Положение об организации коррекционных занятий в школе VIII вида. Специальные коррекционные занятия

Пояснительная записка

Занятия в « Клубе почемучек» являются специфическими для обучения школьников с ограниченными возможностями. Занятия по предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов познавательной деятельности детей.

Исходя из необходимости развития высших психических функций младших школьников, наиболее расширяющей кругозор и обладающей коррегирующей функцией подходят отдельные разделы программ: «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык»

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении учебным предметам, обогащение и уточнение словаря расширении представлений о непосредственном окружающем мире.

Коррекционные занятия готовят учащихся с нарушениями интеллекта к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

Данная программа рассчитана на детей, первого класса обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).

Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК. Дети поступали в данный класс с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся первого класса

Основное содержание коррекционных занятий предполагает работу по коррекции и развитию психических процессов, восполнению пробелов в знаниях обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости и направлено на развитие интереса к учебной деятельности, выработке умения слушать и выполнять задания, обслуживать себя, упражнять в формировании санитарно-гигиенических навыков;

Программа коррекционных (дефектологических) занятий составлена с учетом данных диагностических мероприятий, анализа результатов элементарных письменных навыков, рисунков;

Цель индивидуально-коррекционных (дефектологических) занятий : создание условий для развития и коррекции психических процессов обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости; восполнение пробелов в их знаниях; повышение познавательной активности обучающихся; развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи; воспитание интереса и потребности к речевому общению;
применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;
повышение познавательной активности обучающихся, воспитание положительных привычек и навыков.

Задачи:

Развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:
1. Восприятие:
-учить распознавать предметы, явления и действия;
-продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;
-продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;

2. Память:
- совершенствовать непроизвольное и развивать произвольное запоминание учебного материала;

3. Мышление:

Совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;

Учить анализировать, делать выводы;

Развивать речь во всех видах деятельности:
-обогащать словарь;
-развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
-развивать связную речь

Развивать общую и мелкую моторику:

Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:

Воспитывать санитарно-гигиенические навыки

Методы и формы обучения:

Методы по источнику знаний:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа)
-наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО, иллюстраций)
-практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, практическая работа, игра, упражнение).

Формы занятий : экскурсии, занятия с элементами моделирования ситуаций и сюжетно-ролевыми играми, с элементами театрализации.

Количество часов: по рабочей программе 66.

Данный коррекционный курс соответствует образовательным областям: «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык»

является пропедевтическим к учебным дисциплинам начальной школы названных образовательных областей.

Основные задачи и направления работы

Основная цель коррекционного курса « Клуб почемучек » заключается в коррекции и формировании у учащихся первого класса с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений, подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык».

Реализация цели курса предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:

    Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

    Коррекция основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыки группировки, классификации, сравнения,синтеза.

    Развитие логического мышления.

    Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.

    Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги;

    Воспитание культуры речевого общения

    Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.

Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Образовательное направление

В основе работы в образовательном направлении лежит коррекция и продолжение работы по формированию сенсорной культуры ребенка: накопление им чувственного опыта, уточнение и дифференциация образов восприятия, обобщение и формирование на этой базе представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления являются базовой формой существования знаний (помимо понятий и сведений), формируемой в начальных классах коррекционной школы.

Сенсорное развитие тесно связано с формированием мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому достаточный уровень сенсорного развития ребенка является необходимой базой для дальнейшего формирования умения выделять учебный объект, произвольно концентрировать и удерживать на нем внимание, соотносить увиденное с воспринятым ранее, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать объекты:

Систематическая работа в образовательном направлении позволяет формировать любознательность и наблюдательность учащихся.

Коррекционно-развивающее направление

Произвольное оперирование представлениями возможно благодаря их регуляции со стороны речи. Овладевая речью, ребенок устанавливают связь между словом и образом предмета, слово приобретает для него смысл, появляется возможность пользоваться речью и понимать обращенную речь. В связи с этим особое внимание в программе уделено развитию устной речи детей в следующих направлениях:

Расширение словарного запаса

накопление тематического словаря в рамках изучаемых тем;

формирование умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания;

обучение участию в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, проводить элементарные обобщения).

Воспитательное направление

На материале курса проводится гражданское воспитание учащихся.

Ожидаемые результаты освоения программы :

    Наличие интереса к содержанию занятий, процессу и результату своей деятельности на занятиях.

    Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях между ними.

    Владение практическими умениями взаимодействовать с объектами изучения.

    Проявления активности и самостоятельности в работе на уроке, в применении сформированных знаний и умений при решении новых учебных и учебно-бытовых задач.

Методическая литература:

И.М.Бгажнокова. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М.Бгажнокова. - М.: ВЛАДОС, 2007

Е.Ф. Бортникова Развиваем математические способности- « Литуп-опт»,2013-32с.

Е.Ф. Бортникова Развитие логического мышления- Литуп-опт»,2013-32с.

Конспект развивающего занятия для 4 класса коррекционной школы 8 вида

Автор : Соловьева Елена Александровна, ОГБОУ "Школа №23" г.Рязань
Описание материала :предлагаю конспект развивающего занятия для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии дети выполняют разные упражнения на развитие воображения. Данный материал будет интересен учителям начальных классов, педагогам-психологам, молодым специалистам.

Цель : развитие когнитивных процессов
Задачи : способствование развития творческого воображения, фантазии.

Упражнение 1. “Придумай окончание рассказа”
Цель:
Ход упражнения:
Рассказ 1. По грибы
Андрюша с Надей собрались в лес, по грибы, дедушка дал им по лукошку и сказал: «Ну-ка, кто больше наберет?»
Вот они шли-шли, собирали- собирали, пошли домой. У Андрюшки - полное лукошко, а у Нади - половина. Надя сказала: «Андрюша, давай меняться лукошками». «Давай», - согласился Андрюша. Вот они пришли домой, дедушка посмотрел и говорит: «Ай да Надя! Гляди-ка, больше Андрюши набрала»…
Рассказ 2. Земляника
Вот и земляника поспела. Бабушка с Наташей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка собирает в кружечку, а Наташа - в рот. Пришли они домой. У бабушки полная кружечка, а у Наташи нет ничего, даже дедушку угостить нечем …
Рассказ З. Леденец
Мама уходила из дома и сказала Мише:
- Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо, не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.
Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл в буфете дверцы. Стоит и смотрит в буфет. А в буфете стояла сахарница. Он взял ее, поставил на стол, открыл крышку, а там сверху леденец лежит. Миша запустил в сахарницу руку, вытащил леденец и стал сосать. Пососет и посмотрит, много ли еще осталось.
Наконец, леденец стал совсем маленьким, со спичку. Миша положил его в рот, а сахарницу хотел поставить на место. Взял ее, а она прилипла к рукам и - бух на пол. Разбилась на две половинки...

Упражнение 2. “Яркое из простого”
Цель: способствование активации творческой активности, фантазии.
Ход упражнения: Вам даны 4 предложения, постарайтесь превратить их в очень яркие праздничные и красивые предложения:
1. Музыкант держит в руках флейту.
2. Картофель созрел на полях.
З. дети ушли гулять.
4. Мама поставила цветы в вазу.
5. День закончился, наступила ночь.

Упражнение 3. «Незаконченные фигуры»
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 - 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.

Упражнение 4. “Придумай рассказ”
Цель:
Ход упражнения :Придумайте рассказы, в которых первые предложения будут такими. (В рассказе должно быть не более 10 предложений.)
1. Кошка приближалась бесшумно к своей жертве.
2. Дверь закрылась.
З. Маленькая звезда, улыбаясь, смотрела на землю.
4. Надвигалась буря.

Упражнение 5. “В лапах злого волшебника”
Цель: способствование активации творческой активности, воображения.
Ход упражнения : вы попали к злому волшебнику. Он отпустит вас, если вы:
- нарисуете картину, в которой несовместимые вещи станут совместимыми;
- расскажете о стране и людях, доселе нам неизвестных;
- придумаете новое блюдо, которое не пробовал еще ни один человек.

Упражнение 6. “Машина времени”
Цель: способствование активации творческой активности, воображения.
Ход упражнения: мы отправляемся в путешествие на «машине времени». Мимо нас пролетают века и страны. Машина сама определяет, в каком веке и стране совершить остановку и указывает на любого из нас. Задача того, на кого укажет машина, представить себя в этом веке и в этой стране, придумать о себе небольшой рассказ.

Завершение занятий. Рефлексия. Что больше всего понравилось на занятиях? Что больше всего запомнилось на занятиях?
Ритуал прощания.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа – интернат станицы Старолеушковской

Утверждено

Решением педсовета

Протокол № 1 от 30.08. 2016 г.

Председатель педсовета

А. А. Жогло

Подпись руководителя ОУ ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Уровень образования (класс) (Начальное общее образование,

1 – 4 классы/ 1 класс)

Количество часов 66 ч.; уровень (базовый)

Настоящая программа разработана на основе:

по развитию психомоторики и сенсорных процессов

для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида Л.А. Митиевой, Э.Я. Удаловой

Составила:

Дыдарь Елена Александровна,

Учитель - дефектолог,

первая квалификационная категория

Ст. Старолеушковская 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:

1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;

2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

11. Учебный план ГБОУ школа-интернат станицы Старолеушковской.

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ VIII ВИДА.
Статью подготовила
Кравцова Ирина Владимировна
Учитель ритмики
ГБОУ школа №10 г. Белореченск
Понятие коррекционно-развивающей работы в школе VIII вида.Во вспомогательной школе обучение органически связано с коррекцией недостатков познавательной деятельности,всей личности ребенка.Только единство обучения и коррекционно-развивающей работы обеспечит правильное формирование психических функций аномального ребенка, их необходимую перестройку. Коррекционно-развивающая работа состоит из нескольких направлений:1.Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний;2.Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.3.Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.Коррекционные учреждения VIII вида создаются для обучения детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.Все учебные предметы группируются в два блока – образовательный и коррекционно-развивающий. Базисный план включает общеобразовательные предметы: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, пение и музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение. Школа VIII вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ. В учебный план также включены специальные предметы: «Социально-бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», имеющие коррекционную направленность.К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психомоторики и сенсомоторных функций.Наполняемость классов не более 12 человек. Продолжительность урока 40 минут, а для 0-1 классов 30-35 минут. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. Объём материала сокращён по годам обучения.Не существует отдельной программы коррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием конкретного учебного предмета. Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями. Характерен замедленный темп обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов. Необходимо осуществлять повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. При обучении максимально опираться на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы. Упрощать знания, умения, навыки с учётом возрастных и психофизических возможностей ребёнка. Весь материал, который учитель даёт учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корригирующее влияние. Непосильный пониманию учащихся материал будет заучен механически, это не даст полезных результатов в обучении и развитии, а воспитает привычку запоминать без осмысления. Большое значение имеет наглядность в процессе обучения.Умственно отсталый школьник имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребёнок младшего возраста, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Однако, в отличие от нормально развивающегося ребёнка, такие дети, особенно младших классов, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственная практика, которая лежит в основе обучения и с которой начинается путь к абстрактно логическому мышлению, у них до школы была ограничена. Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Она является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединить наглядность с практической деятельностью. Поэтому урок часто заканчивается, тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке или учитель организует их труд в изготовлении наглядных пособий, которые в дальнейшем используются на уроках. Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая работа будет с ним проводиться. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации, особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий. Например, первоначальные упражнения проводятся под руководством учителя, он исправляет ошибки, дополнительно разъясняет то, что ученикам было недостаточно понятно. По мере овладения правилом самостоятельность их увеличивается.Идея коррекции во вспомогательном обучении -основная его сущность. Без коррекции не может быть вспомогательного обучения. Учителю необходимо знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли и др. свойств того или иного контингента учащихся, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что ученики в состоянии понять и усвоить содержание урока. Каждый ученик имеет индивидуальные свойства, он мыслит, переживает. Трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.Развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным, поэтому обучение в коррекционной школе VIII вида носит коррекционно-развивающий характер. Однако развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционной направленности. В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, но развитие может быть, и не связано с коррекцией.
ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ VIII ВИДА.Индивидуальная коррекционно-развивающая работа в школе VIII вида.Индивидуальные коррекционные занятия имеют как общеразвивающие цели, например, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, так и предметную направленность, позволяющую сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению.Сущность специальной задачи вспомогательной школы состоит в коррекции или в смягчении дефекта умственно отсталого школьника. Поскольку у такого ребенка нарушен общий ход развития в целом, вспомогательная школа охватывает коррекционным воздействием все его стороны: и физическое, и психическое развитие,опираясь при этом на сохранившиеся здоровые начала.7Во вспомогательной школе используются методы, направленные на развитие личности умственно отсталого ребенка, и в первую очередь его активности и самостоятельности.Для того чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребёнком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребёнка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию ребёнка, так и на основании тщательного психолого-педагогического обследования.При обследовании используются широко известные специалистами методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, Р. И. Лалаевой, Т. Д. Фотековой, Т. Б. Филичевой, которые направлены на выявления уровня овладения им важнейшими видами деятельности (предметной, речевой, игровой); развития восприятия; умения осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность); выявление возможных речевых нарушений (фонетико-фонематических, лексико-грамматических, звукопроизношения, связной речи).Опираясь на известное положение Л. С. Выготского о двух зонах развития, при обследовании выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и перспектива дальнейшего развития.В ходе медико-психолого-педагогического консилиума определяется актуальный уровень развития ребёнка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них выстраиваются направления индивидуальной коррекционной работы.Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, всех компонентов речевой системы, сенсорно-перцептивной деятельности с учётом актуального уровня развития.Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учётом возможностей и особенностей ребёнка в рамках реализации основных программных требований.Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:Первый этап– формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой и речевой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений (планомерно дети обучаются сначала действовать методом совмещённых действий, затем отраженно вслед за взрослым и, наконец, ориентируясь на тот образец действий или речи, который продемонстрирован взрослым).Второй этап– формирование у ребёнка начального учебного опыта. Третий этап–на этом этапе каждый ребёнок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации, артикуляционной моторики.Указанные этапы индивидуальной коррекционной работы тесно взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребёнка возможности и предпосылки для дальнейшего обучения.Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока:Развитие психических функций.Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствуется произвольная память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому произвольному и непроизвольному сосредоточению, способности к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия».Также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической и речевой деятельности развиваются не только наглядно-действенное мышление, но и наглядно-образное, а в дальнейшем словесно-логическое. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка», Хорошо – плохо» и др.Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле, пространственных отношений предметов. Затем обучение их пониманию и словесному обозначению пространственных отношений, через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий, понимания лексико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени – третья задача блока.Развитие мелкой моторики.В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статистической и динамической координации пальцев рук ребёнка в сопровождении стихотворного текста для создания интереса, быстрого запоминания игры или упражнения, развития речи, такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются» и др.Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребёнком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приёмов в работе с ребёнком, родительские собрания, открытые занятия.В своей деятельности необходимо избегать шаблонных подходов, стереотипных действий, использую идеи и научные рекомендации других педагогов. Индивидуальные коррекционные занятия являются наиболее эффективной, так как они дают:- возможность рационального использования периода обучения;- положительную результативность;- возможность реализовать и закрепить полученные знания, умения, навыки ребёнка в совместной деятельности;- творческую новизну в работе;- возможность полноценного включения в совместные фронтальные занятия с группой детей.Особенно важное значение принцип индивидуального подхода имеет для обучения аномальных детей ввиду больших индивидуальных различий между ними. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение педагогом каждого ребенка, выяснение причин,характера и тяжести дефекта, времени его возникновения,условий развития ребенка до школы, а также выяснение особенностей его психического и физического развития, характера, интересов, наклонностей.8Можно сделать вывод о том, что именно на индивидуальных занятиях ребёнок начинает демонстрировать свои успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познаёт мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.
Групповая коррекционно-развивающая работа школе VIII вида.
Групповые коррекционно-развивающие занятия представляют собой как правило занятия на уроках. Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога. Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида – это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития.Специальные требования к уроку в школе VIII вида:-Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;-Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;-Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;-Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;-Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;-Опора на более развитые способности ребенка;-Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке в школе VIII вида заключается в следующем:1.рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;2.выбор цели и средств ее достижения;3.регулирование действий учеников; 4.побуждение учащихся к деятельности на уроке;5.развитие интереса к уроку; 6.чередование труда и отдыха.Организовывать учебную деятельность на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится использовать в школе VIII вида приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок в школе VIII вида состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока.Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит, быстро ученик теряет нить рассказа и запутывается.Работа с учебником является сложным видом умственной деятельности, и начинаться должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала учащиеся учатся находить названия учебника, нужную страницу, картинку, текст. Учащихся необходимо научить рациональным приёмам деятельности с аппаратом ориентировки учебной книги: введением, оглавлением, шрифтовыми выделениями, заголовками, абзацами. Важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в аппарате учебной книги, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы. Обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их.В младших классах важное место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространства, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр формируются количественные представления, счётные навыки, расширяется кругозор. Игры должны быть доступны по сюжету и движениям, интересны для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе. Их следует тесно связывать с программным материалом и темой урока. Подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей детей. Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели. Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия. Если учитель на уроке использует, какие либо упражнения то они должны сочетаться с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой. Постепенно ученики должны усвоить, что прежде чем приступить к упражнению, нужно прочитать задание, вспомнить на какое правило данное упражнение, найти и прочитать это правило, посмотреть образец выполнения задания, обратиться за помощью в случае затруднений к учителю. Затем приступить к выполнению задания. Переход от лёгкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шажками», в тесной взаимосвязи с ранее изученным. Например, на уроке письмо и развитие речи работа начинается с применения полученных знаний к отдельным словам. Отработанные слова включаются в предложения, затем в текст. Упражнение должны быть связанны с жизнью, практической деятельностью учащихся. Четкая, целенаправленная система изучения учащихся вспомогательной школы помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует повышению его эффективности.9Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. Следует отметить, что создание такой целостной педагогической системысложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных (коррекционных) школах. В общеобразовательной школе пока не удаётся создать все условия, удовлетворяющие специальные образовательные потребности определённого контингента учащихся.
Подгрупповая коррекционно-развивающая работа в школе VIII вида.
Для эффективного их обучения требуется деление учеников одного класса на подгруппы по психолого-педагогическим признакам.10Для проведения коррекционно-развивающей работы с подгруппой необходимо учитывать тот факт, что предельная наполняемость классов для учащихся с легкой степенью умственной отсталости – 12 человек, классов для учащихся с умеренной степенью – 10 человек. Следовательно, в подгруппах должно быть соответственно 6 человек и 5 человек.Коррекционно-развивающие занятия,организованные по подгруппам, позволяют проводить коррекцию познавательных процессов вместе с коррекцией эмоционально-волевой сферы (по результатам диагностических исследований). Целью коррекционной работы в подгруппах является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. При этом учитель может уделить больше внимания отдельным ученикам.В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы в подгруппе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.11Основным методом обучения в подгруппе должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.По материалам второй главы реферата можно сделать вывод о том, что проведение коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется в следующих формах:индивидуальная работа, коррекционно-развивающая работа с группой,коррекционно-развивающая работа с подгруппой. Практика показывает, что наиболее эффективной является индивидуальная коррекционно-развивающая работа.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ В ШКОЛЕ VIII ВИДА.Процесс обучения любому предмету в специальной (коррекционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность, учитывая контингент учащихся. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида включены следующие: родной язык(чтение, письмо),математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.12 В систему коррекционной подготовки,которая является частью коррекционно-развивающей работы, входят такие предметы как: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(или "окружающий мир"),СБО(социально-бытовая ориентировка),ритмика.
Характеристика коррекционного курса "развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности".
Коррекционный курс по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности является одним из предметов цикла коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.В 1-4классах с помощью этого специфического предмета целенаправленно корригируется общее и речевое развитие умственно отсталых детей. У учащихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения,развивается наглядно-образное мышление; происходит обогащение их словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи. Школьники знакомятся с предметами их ближайшего окружения, с явлениями природы и их сезонными изменениями. В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников. Тем самым восполняются пробелы развития учащихся в период дошкольного воспитания.13В качестве формы осуществления данного вида коррекционного курса на начальном этапе является проведение урока-экскурсии,преследующего своей задачей наблюдение, беседу, действия за предметами и явлениями окружающей действительности. Урок–экскурсия в школе VIII вида - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам и имеют свои особенности. В зависимости от задач в одних уроках в школе VIII вида главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.Любой урок в школе VIII вида, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока в школе VIII вида предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.При подготовке к уроку в школе VIII вида следует помнить порядок составления и ведения:1.Тема урока.2.Тип урока.3.Основная цель урока.4.Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.5.Формы и методы обучения.6.Оценка учащихся.7.Анализ урока.
Характеристика коррекционного курса "социально-бытовая ориентировка".Социально-бытовая ориентировка.
Для более успешной социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые школьники в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Эта проблема в значительной степени решается на занятиях по социально-бытовой ориентировке (5-9классы),на которых учащихся практически готовят к самостоятельной жизни. У них формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации, повышению уровня общего развития, что позволит им посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами жизни. Умственно отсталые дети обучаются преимущественно в интернатах, мало находятся в семьях, иногда семья как таковая вообще отсутствует,или домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему-либо не представляется возможным. Самостоятельно же овладеть умением организовать свой быт доступно не всем выпускникам коррекционной школы VIII вида.Содержание специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке отличает практическая направленность. Учащиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируются умения пользоваться услугами предприятии службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они усваивают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Школьники учатся ухаживать за жилищем, правильно вести бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Им прививают навыки культурного поведения. Содержание социально-бытовой ориентировки как учебных занятий способствует формированию и совершенствованию необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении. Дети усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус.Для успешного усвоения знаний и умений, получаемых на этих уроках, особо значимо максимальное приближение условий их проведения к естественным. Каждый из уроков можно рассматривать как лабораторное занятие, когда после постановки задания, инструктажа каждый ученик выполняет работу с последующей оценкой ее результата. Продолжением уроков социально-бытовой ориентировки может служить кружковая работа (кулинарный кружок, санитарный, основ семейной жизни и др.)14Характеристика коррекционного курса "ритмика".Ритмика.Содержанием специальных коррекционных занятий по ритмике является музыкально-ритмическая деятельность детей. Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания.15Занятия ритмикой проводятся со всеми учащимися класса в течение целого урока. Дети, поступающие в младшие классы вспомогательной школы, как правило, плохо ориентируются в пространстве, не знают слов, характеризующих место предмета в пространстве, его положение по отношению к другим предметам, направление движения и т. д. Занятия ритмикой призваны исправить или, хотя бы, сгладить указанные недостатки.Занятия ритмикой проводятся с музыкальным сопровождением, в удобных (физкультурных) костюмах. Занятия начинаются с разминки, содержат разучивание танцевальных движений, игровые ситуации. Дети могут пользоваться простейшими музыкальными (шумовыми) инструментами. Заучиваемые школьниками музыкальные движения, танцы должны включаться в их выступления на детских праздниках.16По материалам третьей главы реферата можно сделать вывод о том, что процесс обучения любому предмету в специальной (коррекционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность, учитывая контингент учащихся. Свои особенности имеет каждый коррекционный курс - предмет "развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" или "окружающий мир" формирует элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения,развивает наглядно-образное мышление; обогащает словарного запас детей, развивает диалогическую и монологическую речь.ЗАКЛЮЧЕНИЕКоррекционно-развивающая работа в специальной (коррекционной) школе проходит через всю систему обучения и воспитания. Проведение коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе 8 вида осуществляется в следующих формах: индивидуальная работа, коррекционно-развивающая работа с группой, коррекционно-развивающая работа с подгруппой. Практика показывает, что наиболее эффективной является индивидуальная коррекционно-развивающая работа.Процесс обучения любому предмету в специальной (коррекционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность, учитывая контингент учащихся. Свои особенности имеет каждый предмет - предмет "развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" или "окружающий мир" формирует элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения,развивает наглядно-образное мышление; обогащает словарного запас детей, развивает диалогическую и монологическую речь.Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дефекты в развивающихся условиях специальной коррекционной школе 8 вида позволяет частично исправить отдельные нарушения психики.Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса, необходимого для преодоления и профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса и индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, логопедическую ритмику, формирование зрительно-пространственных координаций, психокоррекцию и т. п.).Коррекционная направленность обучения способствует максимальному погружению ребёнка в активную речевую среду, позволяет скорригировать двигательные функции, эмоциональный тонус, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности, даёт возможность сформировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и самоконтроля и самооценкиИндивидуально-групповаяработа направлена на коррекцию индивидуальных недостатков развития воспитанников В ходе коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида необходима реализация учения Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребёнка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающихся внутренние возможности и резервы ребёнка.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Барская Н.М. Реализация принципа индивидуального подхода и его коррекционная роль в обучении умственно отсталых детей. //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов.- М.:МГПИ им.В.И.Ленина,1983.2.Долгобородова Н.П. Основы коррекционной работы во вспомогательной школе.//Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания.Сборник научных работ. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена.3.Дульнев Г.М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения.//Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе.Под ред. Г.М.Дульнева. М.: Педагогика,1971.4.Забрамная С.Д., Сегалевич Е.Ф.Изучение учащихся вспомогательной школы в процессе обучения и воспитания.//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Межвузовский сборник научных трудов. -М.: МГПИ им.В.И.Ленина,1986.5.Коняева Н.П. Отражение коррекционных задач обучения в учебных планах вспомогательной школы.//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов.- М.:МГПИ им.В.И.Ленина,1983.6.Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М.: Педагогика, 1972.7.Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики.- М. :Академия,2006.С.51.

Специфической формой организации обучения в коррекционной школе VIII вида являются индивидуальные и групповые коррекцион-ные занятия. К ним относятся: логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), занятия по развитию психомоторики и сенсор­ных процессов. Занятия проводятся во внеурочное время с одним или группой учеников (2-5) по расписанию. Занятия проводят специ­алисты - логопед, психолог, дефектолог; по ЛФК - учитель физкуль­туры или медсестра, имеющие сертификат на право заниматься лечеб­ной физкультурой. На эти занятия направляются учащиеся с выра­женными речевыми, двигательными и сенсорными нарушениями.

Логопедические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимым учебно-дидактическим материа­лом»

В начале каждого учебного года логопед в присутствии учителя, который вносит свои дополнения к характеристике речи учащихся, проводит индивидуальное первичное обследование речи всех вновь поступивших учащихся в данную школу, в первую очередь первоклас­сников. По заявкам классных руководителей проверяются и отдель­ные учащиеся старших классов.

В результате составляются списки всех учеников школы, нуждаю­щихся в логопедических занятиях. Дети с выявленными дефектами речи обследуются более подробно. Для учета особенностей речи и ре­зультатов работы на каждого ученика заполняется речевая карта.

В первую очередь логопедическими занятиями охватывают детей со сложными и многообразными речевыми нарушениями, требующи­ми длительной специальной логопедической работы.

За критерий распределения учащихся по очередности логопедиче­ских занятий принят характер речевого нарушения и его значение для успешности обучения ребенка в школе. Например, легкое нарушение

Глава 11. Другие формы обучения 193


произношения отдельных звуков (горловое произношение «р», меж­зубное и боковое произношение свистящих и др.) и легкое заикание, не травмирующие учеников, могут считаться не требующими срочной логопедической помощи. В дальнейшем этих детей можно включить в группу, работающую над однородными дефектами речи.

Через неделю после начала учебного года логопед начинает заня­тия по коррекции речи с уже обследованными первоклассниками, од­новременно продолжая проверять речевое развитие учеников других классов.

Логопедические занятия желательно проводить во внеурочное время. Первые занятия, преимущественно индивидуальные, помога­ют логопеду сориентироваться в составе своих учеников. Постепенно он объединяет их в небольшие группы из 3-5 человек по признаку однородности речевого нарушения.

Групповые занятия помогают преодолеть негативизм, замкнутость и другие особенности характера детей, возбудить у них интерес к за­нятиям путем организации различных игр. Такая форма работы по­зволяет варьировать специальные упражнения, удлинять время заня­тий каждого ребенка, не переутомляя его. На фоне групповой работы необходимо индивидуализировать задания отдельным учащимся. Ло­гопед должен практиковать перевод детей из одной группы в другую, так как темп продвижения учащихся, несмотря на однородность рече­вого нарушения, часто бывает различным.

С учащимися, имеющими тяжелые дефекты речи, занятия ведутся индивидуально по установленному плану. По мере успешности кор­рекции речевого дефекта эти учащиеся начинают заниматься в груп­пах»

Составив списки обследованных детей и заполнив речевые карты, логопед планирует свою работу на год и заводит журнал учета посе­щаемости. В конце года он отчитывается о выполнении плана работы.

□ общее количество детей, обследованных логопедом;

□ общее количество детей, нуждающихся в логопедической помо­
щи;

□ количество детей, посещающих логопедические занятия и рас­
пределение их по видам речевых нарушений;

п количество детей, занимающихся индивидуально и в группах. Число групп;

194 Раздел второй


П успешность продвижения учащихся в исправлении нарушений речи: сколько детей посетило занятия за год и с какими резуль­татами (с нормальной речью, с улучшением, без изменения), сколько детей оставлено под наблюдение логопеда, сколько пе-, редано учителям для закрепления результатов; □ влияние логопедической работы на повышение успеваемости

учащихся.

Каждое занятие логопеда, планируемое заранее и имеющее свои задачи, состоит из подготовительной части (речевая гимнастика), ос­новной, в которую входит знакомство с новыми приемами работы, новыми упражнениями и т. д„ 9 и итоговой, которая может включать речевые игры, разучивание стихов, т о е. быть этапом закрепления, ав­томатизации достигнутого.

Отдельные учащиеся, особенно младших классов, часто имеют раз­личные физические недостатки (сколиозы, парезы) и нуждаются в их коррекции. Для них организуются занятия лечебной физкультурой (ЛФК).

Таким образом, перечисленные коррекционные занятия призваны создавать условия для сглаживания индивидуальных недостатков учащихся, что позволит им успешно овладевать знаниями, трудовыми умениями и навыками, готовиться к самостоятельной жизни.

В Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите организационные формы обучения, принятые в коррекцион-
ной школе VIII вида.

2. Определите цель и раскройте специфику организации проведения учеб­
ных экскурсий в младших и старших классах.

3„ Раскройте этапы проведения предметных уроков. Почему эти уроки рас­сматриваются как наиболее коррекционно значимые для обучения млад­ших умственно отсталых школьников?

4. Почему домашняя работа рассматривается как одна из организационных
форм обучения? В чем заключается коррекционная значимость выполне­
ния домашних заданий учащимися коррекционных школ VIII вида?

5. Какие приемы обеспечивают самостоятельность выполнения домашних
заданий учащимися? Как при этом осуществляются индивидуальный и
дифференцированный подходы?

6„ Какие индивидуальные и групповые коррекционные занятия приняты в коррекционной школе VIII вида? Почему они рассматриваются как специ­фические формы организации учебного процесса?

7. Раскройте цели и организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Глава 11. Другие формы обучения 195


1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учите­
ля / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Книга для учителя вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.:
Учпедгиз, 1955.

3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. Пособие для
учителя / под ред. В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1982.

4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /
под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1985.

5. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофре­
нов. М.: Педагогика, 1969.

6. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педа­
гогика, 1977.

7. Пороцкая Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе: пособие
для учителя. М.: Просвещение, 1977.

8. Постовская В. А. Предметные уроки и экскурсии в I-IV классах вспомога­
тельной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Педагогический контроль за усвоением школьниками знаний и ов­ладением умениями является составной частью обучения. Выделяют следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. К те­кущему контролю можно отнести как наблюдения, так и опрос учащихся по ходу изучения учебной темы, выполнение самостоятель­ных работ, содержащих небольшой вопрос, входящий в изучаемую те­му. Периодический контроль проводится обычно после изучения про­граммной темы, раздела, а итоговый - в конце учебной четверти, го­да. Число письменных контрольных работ по основным предметам (русский язык, математика) регулируется соответствующими доку­ментами.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значи­тельные трудности уже в процессе знакомства с новым учебным мате­риалом, еще более сложен для них период формирования, сохранения и применения знаний и умений. Это объясняется особенностями, как присущими их развитию вообще, так и индивидуальными. Не зная

196 Раздел второй


этих трудностей, учитель не может руководить процессом усвоения учащимися знаний и умений. Чтобы обучение было эффективным, не­обходим постоянный контроль за его результатами. Только распола­гая сведениями об овладении учениками знаниями и умениями, учи­тель сможет правильно организовать их познавательную деятель­ность, оказать им своевременную помощь.

Совершенствуя свое мастерство, учитель ищет пути выработки у учащихся прочных знаний и умений. Без контроля за качеством ус-ноения учебного материала учитель не может корректировать процесс обучения, не может решать образовательные задачи, стоящие перед коррекционной школой VIII вида.

Учащиеся не всегда достаточно четко представляют, насколько ус­пешно продвигаются в учении. Они без должной критичности оцени­вают свои знания, умения, не могут объективно судить об уровне по­нимания, сохранения в памяти учебного материала. Только учитель может сообщить детям критерии оценок качества знаний и умений, показать каждому уровень овладения им учебным материалом. Контролируя продвижение детей на занятиях, сообщая им результаты проверок их письменных работ, знакомя с оценками за устные ответы, учитель тем самым воспитывает у учащихся способность адекватно оценивать свои успехи и неудачи, правильно судить о своих возмож­ностях в усвоении знаний.

Формируя правильное отношение учащихся к достигнутым ими результатам в учении, учитель стимулирует их усилия на преодоление трудностей, воспитывает желание овладеть знаниями, совершенство­вать успехи, ликвидировать отставание. Проверка и оценка знаний и умений, приобретаемых школьниками, помогает решать воспитатель­ные задачи, стоящие перед школой.

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся на­рушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объеме. Остальные дети могут знако­миться с программой в целом, а усцешно усваивать только часть зна­ний и умений.

Стремление ученика достигнуть более высоких результатов в уче­нии проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивос­ти, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недоста­точный уровень умственного развития могут помешать ученику иметь ощутимые достижения в овладении программным материалом. По­этому перед учителем-олигофренопедагогом коррекционной школы не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые из них получат началь-

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 197


ные навыки чтения, письма, счета, овладеют минимумом знаний об окружающей действительности, жизни общества, привыкнут нахо­диться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство, существовать само­стоятельно, обеспечивая себя, свою семью. Таким образом, будет ре­шена главная задача коррекционной школы VIII вида - сделать из ученика самостоятельного человека, способного адаптироваться в об­ществе. После окончания школы выпускники, как правило, не продол­жают обучения.

Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к порученно­му делу - одна из важнейших задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Осуществляя индивидуаль­ный подход, поощряя всех учеников, в том числе и «слабых», учитель помогает им получить удовлетворение от проделанной работы, благо­даря чему они не чувствуют своей ущербности»

Но встречаются и такие учащиеся, которые относительно легко ов­ладевают новым материалом, быстро справляются с заданиями. От­сутствие напряжения в учебной работе порождает легковесное отно­шение к учению, поверхностность суждений, пренебрежение к «сла­бым» ученикам. Мастерство учителя проявляется в подборе этим детям таких заданий, которые заставят их трудиться, прилагать уси­лия к получению хороших отметок, иначе внутренняя пассивность, равнодушие могут привести к тому, что ученик отвыкнет с напря­жением выполнять умственные действия. Снижение познавательной активности приведет к отставанию по всем учебным предметам, к не­желанию посещать занятия (чаще всего общеобразовательные).

На уроке, во внеурочное время (при подготовке домашних зада­ний) учитель и воспитатель наблюдают за деятельностью школьни­ков, обращая внимание на быстроту включения каждого ученика в ра­боту, умение сосредоточиваться, активно трудиться, быть самостоя­тельным в выполнении заданий, доводить работу до конца. При этом учитель выявляет, каждый ли школьник стремится участвовать в об­щей работе, беседе, нравится ли ему отвечать учителю, когда он чувст­вует себя более уверенно: отвечая «с места» или у доски. Многие дети на уроке не поднимают руки, хотя знают материал, другие тянут руки (особенно в младших классах), но не готовы дать ответ.

Учитель обращает внимание на отношение каждого учащегося к ответам одноклассников: вслушивается ли в ответы одноклассников, реагирует ли на правильность, неправильность чужих ответов, зави­дует ли хорошим отметкам, похвале, полученной другим ребенком, радуется неудаче других учеников и т. д,

198 Раздел второй

Учитель выясняет, как ученик относится к собственным успехам, неудачам, как долго радуется хорошей отметке, как долго огорчается из-за замечания учителя, что сильнее оказывает на него стимулирую­щее воздействие - похвала или порицание.

Учитель не только наблюдает, но и организует такую деятельность детей, которая позволяет проверить качество усвоения знаний и уме­ний. Проверка и оценка (не обязательно сопровождаемая отметкой, хотя дети очень любят их получать) должны удовлетворять ряду пе­дагогических требований.

С помощью проверки знаний и умений следует выявлять индиви­дуальные особенности познавательной деятельности школьников, чтобы подчинить обучение решению задач коррекции. Объектив­ность результатов проверки и оценки знаний и умений должна быть следствием знания учителем возможностей детей. Необходимо регу­лярно проверять и оценивать все этапы усвоения изучаемых учебных тем, все стороны учебной деятельности детей.

Учителя школы придерживаются единых требований в оценке зна­ний и умений детей (выполнения работ в тетрадях, на доске, устных ответов, поведения детей, манеры общения), что придает более ров­ный, спокойный характер всей учебной деятельности школьников.

Для получения в обучении умственно отсталых школьников более высоких результатов важно их доверие к учителю. Поэтому оценка, заключенная в словах такого учителя, его эмоциональное отношение к результатам являются сильнейшим стимулом повышения результа­тивности учебного труда ребенка. Опытные дефектологи эмоциональ­но относятся к деятельности школьников, они демонстративно раду­ются хорошим работам, огорчаются из-за плохих. Правильное от­ношение учащихся к отметкам формирует учитель на первых годах обучения. Иногда отметка может быть чуть-чуть завышена, но ребе­нок должен почувствовать радость успеха, чтобы потом стремиться к нему снова и снова, поэтому даже самый «слабый» ученик должен когда-нибудь получить хорошую отметку.

Особо следует остановиться на роли плохих отметок в воспитании прилежания учащихся. Такая оценка, как двойка (мы не исключаем и единицу), не просто неприятна ученику, она его обычно раздражает, выводит из себя. Ребенок сердится, весь гнев его направлен против учебного материала, против учителя.

Во всех случаях учитель должен объяснить, за что ученик получил ту или иную отметку. Он должен так комментировать отметку, чтобы ученик понял, что же он сделал хорошо, что плохо, что надо сделать, чтобы результаты стали лучше. Комментарий должен быть кратким,

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 199


Работая с учеником, учитель всегда отмечает его успехи, даже ма­лейшие: не умел - научился, не знал - запомнил и т. д. Вот за это, пусть маленькое, достижение учитель может завысить отметку. Если же ученик старается, прикладывает силы, а продвижения нет, учитель ни в коем случае не должен ставить ему двойку. Возможно, учитель не смог найти подход к этому школьнику, чтобы он сумел овладеть ма­териалом, тогда это вина его; ученику вообще этот материал недосту­пен - тогда учитель вдвойне виноват. Он незаслуженно обижал ре­бенка, предъявлял ему непосильные требования.

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся по всем указанным (и не названным здесь) направлениям, организует для них провероч­ные самостоятельные работы (с тетрадью, учебником, контурной кар­той и др.), проводит опрос, а полученные результаты фиксирует.

Применяя все виды контроля, учитель должен помнить, что одно­временно он продолжает обучать ребенка. Учитель в коррекционной школе VIII вида всегда помогает учащимся подготовиться к проверке, спокойно ее встретить.

2. УСТНЫЙ ОПРОС В СИСТЕМЕ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Устный опрос позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений учащихся, при этом они повторяют и закрепляют знания, умения, совершенствуют диалогическую и монологическую формы речи.

При составлении плана (конспекта) урока учитель намечает учени­ков, которые будут опрошены. Это позволяет ему заранее составить задания, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся. Многие из них во время опроса теряются, не могут сосредоточиться на задании, не умеют быстро актуализировать имеющиеся у них знания, им мешает присутствие одноклассников. Поэтому учитель заранее планирует такие приемы работы, которые должны помочь детям под­готовиться к выполнению контрольных заданий. Перед началом оп­роса учитель может предложить им прочитать, просмотреть соответ­ствующие тексты, повторить правило, определение, вспомнить поря­док рассуждений и т.д. Разрешает открыть учебники, тетради, повторно рассмотреть демонстрационную таблицу, взять в руки необ­ходимый раздаточный материал.

Устный опрос может проводиться в начале урока, в таком случае он не только служит целям контроля, но и готовит школьников к ус-

200 Раздел второй


воению нового материала, позволяет увязать изученный материал с тем, с которым они будут знакомиться на этом же или последующих уроках.

Во время устного опроса задания могут предлагать не только учи­тель, но и другие ученики. Чтобы задать вопрос однокласснику, нужно свободно владеть материалом, поэтому оценки заслуживают как отве­чающий ученик, так и спрашивающий.

Задания могут быть предложены и в письменном виде. Заранее подготовленные вопросы учитель выписывает на доске, давая время на подготовку к ответу, либо заносит на карточки, учитывая возмож­ности каждого учащегося. Все ученики класса готовятся к ответу, но опрашивает учитель только тех, которых наметил.

Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Во время ин­дивидуального опроса отвечает один ученик, остальные слушают его, наблюдают за его действиями (работа с раздаточным материалом, географической картой и пр.). Во время фронтального опроса орга­низуется беседа, в которую учитель включает всех учащихся класса. В этом случае оцениваются ответы тех школьников, которых заранее наметил учитель.

Во время индивидуального устного опроса самым трудным для учителя оказывается не работа с учеником, а привлечение активного внимания остальных учащихся класса к ответу товарища. При устном опросе задание дается классу, а вызывается для ответа один из школьников. Так как поставленный учителем вопрос обдумывают все дети, учитель может вовлекать всех в работу с отвечающим. Приемы, которыми может воспользоваться учитель, разнообразны. Так, он просит школьников внимательно выслушать отвечающего, оценить полноту, точность его ответа, предложит задать дополнительные во­просы, повторить ответ и т. д.

Крайне редко следует пользоваться комбинированным (уплотнен­ным) опросом. Внимание умственно отсталых школьников легко рас­сеивается, их отвлекают посторонние разговоры, приготовления к от­вету опрашиваемых. Складывается такая ситуация, когда учащиеся, получив задание, не могут на нем сосредоточиться: ни те, кого спра­шивает учитель, ни те, кто за ними наблюдает.

Умственно отсталого ребенка радует получение всякой отметки (не обязательно пятерки), за исключением двойки. Особенно он бывает доволен, когда отметка проставлена не только в классном журнале, но и в его дневнике. Чем больше отметок поставит учитель, тем с боль­шим воодушевлением будет трудиться ученик.

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 201


Отметка должна следовать непосредственно за ответом ученика. В отдельных случаях учитель может сразу отметку не поставить, но предупредить ученика, что тот должен через некоторое время допол­нить свой ответ, оформить работу в тетради и т. п. Иногда учитель предупреждает двух-трех учеников, что будет наблюдать за их рабо­той во время всего урока и в конце поставит отметку.

Но, к сожалению, до последнего времени учителя продолжают пользоваться так называемым поурочным баллом - заканчивая урок, объявляют отметки почти всем детям, присутствовавшим на уроке. Комментарии при этом не даются или даются недостаточно аргу­ментированно»

Во время устного опроса учитель проявляет максимум терпения и выдержки, ведь некоторые дети долго думают над ответом, медленно, с трудом произносят фразы, пишут и т. д. Ни в коем случае учитель не должен перебивать ученика, заканчивать за него предложение, под­сказывать ему. Если учитель позволит себе быть несдержанным, вме­шиваться в ответ ученика, перебивать его, прекращать опрос, не дож­давшись от него ответа, ребенок перестанет готовиться к ответам на вопросы учителя, не будет стремиться участвовать во фронтальной беседе.

Отвечая учителю, школьник может допускать ошибки, неверно формулировать предложения и т. д. Все неправильности, неточности в ответах детей следует исправлять, к чему привлекается весь класс: «Кто заметил ошибку?» «Все ли верно в ответе...?» «Как сказать об этом лучше (точнее, полнее)?» Когда учитель не уверен, что другие учащиеся смогут правильно ответить, он сам формулирует ответ. Же­лательно не повторять ошибки ученика, важно добиваться от него правильного ответа.

3- ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Кроме устного опроса, учитель проводит самостоятельные пись­менные работы. Письменная проверка знаний и умений экономит время, позволяет легко использовать индивидуальный и дифференци­рованный подходы, дает учителю возможность при проверке работ спокойно анализировать выполнение заданий школьников»

Основные виды письменной проверки: классные и домашние рабо­ты, списывание, диктанты, сочинения, изложения, решение арифме­тических примеров и выполнение задач, чертежей, рисунков и т е д. Наиболее достоверные результаты можно получить, проводя пись­менные работы в классе.

202 Раздел второй


При проверке домашнего задания учитель не может знать, на­сколько самостоятельно выполнял его ученик. Но существуют прие­мы, позволяющие уточнить, как работал ребенок. Например, учитель в классе предлагает повторно выполнить то задание (или его часть), которое было дано детям накануне. Следует учесть, что не имеет смысла предлагать школьникам работу, аналогичную домашней, так как им будет трудно установить аналогию, что помешает проверить факт самостоятельности учащихся в выполнении домашнего задания.

Учитель может вызвать к доске школьника и предложить ему, пользуясь учебником, рассказать, как он выполнял упражнение, ре­шал арифметическую задачу дома.

Письменные проверочные работы на уроках, например, русского языка, математики, могут быть небольшими, отнимать мало времени. С их помощью учитель уточняет усвоение детьми какого-то частного вопроса. Как правило, они следуют за фронтальной работой, когда данный вопрос обсуждался и закреплялся.

Самостоятельные работы отличаются от тренировочных тем, что после их завершения результаты проверяются не сразу. Учитель мо­жет попросить повторить правило, которыму руководствовались школьники, выполняя работу, вспомнить ее последовательность, но полученные ответы, конкретные результаты обсуждаются после про­верки работ на другом уроке, тогда как после тренировочной работы непосредственная проверка и исправление ошибок обязательны.

Тренировочные самостоятельные письменные работы могут про­веряться после их выполнения не только путем коллективного обсуж­дения результатов, но и организацией взаимопроверки. Учитель пред­лагает ученикам по мере завершения самостоятельной работы садить­ся парами и проверять работы. Они рассматривают сделанное, находят различия, один рассказывает, почему он так выполнил зада­ние, другой слушает. Выяснив, у кого ошибка, дети подчеркивают ее, иногда сообщают учителю, кто допустил ошибку, почему.

Умение спокойно обсуждать работу, выслушивать друг друга, при­нимать точку зрения одноклассника, отказываясь от своего варианта выполнения задания, приходит не сразу. Этому надо учить долго и прежде всего своим примером. Учитель вникает в то, как работал уче­ник, просит детей помочь разобраться в его рассуждениях и т. д. Такая деятельность вызывает у них интерес и приносит положительные ре­зультаты.

Письменные проверочные работы могут занимать целый урок. Учитель, хорошо зная состояние знаний и умений учащихся, обычно может предсказать, с каким результатом они будут выполнены. Иног-

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 203


да школьники во время контрольной мобилизуются быстрее, чем обычно. Но таких детей немного. Большинство же учащихся испыты­вают страх перед контрольной работой, и результаты их деятельности хуже, чем на обычном уроке. Поэтому в контрольные работы принято включать не самые трудные задания, которые дети уже выполняли.

Контрольная работа может быть составлена таким образом, чтобы каждый ребенок успешно ее выполнил. Поскольку учителю известно, какими знаниями располагает тот или иной ученик, он включает в со­держание материал, доступный ученику, но заключающий в себе и преодолимые трудности. Но, подбирая доступные вопросы, задания, создавая такие условия, когда ребенок обязательно справляется с по­рученным, учитель иногда способствует тому, что ученик начинает за­вышать самооценку. Он начинает думать, что учится успешно, у него отметки не ниже тройки, он все может, в том числе учиться не в кор-рекционной школе, а в обычной, и т. п. Иногда такого рода иллюзии появляются и у родителей. Отсюда могут следовать необоснованные претензии к школе, к будущему трудоустройству ребенка и пр. Если же дети выполняют единую работу, по ее результатам бывает видно, кто есть кто. Следует учесть, что и единую для всего класса работу молено сделать дифференцированной. Так, некоторые школьники, выполняя ее, могут получить разрешение пользоваться счетным материалом, счетами, таблицами, словариками, образцами и пр. Но учитель, пони­мая, что работа, выполненная с такой помощью, не может высоко оце­ниваться, снижает отметку. А в своих записях либо в самой работе, ес­ли она итоговая и должна остаться в документах ребенка, поясняет, почему»

Контрольная работа может проводиться по вариантам в зависи­мости от того, на сколько групп разделил учитель учеников класса, обычно по трем основным, исключая детей, которые занимаются по индивидуальной программе (таких может и не быть). Эти варианты имеют разную степень сложности, т. е. их содержание соотносится с возможностями учеников, составляющих группы. Контрольная рабо­та может иметь и один вариант, над которым и работают все ученики класса (кроме тех, кто занимается по индивидуальной программе).

После выполнения контрольной работы любого вида учитель ее проверяет, анализирует ошибки, ищет их причину. Ошибки бывают разные: школьник неверно понял задание, не связал задание со спосо­бом его выполнения, пропустил при выполнении промежуточные эта­пы и т. д. Часть ошибок бывает обусловлена недостатками внимания, неумением переключаться с одного способа работы на другой,

204 Раздел второй


Для удобства такого анализа учитель выписывает, классифицирует ошибки каждого ученика. В дальнейшем ему предстоит, обучая учени­ков новому материалу, параллельно ликвидировать пробелы в их зна­ниях. Если о допущенных детьми ошибках будет знать только учитель, исправить их эффективно не удастся. Важно, чтобы ученик понял, в чем заключаются пробелы в его знаниях. Очень часто школь­ники, получив тетрадь с проверенной работой, проявляют интерес только к ее оценке. Даже старшеклассники не обращают внимания на исправления, внесенные учителем в их работу. Поэтому нужно приме­нять специальные приемы, чтобы воспитать у школьников желание разобраться в ошибках, пробудить интерес к их исправлению. Работа эта длительная и во многом зависит от деятельности учителя.

После контрольной работы принято проводить урок, посвящен­ный исправлению ошибок. Но за один урок это сделать невозможно. Поэтому значение этого урока в другом. Учитель, раздав проверенные тетради, просит рассмотреть исправленные ошибки, сказать, на какое они правило, подумать, почему появилась такая ошибка. Затем он вы­ясняет, как рассуждал тот или иной ученик по поводу появления ошибки. На последующих уроках учитель отводит время на повторе­ние, работает над тем учебным материалом, который послужил ис­точником ошибок. Но при этом активную роль играют сами учащиеся. Учитель требует припомнить, кто допустил ошибку, работает с учени­ком у доски, подключает класс к составлению заданий для этого уче­ника и т. д о

Итоговые контрольные работы по русскому языку (контрольное списывание, диктанты, грамматический разбор), по математике (арифметические примеры, задачи, задания на узнавание и вычерчи­вание геометрических фигур) проводятся в специальных тетрадях, которые сохраняются в течение учебного года в местах, доступных для администрации школы, других учителей, среди них должна быть и тетрадь анализов этих работ. Работа над ошибками проводится в обычных, рабочих тетрадях. Нормы оценок письменных работ уча­щихся по русскому языку и математике разработаны (см. Приложе­ние 2).

1. Определите цель и задачи проверки и оценки знаний и умений учащихся.

2. Перечислите виды контроля, определите коррекционную и воспитываю­
щую значимость оценивания полученных учащимися знаний, сформиро­
ванное™ умений и навыков.

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 205


3. Раскройте приемы проведения устного опроса учащихся, роль отметки в
стимулировании их познавательной активности.

4. Почему в коррекционной школе VIII вида все виды письменных работ
подлежат проверке?

5. Раскройте дифференцированный подход к оцениванию тренировочных и
контрольных письменных работ.

6. Раскройте нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной)
школы VIII вида (см. Приложение 2). В чем заключается стимулирующая
роль отметки?

1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под. ред.
В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедаго­
гики. М.: Академия, 2006.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофре­
нопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2006.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ

ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ... Педагогика разрабатывает теорию и технологию педагоги ческого процесса формы... Глава...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: