Обучающие программы по изобразительному искусству. Программа по предмету «Изобразительное искусство» для детей дошкольного возраста

(Источник: www.psi.lib.ru)

Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний. Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. Большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли работы А.В. Кларка, М. Линдстрома, Г. Кершенштейнера, Е.Х. Кнудсена.

Предоставление временных заменителей допускается только на период эффективного обслуживания потребностей в услугах. Относительное вознаграждение зависит только от фактической продолжительности тех же самых заменителей. Положения, упомянутые в предыдущих пунктах, также применяются к административному, техническому и вспомогательному персоналу.

Что касается Музыкальной консерватории Больцано, то особые правила в отношении предоставления временного образования в осуществление специального Статута для Трентино-Альто-Адидже остаются твердыми. Технико-практические учителя, даже когда их обучение имеет место в сосуществовании, являются частью, полностью и с полнотой совещательного голоса классового совета. Предложения о голосовании для периодических и окончательных оценок по предметам, преподавание которых осуществляется в сосуществовании, автономно формулируются для областей соответствующей педагогической компетентности одним учителем после слушания другого учителя.

Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина Г.В. Лабунская, З.В. Денисова, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина.

Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

Статья 551 сводного текста заменяется следующим: Ст. - Доступ к роли управленческих менеджеров осуществляется путем конкурса на квалификацию и экзамены и путем использования постоянной классификации, указанной в статье. Доступные и свободные должности для доступа к роли административных менеджеров, за вычетом квоты, выделяемой на соответствующие соревнования, зарезервированные для перехода к высшей функциональной квалификации, упомянутой в пункте 1 статьи 557, делятся на 50 процентов, между конкурсом на квалификацию и экзамены и постоянным рангом.

Таким образом, можно сказать, что изобразительная деятельность детей к настоящему времени изучена достаточно широко. Мы остановимся лишь на детях дошкольного возраста.

К концу 3 года жизни малыш проявляет большой интерес к изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками, глиной действия с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные. Он смело и самостоятельно рисует, лепит все, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.

Положения этой статьи также распространяются на лиц, ответственных за управление Музыкальными консерваториями, Академиями изобразительных искусств и Национальными академиями драматического искусства и танца. Соответствующие конкурсы организуются Министерством образования и проводятся на региональном или межрегиональном уровне, возлагая организацию на офис администрации периферийных школ. Офис, контролирующий выполнение процедур несостоятельности, также предусматривает утверждение относительного рейтинга и назначение места победителям.

Несмотря на чрезвычайное несовершенство своих рисунков, ребенок уже в этом периоде смело берется за передачу на бумаге наиболее трудных предметов: излюбленными темами его "художества" являются люди и животные. Из простых по своей форме объектов он останавливается почти исключительно на домах. Такие вещи, как чашка, стакан, шкаф, цветок, даже дерево сравнительно редко являются источником его вдохновения, вернее сказать, только тогда, когда они так или иначе связаны с "любимыми" темами. В своем отборе, следовательно, руководствуется не простотой предмета, а тем моментом, который в это время у него всюду вызывает наибольший интерес - движением (динамичность детского рисунка). Даже дом, нечто безусловно статичное, наделяется некоторым динамичным признаком: из его трубы всегда валит дым.

Последующие постоянные трудовые договоры устанавливаются руководителем периферийного школьного отделения провинции, в котором он имеет место Академии или Консерватории назначения. Статья 553 сводного текста заменяется следующим: Ст. - Рейтинги относительно соревнований по названиям управленческих менеджеров только превращаются в постоянные рейтинги, которые должны использоваться для допущений в роли, упомянутой в пункте 551 статьи.

Операции, упомянутые в пункте 2, осуществляются в соответствии с процедурами, определенными в соответствии с положениями, указанными в пункте 3 статьи. Размещение в постоянной классификации не является элементом, который может быть оценен в соответствующих соревнованиях для получения квалификаций и экзаменов.

Разные авторы вносят свой вклад в разработку методики рисунка на заданную тему, которые становятся весьма мощным психодиагностическим средством. Несмотря на различия в схемах интерпретации, вариации процедур, можно условно выделить основные параметры интерпретации рисунка семьи: а) структура рисунка семьи; б) особенности нарисованных членов семьи; в) процесс рисования.

Для целей включения в постоянный рейтинг персонала, упомянутого в пункте 6, списки отбора, предусмотренные пунктом 5-бис статьи 552, подразделяются на провинциальные рейтинги. Персонал, который в день вступления в силу этого закона входит в рейтинг соревнований по титулам только в двух провинциях, без ущерба для этой позиции, указывает на одну из двух провинций для целей вербовки в качестве заместителя.

Конкурсы, зарезервированные для второй квалификации, предназначены для экзаменов. Экзамены состоят из двух письменных тестов и собеседований, предусмотренных статьей 552 для общественных соревнований. Конкурс, зарезервированный для третьей квалификации, основывается на квалификации, дополненной одним или несколькими практическими тестами, относящимися к задачам профессионального профиля и той ролью, в которой призвана конкуренция.

Интерпретация структуры рисунка семьи (расположение фигур, сравнение составов нарисованной и реальной семьи). Получив инструкцию "нарисуй свою семью", ребенок не просто решает творческую задачу, но и в первую очередь определенным образом структурирует воображаемую социальную ситуацию. Считается, что такое задание предоставляет ребенку возможность выразить свои чувства к другим членам семьи, субъективную оценку собственного места в семье. Эти психологические параметры отражаются в особенностях структуры семьи и, следовательно, могут быть идентифицированы специалистом. Такой подход основывается на гипотезе о том, что структура рисунка семьи не является случайной, а связана с переживаемыми и воспринимаемыми внутрисемейными отношениями. Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него более значимые, какие вызывают тревогу.

Интеграция постоянных рейтингов, упомянутых в параграфе 1, происходит путем включения новых желательных результатов, подходящих для зарезервированных соревнований. Рейтинги зарезервированных соревнований, действующие на дату вступления в силу настоящего закона, и те, которые будут составлены в соответствии с процедурами тех же незавершенных конкурсных соревнований, будут преобразованы в постоянное ранжирование согласно статье 557 сводного текста, замененной на пункт 9 настоящей статьи.

Заряд, вытекающий из выполнения вышеупомянутого критерия приемлемости, должен осуществляться в пределах лимита расходов, указанного в пункте 2 статьи 2. Живые модели, обладающие требованиями к обслуживанию, указанными в этом пункте, должны приниматься в пределах годового требования с ежегодный контракт на несколько часов между десятью и двадцатью неделями. Дополнительная потребность в живых моделях в Академии художеств и художественных школах удовлетворяется за счет использования трудовых договоров.

Наиболее известный тест Ф. Гудинаф "Нарисуй человека" как метод диагностика интеллекта, также популярен в мировой психодиагностической практике. Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка. Важно подчеркнуть, что несмотря на неоднократно подтвержденную высокую надежность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиваться одним данным тестом при обследовании ребенка недопустимо; тест может выступать как часть обследования.

Со дня вступления в силу настоящего закона статья 275 Сводного закона отменяется и будет проведено сравнение между администрацией школы и профсоюзами о том, как реализовать этот пункт. Тесты направлены на выяснение владения дидактическими способностями относительно схоластической интеграции учащихся-инвалидов в связи с дисциплинами компетенции. В назначении назначения на места поддержки в школах каждого ордена и степени уделяется приоритетное внимание персоналу, обладающему степенью специализации, полученной в соответствии с вышеупомянутым указом Президента Республики № 970 «В операциях по мобильности», 50% мест поддержки в школах всех уровней зарезервированы для вышеупомянутого персонала.

В силу того, что большинство дошкольников и младших школьников любят рисовать, данные тесты могут помочь установить контакт с ребенком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик.

Являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Занятие искусством от неуверенности в себе - потому что показывают, что каждый может спокойно высказывать свою точку зрения и что его захотят понять. А также и от излишней самоуверенности, так как становится понятно, сколько труда надо вложить в удачную работу. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительной деятельности, которая уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.

Учебная служба на вспомогательных должностях, предоставляемая непостоянными профессорами или имеющая фиксированные трудовые отношения, обладающие квалификацией, необходимой для поступления на экзаменационные экзамены для преподавания одной из дисциплин, предусмотренных соответствующий порядок и степень школы, также действителен для целей признания услуги, упомянутой в статье 485 сводного текста.

Положения о предоставлении такого персонала муниципалитетами и провинциями отменены. Вышеупомянутый персонал признается в юридических и экономических целях старшим, начисленным в местном органе происхождения, а также на содержание штаб-квартиры на первом этапе подачи заявки при наличии относительной доступности места.

В раннем творчестве детей выражено счастье, которое приносит детям искусство. Вместе с тем, назначение детского творчества смягчать жизненные бури. Поэтому надо, чтобы в детстве было как можно больше творческой радости жизни, так как она - залог будущей душевной силы и равновесия.

Нежейко Я.В.

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности .” Кожохина С. К. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Тем не менее, тот же вариант допускается для возможности остаться в месте, которое уже назначено с приоритетом по назначению места проведения победителям вышеупомянутых соревнований. В отношении вариантов, выполняемых вышеупомянутым персоналом, победителям соревнований могут быть присвоены вакансии других учебных заведений в других регионах.

Наем и назначение места будут основаны на рейтингах, которые будут использоваться после исчерпания тех, которые относятся к учителям, упомянутым в вышеупомянутом пункте 1-бис статьи 9, и должны быть заполнены в соответствии с теми же критериями и процедурами. они выполняются в пределах 50 процентов должностей, которые ежегодно являются вакантными и предназначены для установления постоянных трудовых договоров на основе действующих правил.

Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии; левши и правши; дети из обеспеченных и малоимущих семей.

Министр народного образования уполномочен приступить к назначению победителей конкурсов на получение квалификаций и экзаменов и, при необходимости, обновлять постоянные рейтинги, даже если рейтинги предыдущих соревнований еще не были зарегистрированы органами контроля.

Последствия всех мер, вытекающих из вышеупомянутых назначений, до даты вступления в силу настоящего закона не затрагиваются. Дальнейшие назначения не проводятся в остальных местах вышеупомянутых органических пожертвований. В автономных провинциях Тренто и Больцано сохраняются права победителей обычных соревнований, которые в настоящее время проводятся или уже заключены на дату вступления в силу настоящего Закона.

Главная цель для педагога - это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревога), то это отражается в его рисунке. Достичь психологического здоровья ребенка помогают игры: психокоррекционные, арт-терапевтические, психотерапевтические и развивающие. В процессе игры мы формируем личностные качества ребенка, развиваем его эмоционально-чувственную сферу.

В одном тексте все ссылки на соревнования только для титулов и относительные рейтинги, замененные постоянными рейтингами, предусмотренными в статьях 1 и 6 настоящего закона, предназначены для применения к вышеупомянутым постоянным рейтингам. На этих курсах специфическое преподавание музыкальных инструментов представляет собой междисциплинарную интеграцию и обогащение обязательного обучения музыкальному образованию. Министр народного просвещения своим собственным указом устанавливает типы преподаваемых музыкальных инструментов, программы, расписания, экзамены и артикуляцию стульев, а также предусматривает создание определенного класса соревнований по музыкальным инструментам. они включаются по запросу в постоянные рейтинги, упомянутые в статье 401 сводного текста, заменяемые пунктом 6 статьи 1 настоящего закона, которые должны быть установлены для нового класса соревнований после завершения зарезервированного сеанса на следующий период.

Маленький художник

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

В случае дальнейшей доступности для постоянного найма, полученного после операций по передаче и передаче, допущения вышеупомянутых учителей выполняются по числу должностей, выделяемых учителям, включенным в постоянные рейтинги, упомянутые в статье 401 Сводного закона, в качестве заменил пункт 6 статьи 1 этого закона.

Министр казначейства, бюджета и экономического планирования уполномочен в соответствии с декретом внести изменения в бюджет, необходимые для осуществления этого закона. Второе предложение второй части статьи 473 сводного текста следует понимать как означающее, что на курсах, имеющих квалификационную ценность, присутствие преподавательского состава университета и сотрудников школьного управления гарантируется кумулятивно или альтернативно.

В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия, воображения, образного мышления. Задача педагога - развить интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.

Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира.

Но преимущества здесь не прекращаются, что способствует физическому, социальному, когнитивному и даже эмоциональному развитию ребенка. Пластиковые искусства представляют собой архаичный термин для изобразительного искусства современной эпохи и включают в себя несколько жанров.

Стимулирует оба полушария мозга

Человеческий мозг разделен на два полушария. Каждый из них обрабатывает информацию по-разному. Чтение, письмо, математические процессы и наука контролируются левым полушарием. Она отвечает за аналитическое и рациональное мышление. Правое полушарие мозга контролирует воображение, пространственное и зрительное восприятие. Это доминирует с точки зрения искусства, музыки или физического движения.

Желательно, чтобы в студию приходили дети начиная с четырехлетнего возраста. Тогда своевременно получат определенное развитие все стороны психики ребенка, будет заложен фундамент для дальнейшего роста, формирования основ личности. Стараясь управлять своим поведением и деятельностью, малыш учится предвидеть ее результат и контролировать его достижение. Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки.

Ребенок может длительное время находиться без родителей, он самостоятелен, учится сам себя обслуживать. Включение в разные виды деятельности формирует у ребенка определенные навыки и умения, способности и личностные качества. Малыш активен в познавательной деятельности. Он способен правильно выразить свою мысль с помощью речи. У него «формируется произвольность психических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение» , как это отмечают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина. В этом возрастном периоде совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, объема, пространства и времени.

Хочется отметить, что именно четырехлетние дети достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передающим настроение, эмоции и ощущения. Ребенок непосредственно передает свое отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.

Все названные основные направления психического развития ребенка активно формируются на грани четырех лет, поэтому так важно не упустить этот момент и начать грамотно развивать ребенка как самодостаточную и творческую личность. Н. Басина, О. Суслова указывают на то, что «маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует» [З]. Дошкольник приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребенка не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук и движение. По утверждению тех же авторов, «у маленького ребенка все каналы восприятия открыты», а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их. Маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.

Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка

По мнению В. Штерна, рисунок ребенка - отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрес-сивный характер - ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.

Н.П. Сакулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествования (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер). Г. Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредоточиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее.

Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.

Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.

По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок - одна из таких опор.

Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии.

По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи. Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).

В связи с необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство - существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в передаче художником своего внутреннего «Я», собственного взгляда на мир. Развитие чувственности напрямую связано с основами художественной грамотности.

Детям важны беседы о чувствах. Им необходимо знать, какие существуют чувства, что с их помощью можно выразить, как ими можно делиться. Дети должны знать, что существует много способов выражения чувств и их оттенков. На занятиях ребенок узнает, что органы чувств дают сигналы об изменениях в окруающей среде и в его организме посредством ощущений. Наша поза и ритм дыхания отражают то, что мы чувствуем. На занятиях с помощью жестов, мимики и различных поз дети учатся выражать определенные эмоции, настроения: обиду, хитрость, спокойствие, слабость, горе, злость, гнев, радость, стыд, гордость, испуг, расстроенность, одиночество, любовь, симпатию, ревность, зависть, удовольствие и др.

Прежде чем нарисовать портрет любого героя, мы описываем его характер, выражаем свои эмоции по отношению к образу. Рассказываем детям, как изменяются черты лица в зависимости от нашего настроения. Много говорим о цвете, который помогает выражению эмоций. Учимся на палитре подбирать гамму цветов и оттенков как для добрых и счастливых образов, так и для коварных и жестоких. Соответственно получаем такие оттенки и цвета:

желтый, оранжевый, охристый, розовый, светло-зеленый, серо-желтый - для положительных героев; красный, фиолетовый, коричневый, серый, черный, голубой, темно-зеленый, синий и др. - для отрицательных героев.

Мы учимся прислушиваться к себе, к нашим чувствам. Иногда какое-то шестое чувство подсказывает и ведет художника в его работе над картиной. Это непонятное чувство можно назвать интуицией. Зачастую художник не может объяснить создание восхитительной, необыкновенно чистой и прозрачной цветовой гаммы - он получил ее интуитивно. Интуицию можно назвать чутьем, возникающим, скорее, помимо разума. Иногда наше тело познает истину раньше, чем сформируются мысли и слова.

Интуицией обладают все маленькие дети. Это чувство особенно важно для будущих художников, и оно нуждается в развитии. Его можно тренировать и совершенствовать подобно остальным чувствам. Слух и зрение, обоняние, вкус и осязание мы зачастую рассматриваем как нечто само собой разумеющееся, хотя у всех нас имеется гораздо больше потенциальных возможностей их использования, чем мы думаем. Чувство интуиции имеет широкий диапазон и может включать в себя такие процессы, как воображение, фантазирование, предвидение и др. Возможно, интуиция имеет отношение к той части нашей внутренней сути, которая простирается за границы тела и разума. Упражнения, включающие фантазию и опыт построения образов, повышают уровень интуиции человека.

Создание мысленных картин во время прослушивания музыки, шумов, путем осязания разных объектов и пробы на вкус с закрытыми глазами, вдыхания ароматов - хороший пример упражнений, способствующих самораскрытию, поиску новых сторон естества, росту личности.

Как рисуют одаренные правша и левша

Одаренный правша начинает работу от какой-то части единого целого, а затем строго, логически выстраивает связи между объектами, анализируя их, создает свою композицию. У него все взаимосвязано от начала до завершения работы.

Левша работает по-другому. Его настолько захватывает предложенная тема, что он едва успевает угнаться за своими мыслями, переводя их в конкретные зрительные образы. Он раскидывает на листе свои персонажи сначала без видимой связи. Но, что самое интересное и важное, ребенок по завершении работы создает целостную картину и находит едва уловимые связи между объектами, объединяя их единым смыслом.

Делая работу в цвете, правша опирается на приобретенные ранее знания по цветоведению, а если их не хватает, то вспоминает, используя свой жизненный опыт, или спрашивая у педагога. Работая в цвете, правша думает, куда положить тот или иной цвет, повинуясь законам цветоведения. Он постоянно анализирует взаимодействие цветовых оттенков, вспоминая свой опыт наблюдения цвета в жизни.

Левша действует и творит чувствами, а не умом. Работает по наитию, используя свое воображение. Погружаясь глубоко в свой внутренний мир, практически находясь в бессознательном состоянии, он активно и динамично кладет один мазок за другим, что-то бормоча себе под нос. И, что самое главное, повинуясь своим чувствам и интуиции, левша настолько грамотно, необыкновенно красиво и профессионально заливает работу цветом, что просто диву даешься.

Еще один интересный момент из наблюдений: одаренный правша всегда знает, как нарисовать, но иногда затрудняется, что нарисовать. А левша наоборот: на каждую предложенную тему у него создается в голове, а потом на листе большое количество персонажей, но все они выполняются очень обобщенно, без мельчайших деталей.

Правша работает более аккуратно с цветом. Его мазки точно ложатся по контуру предмета или внутри его. Левша в экстазе вылезает за контуры предмета, порой не видя их. Где были нарисованы какие-то мелкие детальки, там получается большое общее пятно.

В завершение работы на листе у правши все очень тщательно выверено, дотошно прорисовано, поэтому на заключительном этапе работу приходится обобщать.

У левши все наоборот. Много красивых цветовых пятен, все они гармонируют между собой, но все настолько обобщенно, что в этой работе даем ребенку совет - чуть конкретизировать главный персонаж, прорабатывая мелкие детали.

Предметные образы в работе у правши более похожи на реальные, чем у левши. Левша может придумать необыкновенные фантазийные образы, не имеющие с реальностью никакой связи. Правша воображает и сочиняет не менее интересные образы, но строит их с учетом реальных объектов.

По мнению художников, пластичность образов, линий и цветовых пятен - необходимый компонент в построении композиции. Левше пластика удается без всякого труда, он работает интуитивно. Работы левшей полны движений, динамичны, богаты разнообразием линий. Работы правшей более статичны, в них нет такого порыва действий и движений. Те качества, о которых говорилось ранее и которые присущи левше, очень важны в изобразительном искусстве. Это и цветовое решение, и композиция, и пластика. Творческая изобразительная работа определяется художниками по следующим критериям: нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры исполнения, романтизм, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций, богатство цветоощущения. Главными являются три компонента: колорит, пластика и композиция. Рассмотрим подробнее содержание каждого.

Колорит. Интересное, даже неожиданное цветовое решение работы. Это и темпераментное, эмоциональное настроение, и богатство сближенных пастельных оттенков. Творчество там, где цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя. Пластика. Интересно переданы движения, жесты, мимика. В работе не должно быть статики. Интересна динамичность в передаче цвета, линий, формы. Композиция. Ребенок, не обладая багажом знаний о законах построения композиции, интуитивно ее выстраивает. Малыш настолько погружается в свою работу, что в момент рисования представляет с ней одно целое. Почувствовав себя в замысле произведения, ребенок ни на что происходящее рядом не отвлекается, окружение для него в этот момент перестает существовать. В таком состоянии, как бы живя в своей работе, ребенок чувствует, что, где и как проложить линией и цветом. Очутившись «внутри работы», он творит на уровне чувств и эмоций.

И если правшу в чем-то приходится учить, чтобы сделать творческий продукт, то левша от природы наделен важными для художника качествами: образностью мышления, богатством воображения, целостностью восприятия, эмоциональностью, чувствительностью и внушаемостью. Поэтому левши в изобразительном искусстве - это потенциал его развития, это новые имена, способные заявить о себе по всему миру.

Использование сенсорных систем ребенка

Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств, или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Они помогают воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. На ранних этапах своего развития ребенок узнает окружающий мир и приобретает первые навыки главным образом с их помощью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорно-двигательный период развития формирует и эмоционально окрашивает весь последующий процесс познания. Передавая информацию в мозг, детские ощущения непосредственно влияют на общий уровень интеллекта.

В идеале желательно, чтобы все сенсорные процессы у ребенка развивались синхронно, сбалансирование. Именно этого мы добиваемся на занятиях изобразительной деятельностью. Однако каждый ребенок по-своему приобретает жизненный опыт, который в сочетании с врожденными особенностями определяет его сенсорную ориентацию, т.е. при выполнении какой-либо познавательной задачи или расширении опыта предпочтение отдается одной из сенсорных систем. Через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем развитии многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений.

Фантазии

Мы убеждены в чрезвычайной ценности фантазии для развития детей. Д. Зингер и другие авторы провели многочисленные исследования, которые достоверно показали, что дети, способные к игре воображения, имеют более высокий показатель интеллекта (Щ), легче преодолевают трудности, а развитие способности к воображению улучшает их адаптационные возможности и процесс обучения.

Процесс фантазирования, а именно то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает, а также узнать, что можно ожидать от него в будущем, исходя из его фантазий. Мы создаем условия, способствующие фантазированию. Детские фантазии - своеобразное выражение чувств, а ведь в чувствах ребенка выражается его истинная суть. Дети возводят мир фантазий, потому что они обнаруживают, что в их реальном мире им трудно жить.

Игровые психотерапевтические техники

Приведём игровые психотерапевтические техники разных авторов: - Техника использования метафор, сказок и сочинения историй - Рисунок-игра - Игра «Выдерни соломинку» - Техника «Разрывание бумаги» - Игра «Шкала гнева» и т.д.

Формирование целенаправленного внимания

«Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, познавательной. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Для того, чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого», - утверждает А.Д. Андреева.

Развитие произвольного поведения

По мнению А.Д. Андреевой, «дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития волевой сферы личности ребенка не только вследствие его высокой сенситивности к развивающим воздействиям, но и с точки зрения временной перспективы, ибо является периодом активной подготовки к переходу на следующий, очень важный этап жизни - поступление в школу» . В произвольных действиях содержание мотива и цели не совпадают. Чтобы выполнить действие, ребенок должен понимать это соотношение. Он начинает заранее планировать собственные действия, регулировать свое поведение, оценивать полученные результаты с помощью слова. Главным приобретением дошкольника в развитии воли являтся определенный уровень организованности, навыки поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо». На развитие поведения ребенка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре.

Развитие мышления и речи

«Развитие речи предполагает расширение активного словарного запаса, развитие связной речи и формирование речевого мышления. Большую роль в развитии мышления ребенка играет умение выделять существенные признаки предметов, синтезировать Их в едином представлении, устанавливать смысловые связи и отношения и передавать их посредством связной речи», - утверждает Д.Д. Андреева . Практически на любом занятии в изостудии от детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют два важнейших психических процесса, неразрывно связанных друг с другом, - речь и мышление.

- Обзор книг про краски (http://kid-home-lib.livejournal.com)

- "Энциклопедия юного художника. " 6-9 лет, Фиона Уотт - Переводчик А. Тихонов - Издательство: Робинс, 2010 г. - 128 стр. - Цветные иллюстрации.

Умеешь ли ты рисовать ветер? А может быть тебя интересует как создать картину отпечатками пальцев? Или тебе хочется узнать про забавные рисунки с помощью огурца и морковки? Открой эту замечательную книгу и ты найдешь ответы на любые вопросы. Яркие страницы познакомят тебя с необычной техникой рисования и разовьют твое воображение. Желаем творческих успехов!

В этой книге представлены различные приемы рисования и раскрашивания. Шаг за шагом даны подробные объяснения, помогающие освоить технику рисунка, раскраски, аппликации и другого творчества.

Программа «Волшебная кисточка» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста. В основе программы лежат разработки Лыковой Ирины Александровны, которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования для детей «Истоки»

г. Волгограда

ПРОГРАММА

«Волшебная кисточка»

срок реализации 2 года

возраст детей 5-7 лет

Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна

Педагог дополнительного образования

Первой квалификационной категории

Волгоград 2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «Волшебная кисточка» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. В основе программы лежат разработки Лыковой Ириной Александровной, которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста.

В основе программы курса «Волшебная кисточка» лежит программа «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.

Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом МОУ Центра «Истоки». Преподавание курса ведётся на культурологической основе.

Преподавание религиозно-познавательных дисциплин, не сопровождающихся совершением религиозных обрядов и имеющих информативный характер, может входить в программу государственных учебных заведений. Этому есть подтверждение в следующих документах:

  • Конституция Российской Федерации, ст. 28, 29, 44;
  • Федеральный закон «О свободе совести», ст. 5;
  • Конвенция о правах ребёнка, ст. 13, 14, 15;
  • Семейный кодекс, ст. 54 - 60;
  • Закон об образовании. Письмо от 04.06.99, ст. 14.

Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Актуальность программы.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Главные цели:

формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной;

Развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство.

Ведущие задачи :

Предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

Способствовование духовно-нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям;

Познакомить воспитанников с красотой и богатством русского искусства;

Особенности методики и организации образовательного процесса.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок - новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

Особенностью программы является выделение большего, чем в других программах, количества часов на изучение русских народных промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.

Структура программы.

1.Основы рисования

Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.

Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.

Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.

Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.

В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков старых мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа

Живопись является одним из важнейших разделов учебного процесса. Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).

2.Композиция

Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции.

Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции, как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В слово "гармония" заключено и "ритм", и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи, замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.

3.Азбука народного искусства.

Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков. Именно через знакомство с традиционным народным искусством дети смогут по-настоящему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового искусства.

Система упражнений на восприятие образного строя народного искусства может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Так, восприятию образов народной игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, загадок, потешек и небылиц.

Численность группы - 8-10 человек. Программа рассчитана на два года обучения.

Первый год обучения (возраст детей 5-6 лет) - 34 часа;

Второй год обучения (возраст детей 6-7 лет)-34 часа;

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
  2. репродуктивных (работа по образцам);
  3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  4. творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  5. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).

Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагоги знакомят детей с работами народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных изделий.

Условия реализации программы.

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию руководитель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов и др. материалы для показа их детям.

Бумагу и карандаши для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами, для выполнения работ общественно-полезного значения и коллективных их обеспечивает учреждение.

Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение :

А) Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;

б) Слайды, видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г) Схемы, технологические карты;

д) Индивидуальные карточки.

Критерии определения уровня освоения программы.

А - умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану;

В - способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

С - рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

Карта определения уровня освоения программы.

Ф.И. ученика

Уровни освоения программы

1. Иванов Женя

2. Петров Игорь

…………………

…………………

12. Сидорова Соня

Итого:

Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу три раза в год разными цветами.

1-й раз - на начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений.

В случае если ни один из уровней А, В, С не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.

2-й раз - во время промежуточной аттестации учащихся (декабрь).

3-й раз - на конец учебного года (май).

Как итог реализации программы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года - итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся принимают участие в городских и окружных конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.

Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы - изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с у довольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

Учебно-тематический план первого года обучения

ТЕМА

Практика

Теория

Всего

часов

Летнее настроение. Фабрика пятен.

Загадки с грядки.

Дом для моей семьи.

Деревья в нашем парке.

Дымковские игрушки.

Портрет друга.

Волшебные снежинки.

Ёлочка. Картина – подарок.

Рождественский ангел.

Заснеженный домик.

Веселый клоун.

Гжельский цветок.

Портрет папы и дедушки.

Букет. Картина – подарок.

Портрет мамы и бабушки.

Весенний ковёр.

Я на весенней прогулке.

Пасхальная картинка.

Итого:

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Цель : Развивать важнейшее для творчества умение изображать, видеть и понимать художественные образы.

Основные задачи:

  • помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, карандашами;
  • донести до понимания детей, о чем может говорить искусство;
  • научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией передавать, настроение, состояние;

Предполагаемый результат первого учебного года:

  • учащиеся узнают на практике, чем и как работает художник;
  • научатся изображать предметы, животных, человека, украшать, срисовывать;
  • смогут понимать, о чем говорит искусство.

Занятие № 1. Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

Знакомство с воспитанниками. Иллюстрированный рассказ о материалах и инструментах, которыми будут пользоваться маленькие художники. Вводный инструктаж.

Занятие №2. Рисуем радугу. Цветовой спектр.

Рисуем радугу акварелью. Знакомство с основными цветами. Под радугой самостоятельное изображение с тремя главными цветами.

Занятие №3. Лучики для солнышка. Теплые цвета.

Коллективная работа. Каждый воспитанник украшает лучик узорами только тёплых цветов. В конце занятия лучики приклеиваем к солнышку.

Занятие №4. Подводный мир. Холодные цвета.

Холодными цветами рисуем акварелью волны в аквариуме для рыбки, сделанной из цветной бумаги.

Занятие №5. Фабрика пятен. Летнее настроение.

Знакомство с техникой монотипии. Создание отпечатков гуашью и дорисовывание цветовых пятен до придуманного образа.

Занятие №6. Загадки с грядки.

Отгадываем загадки и рисуем цветными карандашами овощи, фрукты вместе с педагогом.

Занятие №7. Дом для моей семьи.

Рисунок по воображению, материалы на выбор.

Занятие №8. Деревья в нашем парке.

Рисуем восковыми мелками и акварельными красками осенние деревья разных пород.

Занятие №9. Узоры и украшения в природе. Листики.

Любуемся природными украшениями и рисуем осенние листики с натуры.

Занятие №10. Укрась шапочку. Что такое орнамент?

Знакомство с орнаментами разных видов, с их отличием от простых узоров. Цветными карандашами рисуем на силуэте шапочки свои орнаменты.

Занятие № 11. Изображения животных. Зайчишки.

Учимся срисовывать – от общей формы к деталям.

Занятие № 12. Дымковские игрушки.

Занятие № 13. Портрет друга.

Знакомимся с пропорциями лица человека. Делаем небольшой эскиз, потом рисуем портрет.

Занятие № 14. Волшебные снежинки.

Создаем волшебные снежинки с помощью гуаши и штампов.

Занятие № 15. Ёлочка. Картина – подарок.

Занятие № 16. Новый год. Праздничное занятие.

Праздничное занятие с играми, конкурсами и загадками.

Занятие № 17. Рождественский ангел.

Рисунок к рождественской сказке. Используем шаблон – фигурку ангела.

Занятие № 18. Зимнее веселье. Сюжетное рисование.

Рисуем цветными карандашами по воображению зимние забавы.

Занятие № 19. Заснеженный домик.

Рисунок масляной пастелью и акварелью.

Занятие № 20. Веселый клоун.

Рисуем цветными карандашами вместе с педагогом.

Занятие № 21. Гжельский цветок.

Знакомство с народным промыслом. Рисование цветка по образцам.

Занятие № 22. Гжельские узоры. Украшаем посуду.

Украшаем гжельским узором бумажную фигурку сахарницы.

Занятие № 23. Портрет папы и дедушки.

Продолжаем изучать пропорции лица человека, рисуем портрет, потом украшаем рамку.

Занятие № 24. Букет. Картина – подарок.

Рисуем картину акварельными красками в подарок мамам и бабушкам.

Занятие № 25. Портрет мамы и бабушки.

Продолжаем изучать пропорции лица человека, рисуем портрет, потом украшаем рамку цветной бумагой.

Занятие № 26. Праздничное занятие и выставка «Моя семья».

Праздничное занятие с играми, конкурсами и загадками. Обсуждение выставки.

Занятие № 27. Изображения животных. Лисичка.

Учимся рисовать вместе с педагогом – от общей формы к деталям.

Занятие № 28. Петушок. Филимоновская игрушка.

Знакомство с народным промыслом. Рисование игрушки по шаблону и украшение узорами.

Занятие № 29. Весенний ковёр.

Рисуем акварельными красками по воображению, возможно срисовывание с образца.

Занятие № 30. Я на весенней прогулке.

Занятие № 31. Пасхальная картинка.

Рисуем вместе с педагогом картинку в подарок близким. Раму украшаем отпечатками.

Занятие № 32.

Беседа посвящается героям Великой Отечественной войны. Рисуем гвоздику героям!

Занятие № 33. Рисунок – фантазия. Свободная тема.

Занятие № 34. Итоговое праздничное мероприятие.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР».

Учебно-тематический план второго года обучения

ТЕМА

Практика

Теория

Всего

часов

Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

Морской пейзаж.

Дары осени. Натюрморт.

В осеннем лесу, у озера.

Моя комната.

Мезенские лошадки.

Моя семья.

Узоры на моём окне.

Новый год. Праздничное занятие.

Рождество. Иконопись.

Дворец зимы.

Цирковое представление.

Гжельские узоры. Украшаем посуду.

Гжельский домик.

Портрет папы и дедушки.

Портрет мамы и бабушки.

Праздничное занятие и выставка «Моя семья»

Весеннее дерево.

Пасхальный натюрморт.

Помнит мир спасенный. Урок мужества

Свободное творчество.

Итоговое праздничное мероприятие.

Итого:

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Цель: Научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать оригинальные образы.

Основные задачи:

  • помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни;
  • развить воображение и образное мышление, наблюдательность и внимательность;
  • совершенствовать владение художественными инструментами и материалами;
  • познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства;

Предполагаемый результат второго учебного года

  • откроют для себя всё богатство и разнообразие проявлений труда художника в окружающей жизни;
  • включатся в круг художественной жизни через создание собственных оригинальных произведений;
  • узнают что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет.

Занятие № 1. Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

Знакомство с темами второго года обучения. Иллюстрированный рассказ о материалах и техниках используемых разными художниками. Вводный инструктаж.

Занятие № 2. Цветы - фантазии. Цветовой спектр.

Знакомство с цветовым спектром в виде круга, с основными цветами и дополнительными.

Занятие № 3. Улетает наше лето. Тёплые цвета.

Рисуем летние впечатления. В колорите картины должны преобладать тёплые цвета.

Занятие № 4. Морской пейзаж.

Свободная копия с репродукции шедевра живописи художника-мориниста.

Занятие № 5. Волшебные бабочки. Монотипия.

Работа в технике монотипии. Коллективная работа.

Занятие № 6. Дары осени. Натюрморт.

Рисуем акварелью и масленой пастелью с натуры осенний натюрморт.

Занятие № 7. В осеннем лесу, у озера.

Рисуем гуашью осенний пейзаж с отражение деревьев в воде.

Занятие № 8. Узоры и украшения в природе. Графика.

Фломастером или ручкой учимся передавать фактуру коры, травы и других природных объектов. Что такое графика в изобразительном искусстве.

Занятие № 9. Моя комната.

Рисунок по памяти с помощью основы-шаблона.

Занятие №10. Расписные ткани, узоры и орнаменты.

Создаем два или три эскиза росписи ткани с помощью отпечатков.

Занятие № 11. Изображения животных. Домашние друзья.

Учимся рисовать, учитывая пропорции – от общей формы к деталям. Передача покоя и движения.

Занятие № 12. Мезенские лошадки.

Знакомство с народным промыслом. Рисование по образцам.

Занятие № 13. Моя семья.

Вспоминаем пропорции человека. Делаем небольшой эскиз человечка, потом рисуем цветными карандашами.

Занятие № 14. Узоры на моём окне.

Складываем лист, чтобы получилось окошко со ставенками, потом украшаем окошки.

На ставнях рисуем традиционные народные орнаменты, на окне каждый придумывает свой зимний узор.

Занятие № 15. Зимняя ночь. Картина – подарок.

Рисуем картину в подарок близким. Раму украшаем цветной бумагой.

Занятие № 16. Новый год. Праздничное занятие.

Праздничное занятие с играми, конкурсами, загадками и призами.

Занятие № 17. Рождество. Иконопись.

Рассказ об иконописи, о духовном предназначении искусства.

Занятие № 18. Зимние истории. Сюжетное рисование.

Рисуем человека в движении, рассказываем зимнюю историю.

Занятие № 19. Дворец зимы.

Рисуем цветными карандашами по воображению дворец для Зимушки.

Занятие № 20. Цирковое представление.

Изображаем масленой пастелью и акварелью арену цирка и представление на ней.

Занятие № 21. Гжельские узоры. Украшаем посуду.

Украшаем гжельским узором бумажные фигурки чайника и чашки.

Занятие № 22. Гжельский домик.

Рисунок домика и украшение гжельскими узорами по образцу.

Занятие № 23. Портрет папы и дедушки.

Продолжаем изучать пропорции лица человека, рисуем портрет, раскрашиваем красками, потом украшаем рамку цветной бумагой.

Занятие № 24. Пермогорский цветок. Картина – подарок.

Знакомство с народным промыслом. Рисуем по образцам картину в подарок близким.

Занятие № 25. Портрет мамы и бабушки.

Рисуем картину акварелью и масленой пастелью в подарок мамам и бабушкам.

Занятие № 26. Праздничное занятие и выставка «Моя семья»

Праздничное занятие с играми, конкурсами и загадками. Участие в оформлении выставки.

Занятие № 27. Изображения животных. Сказка «Рукавичка».

Рисуем по воображению рукавичку и её жителей.

Занятие № 28. Масленица. Филимоновская игрушка.

Рисуем по образцам картину «Игрушки на ярмарке».

Занятие № 29. Весеннее дерево.

Рисуем вместе с педагогом цветущую ветку абрикоса, возможно с элементами аппликации.

Занятие № 30. Весна в моем городе. Городской пейзаж.

Рисунок по впечатлению.

Занятие № 31. Пасхальный натюрморт.

Рассказ о традициях Светлого Христова Воскресения. Рисуем праздничный натюрморт.

Занятие № 32. Помнит мир спасенный. Урок мужества.

Рисунок посвящается героям Великой Отечественной войны. Голубь мира.

Занятие № 33. Свободное творчество.

Воспитанники сами выбирают тему для рисунка и материалы. Можно повторить любимую тему учебного года.

Занятие № 34. Итоговое праздничное мероприятие.

Смотрим вместе с родителями выставку лучших рисунков. Подводим итоги и поздравляем маленьких художников!

Л И Т Е Р А Т У Р А.

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006
  3. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

4. Программа члена Союза художников Казахстана,

6. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-2 год обучения. 2005 .

7. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

М., 2003

8. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

9. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

10. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.

11. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.

12. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.

4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

5. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

М., 2003

6. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.

7. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.