Основные функции семьи в изменяющемся мире. Жизненный цикл семьи: этапы и кризисы

Семья, являясь культурно-историческим феноменом, по мере усложнения общественных отношений переходила от одной формы своего устройства к другой и все больше дифференцировалась от других социальных институтов. Брак как основа семьи и форма регулирования отношений между людьми эволюционировал от промискуитета (беспорядочных половых связей как внутри рода, так и вне его) до моногамии (парный, дуальный брак) на протяжении тысячелетий.

В начале процесса становления человеческого общества отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались не столько нормами, запретами и договоренностями, сколько биологическими потребностями. «Семейная» и «социальная» жизни были слиты, неотделимы друг от друга. В половое общение друг с другом могли вступать все члены данного рода, т.е. кровные родственники.

Форма отношений между полами в виде беспорядочных связей называется промискуитетом (от лат. promiscuis - смешанный, всеобщий).

Следующая форма брачных отношений - кровнородственная семья - возникла как результат первых табу. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью , включающей людей одного поколения из одного рода или племени.

Затем в результате запрета половых связей внутри своих родов стала формироваться экзогамная семья - на первых этапах пока еще как групповой брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Брачными партнерами в нем являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. Постепенно эндогамные связи были вытеснены за границы принятого, «нормального», оставаясь еще длительное время на правах исключения из правил в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные дни. Табу на инцест приобретало устойчивый характер.

Введенные табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода имели огромное значение: впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жесткое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя».

Постепенно экзогамные связи стабилизировались, закреплялись обычаями, создавая первую форму социального регулирования отношений между полами - брак. Первой его формой фактически был групповой дуально-родовой брак, в котором все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. В его рамках могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода, которые впоследствии привели к новой форме брака - парному браку.

Вследствие развития культуры, а именно трудовой, гендерной, возрастной и других дифференциаций, половые и семейные связи все более упорядочивались и становились более избирательными. В результате социальных дифференциаций появляются отношения «свой - чужой», актуальными становятся вопросы наследования ресурсов, прежде всего людских. Постепенно формируется полигамный брак в форме полиандрии (многомужества), в котором женщина как мать занимает главенствующее положение. Так как установить отца не представлялось возможным, родство определялось по женской линии, что вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях - гинекократии , или матриархату. В 1861 г. швейцарский этнограф, юрист, антиковед И. Я. Бахофен в работе «Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» показал, что через главенство женщины в устройстве семьи прошли все народы. У большинства народов древние сказания возвеличивают богинь плодородия. До сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки.

С развитием культуры у людей начали появляться «богатства» и разнообразные ресурсы. Многоженство (полигения ) возникало в период распространения войн как способа обогащения и разрешения конфликтов. Невозможность для женщины участвовать в них наравне с мужчиной - в связи с почти постоянным присутствием рядом с ней маленьких детей, особенно грудных, или беременностью - привела к тому, что ведущая роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине {патриархат). Распространение вопросов наследования на самые разные богатства и ресурсы (не только людские) поставило проблему биологического отцовства. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. Поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет, от женщины стали требоваться сохранение девственности до вступления в брак и верность мужу, а ее измена рассматривалась как тяжелейший грех. Появились новые законы, регулирующие брак и семейные отношения.

Патриархатная семья существовала и существует в форме моногамного или полигамного брака, который и сейчас распространен в некоторых мусульманских странах.

С ростом производительности труда, появлением монотеизма постепенно складывается новая форма семьи - моногамная (единобрачная). Еще в кодексе вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) была описана моногамия и закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках наследников. Девушки принадлежали отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. От женщины требовалась строжайшая супружеская верность, прелюбодеяние жестоко каралось. Брак становился экономической сделкой.

Монотеизм стал основой соответствующих ценностно-идеологических норм семьи. Одной из наиболее распространенных в мире моделей семьи стала христианская модель , насчитывающая несколько тысячелетий своей истории.

В этой модели муж признается главой семьи: господство мужа над женой естественно, он старше жены по сотворению, она получает свою жизнь из его ребра. Жена сотворена из мужа (ребро Адама) и для мужа (чтобы ему быть в сообществе с себе подобным). Христианская модель семьи и общества в целом имеет патриархатный характер : в семье ценен мужчина, а общество основано на мужских ценностях. Женщины, подчиняясь мужчине и завися от него, конкурируют между собой за его внимание. Например, институты красоты и моды ориентированы прежде всего на женщин, а мужчина ценен сам по себе и может не ухаживать за собой. Высшая точка в карьере женщины - замужество и материнство. Подчиненное положение женщины проявляется и в гендерной дискриминации, которая на протяжении многих столетий расценивалась как некоторая социальная норма. При этом в семейной иерархии главенство и над женой, и над самим мужем принадлежит прародителю - предыдущим поколениям, старшим, традиции.

Иерархическая и ценностная организация моногамной, патриархатной семьи отразилась и закрепилась в правовых нормах. Семья как социальный институт стала интересовать общественное мнение в XVIII в. Толчком к этому послужила Великая французская революция (1789-1799): провозгласив свободу собственности центральной среди всех прав и свобод человека, Декларация прав человека и гражданина (1789) отразила централизацию семейного имущества в руках главы семьи, которым законодательно был объявлен муж. От него зависело, разрешить ли жене работать по найму или нет, именно он становился собственником заработанного женой, распределителем денег и имущества, входивших в приданое жены или полученных ею в наследство.

Брак рассматривался как особый вид контракта, согласно которому муж и жена составляли некое правовое единство. Вступая в брак, женщина теряла статус самостоятельной личности, а функция защиты ее прав и ответственность за ее действия переходили к мужу (status of covered woman). Такая концепция брака ставила женщину в полную зависимость от мужа и признавала ее недееспособной с правовой точки зрения.

Е. А. Флейшиц (первая женщина-адвокат в России) вспоминала, как в начале XX в., будучи молодой замужней женщиной, она с подругой поехала из Петрограда на юг отдохнуть. Однако отдых не состоялся: Екатерину Абрамовну отправили домой с полицией, но этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой места жительства .

История моногамной семьи тесно связана с эмоциональным , личностным развитием человека , а также нравственным прогрессом человечества в целом. Вместе с моногамией, как психологическое новообразование, возникшее в определенной системе отношений между людьми, появляются соответствующие ей ценности и характеристики человека, связанные с любовью, верностью, доверием, которые и до настоящего времени ассоциируются преимущественно с семейной организацией человеческих отношений.

Таким образом, исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамии: через введение новых табу (запретов и норм) стадо превращалось в племя, племя - в род, род - в семью.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья является сегодня наиболее распространенным в мире типом семьи. В нее входят супруги и дети, не достигшие социальной и экономической самостоятельности. Такой состав получил название нуклеарной (ядерной) семьи. Сама же нуклеар- ная семья входит в состав многопоколенной, расширенной, семьи, включающей родственников из других поколений (прапрародители, прародители, внуки, правнуки) и параллельных семейных веток (двоюродные братья и сестры, дяди и тети и др.).

  • Зацепин В. И. Брак и семья // Психология семьи: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. С. 3-35.

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие фазы развития семьи :

1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу, романтизация отношений.

2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).

3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с маленькими детьми).

4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом).

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

6. ``Опустевшее гнездо"" (супруги остаются одни после ухода всех детей).

7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.

Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.

На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно, нарушает функционирование семейной системы.

Интересно отметить, что некоторые ученые делают попытки соотнесения основных периодов развития семьи и функций членов семьи.

1. Стадия формирования семьи

Партнерские функции:

осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

распределение времени между домом и работой;

выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

беседы между супругами о браке и будущем семьи.

2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;

привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

забота о потребностях ребенка;

распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей.

Функции ребенка:

ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

появление привязанностей;

овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

приспособление к ожиданиям других людей;

развитие координации движений рук и глаз;

нахождение удобного ритма смены покоя и действия;

овладение словами, короткими фразами, речью.

3. Семья с ребенком дошкольного возраста.

Функции семьи и родителей:

развитие интересов и потребностей ребенка;

преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;

поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;

привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам;

распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;

дальнейшее развитие взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;

развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;

сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;

привыкание к самостоятельности;

выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);

приспособление к запретам со стороны родителей;

проявление интереса к товарищам по играм;

стремление быть как мама или папа.

4. Семья школьника

Функции семьи и родителей:

воспитывать у детей интерес к научным и практическим занятиям;

поддержка увлечений ребенка;

дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

сотрудничество с родителями других школьников.

Функции ребенка:

получение навыков, необходимых для школьного образования;

стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

знакомство с правилами поведения и моралью группы;

расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;

осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.

Функции семьи и родителей:

передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;

подготовка к новому периоду жизни семьи;

определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере -- взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

Функции подростка:

положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

прояснение для себя роли мужчины и женщины;

ощущение принадлежности к своему поколению;

достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

выбор профессии, стремление к материальной независимости;

подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;

постепенное формирование собственного мировоззрения.

6. Семья со взрослым ребенком, выходящим в мир.

Функции родителей:

отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;

внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;

создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;

забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;

создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

Функции молодых:

осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;

создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);

положительное отношений к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;

создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;

знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

7. Семья среднего возраста, ``пустое гнездо"".

Партнерские функции:

обновление супружеских отношений;

приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

творческое, радостное использование большого количества свободного времени;

укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

вхождение в роль бабушки (дедушки).

Функции взрослого ребенка

заботливое, но независимое отношение к родителям;

поддержка их в новой роли пожилых людей.

8. Постаревшая семья

Функции пожилых родителей:

осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

приспособление к жизни на пенсии;

воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей;

подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

Функции детей пожилых родителей:

наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях;

помогать им, если это необходимо, материально и духовно;

подготовиться к окончательному уходу родителей;

подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).

Семья - важнейший социальный институт становления и развития личности человека. Значение семейной педагогики в формировании и развитии личности в разные эпохи и различными мыслителями оценивалось по-разному. Платон, Т. Кампанелла, К. Гельвеций, Ш. Фурье, например, считали, что семейное воспитание уступает общественному и само но себе оказывает негативное влияние на развитие человека. Однако практика показала несостоятельность таких взглядов. Ведь физическое, умственное и нравственное развитие человека во многом зависит от совершенства семьи. Первичная социализация человека, а следовательно, его воспитание и обучение начинается и, прежде всего, происходит в семье. Именно здесь закладываются все основы будущей личности, поскольку семья, говорил И. А. Ильин, выступает первичным лоном человеческой культуры, островом духовной жизни человека . Именно в семье у ребенка формируется первое «мы»: мама, папа, я - наша дружная семья. В этом-то и заключается огромная роль семьи в осуществлении первичной социализации человека - приобщению к совместной (коллективной) жизни. Ведь в семье решаются основные задачи роста и воспитания человека:

  • - закладываются основы характера человека;
  • - осуществляется душевная закалка;
  • - происходит приучение к самообладанию и выдвигаемым к нему требованиям;
  • - отстаивается правдивость и искренность;
  • - устанавливается дисциплина;
  • - формируется чувство собственного духовного достоинства и др.

Неверно думать, что семья должна заниматься и занимается только

воспитанием. Конечно, обучение ребенка - прерогатива учебного заведения. Тем не менее, в этой связи важно понять, что воспитание невозможно без обучения. Человек с рождения и до конца своей жизни учится. Он учится у окружающего мира, у своих родителей, в школе, в вузе, на работе. Учиться - это не только получать теоретические знания, овладевать наукой. Обучение - это и процесс взросления, выяснения и определения ребенком своего отношения к миру, нахождение им своего места в обществе. Такое обучение неотделимо от воспитания и осуществляется везде, но прежде всего, конечно, в семье.

Известно, что семья - это ячейка общества, в которой в миниатюре воспроизводится вся система общественных отношений. Семья - эго отношение между мужем и женой, родителями и детьми. Это определение семьи, принадлежащее Аристотелю, почти дословно воспроизводили многие ученые, в том числе эго сделали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии». Конечно, эта дефиниция не охватывает все существующие разновидности семьи (согласно подсчетам А. Тоффлера, их 86 видов). Однако это определение нацеливает нас рассматривать такой, пока еще самый распространенный семейный союз, в котором имеет место тесное взаимоотношение и взаимодействие близких людей, родственников, проживающих совместно и ведущих общее домашнее хозяйство. Этим союзом считается так называемая нуклеарная семья, которая образуется отношениями супругов и детей. Правда нуклеарная семья все более вытесняется семейными союзами бездетных супругов или неполных семей, в которых один из родителей воспитывает детей. Статистика показывает, что сейчас практически каждый третий ребенок рождается вне брака или в незарегистрированном браке. К сожалению, это становится уже социальной нормой. Кстати, именно семьи, в которых есть дети, сохраняют свои важнейшие социальные функции, как-то: деторождение, воспитание и обучение детей, т.е. вообще их социализацию - подготовку к будущей взрослой жизни. В этой связи важно подчеркнуть, что подлинная миссия семьи - это дети. Очень хорошо об этом сказал Гегель в своей «Философии права»: семья завершается воспитанием детей. Только реализовав эту функцию, человек может сказать, что он оставил свой след в жизни, что вместе с его ребенком будет продолжаться и жизнь его рода. Это верно как с биологической, так и с социальной стороны, чтобы мы по этому поводу не говорили и не думали. Действительно, половые клетки несут в себе в концентрированной форме информацию о своих производителях, а в момент соединения половых клеток они приобретают значение всего организма. Но вместе с этим имеет место и надындивидуальное развитие человека: личность родителя продолжает себя в другом человеке - его ребенке за пределами непосредственного акта взаимодействия. Именно это, скорее всего, имел в виду Ф. Ницше, когда говорил, что родители продолжают жить в своих детях. Для ребенка мать и отец имеют важнейшее значение не только в детстве, но и тогда, когда они становятся уже взрослыми. Образ отца и матери у взрослых детей, в каком бы возрасте они не были, остается с ними даже после смерти родителей. Сначала, в течение первых трех лет жизни детей, родители влияют на их подсознание, а поэтому и проявляют себя в них чувственным образом. Все чувственные образы ребенка этого периода стираются из его памяти, а поэтому он мало что может сказать о тех своих чувствах по отношению к родителям. А потом от матери и отца, их форм взаимодействий друг с другом и с детьми зависят уже осознанные образы родителей, которые станут, скорее всего, копироваться в жизни и собственных семейных отношениях их взрослых детей.

Таким образом, рождение и воспитание ребенка имеет непреходящее значение как для самого человека, дающего жизнь, так и для того, кому дается эта жизнь.

Однако рождение ребенка налагает огромную ответственность на родителей. Об этом очень хорошо написал И. Кант в своей «Метафизике нравов»: за действие мужа и жены (родителей), когда они производят на свет самовольно ребенка (сына, дочь) без его согласия, на родителей возлагается обязанность сделать так, насколько в их силах, чтобы их ребенок был доволен своим состоянием. Другими словами, рождение ребенка - это общий долг родителей, семьи. Л это значит, что из этого долга необходимо вытекает и право (точнее - ответственность) родителей растить, поддерживать ребенка до тех пор, пока он не будет в состоянии содержать и кормить себя, но также и формировать, и воспитывать его.

К сожалению, многие люди относят эту ответственность только на поддержание роста ребенка, а все остальное предоставляется на произвол случая. Часто можно слышать: главное - накормить, напоить, одеть, а все остальное как бы само собой сделается. Кстати, такой подход к своим детям весьма характерен для праздных классов прошлого. В мемуарах и беллетристической литературе часто можно встретить воспоминания того или иного их автора о том, как его отец снизошел до разговора с ним один-единственный раз. А некоторые джентльмены бывало не узнавали собственных отпрысков при встречах с ними на прогулках. Конечно, все это можно было бы посчитать курьезом, если бы не существовало широко распространенное убеждение (вера), что всякий, кто может родить ребенка, может его и воспитывать. Между тем реальный опыт, жизненная практика многих семей показывает, что это далеко нс так. Кто-то вообще не задумывается о воспитании своих детей и все предоставляет в этом деле воле случая, полагаясь на свою интуицию (хорошо, конечно, если есть интуиция и она не подводит). Кто-то чаще всего воспроизводит в воспитании собственных детей опыт обращения с ним в детстве своих родителей. Такой человек рассуждает примерно так, что его нещадно наказывали в детстве за всякие проступки, но вот вырос же, стал на ноги, а вот поэтому и он тоже, по примеру своих родителей, должен держать своего ребенка в строгости, сурово его наказывать за малейшее баловство. Или, скажем, рассуждает такой отец или мать: меня в детстве родители не баловали покупками игрушек, новой одеждой, ибо чаще всего носил заштопанную одежду, вот и своего ребенка я тоже не буду баловать - зато вырастет неизбалованным человеком. Такие часто встречающиеся рассуждения людей говорят о них многое: эти родители не задумываются над тем, что всякое воспитание порождено своим временем, конкретной общественной средой окружения, и не все, что было в прошлом опыте подходит для современного обращения с детьми. Все-таки необходимо учитывать временной разрыв в воспитании разных поколений: родителей, когда они были детьми, и сегодняшних детей. Естественно, все это порождает массу проблем: недопонимание, обиды, конфликты между родителями и детьми.

Избавиться от большинства этих проблем могло бы помочь знание общих принципов (закономерностей) семейного воспитания - апробированных педагогических технологий их ведения, если бы родители их знали. Однако многие наши родители сегодня этого просто не знают, ибо они зачастую либо чрезмерно заняты собой или своей карьерой, либо ленивы и нс любопытны и полагают, что все образуется само собой. Однако, как показывает практика ничего само собой, без определенных усилий, действий не бывает.

Появление ребенка - это непросто величайшее событие в жизни супругов и их близких, но это еще и колоссальная нагрузка для всей семьи, коренным образом меняющая (усложняющая) имеющиеся отношения. Ведь нельзя не видеть, что у каждого из супругов, ставших родителями, есть свои интересы, привязанности, карьера, и все это приходится в одночасье перестраивать. Появление ребенка в семье может стать основной причиной снижения уровня материальной обеспеченности семьи. Подсчитано, что уже появление первенца в семье снижает ее жизненный уровень примерно на 30%. В этой связи вопрос о том, сколько иметь детей и с каким возрастным интервалом (если их несколько) уже не кажется незначимым. Люди старшего поколения обычно говорят, что вот раньше традиционными были большие семьи, где было по четыре-шесть детей и даже больше, и не было никаких проблем. Однако это не так.

Многодетные семьи, их воспитательный потенциал имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, здесь нет почвы для формирования эгоизма, успешнее формируются такие важные качества человека, как ответственность, толерантность, чуткость, самостоятельность. Дети в таких семьях могут соотносить свои потребности с реальными возможностями, они растут трудолюбивыми и умеют многое делать сами. С другой стороны, ребенку в таких семьях остро не достает персонального тепла и внимания родителей. Он предельно ограничивается в своих желаниях и стремлениях. Отсюда у него часто возникает тревожность, формируется чувство ущербности, что нередко способствует развитию агрессивности. Недаром говорят, что агрессия - это зажатые комплексы человека, загнанные внутрь себя. Кстати, дети из этих семей в 3,5 раза чаще становятся на социально-опасный путь поведения и, встав уже взрослыми, нередко высказывают свои обиды на родителей.

Воспитание же одного-единственного ребенка, как это распространено сейчас, гораздо более трудная задача, чем воспитание нескольких детей. Единственный ребенок обычно становится центром семьи, все крутятся вокруг него, балуют, выполняют любые его прихоти. Любовь к нему отличается нервозностью, и это понятно, так как страх за него ни на минуту не покидает родителей. Волей-неволей воспитывается эгоист, предельно занятое только собой существо, поскольку чрезмерно гипертрофируется его «Я», а следовательно, и его неуемные требования к окружающим людям. Будучи единственным ребенком в семье, он не имеет рядом никого, близкого ему по возрасту, с кем можно было бы играть или мериться силами, а потому он, естественно, идентифицирует себя только с родителями, стремясь делать то же, что и они. Из-за того, что родители считают своего ребенка чудом света, они целиком поощряют его поведение, которое явно не соответствует возрасту, и никогда и ни в чем не возражают ему, ибо боятся потерять его любовь. Часто такой ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье: он капризен, нетерпелив, несдержан. В этом случае в семье практически устанавливается педократия - неограниченная власть такого вот испорченного воспитанием родителей ребенка над взрослыми. И, если по каким- либо причинам его исключительное положение исчезает и ему начинают уделять значительно меньше внимания (это обычно бывает при рождении другого ребенка, например), это ведет к невротическим синдромам и сопутствующим им следствиям поведения.

Лучший вариант, когда в семье двое-трое детей, но с минимальной разницей в возрасте, примерно в два-три года, тогда родительская забота распределяется равномерно между всеми. Ребенок в такой семье с малых лет привыкает к коллективу, приобретает опыт взаимной любви и дружбы. Кстати, и потом, уже во взрослом состоянии, эта привязанность братьев и сестер сохраняется.

В семейном воспитании нет незначимых вопросов. Гельвеций в своей книге «О человеке» правильно сказал, что в семье, в доме воспитывает все: все окружающие предметы, даже, скажем, например, цвет обоев в комнате, где занимаются дети. Вместе с тем, когда воспитывается несколько детей, это воспитание, как правило, единообразное, наиболее одинаковое именно в силу постоянства стиля семейной жизни, домашнего поведения. Конечно, если при этом родители не нарушают сами это однообразие и не выделяют специально кого-либо из детей, как это случилось, например, в семье, где рос маленький 3. Фрейд . Но и все равно, говорит опять же Гельвеций, никогда не нужно надеяться, что можно дать в точности одно и то же воспитание двум детям. Да, наверное, это и не нужно, ведь каждому человеку должно быть свойственно что-то свое, индивидуальное.

В обращении с детьми каждый родитель должен быть осведомлен об этапах роста (развития) ребенка и связанных с ними особенностях его воспитания. Особенно это касается этапов становления и развития его духовности. Уже говорилось о возрастных этапах развития духовности по Р. Штайнеру (возраст подражания, возраст авторитета, возраст формирования абстрактного мышления) и этапах формирования способностей к осмыслению действительности по Ж. Пиаже. Необходимо дополнить знание возрастных этапов духовного роста, развития детей и связанных с ними особенностей воспитания, знанием и пониманием критериев психического развития людей, точнее говоря, схемой формирования основных ориентиров человека по отношению к себе и своему окружению. Такая схема была разработана Э. Эриксоном на основе выделения психологических оппозиций в поэтапном преодолении людьми разных возрастов кризисных состояний их идентичности. Об этом и кризисных возрастных этапах развития людей несколько выше мы уже говорили. Необходимо также знать и о том, что в жизни каждого человека существуют так называемые кризисные возрасты.

Первый кризисный возраст (об этом мы уже говорили) - от трех до пяти-шести лет - связан со становлением пола.

Второй кризисный возраст является самым проблемным, поскольку связывается с пубертатным периодом (от 12 до 17 лет) развития человека, т.е. интенсивными гормональными и физиологическими изменениями в его организме. Об этом кризисе тоже в общих чертах уже говорилось. Здесь же хотелось обратить внимание на особенности взаимоотношений подростков с родителями в пубертатном периоде. Резкие физиологические изменения наряду, естественно, с социальными видоизменениями провоцируют бурную психическую динамику, когда подростки часто не могут справиться с собой. В этот период сразу же заметными становятся изменения в подростке: тихий, спокойный, послушный ребенок в одночасье становится непослушным, своевольным, подчас чрезмерно грубым и невыдержанным человеком. Он вдруг начинает прогуливать уроки в школе, даже убегает из дома, чрезмерно увлекается каким-то своим кумиром, становится его фанатом. Все это можно было бы считать нормой, но ведь кто из родителей будет мириться с таким поведением своего отпрыска. Пубертатный возраст - период поведенческой, эмоциональной, нормативной эмансипации подростка от родителей. Это значит, рост его самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. Добиваясь расширения своих прав (что значит, таких прав у них либо вообще не было, либо было очень мало), подростки предъявляют к своим родителям завышенные требования. При этом родительские увещевания в юности уже не воспринимаются так абсолютно и безоговорочно, как в детстве. Чем старше ребенок, тем реальнее, что свои идеалы он черпает не из семьи, а из более широкого круга окружения. Зато все недостатки и противоречия в поведении близких людей воспринимаются особенно остро и болезненно, когда они касаются расхождения слова и дела, а это, как понятно, не только подрывает авторитет родителей, но и служит практическим уроком приспособления и лицемерия. К старшим классам поведенческая антиномия подростка в семьях уже настолько велика, что его естественное стремление к автономии, независимому поведению вызывает острые конфликты. Именно поэтому в этот кризисный пубертатный период взросления своего чада родителям следует перестать давить на подростка и умерить свой воспитательный пыл. Это значит, что надо научиться быть ненавязчивым.

Еще один кризисный период (третий) случается в жизни почти каждого человека в связи с достижением им среднего возраста. Это временной период около 40-43 лет. О нем обычно мало говорят, но это такое время, когда у человека происходит своеобразная переоценка ценностей. Все, что было задумано и хотелось иметь (должность, семья, дети, квартира, загородный дом, автомобиль) уже есть. А потом возникает обычный вопрос о том, а что же дальше, каков дальнейший смысл жизни. Именно в этот период люди, особенно мужчины, нередко уходят из семьи, находят новую работу и вообще как-то меняют свои жизненные установки. К счастью, правда, фанатизм в этот сложный период практически не встречается.

Знание особенностей умонастроений и поведения человека на различных возрастных этапах его развития способствует корректному выстраиванию педагогической стратегии во взаимоотношениях в семье, предвидению и устранению многих конфликтов в ней.

По общему признанию философов и педагогов лучшей средой воспитания человечества является, как это было сказано еще Песталоцци, атмосфера семейной любви. Именно эта атмосфера любви согласуется с природой. Ведь природа дала родительское чувство любви к своим детям. Это очень сильное чувство, которое сопровождает всю жизнь родителей. Крайне редким исключением является отсутствие такого чувства любви к своим детям, что может рассматриваться как что-то из ряда вон выходящее, что-то из области психических аномалий. Э. Фромм в своей книге «Искусство любить» отмечает, что мать любит ребенка за то, что он есть, и что такую любовь не нужно заслуживать, а тем более ее нельзя контролировать. Правда, отцовскую любовь, он называет, обусловленной любовью. И это понятно, любовь отца - это тоже любовь к своей дочери, сыну, но она, скорее, рациональная, чем чувственная любовь и обычно сопровождается целым рядом условий.

Естественно, надо пользоваться и не противодействовать этим чувствам, данным природой, ибо под действием любви становятся и возвышенными отношения ребенка к людям и всему миру. Но, если нет любви, вырастает совершенно бесчувственный, душевно черствый человек. Изучая биографии известных злодеев (разного рода маньяков, палачей, насильников), можно заметить типичные признаки людей, воспитывавшихся без любви. Судьбы этих людей сходны в одном: с ними в детстве плохо обращались. В результате этого в них сформировались жестокость, зависть, ненависть, злобность. Они не могут выносить, когда кто-то рядом счастлив. Кстати, психологи отмечают, что ребенок, растущий в семье, где имеют место гармонические отношения, где родители его любят, как правило, не попадает в плохую компанию. Ведь он психологически здоров и притягивает к себе таких же психологически адекватных ровесников. Если же ребенок тянется к дурной компании, то это значит, что семья не совсем благополучна. Так, например, частые ссоры между супругами способствуют тому, что ребенок привыкает к подобному общению людей, и он будет тянуться к похожим контактам и вне дома, ибо не умеет общаться иначе. Соответственно, он тянется к группе ровесников, где имеет место агрессия, насилие, если в семье он с этим сталкивается постоянно.

Конечно, любовь в семье к детям должна быть разумной, размеренной, а не слепой. Эта любовь должна сочетаться с требовательностью, дисциплиной и обязательным контролем по отношению к ним. Естественно, любовь родителей - матери, отца - не должна целиком замыкаться на детях в ущерб собственному развитию. Главное дело родителей - воспитание, но это абсолютно не значит, что родители должны из-за заботы о детях полностью махнуть рукой на себя, например, бросить институт, художественную самодеятельность, спорт и прочее. Ведь, если они целиком сосредоточат свои чувства только на детях и оставят заботу о себе, они потом могут пожать очень жалкие плоды своей неразумной любви. Во-первых, прекратив развиваться, мать и отец неизбежно отстанут от растущих детей. Во-вторых, посвятив всю свою жизнь только детям, родители рискуют превратить это в дело всей своей жизни. Так, скажем, женщина уже в 37-39 лет может стать бабушкой и остаться ею еще лет 30. Уйма времени уйдет на опеку дочерей, невесток, внуков. Единственно правильное решение в данном случае - с самого начала не замыкаться на детях. Если супруги ставят превыше всего свою родительскую роль, у их детей может возникнуть неоправданное самомнение, они слишком рано начинают принимать себя всерьез, а свои суждения и оценки считают абсолютно непререкаемыми. Следовательно, любовь к детям не должна ставить супругов в подчиненное, зависимое положение от детей.

  • Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 199.
  • Зигмунд Фрейд рос в семье небогатого торговца шерстью, где было восемь детей. Матьвсегда выделяла Зигмунда из всех своих детей, считая его самым умным из них. Все дети,когда они учились, готовили домашние задания при свечах, и только Зигмунду разрешалосьготовить уроки, используя керосиновую лампу.

Семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

  • 1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
  • 2. семья молодоженов;
  • 3. семья с маленькими детьми;
  • 4. семья с подростками;
  • 5. выход повзрослевших детей из семьи;
  • 6. семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

  • 1. совсем молодые браки -- от 0 до 4 лет совместной жизни;
  • 2. молодые браки -- от 5 до 9 лет;
  • 3. средние браки -- от 10 до 19 лет;
  • 4. пожилые браки -- более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

  • 1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
  • 2. Брак -- принятие супружеских социальных ролей.
  • 3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
  • 4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода -- возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
  • 5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

6. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Стремление мужчины и женщины создать пару заложено в генах. При этом никто не хочет иметь «болезненные» либо нестабильные отношения. Поэтому стремление каждого из нас получить и создать не просто пару, а пару, в которой царит гармония и понимание, вполне объяснимо.
Начиная любые отношения с партнером, оба человека, составляющие пару, испытывают огромный спектр чувств, переживая при этом целую радугу эмоций. При этом, проведя научные исследования, учеными были выведены основные стадии или этапы отношений, которые зарождаются и развиваются между влюбленными.
Общая численность стадий создания союза мужчины и женщины равняется пяти. Именно столько этапов необходимо отношениям в паре, чтобы «созреть». Нужно чтобы мужчина и женщина в унисон преодолевали эти этапы. Если одна из стадий будет пропущена – пару неминуемо ждут межличностные проблемы и придется вновь возвращаться назад.
Первая и, пожалуй, наиболее важная стадия в развитии отношений имеет название «взаимное влечение». Базовой эта стадия считается по тем причинам, что без основы, чем является начальное влечение, ничего не построить.
Что привлекает мужчину в женщине? Внешность. А что привлекает женщину в мужчине? Развитый интеллект. Хочется также огорчить барышень, которым постоянно внушали, что «мужикам нужно только одно». Да, это так. Просто данный тезис не отражает истинный смысл происходящего. Испытывая влечение к одной женщине, мужчина просто не перестает испытывать аналогичное физическое влечение к другим привлекательным особям женского пола. Именно осознание красоты женского тела и его физиологии дает мужчине энергию для построения действительно серьезных отношений.
При этом женщины не так высоко ценят внешность своего партнера. Наибольший интерес у нее вызывает интеллект, ум, волевые качества партнера. Поскольку женщина очень эмоциональна, испытывая дефицит информации об объекте своего пристального внимания, она идет самым легким путем – просто придумывает партнеру качества, которые желала бы в нем видеть. По факту, женщина просто подключает к работе свое воображение. При этом при минимальном общении с партнером она будет настаивать, что встретила именно того «единственного». Вот вам и результат пропуска стадий в отношении пары. А впоследствии, когда пройдет достаточно времени, у женщины наступает разочарование и чувство, что ее обманули.
Стоит отметить, что нужно торопиться в отношениях. Это не место догадкам и фантазиям. Если вы настроены на создание крепкого, гармоничного союза – не торопите события, а просто наслаждайтесь ими.