Становление иммунитета у детей до 5 лет. Когда необходимо начать иммуномоделирующее лечение? Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида

Нормальная работа иммунной системы избавляет организм от множества проблем. Чем же отличается иммунитет младенцев, как распознать слабость иммунной системы и как ее укрепить?

Что такое иммунитет

Способность организма защищать себя от вторжения микробов и биологически активных веществ извне, а так же контролировать процесс регенерации на клеточном уровне, называется иммунной системой или иммунитетом. При ослабленных защитных функциях, человеческий организм часто подвергается различным заболеваниям и находится в зоне постоянного риска.

Особенности иммунитета у новорожденного ребенка

Иммунная система новорожденных еще не сформированная. На свет малыши появляются чистыми, практически стерильными. Проходя родовыми путями, младенец покрывается естественным способом защитным набором бактерий, которые первое время будут помогать адаптироваться к окружающей среде кожному покрову и слизистым оболочкам. На материнские бактерии у малыша еще в утробе выработалась иммунная защита, благодаря обмену веществ через плаценту.
Важную роль в работе иммунитета играют иммуноглобулины. То есть специфические антитела, что противостоят микробам. При рождении у младенца уже присутствуют иммуноглобулины класса G. Они «держат оборону» первые несколько месяцев жизни. Поэтому новорожденные не так часто болеют до полу года. Дальше с молоком матери, в детский организм попадают антитела группы А, защищающие пищеварительную и дыхательную системы.
Свои иммуноглобулины класса А у детей начнут вырабатываться после 5-летнего возраста. Поэтому очень важно своевременно вакцинировать малышей и вскармливать их грудным молоком. Вакцина дает возможность иммунной системе выработать антитела до того, как в организм попадет инфекция, а значит защищает от тяжелого заболевания и нежелательных последствий. Кроме вакцины и грудного молока, иммунную систему младенца укрепляют прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, водные процедуры.

Неспецифический иммунитет

Неспецифическим называют врожденный иммунитет. Важную роль играет наследственность. Передается потомкам не только способ защиты организма, но и предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Неспецифической устойчивостью обладают:
  • Естественные антибиотические вещества, содержащиеся в слюне, слезах и крови.
  • Кожа и слизистые оболочки.
  • Специальные клеточные элементы именуемые микро-и макрофагами.
  • Вещества, которые способствуют делению бактерий в организме.
  • Система, что состоит из белковых клеток. Ее называют комплиментарной. Основная функция — ликвидация антител.
В неспецифической защите организма принимают непосредственное участие фагоцитоз и лейкоциты.

Специфический иммунитет

Специфической функцией защиты организма считается приобретенный иммунитет. Он начинает работать при первых контактах с микробами, введении вакцины и после перенесенных заболеваний. Усовершенствуется на протяжении всей жизни. Центром формирования приобретенного иммунитета является костный мозг. Отличительные особенности специфического иммунитета в том, что при первом контакте с микроорганизмами, создается некий «внутренний каталог», другими словами, запоминается информация о микробах и в следующий раз сработает сформированный защитный барьер.
Выделяют несколько видов специфического иммунитета:
  • Гуморальный (участвуют В-лимфоциты).
  • Активный (вакцинация, перенесенные инфекционные заболевания).
  • Пассивный (ввод иммуноглобулинов другого человека или животного).
  • Клеточный (при участии Т-лимфоцитов).
  • Врожденный пассивный (через передачу антител от матери к ребенку).
При специфической защите, вырабатывается механизм противодействия только тем микробам, с которыми организм уже контактировал.

Физическая иммунная защита

К веществам, играющим роль защитной функции относятся:
  • Сера в ушах. Защищает от инфицирования слуховой канал.
  • Сальные железы. Выделяют жир и защищают таким образом кожный покров.
  • Слизь, что находится в органах дыхания. Во время попадания инфекции начинает обильно выделяться.
  • Слезы защищают слизистую глаз.
  • Внешний защитный слой кожного покрова — эпидермис.
  • Флора в кишечнике. При преобладании «хорошей», организм получает все питательные вещества.
  • Кислота в желудке или желудочный сок. Большинство бактерий и патогенных микроорганизмов боятся кислую среду.

Кроме упомянутых веществ, в органах дыхания присутствуют специальные волоски, что носят название — реснички. При вторжении бактерий, выталкивают слизь и тем самым освобождают от болезнетворных микроорганизмов дыхательные пути.

Признаки детского иммунодефицита

На ослабленную иммунную функцию указывают такие признаки:
  • Наличие хронических форм заболеваний.
  • Отсутствие аппетита.
  • Плохая активность ребенка, быстрая утомляемость.
  • Аллергические реакции.
  • Проблемы с кишечником.
О слабости иммунной системы у ребенка могут свидетельствовать частые простудные заболевания с осложнениями.


Лечение проблем иммунной системы Ослабленный заболеваниями детский организм нужно не столько лечить, сколько закалять и укреплять. Начните с посещения иммунолога. Возможно понадобятся специальные препараты. Хотя, скорее всего он посоветует:

  • Откорректировать питание. Увеличить количество полезных продуктов и ограничить потребление сладостей, чипсов, газировки и т.п.
  • Заниматься спортом.
  • Больше пребывать на свежем воздухе.
  • Своевременно делать прививки.
  • Пораньше ложится спать и просыпаться в одно и то же время.
  • Чаще делать влажную уборку в комнате.
  • Научиться правильно обливаться прохладной водой или принимать контрастный душ.
Без преувеличения можно сказать, что иммунная система играет ключевую роль для нормального функционирования не только детского, но и взрослого организма. С самого рождения нужно заботиться о ней, и тогда любые заболевания нестрашны.

Без иммунной системы жизнь человека была бы невозможной. Иммунная система настолько совершенна, что способна не только распознать чужеродное тело (отличив его биомолекулы от собственных), но и изолировать и уничтожить его внутри организма.

Врожденная иммунная система

Врожденный иммунитет в нашем организме находится в «рабочем» режиме постоянно, именно он самый первый встречает всех вредителей и ликвидирует их. Работа врожденного иммунитета начинается после появления ребенка на свет, однако, не в полную силу. Полное укрепление и становление иммунитета происходит постепенно, именно поэтому очень важно кормить ребенка грудным молоком, закаливать его.

Сразу после рождения иммунитет уже способен защитить ребенка от таких бактериальных заболеваний как ангина, бронхит, отит и др. Когда инфекция попадает в организм, первое препятствие, которое она встречает на своем пути – слизистые оболочки, которые имеют кислую среду, не благоприятную для ее развития. Как только инфекция попала на слизистые оболочки, начинают выделяться бактерицидные вещества. Именно слизистые оболочки задерживают и ликвидируют большинство агрессивных микроорганизмов.

Если по какой-то причине слизистые оболочки не справились со своей задачей, и инфекция пошла внутрь организма, она встречает следующее препятствие – специализированные клетки фагоциты, которые находятся как на коже и слизистых оболочках, так и в крови. Вместе со специальными белковыми комплексами фагоциты оказывают бактерицидное и противовирусное действие, благодаря которому из всех вирусов и бактерий выживают лишь 0,1%.

Специфическая иммунная система

Специфическая иммунная система, или как ее еще называют приобретенная, вырабатывается постепенно. Организм постепенно учиться отличать «своих» от «чужих» благодаря иммунологической памяти. Этот процесс возможен только при контакте с бактериями, вирусами и микроорганизмами. Эту защиту формируют два очень важных и тесно связанных между собой фактора – клеточный (Т- и В- лимфоциты) и гуморальный (иммуноглобулины - антитела). Клеточный фактор запоминает чужеродное вещество, и при повторной встрече быстро и эффективно его уничтожает – это и есть иммунологическая память. Именно так работают – в организм целенаправленно вводится штамм вируса, чтобы Т- и В- лимфоциты запомнили вирус и, при повторной встрече, быстро его уничтожили. Т-лимфоциты уничтожают вирус самостоятельно, а В-лимфоциты выделяют особые антитела – иммуноглобулины. Вы наверняка не раз видели их в результатах анализов – они бывают 5 видов: IgE, IgA, IgG, IgM, IgD.

Иммунная система у новорожденных

В процессе жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с агрессивными микроорганизмами и вырабатывает иммуноглобулины к сотням таких чужеродных тел. Организм малыша в этом плане намного уязвимее, так как приобретенный иммунитет еще совсем «не опытный».

Формирование иммунной системы у новорожденного начинает приблизительной на 3-8-й неделе беременности, именно тогда формируется печень ребенка, которая начинает выделять те самые В-лимфоциты. Где-то в промежутке между 5-й и 12-й неделями формируется тимус (вилочковая железа, расположенная в верхней части грудины), где начинают образовываться и обучаться Т-лимфоциты. В это же время начнут вырабатываться первые иммуноглобулины IgG. После 32-й недели беременности, В-лимфоциты выделяют уже весь комплекс иммуноглобулинов, которые помогут защитить организм малыша в первые месяцы жизни. После того как селезенка сформирована (приблизительно на 21-й неделе), начинают выделяться лимфоциты. Однако лимфатические узлы, которые должны задерживать инородные тела, смогут полноценно защищать организм ребенка лишь к 7-8 годам.

Запомните! Неправильное питание, инфекционные заболевания в первые 20 недель беременности могут негативно отразиться на формировании этих органов! Поэтому очень важно избегать контактов с больными , гриппом, избегать переохлаждения и соблюдать сбалансированную диету.

Первый критический период в становлении иммунной системы

Так знаменуется момент рождения, когда иммунная система ребенка целенаправленно подавляется. Все дело в том, что, проходя по родовым путям, малыш сталкивается с массой новых бактерий, а когда появляется на свет, количество новых бактерий составляет миллиарды. Если бы иммунная система малыша работала также как взрослая, организм ребенка просто не выдержал бы подобного «столкновения» с новой средой. Именно поэтому к моменту рождения иммунная система малыша работает лишь на 40-50%. Из-за этого организм ребенка очень восприимчив к вирусам и бактериям, состояние его здоровья поддерживается только благодаря иммуноглобулинам, полученным от матери. После рождения кишечник ребенка начинается «заселяться» полезными кишечными бактериями, малыш питается специальными смесями или грудным молоком, получая все самое необходимое для становления иммунной системы. Стоит отметить, что важное значение здесь имеет , которое рекомендуется дать малышу сразу после рождения до прихода молока.

Второй критический период в становлении иммунной системы

Приблизительно к 6 месяцам все антитела, полученные от матери, полностью уходят из организма. К этому времени организм малыша уже должен самостоятельно вырабатывать иммуноглобулин А (но он не обладает памятью, поэтому вакцинацию, пройденную в этом возрасте, необходимо повторить). В период от 3 до 6 месяцев необходимо закалять малыша, после купания в воде с температурой 36-37 градусов рекомендуется облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже. Каждые 5 дней температуру воды рекомендуется снижать на 1 градус и довести ее до 28.

Третий критический период в становлении иммунной системы

Этот период приходится на второй и третий год жизни ребенка. В этот период происходит активное становление специфического иммунитет – малыш контактирует с другими детьми, взрослыми, животными, начинает посещать ясли и детский сад. В этот период малыши болеют значительно чаще, и зачастую одна болезнь сменяет другую. Здесь переживать не стоит, это совсем не значит, что у ребенка плохой иммунитет, просто он встречается с новыми вирусами и бактериями – это необходимый этап в становлении приобретенного иммунитета. В норме ребенок болеет до 8-12 раз в год.

Стоит отметить, что в этом возрасте не нужно давать ребенку иммуностимулирующие препараты – они имеют много противопоказаний, побочных эффектов, кроме того, они понизят естественный иммунитет ребенка.

Четвертый критический период в становлении иммунной системы

Это последний период и приходится он на 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже имеет Т- и В-лимфоциты практически на взрослом уровне, однако иммуноглобулин А по-прежнему в дефиците, поэтому дети в этом возрасте часто приобретают хронические заболевания верхних дыхательных путей. В этом возрасте необходимо давать ребенку поливитаминные комплексы в сезон простуд, но какие именно комплексы давать ребенку, лучше уточнить у педиатра. Давать иммуностимулирующие препараты стоит только после пройденной иммунограммы, которая покажет, какое именно звено иммунной системы страдает.

К барьеру

Врожденный иммунитет встречает «нарушителей спокойствия» первым. Работать он начинает, как только кроха появляется на белый свет, но на полную мощность включается не сразу. Врожденный иммунитет считается неспецифической системой защиты от инфекций, он одинаков практически у всех людей, а главная его задача – предотвращать развитие большинства бактериальных инфекций – например, бронхитов, отитов, ангин.

Первыми на пути «чужака» встают физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Они обладают особой кислой средой (уровень рН), которая губительна для «вредителей», и заселены микрофлорой – бактериями-защитниками. Слизистые оболочки также вырабатывают бактерицидные вещества. Оба барьера задерживают большую часть агрессивно настроенных микроорганизмов.

«Чужаки», которые преодолевают такие препятствия, встречаются с клеточным звеном врожденного иммунитета, то есть со специализированными клетками – фагоцитами, которые находятся в коже, слизистых и в клетках крови. Они действуют в сотрудничестве c особыми видами белков и белковыми комплексами, например известные всем интерфероны, обладающими бактерицидным или противовирусным действием. Благодаря их совместным усилиям в «живых» остается лишь 0,1% «агрессоров».

Отряд особого назначения

Специфический (или приобретенный) иммунитет формируется не сразу, а только после рождения крохи, причем в несколько этапов. Подобная защита основана на более тонком механизме отделения «своих» от «чужих» и иммунологической памяти, то есть узнавании «чужака», с которым уже приходилось вступать в контакт. Если враг незнаком, то специфический иммунитет на него никак не отреагирует. Формируется такая защита при взаимодействии двух очень тесно связанных факторов – клеточного (Т- и В-лимфоциты) и гуморального (система иммуноглобулинов). И Т-, и В-лимфоциты запоминают чужеродное вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече сразу его уничтожают – так проявляется иммунологическая память. В этом случае повторного заражения не происходит вовсе или болезнь протекает в более легкой форме. Но если Т-клетки действуют всегда самостоятельно, то В-лимфоциты, чтобы избавиться от противника, синтезируют особые антитела – иммуноглобулины (Ig). Последние бывают 5 видов (IgA, IgM, IgG, IgD, IgE). Иммуноглобулины в организме малыша образуются постепенно, достигая «взрослых» значений лишь к определенному возрасту.

Огромную роль в становлении приобретенного иммунитета играют прививки, сделанные на ранних этапах, а также естественные встречи ребенка с бактериями и вирусами в первые 5 лет жизни. Чем богаче будет «память» на инфекции, тем лучше кроха будет защищен в будущем.

К бою готовы

Начало пути

Если у взрослых есть антитела к сотням «вредителей», то малышам только еще предстоит их выработать. Так что на разных этапах развития иммунная система ребенка имеет разные возможности. От этого зависит, чем и в каком возрасте он болеет и как реагирует на контакты с внешним миром.

Формирование иммунной системы начинается во время беременности. На 3−8-й неделе образуется печень, в ней появляются В-лимфоциты. На 5−12-й неделе образуется тимус, где после рождения малыша начинают созревать Т-лимфоциты. На этом же сроке образуется селезенка и лимфатические узлы. На 21-й неделе беременности селезенка также начинает вырабатывать лимфоциты. Лимфатические же узлы должны задерживать бактерии и другие инородные частицы и не пускать их дальше внутрь. Но эту барьерную функцию они начинают выполнять только к 7–8 годам. Если в I–II триместрах будущая мама перенесет инфекционное заболевание, будет несбалансированно питаться, возникнет риск неправильного формирования этих органов. В эти сроки женщине следует по возможности избегать контактов с больными гриппом и ОРВИ, переохлаждения.

Между 10-й и 12-й неделями вынашивания будущий ребенок начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины, прежде всего класса G. Некоторое количество последнего он получает также через кровь мамы и плаценту практически сразу после зачатия. Но до 6-го месяца беременности материнские иммуноглобулины присутствуют в крови будущего ребенка лишь в очень незначительных количествах. По этой причине у сильно недоношенных детей очень велик риск инфицирования.

После 32-й недели беременности начинают интенсивно образовываться антитела, которые защитят малыша от болезней в первые месяцы жизни.

Есть контакт!

Момент рождения знаменует первый критический период в становлении иммунной системы ребенка. В течение месяца собственная иммунная защита будет подавлена, но иначе быть не может. Ведь уже проходя по родовым путям, малыш встречается с новыми для него бактериями, а во внешней среде, куда он попадает после рождения, незнакомых ему микроорганизмов миллиарды. И если бы иммунитет был таким же сильным, как у взрослых, младенец просто не выдержал бы реакции организма на «незнакомцев». По этой причине механизмы врожденного иммунитета у здорового новорожденного действуют примерно на 40−50% от уровня взрослого, а синтез иммуноглобулинов – на 10−15%. Малыш очень восприимчив к вирусам и микробам, и высока вероятность инфекционных заболеваний.

На этой стадии противостоять специфическим инфекциям ему помогают только мамины иммуноглобулины, полученные еще внутриутробно. Они защищают кроху от тех инфекций, которыми мама переболела или от которых была привита (дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, ветрянки). Также в это время кишечник начинает заселяться бактериями. Кроме того, полезные микроорганизмы и иммуноглобулины малыш получает с искусственной смесью или молоком мамы. Проникая в кишечник, эти вещества делают его слизистую недоступной для болезнетворных микроорганизмов, защищая таким образом кроху от многих инфекций и аллергии. Но получающие грудное молоко крохи защищены лучше. Ведь вместе с молоком они получают еще и антитела к тем инфекциям, которыми мама уже переболела.

Белки женского молока стимулируют развитие иммунной системы ребенка. Современные молочные смеси тоже содержат иммуноглобулины, но их дозы рассчитаны на средне­статис­ти­ческого ребенка. Материнское же молоко по своему составу подходит для конкретного малыша.

Так как в это время малыш подвержен большому риску заболеваний, круг общения нужно ограничить ближайшими родственниками – теми людьми, с кем он живет. Попадая из роддома в квартиру и общаясь с мамой и папой, ребенок постепенно привыкает к «домашней» микрофлоре, и она становится для него безопасной. Если в дом приходят гости, попросите их вымыть руки с мылом и покажите им кроху издали.

В этот период нужно, с одной стороны, строго соблюдать правила гигиены, а с другой – не переусердствовать. Иначе нужные микробы не смогут заселить кожу и слизистые, кроме того, стерильная атмосфера не даст возможности бороться с бактериями и развивать иммунную систему. Чтобы соблюсти баланс, достаточно 2−3 раза в неделю делать влажную уборку, пылесосить мягкую мебель и каждый раз, перед тем как подойти к новорожденному, тщательно мыть руки с мылом.

Серьезный повод

По данным ВОЗ, дети до 3 лет переносят 6−8 респираторных заболеваний в год. В среднем, если иммунная система работает нормально, за год малыш может перенести 1−2 достаточно тяжелые вирусные инфекции (грипп, аденовирусная инфекция) и 4−5 «простуд» могут протекать легко и сопровождаться насморком, покашливанием, невысокой температурой. Это вовсе не означает, что у ребенка снижен иммунитет. Единственный способ полноценно защититься от болезней – выработать собственный иммунитет, который может сформироваться только после встречи с микробом. Частые ОРЗ и ОРВИ не стоит рассматривать как проявление слабости иммунной системы.
Серьезным поводом посетить врача-иммунолога могут стать частые простуды, протекающие с осложнениями и переходящие в пневмонию, бронхит, повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет – например, корью, краснухой, ветряной оспой. Но в последнем случае нужно учесть, что если кроха переболел ими до года, иммунитет может быть нестойким. При длительном лечении антибиотиками, противогрибковыми или гормональными препаратами требуется поддерживающая терапия иммуномодуляторами. В этом случае также нужна консультация иммунолога.

Иммунный ответ

3−6 месяцев – второй критический период. Материнские антитела постепенно разрушаются и к 6 месяцам полностью уходят из организма. На проникновение инфекции в организме крохи развивается иммунный ответ, так как начинается выработка собственного иммуноглобулина А, который отвечает за местный иммунитет. Но он не обладает «памятью» на вирусы, поэтому прививки, которые делаются в этот период, обязательно позже повторяются. Очень важно сохранять грудное вскармливание.

Усилить защиту помогут также водные процедуры. С 3 месяцев младенца после минутного купания в воде температурой 36−37 °С обливают водой, температура которой на 1–2 градуса ниже. Можно также осторожно обтирать кроху после принятия ванны варежкой, смоченной в воде температурой 33–36 °С. В течение 2 минут обтирают руки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена, после чего насухо вытирают. Раз в 5 дней температуру воды понижают на градус и доводят постепенно до 28 °С.

Детские неожиданности

2−3 года – третий критический период, время активного становления приобретенного иммунитета. Расширяются контакты с внешним миром, многие дети начинают посещать ясли или детский сад и часто болеть. Этот период обычно длится 6–12 месяцев. Причиной неоднократных простуд может стать и стресс, нежелание малыша посещать ясли или сад. Но отказываться от дошкольного учреждения все же не стоит. Крохи, не посещающие сад или ясли, конечно, болеют реже. Но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает. Их «организованные» сверстники к этому возрасту успевают «познакомиться» со многими вирусами и простужаются реже.

Обычно в этом возрасте у «детсадовцев» болезни длятся долго и переходят одна в другую. Это не значит, что у них слабый иммунитет. Просто малыши соприкасаются с большим числом возбудителей болезней, их слизистые уязвимы, так как иммуноглобулин А вырабатывается еще в малом количестве. Иммунная система, таким образом, активно тренируется: в столкновении с «чужаками» организм вырабатывает антитела, которые в дальнейшем помогают ему быстрее справляться с болезнями или вообще не допускать их возникновения. Чтобы окончательно сформироваться, иммунитету требуется до 8−12 подобных «тренировок» в год.

Общая сопротивляемость организма малыша инфекциям от прививок практически не зависит. Ребенок, получивший полный набор прививок, может часто болеть ангиной, бронхитом, отитом, возбудителями которых являются обычные микробы.

В этом возрасте лучше обходиться без иммуностимулирующих препаратов. Их применение может ослабить иммунитет ребенка. Кроме того, иммуностимуляторы имеют противопоказания и побочные эффекты. Сбалансированный по витаминам и микроэлементам рацион питания, соблюдение режима дня, физическая активность и закаливающие процедуры будут иметь гораздо больший эффект.

Также в этом возрасте из-за активного «обмена» различными возбудителями со сверстниками отмечается активный рост миндалин и лимфатических узлов. Это звено врожденного иммунитета служит первой линией обороны от потенциальных возбудителей различных заболеваний. Когда в них попадает инфекция, они увеличиваются и воспаляются.

Примерно на это время попадает и большинство ревакцинаций. Они направлены на поддержание иммунитета, который выработался во время предыдущих прививок.

Почти взрослый

В 5–7 лет (четвертый критический период) уровни иммуноглобулинов класса M и G приближаются к взрослому уровню, количество Т- и В-лимфоцитов также становится близким к их количеству у взрослого человека. Иммуноглобулин A по-прежнему в дефиците. Из-за этого заболевания верхних дыхательных путей в этом возрасте могут стать хроническими (хронический тонзиллит, хронический ларингит) или часто повторяться. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно и до конца их вылечивать. Также в осенне-зимний период рекомендуется давать ребенку поливитамины. За конкретными рекомендациями (курс приема и названия витаминных комплексов) следует обратиться к педиатру. А вот прежде чем назначать иммуностимулирующие средства, нужно знать, какое звено иммунной системы страдает и что именно нужно укреплять. Точную информацию об этом дает только развернутая иммунограмма.

Но большинство детей болеют уже намного реже и быстрее справляются с инфекциями. Величина иммуноглобулина E достигает максимума, поэтому нарастает частота аллергических реакций.

Иммунная система человека выступает в качестве приобретенной в течение жизни защиты внутренней среды от различного рода заболеваний. Процесс формирования естественной устойчивости начинается еще в утробе матери, а после рождения проходит ряд периодов, в течение которых вырабатывается иммунитет. Ознакомиться с принципами формирования и укрепления иммунитета ребенка поможет представленная публикация.

Как формируется иммунитет у новорожденного ребенка?

В период развития плода ребенка в утробе матери осуществляется образование врожденного иммунитета. Под данным видом иммунной защиты предполагается выработка устойчивости, которая передается новорожденному от матери на генетическом уровне.

Процесс формирования защиты детского организма начинается с образования лимфоцитов типа В в период с 3 по 8 неделю беременности. Между 5 и 12 неделей беременности происходит выработка лимфоцитов типа Т. В третьем триместре у будущего малыша наступает этап образования глобулинов иммунитета. Поэтому дети, рожденные раньше положенного срока, подвержены частым простудным и инфекционным заболеваниям.

Наследственный врожденный иммунитет начинает действовать после рождения ребенка, защищая его от чужеродных вирусов и бактерий. Продолжительность действия иммунитета новорожденного составляет до 4-6 месяцев после рождения.

Сформированная в утробе матери иммунная устойчивость после появления ребенка на свет осуществляет защитные функции только на 50 процентов. Поэтому важным этапом, в течение которого закладывается основа здоровья малыша, выступает период грудного вскармливания. Переданные с молоком матери полезные вещества невозможно заменить искусственным питанием. Длительность кормления малыша материнским молоком не должна быть меньше года.

Основные этапы формирования иммунной защиты

Процесс формирования иммунитета ребенка проходит ряд периодов. Начальные этапы образования иммунной системы ребенка закладывают основу будущего здоровья человека. Поэтому во время взросления ребенка важно уделять особое внимание мероприятиям, направленным на повышение устойчивости организма малыша разного рода заболеваниям.

Основные этапы формирования иммунитета ребенка:

Первый этап начинается в первом триместре беременности , когда наблюдается первичная активность лимфоцитов типа В. Врожденный иммунитет ребенка наилучшим образом осуществляет защитные функции детского организма в первые месяцы жизни. До наступления полугода внутренняя среда ребенка оказывает сопротивление вирусам и бактериям за счет переданной от матери устойчивости.

Второй этап начинается с четырех — шести месяцев. Начиная с этого времени иммунитет новорожденного, переданный от матери, ослабевает, повышая риск проникновения болезнетворных микроэлементов во внутреннюю среду малыша. Благоприятное влияние на процесс формирования собственного иммунитета ребенка оказывает грудное вскармливание. С материнским молоком в организм малыша поступают полезные ферменты, глобулины типа А, создающие защитный барьер ребенка. В этот период времени детский организм наиболее восприимчив к заболеваниям, поэтому важно следить за его здоровьем и при необходимости провести вакцинацию от инфекций.

Третий этап начинается со второго — третьего года жизни ребенка. Он характеризуется, как первый критический период для иммунитета. Поскольку малыш начинает активно контактировать с внешним миром, повышается риск попадания во внутреннюю среду возбудителей заболеваний. Это создает основу для формирования специфической устойчивости и развития иммунной памяти малыша.

Четвертый этап имеет место после наступления ребенку пяти — семи лет. В данный период времени процесс формирования собственного иммунитета ребенка завершается. У малыша активно вырабатываются лимфоциты, действует клеточная и гуморальная защита. Благодаря сформированной иммунной памяти при повторном попадании чужеродных микроэлементов, иммунная защита оказывает активное сопротивление, что способствует предотвращению заболевания или его протеканию в более легкой форме.

Пятый этап наступает в подростковом возрасте, с 12 — 15 лет. Обозначенный период характеризуется перестройкой детского организма и изменением гормонального фона. Органы иммунной системы (лимфаузлы) изменяются в размере и снижают сопротивляемость чужеродным антителам, поэтому иммунитет ослабевает, что провоцирует проявление хронических заболеваний.

Признаки ослабленной иммунной защиты

Распознать ослабленный иммунитет у ребенка можно при обнаружении следующих признаков:

  • Частые простудные заболевания, которые отличаются длительностью курса лечения;
  • Наличие хронических заболеваний, провоцирующих снижение защитных функций малыша;
  • Утомляемость;
  • Сонливое состояние;
  • Неспокойный сон;
  • Развитие аллергии;
  • Еще одним признаком ослабленной иммунной защиты малыша является частое воспаление и продолжительный период заживления открытых ран;
  • Поднятие температурного режима без видимых причин.

При наличии одного из представленных симптомов рекомендуется обратить внимание на необходимость проведения мероприятий по укреплению ослабленной иммунной защиты малыша.

Как выработать иммунитет у ребенка?

Проводить мероприятия по укреплению защитных функций детского организма требуется с момента рождения малыша. Особое внимание важно уделять рекомендациям, позволяющим выработать иммунитет.

  • Избегать контактирования ребенка с болеющими людьми;
  • Не следует пренебрегать грудным вскармливанием новорожденных малышей;
  • Выработать иммунную защиту у ребенка можно посредством прививания полноценного и здорового питания;
  • Исключение стрессовых ситуаций;
  • Для укрепления иммунной системы не рекомендуется самостоятельно назначать лекарственные препараты для лечения или принимать продолжительный период времени антибиотики;
  • Важно соблюдать режим активности и отдыха малыша;
  • Уделить внимание процедурам закаливания;
  • Частые прогулки на свежем воздухе.

Поскольку использование полезных продуктов питания не помогает надлежащим образом восполнить нехватку полезных микроэлементов, дополнительному поднятию иммунитета способствует употребление препаратов, содержащих в составе комплекс полезных витаминов и минералов. Среди наиболее качественных лекарственных средств выделяют: ИРС 19, Настойка эхинацеи, Тималин, Виферон, Циклоферон, Иммунал, Йодомарин, Оциллококцинум, Имунорикс, Амиксин. Применять витаминные добавки в виде препаратов рекомендуется, соблюдая представленные советы.

Для приготовления лекарственных средств для укрепления иммунитета малышей и подростков используются: прополис, мед, женьшень, эхинацея, имбирь, лимон, орехи, сухофрукты, чеснок, алоэ, ромашка, шиповник. Приготовленные домашние лекарства на основе целебных растений и трав можно использовать для лечения или профилактики заболеваний.

Получить полезную информацию по данному вопросу можно по

Почему у ребенка слабый иммунитет? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы собрали информацию, которая объясняет принцип работы, особенности формирования иммунитета у детей и причины его снижения у малышей до года и ребят постарше. Еще из статьи родители узнают по каким признакам можно определить, что у ребенка слабый иммунитет.

Что такое иммунитет и как он работает?

Когда в человеческий организм пробираются различные вирусные или бактериальные инфекции, то он начинает вести с ними активную борьбу. Способность иммунной системы бороться с различными видами инфекций, которые попадают в организм, называется иммунитетом.

Иммунитет - совокупность физиологических процессов и механизмов, направленных на сохранение антигенного гомеостаза организма от биологически активных веществ и существ, несущих генетически чужеродную антигенную информацию или от генетически чужеродных белковых агентов.

Классификация иммунитета

Различают врожденный (видовой) и приобретенный иммунитет . Видовой (врожденный, наследственный) иммунитет достается малышу по наследству. Приобретенный иммунитет накапливается на протяжении жизни человека и разделяется на естественный и искусственный.

Естественный (приобретенный) иммунитет делится на активный и пассивный. Активный естественный иммунитет накапливается постепенно после успешной борьбы с той или иной инфекцией. Не все перенесенные заболевания способствуют формирования пожизненного иммунитета. Ребенок может переносить некоторые заболевания несколько раз после очередного общения с микробом. Если ребенок переболел краснухой или , то практически во всех случаях он приобретет стойкий пожизненный иммунитет против данных заболеваний. Длительность иммунитета зависит от способности микроба вызывать иммунный ответ. Пассивный естественный иммунитет формируется за счет антител, которые передаются от матери к ребенку через плаценту во время беременности и через молоко при кормлении грудь.

Искусственный приобретенный иммунитет разделяют на пассивный и активный. Активный иммунитет формируется после проведения . Пассивный иммунитет появляется после того, как в человеческий организм вводят специальные сыворотки с антителами. Длительность такого иммунитета измеряется несколькими неделями, а после окончания этого срока он исчезает.

Понятие иммунного ответа и его виды

Иммунный ответ – это реакция организма на попадания в него каких-либо чужеродных ему микробов или их ядов.

Виды иммунного ответа:

  • Неспецифический иммунный ответ активируется практически моментально, как только микроб попал в организм ребенка. Его цель – уничтожение микроба путем формирования очага воспаления. Воспалительная реакция — универсальный защитный процесс, направленный на то, чтобы предотвратить увеличение поля деятельности микроба. Общая сопротивляемость организма напрямую зависит от неспецифического иммунитета. Дети с ослабленным неспецифическим иммунитетом наиболее подвержены различным заболеваниям.
  • Специфический иммунный отве т — вторая ступень возникновения защитных реакций организма. На этом этапе организм пытается распознать микроб и выработать факторы защиты, которые будут направлены на устранение определенного вида микроба. Специфический и неспецифический иммунные ответы неизменно пересекаются и являются дополнением друг друга.

Специфический иммунный ответ подразделяется на клеточный и гуморальный:

  • Когда срабатывает клеточный специфический иммунный ответ , формируются клоны лимфоцитов, стремящихся разрушить мишени, в мембранах которых содержатся чужеродные материалы, такие как клеточные белки. Клеточный иммунитет помогает ликвидировать вирусные инфекции, а также некоторые виды бактериальных инфекций (например, туберкулез). Кроме того, активированные лимфоциты – активное оружие борьбы с раковыми клетками.
  • Специфический гуморальный иммунный ответ действует через В-лимфоциты. После того, как распознан микроб, они активно синтезируют антитела по принципу один тип антигена – один тип антитела. Во время всех инфекционных заболеваний всегда начинают вырабатываться антитела. Гуморальный иммунный ответ развивается в течение нескольких недель, именно за это время в организме формируется необходимое количество иммуноглобулинов для того, чтобы полностью нейтрализовать очаг инфекции. Клоны лимфоцитов способны оставаться в организме довольно долго, поэтому при повторном контакте с микроорганизмами они дают мощный иммунный ответ.

Различают несколько типов антител (иммуноглобулинов):

  • Антитела типа А (IgA) нужны для обеспечения местного иммунитета. Они стараются не допустить проникновения микробов через кожные покровы или слизистые оболочки.
  • Антитела типа M (IgM) активируются сразу после того, как ребенок имел контакт с инфекцией. Они способны одновременно связать несколько микробов. Если антитела типа M (IgM) были обнаружены в ходе анализа крови, то они являются свидетельством возникновения и разрастания острого инфекционного процесса в организме.
  • Иммуноглобулины типа G (IgG) способны защищать организм от проникновения различных микроорганизмов в течение длительного времени.
  • Антитела типа Е (IgE) — защита организма от попадания микробов и их ядов через кожу.

Как формируется иммунитет у детей: пять критических периодов в жизни детей

Иммунная система крохи начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между организмом матери и ребенка устанавливаются крепкие связи. Собственные антитела M в незначительном количестве начинают вырабатывать у малыша примерно на двенадцатой неделе беременности, а их количество становится больше непосредственно перед родами.

Кроме того, в организме крохи к 12 неделе беременности появляются и Т-лейкоциты, число которых увеличивается на пятые сутки жизни малыша. В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен. Нужное количество антител типа М приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.

Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:

  1. Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка). Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться. Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела. В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как грудное молоко – лучшая защита для малыша.
  2. Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка. В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ. Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести воспалительные заболеваниями органов дыхания. Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась. Также велик риск возникновения аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.
  3. Период со 2 по 3 год жизни малыша. Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.
  4. Возраст 6-7 лет. В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее, родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.
  5. Подростковый возраст. У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма, которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается с вредными привычками.

Слабый иммунитет: основные признаки

Признаки пониженного иммунитета у детей разного возраста :

  • в раннем возрасте.
  • У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты, а насморк непременно преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с аденоидами, а также небными миндалинами.
  • Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
  • Плохой аппетит.
  • Бледная кожа.
  • Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо малышу трудно опорожнить кишечник.
  • Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
  • Частое появление грибковых инфекций.

Факторы, снижающие детский иммунитет

Причины пониженного иммунитета у грудных детей:

  1. Травма во время прохождения по родовым путям.
  2. Тяжелое течение беременности.
  3. Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
  4. Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
  5. Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
  6. Сбой в работе ЖКТ.
  7. Передозировка лекарствами.
  8. Тяжелая психологическая травма.
  9. Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.

Причины снижения иммунитета у детей школьного возраста:

  1. Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
  2. Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
  3. Стресс и постоянное нервное напряжение.
  4. Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
  5. Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
  6. Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
  7. Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.

Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять. Как это сделать расскажет статья «Как укрепить иммунитет».