Персональная помощь опытных приемных семей консультационные пункты. Срок действия договора

Сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени, то есть, осуществляться до тех пор, пока ребенок находится в приемной семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значимость сопровождения приемной семьей.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. На первый взгляд может показаться, что воспитание детей, помещенных в замещающую семью ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных и приемных детей одинаковы, особенно если приемные дети - маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать замещающим родителям. Им понадобится умение помочь приемным детям войти в семью, а это очень не просто – создать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового общества.

Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей. Особенно это хорошо видно на этапе адаптации ребенка в семье, а также позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от ухода за ребенком, расторгают договор о создании приемной семьи.

Сопровождение приемных семей должно быть постоянным, оно должно быть ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями. Речь идет не только о проявлении заботы и внимания к ребенку, к его обучению, но необходимо обращать внимание на комплекс проблем, которые ставятся как перед ребенком, так и перед родителями. Сопровождение должно быть постоянным и осуществляться командой специалистов, которые не должны вмешиваться в жизнь замещающей семьи, но они должны стать для семьи необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались. Это довольно сложно и не всякому специалисту это удается. В работе за каждой приемной семьей закрепляется основная команда специалистов: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, при необходимости подключаются ряд других специалистов. Сопровождение должно быть четко спланировано и организовано. Необходимо составление: индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье; плана текущего сопровождения семьи и ребенка; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов и д.р. Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является - нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты. Объектом деятельности выступает ребенок в приемной семье. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Ключевое событие в сопровождении заключается в оказании замещающей семье всесторонней помощи. Адаптация детей в замещающей семье сталкивается со множеством психологических проблем. Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.

Сопровождения замещающей семьи строится по направлениям:

– консультативное (индивидуальное консультирование по возникающим проблемам);

– коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);

– диагностическое (выявление причины возникновения проблемы);

– юридическое (правозащита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения проблем юридического характера, связанных с воспитанием приемного ребенка));

– социальное (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).

Трудности и проблемы, возникающие в ходе проживания ребенка в замещающих семьях, показывают насколько ответственен прием детей в семью. Необходимо, чтобы эти семьи проявили много мудрости, терпения, щедрости в душевном плане естественно, чтобы вынести все проблемы и трудности, связанные с постоянным проживанием ребенка в семье. Зачастую замещающие семьи остаются один на один со своими проблемами, непониманием окружения в отношении принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности.

Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками и всячески его поддерживать.

Сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени, то есть, осуществляться до тех пор, пока ребенок находится в приемной семье.


Сопровождения усыновителей. В соответствии с приказом Минобрнауки будущие усыновители обязаны проходить подготовку к приемному родительству, однако ведомства, которое бы отвечало за это, нет. В службы должны входить психологи, медицинские и социальные работники, которые будут следить за приемными семьями на протяжении нескольких лет и помогать им в сложных ситуациях.

Нужно ли в России такое ведомство и на каких условиях должна осуществляться его работа?

Комментирует педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книги «К вам пришёл приёмный ребёнок» Людмила Петрановская:

Во-первых, как быть с сопровождением усыновителей, вообще не очень понятно, потому что у нас на данный момент в законе существует тайна усыновления. Это делает невозможным создание каких-то списков усыновителей и других подобных документов.

Сопровождение семейного устройства вообще было бы разумным. Но, действительно, важно, чтобы у семьи был выбор. Чтобы, с одной стороны, был государственный сервис и при этом была возможность не пользоваться им, а пользоваться услугами общественных организаций. Потому что любые государственные службы негибки по запросам, у них очень регламентированная деятельность, узкий коридор того, что они могут и чего не могут. А ситуации в семьях очень разные, поэтому такой службе необходима возможность соответствовать любой ситуации, ее обеспечивают только негосударственные организации.

Если семью прикрепят территориально и обяжут сопровождаться, то ничем хорошим это не закончится. Например, личный контакт с сотрудником службы просто не сложился – ведь может такое быть – и все.

Система сопровождения должна охватывать все принимающие семьи, не только усыновителей – у нас ведь есть опека родственная, опека неродственная, есть приемные семьи – их гораздо больше, чем усыновителей, проблем там тоже немало. Но это должно быть сервисом, а не так, как у нас обычно получается: любая услуга быстро превращается в навязанный контроль.

Очевидно, что семьи согласятся на подобные услуги лишь при наличии специалистов высокого уровня. Прежде чем создавать службу, надо понять, кто там будет работать, подготовки специалистов для этой работы в стране нет вообще! И если с завтрашнего дня создать службу, начать набирать штат – то кого туда набирать? Чтобы вырастить специалистов, нужно время. Если профессионалов там не будет, люди не будут туда идти. Что может человек, который не разбирается, никогда в жизни не видел ребенка-сироты, посоветовать этим семьям?

Другое условие, необходимое для согласия семей на эти услуги – помощь, а не контроль. Потому что если эта служба будет влезать, контролировать, выспрашивать, осуждать – семьи закроются. Если служба будет проводником информации о семьях, если не будет уверенности в соблюдении конфиденциальности, профессиональной этики – ничего из этого не получится.

Я просто не верю, что это возможно в рамках имеющейся у нас практики, потому что до сих пор все, что предлагалось по этой части, превращалось из сервиса в контроль. Поверить, что вдруг появится какая-то ниша, в которой это будет организовано иначе, очень сложно.

Беседовала Ирина Якушева

МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

Об организации деятельности служб сопровождения замещающих семей в Московской области


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" , реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" , Закона Московской области N 240/2007-ОЗ "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области" , письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" , обеспечения развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психолого-педагогической, медико-социальной поддержки замещающей семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Типовое положение о службе сопровождения замещающих семей в Московской области (далее - Положение).

Порядок организации и осуществления сопровождения замещающих семей службами сопровождения замещающих семей в Московской области (далее - Порядок).

2. Управлению развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, организовать деятельность служб сопровождения замещающих семей Московской области в соответствии с утвержденным Положением и Порядком.

3. Областному Центру сопровождения замещающих семей Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета организовать учебно-методическое обеспечение служб сопровождения замещающих семей в соответствии с утвержденным Положением и Порядком.

4. Руководителям служб сопровождения замещающих семей Московской области обеспечить приведение положений о службе сопровождения замещающих семей в соответствие с Положением и предоставить в Управление развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования Московской области в срок до 1 сентября 2017 года.

5. Признать утратившим силу приказ министра образования Московской области от 21.03.2008 N 486 "Об утверждении Типового положения о службе сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет, а также граждан, желающих принять или принявших на воспитание детей в свои семьи".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Московской области Овечкину Л.С.

Министр образования
Московской области
М.Б.Захарова

Типовое положение о Службе сопровождения замещающих семей в Московской области


УТВЕРЖДЕНО
приказом министра образования
Московской области
от 3 июля 2017 года N 2018

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение о Службе сопровождения замещающих семей в Московской области регулирует деятельность службы (центра, отдела, кабинета, др.) сопровождения замещающих семей (далее - Служба) по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию комплексной помощи замещающим родителям в реализации и защите прав детей, принятых ими на воспитание в семью, в целях своевременного выявления и разрешения проблем, возникающих в процессе воспитания приемного ребенка, а также предотвращения возврата ребенка, который был устроен в замещающую семью.

Служба является структурным подразделением ________________ (далее - Организация).

2. Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с международным законодательством, законодательством Российской Федерации и Московской области, Уставом Организации и настоящим Положением.

3. Служба оказывает профессиональную психолого-педагогическую, социально-педагогическую, юридическую, медицинскую и иную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, гражданам, желающим принять на воспитание детей и гражданам, принявшим детей на воспитание.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными структурными подразделениями по опеке и попечительству Министерства образования Московской области.

5. Место нахождения Службы:_________________________

6. Положение о Службе разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами международного и российского законодательства:

Конвенция ООН о правах ребенка;

;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;

Федеральный закон от 02 июля 2013 г. N 167-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ;

Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" ;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ;

постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" ;

постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" ;

постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" ;

иные нормативные правовые акты.

7. Служба вправе иметь свои штамп и печать.

II. Цель, предмет, основные задачи и направления деятельности Службы

8. Служба создана для организации и обеспечения деятельности по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методического сопровождения специалистов Служб, органов опеки и попечительства и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Московской области.

9. Предметом деятельности Службы является оказание психолого-педагогической, социально-педагогической, юридической и иной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, желающим принять и принявшим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи, по подготовке и сопровождению замещающих семей.

10. Основными задачами деятельности по сопровождению замещающих семей являются:

содействие развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;



оказание помощи замещающим родителям в обеспечении безопасных условий проживания и воспитания детей в замещающих семьях;

оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;

организация комплексного сопровождения замещающих семей;

осуществление переданного в установленном порядке полномочия органов опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных законодательством Российской Федерации формах;

мониторинг воспитания и развития детей в замещающих семьях, изучение социальной ситуации развития ребенка, его положения в коллективе, в семье, реализации индивидуальной программы сопровождения, уровня социальной адаптации и подготовки к взрослой жизни, разработка рекомендаций для родителей.

11. В качестве основных направлений деятельности по сопровождению замещающих семей предусматривается:

1) оказание психолого-педагогической, социально-педагогической и юридической помощи гражданам, изъявившим желание принять детей на воспитание в свои семьи;

2) подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных законодательством Российской Федерации формах;

3) проведение психологического обследования граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей;

4) комплексное сопровождение замещающих семей, включая:

психолого-педагогическую, социальную, правовую и иную поддержку замещающих семей в процессе принятия ребенка в семью и во время адаптации семьи и ребенка, в течение иных кризисных периодов для снижения уровня напряжения в семье и профилактики отказов от воспитания приемных детей;

комплексное (психологическое, педагогическое, социальное) обследование детей, переданных на воспитание в замещающие семьи и других членов замещающих семей;

оказание детям, воспитывающимся в замещающих семьях, и их законным представителям, а также при необходимости другим членам семей психолого-педагогической, правовой и иной помощи, содействия в получении детьми образования, медицинской помощи, социальных услуг;

проведение мониторинга развития и адаптации детей в замещающих семьях, подготовку по его результатам рекомендаций специалистов о мерах по защите прав и интересов детей;

организацию и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих семей, детей, а также при необходимости для других членов семей, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности;

участие в проведении экспертиз и независимой оценки психологического состояния ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, положения замещающей семьи в случае возникновения споров или конфликтов между семьями, интересами приемных детей и замещающих родителей, органами опеки и попечительства и замещающими родителями;

5) подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в семьях;

6) проведение работы по формированию среди населения положительного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей, замещающих семей;

7) содействие развитию общения и взаимопомощи между замещающими семьями;

8) консультирование граждан по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Направления деятельности Службы могут корректироваться в зависимости от потребности обслуживаемых категорий лиц на территории Московской области.

III. Организация деятельности Службы

13. Управление Службой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

14. Служба создается исходя из принципа территориальной доступности для граждан в каждом муниципальном образовании Московской области.

15. Финансирование расходов на содержание Службы осуществляется за счет средств бюджета Московской области, средств бюджетов муниципальных образований Московской области, внебюджетных источников, в порядке, установленными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

16. Для координации межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения замещающих семей Министерством образования Московской области создаются территориальные межведомственные рабочие группы (комиссии) по разрешению возникших ситуаций. Их организационная структура, функции и полномочия определяются соответствующими положениями, принимаемыми в Московской области.

17. Деятельность по сопровождению замещающих семей осуществляют специалисты, имеющие профессиональное образование по данному профилю. При необходимости возможно привлечение специалистов соответствующего профиля из других организаций.

18. К сопровождению замещающих семей могут привлекаться замещающие родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, для организации мероприятий поддержки, обмена опытом и повышения родительских компетенций.

Замещающие родители привлекаются в рамках мероприятий по индивидуальной программе сопровождения замещающих семей.

19. Руководитель организации для обеспечения деятельности Службы:

утверждает локальные акты Организации, регламентирующие деятельность Службы как структурного подразделения Организации;

утверждает организационную структуру и штатное расписание Службы;

утверждает Положение о Службе.

20. Непосредственное управление Службой осуществляет руководитель Службы (в должности - директор центра, начальник отдела, др.), назначаемый приказом руководителя Организации.

21. Численность работников Службы устанавливается в количестве не менее 6 штатных единиц.

22. Деятельность Службы по подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, регламентируется Порядком организации осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждаемым приказом министра образования Московской области.

23. Взаимодействие Службы с гражданами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сопровождению замещающих семей осуществляется на основании заявления и договора между Службой и законными представителями ребенка (детей) и индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи, в которой предусматриваются виды и объем предоставляемых Службой замещающим семьям услуг, перечень осуществляемых Организацией мероприятий, условия, на которых указанные мероприятия осуществляются, а также другие условия, определяемые сторонами.

24. Для осуществления своей деятельности Организация обеспечивает Службу помещением, необходимым оборудованием, штатом сотрудников, средствами информационной, диагностической, вычислительной техники, компьютерами.

IV. Права и обязанности Службы

25. Служба имеет право:

1) запрашивать в установленном порядке и получать необходимую информацию в органах и учреждениях системы профилактики социального сиротства Московской области и других учреждениях и организациях по вопросам, касающимся основной деятельности Службы;

2) вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в учреждения и органы профилактики безнадзорности несовершеннолетних по вопросам сопровождения замещающих семей и улучшению качества работы Службы;

3) привлекать к работе по сопровождению замещающих семей необходимых специалистов, волонтеров и наставников на безвозмездной (возмездной) основе;

4) свободно выбирать и использовать учебные пособия и материалы для саморазвития; повышать свою профессиональную компетентность;

5) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26. Служба обязана:

1) при осуществлении сопровождения замещающих семей исходить из интересов детей и замещающих семей;

2) при осуществлении сопровождения замещающих семей руководствоваться настоящим Положением и иными нормативными документами Российской Федерации и Московской области;

3) рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;

4) информировать детей и замещающих родителей о целях, задачах, содержании и результатах проводимой работы;

5) соблюдать конфиденциальность информации о результатах проводимой работы с детьми (ребенком) и замещающими родителями;

6) вести отчетность по направлениям деятельности Службы;

7) осуществлять ежемесячное, ежегодное планирование деятельности Службы.

27. Ответственность Службы:

1) руководитель Службы несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Службу задач, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области и правилами внутреннего трудового распорядка Организации;

2) работники Службы несут ответственность за сроки и качество выполняемой работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области и правилами внутреннего трудового распорядка Организации и должностными инструкциями.

28. Службе запрещается:

проводить обследования и ставить эксперименты, противоречащие общечеловеческим этическим нормам;

распространять конфиденциальную информацию и персональные данные без согласия законных представителей ребенка (детей).

Порядок организации и осуществления сопровождения замещающих семей службами сопровождения замещающих семей в Московской области

УТВЕРЖДЕН
приказом министра образования
Московской области
от 3 июля 2017 года N 2018

1. Настоящий Порядок организации и осуществления сопровождения замещающих семей службами сопровождения замещающих семей в Московской области (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление деятельности по сопровождению замещающих семей в Московской области.

2. Сопровождение замещающих семей проводится организациями, осуществляющими данный вид деятельности (далее - Организации) на основании следующих нормативных правовых актов:

Конституция Российской Федерации ;

Семейный кодекс Российской Федерации ;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ;

Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" ;

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" ;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423" ;

Устав Организации, Положение о службе сопровождения замещающих семей, настоящий Порядок;

иные нормативные правовые акты в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Деятельность по сопровождению замещающих семей осуществляется службой (центром, отделом, кабинетом, др.) сопровождения замещающих семей (далее - Служба), являющейся структурным подразделением Организации, оказывающей содействие в комплексной психологической, педагогической, юридической, медицинской, социальной или иной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и гражданам, принявшим их на воспитание.

4. Сопровождение осуществляется в отношении граждан, принявших детей на воспитание - усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - замещающие семьи).

5. Служба осуществляет сопровождение замещающих семей во взаимодействии с органами опеки и попечительства, специалистами иных служб и организаций при необходимости.

6. Основными задачами деятельности по сопровождению замещающих семей являются:

содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

содействие созданию в замещающих семьях условий для успешной адаптации, социализации, образования и развития детей, переданных на воспитание в замещающие семьи;

профилактика вторичного сиротства;

оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Деятельность Службы основывается на принципах добровольности предоставления услуг, исключаются методы прямого и косвенного давления и носит доброжелательный характер.

8. При осуществлении сопровождения замещающих семей (за исключением усыновителей) необходимо учитывать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна и попечителя, в том числе требования, определяющие конкретные условия воспитания подопечного, установленные органом опеки и попечительства, а также соблюдение конфиденциальной информации.

9. Сопровождение замещающих семей осуществляется на основе межведомственного взаимодействия.

10. Сопровождение замещающих семей осуществляется на безвозмездной основе.

11. Организация при осуществлении сопровождения замещающих семей имеет право запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы от специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, образовательных организаций, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, общественных организаций, иных организаций в целях эффективной организации работы по сопровождению замещающих семей.

12. Органами опеки и попечительства и Организациями осуществляется информирование граждан о Службах, осуществляющих сопровождение, месте их расположения, контактных данных и режиме работы посредством размещения указанной информации на информационных стендах, на официальных сайтах органов опеки и попечительства и Организаций в сети "Интернет", в средствах массовой информации, социальных сетях, а также непосредственно работниками органов опеки и попечительства на личном приеме, по телефону, по электронной почте.

13. Служба обеспечивает возможность оказания квалифицированной помощи всем нуждающимся в ней замещающим семьям в максимально возможные короткие сроки с учетом ресурсов Службы.

14. Сопровождение замещающих семей осуществляется на основании заявления и Договора по сопровождению замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Договор), заключенного между Организацией и законным представителем (законными представителями) ребенка (детей), обратившимся в органы опеки и попечительства или в Организацию за содействием в оказании медицинской, психологической, педагогической, социальной и иной помощи, не относящейся к социальным услугам.

15. Орган опеки и попечительства, находящийся по месту жительства семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), принимает решение о направлении на сопровождение замещающей семьи в следующих случаях:

по личному заявлению гражданина;

в связи с выявлением замещающих семей, требующих обязательного сопровождения;

в случае заключения дополнительного соглашения о сопровождении к договору о приемной семье;

в случае образования новой замещающей семьи;

в случае образования замещающей семьи, воспитывающей трех и более детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

при постановке на учет замещающих семей, прибывших из других регионов Российской Федерации.

16. Орган опеки и попечительства, находящийся по месту жительства семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), дает направление семье, принявшей на воспитание ребенка (детей), в Организацию (Приложение 1 к настоящему Порядку).

17. Для начала процедуры оформления сопровождения замещающий родитель предоставляет в Организацию копии следующих документов с предъявлением оригиналов:

личное заявление гражданина;

паспорт гражданина Российской Федерации;

договор "Об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного" (кроме усыновителей);

направление органа опеки и попечительства (при наличии).

18. Основанием для заключения Договора является: заявление законного представителя ребенка (детей), согласие законного представителя ребенка (детей) на обработку персональных данных (Приложение 2 к настоящему Порядку).

При регистрации заявления в электронной форме учета лиц, принявших на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на сопровождении (Приложение 3 к настоящему Порядку), ему присваивается единый номер, который в дальнейшем будет являться номером Договора и номером персональной папки (дела) замещающей семьи.

19. Руководитель Службы в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления назначает локальным актом специалиста, ответственного за работу с замещающей семьей (далее - Куратор) с учетом имеющейся нагрузки и числа сопровождаемых семей, организует работу по подписанию Договора.

Договор заключается между законным представителем ребенка и Организацией по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

20. Договор подписывается руководителем Организации либо руководителем Службы (по доверенности) в двух экземплярах, один из которых передается законному представителю ребенка (детей), второй экземпляр находится в Организации.

Договор содержит перечень услуг, оказываемых замещающей семье, права и обязанности всех участников Договора, срок действия Договора, а также основания прекращения Договора.

21. Служба в течение 14 рабочих дней (в случае экстренной ситуации - в течение 5 дней):

проводит первичную диагностику замещающей семьи;

собирает консилиум для определения уровня сопровождения замещающей семьи;

изучает и анализирует данные о замещающей семье и ребенке (детях), его (их) актуальной социальной ситуации развития;

определяет существующие в замещающей семье ситуации, обусловливающие необходимость сопровождения замещающей семьи;

по итогам обследования Куратор замещающей семьи составляет заключение и подписывает у руководителя Службы.

22. Закрепленный за каждой замещающей семьей Куратор координирует взаимодействие Службы с замещающей семьей в соответствии с индивидуальной программой сопровождения и отвечает за выполнение мероприятий в пределах заключенного с замещающей семьей Договора. По должностной принадлежности Куратором замещающей семьи могут выступать социальные педагоги, психологи, педагоги-психологи.

23. Куратор замещающей семьи разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, оценивает риски замещающей семьи, непосредственно организует сопровождение, координирует межведомственное взаимодействие, информирует замещающую семью о мероприятиях сопровождения замещающей семьи. Индивидуальную программу утверждает руководитель Службы.

24. Перечень мероприятий сопровождения замещающей семьи и сроки их исполнения зависят от уровня сопровождения замещающей семьи: экстренный, кризисный, адаптационный и базовый (мониторинговый):

1) на базовом (мониторинговом) уровне сопровождения замещающей семьи находятся семьи, самостоятельно справляющиеся со своими проблемами. Основной задачей сопровождения на базовом уровне является удовлетворение потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психологической, педагогической, социальной и правовой поддержке;

2) на адаптационном уровне сопровождения замещающей семьи находятся замещающие семьи в течение первого года создания замещающей семьи. Целью деятельности специалистов является содействие прохождению благополучной адаптации членов замещающей семьи, оказание психологической поддержки всем членам замещающей семьи;

3) на кризисном уровне сопровождения замещающей семьи находятся семьи, которые не могут справиться с проблемами самостоятельно и (или) находятся в затяжном конфликте. Целью деятельности специалистов становится помощь в урегулировании семейной ситуации. Семьи получают специализированную помощь по устранению проблем, связанных с прохождением замещающей семьей "нормативных" и/или "ненормативных" кризисов;

4) на экстренном уровне сопровождения замещающей семьи находятся замещающие семьи на грани отказа от воспитания приемного ребенка и при выявлении случая ухода ребенка из замещающей семьи. Помощь семье направлена на предотвращение возврата ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Куратор семьи составляет программу мероприятий сопровождения замещающей семьи соответствующему конкретному уровню сопровождению замещающей семьи.

Организация работы с замещающей семьей на экстренном и кризисном уровнях сопровождения проводится исключительно по направлению органа опеки и попечительства. В остальных случаях сопровождение осуществляется по личному заявлению и по направлению (при наличии).

25. Мероприятия индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи разрабатываются специалистами Службы с учетом мнения членов замещающей семьи.

26. Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи разрабатывается с учетом пола, возраста и особенностей развития переданных на воспитание детей для определения индивидуальных потребностей во всех случаях устройства. В ней учитываются ресурсы замещающей семьи, ее социальное окружение, возможности замещающих родителей обеспечить высокое качество воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.

27. Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи корректируется по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

При разработке индивидуальных программ по сопровождению замещающей семьи рекомендованы следующие сроки сопровождения замещающей семьи и их корректировка в зависимости от уровня сопровождения:

на экстренном уровне семья находится 3-4 недели, корректировка - еженедельно;

на кризисном уровне - 3 месяца, корректировка - ежемесячно;

на адаптационном уровне - 1 год, корректировка - 1 раз в квартал;

на базовом (мониторинговом) уровне - 1 год и более, корректировка допустима 1 раз в полгода.

Результаты сопровождения отражаются в индивидуальной программе сопровождения замещающей семьи.

28. Рекомендуемое количество замещающих семей, находящихся на сопровождении у одного Куратора одновременно, составляет:

при экстренном уровне сопровождения - не более 3 семей;

при кризисном и адаптационном уровнях сопровождения - 10-12 семей;

при базовом уровне сопровождения - 25-30 семей.

29. Порядок ведения и хранения документов по сопровождению замещающих семей определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области в зависимости от ведомственной принадлежности и локальными нормативными актами Организаций.

30. Материалы по сопровождению замещающей семьи хранятся в Организации для предоставления справок и использования их в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

31. Для осуществления сопровождения замещающих семей используют различные формы и методы работы: консультирование, семинары-практикумы, деловые игры, клубы родителей, группы самопомощи и т.д.

32. Организация ежемесячно информирует орган опеки и попечительства по месту жительства граждан, обратившихся за услугами Службы:

о количестве обратившихся граждан для подготовки и завершивших подготовку (выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации);

о количестве заключений по результатам психологического обследования граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, патронатными воспитателями;

о количестве замещающих семей, находящихся на сопровождении с указанием уровня сопровождения и результатов;

иную информацию, отражающую проведенную работу с гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, и принявшими детей на воспитание.

Орган опеки и попечительства вправе запрашивать дополнительную информацию о гражданах, пользующихся услугами Службы.

Приложение 1. Направление на сопровождение замещающей семьи

Приложение 1
к Порядку организации и
осуществления сопровождения
замещающих семей службами
сопровождения замещающих семей
в Московской области

Бланк органа опеки и попечительства

от _________ N______

Руководителю организации

наименование организации, осуществляющей сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Направление на сопровождение замещающей семьи

(Ф.И.О. гражданина/Ф.И.О. супругов)

для сопровождения семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание,

в связи с

(указать причину, проблему)

Направление выдано гражданину лично:

(подпись)

(подпись)

Руководитель органа

опеки и попечительства

Примечание. Направление выдается при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и действительно в течение тридцати календарных дней.

Приложение 2. Заявление на сопровождение замещающей семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание


Приложение 2
к Порядку организации и
осуществления сопровождения
замещающих семей службами
сопровождения замещающих
семей в Московской области

Руководителю

(наименование организации)

(Ф.И.О., дата рождения)

зарегистрированного(ой) по адресу:

дом ______ корп. _______ кв. ______________

проживающего(ей) по адресу:

дом _____ корп. _______ кв. ____________

Контактный тел.

Заявление на сопровождение замещающей семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание

прошу оказать мне услуги по сопровождению замещающей семьи.

На сегодняшний день имеющий

(краткое описание ситуации)

1. Документ, удостоверяющий личность

(наименование, номер и серия)

(кем и когда выдан)

(усыновитель, приемный родитель, опекун, попечитель)

3. Орган опеки и попечительства, осуществляющий контроль за условиями проживания ребенка (детей) в семье

(наименование органа опеки, реквизиты документа о передаче ребенка в семью)

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" , постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" и постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" даю согласие

(фамилия, имя, отчество заявителя)

на обработку моих персональных данных и моего несовершеннолетнего подопечного

(Фамилия, имя, отчество)

Я ознакомлен с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также с моими правами и обязанностями в этой области.

Согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение неопределенного срока.

Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

Подпись заявителя

Принял(а) специалист

Приложение 3. Электронная форма учета лиц, принявших на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на сопровождении


Приложение 3
к Порядку организации и
осуществления сопровождения
замещающих семей службами
сопровождения замещающих
семей в Московской области

Дата и N заявления на сопровождение/договора/персональной папки

Дата и номер направления на сопровождение

Ф.И.О. заявителя

Адрес фактического проживания, контактный телефон

Ф.И.О., число, месяц, год рождения ребенка, принятого на воспитание в семью

Форма устройства

Ф.И.О. специалиста Службы сопровождения, курирующего семью

Приложение 4. Договор по сопровождению замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей


Приложение 4
к Порядку организации и
осуществления сопровождения
замещающих семей службами
сопровождения замещающих
семей в Московской области


Форма

Договор
по сопровождению замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей

г. ___________ Московской области

(наименование организации), именуемая(ый) в дальнейшем "Организация" в лице

(ФИО руководителя организации, действующего(-ей) на основании

с одной стороны, и гражданин(-е) Российской Федерации

(ФИО замещающего родителя/замещающих родителей)

действующий(-ие) на основании Договора N _____ "Об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного" от "___"______________20 г., проживающий(-ие) по адресу:

именуемый(-ые) в дальнейшем "Законный(-ые) представитель(-и)", с другой стороны, именуемые вместе "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Организация через своё структурное подразделение - службу (центр, отдел, кабинет) сопровождения замещающей семьи (далее - Служба) осуществляет сопровождение замещающей семьи на основании личного письменного заявления законного(-ых) представителя(-ей), принявшего(-их) на воспитание ребенка (детей), оставшегося(-ихся) без попечения родителей

(ФИО, год рождения ребенка)

обеспечивая конфиденциальность и индивидуальный подход, а Законный(-ые) представитель(-и) придерживает(-ют)ся и исполняет(-ют) рекомендации, направленные на обеспечение оптимального функционирования и стабильности замещающей семьи.

1.2. Сопровождение замещающей семьи осуществляется в соответствии с индивидуальной программой сопровождения замещающей семьи.

1.3. Сопровождение замещающей семьи осуществляется на безвозмездной основе.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Организация обязана:

2.1.1. Назначить куратора, закрепленного за сопровождаемой замещающей семьей.

2.1.2. Проводить психологическую диагностику замещающей семьи, определять уровень сопровождения замещающей семьи, составлять заключение по итогам диагностики.

2.1.3. Предоставлять услуги по сопровождению замещающей семьи посредством оказания групповой или индивидуальной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи Законному(-ым) представителю(-ям) в решении текущих задач, направленных на развитие, воспитание и социализацию ребенка (детей).

2.1.4. Разработать индивидуальную программу сопровождения с использованием данных диагностики.

2.1.5. Осуществлять услуги по сопровождению замещающей семьи в помещении Организации либо по месту проживания Законного(-ых) представителя(-ей) (по согласованию сторон), а также дистанционно.

2.1.6. Информировать Законного(-ых) представителя(-ей) и согласовывать с ним(-и) планы проведения мероприятий, связанных с сопровождением замещающей семьи.

2.1.7. Корректировать по итогам мониторинга развития ребенка (детей) индивидуальную программу сопровождения замещающей семьи, включающую текущие мероприятия по обеспечению нормального развития ребенка (детей).

2.1.8. Незамедлительно информировать соответствующие службы (органы опеки и попечительства, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав) о случаях выявления в процессе сопровождения семьи фактов жестокого обращения с ребенком (детьми) и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушении прав и законных интересов ребенка (детей) в семье.

2.1.9. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе обследования и сопровождения замещающей семьи.

2.2. Законный представитель обязан:

2.2.1. Предоставлять достоверную информацию о себе, своей семье и принятом на воспитание ребенке в объеме, необходимом для сопровождения замещающей семьи.

2.2.2. Сообщать об изменениях, влияющих на процесс сопровождения семьи и принятого на воспитание в семью ребенка.

2.2.3. Выполнять мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой сопровождения замещающей семьи, нести ответственность за их выполнение и за собственные обязательства.

2.3. Организация имеет право:

2.3.1. Сменить куратора, закрепленного за сопровождаемой замещающей семьей.

2.3.2. Запрашивать у Законного(-ых) представителя(-ей) информацию и сведения, связанные с выполнением обязательств по настоящему договору.

2.3.3. Посещать замещающую семью в соответствии с индивидуальной программой сопровождения замещающей семьи.

2.3.4. Инициировать рассмотрение вопроса о расторжении договора в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Законным(-и) представителем(-ями) обязательств по настоящему договору.

2.4. Законный(-е) представитель(-и) имеет(-ют) право:

2.4.1. Получать от Организации консультативную и иную помощь в вопросах воспитания, образования и законных интересов ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью.

2.4.2. Получать от Организации информацию о реализации индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи.

2.4.3. Вносить в Организацию предложения по изменению/дополнению индивидуальной программы по сопровождению замещающей семьи.

2.4.4. Защищать свои законные интересы и интересы ребенка (детей).

3. Ответственность сторон

3.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Порядок разрешения споров

4.1. Все возможные споры, возникающие между Сторонами по настоящему договору, разрешаются Сторонами путем переговоров, при этом каждая из сторон приложит усилия, направленные на урегулирование спорных отношений.

4.2. В случае невозможности урегулирования возникшего спора Стороны разрешают его в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

5. Срок действия договора

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору (выполнения программы индивидуального сопровождения замещающей семьи и др.).

5.2. Данный договор может быть расторгнут досрочно:

5.2.1. По инициативе Законного(-ых) представителя(-ей) на основании его письменного заявления;

5.2.2. По инициативе Организации, в случае невыполнения обязательств по настоящему договору Законным(-ыми) представителем(-ями), в случае возвращения ребенка кровным родителям, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, настоящим договором;

5.2.3. В случае достижения ребенком (всеми детьми), переданным на воспитание в замещающую семью, возраста 18 лет либо приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;

5.2.4. В случае завершения пребывания ребенка (всех детей) в семье в связи с прекращением опеки (попечительства), отменой усыновления (удочерения);

5.2.5. В случае смерти Законного представителя (обоих Законных представителей) или ребенка (всех детей), переданных на воспитание в семью;

5.2.6. В других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

6. Прочие условия

6.1. Изменения и/или дополнения в настоящий договор вносятся путем заключения дополнительного соглашения, оформленного в письменной форме и подписанного уполномоченными представителями Сторон.

6.2. Любая из Сторон вправе досрочно расторгнуть настоящий договор, предварительно письменно уведомив об этом другую Сторону.

6.3. Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

7. Адреса, реквизиты и подписи сторон

Организация

Законный(-ые) представитель(-и)

Юридический адрес:

Адрес места жительства:

Паспортные данные

Тел./факс:

Директор

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Министерства образования
Московской области
www.mo.mosreg.ru, 14.07.2017

Индивидуальное сопровождение приёмной семьи - это предупреждение влияния деструктивных параметров приемных семей на искажение личностного развития приемных детей. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79.

В.Н. Ослон и А.Б Холмогорова выделяют следующие этапы работы по индивидуальному сопровождению приёмных семей:

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе специалист по социальной работе выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные; Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ специалист по социальной работе разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе специалист по социальной работе выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Специалист по социальной работе совместно с социальным педагогом, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у её членов и другие характеристики семьи. Затем специалист по социальной работе совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья приемной семьи).

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом специалист по социальной работе выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью специалист по социальной работе выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Специалист по социальной работес другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качества родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.

В нашей стране разрабатывается модель аналитико-системного сопровождения семьи, имеющей приемного ребенка или нескольких детей на разных этапах жизненного цикла семьи (авторы Е. А Брецких, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой и др.). Она включает в себя:

Информационное обеспечение на подготовительном этапе;

Облегчение периода адаптации и семейных кризисов;

Работу с тайной усыновлении. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79-90.

Модель аналитико-системного сопровождения семьи предполагает системный анализ, изучение процесса функционирования и развития приемной семьи в условиях неопределенности, при детальном изучении всей семейной системы. Она включает в себя 5 этапов.

Первый этап. Обучение кандидатов в приемные родители

Начинать обучение приемных родителей целесообразно еще до их знакомства с будущими приемными детьми.

Основная цель обучения - помочь будущим родителям сделать серьезный и важный шаг в своей жизни, сделать его не под эмоциональным воздействием от встречи с детьми, оставшимися без попечения родителей, от посещения детского дома, а на основании твердого решения, осознанного выбора. На первом этапе обучения важно сформировать установку - быть успешными приемными родителями. На этом этапе осуществляются отбор и подготовка кандидатов в приемные родители.

Часть занятий проводят сами приемные родители. Специалист по социальной работе, психолог на данном этапе выступают как в роли обучающих, так и в роли наблюдателей, исследователей. Они стараются установить уровень психологического здоровья семьи и каждого ее члена.

Концептуальные границы в обучении родителей:

Приемный родитель один в двух лицах: воспитатель (в привычном понимании) и родитель. Приемные родители обеспечивают реализацию задач социализации детей, организуют их жизнедеятельность, заботятся об удовлетворении всех их жизненных потребностей. Как воспитатели, они дисциплинируют детей, обучают различным социальным навыкам, организуют воспитывающую, обучающую среду. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79-90.

Родители должны уметь распознавать симптомы нарушения психологического здоровья ребенка, симптомы возникающих изменений, психологического дискомфорта в семье, уметь адекватно и грамотно реагировать на эти изменения.

Труднее всего научить родителей правильному эмоциональному общению, проявлять искренность и отзывчивость на эмоциональном уровне.

Кандидаты в приёмные родители должны принять (с самого начала), что обучение детей всем жизненным навыкам - это их главная задача в работе с приемными (да и с родными) детьми.

Кандидаты в приёмные родители обычно считают, что они от природы обладают необходимыми навыками воспитания детей и успешно их могут реализовать. Задача специалиста не только рассказать будущим приемным родителям о реальных трудностях и проблемах, которые их ждут, погрузить в теорию воспитания. Конечно, они должны знать о многих психологических проблемах ребенка, имевшего опыт жизни без попечения родителей, без их заботы и любви, о том, как непросто будет их преодолевать. Они должны иметь представление об основах развития семейной системы, о базовых теориях развития замещающих семей, об основах теории развития ребенка, его личности и о практических шагах по ее реализации, о роли социального окружения в развитии ребенка. Но знаний мало, нужно сформировать у приемных родителей потребность быть субъектом сопровождения своей приемной семьи, на основе полученных знаний и соответствующих умений добиваться поэтапно поставленных целей по обучению и воспитанию.

На этом этапе специалист по социальной работе работает с кандидатами в усыновители и с такой проблемой, как тайна усыновления. Желательно, чтобы в семье не было тайны усыновления, но при этом не обесценивалась роль биологических родителей.

Особое внимание уделяется правовым вопросам. Кандидаты в приёмные родители подробно знакомятся с действующим законодательством в отношении приемных семей и другими правовыми актами. Практика показывает, что целесообразно познакомить будущих приемных родителей с аналогичными правовыми актами других субъектов России, а также с правовыми актами зарубежных государств. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. С. 84.

Второй этап. Проверка способности приемной семьи быть успешной

Приемная семья будет успешной, если причины, побудившие ее взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах, на нравственных ориентациях семьи. Для этих людей часто смысл жизни состоит в сохранении нравственных принципов, и именно такие люди, как показывает опыт, наиболее успешные приемные родители.

Третий этап. Разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи.

При разработке программ сопровождения приемной семьи особое внимание необходимо обратить:

На участие кандидатов в приёмные родители в ее разработке;

На осознание каждым из субъектов сопровождения своей миссии в процессе динамического развития комплекса «приемная семья - приемный ребенок» и комплекса «субъекты сопровождения приемной семьи - приемная семья»;

На психологическую поддержку кандидатов в приёмные родители (сомневающихся в правильности своего решения, опасающихся из-за отсутствия опыта);

На характер изменений в семейной системе в процессе адаптации и социализации приемного ребенка;

На возможность усложнения ситуации из-за неполной передачи информации, ее достоверности; на возможную нехватку времени для отдыха и релаксации;

На прогноз отношений между приемными и биологическими родителями.

Изменениям в семье специалист уделяет самое пристальное внимание. Появление в ней нового человека, даже если это естественная ситуация (рождение родного ребенка, брак), изменяет весь привычных ход жизни, тем более, когда образуется новая семейная система, в которую входит неродной ребенок, имеющий ряд проблем, обусловленных его предыдущей жизнью. Это очень деликатный момент в жизни семьи и приемного ребенка и он открывает путь к успеху при правильном понимании и организации новой жизни.

Приемная семья в своем развитии имеет особые периоды, которые специалисты называют периодами неопределенности. Для специалистов они являются объектом, самого пристального внимания. После могут последовать взлеты и падения. Неблагоприятное завершение такого этапа приводит приемных родителей к разочарованиям и депрессии. Это трагедия, как для семьи, так и для ребенка. Однако неблагоприятный исход можно предотвратить.

Анализируя неуспешные приемные семьи, В. Н. Ослон составили перечень нерешенных своевременно вопросов: Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 85

Непрофессиональное внешнее сопровождение (неадекватные методики, необъективная и ненадежная информация);

Недостаточная изученность семьи и недостаточное прогнозирование вариантов ее развития;

Не налаженные отношения между приемными и биологическими родителями;

Игнорирование роли приемного отца;

Не сложившиеся взаимоотношения приемного ребенка и родных детей приемных родителей (особенно когда приемный ребенок старше родного);

Кризисные периоды развития приемного ребенка;

Отрицательная роль социального окружения (школа, детский сад, соседи).

Сложным вопросом является подготовка специалистов, осуществляющих сопровождение, которые должны реально помогать семье, на профессиональном уровне, и быть с ней в контакте.

Четвертый этап. Обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка

На этом этапе успешное обучение приемных родителей зависит от правильного выбора формы обучения и дидактического материала. Особое внимание уделяется навыкам терапии супружеских, родительских и детских отношений и отношений между детьми. Обучающая модель строится на этапах: мотивация - целевые установки - инструктивные программы - обучение навыкам. Важно, чтобы родители ощутили помощь в решении их проблем, сами приняли активное участие. То есть родители, как субъекты сопровождения, реализуют идею «от помощи к самопомощи». Цели обучения: возникновение сплоченности, адаптивности и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление и развитие семьи.

Базисные условия для родителей: современные научные знания о семье, интерес к обучению, толерантность, умение вести дискуссию, легко вступать в общение, проявлять сочувствие.

Особое внимание в ходе обучения обращают: на сопротивление изменениям в семейной системе, на стили воспитания или стили общения в семье, на объективные стрессовые факторы, на отношения между приемной и биологической семьей, на коммуникативные умения членов приемной семьи.

На данном этапе также реализуется идея обучения родителей в контексте: «Родитель как учитель своих детей».

Реализация идеи «родитель как учитель» основана на психолого -педагогических методах. Родитель не дает рекомендаций, он обучает всех членов семьи методам самостоятельного исследования (изучения) проблем через организацию совместной деятельности, тренирует детей в применении специфических методов общения и взаимодействия, которые приводят к выгодным позициям ребенка в результате межличностных, внутригрупповых взаимодействий. Кандидаты в приёмные родители должны знать, каким умениям обучают родители детей, сами владеть этими умениями и уметь научить им детей: Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С. 62.

Эмпатическим умениям (способность поставить себя на место другого);

Экспрессивным умениям (осознавать то, что вы понимаете и то, что вы желаете донести до других);

Дискуссионным и переговорным навыкам.

Родители должны обучиться элементарным схемам реализации своей роли приемного родителя как профессионального родителя. Для этого их учат применять простейшие схемы стратегического планирования:

Определение (описание) проблемы; формирование видения своих действий и реальных возможностей решения проблемы;

Формирование команды по её решению (родитель знает, что он не один с проблемой); уметь обсудить и выработать (в группе) цели, задачи по решению проблемы, оценить каждый шаг на пути к достижению цели по критериям (конкретность, срок исполнения, результативность);

Уметь для решения каждой из задач составить план конкретных мероприятий (действий); знать организацию контроля за реализацией мероприятий.

Такой подход к обучению приемных родителей положительно влияет на формирование опыта сотрудничества приемных родителей и специалистов сопровождения.

Пятый этап. Оценка приемной семьи как субъекта сопровождения

При формировании приемной семьи недостаточно изучается роль отцов как субъектов сопровождения приемных детей. Как отмечает Е. А. Брецких, Брецких Е. А. Исследование клинико - психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приёмных детей (в связи с задачами аналитико - системного семейного психологического сопровождения) //Известия РГПУ им. А, И, Герцена. - 2009. - № 102. С. 351. в большинстве случаев (367 из 400 изученных семей) оценки потребностей приемного ребенка и способы их удовлетворения (стратегии и тактики) у матерей и у отцов - различны.

Важно, чтобы было соответствие оценок: специалистов, самооценок приемных родителей.

Общая оценка выводится на основе обобщения оценок: приемных родителей, приемного ребенка, специалистов службы сопровождения, органов опеки и попечительства, общественных организаций. В ряде территорий ограничиваются оценкой специалистов службы сопровождения и органов опеки и попечительства, которые приводят к соответствию между собой.

Периодичность оценок в модели комплексного сопровождения В. Н. Ослон следующая: через три недели пребывания ребенка в приемной семье, через 6 месяцев пребывания ребенка в приемной семье, далее соответственно - через 9 месяцев, 12 месяцев, 18 месяцев, 24 месяца, и далее через каждые 6 месяцев проживания ребенка в приемной семье . Ослон В.Н. Приемная семья - кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. - Пермь, 2000. С. 249.

Роль специалиста по социальной работе состоит в идентификации оценок, а также в организации процесса (а не процедуры) оценивания: совмещение сбора информации с ее анализом и интерпретацией. Такая оценка ситуации и разработка ответных мер с привлечением к участию, как специалистов, так и приемных родителей, приемных детей (других субъектов при необходимости) представляет собой такой исследовательский и коррекционный подход, который нацелен на усовершенствование методов реагирования. Рассматриваемому методу присущ ряд характеристик, которые отличают его от обычных исследовательских и коррекционных методов, а именно: своевременность реагирования на ситуацию, участие в процессе оценивания всех субъектов сопровождения и оценки как действия. Такой подход базируется на идеях активного решения проблемных вопросов непосредственно в реальности.

По мере развития процесса оценивания, с привлечением к участию приемных родителей будут возникать новые интересующие специалистов факты, характеристики. Поэтому В. Н. Ослон рекомендует ввести классификацию событий: ожидаемые, регулярные, необычные, неожиданные; наблюдения делит на неструктурированные и структурированные. Исследователь отмечает, что нецелесообразно на первоначальном этапе наблюдения родителей структурировать процесс. Свободный стиль наблюдения снимает вопрос о предубеждениях наблюдателя. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. С. 251.

Таким образом, сопровождение приёмной семьи включает в себя: формирование приемной семьи; проверку способности приемной семьи быть успешной; разработку индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи; обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка; оценку приемной семьи как субъекта сопровождения

Выводы по 2 главе

1. Только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка:

Стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым;

Широта связей с социумом, разнообразная, когнитивно насыщенная среда;

Собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира.

Под общим названием «замещающая семья» объединяются семьи, обладающие разными воспитательными потенциалами и выполняющие различные функции в деле попечения детей-сирот. Среди «замещающих семей» всё большее распространение приобретает такая форма устройства детей - сирот, как приёмная семья.

Замещающая семья представляет собой специфический институт воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. В условиях деинституализации государственного попечения детей-сирот особая роль принадлежит замещающей семье, которая выполняет ряд ответственных функций: развивающую, социализирующую, корригирующую, реабилитирующую, восполняя тем самым недостатки эмоциональной, сенсорной, социальной информации у приемного ребенка, способствуя ликвидации его отставания, восстанавливая личное благополучие, четко определяя социальный статус.

2. Работа с такой семьей должна строиться на основе дифференцированных технологий сопровождения. Обязательная проработка мотивов усыновления, значений тайны усыновления, отношений к родным родителям ребенка и диагностика воспитательного потенциала приёмной семьи, повышение гибкости семейной системы необходимы для того, чтобы семья, усыновив ребенка, сделала его счастливым и была счастлива сама.

3. Сопровождение приёмной семьи включает в себя: формирование приемной семьи; проверку способности приемной семьи быть успешной; разработку индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи; обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка; оценку приемной семьи как субъекта сопровождения.