Республиканский центр дошкольное детство игровая деятельность. Дошкольное образование в Республике Казахстан: позитивные изменения. Образовательная область «Творчество»

На нашем сайте мы уже дважды затрагивали тему дошкольного образования в Республике Казахстан. Речь шла там об опыте введения предшкольного образования в масштабах страны, который - с опорой на оценки казахстанских аналитиков - рассматривался как возможная и при этом весьма негативная перспектива для России.


Разумеется, эти публикации не претендовали на полное освещение ситуации с дошкольным образованием в Казахстане. Уточнить картину ситуации в более позитивном ракурсе призваны нижеследующие материалы. На мой взгляд, они позволяют лучше понять тот общий контекст, в котором наши казахстанские коллеги пытаются решать проблему преемственности дошкольного и начального образования. А главное – сделать выводы относительного того, как сохранить будущее за российским дошкольным образованием.

Маслоу и сосредоточены на личности и уникальности развития каждого ребенка. Характер прав ребенка и его права на самоопределение, сформулированные таким образом. Образование и воспитание детей из дошкольного возраста должно осуществляться в отношении прав ребенка и знать, что эти права существуют, являются поддержкой для ребенка и могут быть источником и источником для работы учителя. Учителя могут применять свои идеи в естественных ситуациях и учитывать интеллектуальные способности детей, тем самым повышая качество текущей социализации.

Международная конференция «Предшколе - 5 лет: проблемы и перспективы»
завершилась в Костанае

(Казахстанская правда. 23.09.2004)

В Костанае завершилась длившаяся почти неделю (13.09-17.09.05)
международная конференция «Предшколе - 5 лет: проблемы и перспективы».
Речь шла главным образом о пятилетнем, начиная с 1999 года, этапе
развития предшкольной подготовки детей в Казахстане, который в итоговом
документе форума был признан первым успехом «в предоставлении всем
гражданам одинаковых стартовых возможностей в получении образования».

Вот некоторые из прав ребенка, отобранных в отношении дошкольников. Каждый ребенок имеет право пользоваться всеми правами без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, социального происхождения или положения ребенка или его семьи. Жизнеспособность и развитие ребенка должны быть обеспечены в максимально возможной степени. Каждый ребенок имеет право на имя, гражданство и, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей и их право на заботу. Ребенок имеет право свободно мыслить и выражать себя, иметь доступ к информации и делиться своей религией со своей семьей. Каждый ребенок имеет право на защиту своей личной жизни, а также имеет право на защиту от насилия, унижения и жестокого обращения. Дети с физическими и умственными недостатками имеют право на полноценную жизнь. Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для их развития, право на охрану здоровья и использование медицинского обслуживания. Каждый ребенок имеет право использовать язык своих родителей и культурные привычки своей семьи или этнической группы. Ребенок имеет право общаться со своими друзьями. Каждый ребенок имеет право на образование. Он может искать, получать и расширять идеи любого рода, как устно, так и через прессу, искусство и другие средства, в зависимости от выбора и потребностей ребенка. Образование помогает ему развивать свои способности, суждение и чувство ответственности. Начальная школа должна быть обязательной и бесплатной. Ребенок имеет право на досуг, отдых, участие в игре. Эти мероприятия выполняют ту же задачу, что и образование. Общество и правительственные организации должны стремиться к тому, чтобы ребенок пользовался этими правами. Ребенок имеет естественное право на жизнь. . Другие принципы, касающиеся воспитания детей, включают следующее.

Тем, кто не очень доверяет ангажированным отечественным толкователям,
была предоставлена возможность выслушать директора департамента программ
раннего детства штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже госпожу Су-Хьянг Чой.
Миниатюрная улыбчивая мадам Чой обрушила на слушателей массу цифр и
графиков, на примере США доказывающих, что дети с дошкольной
подготовкой, как правило, не только лучше учатся в первом классе, чем их
заигравшиеся дома сверстники, но и в дальнейшем получают более
основательное образование, лучшую работу, реже совершают преступления.
По большому счету, грамотно организованная предшкола окупается в
масштабах и отдельной личности, и страны.

Знакомство ребенка с миром ценностей

Развивать талант и способности ребенка и готовиться к ответственной жизни; укреплять уважение прав человека, нашу собственную культуру и язык и окружающую среду. Отношение ребенка к ценностям формируется в контексте социальных отношений со значительными людьми, особенно отношениями, которые имеют эмоциональный фон. Мать и отец - самые важные для ребенка - приносят ребенка в область, которая им важна: в мире ценностей. Отношения между родителями и ребенком определяют способ общения, относящийся к ребенку, называя поведение ребенка, уделяя внимание, выдавая инструкции, упрека и вознаграждения.

Президент Нурсултан Назарбаев сформулировал идею создания в республике
конкурентоспособной нации. Независимая наука, как и опыт предков,
подсказывает, что начинать учить надо, пока дитя «поперек лавки»
умещается. Только до полутора лет, по данным той же г-жи Чой, все малыши
примерно одинаковы по уровню развития, а дальше начинается заметное
«расслоение» в зависимости от условий воспитания и обучения. В
Казахстане только 21 процент детей посещают детские сады, в то же время
в странах с высокими доходами - около 90 процентов, со средними - 40
процентов, с низкими - 24.

Из плоскости этих отношений, которые в семье являются иерархическими и полными чувств, можно передавать и ассимилировать ценности на основе механизмов идентификации, имитации и моделирования. Родители, воспитывающие ребенка, находятся в постоянном диалоге с ним. Они передают критические замечания, положительные оценки, остаются с ребенком в пространстве постоянного разговора. Формирование оценок основано на вашей собственной системе ценностей, и выражение вашей собственной позиции - это процесс оценки.

Согласно определению Ядвиги Пузыниной, он заключается в «определении того, какие положительные и отрицательные значения, по оценке человека, данные атрибуты, поведение, состояния вещей, косвенно объекты». Поэтому утверждение каждой матери: «Это плохо, хорошо, приятно, мне это не нравится, мне это нравится», возникают из ее предпочтений, из ее собственной системы ценностей, которую она передает ребенку на пути общения. Ценные сообщения, вытекающие из образовательных намерений, принимаются ребенком как очевидные, безусловные, потому что они важны во власти.

На конференции первый вице-министр образования и науки РК Геннадий
Гамарник озвучил основные параметры одобренного Правительством проекта
программы развития системы образования в стране до 2010 года.
Предполагается, в частности, восстановить закрытые детсады и ввести
новые на 43 тысячи мест, построить 800 дошкольных мини-центров на 20
тыс. мест и довести охват детей до 55,4 процента. При этом начиная с 2010
года республика должна перейти на обязательное дошкольное образование
детей, с трехлетнего возраста.

Игре в шахматы

Детство характеризуется естественным подчинением, а это означает, что ценностные суждения, на которые говорят взрослые, принимаются ребенком как абсолютные права. Информация матери, которая является «вы хороши», означает также ребенка: «Я в порядке». Информация о непослушании понимается как «Я плохой». Моральное развитие в детстве, называемое фазой морального реализма, характеризуется отсутствием понимания намерений и принятием моральных принципов конкретным образом, поскольку конкретность является чертой мышления маленького ребенка.


Помимо детсадов, предшкольной подготовкой 5-7-летних малышей
занимаются специальные классы в школах и мини-центры на базе школ. С их
учетом 66 процента детей Казахстана пришли нынче в первый класс уже
«учеными» (в 1999-м - 38,1 процента).

В Костанайской области эта цифра чуть выше средней - 69 процентов. Более
заметно качественное отличие. Достаточно сказать, что постановку
предшколы в костанайских детсадах признала лучше, чем в России, Татьяна
Доронова, автор программы «Детский сад - дом радости» Министерства
образования РФ. (Т.Н.Доронова – один из авторов программы «Радуга», а авторы программы «Детский сад – дом радости» - Н.М.Крылова и В.Т.Иванова - Прим. мое –

Владимир Кудрявцев

) А в России детсадов уцелело куда больше нашего.

Маленький человек знает мир только, когда видит, слышит, прикасается к нему. Таким образом, оценка принимает автоматически, без отражения, и часто, как ордер. У маленького ребенка даже ложь взрослого не вызывает возражений, потому что не ставит под сомнение то, что говорит взрослый, и доверие, которое он дает матери и отцу, важно для формирования основ личности.

Любая информация о ценности из уст взрослого человека имеет серьезное значение для ребенка. Они необходимы для упорядочения мира ребенка и поддержания чувства безопасности. При воспитании ребенка важно учитывать этот аспект процесса оценки. Когда появляется запрет после отрицательной оценки, ребенок входит в мир моральных принципов, начинается более высокая ступень развития. Оценочная информация не ограничивается отрицательными суждениями.

Не пожалели о времени, потраченном на ознакомление с нашим опытом, и
представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. Как-никак
дошкольные организации Костаная и Лисаковска (а гостей повозили по
городам и селам) последние два года признавались лучшими в стране, двое
дошкольных педагогов защитили кандидатские диссертации. Бюджет предшколы
в области более чем удвоился за последние пять лет, за 2005-2007 годы
намечено восстановить 19 детсадов и построить 11 новых, сегодня мест
хватает на 23 процента детей.

Признание значимого человека значительно влияет на формирование чувства собственного достоинства. Таким образом, оценка изучается ребенку в процессе социализации, и значительную роль в этом обучении играют значимые взрослые. Мать, отец, учитель в детском саду связывают ценности, которые важны для них и которые раскрываются в их отношении к миру, деятельности, создании отношений, выраженных суждений и, следовательно, в различных проявлениях повседневной жизни. Посредством идентификации с ближайшим человеком, важный ребенок берет на себя основные функциональные шаблоны.

На конференции отчетливо прозвучала тема доступности предшколы: без
этого разговор о равенстве стартовых возможностей малышей теряет всякий
смысл. И без того, как показала на графиках неутомимая Су-Хьянг Чой,
дети вырастают тем образованнее и успешнее, чем грамотнее и богаче их
родители - они же во многом «задают формат» будущей личности. А при
нашей-то разнице в доходах… Но, как подчеркнули в интервью «Казправде»
Геннадий Гамарник и директор департамента среднего образования МОиН РК
Светлана Испусинова, проект правительственной программы не делает
расчета на ожидаемое выравнивание доходов населения, а основывается
прежде всего на государственных вложениях. Кстати, г-жа Чой выступила
явной сторонницей преобладания роли государства в дошкольном
образовании, которое отчетливо выражено во многих отнюдь не бедных
странах, а частное - вроде десерта к основному блюду.

Он подражает оценке поведения в игре, а затем выборочно применяет решения, взятые у кого-то, кто является моделью. Ценность и воспитание происходят одновременно. Однако введение мира ценностей происходит не через морализаторство и чтение лекций, ни путем написания высокого предмета урока, а посредством специфического поведения, в котором взрослый принимает решающее значение, оценивая, формируя эстетические и моральные чувства. Благодаря своему поведению он является моделью, моделью, авторитетом для ребенка и в то же время способствует созданию его личности.

Таким образом, участники конференции констатировали, что казахстанская
предшкола встала на верный путь и имеет неплохие перспективы.

Предшкола

(Интернет издание gazeta.kz)

В Костанае прошла международная конференция "Предшколе - пять лет.
Проблемы и перспективы", на которой присутствовал директор штаб-квартиры
ЮНЕСКО в Париже госпожа Су Чой.

Детство - это период, в котором формируются существенные элементы личности. Выготского и Эрика Эриксона, человек в конфронтации с миром испытывает много кризисов, которые проявляются в состоянии напряжения, вызванного несоответствием требований окружающей среды и их собственных способностей. В результате сокращения этой напряженности мы приобретаем новые навыки, которые позволяют нам адаптироваться к окружающей среде. Около 2-3 лет ребенок учится самообслуживанию, а также испытывает много неудач.

Существует чувство стыда, но и автономии. Переход, с помощью взрослого, через этот этап формирует чувство индивидуальности и самоконтроля. Важен период в жизни для формирования основ личности и первых рефлексов совести, важных для процесса оценки и морального развития. Примерно через год, когда детская инициатива развивается интенсивно, ребенок часто попадает в конфликты и начинает испытывать чувство вины - также очень важно для способности оценивать свое поведение, формировать проявления возмещения и позднее размышлять о себе.

Эта организация знаменита тем, что вносит большой вклад в консолидацию
усилий всех заинтересованных сторон по обеспечению достойного начала
жизни детей.

Костанай же прославился в Казахстане тем, что именно в этом городе
начала активно развиваться предшкола. В результате город со своими
авторскими наработками по подготовке детей к школе стал
экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РК.

В этом контексте формируются начала совести, которые у ребенка могут быть примитивными, жестокими, бескомпромиссными. Если взрослые участвуют в этом этапе со своей жестокостью или преувеличенной серьезностью, они могут отвлечь внимание от потенциального добра и направить ребенка к морали, идентифицированной с силой и ограничением. Самоуважение, чувство собственного достоинства, формирование отношения к миру - все это происходит в контексте социальных взаимодействий. Невозможно включить личность исключительно на основе психологии или социологии.

База: вот она есть, и ее опять нет

Что мы знаем про предшколу? В своем выступлении на конференции
Г.Гамарник, первый вице-министр образования и науки РК отметил, что в
обществе прижились три модели предшкольной подготовки: группы подготовки
неполного дня на базе дошкольных организаций, которых в настоящее время
насчитывается около 300, раз. Классы предшкольной подготовки на базе
общеобразовательных школ, которых за пять лет было открыто около 9
тысяч, два. И, наконец, три - 2 тысячи старших и подготовительных групп
детских садов с полным днем пребывания детей. Однако в свете ориентации
страны на большой охват детей предшкольной подготовкой, этого мало.

Эти поля опускают самый важный факт, что человек находится в некоторой ориентации на добро, имеет нравственную ориентацию. Эта ориентация определяет его личность, делая его предметом, а не объектом. Согласно мнению современного философа Чарльза Тейлора, человеческая личность создает свою идентичность в диалоге, в социальном пространстве непрерывного разговора. Человек неизбежно существует в пространстве этических вопросов, он не может не судить себя по отношению к определенным стандартам. Убежать от всех стандартов не означало бы освобождение, а попадание в полную дезориентацию.

Нужно расширять сеть детских садов, поэтому Министерство образования и
науки РК направило свои предложения в Министерство экономики и
бюджетного планирования РК по поводу освобождения от налогооблагаемой
базы расходов тех организаций, которые будут строить и реконструировать
детские сады. Задача эта не из простых: согласно принятой Госпрограмме
развития образования до 2010 года планируется построить 161 дошкольную
организацию на 23 тысячи мест. На базе уже действующих детских садов
будут созданы 800 бесплатных мини-центров для детей дошкольного
возраста, сектор предшколы будет расширен до 340 тысяч мест.

Анкета выявления одаренности

В философии Тейлора особое место занимает артикуляция. В наше время есть тенденции, которые придают особое значение тому, что сформулировано. Как артикуляция влияет на существование добра? Во-первых, хорошее искусство становится доступным людям. Входит в человеческий мир и становится возможным хорошим, доступным по выбору. В этом смысле добро существует для нас. Лучшим примером является Библия, в которой сформулирована христианская религия. Бог присутствует в некотором роде из-за Книги, которая говорит о Нем.

Загрузим родителей по полной программе

Какие еще тут возможны выходы? Министерство образования и науки
предлагает активно изучать на местах возможности неформального сектора:
институт гувернерства, группы присмотра и ухода на дому у дошкольного
педагога, различные игровые площадки, центры, просветительские
программы. Мировой опыт доказывает, что наиболее перспективный путь
привлечения детей к знаниями лежит через родителей.

Тейлор сужает поле артикуляции только одной формой выражения - языком. Принимая такое ограничение, давайте рассмотрим сообщение между взрослыми и детьми, которое относится к оценке. Оценочные сообщения имеют конкретные образовательные последствия, которые показывают свою эффективность, если они сформулированы четко, без каких-либо сомнений. Комментарий преподавателя «как долго вы собираетесь его бить?» 6-летнему не понят, как запрет на взбивание. Он циничен, оценивает и нет однозначной оценки его избиения или его запрета.

Он вводит хаос в области оценки. Кроме того, в нем содержится предполагаемое намерение ребенка во фразе «вы идете». Это скорее поощряет агрессию, чем останавливает ее. Слово «извините», необходимое для формирования культурных привычек, иногда связано с заклинанием «абра-кадабра», потому что ученикам детских садов было предложено: «Скажи волшебное слово». В то же время использование слова «извините» в контексте магии избавляет ребенка от ответственности. Мне уже не жалко, но она делает это для меня «волшебным словом».

Стране нужны программы обучения родителей. И такой опыт в Казахстане уже
есть. Совместно с ЮНИСЕФ и Образовательным центром "Step by step"
реализуются подобные проекты, создаются родительские ассоциации. Что в
этом направлении может сделать государство?

Министерство образования считает, что наука и методические службы должны
разработать серьезные рекомендации по работе с родителями, дети которых
не посещают дошкольные организации. Папам и мамам будет предложена
помощь в воспитании и образовании их детей. Но чтобы этот план
заработал, нужна республиканская программа курсов повышения квалификации
родителей.

Квалификации сотрудников предшколы тоже оставляет желать лучшего. Высшую
категорию имеют лишь 12% воспитателей, первую категорию - 28%, вторую -
28%, без категории работает 31 % педагогов.

Больше всего неквалифицированных дошкольных воспитателей-учителей в
областях: Мангыстауской - 62%, Атырауской - 41%, Кызылординской - 41%,
Актюбинской

Для решения этих проблем Главой государства принято решение об открытии
пяти педагогических вузов. Все они уже начали свою работу в
Семипалатинске, Павлодаре, Таразе, Актюбинске и Костанае. К 2005-07
годам страна намерена получить 8,5 тысяч новеньких воспитателей
предшколы и учителей начальных классов.

Дошкольное детство - это серьезно

Учитывая, что в Казахстане дети есть, а институционной поддержки
развития науки и методологии дошкольного воспитания нет, Министерство
образования и науки РК запланировало создать в 2005 году Национальный
научно-практический центр "Дошкольное детство".

В задачи Центра будут входить большие планы, без которых сегодня детей
воспитывать нельзя. Это и инновационные разработки в педагогическом
образовании, и разработка междисциплинарных и межсекторальных стратегий
и подходов к раннему детству, проведение исследований, анализ
деятельности системы дошкольного воспитания, подготовка стандартов
предшколы, начальной школы, психолого-педагогическая экспертиза
учебно-методических пособий, игрушек, игрового оборудования.

В основу исследований ляжет материал, который в течение пяти лет был
накоплен в стране, и в частности, в Костанайской области.

Г.Шек, директор департамента образования Костанайской области гордится
тем, что область одна из первых в республике открыла 34 дошкольных
мини-центра, стала инициатором развития кампусов (центров проживания
школьников).

На республиканских конкурсах дошкольные организации и школы городов
Костаная и Лисаковска признаны лучшими в стране.

Детские сады и школы, областной институт повышения квалификации и
департамент образования области в течение ряда лет сотрудничают с
Министерством образования в области развития инновационных
педагогических технологий дошкольного образования детей.

Как организовать работу дошкольных мини-центров и других низкозатратных
альтернативных форм дошкольного воспитания.

Эти материалы любезно представила нам главный специалист Министерства образования и науки Республики Казахстан Гаухар Саймасаева. Гаухар Айтжановна уже 13 лет ведет в Департаменте дошкольного и среднего образования МОН РК вопросы дошкольного образования. Специально для нашего сайта она подробно рассказала о том, что принципиального наметилось сейчас в этой сфере казахстанского образования.


В дошкольном образовании Казахстана происходит много положительных
изменений. Обеспечена политическая и законодательная поддержка
дошкольного воспитания. Остановлено закрытие детских садов. В целях
реализации поручения Главы государства Н.Назарбаева о восстановлении
системы детских садов и формировании полнокровного дошкольного
образования в 2004 г. впервые открыто 55 дошкольных организаций на 5,2
тыс. мест. По сравнению с 1999 годом охват детей дошкольными
организациями увеличен вдвое, предшкольной подготовкой - втрое. Почти в
три раза увеличено государственное финансирование дошкольного воспитания
Разработаны и внедряются государственные стандарты дошкольного
воспитания и учебники предшколы. Налажена система сбора и анализа
статистических данных дошкольного воспитания. Казахстан участвует в
дошкольных программах ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВБР, АБР, ОЭСР и др. Кстати о
Вашем сайте я узнала от заведующих детских садов. В республике продится
программа информатизации системы образования, все школы и 40% детских
садов обеспечены современными компьютерами, имеют доступ к Интернету.

А предшкола в Казахстане всегда рассматривалась как неотъемлемая часть
системы дошкольного воспитания. Согласно Закону РК «Об образовании»,
система дошкольного воспитания детей в возрасте от 1 года до 7 лет (а
не предшкола для пяти и шестилетних детей) является первым уровнем
системы образования. Обеспечение преемственности всех уровней
образования, в том числе, дошкольного воспитания и начальной школы - это
априори политики государства.

Государственной программой развития образования в Республике Казахстан
на 2005 – 2010 годы предусмотрено создание условий для приобретения
детьми основ культуры личности, изучения государственного языка,
интеллектуального и эмоционального развития детей, сохранения и
укрепления их физического и психического здоровья. Для этого в План
мероприятий включены вопросы по укреплению и формированию
материально-технической базы дошкольных организаций, созданию дошкольных
мини-центров, льготному налогообложению предприятий, участвующих в
строительстве и открытии дошкольных организаций и др.
Для развития сети дошкольных организаций:
1) строительство 164 дошкольных организаций на 23 тысячи мест;
2) создание 800 дошкольных мини-центров на 20 тысяч мест на базе
организаций образования;
3) открытие 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования для
вовлечения детей с ограниченными возможностями в систему дошкольного
образования.


В настоящее время мы разрабатываем План поддержки дошкольного
воспитания и обучения в Республике Казахстан «Идем в детский сад»,
который будет принят в 2006 году постановлением Правительства страны.
Надеемся, что эти меры позволят постепенно, с 2010 года, перейти на
обязательное дошкольное образование детей, начиная с трехлетнего возраста.

О необходимости развития детских садов постоянно говорит Глава нашего
государства Нурсултан Назарбаев.


«Конкурентноспособность нации в первую очередь определяется уровнем
ее образования… Необходимо, во-первых, приступить к восстановлению
системы детских садов и формированию полнокровного дошкольного
образования» (из Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева
народу Казахстана «К конкурентноспобному
Казахстану, конкурентноспособной
экономике, конкурентноспособной нации»
/19 марта 2004 г./).


«Высок уровень дефицита мест в детских садах республики. Надо строить
больше муниципальных детсадов и привлекать бизнесменов к этой работе» (из выступления Президента РК Нурсултана Назарбаева 5 мая 2004 г.
в г. Астане на встрече с главами
министерств, иностранными инвесторами и руководителями крупных
строительных компаний).


«Предстоит практически заново воссоздать систему дошкольного воспитания.
Сегодня только 19% детей посещают ясли и сады. Считаю, что мы должны
сделать дошкольное образование максимально доступным и особенно для
детей из малообеспеченных семей. Поэтому я поручил Правительству и всем
акимам приступить к восстановлению всех детских садов» (из выступления
Президента РК Нурсултана Назарбаева 12 октября 2004 г. на III съезде
работников образования и науки).


Прежде всего хотелось бы поблагодарить Гаухар Айтжановну за содержательный комментарий. Какие же выводы напрашиваются из него?


Главное, что обращает на себя внимание: дальнейшее развитие «предшколы» в Казахстане предполагается осуществлять в контексте, в рамках и средствами усиления
дошкольной ступени в целом.
Именно дошкольное образование, а не его «предшкольный» фрагмент, рассматривается в Казахстане как исходная ступень образовательной системы. Это является важным гарантом сохранения целостности дошкольного звена в отличие от маячащей перед нами перспективы его расщепления надвое - на до-
и предшкольную ступень при полной неопределенности статуса той и другой. С этих позиций наши казахстанские коллеги и стремятся укрепить приоритет преемственности дошкольного и начального
образования, в чем мы с ними полностью солидарны. На это и следовало бы ориентироваться Минобрнауки РФ, самым тщательным образом изучив казахстанский опыт создания организационно-правовой базы реформы дошкольного образования и первые шаги государства, предпринимаемые в этом направлении.


В Казахстане не побоялись признать, что в предшествующие годы система дошкольного образования была разрушена и поставить задачу ее восстановления «практически заново». Причем – на самом высшем государственном уровне. И это хороший пример не только для Минобрнауки РФ. Соответствующий круг вопросов является предметом особого внимания Президента Н.А.Назарбаева. К сожалению, у нас все обстоит несколько иначе. Достаточно вспомнить о том, как на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. был принят за основу «скопом» весь пакет документов по развитию отечественного образования, вскоре вызвавший огонь справедливой критики.


Всячески поддерживая своих казахстанских коллег, я по-прежнему остаюсь противником идеи введения «предшкольного образования» - во всяком случае, в российском варианте. Как я уже неоднократно писал, реализация этой идеи предполагает, как минимум, радикальную реформу школы, всей системы образования, которая пока не готова к подобному нововведению и едва ли будет готова к нему в ближайшие годы. Думаю, что эта проблема стоит и перед Казахстаном. Однако превращение развития образования в стратегический приоритет государственной политики республики вселяет надежду в то, что она будет решена.


Владимир Кудрявцев

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«АЛҒАШҚЫ ҚАДАМ»

(ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

АСТАНА 2010

Государственный общеобязательный стандарт «Дошкольное воспитание и обучение» ГОСО РК - 1.001-2009 обеспечивает новый подход к организации дошкольного воспитания - первой ступени образования в Республике Казахстан.

Раннее детство - от года до трех лет - особенный период в жизни ребенка. Это возраст, когда закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами, когда воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно.

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) «Алғашқы қадам» основывается на разработанных в отечественной дошкольной педагогике и практике подходах к воспитанию и обучению детей раннего возраста, частично опирается на базовые принципы и содержание «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду».

Реализация содержания программы способствует разностороннему развитию детей раннего возраста, сохранению их здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду.

В ней дается характеристика физического и нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, представлены рекомендации по организации жизнедеятельности детей в группе, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству дошкольной организации с семьей. В программе содержатся примерные режимы дня в дошкольной организации и в семье, рекомендации по их организации.

Особое внимание уделяется формированию у детей навыков самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения. С развитием действий с различными предметами у детей раннего возраста обогащается личный опыт, совершенствуется зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Поэтому распорядок дня для детей данного возраста, предлагаемый в программе строится не только с учетом временного подхода, а, прежде всего, с учетом обеспечения его индивидуализации и содержательно-воспитательной направленности. Познавательная деятельность ребёнка построена с учетом принципов гибкости, сезонности, преемственности с семейным воспитанием.

Значительное место в программе отводится игровой деятельности, которая пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Программа нацелена на создание условий для развития индивидуальности, укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей с учетом их возрастных возможностей при оптимальном сочетании индивидуальной и совместной деятельности детей.

В связи с этим задачи воспитания и развития детей в программе «Алғашқы қадам» реализуются через гармоничное единение пяти образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум», каждая из которых содержит самостоятельные разделы, имеющие свое целевое направление.

Здоровьесберегающей;

Коммуникативно-языковой;

Познавательной;

Творческой;

Социальной.

В образовательной области «Здоровье» определены цели, задачи, содержание работы, содействующее формированию здоровьесберегающей компетентности, укреплению здоровья детей, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.

В организованной учебной деятельности - физическая культура;

Через организацию жизни и воспитания детей - самостоятельная двигательная деятельность, культурно-гигиенические навыки, здоровый образ жизни и оздоровительно-закаливающие процедуры.

В образовательной области «Познание» выделены цели, задачи, содержание педагогической работы по расширению и обогащению ориентировки ребенка в окружающем мире, формированию системы сенсорных эталонов, обследовательских действий, предметной деятельности, формированию познавательной компетентности ребенка.

Сенсорика;

Конструирование;

Развитие речи;

Художественная литература;

Ознакомление с окружающим миром.

Предусматривает формирование у детей творческой компетентности, эстетического отношения к миру и их художественное развитие средствами классического и народного искусства, интеграции разных видов детского художественного творчества.

Рисование;

Аппликация без наклеивания;

Образовательная область «Социум» содержит перечень последовательно усложняющихся задач и содержания работы по формированию у детей социальной компетентности, навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также простейших представлений о себе, нравственных основ поведения в социуме. Базовое содержание образовательной области «Социум» реализуется в разнообразных видах детской деятельности, они рассматриваются как важные условия возникновения социальных мотивов и эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений.

Все разделы каждой образовательной области завершаются перечнем показателей освоения программного материала.

Программой «Алғашқы қадам» предусмотрена возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом регионального компонента, конкретных условий работы дошкольной организации. В приложении к программе содержится примерная тематика организованной учебной деятельности по всем образовательным областям. Педагогу предоставляется возможность творческого подхода в организации педагогического процесса группы.

В соответствии с базисным учебным планом программа предусматривает 7-9 занятий (организованной учебной деятельности), продолжительность которых от 7-ми до 15-ти минут. Организованная учебно–познавательная деятельность детей раннего возраста осуществляется в игровой форме по подгруппам. Программа предполагает создание психологического комфорта во всех видах и формах деятельности ребенка.

Данная программапредлагает качественно новый подход к обучению и воспитанию дошкольников и указывает на значимость педагогического воздействия на детей не только в процессе организованной учебной деятельности, но и в повседневной жизни в течение всего дня.

Приоритетное место в программе «Алғашқы қадам» отведено индивидуальному подходу к ребенку, формированию нравственных начал личности, социального поведения и навыков общения, развитию таких видов деятельности детей раннего возраста, как общение, игра, двигательная активность, которые организуются с учетом интересов ребенка, общечеловеческих ценностей, традиций казахского народа.

Структура программы

Программа состоит из пояснительной записки, описания организации жизнедеятельности детей раннего возраста,характеристики возрастных возможностей детей, примерного распорядка дня, программного содержания пяти образовательных областей, базовое содержание которых реализуется в организованной учебной деятельности:

Образовательная область «Здоровье» - физическая культура;

Образовательная область «Коммуникация» - развитие речи, художественная литература, ознакомление с окружающим миром;

Образовательная область «Познание» - сенсорика, конструирование, ознакомление с окружающим миром;

Образовательная область «Творчество» - рисование, лепка, аппликация без наклеивания, музыка;

Образовательная область «Социум» - все виды деятельности детей.

ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Организация жизни и воспитания детей, организованная учебная деятельность в группах раннего возраста строится с учетом:

Заботы о здоровье, эмоциональном благополучии, всестороннем развитии каждого ребенка;

Создания в группе атмосферы гуманного, доброжелательного отношения к воспитанникам;

Максимального использования возможностей разнообразных видов деятельности, присущих детям данного возраста, их интеграции;

Творческой организации процессов воспитания и обучения;

Вариативности использования образовательного материала;

Координации подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольной организации и семьи.

Совместная деятельность взрослого с детьми организуется в рамках интеграции пяти образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум».

В соответствии с этим педагогический процесс включает следующие компоненты:

1. Организованная учебная деятельность в соответствии с базисным учебным планом, представленным в ГОСО РК 1.001-2009.

2. Организация жизни и воспитания детей в режимных моментах, свободной самостоятельной двигательной деятельности, игре, художественно-речевой деятельности со взрослым.

В организации жизнедеятельности детей раннего возраста обязательным является четкое ежедневное выполнение режима дня в целом и каждого его элемента, соблюдение в группе основных физиолого-гигиенических требований к воздушному, световому, температурному режиму, подбору и размещению мебели и оборудования.

На всем протяжении времени активного бодрствования следует рационально чередовать разнообразные виды деятельности, включающие, соответствующий возрасту детей, объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых.

В режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения закаливающих мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

Одно из важных направлений деятельности воспитателя - обогащение двигательной активности детей. Разнообразие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц, что предупреждает утомление, способствует положительному тонусу детей. Помимо этого, в течение дня (например, на прогулке) воспитатель организует подвижные или дидактические игры, разнообразные наблюдения. Поддерживая положительное эмоциональное состояние детей, направляя их на содержательную деятельность, самостоятельные игры, педагог закрепляет то, что приобрел ребенок в организованной учебной деятельности, помогает ему использовать свои знания и опыт.

Так как между детьми этого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия в физическом и нервно-психическом развитии, необходим дифференцированный подход при организации различных видов деятельности и отдыха воспитанников. Он осуществляется на основе данных врачебно-педагогических наблюдений, в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенностей его нервной системы и уровня развития.

Значительное место в режиме дня занимает время, которое отводится для гигиенического ухода за детьми. Вместе с тем целенаправленные педагогические воздействия начинают занимать определенное место, возрастает необходимость в воспитании у детей самостоятельности, формировании навыков самообслуживания. Однако, формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь.

Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев днем спят два раза, а после 1 года 6 месяцев - один раз, поэтому, воспитываясь в одной группе, они живут по двум разным режимам.

Завтрак необходимо начинать не позже 1-1,5 часа после пробуждения детей. Кормят детей постепенно, небольшими группами, по мере их прихода в детский сад или по мере завершения туалета после ночного сна. Учитывая, что малыши еще не самостоятельны и лишь постепенно овладевают необходимыми умениями и навыками, следует кормить, умывать, одевать или раздевать одновременно не более 4-х детей. Одевание на прогулку и раздевание после прогулки организуются с половиной группы (остальные дети в это время играют); по окончании указанных процессов дети начинают играть, не дожидаясь остальных.

В каждой подгруппе детей младших по возрасту и слабых по здоровью укладывают спать в первую очередь и поднимают последними. Если ребенок 1 года 6 месяцев-1 года 7 месяцев, переведенный на режим с однократным дневным сном, становится вялым или, наоборот, возбужденным, его на некоторое время следует перевести на прежний режим. После дневного сна детей кормят по мере их пробуждения.

Зимой дети старше полутора лет ежедневно выходят на прогулку после завтрака и полдника. Летом при благоприятных условиях жизнь детей переносится на озелененный и хорошо оборудованный участок.

Организованная учебная деятельность в группе раннего возраста с 1 года до 2 лет проводится в первую и вторую половины дня по подгруппам.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности детей раннего возраста, темы во всех образовательных областях в течение месяца могут повторяться 2-3 раза с целью закрепления и обобщения знаний, навыков и умений.

При организации самостоятельной деятельности детей особое значение приобретает создание условий для хорошего настроения. Положительные эмоции можно вызвать и поддержать пением, игрой на музыкальном инструменте, чтением веселой ритмичной потешки, пляской.

Детям устраивают веселые развлечения: пляски, знакомые подвижные игры или те, которые не требуют разучивания (например, ловля солнечного зайчика, мыльных пузырей), показ заводных игрушек, знакомых персонажей кукольного театра (кошки Мурки, которая играет с мячом, лакает молоко, карабкается по халату воспитателя).

Важно, чтобы воспитатель видел всех детей в процессе деятельности, чтобы каждый из них чувствовал внимание, ласку, доброжелательность.

Хорошее настроение связано с воспитанием положительных форм общения друг с другом. На втором году жизни у детей могут часто возникать конфликты, поскольку у них плохо развита речь, и они не могут объяснить, попросить, высказать отношение. Поэтому надо следить, чтобы совместное пребывание в группе не утомляло детей. Наиболее благоприятно для взаимообщения детей вечернее время, когда воспитатель может посвятить все время организации самостоятельной деятельности детей, использовать примеры поведения и игры старших детей, чтобы малыши им подражали.

Работая с детьми, нужно соблюдать ровный и спокойный тон речи, чаще привлекать внимание к тому, что достойно подражания, делать замечания, не привлекая внимания остальных детей. По мере развития активной речи следует учить детей выражать свое отношение не действиями (отнял, ударил), а словами (просить, обращаться за помощью к воспитателю).

Правила поведения и места хранения игрушек детям должны быть известны с первых дней пребывания в группе.

Ребенок третьего года жизни становится более самостоятелен в бытовых процессах, игре, организованной учебной деятельности, движения - более координированные.

При построении режима дня детей третьего года жизни, в первую очередь, следует учитывать те изменения, которые произошли в длительности и характере их бодрствования. В связи со значительно возросшей, по сравнению с детьми второго года жизни, самостоятельностью, в значительной степени уменьшается время, необходимое для удовлетворения органических потребностей и проведения различных гигиенических процедур. Дети этого возраста быстрее едят, затрачивают меньше времени на одевание и умывание, поэтому бодрствование заполняется для ребенка другими более сложными разнообразными занятиями. Дети могут больше играть, наблюдать за окружающим, заниматься со взрослыми, дольше быть на прогулке. Естественно, что характер бодрствования изменяется не только потому, что бодрствование становится более длительным,- эти изменения происходят в связи со сдвигами в поведении ребенка, которые определяются его общим развитием.

Несмотря на указанные изменения в бодрствовании ребенка, связанные с его общим развитием, следует понимать, что на третьем году жизни, как и на втором, ребенок в силу особенностей высшей нервной деятельности не может длительное время быть занят одним и тем же: однообразные действия, движения утомляют его. В то же время, ребенок не всегда может сам оценить свое состояние и своевременно изменить характер деятельности, поэтому приходит в возбужденное или, наоборот, пассивное состояние. Из этого следует, что, составляя режим дня, прежде всего, необходимо учитывать смену видов деятельности, как в комнате, так и на прогулке. В каждый отрезок бодрствования надо предусмотреть, чтобы самостоятельная игра сменялась деятельностью с воспитателем, игра в комнате - прогулкой, подвижные игры - спокойными играми. Важно так организовать жизнь детей, чтобы каждый ребенок, проснувшись, приняв пищу, сразу же, не дожидаясь других детей, мог под наблюдением воспитателя самостоятельно играть.

Очень важно, чтобы режимные процессы сопровождались пояснениями, речью взрослого. Слово на третьем году жизни ребенка начинает играть ведущую роль при его обучении, хотя показ также остается одним из важных приемов, особенно при обучении новым движениям, действиям. При помощи слова взрослый напоминает ребенку о том или ином действии («Арман, а ты мыл руки?»), подсказывает («Асель, ты вымыла руки, садись за стол»), разъясняет («Вова, надо взять ложку правильно»).

Умственное развитие, формирование личности ребенка, самостоятельности, инициативы, творчества происходит в процессе активной деятельности. Поэтому жизнь детей раннего возраста необходимо организовать так, чтобы все время, свободное от режимных процессов, организованной учебной деятельности, было заполнено самостоятельной деятельностью детей. Виды самостоятельной деятельности в этот период могут быть разнообразны: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, движения, ориентировочно-познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнение поручений взрослого.

В раннем возрасте взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с функциями и назначением этих предметов, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. В связи с этим, необходимо обеспечить детей развивающей предметно-игровой средой, где каждый ребёнок имел бы возможность двигаться, играть, действовать с предметами по своему усмотрению в любое время дня. Важно:

Отдавать предпочтение игрушкам и пособиям, требующим активных действий, чаще менять их расположение и соблюдать режим санитарной обработки;

Располагать разнообразный автодидактический, игровой материал на уровне вытянутой руки ребенка;

Оборудовать в игровых комнатах легко трансформируемые тематические центры развития, например: «Искусство», «Сенсорно-строительный», «Веселый мяч», «Уголок природы», «Вода и песок», «Островок сказки», «Уголок ряженья» и т.п.;

В каждом центре подбирать дидактический и игровой материал, исходя из индивидуальных потребностей, интересов детей, воспитательных и развивающих задач;

Соблюдать единые требования к созданию таких условий как в дошкольной организации, так и дома.

ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

9.40- 11.40 Обед 11.40-12.30

Во время утренника показывать сценки кукольного театра, знакомые игры и пляски. Создавать у детей праздничное настроение.

В течение года периодически проводить развлечения. Показывать детям небольшие сценки по произведениям детских писателей, используя заводные игрушки, театр бибабо, Петрушку.

Вызывать у детей интерес к движущимся и забавным игрушкам, желание наблюдать за их движением, действиями воспитателя, эмоционально реагировать на занимательность игровых ситуаций.

Учить детей смотреть небольшие сценки, участвовать в развлечениях, отвечая простейшими движениями на задание ведущего (догнать зайчика, поехать на лошадке и др.).

Образовательная область «Здоровье»

Физическая культура

Примерные упражнения в ходьбе, беге и равновесии

Примерные упражнения в ползании, лазании

Примерные упражнения в бросании и катании

Образовательная область «Коммуникация»

Организованные наблюдения за животными: кошкой, собакой, цыплятами; рыбками в аквариуме, птичками в клетке; за движущимся транспортом: автомобилем, трамваем.

Показы предметов-игрушек с называнием их, показы предметов в действии, проведение инсценировок, прятание и отыскивание игрушек.

Рассматривание картинок, отыскивание изображений предметов на сторонах куба, среди нескольких картинок: знакомить сначала с картинками, на которых изображены отдельные предметы, предметы в действии, а с полутора лет - с картинками с несложным сюжетом.

Примерный перечень потешек, стихотворений, сказок

(по выбору воспитателя)

Народные потешки : «Қуыр-қуыр-қуырмаш», «Әлди-әлди, әлди-ай», «Өс-өс», «Қаз-қаз бас», «Тәй-тәй»; «Ладушки, ладушки», «Пальчик-мальчик», «Петушок-петушок», «Киска-киска», «Солнышко-ведрышко» (в обработке В.М Федяевской); «Баю-бай», «Катя-Катя», «Сорока-Сорока», «Курочка-рябушечка, куда идешь?», «А... баиньки-баиньки»;

Стихи : «В магазине» М.Алимбаева; «Я люблю свою лошадку», «Уронили мишку на пол», «Смотрит солнышко в окошко», «Самолет построим сами», «Птичка», «Кто как кричит?», А. Барто; «Кукла», А.Дуйсенбиева; «Весело, весело», О. Высотская; «На свой флажок, на красненький», «Кто поможет», М. Ивенсен; «Паровоз», Т. Волгина; «Погремушки», Ж. Смакова; «Мой конь», М. Клокова; «Жил-был зайчик», В. Хорол; «Топотушки», «Раз, два, три, четыре, пять», «Дождик», «Девочки и мальчики прыгают как мячики», З. Александрова; «Кукла», М.Турежанова; «Собачка», Н. Комиссарова; «Кошечка», Н. Найденова.

Сказки и рассказы : «Репка», «Курочка-Ряба»;

М. Алимбаева «Стишок маленьких детей»; Я. Тайца, «Праздник».

Образовательная область «Познание»

Образовательная область «Творчество»

Музыкальный репертуар

Попевки: «Сегодня праздник» Ж. Тезекбаева; «Бипыл», казахская народная музыка; «Поет, поет, моя Танечка», рус. нар. мелодия, сл. Т. Бабаджан; «Прилетайте, птички», укр. нар. мелодия, сл. И. Плакиды.

Песни: «Топ-топ» муз. Т. Абдыкадырова; «Поезд» муз. К. Куатбаева; «Петух» муз. Б.Дальденбаева; «Шарик мой голубой», Е.Тиличеевой,«Птичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Шмаковой; «Петушок», рус. нар. прибаутка (обр. М. Красева); «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Милая мамочка» И. Нусипбаева; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Баю-баю», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Обрезание пут» Е. Хасангалиева; «Машенька-Маша», муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невельштейн, «Петушок», рус. нар. песня, обраб. М. Красева; «Птичка», М. Раухвергера; «Ой, бычок», «Маме улыбаемся», «Флажок», В. Агафонникова; «Искупался Иванушка», рус. нар. мелодия.

Игровые упражнения, игры: «Пружинка» А.Бестибаева; Ладушки», рус. нар. мелодия, сл. Блуменфельда; «И кумушки, и голубушки», рус. нар. мел. (обр. М. Раухвергера); «Где же наши ручки?», «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой, автор игры Т. Бабаджан; «Погремушки», «Гопачок», укр. нар. мелодий (обр. М. Раухвергера), автор игры И. Плакида (вариант игры Н. Фок); «Умелые ножки» Б. Далденбаева; «Колечки», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель, автор игры Т. Бабаджан; «Ловкие ручки», Е.Тиличеевой; «Чики-чики-кички», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Поиграем с Мишкой», Е.Тиличеевой.

Пляски: «Танец малышей» муз. К.Куатбаева; «Аида», муз. В. Верховинца, сл. и движения Г. Ильиной; «Микита», белорус, нар. мелодия (обр. С. Полонского), сл. и движения М. Александровской; «Юрочка», белорус, нар. песня (обр. Ан. Александрова); «Топ-топ» Т. Абдыкадырова; «Маленькая кадриль», М. Раухвергера; «Вот так, вот», белорус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Весёлые зайчики», муз. М. Раухвергера; «Что умеют наши ножки», слова и музыка Г. Вихаревой; «Птицы и птенчики», муз.Е.Тиличеевой; «Ерке-май», казахская народная мелодия; «Маленький хоровод», украинская народная мелодия; «Ай-да», Т.Попатенко; «Попляшите», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Пляска-приглашение» рус. нар. мелодия, обраб. А. Быканова; «Камажай», казахская народная музыка, обр. К.Куатбаева.

ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

На третьем году жизни довольно интенсивно продолжается физическое развитие ребенка, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом.

В этот период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6-6,5 ч). В этом возрасте у ребенка легче сформировать навыки правильного поведения, так как он уже может на короткое время сдержать свои действия, желания. Однако, надо помнить, что и в 3 года ребенок легко возбуждается и легко утомляется от однообразных действий.

На третьем году жизни происходит интенсивное нервно-психическое развитие ребенка. Самые большие изменения в его психике касаются дальнейшего формирования речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка в этом возрасте увеличивается в три-четыре раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова; дети начинают употреблять все части речи. Сложившееся мышление ребенка отражается в грамматическом строе его речи, он уже употребляет распространенные и сложные предложения. Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы отражают развивающуюся познавательную потребность.

Употребление детьми различных частей речи и появление придаточных предложений, вопросов - все это характеризует дальнейший этап развития мыслительной деятельности, говорит о том, что дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними связи, улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают, сопоставляют; развитие речи и развитие мыслительного процесса идут одновременно.

Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов, относящихся к тому, что повседневно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ребенком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о прошлом, и в какой-то мере о будущем, например о том, куда он пойдет; что будет делать на прогулке; что произошло вчера на прогулке; какими игрушками украшали елку; что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения, например, словами: игрушки, одежда, ребенок обобщает разнородные, но сходные по функции предметы. Обобщенные значения приобретают и слова, обозначающие качество предметов.

Ребенок может понять рассказ взрослого о таких явлениях и событиях, которые сам он непосредственно не видел, но чтобы малыш воспринял то, о чем ему говорят, смысл слов, употребляемых в рассказе, должен быть ему понятен.

На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Хотя при обучении ведущее место занимает еще показ, удельный вес речи как средства обучения и воспитания значительно возрастает. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие. Но, несмотря на большие достижения в развитии речи, дети еще не имеют достаточного опыта и не владеют грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной.

Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно, одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом - неправильно. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л , шипящие, встречается замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки собственной речи не мешают ребенку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка.

На протяжении третьего года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем его мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях.

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один). Представления и понятия детей пока еще не совершенны, и поэтому нередки неправильные заключения.

Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность. Одним из видов деятельности ребенка можно назвать наблюдение, которому следует уделять особое внимание, так как оно является важным средством сенсорного развития. Если взрослый принимает активное участие в наблюдениях ребенка, то, как правило, ребенок задает много вопросов, к которым также нужно относиться очень внимательно. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами: предметная деятельность (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой, машинкой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек); игры со строительным материалом; начала изобразительной деятельности (лепка и рисование). Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место среди различных видов деятельности занимают сюжетные игры, которые по своему характеру становятся более сложными по сравнению с игрой двухлетнего ребенка Ребенок, играя, отображает уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и начинает отражать человеческие отношения. Например, бережно, ласково обращается с куклой или сердится на нее, делает ей замечания, наказывает. Появляются элементы ролевой игры.

Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать то или иное действие, заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу». Появление элементов планирования- важное качество в деятельности ребенка.

В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может делать уже довольно сложные постройки (например, гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними.

Появляются новые виды деятельности: рисование, лепка. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

В процессе деятельности и общения у ребенка рано начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение. Все положительные формы поведения уже вполне доступны детям этого возраста, и их надо формировать. Довольно разнообразны на данном этапе и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды.

Третий год жизни - период интенсивного развития у ребенка самостоятельности.

Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания; игры, организованной учебной деятельности, простейшей трудовой деятельности.

У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе сделать, наблюдать за чем-то интересным.

Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш начинает осознавать свое «я» и хочет быть похожим на взрослых, обладать такой же независимостью, самостоятельностью. При излишней опеке, несвоевременном усложнении воспитательных подходов может возникнуть «кризис поведения», сопровождающийся проявлениями негативизма, упрямства, капризами.

ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ