Папка по самообразованию учителя дефектолога пкпп. Индивидуальный план самообразования

Название: План самообразования на тему: «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу, Разновозрастная группа для детей с ОВЗ (лекотека для детей с ТМНР)

Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №201» г.Чебоксары
Месторасположение: г.Чебоксары, Чувашская Республика

План самообразования
учителя-дефектолога Трофимовой А.Д.
на 2015-2016 учебный год

«Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Пояснительная записка

Цель — создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи:

  1. Выявлять неблагоприятные варианты развития ребенка и определять трудности в овладении адаптированной образовательной программой.
  2. Составлять индивидуально-ориентированные маршруты развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк.
  3. Наблюдать детей с ОВЗ, посещающих массовые группы детского сада, нуждающихся в помощи специалистов.
  4. Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.
  5. Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
  6. Консультировать педагогов и родителей по вопросам развития детей с ОВЗ со сложной структурой дефекта.
  7. Активизировать участие детей с ОВЗ и родителей в различных досуговых мероприятиях
  8. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
  9. Работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Источники самообразования : методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, методические объединения, мастер-классы.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план.
  2. Групповая – через участие в деятельности методического объединения учителей-дефектологов, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога
  • использование индивидуально-ориентированых технологий в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ.
  • разработка буклетов, памяток направленных на обогащение знаний родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в семье.
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях, обобщение опыта.
  • продвижение персонального сайта, сетевое взаимодействие.
  1. Диагностическое, аналитическое
Проведение обследования детей с ОВЗ (динамическое, повторное), первичное (вновь прибывшие) Ежегодно: Сентябрь-январь-май, в течение года
Изучение и анализ, динамическое обследование детей массовых групп, прошедших ПМП(к), ТПМПК По запросу
  1. Коррекционное, аналитическое направление
Разработка и корректировка индивидуально-ориентированных маршрутов развития с учетом психических, физических, эмоциональных особенностей детей Сентябрь, январь, по запросу
Проведение коррекционно-развивающих занятий, в соответсвии с выбранными направлениями развития В течение года
Ознакомление родителей с индивидуально-ориентированным маршрутом развития ребенка Сентябрь, январь, по запросу
  1. Консультативно-просветительское
Участие в мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов
(выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах).
По запросу, регулярно
Пополнение информационного стенда для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ регулярно
IV. Организационно-методическая деятельность
Выступление на родительских собраниях по вопросам обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта в семье Регулярно, по запросу
Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога на сайте ДОУ, в Сетевом городе регулярно
Изучение новых форм, методов и приёмов индивидуально-ориентированных технологий в специальном образовании регулярно
Создание методической копилки (конспекты занятий, статьи, методические рекомендации, игры) для эффективной реализации индивидуальных маршрутов развития регулярно
Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования регулярно

Р ассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании методического зам.директора по ВР директор школы-интерната №11

объединения воспитателей Федагина Л.Г. Полякова С.З.

протокол №4 _________________ _________________

от 02.10.2015г.

Индивидуальный план самообразования

на 2016 - 2020 учебные годы

учителя-дефектолога

Галеевой Алсу Азатовны

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Советского района города Казани Республики Татарстан

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

1. Индивидуальная тема самообразования:

«Педагогические условия совершенствования процесса нравственного воспитания школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики на уроках татарского языка в условиях школы-интерната VIII вида».

2. Период работы над темой: 2016 - 2020гг.

3. Цели:

1.Повысить свои теоретические знания по применению новых образовательных технологий, совершенствовать научно- методический уровень и профессиональное мастерство.

2. Обогащение духовного мира через познавательную деятельность путём приобретения информации о культуре страны: литературы, музыки, архитектуры, живописи, истории, быта.

3. Использование новизны в учебном процессе.

1. Система работы над темой:

1. Изучение процесса нравственного воспитания учащихся и применение гуманистических традиций татарской народной педагогики как средство успешного выполнения образовательных, развивающих, учебных целей.

2. Применение циклового обучения для достижения коммуникативных целей для улучшения качества знаний по татарскому языку и развития личности с помощью иноязычной культуры.

3. Создание в учебной и воспитательной деятельности условий, где ученик будет с интересом изучать татарские народные произведения.

4. Использование специальных средств обучения, способствующих развитию личности ребёнка, отвечающие современным психологическим и дидактическим требованиям, являющихся главным условием повышения качества образования.

5. Изучение литературы по применению процесса нравственного воспитания школьников в обучении иностранному языку; разработка своей методики, моделируя цикл обучения татарскому языку.

2. Работа над совершенствованием

своего педагогического мастерства

2.1. Самообразовательная работа над методической темой

Учеб ный год

Основные вопросы самообразования

Планируемый период времени

2016 год

Организационный этап

1. Изучение нормативных документов.

2.Изучение литературы по внедрению коммуникативной технологии.

3. Изучить функции нравственного воспитания школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики в воспитании и образовании.

4. Презентация грамматического материала и семантизация лексических единиц.

5.Создать условия для совершенствования речевых навыков.

6.Приобрести методическую литературу по данной теме.

7.Разработка программы самосовершенствования.

8. Распространение и изучение педагогического опыта.

9.Анализ собственной деятельности за истекший период.

10.Участие в школьных мероприятиях: «23 февраля», «8 марта», «День смеха», «9 мая», «День защиты детей»

12.01.2016г.

Регулярно

В течение года

До апреля 2016 года

В течение года

В течении года

2017 год

1.Изучить принципы построения учебного материала по гуманистическим технологиям в воспитании и образовании.

2.Изучить этапы усвоения речевого материала коммуникативной деятельности.

а) формирование навыков чтения;

б) совершенствование навыков письма;

в) развитие умения понимания татарского языка русскоязычными детьми.

3. Продолжать изучать методическую и научную литературу.

4.Изучение опыта работы ведущих учителей.

6.Выступить с докладом по изучаемой теме.

7. Выступить на курсах с докладом по изучаемой теме.

8.Проведение открытого урока и внеклассного мероприятия на районном семинаре.

9.Участие на школьных мероприятиях: «День Знаний», «День Учителя», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «9 мая».

Октябрь, 2017 год

В течение года

Участие в районных и городских семинарах.

Участие в районных и городских семинарах

Проведение открытых уроков и внеклассного мероприятия.

В течении года

2018 год

1.Прохождение курсов повышения квалификации.

2.Подготовка на повышение квалификации.

3.Участие в конкурсах.

4.Обобщение педагогического опыта.

5.Провести открытый урок и внеклассное мероприятие.

6. Выступить с докладом по изучаемой теме.

В течение года

Принять участие в конкурсах.

2019 год

1.Изучение литературы по обучению татарскому языку русскоязычных детей.

2.Проведение открытого урока и внеклассного мероприятия.

4.Участие на школьных мероприятиях: «День Знаний», «День пожилого человека», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «Последний звонок».

В течении года

В течении года

В течении года

2020 год

1.Обобщение педагогического опыта.

2. Провести открытый урок и внеклассное мероприятие.

3.Выступить с докладом по изучаемой теме.

4. Участие на школьных мероприятиях: «1 сентября», «Осенний бал», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «Последний звонок».

4.Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

В течении года

В течении года

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

И. Е.Щукина

Целью годового плана коррекционно-педагогической работы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на 2013\14 учебный год являетсяобеспечение максимально возможной социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития через совершенствование образовательного процесса коррекционно- педагогической помощи и улучшение качества работы с родителями. Исходя из годового плана ЦКРОиР, главной целью моей работы является оказание квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием. Для достижения данной цели были определены основные задачи:

    С целью повышения качества коррекционно – педагогического процесса совершенствовать и реализовывать новые формы и методы преодоления заикания.

    Обеспечивать комплексное воздействие по предупреждению и устранению заикания (медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое, логопедическое).

    Повышать компетентность родителей, с целью активного участия в коррекционно-педагогическом процессе.

Коррекционная работа в течение всего учебного года строилась в соответствии с «Положением о центре коррекционо-развивающего обучения и реабилитации» от 16.08.2011 №233 , методической рекомендацией«Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012г. и инструктивно-методическим письмом «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013\14 учебном году от 2013 г. Вся коррекционная работа осуществлялась по пяти основным направлениям (диагностическая; коррекционно-развивающая; консультативно-методическая; самообразование и повышение квалификации; работа по улучшению оснащённости кабинета).

Диагностическая деятельность.

Труд кончается,

но хорошо исполненная работа не пропадет.

Катон Марк Порций Цензорий

Диагностическое направление создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка, которая включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.В течение учебного года я решала следующие задачи: 1.Сбор анамнеза, определение уровня развития и причин возникновения заикания у детей. На начало учебного года на коррекционные занятия было зачислено 18 детей с заиканием разной формы и степени тяжести. В сентябре месяце было проведено первичное обследование детей, данные которых были занесены в индивидуальные карты развития для детей с заиканием. Проводилась диагностика по таким направлениям: обследование состояния общей, мимической и артикуляционной моторики, дыхательной и голосовой функции, обследование динамической стороны речи, состояния импрессивной и экспрессивной речи, состояния звукопроизношения, фонетической и фонематической стороны речи, обследование связной речи, а также обследовалась внешняя и внутренняя симптоматика заикания. И уже по результатам диагностики, в зависимости от степени и тяжести заикания, происходило зачисление детей на индивидуальные или подгрупповые занятия, а так же определение оптимальных условий индивидуального развития

2.Определения результативности и эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога. Всё оформлялось в виде карты динамического развития ребенка. 3. Обследование детей с заиканием по запросу родителей. Проводилось на протяжении всего учебного года.

28 апреля 2014 года дети прошли психолога – медика - педагогическую комиссию, в результате которой прослеживается положительная динамика. Итоги ПМПК:

Начало учебного года: Конец учебного года:

Лёгкая степень заикания -7 Легкая степень заикания -5

Средняя степень заикания-9 Средняя степень заикания -1

Тяжелая степень заикания-1 Тяжелая степень заикания -0

Речь без заикания -11

Итого:

Общее количество детей- 17 детей

Речь без заикания- 11 детей – 65%

Речь без улучшения-4 ребёнка - 24%

Речь с улучшением-2 ребёнка- 11%

План индивидуальной самообразовательной работы

на 2015 -2020 годы

учителя дефектолога ГБОУ «Пестречинская школа-интернат для детей с овз».

Образование: «Высшее, Казанский государственный педагогический институт, учитель начальных классов, Диплом ШВ № 162957 от 15 июля 1994 года»

Курсы: октябрь 2014года Курсы повышения квалификации для учителей – дефектологов по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казань, (108 часов).

Свидетельство о повышении квалификации. Регистрационный номер УПК-20- 0005629\ от 24октября 2014 года

Школьная тема: « Совершенствование коррекционно развивающей воспитательной и социальной среды для развития личности в условиях школы-интерната».

Индивидуальная тема:

Период работы над темой: с 2014 по 2019г.

Цель самообразования: повышение педагогической компетентности.

Задачи самообразования:

Изучить литературу о методах активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках письма и развития речи;

Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

Улучшить технику чтения через использование коррекционно-развивающих игр;

- организовать работу с учащимися на уровне психолого-педагогических, дидактических и методических требований.

Предполагаемый результат:

Овладение методами и приёмами активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках письма и развития речи.

Повышение качества обучения через повышение качества урока.

Участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;

Умение оказать практическую помощь коллегам.

Источники самообразования

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

Интернет - ресурсы;

Медио - информация на различных носителях;

Уроки и мероприятия по обмену опытом, конференции, курсы повышения квалификации.

Этапы проработки материала.

Диагностический

2015-2016уч.год

1.Определение темы.

2.Постановка целей и задач.

3.Пояснительная записка.

4.Изучение методической, педагогической, психологической литературы.

5.Посещение уроков учителей по данной теме.

Прогностический

2016-2017 уч.год

1. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.

2. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

3.Курсы повышения квалификации учителей.

4.Участие в семинарах, на конференциях.

Практический

2017-2018уч.год

1.Участие в семинарах, на конференциях.

2. Посещение семинаров, уроков учителей по данной теме.

3. Выступления с собственным опытом.

4. Проведение открытых уроков.

5.Практическая работа.

6. Апробация методов и приёмов активизации познавательной деятельности на практике.

7. Совершенствование творческой лаборатории и работа в кабинете.

Обобщающий

2018-2019 уч.год

1. Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме самообразования.

2.Консультативная помощь учителям и учащимся.

3. Выводы по окончании работы.

Пояснительная записка.

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе развития умственно отсталого ребенка. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью.

Известно, есть дети, обладающие огромной энергией, не всегда стремящиеся к знаниям, не имеющие того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебно-воспитательного процесса. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно, и тогда выступает важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок коррекционно-развивающих заданий, упражнений, игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Присутствие в коррекционно-развивающих упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала - вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволяет решить в практике обучения и задачу формирования прочных знаний, умений и навыков и задачу развития познавательных способностей учащихся.

Элементы занимательности и новизны, игры, встречи с
любимыми героями, несложные, но интересные наглядные пособия
вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе.
Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока.

Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, с интересом приступают к выполнению упражнения.

Из всего вышесказанного следует, что коррекционно- развивающие упражнения, задания, игры позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Коррекционно-развивающие задания могут быть использованы, как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Изучение методической, педагогической, психологической литературы.

Книга для учителя

Воспитание игрой. Москва: Просвещение, 2001

Аникеева Н. П.

Методическое пособие

Богуславская З. М.

Книга для учителя

Значение дидактических игр в развитии младших школьников. Москва: Академия, 1989

Левченко И. Ю.

Книга для учителя

Дидактические игры в начальной школе. Москва: Просвещение, 2010

Леушина А. М.

Методический журнал « Начальная школа»

Дидактическая игра «Иду в гости» на урок русского языка. Начальная школа№11, 2001

Дубова Т. А.

Книга для учителя

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. Москва, 2011

Богуславская З. М.

Методическое пособие

Русский язык: дидактический материал.
1-2 классы. - М.: Просвещение, 2000.

Канакина, В. П.

Методика игры с коррекционно-развивающими. Москва, Издательский центр «Академия», 2003

О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко, Г. Ф. Кумарина

Методическое пособие

Мой первый экзамен по русскому языку. - М.: Аквариум, 2000.

Узорова, О. В., Нефедова, Е. А

Книга для учителя

Коррекционная педагогика, 1(37) Издательство «Образование» 2010. – М.:

Мухина В.В.,

Книга для учителя

«Психология игры». М – Эксмо – 2003.

Эльконин Д.Б.

Книга для учителя

«Развитие связной речи младших школьников» - М.,2000.

Рамзаева Т.Г.

Книга для учителя

«Уроки речевого творчества». М – ВАКО – 2010.

Каландарова Н.Н.

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: М.:Академия,1998

Пузанова Б.П.

Книга для учителя

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, 2003.

Ефименкова Л. Н.

Учебное пособие

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: - М.: «Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС», 1997.

И. Н. Садовникова.

Методическое пособие

Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. - Москва, 2003.

Юрова Е.В.

Интернет-ресурсы.

Посещение уроков учителей начальных классов, обмен опытом.

Распространение педагогического опыта за период (3-5 лет)

Образовательное

учреждение

07.02.2014

2

«Звонкие и глухие согласные на конце слова»(4 класс)

Образовательное

учреждение

Открытый урок в рамках проведения республиканского семинара

25.10.2014

3

«Н.Носов. Заплатка» (4 класс)

Образовательное

учреждение

Открытый урок, в рамках проведения недели русского языка

23.01.2015 год

4

«Число 4.Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный» (1 класс)

Образовательное

учреждение

Открытый урок в рамках проведения недели математики, школа – интернат

06.12.2015г.

5

«Кошка» (1 класс)

Образовательное учреждение

Интегрированный урок развития речи и русского языка в рамках проведения недели русского языка

25.01.2016г.

6

«Что такое хорошо? Что такое плохо?(2 класс)

Образовательное учреждение

Классный час

13.12.2016

7

Выступления с собственным опытом

06.01.

2014

Образовательное учреждение

Выступление на методическом объединении классных руководителей

2

04.10.

14

Образовательное учреждение

Общешкольное мероприятие

День учителя

1

03.11.

2015

Образовательное учреждение

Выступление на педагогическом совете школы

«Социальная адаптация первоклассников».

2

05.01.

2015 год

Образовательное учреждение

Выступление на методическом объединении учителей предметников

« Использование дидактических игр на уроке математики»

3

28.11.

2015г.

Образовательное учреждение

Выступление на республиканском семинаре

«Формирование навыков чтения»

4

13.12.

2015г.

Образовательное учреждение

Выступление на методическое объединение учителей предметников, школа – интернат

« Нравственное воспитание»

5

07.05.

2016

Образовательное учреждение

Общешкольное мероприятие

«День победы»

6

2012 год

Конференция

Выступление

«Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы – интернат VIII вида на уроках письма и чтения»

7

2013 год

Педагогический совет школы

выступление

«Формы и методы организации и проведения коррекционно-развивающей работы»

8

2013 год

Выступление

«Использование коррекционно-развивающих игр на уроках письма и развития речи»

9

2014 год

Методическое объединение классных руководителей

Выступление

«Основные направления совместной деятельности классного руководителя и школьного психолога по формированию личности учащегося»

10

2014 год

Педагогический совет школы

Выступление

«Система работы на уроке

по сохранению зрения и здоровья младшего школьника»

11

2015 год

Методическое объединение начальных классов

Выступление

« Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках развития речи»

12

13

Практическая работа

Непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса, способствующего формированию толерантного поведения, стало нормой моей профессиональной деятельности.

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются коррекционно-развивающие и игровые формы, влияющие на исправление свойственных учащимся школ 8 вида недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, становлению личности, называют коррекционно - направленным.

Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих недостатки в развитии. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития детей с ограниченными возможностями здоровья и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционно-развивающей и игровой работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, формируются навыки толерантного поведения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий.

Используя коррекционно-развивающие и игровые формы, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой, физкультминутки, логопедические минутки, гимнастика и другие приёмы. В младших классах школы 8 вида одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, развивает все средства языка. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности умственно отсталых детей.

3.Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому я в процессе игровой деятельности, помогаю детям. Стараюсь, чтобы эта помощь, по возможности, была скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру я использую на различных этапах урока.

Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами, я учу детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут. Приведу пример ряд таких упражнений:

«Роняем руки», «Стряхиваем воду с пальцев», «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы», «Трясём кистями», правостороннее, левостороннее, перекрёстное расслабление и напряжение и т. д. Сами названия упражнений не требуют особого разъяснения по проведению, следует только применить фантазию.

Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока. Основные задачи физкультминутки:

· снять усталость и напряжение;

· внести эмоциональный разряд;

· совершенствовать общую моторику;

· выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью, способствующие толерантности.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи пальчиковой гимнастики:

*стимуляция развития речи у детей раннего школьного возраста;

*подготовка руки к письму;

*тренировка внимания;

*координация движений.

В практике своей работы я применяю следующие упражнения:

Придумаем сказку ручками

Солнышко - вот помощники мои

Зайчики - в прятки мы играть хотим

Домик - вышел пальчик погулять

Замок - здравствуйте.

В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры для того, чтобы учить детей с ограниченными возможностями здоровья правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для общения. На уроках развития речи играем в настольные дидактические игры «Магазин», «Часть и целое», «Профессии». Н-р, игра «Профессии». Каждому ребёнку раздаю дидактическую карточку(показываю). В каждом домике должны быть сверху три человечка. Ребёнок находит соответствующий жетон и выкладывает на соответствующую карточку. Н-р, вверху карточка с изображением почтальона, снизу жетон с изображением сумки с газетами и письмами. Выигрывает тот игрок, который быстрее заполнит свою карточку жетонами. Можно во время игры работать в группе и индивидуально. Такие игры развивают память, речь, мелкую моторику и увеличивают словарный запас.

Также детям очень нравится настольный театр. На уроке я использую элементы театрализации. После прочтения сказки предлагаю её разыграть с помощью настольного театра. Учитель берёт слова автора, а дети выступают в роли героев сказки, меняются ролями.

На уроках развития речи я также использую дидактические карточки – это не просто карточки, они обучающие. Н-р, дидактические карточки «Игрушки», ребёнок называет то, что он видит на карточке. Рассказывает для чего предназначен этот предмет и описывает его. Дети сравнивают игрушки с реальными игрушками. Если ребёнок умеет читать, то я прячу руками название под картинкой, дети угадывают, что эта за игрушка. Либо отрезаю названия, перемешиваю и дети подбирают названия к карточкам.

На уроке письма провожу следующие коррекционно – развивающие упражнения:
Упражнение на зрительную память.

1. - Скажите, в каких буквах мы пишем этот элемент. Например:

2. – Найди каждой букве пару. Работа с парными (печатная + прописная буква) буквами (по индивидуальным карточкам).

Упражнение на зрительное внимание.

1. Специальный коррекционный прием по формированию смыслового значения буквы, образа в коре головного мозга. (Папка «Таблицы коррекции зрительного внимания»)

- Запомни цвет, которым изображена данная буква.

2. –Среди данных слогов найти слог су

са су мы ло су хо су ны

3. – Назови букву, которая повторяется несколько раз.

Развитие слогового анализа и синтеза.

1. Запиши только гласные буквы названных слов.

2. Запиши только те слоги, которые начинаются с гласного звука; записать только те слоги, которые оканчиваются гласным звуком (ар, то, ын, ак, ку, он, ни, ко…).

3. Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог:

ло или ка: са…, соба…, мо…ток, музы…, мо…ток.

4. Записать слова, в которых есть слоги жи, ши.

На доске слова: лыжи, зима, мыши, лужа, жили, санки, шил.

Применение описанных мною коррекционно – развивающих упраж-

нений при обучении грамоте у умственно отсталых учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция.

У учащихся возник интерес к изучению русского языка, изменилось письмо, уменьшилось количество ошибок, лучше стал пересказ и техника чтения. Выполнение домашнего задания стало нормой.

Подведение итогов урока сопровождается обязательным комментированием и оценкой работы каждого ученика. Если результат работы на уроке не устраивает учителя и учеников, всегда настраиваю учащихся на успех на следующем уроке.

Применение игровых приемов работы привёл к положительным результатам :

1)Позитивная динамика в коммуникативном развитии.

2)Обогащение содержания личностных контактов.

3)Повышение уровня:

    речевой инициативы

    интереса к предмету

    улучшение техники чтения

4) Положительный эмоциональный настрой на урок.

Мониторинг техники чтения

В процессе использования коррекционно-развивающих игр и упражнений, используемых учителем на уроках развития речи повысилась активность детей, качество обучения, улучшилась техника чтения, мотивация к выполняемой учебной деятельности.

Организм ребёнка младшего школьного возраста, обучающегося в школе 8 вида, отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В этой связи использование коррекционно-развивающих и игровых форм обучения способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и формированию толерантного поведения, благоприятному росту и развитию ребёнка, укреплению его здоровья.

Совершенствование творческой лаборатории

и работа в кабинете.

Выводы по окончании работы.

Проведя самоанализ по данной теме, делаю вывод:

Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

У детей моего класса заметно вырос словарный запас, они учатся общаться. Дети постепенно переходят от фразовой к связной речи. Несомненно, радует заметное развитие творческих способностей всех детей моего класса.

Именно в игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и развитии речи ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Системное применение коррекционно – развивающих упражнений и дидактических игр на уроке, правильная психолого - педагогическая диагностика позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать толерантное поведение, обеспечить успешность обучения. Сделав материал доступным, интересным, коррекционно – развивающая система обучения создаёт богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся уважения и понимания, влияет на отношение ученика и учителя, делая их более доброжелательными. Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне. Моя главная задача - непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса.