочек, с помощью которых ребенок по образцу выкладывает различные фигуры-силуэты .

Такая деятельность позволяет научить ребенка воссоздавать целое предмета из отрезков и переводить практические, внешние действия во внутренний план.

После того как задание будет выполнено, обязательно вместе с ребёнком необходимо определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы.

Дальнейшая работа идет с плоским треугольным конструктором, который мы назвали «Сказочные треугольники».
Весь набор конструктора состоит из 16 равнобедренных прямоугольных треугольников разного размера, полученных путем разрезания трех квадратов со стороной 10 см, так как показано на рисунке:


Вся работа с данным конструктором разбивается на 6 этапов:

На первом этапе ребенок должен научиться проводить зрительный анализ положения одного треугольника, ориентируясь на его три стороны, одна из которых длинная, а две другие – короткие и одинаковые по длине. Поэтому для начала пусть ребенок попробует расположить на столе свой треугольник, в соответствии с образцом. Разных положений у такого треугольника может быть до 8.

На втором этапе ребенок получает еще один треугольник и пробует составить из них новые геометрические фигуры, такие как квадрат, треугольник и четырёхугольник. Причем детей необходимо всегда спрашивать, а как они получили ту или иную фигуру? Какими сторонами нужно соединить треугольники, чтобы получился квадрат, треугольник или четырехугольник?. То есть необходима вербализация практических действий.

На третьем этапе ребенок получает еще два треугольника. В этом случае педагог может давать подсказки, например: «Постройте из четырех треугольников прямоугольник. Но не забывайте, что любой прямоугольник можно сложить из двух квадратов, а как делать квадраты из треугольников вы уже знаете» или «Вы знаете, что квадрат можно сложить из двух треугольников, а, построив два больших треугольника из маленьких, вы можете сложить их в квадрат».

Такие же подсказки могут делать сами дети, которые самостоятельно выполнили задание, на крайний случай результат можно всегда показать на магнитной доске, используя четыре больших треугольника.


На четвертом этапе используются 2 больших треугольника и 4 средних.

Из данного набора треугольников дети составляют разные геометрические фигуры по образцам. Некоторые способы дети придумали сами.


На пятом этапе понадобятся 8 маленьких треугольников.

Задания усложняются тем, что образцы постепенно становятся полурасчленёнными.


На шестом этапе понадобятся 2 больших треугольника, 4 средних, 8 маленьких (весь набор).

На этом этапе я попытался сделать некий синтез конструирования и сказки. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора.

Сказка «Заюшкина избушка».

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла, а у зайца стоит по-старому.



Лиса попросилась к зайчику погреться да его из избушки-то и выгнала. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собака.
— О чём, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
— Не плачь, зайчик, говорит собака, — я её выгоню.



Подошли они к избушке.
— Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.

Сел зайчик под кустик и плачет. Идёт мимо медведь.
— О чём, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
— Не плачь, зайчик, говорит медведь, — я её выгоню.
— Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.
— Нет выгоню!




Пошли к избушке. Медведь как заревёт:
— Поди, лиса, вон!
А она ему с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и ушёл.

Сидит зайка под кустиком и плачет. Идёт мимо петушок, золотой гребешок, и косу на плече несёт.
Увидал зайчика и спрашивает
— Что ты, зайка, плачешь?
Рассказал ему зайчик про свою беду.
— Пойдём, я её выгоню, говорит петушок.
— Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал.
— А я выгоню, пойдём!




Подошли к избушке. Петух и запел:

А лиса испугалась и говорит:
— Одеваюсь…
— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Поди, лиса, вон!
А она говорит:
— Шубу надеваю…
Петух в третий раз как закричит:
— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Она и выскочила из избушки, в лес убежала.
И стали они жить –поживать в лубяной избушке.

По мотивам сказки «Гуси-лебеди».

Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Доченька, — говорила мать, мы пойдём на работу, а ты братца береги. Со двора никуда не уходи.




Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, да и заигралась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – нету братца! Выбежала она в чисто поле и только видела, как гуси-лебеди уносят братца за тёмные леса.



Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, видит – печь стоит.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
— Почини мою трубу – скажу.
Поможем девочке починить трубу?



Показала печка, куда лебеди полетели. Девочка дальше побежала. Видит – яблоня стоит. Яблоки на яблоне спелые. Тяжело яблоньке столько яблок держать – вот-вот ветки поломаются.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Сними с меня яблоки – скажу.
Девочки все яблоки сорвала с яблони. Стоит яблоня без единого яблочка – нарадоваться не может. А вы сможете яблоню без яблок собрать?

Показала яблоня, куда гуси-лебеди полетели. Девочка дальше побежала. На пути у девочки – река-глубока, круты берега.
— Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?
— Я бы тебе сказала, — говорит речка, да что толку. Мост через меня сломался. Вот если бы ты его починила…
Поможем девочке мост починить?



Девочка перешла речку через мост и побежала дальше. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках.



Девочка обошла избушку, видит, а на крылечке братец сидит, серебряными яблочками играет. Девочка взяла братца и побежала. Гуси-лебеди — в погоню. По дороге домой речка спрятала их под мостом, яблоня – прикрыла ветвями, а печка за дверцей.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели обратно. А девочка с братцем прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли.

После занятий с треугольным конструктором ребята готовы осваивать другие плоские конструкторы, которые состоят не только из треугольников, такие как «Пифагор» и «Танграм».

Я же хочу представить другой плоский геометрический конструктор, который можно назвать «Пифагор-2».

Квадрат размером 10х10 см разрезается, так как показано на рисунке, в результате чего получаем 9 геометрических фигур: 4 больших треугольника, 2 маленьких, один средний, квадрат и прямоугольник.

Перед тем как работать с образцами, ребята выполняют несколько заданий с определенными фигурами.

Задание 1.
Возьмите 2 больших треугольника и квадрат. Сделайте: прямоугольник, треугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.

Задание 2.
Возьмите 2 маленьких треугольника и средний. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.

Задание 3.
Возьмите 2 маленьких треугольника, средний и большой треугольник. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.


Следующий конструктор тоже авторского исполнения и по аналогии с «Танграмом» я его назвал «Треграм» , так как получен путем разрезания равностороннего треугольника. Игровые задания с таким конструктором можно проводить на заполнение и составление плоскостных изображений из наборов геометрических фигур. Равносторонний треугольник из картона (длина стороны 20 см, каждая из которых поделена на 5 равных частей по 4 см) разрезается на 10 фигур, как показано на рисунке.

В итоге получается 4 маленьких треугольника, 2 ромба, трапеция, параллелограмм, большой треугольник и шестиугольник.

Вся работа также строится поэтапно.

На первом этапе дети знакомятся со всеми частями конструктора, составляя их из треугольников и других маленьких фигур:

1. Присоединив друг к другу два треугольника, дети получают ромб.
2. Присоединив к ромбу ещё один треугольник, дети получают трапецию, которую можно сделать и с помощью трёх треугольников.
3. Присоединив к трапеции ещё один треугольник, дети получают параллелограмм. Эту же фигуру можно составить и из других маленьких фигур.
4. Далее дети путём наложения маленьких фигур на большие сами делают выводы, из каких фигур их можно сложить.

На втором этапе дети заполняют внутреннее пространство фигур-силуэтов на листах, используя все части конструктора.


На третьем этапе дети составляют плоскостные изображения по расчленённым образцам с постепенным переходом к частично расчленённым.


На четвёртом этапе дети моделируют изображения по собственному замыслу.

По типу «Никитинских кубиков», я сделал ещё один плоский конструктор . Этот набор состоит из 15 квадратов 5х5 см:

  • 8 квадратов закрашены наполовину по диагонали;
  • 3 квадрата закрашены полностью;
  • 4 квадрата чисто белые.

На первом этапе игровых заданий мы используем только 4 квадрата, закрашенных наполовину, и по образцу все изображения составляем только из них.


На втором этапе дети составляют изображения из 9 квадратов, используя весь набор.