Система экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Приоритетная цель современного образованияличностное развитие ребенка. Полноценное становление личности невозможно без воспитания экологической культуры школьников.

Проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб, причем с каждым годом положение усугубляется. Во многом это объясняется отсутствием у большей части населения планеты осознанного отношения к природе, небрежным и недальновидным расходованием природных ресурсов. В последнее десятилетие разработаны специальные программы экологического воспитания школьников. Однако элементарное развитие экологического сознания должно начинаться с дошкольного периода, когда ребенок особенно чуток и восприимчив к окружающему миру, а его любознательность безгранична.

Экологическое воспитание младших школьников

В содержание экологического воспитания школьников – учащихся начальных классов входит становление осознанного отношения к природе. Знание является начальным компонентом экологической культуры, а отношение – итоговым продуктом. В начальной школе дети должны получить базовые знания о связях в природе, способствующие формированию экологической культуры. Основная цель педагога – развитие личности, неравнодушной к экологическим проблемам родного края и практически решающей посильные задачи охраны окружающей среды.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, трудовой, исследовательской и творческой, используя при этом игровые приемы, чтобы поддержать интерес к экологии. Особую значимость имеют методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей.

Формы экологического воспитания учащихся начальной школы многообразны:

Экологическое воспитание старших школьников

При организации нравственно-экологического воспитания школьников – учащихся среднего звена и старших классов учитывается необходимость расширения горизонтов объективного познания мира, общества людей и себя как личности; выработки собственного отношения к жизненным реалиям и помощи в определении собственного места в обществе и жизненных приоритетов. Педагогам, работающим со старшеклассниками, следует учитывать активность их мышления, желание логически упорядочить и систематизировать учебный материал, стремление к поиску универсальных закономерностей и самостоятельному нахождению способов действия и решения проблем.

Необходимо обеспечивать интерактивный характер мероприятий по экологическому воспитанию школьников. Это могут быть творческие конкурсы, викторины, олимпиады, ток-шоу по типу популярных телевизионных передач, спектакли на экологическую тематику. Особую значимость приобретает работа на экологической тропе. Учащиеся старших классов могут принимать активное участие в ее устройстве или преобразовании. По силам подросткам устроить метео-площадку или лабораторию на открытом воздухе. Экспериментально-опытная работа становится более сложной и многогранной, включающей множество аспектов. Расширяется сфера труда в природе. Ребята могут работать не только на территории школы, в пришкольном цветнике, огороде, но и оказывать посильную помощь в природоведческих питомниках, парках, ботанических садах и пр.

Учащиеся старших классов, участвуя в проектах, прекрасно систематизируют свои знания и наблюдения, оформляя результаты работы в виде докладов, статей, фото- и видеоотчетов. Представить свою деятельность в сфере экологии они могут на специализированных сайтах, в журналах; на городских, областных и всероссийских конкурсах. Для некоторых детей такая работа является залогом выбора профессии и продвижения в данном направлении.

Экология и человек.

Введение

«Любить Родину, значит любить и уважать природу» М. Пришвин.

Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Во второй половине ХХ века человечество оказалось перед лицом качественно новых глобальных проблем, и среди них особое место занимают экологические, существенно влияющие сегодня на все стороны жизни человечества: на материальную и культурную сферы, на здоровье, мировоззрение и мораль.

Именно научный прогресс, впервые столкнув человечество с признаками энергетического, сырьевого, водного, продовольственного и даже воздушного дефицита, сделав очевидным то, что технически вооруженные люди вовлекали в свою деятельность практически все известные возобнавляемые и невозобнавляемые ресурсы нашей планеты. А воздействие человека на биосферу способно существенно изменить направление ее эволюции. Марксистский вывод о том, что история природы и история людей обуславливают друг друга, получил новое убедительное подтверждение.

Проблема гармонического взаимодействия человека и природы в настоящее время охватывает все новые сферы жизни общества. Обязанность беречь природу, охранять ее богатства стало основным законом нашего государства. По мере роста экономического потенциала страны постоянно совершенствуются пути и способы решения экологических проблем:

Разрабатываются комплексные долгосрочные программы рационального природоиспользования, ресурсосберегающие и безотходные принципы производства, - принята система законодательных актов по охране природы и защиты человека,

Научно- технический прогресс определяет все особенности жизни человека, изменяя его ритм, экономические параметры окружающей среды, влияет на здоровье людей. Воздействие на организм человека таких факторов, как химизация, шум, вибрация, электромагнитные поля, снижение двигательной активности привело к появлению групп новых патологических процессов, объединяемых понятием «болезни цивилизации». Вооруженный современной техникой человек проник практически во все уголки планеты. И тысячи видов растений и животных ищут теперь спасение в Красной книге: такие книги издаются сегодня на самых разных уровнях: мировом, национальном, краевом. В них отражена растущая тревога общественности по поводу реальной угрозы обеднить бесценный генофонд нашей планеты.

Цели и задачи экологического образования

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практической и духовный опыт обеспечивания выживания и социального прогресса личности и общества.

Достижение цели экологического образования затруднено кризисными явлениями во всех сферах жизни нашего общества.

Экологическая ответственность проявляется в:

Ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;

Ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность;

Активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение : формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению окружающей среды своей местности и здоровья человека.

Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояние окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы:

Способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;

Эмоциональной сферы- эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;

Волевой сферы- убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Экологическое воспитание школьников

Один мудрец сказал: «Наблюдение за жизнью природы можно назвать предрассудком, традицией, искусством, наукой, удовольствием, увлечением или скукой. Все зависит от характера самого наблюдателя».

Экологическое образование в области окружающей среды официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем, становится фактором, обеспечивающим развития экономики и общества в целом и является основой формирования нового образа жизни. характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста. При этом непрерывным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды. В работе по формированию экологического сознания и мышления, воспитанию ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, обеспечивающих экологически безопасное, устойчивое развитие России, принимают участие многие ведомства, государственные и неправительственные организации, коллективы педагогов и ученых.

Нравственной основой активной жизненной позиции является принцип единства между словом и делом, когда понимание необходимости практических действий сочетается с реальным воплощением их на практике. Только в практической деятельности экологического характера формируется устойчивое ответственное отношение как к окружающей среде, так и к здоровью.

Экологическая деятельность учащихся может быть представлена тремя направлениями.

    Изучение и оценка состояния окружающей среды своей местности, что включает инвентаризацию природных памятников, описание и оценку состояния животных экосистем, почвы, воздуха, составление необходимой документации(карт, схем, таблиц, презентаций и т. д.).

    Участие в проектировании ландшафта, создание учебных экологических троп и микрозаповедников, защита окружающей среды от разрушения.

    Пропаганда экологических знаний: разработка плакатов, листовок, проведение лекций, бесед, экскурсий, проектов; оформление выставок в защиту окружающей среды; составление летописи природы родного края; проведение акций, связанных с Днем окружающей среды, Всемирным Днем здоровья и т. п..

Экологическая работа в школе направлена на пропаганду идей охраны природы и призыв к бережному отношению к ней.

Во время экскурсий ребята дают друг другу советы, создают проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов. Задача учителя- научить ребят слушать природу, применять свои знания при ответах на вопросы, рассказывать эмоцио-нально о известных фактах защиты окружающей среды. Удачная экскурсия во многом зависит от умения учителя- экскурсовода заинтересовать ребят в тех проблемах, о которых он говорит. В системе представлений о окружающей среде значительна роль контрастов, которые носят обобщенный характер и включает позитивные и негативные образы (см. табл.)

Прием создания образа единства человека и природы

Прием

Образ единства человека и живой природы

Сказочные сюжеты; рисунки разных эпох- наскальные, современные, рисунки- символы. Высказывание ученых о роли животных в жизни человека

«Доля» среды (живой природы) на каждого

25 особей птиц, 200млн. особей насекомых; расходы древесины равны примерно 200 деревьям- на каждого человека планеты

Генетические связи человека с природой

Сходство с животными; включенность человека в естественные, урбанизированные и искусственные

Высказывания ученых, общественных деятелей

В эпоху становления нового общества

«…человек впервые понял, что он житель планеты и может, должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов. но и в планетном аспекте» (В. И. Вернадский

«Мне всегда представляется шахматная доска. За столом- двое: человек и природа. Они играют беспрерывно. Причем белыми- всегда природа: за ней первый ход» (Т. Мальцев)

Мир велик, и вполне понятно стремление многих людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша земля. Но почему-то нам кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома. А между тем нам порой просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда тихая и неброская красота родного края станет полной удивительных загадок. А когда мы попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет нам еще родней.

По результатам экскурсий ученики начиная с начальной школы составляют проекты. В результате экскурсии в в самарский Ботанический сад был составлен проект и подготовлена презентация по данному проекту (см. Приложение1).

Урок «Природа- наш дом» был посвящен экологическому воспитанию младших школьников

(см. Приложение 2).

Заключение

Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой- ее нужно пробудить.

Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. В других случаях в их поведении проявляется нейтрально- безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания подростком, а затем и взрослым состава нарушения в своем поведении в окружающей природе.

Взаимосвязь интеллектуальных и практических умений оказывает влияние на развитие мотивации охраны окружающей среды, например:

Интеллектуальные умения

Практические умения

1.Изучение и описание популяции сосны: состояние кроны дерева, воспроизводства, оценка

1.Сбор семян. расчистка территории от валежника и мусора; посадка кустарников и рыхление почвы

2.Реферирование литературы о биологии сосны, геологии данной местности

2. Учет памятников природы

3. Подготовка экскурсии на экологической тропе

3. Прокладка экологической тропы: составление плана, уход за объектами

4. Сравнение участков парка по составу лесообразующих пород

4. Определение деревьев, кустарников, трав

5. Оценка состояния почвы по количеству дождевых червей и иных обитателей почвы

5. Прикопка с целью изучения почвы. Подсчет количества дождевых червей на единицу площади

6. Формулировка выводов о вытаптывании как причине дигрессии

6.Наблюдение тропично- дорожной сети; определение и оценка возобновления деревьев; описание дубов- долгожителей, аллеи, осыпи оврага

Так как окружающая среда любой местности уникальна, единых требований и показателей реальной экологической деятельности быть не может. Однако этот факт не снижает значения педагогических усилий по воспитанию у учащихся потребности в реальной экологической деятельности и требует зачастую более глубоких, чем предусмотрено школьной программой, знаний.

Экологическое образование- непрерывный многоступенчатый педагогический процесс, еще далеко не реализованный в современной школе. Экологическая направленность привносит в образование новый комплекс философско - методологических и педагогических идей, призванных обновить его традиционную систему, определить основное направление деятельности школы будущего.

Приложение 1

Секция «Ботаника»

«САМАРСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД».

Выполнила:

Вдовина Дарья

ученица 2В класса

МБОУ СОШ №144

г. Самара

Научный руководитель:

Ларгина Тамара Викторовна

Гипотеза проекта

Цели проекта

Задачи проекта

Введение

Организация Ботанического сада в Самаре

Задачи и основные направления деятельности

Ботанического Сада

Структура Ботанического сада

Расположение и природные условия Ботанического сада

Мое мнение

10.

Заключение

11.

Литература

ГИПОТЕЗА

Мы предполагаем, что данная тема полезна, интересна и познавательна.

За все время существования Ботанического сада здесь накоплен огро мный опыт по охране и воспроизводству уникальных растений, как нашего Поволжья, так и разных стран. Очень важно, чтобы сегодня экологическое просвещение охватывало широкие слои населения, прежде всего школьников.

Ботанический сад имеет немалое значение в деле сохранения редких и исчезающих растений, список ко­торых с каждым годом увеличивается. Только Ботани­ческий сад может спасти растения от уничтожения, вве­дя их в культу ру.

Подчеркивая значение Самарского Ботанического сада, необходимо отметить и его просветительскую роль. Посещая сад, мы знакомимся с богат­ством и разнообразием растительного мира, получаем сведения о полезных свойствах растений, способах их выращивания, о необходимости бережного отношения к зеленому богатству нашей земли, во спитываем любовь к родной природе, учимся по-хозяйски относиться к ней, охранять и приумножать ее богатства.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

    Подобрать материал;

    Отдать предпочтение интересным и познавательным фактам об организации и деятельности Самарского Ботанического сада;

    Систематизировать данную информацию и составить проект по теме;

    Сделать выводы о значении Самарского Ботанического сада.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Найти материал в библиотеке по проекту;

    Выбрать интересные факты об организации и деятельности Самарского Ботанического сада;

    Составить проект на указанную тему.

ВВЕДЕНИЕ

Среди замечательных памятников культуры особое место занимают сады и парки. Большую известность имеют чудесные архитектурно -ландшафтные памятники Подмосковья, Крыма, Кавказа. Многие из них представ­ляют собой поистине шедевры паркового искусства.

Красивые старинные парки есть и в нашей области. Они расположены в Усолье, Шигонах, Серноводске и в других старых селах. Многие из них, к сожалению, находятся в запустении, частично разрушены. Однако все они заслуживают внимания как ценный материал для изучения маточной базы растений, как богатейшие лаборатории для ученых, занимающихся выращиванием и акклиматизацией редких растений. Наконец, они цен­ны как памятники старинного русского архитектурно-ландшафтного искусства.

Самарский ботанический сад. Ему, одному из ста­рейших ботанических учреждений Среднего Поволжья, в августе 2009г. исполнилось 77 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА В САМАРЕ

Самарский Ботанический сад берет начало от частной коллекции самарского купца Борщева. Этот любитель экзотики начал украшать свою усадьбу редкими деревьями еще в начале позапрошлого столетия. Первыми были посажены три голубых ели, родина которых Северная Америка. По архивным данным сотрудникам сада удалось установить, что эти ели были чуть ли не самыми дорогими деревьями в коллекции самарского купца. Каждый их саженец стоил 300 рублей – огромную по тем временам сумму.

Решением Самарского крайисполкома от 1 августа 1932 года на территории бывшей Борщевской дачи был открыт Ботанический сад. Его площадь составляла 40 гектар. Главной задачей сада был показ и изучение местных, отечественных и зарубежных раст ений. Сад был основан по инициативе В.И.Смирнова (директора НИИ по изучению и охране природы Средневолжского края) и известного ботаника-флориста А.Ф.Терехова.

В 1933 году сад был выделен в самостоятельную организацию и передан в систему народного образования.

Для посещений экскурсиями сад был открыт уже в 1933 году; с 1934 года сад был открыт для постоянного посещения. Территория сада была 40 гектар, из которых непосредственно под опытными участками было занято около 20 гектар. К 1937 году, через 5 лет после своего открытия, сад располагал уже значительными коллекциями: имелось около 600 видов тропических и субтропических растений, 55 сортов плодовых деревьев, около 1,5 тыс. видов травянистых растений на систематическом участке, около 100 видов древесных и кустарниковых растений на коллекционном питомнике. Дендрарий находился в стадии организации и закладки.

С 1975 года ботанический сад являлся учебно-вспомогательным подразделением государственного университета, а с 25 декабря 2003г. в соответствии с решением Научно-технического совета университета вошел в реестр научно-исследовательских подразделений университета (в части научной деятельности).

С 1977 года Ботанический сад имеет статус памятника природы регионального значения, а с 1995 года, как и все ботанические сады России, по закону РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995г., получил статус особо охраняемой природной территории. Согласно этому Закону и в соответствии с Типовым Положением о ботанических садах РФ, на территории Садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением основных задач.

Сейчас ботанический сад является самостоятельным подразделением университета с правами юридического лица по доверенности вуза и своей бухгалтерией.

ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БОТАНИЧЕСКОГО САДА

Задачи Ботанического сада в настоящее время определены как:

    Научно-исследовательская работа;

    Изучение и охрана редких растений;

    Просвещение и экологическое воспитание граждан, учебная работа (проведение учебных занятий, практик, экскурсий, выполнение учебно-исследовательских работ студентов, проведение консультаций для населения, выступления в СМИ и пр.);

    Научно - производственная деятельность для удовлетворения нужд населения (размножение ценных растений, реализация посадочного материала).

СТРУКТУРА БОТАНИЧ ЕСКОГО САДА

В настоящее время в Ботаническом саду имеется 4 научных отдела:

    Отдел дендрологии (участки местной флоры, дендрарий, лиановых растений, питомник). Дендрология - отдел ботаники, изучающий древесные растения (деревья, ку старники и кустарнички).

    Отдел флоры (участки редких и исчезающих растений, альпийская горка). Флора – совокупность видов растений данной местности.

    Отдел цветоводства (участки сортовых многолетников, декоративных дикорастущих растений, розарий, декоративный центр).

    Отдел тропических и субтропических культур (оранжерея) хозяйственный отдел.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ

БОТАНИЧЕСКОГО САДА

Ботанический сад Самарского государственного университета расположен в центре города Самара. Город расположен на левом возвышенном берегу Волги в среднем ее течении, при впадении реки Самары, где Волга образует крутую излучину - Самарскую Луку. Большая часть города разместилась в междуречье Волги и ее левых притоков - Самары и Сока. Эта территория относится к южной части лесостепной зоны, прилегающей к зоне настоящих степей. Для климатических условий города Самары, как и области в целом, характерны жаркое, солнечное лето, холодная и продолжительная зима и умеренное количество осадков.

Площадь Ботанического сада по данным последней геодезической съемки составляет 34 гектара.

Территория сада изрезана двумя оврагами: Постниковым и Сырым. По оврагам в ыбивают ключи; некоторые из них не замерзают и в зимнюю пору. Вода родника имеет высокое качество и соответствует в целом ГОСТу питьевой воды. Через овраг Сырой, достигший десятиметровой глубины и заросший в основном древесной и кустарниковой местной растительностью, переброшен пешеходный мостик.

По руслу Сырого оврага размещаются два пруда – Верхний и Нижний , площадь поверхности которых составляет 1гектар. В Нижнем пруду залегает сероводородная грязь, не уступающая по свойствам грязям знаменитого Серноводского курорта.

Обитатели Ботанического сада - дикие утки - за лето так привыкают к даровому угощению, что уже и не помышляют о перелете в теплые края. Утки на озерах Ботанического сада - картина для самарцев привычная. По весне перелетные пары вновь променяли волю на оседлую жизнь и занялись потомством. К осени по озеру плавало уже десятка три молодняка.

Почвы сада разнообразны, в основном, представлены черноз емами.

Имеется альпийская горка высотой более 6 метров, на которой формируется экспозиция естественной растительности Жигулевских гор.

Расположенный на 34 гектарах в центре большого промышленного города, сад я вляется важным фактором улучшения окружающей среды, излюбленным местом отдыха горожан. Большое разнообразие рельефа - овраги, пруды, равнинные участки – позволяют создавать живописные композиции. Красив сад в любую пору.

МОЕ МНЕНИЕ

Наше предположение оказалось верным. Самарский Ботанический сад очень интересен не только для школьников, но и для многочисленных экскурсантов из нашего города, а также других городов и республик.

Ботанический сад, как памятник природы, внесенный в областной реестр особо охраняемых природных территорий, открыт для посещения и является любимым местом проведения досуга и отдыха горожан и гостей города.

Несмотря на то, что Ботанический сад расположен в центре большого промышленного города в нем особый воздух: легкий и свежий. Такой чистый воздух в саду, оттого что там очень много зеленых насаждений, которые оказывают большое влияние на уменьш ение загрязнения воздуха токсическими соединениями.

Прогуливаясь по аллеям, на время забываешь о своих проблемах и неприятностях. Мне очень нравится посещать Ботанический сад. Здесь можно насладиться ароматом цветов и шелестом листьев. Мы с семьей часто гуляем по Ботаническому саду.

В коллекции Самарского Ботанического сада более 3000 видов различных раст ений. Названия многих из них нам не известны, изучение этих растений не входит в школьную программу. Посещая Ботанический сад, мы знакомимся с коллекцией растений, собранных там (в том числе редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу). Только Ботанический сад может спасти эти растения от уничтожения, вве­дя их в культуру.

В настоящее время работа Ботанического сада по охране природы, составлению редких и исчезающих растений приобретает особое значение. Дело в том, что из Сама рской Луки и Жигулевского заповедника берет начало флора нашей страны. Выявление, охрана, изучение редких исчезающих растений Жигулей становится одной из главных научных задач сада . Других учреждений, за­нимающихся этой пр облемой, в нашем регионе нет.

Наверное, нет другого места в городе, где была бы такая же атмосфера умиротворенности. Ботанический сад – островок гармонии, красоты и спокойствия!

Кроме этого, Ботанический сад – одна из важнейших достопримечательностей Самары. Ежегодно здесь проводятся сотни экскурсий . Это ознакомительные экскурсии, к оторые не только знакомят посетителей с коллекцией сада, но и воспитывают любовь к родной природе, учат по-хозяйски относиться к ней, охранять и приумножать ее богатства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самарский Ботанический сад имеет огромное значение в первую очередь для сохранения редких и исче зающих видов растений.

Работа по охране редких растений, прежде всего, предполагает поиск их в природе. Самарский Бота­нический сад один из первых садов в регионе начал ве­сти эту работу. Научные сотрудники сада регулярно выезжают для обследования природных комплексов растительности области и сбора материала для пополнения коллекции, обращая особое внимание на местонахождение и состояние редких и охраняемых видов флоры.

Они располагают большим опытом по выращиванию редких видов природной флоры в культуре, их агротехнике, особенностям размножения, работают над расширением коллекции редких растений и созданием их популяционных групп. В настоящее время в саду произрастает более 50 видов редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу. Это - тимьян жигулевский, можже­вельник казацкий, астра альпи йская, ирис низкий, ко­локольчик карпатский, арника горная и другие расте­ния.

Выращивая и реализуя посадочный материал ценных и редких растений для городского озеленения, лесного хозяйства и садоводов, Ботанический сад обогащает видовой состав культурной флоры Среднего Поволжья и способствует охране ценных растений путем выращивания их в культуре. Семена прошедших испытание на устойчивость к местным условиям растений - интродуцентов регулярно передаются лесоводам для выращивания в питомниках. (Интродукция - это введение в культуру новых видов растений.)

Так же сотрудники Ботанического сада консультируют население по различным вопросам биологии и агротехники растений.

Ботанический сад ежегодно участвует в городской выставке цветов, занимая призовые места.

Самарский Ботанический сад переписывается и обменивается семенами со 190 ведущими садами мира. Кроме того, он ведет большую исследовательскую работу по подбору деревьев для озеленения города. От первых трех голубых елей по всей Самаре разошлось их молодое потомство. Эти красивые деревья украшают сегодня волжскую набережную, их можно увидеть в скверах и парках, во дворах жилых домов. Они будут радовать еще не одно поколение волжан, ведь голубые ели живут до 600 лет!

Количество видов растений, их возраст, репродуктивная способность позволила Самарскому ботаническому саду оказать действенную помощь в деле создания других ботани­ческих с адов в Саратове, Волгограде, Саранске и других го­родах страны.

Ботанический сад – одна из важнейших достопримечательностей Самары. Большинство гостей нашего города стремятся посетить его, побывать на этом островке природы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Голубев В.С., Шаповалова Н.С. «Человек в биосфере».- М., 1995г.-185с.

2. Вернадский В. И. «Биосфера».- М., 1967г.

3.Требования к знаниям и умениям школьников: Диагностико- методический анализ/ . Под ред. А.А. Кузнецова. М., 1987г.

4.Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина «Экология: что должен знать и уметь школьник».-

М., «Школа- Пресс», 1997г. - 60с.

5 .Зеленый шум. Составитель В.К.Туманов – Куйбышев: книжное издательство, 1981 – 208с.

6 .Куйбышевский ботанический сад. Путеводитель.

7 .Наш друг – природа. В. Савинов, директор Куйбышевского бот анического сада, С.

Потапов, дендролог Куйбышевского бот анического сада. Куйбышевское книжное

издательство, 1979 - 188с.

8 . Памятники природы Куйбышевской области. Составители: В.И. Матвеев, М.С. Горелов.

Куйбышев: Кн. издательство, 1986 – 157с.

Экологическое воспитание школьников

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.
Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.
В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания». Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Формы и методы экологического воспитания.

1. Интерактивные экологические мероприятия.

Интерактивные экологические мероприятия - это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» - эти две формы в широком плане - ролевые игры. Однако, первый вариант - «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли».
«Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты - это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.
Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.
Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу. В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник.
Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.
В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий.
Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами.
Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.
Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.
Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

2. Экологическая тропа - форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы - создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.
Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и - самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят - организаторов и помощников руководителя - учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.
Следующий этап - открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.
Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Исследовательская деятельность обучающихся.
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.
Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.
Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка - привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.
Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.
В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа - выполнение исследовательских проектов.
Итогом проведенной работы становится участие в областных научно-исследовательских конференциях.

Заключение.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Общеизвестно, что на сегодняшний день в мире сложилась сложная экологическая ситуация. Глобальное потепление, вымирание редких видов животных, участившиеся лесные пожары, ураганы и наводнения заставляют бить тревогу ученых-экологов всего мира. Развитие цивилизации (урбанизация, расцвет промышленности) привело к чрезмерному загрязнению окружающей среды, и состояние ее ухудшается с каждым годом. При этом основная проблема современного общества состоит в небрежном отношении людей к природе, отсутствии у населения нашей планеты элементарного экологического воспитания.

Современные учебные программы пытаются наверстать упущенное, проводя экологическое воспитание школьников. Однако родителям и педагогам следует знать, что разговоры об экологии следует заводить задолго до школы. Воспитание экологической культуры следует внедрять с детства, чтобы, став школьником, ребенок уже имел некоторые знания в этой сфере.

Мероприятия по экологическому воспитанию школьников

Подход к экологическому воспитанию младших и старших школьников заметно отличается. Прежде всего, различие состоит в методах, с помощью которых педагог доносит информацию до своих учеников. Работа по экологическому воспитанию младших школьников должна проходить в игровой форме. Она предполагает использование следующих методов:

  • проведение теоретических занятий по экологии;
  • походы и выезды на природу (в лес, поле, к водоему) с целью наблюдения за природными явлениями;
  • свободное общение на тему взаимоотношения «человек – природа».

Детям младшего школьного возраста следует подавать информацию дозированно, основываясь на базовых понятиях природоведения. К примеру, сначала ребенок должен усвоить, что природа – это не собственность людей, а живая материя, и ее нельзя обижать. Дети должны научиться различать понятия хорошо/плохо: подкармливать птиц хорошо, а ломать ветки деревьев – плохо, посадить дерево – правильно, а сорвать цветок – неправильно. Рекомендуется проводить игровые занятия, направленные на усвоение этого материала. Во время пребывания на природе следует научить детей к основному научному методу – наблюдению. Начальная школа не предполагает никакого анализа, а лишь накопление базы знаний.

Свои плоды приносит и общение с животными в домашних условиях и в живых уголках. Поначалу дети общаются с животными, потому что это просто интересно; затем наступает момент, когда ребенок осознает, что заботиться о живом существе – это хорошо, приятно и правильно, а позже приходит понимание необходимости такой заботы.

Когда дети, получающие подобное экологическое образование, вырастают и становятся старшеклассниками, построить работу с ними уже гораздо легче. Старших школьников, увлеченных экологией, можно организовать в экологический кружок, где проводить особо интересные исследования и даже научные эксперименты. Кроме обычных теоретических и практических занятий, можно устраивать:

Необходимость нравственно-экологического воспитания школьников должны понимать не только учителя природоведения. Привить детям любовь и бережное отношение к природе, заинтересовать подрастающее поколение проблемами экологии – вот одна из целей современного образования. Не только школа, но и семейное окружение должно помочь ребенку понять важность этого вопроса. И кто знает, возможно, именно ваш ребенок станет в будущем известным экологом и найдет решение проблемы, как спасти природу от разрушения.

Природа - творец всех творцов.
И. Гете

Экология - наука об отношениях растительных и живых организмов друг к другу и к окружающей их среде. (Толковый словарь Ожегова).

Термин “экология от греческого “ойкос” - дом и “логос”- наука”. Этот термин ввел в научный обиход немецкий биолог Эрнест Геккель (1866).

На формирование экологии оказали влияние работы древних натурфилософов Греции и Рима, в которых изучался образ жизни организмов, а также зависимость их распространения и развития от различных факторов среды. В XX веке угроза экологического кризиса обернулась против самого человека, и произошло расширение понятия экологии.

Человек - часть природы, вне которой он не может существовать, однако многовековое развитие человеческой цивилизации привело к существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.

Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе.

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего и среднего общеобразовательного образования).

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств.

Актуальность проблемы – за последние 100 лет вымерло уже около 300 видов животных, ежегодно с лица Земли исчезает десятки видов живых организмов, и существование человека как биологического вида сегодня стоит под вопросом… Но сила, которая заставляет траву расти, фрукты зреть, которая направляет птиц в полёте, есть во всех нас.

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отросли, в умы людей.

В школе начинает появляться предмет “Экология”. В самостоятельную науку она выделилась совсем недавно. Она относится к блоку биологических дисциплин. Но значение этого предмета очень велико. Если на уроках биологии дети в основном узнают строение растений и животных, их эволюцию. То экологическая дисциплина показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир. Экология рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Конечно же, преподавание экологии неразрывно связано с биологией, да и во многих школах этот предмет пока не выделился в самостоятельный. Но, тем не менее “Экология” уже существует не только как наука, но и как предмет школьного цикла. Для основной школы разработаны программы отдельной дисциплины – “Экология”.

Экологическая ситуация в мире обостряется. Речь идет уже об угрозе выживания человечества. Производство неуклонно растет и приходит в противоречие с общим принципом замкнутого цикла, когда используется практически все, без отходов. Поэтому ухудшается состояние водных систем, лесов, почвенного покрова, загрязняется окружающая среда, сокращается многообразие форм жизни. Происходит истощение самых ценных источников из числа доступных человеку - подземных пресных вод.

Уже сегодня говорят об угрозе “водного голода”, нависшего над человечеством, и дефицит пресной воды теперь не только хозяйственная, но и экологическая проблема. Общая масса загрязнителей гидросферы огромна - около 15 млрд. т в год. Самые опасные загрязнения – химическое и радиоактивное. Последнее, закачивают в подземные водоемы, производят захоронения отходов в моря и океаны. К 2100 г. человечество исчерпает все запасы пресной воды. Деятельность человека существенно изменила объем и качество водных потоков. Это непосредственно отражается на здоровье населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, свыше 500 млн. человек в мире ежегодно болеют от потребления некачественной питьевой воды, до 80% кишечных инфекционных заболеваний связано с потреблением загрязненных вод. В России 70% рек и озер утратили свои качества как источники питьевой воды, почти в 10 раз больше, чем в среднем по миру. И таких примеров можно привести очень много.

Если посмотреть в целом, то “Экология”- это предмет “черного” цвета. Очень многое написано в черных тонах, хотя это наша реальность, то, что заслужил человек, благодаря своему разуму. Но разговор об экологии не всегда надо вести только с пессимистической точки зрения. Ученикам нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то, что у нас еще пока осталось. Если на уроках и во внеклассных занятиях давать только сухие факты и цифры, это может скоро наскучить, в сознании детей будет мысль о том, что сделать уже ничего нельзя, остается ждать только неизбежного. Но нужно говорить с учащимися о том, что пока еще не поздно что- то сделать, все в наших руках. И в этом нам могут помочь наши писатели, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их бессмертные произведения не потеряли актуальность и в наши дни.

Замечательный писатель, ученый публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. В своих произведениях он приводит не только экологические характеристики животных, но и сведения по их численности в таких произведениях как: “Записки Ружейного охотника Оренбургской губернии” и т.д.

Ученый – писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Леса уменьшают испарение воды, защищают почвы от палящих солнечных лучей и иссушающих ветров. Аксаков прежде всего был пытливым ученым. Поэтому, отец русской экологии К.Ф. Рулье считал книги Аксакова серьезным вкладом в науку.

Благосклонов Константин Николаевич ученый – орнитолог, педагог, исследователь поведения птиц, организатор популярного в стране праздника День птиц. Его кипучая энергия, любознательность, гибкая научная мысль открывали перед молодежью тайны и красоту родной природы, будили горячее желание познать ее и внести свою лепту в ее охрану. Его книги “Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве”, “ Птицы и вредители леса” и др. пользуются по сей день популярностью.

Наш замечательный писатель Виталий Бианки написал великолепную “лесную газету”, которую дети начинают читать уже с детского сада. Все мини-рассказы В. Бианки написаны в такой доступной и интересной форме что, прочитав один, сразу же понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях. Выходя в лес, или парк, он прислушивался к каждому птичьему писку, всматривался в каждую пролетающую бабочку или муху. Долгие годы на его глазах весна сменяла зиму, лето - весну. Осень - лето и снова наступала зима. Птицы улетали и прилетали, цветы и деревья зацветали и отцветали, а Бианки все это аккуратно записывал, собирал, а потом печатал свои наблюдения в газетах и журналах. Через некоторое время у него набралось достаточно материала, чтобы объединить его в одну большую книгу. Так появилась “Лесная газета”. Это замечательное произведение знают не только в нашей стране, оно переведено на несколько языков и издано миллионными экземплярами. Почти через все рассказы автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в лесу, на речке, как помочь животным в трудное время года, как наблюдать за птицами и в то же время самому остаться незамеченным. Если с детства ребенку читать рассказы Бианки, то с уверенностью можно сказать, что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Вклад В. Бианки неоценим, его “Лесную газету” можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера.

В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий.

Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции. Это сказки таких писателей как: Б. Заходера, В. Танасуйчика, Л. Толстого, Г. Пришвина. Очень большую пользу приносят и русские народные сказки.

Еще Сухомлинский писал: “Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу”.

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, “связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить” (Сухомлинский).

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это должно лежать в основе экологического воспитания детей.

Говоря об экологическом воспитании нельзя не сказать о значимости экскурсий, об общении ребенка с природой. На экскурсиях учащиеся узнают не только многообразный мир растений, но и сталкиваются со многими загадками из мира животных. Именно данная форма проведения урока даст возможность более близкого и конкретного ознакомления с животным миром и поможет провести наблюдения в естественной обстановке. Такие явления, как предупреждающая и маскирующая окраска у насекомых, разнообразные приспособления для защиты и нападения у зверей, способы добывания пищи у птиц и их особенность строить гнезда, многообразие в передвижении и подаче звуков, могут быть подмечены и поняты только при непосредственном соприкосновении с природой.

Готовясь к занятиям по экологии для младших школьников можно включать работу с пословицами, предлагать ребятам конкурс знатоков- экологов “Что мы знаем о природе”, игры - например “Какой бывает вода”, дискуссии, беседы, творческие задания, разучивание стихотворений о природе, о животном мире и др., загадки, прослушивание аудиозаписей и т.д.

Занимаясь экологическим воспитанием всегда нужно помнить самое главное что, Воздух - отец, Вода - мать, Земля - дом, Роса - национальное богатство.