Роль родителей в экологическом воспитании в доу. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей

Значение экологического просвещения родителей дошкольников. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как про­цесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое про­свещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г.А. Ягодин неодно­кратно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрос­лых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов. Дошкольный возраст - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для эколо­гического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспита­ния, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возни­кают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического про­свещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес роди­телей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наи­более престижным считается изучение иностранных языков (но не экологиче­ское образование).

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования. Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т.п. Ребенок объяс­няет им, что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница». Роди­тели в лучшем случае не реагируют на возражения ребенка, в худшем - еще и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам го­ворят». Если авторитет родителей для ребенка непререкаем, он начинает возра­жать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном уч­реждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает си­туацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лич­но значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, которую предлагают родителям некоторые детские сады на собрани­ях, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такая совместная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психо­логическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почув­ствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов и дети, и взрослые имеют возможность проявить такие качества и умения, которые требуются в обыденных условиях (правильно развести костер или поставить па­латку, учиться вести себя как член команды и т.п.).

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образова­нии в целом, педагог Н.А.Рыжова выделила ряд компонентов содержания, что отражено в следующей таблице

Авторы: Пафнучева Лариса Владимировна, Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №173 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №173»

Совместная работа детского сада и семьи

по экологическому воспитанию детей

(методическая

разработка)

Выполнил: Пафнучева Л.В.

г. Кемерово 2016 г.

Введение..................................................................... 3-4

1. Перспективный план проекта_.................................5-7

Заключение................................................................. 8-9

Литература.................................................................. 10

Приложение 1 Консультации для родителей...........11-15

Приложение 2 Анкета для родителей 16

Приложение 3 Проект с родителями «Прогулки по лесу» 17-20

Проект «В гости к животным» 21-23

Фотоотчет по проекту «Экологическая азбука» 24-32

Введение

Актуальность проекта

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных

переживаний,

запоминающихся

природой пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение

делать открытия и удивляться им.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является

одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь

на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

внимания.

проблемы

актуальными?

деятельности

человека

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,

ведущая к нарушению экологического равновесия.

Проект «Экологическая азбука» направлен на то, чтобы активизировать

деятельность родителей в этом направлении, помочь закрепить полученные

знания детей в дошкольном учреждении.

Цель проекта : формирование начал экологической культуры, становление

осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к

людям, охраняющим ее.

Задачи проекта:

Формировать

бережное

отношение

существам, в процессе общения с ними.

Формировать

наблюдения,

экспериментирования

процессе

поисковой познавательной деятельности.

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической

культуры.

Срок реализации проекта – долгосрочный – 1 год.

Этапы реализации проекта подготовительный, основной, заключительный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Формы реализации проекта:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической

компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме,

консультации и сообщения экологической направленности для родительского

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на

участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам

экологического воспитания.

фотогазет,

экологических

альбомов,

плакатов,

передвижек.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

Повышения

активности

родителей

организации

проведении различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города,

охране природы.

Перспективный план проекта по работе с родителями

Октябрь «Лес – наше богатство»

1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

2. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию

в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием

на тему «Берегите природу».

3. Акция «Вырасти зеленого друга».

4. Семейный проект «В гости к животным!»

5. Консультации «Лечебные свойства кедра»

6. Представление семейных гербариев «Растения своего сада, участка, двора»

7. Выставка литературы для родителей.

Ноябрь «Животные наших лесов»

1. Выставка рисунков, фотографий «Животные наших лесов»

2. Оформление альбома по фотографиям «Животные России»

3. Викторина с родителями «Знатоки дикой природы»

4. Листовки «Помни правила поведения в природе!»

5. Пополнение библиотеки группы книгами о животных.

6. Презентация книги для родителей «Красная книга Кемеровской области»

Декабрь «Наши пернатые друзья»

1. Акция «Помоги птичке!» (Изготовление кормушек)

2. Заготовка корма для птиц.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические

прогулки по Комсомольскому парку.

4. Разучивание стихотворений о птицах.

5. Консультация «Экологическое воспитание в семье»

Январь «Мусор – проблема № 1»

родителей:

информировать

взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для

переработки.

Подготовка

разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

2. Провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к

сбору пластиковых отходов).

Февраль «Волшебница вода»

1. КВН «В гости к Родничку»

2. Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную

деятельность в домашних условиях.

3. Сочинение экологических сказок о воде.

4. Консультация «Реки нашей области»

Март «Лекарственные растения»

1. Консультация «Лекарственные растения Кузбасса»

2. Составление книги – альбома «Интересные факты из жизни растений»

3. Прослушивание выступление врача – педиатра на родительском собрании

«Польза фито чая для организма»

4. Листовки «Правила сбора лекарственных растений»

5. Участие родителей в мероприятиях посвященных «Дням экологической

защиты» (март – июнь)

Апрель «Весна пришла!»

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по

уборке территории детского сада.

3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый

4. Семейный проект «Прогулки по лесу»

Май «Будь природе другом»

1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием

родителей «Береги природу»

3. Пополнение видеотеки «Это интересно. Из жизни природы».

4. Выпуск газеты «Будь природе другом».

Заключение

В работе с родителями в рамках проекта использовались разные

направления. Работа велась параллельно как с родителями, так и с детьми.

Эффективной формой работы с родителями были педагогические ширмы, в

которых родителям давались чёткие, конкретные, практические советы по

узкой теме. Например, познакомили детей и родителей с лекарственными

растениями,

занесенными

Кузбасса,

применению лекарственных растений в период простудных заболеваний.

Такую тему проекта, как «Дикие животные нашей полосы» мы начали с акции

«Подари книгу детскому саду» - пополнили библиотеку группы книгами из

домашней библиотеки. Так в группе появилась «Красная книга Кузбасса»,

книга «Животные средней полосы России».

В течении года постоянно привлекали родителей к участию в конкурсах и

выставках. В группе заранее вывешивалось яркое, красочное сообщение о

проведении

мероприятия.

Родители

оставались

равнодушными:

совместно с детьми участвовали в конкурсах рисунков, готовили вместе с

детьми поделки из природного материала, приносили из дома фотографии для

участия в проектах.

Активное

родители

составлением

«Волшебница вода» - сочиняли совместно с детьми экологические сказки.

Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах, ребята совместно с

родителями изготавливали кормушки, приносили из дома корм для птиц.

остается

внимания.

Взрослые

награждаются подарками, благодарственными письмами.

В помощь родителям по экологическому воспитанию оформляется папка –

передвижка,

помещаются

словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Информация на

стенде меняется каждый месяц.

Воспитатели регулярно беседовали с родителями, давали каждому

рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края

через средства массовой информации. Разные формы работы с детьми давали

возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у

показать,

необходимы

формирования

экологической культуры.

результате

проделанной

положительные

результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

появилось

общаться

природой

отражать

впечатления через различные виды деятельности.

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас

с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек -

таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети,

когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Список литературы

1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное

планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.

Мозаика-Синтез, 2006. - 90 с.

экология:

Программа

экологического

образования

дошкольников.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. -80 с.

Каменева

Кондратьева

Методика

экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие.

Детство-Пресс, 2007. - 180 с.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-100 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников

Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 120 с.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

– М.: Академия, 2002.- 120 с.

Николаева

Экологическое

воспитание

дошкольников

Педагогика. 2007. - № 5. - 22-27 с.

Программа

экологического

образования

[ Те кс т ]

Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 150 с.

9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников

Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - 47-49 с.

Приложения

Приложение 1

Консультации для родителей:

«Чтобы не кашлять»

Наступил сезон простудных заболеваний. Всем знакомы их

клинические проявления – общее недомогание, насморк, кашель. Но не

все знают, что применение при острых респираторных заболеваниях

лекарственных трав существенно сокращает длительность заболевания

которые можно применить при заболеваниях органов дыхания у детей.

Отхаркивающие:

Алтей, корень,

Анис, плоды,

Душица, трава,

Малина, ягоды и листья,

Подорожник, листья,

Редька, сок,

Ромашка, цветки,

Зверобой, трава,

Календула, цветки,

Картофель, пары,

Липа, цветки,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чабрец, трава,

Чеснок, луковицы и листья.

Противовоспалите

льные:

Алтей, корень,

Берёза, почки,

Душица, трава,

Калина, ягоды,

Капуста, сок,

Липа, цветки,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья и сок,

Смородина

ягоды и листья,

Солодка, корень

Антисептические:

Анис, плоды,

Берёза, почки,

корневище,

Душица, трава,

Зверобой, трава,

Клюква, ягоды,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья, сок,

Смородина

листья, ягоды,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чеснок, луковица и

Жаропонижающие

, потогонные:

Брусника,

ц в е т к и,

В а с и л ё к

Календула, цветки,

Калина, ягоды,

Клюква, ягоды,

Липа, цветки,

М а л и н а,

Пастушья

Ромашка, цветки,

Смородина красная,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Петрушка, трава,

Череда, трава

Лечебные свойства кедра

У многих народов мира

считается

природных

ц е л и т е л е й.

Л е г е н д ы

лечебной силе этого могучего

растения уходят

глубокую древность.

б о л ь ш о м

к о л и ч е с т в е

поле зных

б и о л о г и ч е с к и

активных

энергетике

растения.

Считается, что кедр способен аккумулировать положительную космическую

энергию и распоряжаться ею по своему усмотрению. Он сам безошибочно

определяет кому (зверь то, или человек) требуется помощь и воздействует на

нуждающегося

биополем.

случайно

раненные

животные

отлёживаться

кедровники,

ведических

культурах

является

священным,

культовым

символом чистоты и силы духа, здоровья и долголетия.

Кедр – это настоящий лечебно-оздоровительный природный комплекс. В

лечебных целях употребляется абсолютно всё: древесина, кора, луб, смола

(живица), хвоя, шишки, семена (ядра, скорлупа, шелуха). Даже воздух вокруг

обладает

целительной

усталость,

восстанавливает жизненные силы; под его воздействием теряют активность

многие болезнетворные микроорганизмы.

Хвоя кедра

В хвое кедра содержится

витаминов

биологически

активных

компонентов.

Препараты

обладают

антисептическим, болеутоляющим действием и применяются для лечения

заболеваний,

суставных

промывании

готовят различные витаминизированные напитки и чаи, которые оказывают

стимулирующее и общеукрепляющее действие. Особенно благоприятно такие

напитки действуют в послеоперационные периоды и при сердечнососудистых

заболеваниях.

Эфирное масло кедра

Эфирное масло, получаемое из хвои и молодых веток кедра путем

дистилляции

(перегонки),

обладает

спектром

действия.

Обладая всеми вышеперечисленными свойствами кедровой хвои, эфирное

масло кедра нашло также широкое применение в косметологии для лечения,

омоложения

косметологических средств, масел для массажа и ароматических препаратов.

народной

медицине

используется

качестве

ранозаживляющего

антисептического средства. Хорошо известно также его свойство отпугивать

кровососущих насекомых.

Смола кедра (живица)

Смола, выделяемая кедром, и называемая в народе живицей обладает

уникальными ранозаживляющими свойствами. Мази и бальзамы на основе

живицы используются для лечения различных повреждений кожи – ран,

ожогов и нарывов. Грамотно приготовленные такие препараты способны

заживлять даже очень сложные раны быстрее любых медикаментов.

Кора кедра

Кора и луб кедра,

особенно

весенний

количество витаминов и микроэлементов. Отвар из коры применяется как

мочегонное, слабительное, а также противоглистное средство.

Древесина кедра

Древесина кедра также обладает

свойствами.

изготовленной из древесины кедра

заводиться

д о л ь ш е

с о х р а н я ю т с я

продукты

(особенно

кедровые

обживают

древесины

получаются

удивительные

звучанию

музыкальные

инструменты.

обладают

построенные из кедровых бревен дома. Внутри их время как бы замедляет

свой ход, наполняя атмосферу дома чистотой и спокойствием.

Семена кедра

Семена, или кедровые орехи, пожалуй, главный приз от могучего великана

всему животному миру.

Приложение 2

Анкета

родителей

«Насколько

компетентны

вопросах

экологии?»

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические

темы в группе или для города?

8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

Приложение 3

Семейный проект «Прогулки по лесу»

Вид проекта: творческий.

Актуальность темы:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен

заботливо

относиться

сохраняя

ценности

богатства.

Цель: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему

живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять

заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Развивать

познавательные

родителей

овладении

исследовательскими методами познания природы;

Воспитывать у детей природоохранное поведение.

Возраст: первая часть проекта выполнена воспитателями группы. Вторая

часть, являющаяся дополнением к проекту в виде совместной творческой

работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: долгосрочный.

Посещение заповедников.

Совместная работа с родителями и детьми.

Предполагаемый

результат: Повышение

экологии

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности

родителей по теме проекта.

Обеспечение: информационное.

собрана папка с фотографиями и

рассказами экскурсий детей и родителей.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Семейный проект

«В гости к

животным»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Актуальность темы: Окружающая природа - непосредственный источник,

из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые

сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Общение с

природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в

нем лучшие чувства.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых

существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют

формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм,

трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

умножающих природные богатства.

Цель проекта:

Научить детей правильному общению с животными.

Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства

сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы

и умозаключения.

Задачи проекта:

Развивать элементарные представления о животных.

Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести

Развивать познавательную активность, мышление, воображение,

коммуникативные навыки;

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки

и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие

способности;

Возраст: Первая часть проекта выполнена воспитателями группы.

Вторая часть, являющая дополнением к проекту в виде совместной

творческой работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: месяц .

Основные формы реализации проекта:

Ожидаемые результаты:

Понимание детьми, как можно ухаживать за животными.

Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Желание родителей завести домашнего питомца.

Обеспечение: Информационное .

Продукт проектной деятельности: собрана папка материалов

совместной работы детей и родителей с фотографиями и рассказами.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Фотоотчет о проделанной работе с детьми и родителями по проекту

«Экологическая азбука»

Викторина с родителями

Художественное творчество с детьми

Наши пернатые друзья

Акция «Береги воду!!!»

Выставка литературы

для родителей

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Работа с родителями по экологичес-кому воспитанию дошкольников яв-ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспи-тание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, че-ловека, который будет жить в XXI в.
В наше время проблемы экологи-ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи-тельная, ведущая к нарушению эколо-гического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологи-ческом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя поня-тие «экологическая культура»? Эколо-гическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отно-шение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
В работе с родителями по экологи-ческому воспитанию детей необходи-мо использовать как традиционные формы (родительские собрания, кон-сультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основы-ваться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
· педагог — родитель;
· педагог — ребенок — родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит рабо-тать (образовательный уровень роди-телей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важ-но проводить работу дифференциро-ванно, объединив родителей в под-группы.
Необходимость индивидуального подхода определяется также следую-щим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.
При выборе форм общения с роди-телями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привле-кать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правиль-ных ответов. Например, при органи-зации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспита-ния» воспитатель может провести предварительное анкетирование роди-телей с целью выяснения их понима-ния связанных с экологическим вос-питанием проблем (приложение 1). Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителя-ми данное мероприятие, сделать вы-воды:
· основы экологического воспита-ния направлены на формирование ответственного отношения к окру-жающей среде;
· одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Как мы уже сказали, для формиро-вания экологической культуры нужно дать детям элементарные научные зна-ния о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, на-учить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эсте-тические переживания (живое пре-красно), сопереживать живым сущест-вам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощуще-ние окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родите-лям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислу-шаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регу-лярно, то они научатся слушать музы-ку «лугов и полей, любоваться трава-ми, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребен-ком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведе-ния в природе. Например.
· Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разре-шайте детям бесцельно их рвать.
· Насекомые опыляют растения, со-здают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, куз-нечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
· Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи соби-райте так, чтобы не повредить ве-точки.
Важно с раннего детства воспиты-вать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведе-ния людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить пра-вильные практические действия: убор-ку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить иско-ренению в некоторых детях стремле-ния мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходи-мые для жизни условия. Дикое жи-вотное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошен-ные: они живут своей жизнью.)
Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предло-жить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
· Дайте оценку этому поступку.
· Как бы Вы поступили?
· Что надо делать, когда встречаете птиц?
· Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
· Надо ли помогать птицам? Как?
· Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?
В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффектив-ности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в приро-де, но и его участие в улучшении природного окружения своей местнос-ти. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает силь-ное воздействие на личность ребенка.
Эффективной формой работы с ро-дителями является, например, круг-лый стол «Воспитание доброты к природе».
Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родите-лей, дети которых проявляют жесто-кость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заин-тересовать. Поэтому для каждой под-группы родителей целесообразно ор-ганизовать отдельную беседу.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочув-ствие?
4. Как Вы сами относитесь к жи-вотным?
5. Какие виды совместной деятель-ности в общении с природой практи-куются в Вашем доме? (Книги, про-гулки, ТСО, труд, уход.)
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Имеются ли дома объекты при-роды?
2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?
3. Есть ли у него желание ухажи-вать за ними? Проявляет ли самосто-ятельность в оказании помощи?
4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предло-жили для поддержания интереса к природе?
5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отноше-ния ребенка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявля-ют жестокость по отношению к живот-ным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустов-ского.
2. Предложить, если дома нет объ-екта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равно-душны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.
Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых ро-дителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители долж-ны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспита-тель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выпол-зло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «При-рода не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните.
Такую форму работы, как консуль-тации, например «Использование ху-дожественной литературы в экологи-ческом воспитании дошкольников в семье» (приложения 2, 3), можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напо-мнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказоч-ные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмот-ра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные со-веты, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассмат-ривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телеви-зионные передачи и т. д.
А консультацию «Совместная дея-тельность родителей и детей по выра-щиванию комнатных растений» можно начать с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например.
· Отгадай по загадке растение и найди его (по три растения).
· Назови растение и расскажи: ка-кого ухода оно требует?
· Придумай нежные слова своему растению.
После ухода детей воспитатель:
· рассказывает о видах работ по уходу за комнатными растениями до-ма и показывает их;
· дает советы по подбору, содержа-нию, уходу за растениями дома;
· напоминает родителям о том, что дети должны знать цель труда;
· советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разго-варивать с ним как с живым, заме-чать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовывать их.
Такие формы работы дают возмож-ность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологиче-ской культуры.
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним — добрый человек пришел; если обходил-ся грубо — настораживались, так как по отношению к животному проверяет-ся и отношение к человеку.
Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО___________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________
В чем это проявляется?
- Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________
В чем это проявляется?
- Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________
10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________
Приложение 2. Анкета для родителей "Использование художественной литературы в семье"
«Книга в семье»
ФИО____________________________________
Возрастная группа________________________
1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

___________________________________________________________________
2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?
- Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).
4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)
5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________
Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________
7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________
Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________
Как часто? При каких ситуациях?
- Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)

Приложение 3. Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе. (Обгово-рить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах Подмосковья, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить
наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
Приложение 4. Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о пти-цах).
8. Наши друзья — насекомые.
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар — это беда леса!
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы — земной красы начало.
13. Первоцветы — вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Приложение 5. Сбережем родную природу
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить сле-дующие вопросы.
. Оказывает ли природная среда влия-ние на развитие общества?
. Оказывает ли общество влияние на природную среду?
. Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
. Находясь на прогулке в лесу, пяти-летний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не зна-ла, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы по-смотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспи-тывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
. Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблю-дать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые ба-бушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложи-лось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельнос-ти вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жесто-кость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Концерт силами детей «Руская при-рода».
4. Обсуждение с родителями увиденного.
. Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремле-нию беречь ее.
. Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрас-ного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Поста-райтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оцен-ке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
(К. Станиславский)
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.

Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.

Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:

1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором

усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.

2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.

3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
Педагог-родитель;
Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию


Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

папок- передвижек.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!


Волгина Елена Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 408 "Жемчужинка"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Методика эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по экологическому воспитанию "
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 408 «Жемчужинка» комбинированного вида»
Педагогический проект на тему:

«Методика эффективного

взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников по экологическому

воспитанию»

Выполнила:

старший воспитатель МКДОУ

д/с № 408 «Жемчужинка»

Волгина Елена Николаевна

Новосибирск

2016 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая аннотация проекта стр. 3 2. Актуальность стр. 5 4. Постановка проблемы стр. 6 5. Цели и задачи проекта стр. 6 6. Формы работы с родителями стр. 6 Описание проекта стр. 7 I этап (подготовительный) стр. 7 II этап (основной) стр. 7 III этап (заключительный) стр. 10 IV Ожидаемые результаты стр. 10 VI Список используемой литературы стр. 11 Приложение стр. 13 2

ВВЕДЕНИЕ

Краткая аннотация проекта
Дошкольное образование является одним из первых звеньев становления человека- гражданина, хозяина своей земли. Дошкольник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Начало становления экологической культуры любого человека закладывается и формируется в первую очередь в семье. Именно родители создают ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются, они становятся все значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родители, к природе и интересам детей. Проблема заключается в том, что педагоги ДОУ не в полной мере используют потенциал семьи в экологическом воспитании детей. Цель нашего проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. Чтобы реализовать эту цель необходимо решить ряд задач: 1. Изучить методическую литературу по данной теме. 2. Выявить представление родителей об экологическом образовании. 3. Определить формы и методы совместной работы ДОУ с семьями воспитанников. 4. Разработать этапы проекта. Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Срок реализации: с сентября 2016 г. по май 2017г. Участники: дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 3
1 этап – подготовительный (сентябрь 2016г.) 2 этап – основной (октябрь - апрель 2017г) 3 этап – заключительный (май 2017г.) Ожидаемые результаты: посильное участие родителей в экологическом образовании детей; непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий; повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. 4
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим воспитанникам и их родителей. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. Дошкольное образование является одним из первых звеньев становления человека- гражданина, хозяина своей земли. Дошкольник, 5
общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Начало становления экологической культуры любого человека закладывается и формируется в первую очередь в семье. Именно родители создают ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются, они становятся все значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родители, к природе и интересам детей. Проблема заключается в том, что педагоги ДОУ не в полной мере используют потенциал семьи в экологическом воспитании детей. Именно поэтому мы выбрали экологический проект на тему: "Методика эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по экологическому воспитанию ". Цель нашего проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. Чтобы реализовать эту цель необходимо решить ряд задач: 5. Изучить методическую литературу по данной теме. 6. Выявить представление родителей об экологическом образовании. 7. Определить формы и методы совместной работы ДОУ с семьями воспитанников. 8. Разработать этапы проекта. Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Срок реализации: с сентября 2016 г. по май 2017г. Участники: дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию: Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. 6
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка). - Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы. - Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. - Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек. Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный (сентябрь 2016г.) 2 этап – основной (октябрь - апрель 2017г) 3 этап – заключительный (май 2017г.) 1. Подготовительный этап. Сентябрь. 1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу». 2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче). 3. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы. 2. Основной этап. Октябрь. 7
1. Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников. 2. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологическую экскурсию в Ботанический сад г. Новосибирска. 3. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем районе макулатуру для переработки. Ноябрь. 1. Участие семей в КВНе «Жизнь полна чудес». 2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала. 3. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе. Декабрь. 1. Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки. 2. Индивидуальная работа с детьми на прогулке. 3. Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников». Январь. 1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество, но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов. 2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» 3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием. Февраль. 8
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр. 2. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу». 3. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.). Март. 1. Оформление альбома «Рыбы нашего водоема». 2. Провести для детей развлечение «День воды». 3. Конкурс плакатов для родителей и детей на тему «Берегите воду!» Апрель. 1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла». 2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада. 3. Проведение для детей старших и подготовительных к школе групп «День Земли». Май. 1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т. д. 2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада. 3. Заключительный этап. Май. 1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!». 9
2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. 3. Презентация проекта. Ожидаемые результаты: посильное участие родителей в экологическом образовании детей; непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий; повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Заключение Проведенная работа с воспитанниками детского сада по экологическому воспитанию позволит прийти к следующим результатам: - дети станут больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; - у детей сформируются первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней), - у детей выработаются первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. 10
То есть, реализация деятельности по проекту будет способствовать развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. Список использованной литературы: 1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007. 5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. 8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27. 9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49. 11
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006. 12
Приложения Приложение 1:Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» 1. Ф.И.О. 2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города? 3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие? 4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? 5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу? 6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы? 7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города? 8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие? 13