Понятие умственного развития. Уход за ребенком с отставанием в умственном развитии

анонимно

1. Не говорит, не повторяет слова. (очень редко мама, папа, дай,уйди). Говорит на своем, детский лепет. 2. Нет концентрации внимания. Когда садимся заниматься с ним или почитать книги не смотрит, не слушает, убегает, психует. 3. Физически развит хорошо. Хорошая координация, с папой делают упражнения, кувыркаются, только прыгать у него не получается, но через веревку перепрыгивает на полу, пинает мячик. 4. Когда смотрит мультик, то очень увлекается и порой не слышит, что его зовут, может обсикаться. 5. Рисует, лепит из пластилина, составляет небольшие пазлы, кладет предмет по фигуре. 6. Ничего не повторяет. Например: показываю мышку на картинке и потом спрашиваю его: где мышка? Он не смотрит,убегает, ему не интересно это. Если спрашивать несколько раз подряд злиться. Но сам все понимает (если сказать идем спать, гулять,купаться-идет в нужно направлении). Когда что-то нужно подводит и показывает. Спасибо заранее.

анонимно

Извините, пропустила, ему 2 года и 5 мес

Здравствуйте. Проблема есть, и большая. Но, понимаете, ставить диагноз умственная отсталость можно только после клинического обследования. Умственная отсталость - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. Возможные причины: Генетические; Внутриутробное поражение плода химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы; Значительная недоношенность; Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у таких детей проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. При этом происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка. Но все это можно утверждать после проведенных в стационаре (!) обследований! Может, просто Ваш ребенок гиперактивен? Может, особенности его поведения надо искать в семье? Обратитесь к психоневрологу, неврологу для консультации, к врачу, который ВИДИТ ребенка. Но затягивать нельзя, время играет не в Вашу пользу.Чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она пройдет. Удачи Вам!

анонимно

Спасибо за ответ. Я исключаю все "Возможные причины". Беременность протекала очень хорошо, травм головы не было. Мы с сыном занимаемся с 3х месяцев, семья благополучная. Но. у меня были затяжные роды, хотя гипоксию не обнаружили. И после рождения мы проходили планово всех врачей, ходили к невропатологу, делали УЗИ головного мозга-все в норме. Скорее склоняюсь к гиперактивности. Он действительно неусидчив, очень бурно выражает эмоции в случае, если ему что-то запрещаешь или просишь что-то сделать. Проблем со сном как таковых нет, спит по режиму и днем и ночью, но бывает такое, что он просыпается в 4-5 утра и не спит, валяется с нами, играет, потом снова засыпает. Не каждый день, но раз в неделю бывает. Это ведь симптомы гиперактивности?Сходим еще раз к невропатологу, спасибо.

Необходимо пройти консультацию у невролога или психоневролога, это действительно важно. Нужна медикаментозная поддержка. если нет органического поражения головного мозга (это необратимый процесс), то остальное при ДОЛГОМ, ТЕРПЕЛИВОМ труде поддается коррекции. Вы живете в городе? селе? в Москве? если в Москве-я могу сказать, куда можно обратиться, чтобы не было записи в истории болезни, чего так боятся все родители. Да это и не секрет-Институт коррекционной педагогики (ИКП РАО, на ул.Погодинская, 8А.) Посмотрите по интернету. Там великолепные специалисты, и врачи есть-они имеют право назначать препараты. Удачи!

Умственное развитие и интеллект

Умственное развитие и интеллект - это два качества, отражающие способность человека к умственной деятельности. Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний - таково принятое в классической общей психологии понимание умственного развития. По существу, умственное развитие - это характеристика способов, форм и содержания мышления человека.

Умственное развитие - важное понятие не только для психологии, но и для педагогики. Педагогами-учеными было показано, что уровень мыслительной деятельности определяется содержанием знаний и умений, которые учитель дает учащимся (Шардаков, 1963, Давыдов, 1986). Важен не только объем, но и качество знаний, т.е. их глубина, осмысленность, динамичность, универсальность. Характер усвоенных знаний определяет и качество освоенных умственных действий. В педагогике уровень умственного развития является основой, базой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. Гуревич и Горбачева (1991) указывают, что одним из признаков умственного развития следует считать присущую ему качественную направленность, избирательность по отношению к различным областям теории и практики, что проявляется в развитии различных видов мышления - лингвистического, естественнонаучного, математического.

Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития выступает подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива. Поэтому уровень умственного развития должен в первую очередь отражать наиболее типичные, общие, характерные возрастные особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

Проблема умственного развития тесно смыкается с проблемой интеллекта. Интеллект - общая умственная способность. Он не является суммой знаний и умственных операций, но способствует их успешному усвоению. Достигнутый индивидом уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Лейтес (1960) утверждал: "умственное развитие не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнения".

При этом следует четко осознавать, что уровень умственного развития человека зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как условия жизни, особенности учебного заведения, методы обучения, случайные факторы и т.д.

Еще в советской психологии было реализовано целое направление исследований, показывающих тесную связь между уровнем умственного развития и содержанием обучения, а также характером воспитательных методов (Давыдов, Зак и др.). Было показано, например, что одни и те же знания могут обусловить разный тип мышления учащегося (эмпирический или теоретический). Это зависит от организации учебного процесса. О роли метода обучения в формировании мышления говорят исследования, связанные с теорией поэтапного формирования умственных действий. В работах, основывающихся на этой теории, представлены теоретически и методически разработанные способы планомерного и управляемого развития мышления (Талызина, 1975).

Не только, таким образом, интеллект влияет на умственное развитие, но и наоборот - умственное развитие влияет на интеллект. Если прежде считалось, что интеллект - некая то ли врожденная, то ли просто некая неизменная величина, то сейчас многие педагоги и психологи показывают, как с помощью развивающего обучения можно повысить уровень интеллекта.

Третье понятие, связанное и с умственным развитием, и с интеллектом, это обучаемость. Связаны ли они как-то между собой? Калмыкова (1968) показала в ходе экспериментов, что чем выше уровень развития, тем выше темп продвижения, т.е. обучаемость. Обучаемость, конечно, нельзя отождествлять с умственным развитием, как и с интеллектом, но все эти три параметра между собой довольно тесно коррелируют.

Лейтес (1971) показал на основе собственных исследований, что если уровень умственного развития школьников возрастает от младших классов к старшим, то обучаемость не прогрессирует аналогичным образом. И напротив, обучаемость школьников младших классов в некоторых отношениях превосходит обучаемость школьников последующих классов. Поэтому нельзя оценивать уровень умственного развития ребенка на основе его обучаемости, не принимая во внимание возрастные особенности индивидов.

Диагностика этих трех психологических феноменов должна быть различной. Но практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта. В этом русле развивалась на протяжении первой половины XX века.

ПОНЯТИЕ ОБ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОНЯТИЕ ОБ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Важно заметить, что для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых 3-е тысячелœетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетен­тно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способ­ности к активной умственной деятельности. Один из ве­дущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчерки­вает, что на современном этапе нужно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчер­пывающей сумме знаний, как это имело место в тради­ционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всœех звеньях сис­темы просвещения - от дошкольных учреждений до универ­ситетов - отмечаются, с одной стороны, рост информиро­ванности, с другой стороны - снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых до­школьное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педа­гоги, создавшие первые системы дошкольного воспи­тания, - Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем счи­талось ранее. Ребенок может не только познавать вне­шние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, ле­жащих в базе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разно­образных задач.

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслитель­ных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обу­чающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологичес­кие факторы: строение мозга, состояние анализаторов, из­менения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосыл­ки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преиму­щественно творческий характер, но не у всœех получают дол­жное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более - какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наградила его задатка­ми различения цветов. На базе этих задатков может раз­виться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать про­изведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Усло­вия жизни, воспитания, отношение родителœей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности - вот факторы, от ко­торых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объёму, ха­рактеру и содержанию знаний, по уровню сформирован­ное™ познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способ­ности к самостоятельному творческому познанию. С ран­него возраста у ребенка начинает формироваться совокуп­ность индивидуальных способностей к накоплению зна­ний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном воз­расте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота͵ широта͵ критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, са­мостоятельность.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, умственное развитие детей дошкольно­го возраста зависит от комплекса социальных и биологи­ческих факторов, среди которых направляющую, обогаща­ющую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание - планомерное целœенаправлен­ное воздействие взрослых на умственное развитие детейс целью сообщения знаний, необходимых для разносторон­него развития, для адаптации к окружающей жизни, фор­мирование на этой базе познавательных процессов, уме­ния применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во мно­гом определяет умственное развитие, способствует ему. При этом это происходит только в том случае, в случае если учитыва­ются закономерности и возможности умственного разви­тия детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные пери­ оды. Важно не упустить возможности для умственного раз­вития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объём познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогру­зить мозг, не дать ему ʼʼпищуʼʼ, необходимую для полно­ценного развития. Как свидетельствуют данные физиоло­гии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объёму знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запо­рожец предупреждал о крайне важно сти учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся моз­гом, созревание которого не закончилось, особенности ко­торого еще не сложились, возможности которого еще ог­раниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет сто­ить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не пере­гружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Οʜᴎ оказывают отрицательное влияние на всœе последующее развитие. К примеру, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ре­бенка со строительным материалом, с конструкторами. Из- за этого у него не развивается пространственное вообра­жение, что может создать трудности при изучения геомет­рии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способ­ность мыслить, переживать на базе художественного сло­ва. Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, по­нять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями ʼʼперепоручилиʼʼ телœевизору. Малышу не нужно представлять, воображать, мыслить: всœе дано на ʼʼкартинкеʼʼ. В школе пре­одолеть данный пробел в умственном развитии ребенка быва­ет очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.

Основная особенность умственного развития ребенка дош­кольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их воз­никновения и формирования дошкольный возраст облада­ет особыми возможностями.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо под­черкивал А.Н.Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах дея­тельности. Так, у ребенка с развитым воображением скла­дывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор.
Размещено на реф.рф
Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п.

Для развития нравственного облика ребенка важны пред­ставления о моральных нормах, правилах поведения, о кон­кретных проявлениях нравственных качеств. К примеру, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: ʼʼЭто мой другʼʼ. Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведе­ние, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся осно­вой охраны здоровья, формирования культурно-гигиеничес­ких привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведе­ниями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всœем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия - предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдатель­ность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на ста­новлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

ПОНЯТИЕ ОБ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОНЯТИЕ ОБ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ" 2017, 2018.


Введение

Умственное развитие: понятие, показатели

Обучаемость: понятие, показатели. Обученность

Обучаемость и ее основные компоненты

Заключение

Список литературы


Введение


Значительный вклад в понимание обучаемости и умственного развития школьника внесли работы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. В них подчеркивается необходимость развивать теоретическое мышление как основу для умственного развития школьников. Например, Д.Б. Эльконин выделил в структуре учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, учебные задачи (и операции), контроль, оценку. И если в младшем школьном возрасте формируются отдельные компоненты учебной деятельности, то подросток ставит задачу усвоения общей ее структуры. Появляется у него и саморегуляция - осознанная постановка целей и задач, связанных с предстоящими видами деятельности и подчинение им способов своей учебной работы.

Умственное развитие находится в теснейшей взаимосвязи с овладением знаниями, поскольку умственная деятельность, ее творческий характер обусловлен богатством содержания ума, тем не менее, уровень умственного развития нельзя однозначно определять объемом усвоенных знаний. Огромное значение имеет проявление учащимися познавательной активности в обучении, переработка в сознании приобретаемых знаний, превращение знаний в убеждения, овладение умением творчески применять их на практике. Только таким путем умственные способности детей будут развиваться и совершенствоваться.

Цель работы: изучить умственное развитие, обучаемость, обученность.

Задачи работы:

Дать определение понятия «умственное развитие», показатели умственного развития;

Дать определение понятию «обучаемость», рассмотреть показатели обучаемости; соотношение обучаемости и обученности;

Рассмотреть основные компоненты обучаемости.

Структура работы состоит из введения, одной главы, трех параграфов, заключения и списка литературы.


1. Умственное развитие: понятие, показатели


Умственное развитие - количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Умственное развитие представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы. Созревание органических структур, с одной стороны, создает необходимые предпосылки для развития, а с другой стороны, само зависит от функционирования соответствующих органических систем в процессе осуществления деятельности. Умственное развитие ребенка носит стадиальный характер. На каждой возрастной ступени возникают специфические предпосылки для усвоения нового социального опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Умственное развитие протекает весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов.

В отечественной психологии умственное развитие человека понимается как качественно своеобразный тип его функционирования, характеризующийся возникновением качественно новых психологических образований и переходом психологической системы на новый уровень функционирования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Многие психологи в поисках конкретных показателей умственного развития обращаются к анализу умственной деятельности учащихся, осуществляемой в процессе школьного обучения, к характеристике целостной учебной деятельности.

В качестве показателей умственного развития рассматриваются:

интериоризация, т.е. преобразование практических (внешних) предметных действий в умственные действия (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); обучаемость, т.е. способность усваивать знания, приемы работы, характеризуемая темпом продвижения (Б.Г. Ананьев, З.И. Калмыкова); способность к обобщенному переносу мыслительных операций на новый материал, в новые условия (Е.Н. Кабанова-Меллер).

Выделяют и другие показатели целостной учебной деятельности, которые могут служить характеристиками уровня умственного развития. Многие исследователи ищут показатели умственного развития в особенностях познавательных психических процессов, преимущественно в характеристиках мышления и памяти. Это связано с тем, что именно отмеченные психические функции обеспечивают усвоение поступающей информации и адаптацию индивида к окружающей среде, рассматриваемую как конечную цель функционирования когнитивной сферы человека. Так, в качестве показателей уровня умственного развития выдвигаются: знания и мыслительные операции (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Менчинская, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев); оперирование абстрактными отношениями, содержательными обобщениями, теоретическое мышление (В.В. Давыдов, А.З. Зак); категориальное обобщение, отношения замещения, использование символического плана (Н.Г. Салмина и др.); логическое мышление, анализирующее наблюдение (Л.В. Занков); внутренний план действий, т. е. способность действовать "в уме" (Я.А. Пономарев). Особо следует выделить показатели творческого мышления, также характеризующие умственное развитие: творческое преобразование материала в проблемной ситуации (О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин); интеллектуальная инициатива как продолжение поиска новых знаний за пределами требований конкретной задачи (Д.Б. Богоявленская); гибкость мышления, умение находить новые способы решения (Я.А. Пономарев); прогнозирование, целеполагание (А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров). Ни один из выделяемых показателей умственного развития не является исчерпывающим, полностью отражающим особенности когнитивной сферы индивида на отдельных этапах развития. Вряд ли возможно найти универсальную характеристику умственного развития, которую с одинаковой успешностью можно было бы измерять у представителей любого возраста независимо от их образования, опыта основной деятельности и условий жизни. Как отмечал Л.С. Выготский, "не может существовать равных единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры".

На каждом возрастном этапе различают два уровня умственного развития: актуальный и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Под актуальным понимают тот уровень сформированности психических процессов, который сложился в результате определенных, завершившихся циклов развития. Его диагностируют с помощью тестов интеллекта и тестов умственного развития. То, что ребенок пока еще оказывается в состоянии сделать только с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития. Этот показатель умственного развития определяется с помощью диалогических и обучающих методов диагностики. Одно из перспективных направлений современной диагностики - критериально-ориентированное тестирование - позволяет оценить уровень умственного развития в его специфических проявлениях, соотносимых с нормативными требованиями. Это позволяет указать направления коррекционной работы, ведущей к исправлению обнаруженных пробелов и дефектов умственного развития. .

Прежде считалось незыблемым, что для уровня умственного развития ребенка показательна только его самостоятельная деятельность, но никак не подражание. Это нашло выражение во всех современных системах тестовых исследований. При оценке умственного развития только те решения принимаются во внимание, которые ребенок совершил самостоятельно, без помощи других, без показа, без наводящих вопросов.

Однако это положение, как показывает исследование, несостоятельно. Уже опыты над животными убедили, что действия, которым животное способно подражать, лежат в зоне его собственных возможностей. Иными словами, животное может подражать только таким действиям, которые в той или иной форме доступны ему самому. Причем, как установил Келер, возможность подражания у животных почти не выходит за пределы возможностей их собственного действия. Это значит, что если животное способно подражать какому-либо интеллектуальному действию, то оно и в самостоятельной деятельности обнаружит при известных условиях способность к совершению аналогичного действия. Таким образом, подражание оказывается тесным образом связанным с пониманием, оно возможно только в области тех действий, которые доступны пониманию животного. .

Существенное отличие подражания ребенка заключается в том, что он может подражать действиям, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей, но они, однако, не безгранично велики. Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослых, сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, самостоятельно. Расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельной деятельности, определяет зону ближайшего развития ребенка.

Приведем пример. Перед нами два ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи, рассчитанные на 9 лет, другой - на 7,5. Одинаково ли умственное развитие обоих детей? С точки зрения их самостоятельной деятельности - одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей развития оно резко расходится. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего развития. Следовательно, с помощью этого метода мы можем учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, уже завершенные его циклы, пройденные процессы созревания, но и находящиеся сейчас в состоянии становления, созревания, развития.

То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания. Двое детей в нашем примере показывают одинаковый умственный возраст с точки зрения уже завершенных циклов развития, но динамика развития у них совершенно разная. Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух его уровней - актуального развития и зоны ближайшего развития. .

Влияние обучения на умственное (интеллектуальное) развитие учащихся.

Интеллектуальное развитие идет по двум линиям:

) функциональное развитие интеллекта, которое заключается в обогащении его содержания новыми умственными действиями, новыми понятиями;

) стадиальное (возрастное) развитие, которое характеризует качественные изменения в интеллекте, его перестройку. А. В.Запорожец, подчеркивая особенности этой линии развития, пишет, что в этом случае происходят «фундаментальные изменения, заключающиеся уже не в овладении отдельными действиями в их последовательном осуществлении на различных уровнях, в различных планах, а в формировании самих этих уровней, например в возникновении... внутреннего плана представлений, воображаемых преобразований действительности». В настоящее время в психологии известны три стадии интеллектуального развития: наглядно-действенный интеллект, наглядно-образный и словесно-логический. Стадия развития интеллекта характеризует типичное состояние накопленных умственных действий, т.е. в какой форме их обычно выполняет субъект, способен ли он их осознавать, использовать произвольно и т.д. Важно отметить, что указанные две линии интеллектуального развития взаимосвязаны. С одной стороны, переход на новую стадию предполагает овладение определенными действиями. Так, переходу ребенка со стадии наглядно-действенного интеллекта на стадию наглядно-образного способствует овладение обобщенными действиями замещений и действиями игрового моделирования. Обычно малыш овладевает этими действиями в дошкольном возрасте в процессе игры. (Известно, например, что ребенок может заменить лошадку палочкой и скакать на ней с восторгом.) Таким образом, накопления, идущие по первой (функциональной) линии, не одинаково эффективны для качественных (стадиальных) изменений интеллекта. Ученик может усвоить много новых действий, но остаться на той же стадии интеллектуального развития. .

С другой стороны, стадиальное развитие оказывает влияние на функциональное. Так, если ребенок находится на стадии наглядно-действенного интеллекта, то при усвоении каждого нового действия ему необходимо начинать усвоение с материальной (или материализованной) формы. Но если интеллект учащегося характеризуется как наглядно-образный, материальная (материализованная) форма может быть пропущена, тогда ребенку с самого начала будет доступна перцептивная форма.

Итак, умственное развитие имеет как количественные, так и качественные изменения. Количественная (функциональная) линия развития прямым образом зависит от деятельности учения: она пополняется через усвоение новых действий. Качественные (стадиальные) изменения опосредованы функциональным развитием. Решающим при этом является не количество усвоенных действий, а их содержание и особенности.

Одна из центральных проблем педагогической психологии - выявление условий, реализация которых в учебной деятельности приводит к высоким показателям развития учащихся. .

Показатели умственного развития

Разговор о развивающем обучении будет беспредметным, «если учителю недостаточно ясны те стороны умственного развития, которые желательно сформировать у учеников данного класса, на уроках данного учебного цикла, если не определены те формы учебной работы, которые приводят к нужным сдвигам в развитии». Для успешного их развития учителю важно знать основные показатели, критерии умственного развития.

До сих пор сохранили полную силу положения Л.С. Выготского относительно основных показателей мыслительной деятельности в процессе обучения. Такими показателями он считал степень обобщенности, абстрагированности понятий и степень включения их в систему. Высший уровень умственного развития - установление взаимосвязи между различными понятиями. Очень значимым показателем умственного развития школьников является пользование рациональными приемами умственной деятельности, например, приемами абстрагирования, установления разных соотношений в заданном материале (пространственных, причинных и т.п.), рассмотрения предмета с различных точек зрения, воображения, запоминания и т.д. Правильно сформированный прием умственной деятельности предполагает умение применять его на практике. .

Д.Б. Эльконин основным критерием умственного развития считает наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с такими компонентами, как постановка задачи, выбор средств решения, самоконтроль и самопроверка; правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности.

В центре внимания Л.В. Занкова было общее развитие детей. Выделяются три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Ученик должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Прогресс общего развития проявляется в том, насколько учащиеся могут объединить все эти приемы в единую систему.

Важнейшими показателями умственного развития школьников являются качества умственной деятельности: глубина, гибкость, доказательность, критичность и др. Дети с низким уровнем умственного развития слабо используют информацию, заложенную в условиях задач, часто решают их на основе слепых проб. Путь к решению оказывается малоэкономичным, перегружен ложными суждениями. В зависимости от того, как понимаются показатели умственного развития, будет разным и подход к условиям умственного развития. Для одних основным условием является обучение учащихся обобщенным приемам умственной деятельности, для других - развитие качеств ума и т.д. .

Процессы развития не совпадают с процессами обучения, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зоны ближайшего развития. .

Мысли, высказанные Выготским о «зоне ближайшего развития» ребенка, имеют огромное значение для учителя и в наши дни, если он думает об умственном его развитии в процессе обучения. .

умственный мыслительный обучаемость интериоризация

2. Обучаемость: понятие, показатели. Обученность


Обучаемость - способность человека к научению.

Научение - процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков. .

Понятие обучаемости было поедено Н.А. Менчинской.

Обучаемость -система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы - знаний, понятий, навыков и пр.

Это общая характеристика психического развития, позволяющая достичь более высокого уровня в формировании обобщенных принципов действия и способов действия. Кроме того, обучаемость свидетельствует и о специфических способностях: если она более развита у конкретного школьника, тот быстрее, в большем объеме, прочнее и гибче усвоит специфичную информацию. .

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость - с зоной ближайшего развития. Важно положение А.К. Марковой, что обучаемость - это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития». .

Показатели обучаемости

Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Существенны предложенные А.К. Марковой показатели обучаемости:

  • активность ориентировки в новых условиях;
  • инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показатели могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской);
  • настойчивость в достижений поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;
  • восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.
  • По этим показателям разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмыковой, лежат следующие положения:
  • диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;
  • методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента, особенно при фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т.д.;
  • обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия; .
  • Таблица 1
  • Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу)

Параметр сравненияПозитивный типНегативный типСкоростьБыстроМедленноЛегко, без трудаС трудам, напряженно, тяжелоПрочно, устойчиво во времениПоверхностно, мимолетно, быстро забываетсяЛегко переучиваетсяС трудом переучиваетсяОбладает гибкостьюХарактеризуется ригидностью, застылостьюТщательностьДобросовестноХалатноАккуратноНебрежно, неряшливоОсновательноПоверхностноМотивацияОхотноНеохотноДобровольноПо обязанностиПо собственному побуждениюПод давлениемАктивно, включение, увлеченноПассивно, вяло, безучастноСтарательно, усердно, изо всех силНерадиво, ленивоРегуляция действияСамостоятельноНесамостоятельноАвтономно, независимоПодражаяПланомерно, целенаправленноБесцельно, бессистемно, без планаНастойчиво, постоянноПериодически, неустойчивоКогнитивная организацияОсознанно, с пониманиемМеханически, не понимая, методом проб и ошибокНаправленно, предвидя последствияСлучайно, непреднамеренноРационально, экономноНерационально, неэффективноОбщая оценкаХорошоПлохо

  • .
  • время диагностического эксперимента не должно ограничиваться при соблюдении требования его фиксации;
  • сочетание индивидуальных и коллективных диагностических процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.
  • Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на ее стиль. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» - «негативный». Приведенная выше таблица иллюстрирует содержание учебной деятельности, отражающей такие стили. Они в значительной мере основываются на обучаемости. .
  • Обучаемость характеризуют:
  • ? психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм деятельности);
  • сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чувствительность, особенности развития слухового или зрительного ощущения);
  • мнемическая функция (использование приемов запоминания, включение деятельности в запоминание, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и др.);
  • опора на гибкость мышления;
  • скорость мышления;

Саморегуляция устойчивости, распределения внимания и др.

Как установила Н.А. Менчинская, обучаемость проявляется в процессе усвоения школьниками понятий и овладения приемами умственной деятельности. В результате удалось выявить и индивидуальные особенности в исполнении учебной работы: «При достаточно выраженном постоянстве этих различий имелось основание говорить о них не как о частных различиях в успешности выполнения тех или иных действий, а как о свойстве личности, которое и было обозначено термином "обучаемость", получившим свою содержательную характеристику путем выделения показателей, характеризующие это свойство».

Вместе с тем установлено, что обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений? по образцу, а таких, когда следовало совершить «микрооткрытие». Обнаружили ученые и другое: высокая обучаемость не приводит к успеху, если у школьника нет направленности на учебную деятельность.

Н.А. Менчинская и ее сотрудники выделили типы различий в обучаемости, основанные на ряде критериев:

Восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умственными операциями (интеллектуальные свойства);

Направленность личности, определяющая отношения, оценки и идеалы. .

Данные признаки позволили определить 4 типа учащихся:

Имеющие положительную характеристику восприимчивости к усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями и отличающиеся положительной направленностью - позитивно относящиеся к школе.

Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями в сочетании с отрицательным отношением к школе, низкой мотивацией.

3. Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к школе.

4. Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направленность на школьное обучение вместе с высокой мотивацией.

Ученые подчеркивают свойства, положенные в основание классификации, могут изменяться так же, как и обусловленные ими типы учащихся. Если первоклассник с большим желанием и усердием начинает выполнять все учебные задания, это еще не гарантия, что все последующие голы пребывания в школе окажутся успешными и станут характеризоваться высокой мотивацией к учению. Все будет зависеть от того, насколько соответствующая направленность школьника проявится в конкретных позитивных успехах и как этому будут способствовать учителя разных предметов.

Иногда у учеников возникает ряд трудностей (у них и обучаемость низкая, и отношение к учению отрицательное). Чтобы успеваемость школьника была хорошей и вообще повышалась его обучаемость, педагогу необходимо изменить мотивацию учащегося. Разумеется, мобилизовать все ресурсы ребенка, если тот не желает заниматься чем-то для него неинтересным, не представляется возможным. Изменениям же наиболее поддается именно мотивационная сфера.

Особое значение для обучаемости имеет самооценка учащегося.

Самооценка - это значимость, которой ученик наделяет сам себя (способность оценить свои черты личности или интеллекта), обретая системы смыслов, которые защищают личность и регулируют ее взаимодействие с окружающими. .

Она является одним из параметров успешной учебной деятельности, поскольку определяет желание или нежелание ею заниматься. Как завышенная, так и заниженная самооценка отрицательно сказывается на процессе и результатах учения.

Следовательно, обучаемость демонстрирует общие способности школьника и учитывает многие стороны его личности - выносливость, работоспособность, гибкость и быстроту мышления, активность и мотивацию личности, взаимодействие с другими учащимися и учителем.

Значительный вклад в понимание обучаемости и успеваемости школьников внесли работы Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.С. Костюка, И.В. Страхова и др. Например, Б.Г. Ананьев организовал экспериментальное обучение, которое предполагало взаимосвязь учебных предметов, преподаваемых в школе. Оказалось, последняя способствует умственному развитию школьников, так как интенсивно формирует их умственные действия.

Исследованиями же П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной было показано, что такого возможно добиться поэтапно, причем с определенными, заранее намеченными свойствами, и тем самым сформировать тип обучаемости. Как продемонстрировали ученые, вполне реально вооружить школьника методом анализа, в результате чего ученик сам будет способен формировать умственное действие, а не следовать заранее жесткому и заданному учебником или учителем. П.Я. Гальперин подчеркивает роль личной активности школьника в процессе учения. Интеллектуальное развитие идет по двум линиям: а, следовательно, и обучаемости. .


. Обучаемость и ее основные компоненты


Под обучаемостью мы понимаем совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) - зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются:

Обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале.

Осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон.

  1. Гибкость мыслительной деятельности.
  2. Устойчивость мыслительной деятельности.
  3. Самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи. .

Степень развития и характер сочетания указанных свойств мыслительной деятельности определяют собой индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показатели. Уровень развития всех этих свойств мышления находит выражение в показателе, который мы условно называем экономичностью мышления, заключающейся в легкости, краткости пути к достижению цели, к усвоению новых знаний. «Экономичность» мышления является суммарным количественным показателем обучаемости.

Каждый из компонентов обучаемости играет существенную роль в умственной деятельности, направленной на усвоение знаний, но ведущим среди них, составляющим «ядро» обучаемости, по нашему мнению, является первый - обобщенность мыслительной деятельности .

Делая такое предположение, мы следуем за С. Л. Рубинштейном (1957, 1958, 1960), который полагал, что ядром общих умственных способностей является свойственное данному человеку качество процессов анализа и обобщения, особенно обобщение отношений. Он аргументирует свою гипотезу тем, что любая деятельность осуществляется с помощью определенных операций, а последние всегда основываются на отношениях, которые они реализуют. Обобщение этих отношений (осознаваемое как, обобщение операций) и лежит в основе формирования способности, является ее ведущим компонентом.

Легкость, быстрота абстрагирования и обобщения существенных признаков анализируемых ситуаций являются характерными признаками теоретического мышления, обеспечивающего более глубокое познание окружающей действительности (Рубинштейн, 1957, 1958; Давыдов, 1972).

Перенос знаний (включая и операции) в относительно новые условия, обычно рассматриваемый как надежный показатель умственного развития, также опирается на обобщение.

Чем выше обобщенность мышления, тем быстрее и легче выделяются существенные стороны воспринимаемых ситуаций, устанавливаются закономерные связи, отношения между ними, менее детализированным, развернутым будет анализ этихситуаций. Благодаря этому для решения, например, проблемы, где требуется установить новую закономерность, понадобится анализ минимального количества фактов, лежащих в ее основе, а при анализе учебных текстов или условий задач - меньше повторных их восприятий для усвоения их главного содержания - выделения отношений между ними. .

Направленность на анализ отношений (или «антиципирующий анализ») является весьма характерной для учащихся с высокими способностями к усвоению знаний (Менчинская, 1955; Калмыкова, 1955; и др.).

Являясь ядром умственных способностей, рассматриваемый параметр (т. е. обобщенность мыслительной деятельности) в значительной мере определяет остальные.

Важным компонентом обучаемости является осознанность мыслительной деятельности , определяемая спецификой соотношения практических и словесно-логических ее компонентов.

При высокой осознанности мыслительных операций имеет место адекватный практическим действиям словесный отчет ходе решения проблемы, полный учет идущей извне как положительной, так и отрицательной информации, что обеспечивает возможность учиться на собственном опыте, на своих ошибках, корригировать свою деятельность с учетом этих ошибок; такая деятельность связана с правильной самооценкой результатов своего учебного труда.

Следующий компонент обучаемости - гибкость мышления - отражает возможность перестройки привычных действий, уже полученных выводов, если они перестают отвечать требованиям меняющейся реальной действительности; она проявляется также в оригинальности подхода к анализу ситуаций, в возможности их переосмысливания, в преодолении «барьера прошлого опыта».

Гибкость мышления может проявляться и в усовершенствовании уже найденных способов решения, в повышении уровня обобщенности самостоятельно полученных выводов, в переходе от прямых связей к обратным.

Если гибкость мышления обозначает целесообразную изменчивость мышления, то другой компонент обучаемости - устойчивость мышления - отражает отвечающую требованиям действительности целесообразную задержку на уже выделенных значимых, существенных признаках анализируемых ситуаций, удержание их в уме и актуализацию, в соответствующих условиях. Благодаря устойчивости мышления создается возможность ориентации не на один, а на ряд признаков, лежащих в основе формирования сложных понятий, системы знаний.

Самостоятельность в решении проблем обычно используется как достаточно надежный критерий развития умственных способностей.

Таковы основные свойства мыслительной деятельности, входящие в структуру обучаемости. Человек, обладающий этими качествами, отличается высокой «экономичностью мышления»: внешне эта «экономичность» выражается в количестве конкретного материала, на основе анализа которого достигается решение проблемы, в количестве «шагов» к самостоятельному решению или «порций» помощи при невозможности самостоятельного решения задачи, наконец, во времени, затраченном на поиски новых знаний, на их «открытие». Благодаря возможности довольно четкого количественного выражения «экономичность» мышления рассматривается нами как суммарный количественный показатель обучаемости. .

Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Обучение имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения. .

Согласно Л.С. Выготскому, обучение ведет за собой развитие; согласно Ж. Пиаже, развитие идет независимо от обучения, которое происходит с непосредственной опорой на уже достигнутый уровень развития и в тесной зависимости от него. .


Заключение


Умственное развитие ребенка начинается в самом раннем детстве и протекает в разнообразной деятельности: в играх, в труде, в различных жизненных ситуациях.

Важнейшими показателями умственного развития школьников являются качества умственной деятельности: глубина, гибкость, доказательность, критичность и др.

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость - система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы - знаний, понятий, навыков и пр.

Основные показатели обучаемости - темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость.

Уровень умственного развития характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и характером мыслительной деятельности, степенью владения приемами активного познания, самостоятельного приобретения знаний, творческого их применения в различных жизненных ситуациях. Однако ошибочно считать обучение и умственное развитие двумя независимыми друг от друга процессами: и содержанием образования, и методами, и всей организацией учебного процесса обучение должно побуждать учащихся к различным видам познавательной деятельности, в результате чего возникают и развиваются соответствующие качества ума и другие стороны личности.

Только то обучение является полноценным, которое идет впереди развития, носит опережающий развитие характер. Постоянно наблюдая за своими учениками, учитель должен учитывать степень готовности их интеллектуальных способностей к тому, чтобы сделать следующий шаг в умственном развитии, и с учетом этого организовать учебную работу в классе.


Список литературы


1. Большой толковый психологический словарь. Том 2. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 560 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. -

Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2006. - 240 с.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: «Логос», 2005. - 384 с.

6. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. зав.: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Владос, 1998. - 608 с.

8. Педагогическая психология: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2006. - 288 с.

Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

11. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 304 с.


Роль развивающих игр в умственном развитии детей дошкольного возраста

Петрова Светлана Тадеушевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №104
Невского района г.Санкт-Петербурга

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки его к школе и к будущей его жизни. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка.

В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.). Какие-либо дефекты воспитания и развития, допущенные в период дошкольного детства, фактически, труднопреодолимы в старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

Под содержанием умственного воспитания в дошкольной педагогике понимается формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (общественной жизни, живой и неживой природы и т.п.) и способов мыслительной деятельности - умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простые обобщения. Объем и характер содержания умственного развития определены программами воспитания и обучения.

Успешность умственного развития детей зависит от характера усеваемых знаний, а также от методов обучения. Обучение должно не только сообщать знания, но и воспитывать и развивать личность. Сообщая знания, важно следить, чтобы развивалась мысль ребенка, чтобы у него формировался интерес к знаниям, чтобы развивалась умственная активность детей.

Нередко и родители и педагоги считают, что сам факт приобретения знаний развивает ум ребенка. Однако такой взгляд ошибочен. Ведь нередко случается, что дети запоминают сообщаемые знания, не осмыслив их, не умея использовать их в иных условиях. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований, её решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики…». В основе успешного освоения учебной программы лежат такие психические функции как восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Используя новые методы и формы работы, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка.

Многие психологи (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.И. Непомнящая, П. Я. Гальперин и др.) отмечают, что успешное обучение в школе зависит от умственных способностей - это те психические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность использовать их для решения разнообразных задач.

Конечно же, в возрасте от 3 до 7 лет основным и самым эффективным способом заниматься с ребенком, обучать его чему-либо и продолжать развитие тех или иных качеств, влияющих на психологическое и общее развитие, является игра. Главную роль в развитии психики ребенка дошкольного возраста выполняют те или иные занятия, построенные на основе игры. Именно игровая форма обучения - это кратчайший путь к достижению поставленных целей и задач! Родители и педагоги должны стремиться построить игровой процесс таким образом, чтобы он охватывал самые разнообразные области и сферы деятельности. Только такой подход может обеспечить наиболее эффективную и качественную подготовку малышей к следующему важному этапу в своей жизни - переходу в школу.

Темп жизни людей настолько велик, что родителям порой не хватает времени заняться со своими детьми, просто сесть и поиграть с ними. И уж тем более целенаправленно, систематически развивать их. Поэтому одной из задач педагога состоит в том, чтобы не упустить возможности развивать в ребенке заложенные способности, помочь ему раскрыться, чтобы он мог познавать мир легко и самостоятельно. Один из способов развития интеллектуального развития ребенка это развивающие игры. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному, и очень важный принцип творческой деятельности - самостоятельно и по способностям. Постепенное возрастание трудностей в играх, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения. Многие педагоги в своей работе используют известные развивающие игры:

Игры Никитина Б.П. («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Уникуб», «Кирпичики», «Точечки», «Внимание», «Угадайка»)

Блоки Дьенеша

Вкладыши Мантессори

Цветные палочки Кюизенера

- «Геоконт», «Веселый квадрат» В.В.Воскобовича и др.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий . Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), а это, конечно же, сказывается на уровне его интеллекта. А если во время занятий активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному развитию. Используются такие игры как:

  • Геометрическое лото

üНазови, какого цвета, формы, размера

üНайди такую же картинку

üПодбери одинаковые

üОпредели на ощупь

üНайди клад

üПострой как я

üНа что похоже

üУгадай-ка

üЧудесный мешочек

üДомино

üМозаики

üВкладыши

üСобери так же

üОбведи по контору

üРаспредели по домикам

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) внимание способствует повышению их эффективности. Здесь можно предложить таки игры как:

üНайди все круглое, квадратное, желтое, зеленое, большое и т.д.

üЧто изменилось

üПовтори

üНайди сходство, различие

üНайди ошибку

üБудь внимателен

üВыложи такой же узор

üПострой так же

üСделай такую же фигуру

üЦепочки

üПовтори за мной

üОбезьянки

üРазноцветные цепочки

üЧто в коробочке лежит

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы обогащать ее полезными знаниями, упражнять произвольную память.

üЧто пропало

üЧто изменилось

üВыложи узор как я!

üВыложи по памяти

üФотография

üПридумай цепочку

üВнимание

üЗапомни и повтори

üЗапомни место

üНа что похоже

üЧто я видел

üДелай что скажу, а не то, что покажу

üСколько покажу кружков, столько сделаем прыжков

üРасскажи на ощупь

Большое внимание уделяется развитию воображения (оно необходимо для всякой творческой деятельности). В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. А помогут в это такие игры как:

üНа что это похоже

üДорисуй предмет

üКляксы

üТактильная память

üПридумай свой узор

üХорошо - плохо

üПридумай свою сказку

üЧто общего

üЧто можно построить

üДля чего это пригодиться

üУгадай предмет

üОтгадай, что я показываю

üБывает - не бывает

üПострой из палочек, чтобы было похоже на …

üЧудесные превращения

üЧего на свете не бывает

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между предметами и явлениями. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает, отношения между окружающими явлениями. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны. Значительную роль в умственном развитии играют логические (занимательные) игры и упражнения, задачи-смекалки, решение которых воспитывает наблюдательность, пытливость, находчивость, гибкость ума. Развивать мышление можно с помощью следующих игровых упражнений:

üЧто лишнее

üЧто сначала, что потом

üПродолжи ряд

üСоставь узор

üСобери картинку

üСложи квадрат

üСобери цепочку

üИгры с обручем

üНайди клад

üКто в домике живет

üУникуб

üГеоконт

üКубики для всех

üВолшебный квадрат

üГоловоломки (пифогор, танграм, волшебный круг, монгольская игра и т.п.)

üСчетные палочки

üЛогический ряд

üНайди закономерность

А по сколько родители, порой, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, способов его развития, то еще одной из задач педагога является педагогическая информированность родителей. С этой целью в детском саду необходимо использовать активные формы и методы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, папок передвижек, привлечение к создание предметно-развивающей среды, к совместной деятельности с участием родителей, оформление фотоальбомов, семинаров-практикумов, мастер классов.

Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество”.

Литература:

1. "Психология" Л.А.Венгер,В.С.Мухина, Москва "Просвещение"

2. "Теория и методика математического развития дошкольников" З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая, С-Пб 1995

3. "Интелектуальные игры" Б.П.Никитин, Москва 1994

4. "Логика и математика для дошкольников" Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая, С-Пб 1996

5. "Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет" А.С.Галанов, Москва 2000

6. "Развивающие игры для дошкольников" А.В.Печерога, Москва 2008