Эмоциональное и личностное развитие дошкольника. Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками

Департамент образования и науки Костромской области институт повышения квалификации работников образования РОО города Галича и Галичского района.

Программа индивидуальной работы с ребёнком дошкольного возраста Сережей Ф. на один учебный год.

«Эмоционально-личностное развитие ребёнка.»
Самсонова Л.А. воспитатель СП МОУ Красильниковской ООШ

2011-2012 год.

Актуальность программы.

Социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам), также и негативные образования - асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности - всё это продукты определенного развития .

В младшей дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно .

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Когда ребёнок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребёнок радуется, когда выглядит счастливым, это значит, что всё хорошо в его мире. Нормальное психическое состояние ребёнка - хорошее, бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. Здоровый ребёнок с утра активен и восприимчив. Устав от физических упражнений, взаимоотношений со сверстниками и прочих форм активности, он легко и быстро засыпает во время послеобеденного сна. Вторая половина дня насыщена его активным действиями; вечером он так же легко быстро засыпает. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим взрослым о его состоянии .

Актуальность проектирования программы индивидуальной работы с ребёнком по направлению «эмоционально – личностное развитие» в том, что детские эмоции влияют на будущее поведения человека; эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Агрессивность поведения ребёнка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить. У Серёжи ярко выражены отрицательные эмоции по отношению к окружающим, хотя период адаптации уже прошёл. С моей стороны необходимо найти способы преодоления у мальчика негативного эмоционального состояния или компенсировать те неблагоприятные условия, которые его вызвали, помочь стать более доброжелательным, общительным, дружелюбным с детьми и с взрослыми.

Психолого-педагогический портрет Серёжи.Ф

1. Дата рождения 8 декабря 2007 года. Мальчику 4 года. В детский сад он пришёл в 2 года 10 месяцев (в октябре 2010г)

2. У мальчика вторая группа здоровья из-за избыточной массы тела (из-за неправильного и несбалансированного питания).

3. Мальчик находится на попечении бабушки и дедушки, которые нигде не работают. В семье воспитывается еще младший брат Серёжи, Ваня 2 года. Мальчики часто конфликтуют между собой из-за игрушек, друг другу не уступают. Бабушка покупает одинаковые мягкие игрушки, машинки, роботов и др. игровой материи. На замечания взрослых Серёжа реагирует по-разному, упрямством, плачем, иногда истерикой.

4. Адаптация проходила в течении 2х месяцев. Всё зависело от эмоционального состояния мальчика. Иногда приходил вялый, хотел спать, была и истерика с плачем. От бабушки требовал разные игрушки.

5. В группе больше любит сам находить себе занятие, игры. Не любит когда ему мешают другие дети. Может проявлять инициативу в организации игровой деятельности. Недовольство и несогласие выражает криком или агрессией по отношению к другим детям.

6. Восприятие.

Называя, путает цвета, но опознает в окружающей обстановке («Найди предмет такого-же цвета»). Геометрические фигуры находит и называет правильно (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Группирует предметы по размеру, ориентируется самостоятельно в окружающей обстановке.

Внимание непроизвольное: недостаточно развито слуховое внимание. Произвольное внимание существенно снижено, часто переключается, быстрая утомляемость. Память снижена к запоминанию стихотворений (переставляет, пропускает, заменяет слова). Механическая память хорошо развита (запоминает фразы, фрагменты из мультфильмов, употребляет в речи много новых слов и названий). Наглядно-действенное мышление сформировано не достаточно. Наглядно-образное мышление хорошо развито (собирает картинки из кубиков, из разрезанных картинок; классифицирует предметы, делает обобщение групп предметов; повторяет простой рисунок, узор из мелких геометрических фигур).

Речь не громкая, медлительная, отдельные слова и простые фразы. Связная речь развита недостаточно хорошо.

7. Хорошо развито творческое воображение, может придумывать разные конструкции (из сборных пластмассовых конструкторов). Любить конструировать и играть игрушками-трансформерами, может использовать в играх игрушки-заменители.

Мальчик часто эмоционально несдержан, требует к себе особого внимания с помощью капризов и плача, истерического крика, часто упрям. Агрессивен к детям, которые вмешиваются в его игры. Охотно соглашается на роль водящего в подвижных играх; любит лепить из пластилина, в ходе лепки дополняет свои работы разными дополнительными элементами.

8-9. Серёжа много времени проводит у телевизора с просмотром мультфильмов. Его трудно уложить спать, долго не засыпает. Ни в чём не любит уступать младшему брату. Добивается своего, обижая других детей (ударяет, кусает). Без разрешения берет разные предметы и вещи. Не воспринимает слово «нельзя».

10. Проводить работу по снятию невротических реакций; продолжать работу над развитием психических процессов. Развивать связную речь. Продолжать работу по развитию физических качеств: ловкости, подвижности, быстроты, правильной координации движений. Дать рекомендации и консультацию о правильном питании , ограничении сладости, для предупреждения разных заболеваний.

При признаках агрессивности и эмоциональном неблагополучии следует учитывать сведения о психическом климате в семье, отношении родителей к ребенку, их воспитательскую активность. Необходимо изучить интересы и склонности мальчика, желание и предпочтение (какие предметы, действия, ситуации вызывают положительные эмоции).

Цель:

Создание условий и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1.Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками;

2.Приучать общаться спокойно, без крика;

3.Формировать «умные» эмоции;

4.Проводить коррекцию недостатков эмоциональной сферы;

5.Учить правильно оценивать хорошие и плохие поступки;

6.Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного заботливого отношения к окружающим;

7.Развивать умение вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу;

Обоснование содержания деятельности:

1.Проведение диагностики психо-эмоционального состояния, выявление эмоций ребёнка которые в дальнейшем влияют на будущее поведение человека.

2. Анкетирование, беседы с родителями помогают выявить причины и дать рекомендации и задания для родителей, которые способствуют дальнейшему полноценному развитию ребёнка.

3.Необходимо проводить коррекцию поведения ребёнка с помощью позитивных сообщений . Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребёнка, должно включать следующие компоненты:


  • Описание произведённого им действия.

  • Описание возможного (или неизбежного) результата этого действия.

  • Предложение альтернативного варианта поведения.
4. Подбор предметов, действий и создание ситуаций, вызывающие положительные эмоции у ребёнка.

5.Развитие связной речи для правильного общения с другими детьми.

6.Проведение игр и упражнений, помогающих выявить склонности ребёнка.

План мероприятий


Месяц

Мероприятие: форма, название

Задача мероприятия

Участники

Сентябрь

1.Анкета – опросник с родителями.

Определить эмоциональные проявления ребёнка в домашних условиях.

Воспитатель, родители.

2.Наблюдение за поведением ребёнка при контакте с другими детьми.

Выявить причины отрицательных эмоций при контакте с детьми.

Воспитатель, ребёнок.

3.Занятие «какой подарок ты хочешь получить».

Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках.

Воспитатель, дети 2младшой подгруппы.

Октябрь

1.Задание по развитию эмоций. Рассматривание собственной мимики перед зеркалом.

Учить сознательно изменять выражения лица перед зеркалом. Отрабатывать связь между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием.

Воспитатель, ребёнок.

2.Упражнение: Создание своего «авторитета» (какой «я»).

Учить «описывать» свои особенности и воссоздавать свой эмоциональный образ.

Воспитатель, ребёнок.

3.Игра – беседа «Разговор с игрушкой по душам».

Формировать положительные эмоции; развивать связную речь.

Ребёнок, воспитатель.

4.Упражнение «выбиваем пыль». (использовать во время свободной деятельности)

Помочь снимать агрессию.

Ребёнок, воспитатель.

Ноябрь

1.Упражнение «интересная минутка».

Развивать наблюдательность; формировать положительные эмоции, умение делиться с детьми увиденным в окружающей обстановке.

Дети группы, воспитатель.

2.Занятие «как мы выражаем свои чувства».

Учить понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позе, жестам.


3.Консультация с родителями: «Упрямство и детские капризы».

Помочь родителям выявить причины детского упрямства и капризов и рекомендовать способы их снятия.

Воспитатель, родители.

4.Чтение сказки «Репка».

Раскрыть понятия малой помощи в общем деле, о взаимопомощи, слаженности и дружбе.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

Декабрь

1.Дидактическая игра «какой он?» (прослушивание магнитофонной записи).

Учить определять по интонации душевное состояние говорящего.

Воспитатель, дети.

2.Чтение сказки «Колобок».

Учить детей послушанию, осторожности.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

3.Упражнение на мышечную релаксацию (перед занятиями).

Снижать уровень возбуждения, снимать напряжение.

Воспитатель, ребёнок.

4. Занятие: «Грусть, радость, спокойствие».

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям.

Воспитатель, дети.

Январь

1.Упражнения мимической гимнастики. (перед зеркалом)

Снимать общее напряжение; формировать выразительность речи.

Воспитатель, ребёнок.

2.Дидактическая игра: «Что я знаю…» (с использованием предметных картинок).

Учить навыкам общения с другими детьми.

Воспитатель, ребёнок.

3.Занятие: «Моё настроение».

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

Февраль

1.Рассматривание сюжетных картинок «Хорошие и плохие поступки».

Учить определять хорошие и плохие поступки детей на картинках, давать им характеристику.

Воспитатель, ребёнок.

2.Чтение В.Маяковского

«Что такое хорошо и что такое плохо.»



Учить внимательно слушать произведение, определять какие поступки и действия хорошие и плохие;

развивать связную речь.



Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

3.Беседа «Расскажи о себе».

Вызвать ребёнка на контакт со взрослым, уметь поделиться имеющимися знаниями о себе.

Воспитатель, ребёнок.

4.Дидактическая игра «Скажи громко, тихо».

Учить контролировать силу своего голоса. Приучать общаться спокойно без крика.

Ребёнок, воспитатель.

Март

1.Рисование: «Мой подарок…» (маме, бабушке).

Вызвать положительный отклик у ребёнка, сделать подарок маме (бабушке).

Ребёнок, воспитатель.

2.Создать проблемные ситуации и умение их увидеть в группе. («Помоги Кате…) с привлечением Серёжи Ф.

Привлекать мальчика к оказанию помощи другим детям; вызвать желание принимать участие в трудовых действиях в группе (на участке).

Воспитатель, Серёжа, дети группы.

3.Занятие «Плохо быть одному».

Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

4.Чтение сказки «Теремок».

Продолжить формировать представление о доброте, гостеприимстве и дружбе.

Воспитатель, ребёнок.

Апрель

1.Игра – занятие «Что ты думаешь об этом?»

Учить высказывать свои мысли и терпимо относиться к мнению других взрослых, товарищей.

Воспитатель, ребёнок.

2.Дидактическая игра «Продолжи…» (позитивное сообщение).

Развивать умение логически мыслить, подбирать положительное решение ситуации. (Если Вова будет плакать…)

Ребёнок, воспитатель.

3.Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Вызывать у ребёнка чувство жалости и сочувствия к беззащитным.

Воспитатель, ребёнок.

Май

1.Занятие: «Давайте жить дружно».

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2младьшей подгруппы.

2.Дидактическая игра «Разговор по телефону».

Вызывать умение разговаривать по телефону спокойным голосом; продолжать формировать связную речь.

Воспитатель, ребёнок.

3.Чтение сказки В.Сутеева «Кораблик».

Продолжать учить оценивать поступки героев, выражать своё мнение об этих поступках.

Воспитатель, ребёнок.

4.Проведение подвижных игр.

Учить принимать активное участие в подвижных играх, принимать роль водящего; вызывать положительные эмоции от игр.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

Критерии

Показатели

Способы диагностики

Умение правильно реагировать на эмоциональное состояние других людей.

Быть более гибкими и

Игровая терапия

идти на контакт в общении

«Моё имя»

с другими детьми

«Настроение»

Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.

Легче переносит

«Угадай кого не стало»

запреты; стал более

гибким в общении и менее

застенчивым

Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, передача эмоционального состояния в речевом плане.

Уменьшить тревожность,

«Знакомство»

воспитать уверенность в

«Моё имя»

себе, снизить психоэмоцио-

Минуты релаксации

нальное напряжение

Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Стали лучше понимать

Физкультурная терапия,

себя и других

аутотренинг

Материально-техническое обеспечение:

  1. Магнитофон с записями голосов.

  2. Предметные картинки для дидактических игр: посуда, домашние животные, мебель, овощи, фрукты.

  3. Маленькое зеркало для ребёнка, большое зеркало в группе.

  4. Подбор художественных произведений.

  5. Карточки с изображением разной мимики ребёнка.

  6. Сюжетные картинки: «Хорошие и плохие поступки детей.»

  7. Альбом, фломастеры, цветные карандаши.

  8. Игрушки: медведь, заяц, лиса, ёж, кукла Лиза.

Литература:

  1. Психология Л.А.Венгер, В.С.Мухина. Москва «Просвещение» 1988 г.

  2. «Педагогическая диагностика в детском саду» Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. Москва «Просвещение» 2003 г.

  3. «Творим, изменяем, преобразуем. Занятие с дошкольниками. Москва «Просвещение» 2002 г.

  4. «Диагностика развития и воспитания дошкольников» М.В.Корепанова, Е.В.Харламова. Москва 2005 г.

  5. «Использование сказок в нравственном образовании детей» Л.П.Глодких, Е.А.Лушина. Кострома 2009 г.

ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», Россия

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Одной из приоритетных задачсовременного российского обществаявляется воспитание подрастающего поколения как активныхгражданРоссии.

В наше время ситуация сложилась таким образом, что резкие измененияв политической, социально-экономической структуре нашего государства выдвинули новые требования в системе воспитания подрастающего поколения. Изменения в системе ценностей и отношений людей сказывается на изменениисоциально-психологического климата, как в обществе, так и всемье. Экономические сложности, возникающие у взрослых, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность, снижение нравственного и морального уровня общества становятся причинами семейных проблем. Неумение справляться со сложнойситуацией, постоянные перепады в настроении, депрессииприводит к эмоциональному сгоранию и различным заболеваниям. Частые колебания настроения отражаются, прежде всего, на детях, которые очень восприимчивы к изменениямэмоционального фона в семье.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своихэмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида, т.е. под эмоциями принято рассматривать реакцию человека на какой-либо внешний раздражитель и как следствие в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности, Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, реагирует на них. Какие-то события вызывают радость, гнев, страх, неудовольствие. У каждого человека эта реакция выражается в различных внешних проявлениях. Человек или бледнеет (испуг), краснеет испытывая стыд, смущение, у него может участится дыхание, сердцебиение. Что сопровождается разнообразными изменениями в деятельности внутренних органов, нервных процессов гормональных механизмов. Эмоции не могут возникать сами по себе. Источником эмоций выступает объективная действительность, окружающая Среда и потребности человека, то, что связано с удовлетворением потребностей человека: органических, физических, коммуникативных - вызывает у человека положительные эмоции (радость, смех и т.д.). И то, что связанно с обретенными действиями вызывает отрицательные эмоции (гнев, грусть, слезы и т.д.).

Не смотря на то, что эмоциональное общениев большей степени является ведущим видом деятельностив младенческом возрасте, оно все же присутствует вразвитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольное детство - первый период психического разви­тия ребенка и поэтому самый ответственный. В это время за­кладываются основы всех психических свойств и качеств лич­ности, познавательных процессов и видов деятельности. Имен­но в этом возрасте взрослый находится с ребенком в самых близ­ких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. Поэтому положительное эмоциональное самочувствие детей в семье и дошкольном учреждении относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства ,. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение . В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Все эти эмоции и чувства ребенок переживает в игре. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. Игра является ведущим видомдеятельности дошкольного возраста – деятельность, эмоционально насыщенная, требующаяот ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Жизненный эмоциональный опыт ребенка может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность. Современное научные данные показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности ,. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения ,. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

На наш взгляд, развитие у детей эмоциональной сферы – очень тонкий процесс. В основе этого процесса лежит умение управлять своими эмоциями. Где речь идет не оподавлении и искорениэмоций и чувств, а надлежащим образом направлении их. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.

Как зарубежные, так и наши психологи большое значение в развитии эмоциональной сферы придают сказке, позволяющей взрастить в юной душе того Взрослого, без становления которого немыслима подлинная зрелость.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Ребенок,слушая сказку, обязательно старается выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпит в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытается с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы. Прослушав сказку «Снежная королева», ребенок четырех лет говорит: "Герда хорошая, она братиканашла и спасла, а Снежная королеваплохая, она его забрала".

Известный американский психоаналитик Бруно Беттельхейм в предисловии своей книги «Психоанализ волшебной сказки», замечает: «Ничто из всей детской литературы (за очень редкими исключениями) не обогащают и не удовлетворяют детей в такой степени, как волшебные сказки». Ведь волшебные сказки «притягивают внимание», «возбуждают любопытство», стимулируя при этом воображение. А значит, такая литература помогает ребенку «развивать свои умственные способности и лучше разбираться в собственных эмоциях», а также «навести порядок в своем внутреннем доме».

Сказки позволяют понять на примере, что у его психологических затруднений имеются временные или постоянные решения. Любой персонаж из сказок Х. К. Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро, П.П. Бажовапредлагает ему такие решения, которые малыш способен понять. Здесь ключевая роль отводится взрослому, способному направить, помочь в разъяснении той или иной ситуации.

Однажды А.С. Пушкин, вспоминая о своем детстве, сказал, что подрастал в детстве, «не зная горестей и бед» и этим обязан своей нянеАрине Родионовне Яковлевой. В стихах Пушкина появляется «голубка дряхлая моя», чье «чудное преданье» навсегда запало в душу и, преображением гигантской работой гения, не раз сверкнуло в творчестве. И сказки, и «Борис Годунов», и «Дубровский», и «Евгений Онегин» хранят, пусть порой едва уловимые, следы этой удивительной дружбы поэта с неграмотной няней, сообщавшей ему сказания старины.

В исследованиях многих ученых (М.И. Лисина,Д.Б. Эльконин, Р. Берес и др.) показано, что физический и эмоциональный контакт с родителями является важнейшим условием и источником развития ребенка, а недостаток и нарушение общения препятствуют нормальному психофизическому развитию, и еще больше усугубляют нарушенияу аномальных детей. Психологическая уравновешенность ребенка зависит главным образом от близости его с родителями. На протяжении всего детства именно родители оказывают на ребенка наиболее сильное влияние. Самый верный способ создать наилучшие отношения со своими детьми – контролировать себя, а не винить детей. Характер отношений с ребенком проявляется во всем, что бы не делали для него родители. Все, чему он учится с помощью родителей, помогает ему составить представление о своих родителях. Наиболее полезное и приятное, что может получить ребенок, - это убеждение, что родители любят его и всегда готовы помочь. На каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка необходимо присутствие взрослых людей, самым позитивным будет тот случай, когда в процессе формирования личности будут принимать участие близкие и значимые для него люди - мать и отец.

Следовательно, особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением главным образом зависит от опыта, который он приобрел в семье. Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития дошкольника являются следующие типы родительского отношения : отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, …формируют у него увереннооптимистические личностные ожидания» .

Рассмотрев многоаспектность эмоционального развития детей, хочется еще раз отметить, чтоэмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Развития эмоций является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. .Именно в этой сфере лежит способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом «счастье».

Литература

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

2. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997

3. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 1999.

4. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3.

5. Современный психологический словарь /под ред.Б.Г. Мещрякова, В.П. Зинченко.- СПб, 2006.

6. Степанов С.Бруно Беттельхейм 1903-1990 // Школьный психолог, №1-2006, - С.4-7

7. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

8. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.

9. Слободчиков И.М.Развитие ребенка. Эмоциональное развитие ребенка.

Катерина Коурова
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»

Программа

эмоционально – личностного развития детей старшего

дошкольного возраста .

«В мире эмоций »

Педагог-психолог д\с №7 : Коурова Е. А.

г. Вязьма

Пояснительная записка.

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ эмоционально – личностного развития .

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Эмоции и чувства имеют большое значение в психической жизни детей дошкольного возраста . Как правило, у здорового ребёнка 5-7 лет преобладают положительные эмоции , жизнерадостное, весёлое, бодрое настроение. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования. Но эта сила переживаний связана с большой неустойчивостью чувств.

С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния .

Современное семейное воспитание детей раннего возраста , завышенные требования в дошкольном возрасте , перегрузка детей информацией , телевиденье, компьютеры и т. п. часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В. Н. Мясищева, «Эмоциональным заболеванием » личности.

Родители часто заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка , а эмоционально -волевое кажется им не столь важным. Действия взрослых с раннего возраста блокируют эмоциональное самовыражение , что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезаптационных форм поведения (агрессивности, конфликтности, тревожности, что мешает полноценному и всестороннему развитию ребёнка .

Исследования психологов по данному вопросу, а также личные исследования и наблюдения, говорят об увеличении детей страдающих проблемами в общении, наличие агрессивности, тревожности, конфликтности, что не дает ребёнку полноценно развиваться . Поэтому была разработана данная программа , с учётом перечисленных трудностей.

Основные задачи программы

1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний . Чувств.

2. Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.

3. Развитие навыков совместной деятельности, общения.

4. Развить умение чувствовать и понимать другого.

5. Повысить самооценку детей , их уверенность в себе.

6. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

7. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.

8. Развить любознательность , наблюдательность.

9. Способствовать сплочению детского коллектива.

Структура занятий

Постоянный ритуал начала занятий;

Игры - перевоплощения или игры-беседы с обсуждением ситуаций

Этические сказки, пластические этюды, игры с различными элементами;

Обсуждение занятий с детьми;

Ритуал прощания.

При необходимости вводится «минута шалости» .

Занятия проводятся один раз в неделю, курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группу.

Всего занятий : в старшей группе – 27

в подготовительной - 18

Длительность занятий не должна превышать 30 минут.

Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу.

Количество детей не должно превышать 6-8 человек. Число должно быть чётным, чтобы действовать в парах.

При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей , принимается и выслушивается всё, что говорится ими.

При работе :

Позитивно подкрепляются все ответы детей ;

Создаётся атмосфера взаимного доверия;

Обеспечивается независимость в выборе принятия решения;

Оказывается положительная поддержка личности ребёнка.

Результаты проведённой психодиагностики показали, что коррекционные занятия способствуют повышению самооценки детей , сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии , творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки.

Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с проблемами в поведении.

Тематическое планирование

в старшей группе .

занятия Тема занятия Кол-во часов

1. «Как меня зовут» 0,5 ч.

2. «Друг» 0,5 ч.

3. «Давай познакомимся» 0,5 ч.

4. «Я твой друг» 0,5ч,

5. «Пожалей» 0,5ч.

6. «Положительные эмоции » 0,5ч.

7. «Что ты чувствуешь» 0,5ч.

8. «Мечты» 0,5ч.

9. «Настроение» 0,5ч.

10. «Перевоплощение» 0,5ч.

11. «Какой я, когда боюсь» 0,5ч.

12. «Паучок» 0,5ч.

13. «Поможем игрушкам» 0,5ч.

14. «Облака» 0,5ч.

15. «Тревога» 0,5ч.

16. «Заряд бодрости» 0,5ч.

17. «Добрые дела» 0,5ч.

18. «Как можно поздороваться» 0,5ч.

19. «Чудо» 0,5ч.

20. «Весна» 0,5ч.

21. «Качели» 0,5ч.

22. «Мы скульпторы» 0,5ч.

23. «Зазнайка» 0,5ч.

24. «Защита» 0.5ч.

25. «Моё настроение» 0,5ч.

26. «Животные» 0,5ч.

27. «Мы растём» 0,5

Всего : 13,5 ч.

Тематическое планирование

в подготовительной группе.

занятия Тема занятия Кол-ва часов

1. «Мы соскучились» 0,5ч.

2. «Что изменилось за лето» 0,5ч.

3. «Семья» 0,5ч.

4. «Что делать?» 0,5ч.

5. «Осень» 0,5ч.

6. «Насекомые» 0,5ч.

7. «Дождь» 0,5ч.

8. «Человек» 0,5ч.

9. «Жадность» 0,5ч.

10. «Друзья» 0,5ч.

11. «Помогу другу» 0,5ч.

12. «Ты часть природы» 0,5ч.

13. «Угадай настроение» 0,5ч.

14. «Превращение» 0,5ч.

15. «Хвастун» 0,5ч.

16. «Доброта» 0,5ч.

17. «Природа» 0,5ч.

18. «Ты один дома» 0,5ч.

Всего : 9ч.

Литература

1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста . Иосква 2002г

2. Котова Е. В. «В мире друзей » программа эмоционально-личностного развития детей . Москва 2002г.

3. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. Москва 1998г.

4. Изард К. Е Эмоции человека . Москва 1980г.

5. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. – СПб : Питер Пресс, 1996.

Публикации по теме:

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Конспект организованной образовательной деятельности «Страна эмоций» для детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: сформировать понятия об эмоциях радость, злость, удивление, страх, способствовать осмыслению своих эмоциональных состояний.

Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Пояснительная записка «Воображение.

Научно - методическая разработка

Цель: формирование доброжелательного поведения у детей старшего дошкольного возраста, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Введение

1.Актуальность темы
2. Содержание работы:
- проблема
- цель, задачи
- методы
- результаты работы
- перспектива на будущее
3. Список литературы

Приложение

1.Диагностика
2. Перспективный план
3. Конспекты занятий
4. Упражнения
5. Советы родителям

Введение

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием и развитием детей: С.И. Семенака, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, д.Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы семейного воспитания. Следовательно, в условиях ДОУ и школы у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я».
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности. Эмоционально – аффективная сфера, зафиксированная в памяти и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребёнка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной специалистами.
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: « От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».
Дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя иерархию мотивов и первичные этические нормы. Деятельность личности регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.
Актуальность темы:
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста хотя и яярки, но очень ситуативны и неустойчивы. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Эмоции младших дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают длительными.
На протяжении дошкольго детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать подлинной заботы о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Ребёнку трёх лет уже приятна похвала взрослых, его огорчает порицание.
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. Он усваивает «язык эмоций» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
В дошкольном возрасте происходят выраженные конституционные и мимические изменения лица ребёнка, что связано с ростом лицевого черепа, с преобразование челюстей и с изменением строения щек. В этот период ребёнок полнее овладевает мимикой и телесной экспрессией. Общение с взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам сформировываются некотрые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до шести лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.
Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязанияв первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.
Осваивая социальное пространство – условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами его прав и обязанностей, накапливая определённые знания о них, ребёнок ещё долго не осознает их значение. Поведение дошкольника меняется от ситуаций, в которых руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникшая иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребёнка. По мере её развития проявляется возможность оценивать не только определённые поступки ребёнка, но и его поведение в целом.
В условиях ДОУ у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих и переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и в общении со сверстниками простроить свой образ, структуру «Я». Этот процесс сопровождается отделением себя и своей деятельности от взрослого и детей.
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности.
Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на эмоционально – личностное развитие ребенка в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование адекватной самооценки ребёнка, развивает его эмолциональную произвольность, с другой стороны – учит конструктивным способам управления собственным поведением, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Проблема, цель и задачи.
Одно из главных стремлений ребёнка в дошкольном возрасте – стремление к овладению телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими. У него бурно развивается речь, которая здесь несёт не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную. Ребёнок учится принятым позитивным формам общения. Общение со взрослыми можно разделить в соответствии с его параметрами на ряд категорий.
Содержание потребности в общении:
1. потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет)
2. потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию (5-6 лет)
Ведущий мотив общения:
1. познавательный – взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнёр по обсуждению причины связи (4-5 лет)
2. личностный – взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
Значение в общем развитии ребёнка данной формы общения:
1. первичное проникновение в суть явлений окружающего мира, развитие наглядных форм мышлений (4-5 лет)
2. приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к дискурсивному мышлению(5-6 лет).
Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребёнка, имеющая и сходства с его общением со взрослыми, и свои отличия. Оно складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребёнок взаимодействует со старшими партнёрами, ведь законы общения едины для вех людей независимо от их возраста.
Особое место в общении детей дошкольного возраста начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Общение детей в этот период показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин.
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Гнев, злоба как формы проявления агрессивности разрушают общество. Анализ основных причин, ведущих к проявлению и закреплению в поведении агрессивных тенденций, позволяет выделить общий компанент – насилие. Задача взрослых – содействовать формированию у детей позиции ненасилия, которая по мнению В.А.Ситарова и В.Г. Маралова, выражается в ненасильственных действиях, усиливающие позитивные намерения другой стороны.
Современное семейное воспитание детей дошкольного возраста часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В.Н. Мясищева, «эмоциональным заболеванием» личности. Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах.
Родители чаще заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным. Об ошибках семейного воспитания говорит семейная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребёнка эмоциональное самовыфражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптационных форм поведения.
Работу по эмоционально-личностному развитию своих детей я начала, когда они посещали среднюю группу детского сада. Перед началом работы провела наблюдение за поведением и общением детей в группе и обнаружила, что некоторые дети не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции. Тогда поставила перед собой цель – развитие доброжелательных отношений у детей. Эта работа по развитию детей дала хорошие результаты. Ребята почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Но на этом мы не остановились, с каждым годом с различными видами деятельности и упражнениями всячески старались развиваться. Ведь впереди их ждет самое сложное занятие – подготовка к школе, где им потребуется развитие произвольного внимания и произвольного запоминания.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила заняться этой проблемой и поставила перед собой цель – эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками. Для выполнения своей цели я выделила следующие задачи:



Приемы и методы
На основе этих задач составлен перспективный план (см. Приложение).
Для работы по эмоционально-личностному развитию детей 5-7 лет в условиях социально одобряемых форм поведения я использовала коррекционно-развивающую программу, получившую название «Уроки добра» С.И. Семенака. В настоящий момент разработанно 21 занятие, в процессе которых решала ряд важных задач:
? раскрытие сущности полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
? знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
? учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
? учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации;

В соответствии с поставленными задачами занятия построены в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий я использовала игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И. Чистякова, Н.Л. Кряжева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) и зарубежной литераруре, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов я использовала:
Имитационные игры;
Социально-поведенческий тренинг;
Психогимнастика;
Чтение и обсуждение художественных произведений;
Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
дискуссии
Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
Примеры выражения своегшо эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Обработку необходимых поведенческих навыков я осуществляла через активное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приёмов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Всю серию занятий можно условно разделить на три группы:
1. Первая группа занятий предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуацию для применения полученных знаний, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам.
2. Вторая группа занятий напрвлена на формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать.
3. В третьей группе занятий акцент сделан на формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Взрослый побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни. В решении этой задачи поможет использование на занятии «Волшебной книги», в которую взрослый записывает после обсуждения добрые поступки детей как на занятии, так и в повседневной жизни.

Для поддержания интереса к занятиям я испоьзовала сказочные сюжеты: в гости к детям приходят волшебники – добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида), детям волшебники дарят сказочную тарелочку, с помощью которой неожиданно появляются разнообразные объекты.
Поведенческие навыки я обрабатывала с помощью разнообразных приёмов, указанных ранее. Каждый ребёнок имеет право высказывать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятии не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Для самовыражения ребёнка на каждом занятии я использовала рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приёмов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие я заканчивала либо прослушиванием приятной музыки, исполнением весёлых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Результаты работы
Эмоционально-личностное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду. Изучив прогамму С.И. Семенака, сравнивая свой личный опыт, приходишь к выводу: работать над развитием эмоций и личности ребёнка в целом нужно не только на занятиях «Уроки добра», но и на остальных занятиях, в обычном общении с детьми. Нужно помнить, что главные принципы нашей педагогики строятся на трёх китах: любовь, понимание, объяснение.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как понять своих детей, их поступки. На очередном родительском собрании, я отметила, что один из показателей эмоционального развития ребенка – это понимание и поддержка детей их родителями, в чем особо помогает общение и взаимодействие. Мною были предложены различные занятия и упражнения, для совместной деятельности родителей и детей, с использованием пластилина, бумаги, крупы, природных материалов…Они заинтересовались и вместе с детьми начали творить чудеса, принимали участия в выставках «Эти забавные сучки и веточки», «Весёлые снеговики», «Жизнь пуговиц»…После проводимых занятий, игр, как мной, так и родителями были замечены улучшения во взаимопонимании между взрослыми и детьми, что благоприятно повлияло и на общение между детьми. Если, проведенное в октябре 2007 г. обследование общения между сверстниками, показало следующие результаты: в поведении детей присутсвуют агрессивные тенденции, не способность сдерживать нежелательные эмоции; то недавнее наблюдение показало исчезновение агрессивности и преобладание в общении доброжелательности, проявление способности сдерживать нежелательные эмоции, изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок), сформированность эмпатийного поведения детей. Если, проведенная в октябре 2007 г. диагностика выявила преобладание средней поведенческой активности (92%), которая показала следующие результаты: 44% - (+Д-положительное доминирование) , 12% - (-П – отрицательное доминирование), 32% - (+П – положительное подчинение), 12% - (-П – отрицательное подчинение); тогда спустя некоторое время я вторично провела диагностику, результаты говорят сами за себя: высокий уровень поведенческой активности – 52%, а средний уровень – 48%.(+Д) - 52 %; (-Д) - 0% ; (+П) – 40%; (-П) – 8%.
Вывод: работа по эмоционально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста дала хорошие результаты. Ребята почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Дети почувствовали уверенность в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика руки, аккуратность, фантазия сформировались произольное внимание, образное мышление…
Через проведенные занятия и упражнения я решила сразу несколько задач:
1. создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
2. осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;
3. развитие навыков совместной деятельности, общения;
Свою работу я люблю и считаю очень нужной. Нужной прежде всего детям. Потому что человек получает самый большой объём информации по освоению социального пространства, определение в нем своего места и положения, самопознания именно в детском возрасте. Поэтому я чувствую ответственность за воспитание и развитие своих детей и стараюсь помочь им в контактировании и взаимодействии друг с другом и окружающими.
Перспектива на будущее
Эмоционально-личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизни – к лучшей адаптации в школе. У меня в планах проводить родительские собрания и консультации для коллег о важности, выбранной мной темы «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»; подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически наполняя свой методический материал.

Список литературы
1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития ребёнка. М.: Изд. МГУ, 1990.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз,1997.
3. Кашапов Раиль. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 320 с.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
5. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
6. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольников и младшего школьного возраста. – Спб.: НО и Комплект, 1995.
7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
8. Лаврентьева Г,П, Культура общения дошкольников. – Киев, 1988.
9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо,2005. –896 С.
10. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
11. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М.,1997.
12. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребёнок. Журнал «Обуч», 1996, №4.
13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буянова. – М., 1990.
15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – ПРЕСС», 2002. – 384 с.
16. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 255 с.

Управление образования г. Усинска МДОУ № 22
Одношивкина О.А.

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р.Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.

Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает
привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.

Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

Подчеркнем, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же время возрастает избирательность дружеских контактов.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш
пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно- творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.