Проект по работе доу с библиотекой. Проект "Взаимодействие детского сада с детской библиотекой им

Юркова Е. В.
заведующая Центром поддержки чтения
Рязанской ОДБ

В современном обществе многие учреждения и организации занимаются воспитанием, развитием и образованием детей дошкольного возраста. Специфика детских библиотек позволяет нам стать полноценной частью развивающей среды ребенка. Опыт многих библиотек разнообразен и достаточно интересен. Хочется рассказать о том, как наша Рязанская областная детская библиотека решает проблемы приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру.

Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками детских дошкольных учреждений, мы свою работу строим совместно с детскими садами.

Эта работа строится на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и воспитателями и родителями.

Чтением, если постараться, можно увлечь ребенка в любом возрасте, но желательно это сделать ещё в дошкольном. В это время дети скорее слушатели, чем читатели, поэтому именно от взрослого зависит, станет ли общение с книгой для них необходимостью. К сожалению, не все родители это понимают, поэтому мы решили взять на себя эту миссию и создали программу по работе с дошкольниками «Познай мир с книгой». Цель программы – создание условий для становления думающей, эмоциональной, эрудированной личности через приобщение к активному чтению.

Программа осуществляется на базе детского сада № 138 при поддержке заведующей и методиста. Для занятий была оборудована уютная комната сказок с мягкими диванами, зимним садом, фонтаном, игрушками, аудио- видеотехникой.

В рамках программы ведется работа с родителями: выступления на родительских собраниях, посвященных приобщению к чтению детей, выпускаются информационные листки, рекомендательные списки. В детском саду работает мобильная библиотека, откуда родители и дети могут брать книги на дом.

В рамках программы проведен и смотр-конкурс на «Лучший книжный уголок». Воспитатели каждой из 10 групп организовали свои уголки так, что ребенок может не просто посмотреть, почитать (если умеет) книгу, но и поиграть с ней. Все уголки оформлены с соблюдением всех критериев конкурса. В них отобразилось все творческое многообразие как педагогов, так и детей.

Форма каждого занятия зависит от темы. Может быть использована игровая или проблемная ситуация, демонстрация наглядного материала (предметов, игрушек,

рисунков), иллюстрирование художественных произведений, пересказывание, заучи-

вание стихотворений, беседа по прочитанному, показ мультфильмов.

Изучение творчества К. Чуковского переросло в большой проект, включающий в себя рассказ о жизни писателя, литературную викторину, конкурс рисунков и даже мюзикл «Муха-Цокотуха». Кстати, этим спектаклем дети поздравляли нас с 90-летием библиотеки.

Знакомство с творчеством современных рязанских писателей тоже проходит необычно. Во-первых, дети заранее знакомятся с произведениями писателей, разучивают стихи, рисуют понравившихся героев. На встречах звучит не просто монолог писателя, а происходит живое общение с детьми. Ребята с автором ставят моментальные спектакли, поют песни, делятся своими впечатлениями. После встречи с поэтом Евгением Наумовым родилась идея создать рукописную книгу неизданных стихотворений. Так появилась книга «Ткач-паук и портниха-зайчиха» с иллюстрациями детей.

Уже есть первые результаты выполнения нашей программы. Мы ими гордимся. Около 50% детей старшего дошкольного возраста детского сада № 138 являются читателями библиотек города.

Все выпускники детского сада № 138 и большинство детей старшей группы умеют и любят читать. Уже стало доброй традицией проводить праздник «В добрый путь» для выпускников этого садика в библиотеке.

А главный результат работы по программе и достижение нашего сотрудничества – это то, что руководство детского сада выбрало направлением деятельности обучение и воспитание детей через художественную литературу.

В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников на протяжении последних лет работают две библиотечные программы для детей дошкольного возраста. Программа «Люблю читать» направлена на приобщение дошкольников к чтению, программа «Чтоб в ваш дом не пришла беда» учит основам безопасности. Программы осуществляются на базе ДОУ № 1, 15, 17, 20 г. Рязани.

С сентября по май дважды в месяц сотрудники отдела осуществляют выход в детские дошкольные учреждения для проведения мероприятий. В группах работают внестационарные библиотечки, из которых родители вправе выбрать интересующую книгу для своего ребенка и взять ее на дом. В рамках программ осуществляется выпуск информационных листков для родителей, которые вывешиваются на «Уголке для родителей». Темы листков: «Как вести себя в машине», «Продукты полезные и не очень», «Здоровый сон», «Знакомьтесь! Новые имена в детской литературе», «Сказки Тамары Крюковой» и др.

В рамках программы «Чтоб в ваш дом не пришла беда» проводятся мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения, формированию таких понятий, как безопасность, осторожность, самосохранение, воспитание наблюдательности и внимательности. Темы мероприятий: «Один дома: основы безопасности в квартире», «Дорога – не место для игр», «Безопасная прогулка», «Знакомые незнакомцы: правила общения с домашними животными», «Что мы едим» и др.

Программа «Люблю читать» призвана привить любовь детей к книге с раннего возраста, с помощью книги воспитать в подрастающем поколении моральные, нравственные и духовные качества. В рамках программы проходят громкие чтения, обсуждение прочитанного, беседы о писателях, литературные игры и викторины, творческие занятия. Ежегодно темы мероприятий обновляются и приурочиваются к юбилеям русских и зарубежных детских писателей.

Специально для самых маленьких читателей в стенах библиотеки проводятся праздники: осенью – «Праздник урожая», который предваряет знакомство с библиотекой, ее структурой и правилами пользования, зимой – новогодние утренники, на которые дошколята приглашаются вместе с родителями. Каждый утренник проходит в виде театрализованной интерактивной игры, на которой дети узнают полезную информацию, участвуют в конкурсах. Завершает праздник сладкий стол.

Очень популярен среди дошколят «Праздник книжки для малыша и малышки». Праздник проводится в Международный День детской книги. Каждый год он посвящается юбилею какого-либо писателя. В 2012 году состоялось литературное путешествие по творчеству К. Чуковского (к 130-летию писателя).

17 мая детское издательство «Розовый жираф» проводило IV Международный День чтения. Наша библиотека впервые стала его участником. Воспитанники из ДОУ № 138 и 18 с удовольствием слушали и выполняли задания по книге Ш. Силверстайна «Полтора жирафа».

Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время очень ответственное, требующее от специалистов нашей сферы творческого проживания. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению. Ведь именно каким будет знакомство маленького человечка с книгой, библиотекой, библиотекарем зависит будущее. Перерастет это в крепкую дружбу на всю жизнь, или это будут формальные встречи по делу.

В создании библиотеки принимал участие весь педагогический коллектив, но основную работу по оформлению библиотеки взяла на себя творческая группа педагогов в составе старшего воспитателя и 2х воспитателей возрастных групп. Помещение было отремонтировано силами коллектива, пространство оформлялось в соответствии с требованиями положения о смотре-конкурсе «Уголок книги в детском саду» и по собственному представлению педагогов. Для наполнения библиотеки книжными изданиями были привлечены родители всех возрастных групп.

Книжный фонд постоянно пополняется и в настоящее время содержит белее 800 экземпляров. Большинство книг и пособий находятся на открытых стеллажах и полках, хорошо просматриваются. Имеется книжный резерв, необходимый для пополнения и периодического обновления содержания библиотеки, и места для его размещения. Книги представлены в нескольких экземплярах. Имеется полка с домашними любимыми книгами и часто читаемыми (К.И. Чуковский, А.Л. Барто, С.Я. Маршак и др.)

Составлен график посещения библиотеки для всех возрастных групп. Указаны часы работы библиотеки и выделено специальное время для посещения семьей. Разработан перспективный план мероприятий для детей разных возрастов, который предусматривает проведение тематических мероприятий, тематических выставок, вечеров семейного отдыха, фотовыставки, викторин.

Пространство библиотеки обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, но и является содержательно-насыщенным, вариативным, трансформируемым, доступным и безопасным. В помещении библиотеки предусмотрены различные места для действий с книгой, играми. Имеется уголок для художественного творчества, уголок театрализации, читательский уголок, уголок уединения. Уголки оборудованы детской мебелью, ширмой, дополнительной подсветкой, сменными мобилями. Библиотека оснащена различными средствами обучения: видеокниги, аудиокниги, диафильмы; техническим оборудованием в том числе: телевизор, DVD-система, проектор, ноутбук.

На нового читателя заводится формуляр, литература по необходимости выдается на дом. Функция библиотекаря возложена на воспитателя.

Проект «Детский сад и библиотека»
«Книга для детей – это в самом деле

Кузнецова Наталия Владимировна - Старший воспитатель ГБОУ д.с № 104 г.Москва

Самодина Алла Игоревна Педагог-психолог ГБОУ д.с №104 г.Москва

хорошая пища – вкусная, питательная, светлая,
способствующая их духовному росту»
К.И.Чуковский
Предпосылки проекта:
- Многолетнее плодотворное сотрудничество с библиотекой «Семейного чтения»;
- Популяризация проектной деятельности;
- Поиск новых форм работы с родителями;
- Расширение технических информационных возможностей.
Цель проекта:
- Социализация детей с нарушением речи в обществе;

Развитие речи воспитанников с помощью проектной деятельности;
- Осознание ценности чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи проекта:
- Развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности;
- Знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- Повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;
- Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- Формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге;
Связь проектной деятельности с образовательными областями:
«Здоровье»
Исследования профессора Оксфордского университета Джона Стейна говорят нам о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Учёный уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно
проживаем с книжными героями их жизнь. С помощью МРТ-сканирования доказано, что человеческий мозг копирует и воспроизводит те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Учёные университета Суссекса определили, что всего 6 минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой.
Книги – не только источник знаний,
но и источник здоровья!
- Экскурсия – прогулка в библиотеку;
- Положительный эмоциональный настрой;
- Подборка литературы по теме «Здоровье», например, К.И.Чуковский «Мойдодыр».
«Физическая культура»:
- Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;
- Движение до библиотеки происходит организованно - в колонне по два,
- Смена положения тела, статичности в течение мероприятия.
«Социализация»:
- Проигрывание сюжетно – ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- Викторины, кроссворды, «Незнайка в солнечном городе»-Игры – драматизации;
- Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка».
«Труд»:
- Мастерская «Книжкин Айболит»;
- Трудовая деятельность – уборка в книжном уголке; протирание и обметание пыли с книг;
- Участие в творческих конкурсах:
Поделки из природного материала по сюжетам рассказов и сказок.
Поделки из бумаги: «Дорого яичко ко христову дню».
Выставка икон, вышитых бисером к Крещению и т.д.
«Познание»:
- Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов;
- Знакомство с трудом взрослых: с профессией«Библиотекарь», «Продавец книг» и другими.
- Формирование представлений о праздничных датах: Дне космонавтики и др.;
- Знакомство с православными праздниками: масленицей, пасхой;
- Ориентировка в пространстве – движение по залам библиотеки;
- Инициирование обсуждения проекта «Детский сад и библиотека» в кругу детей.
«Безопасность»:
- Закрепление знаний о правилах дорожного движения по дороге в библиотеку;
- Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.
«Коммуникация»:
- Развитие свободного общения с взрослыми-работниками библиотеки;
- Освоение форм речевого этикета;
- Обогащение обществоведческого словаря;
- Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
- Формирование диалогической речи.
«Чтение художественной литературы»
- Приобщение к словесному искусству;
- Формирование интереса и потребности в чтении;
- Возможность выбора из большого количества художественной литературы (в том числе с электронных носителей)
«Художественное творчество»:
- Изготовление иллюстраций по рассказам А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Н.Н. Носова;
- Оформление работ к народным праздникам: масленице, пасхе.
- Авторские выставки сотрудников ДОУ
«Музыка»:
- Сопровождение музыкальных проектов;
- Прослушивание классической музыки в процессе мероприятия: «Сказки А.С.Пушкина»
Успешной реализации проекта в семье помогут:
- Ежедневное чтение детям художественных произведений;
- Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми;
- Введение в круг чтения детской периодики
- Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
- Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
- Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;
- Создание детской домашней библиотеки.
Успешной реализации проекта в детском саду помогут:
- Ежедневное чтение художественных произведений;
- Беседы по содержанию произведения;
- Рекомендации для родителей по организации семейного чтения;
- Развитие у детей индивидуальных литературных предпочтений;
- Привлечение детей к созданию собственных книг;
- Активизация работы библиотеки детского сада;
- Создание мини библиотек в каждой группе учреждения;
- Выставки иллюстраций к литературному произведению: «Незнайкины друзья», «Герои Пушкинских сказок»
- Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»
- Консультации для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23

Проект

по взаимодействию детского сада

с детской библиотекой

им. З.Космодемьянской

Представил

воспитатель:
Бочалова Е.В.

г. Новочеркасск

Вид проекта: образовательный, социально - просветительский

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки им. З. Космодемьянской.

Актуальность:

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Цель: ф ормирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой им. З. Космодемьянской.

Задачи:

    Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

    Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

    Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Содержание проекта

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

    анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

    установление контактов с организацией;

    определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

Задачи:

    Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

Ответственный

«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря)

Формировать реалистические представления о труде взрослых людей, познакомить детей с профессией библиотекарь, содержанием и значимостью его труда, расширять словарный запас детей по теме.

Библиотекарь,

воспитатели

Творческая выставка «Символ года – Огненный петух»

Создание условий для творческих работ ; привлечение родителей к творческой работе ; создание и максимальное использование экспозиции детских работ в целях повышения уверенности ребенка в своей индивидуальности.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

Акция «Дари добро на радость людям» в рамках конкурса городов России «Семья и город - растем вместе!».

Викторина «Путешествие в страну сказок»

1. Совершенствовать умение узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.

3. Развивать воображение, творческую фантазию детей, умение работать в коллективе.

4. Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.

5. Воспитывать активный интерес к сказкам.

Библиотекарь,

воспитатели, учитель-логопед

Акция «Подари книгу библиотеке»

Пополнение библиотечных фондов библиотеки современной и детской художественной литературой.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К. И. Чуковского)

1. Познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, способствовать формированию познавательного интереса к творчеству.

2. Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.

3. Развивать мышление, речь, воображение, память.

4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге.

Библиотекарь,

воспитатели

Конкурс рисунков и плакатов «Я хочу дружить с природой» в рамках года экологии.

1. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять ее.

2. Привлечение дошкольников к экологическим проблемам.


3. Развитие творческой активности детей в решение экологических проблем.

Библиотекарь,

воспитатели, родители

Всероссийская акция «Библионочь» «Экологическими тропами».

Знакомство с коллекцией животных Новочеркасского казачьего эколого-биологического центра «Зоопарк в моем багаже»

Воспитание у дошкольников нравственных качеств (отзывчивости, доброжелательности, заботливого отношения к животным), научить жить в гармонии с природой.

Библиотекарь,

воспитатели

Праздник «Мы наследники Победы», участие в акции «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка», «Читаем детям о войне»

Воспитание патриотических чувств.

Библиотекарь,

Воспитатели, муз. руководитель

Заключительный этап

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

    проведение анализа проделанной работы;

    определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.

Презентация проекта на ГМО учителей-логопедов.

ФОТООТЧЕТ

Программно-методическое обеспечение в МБДОУ «Детский сад «Тополек»

& Общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования «От рождения до школы» /Н.Е. Вераксы, Васильева М.А., Комарова Т.С.

& Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет «Кроха» /Г. Г. Григорьева

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

· Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика

· Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

· Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

· Соловьева Н.И. Здоровый образ жизни. – М.: Школьная пресса, 2007.

· Меличева М. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. – Санкт-Петербург, 2007.

· Шукшина С.Е. Я и мое тело. – М.: Школьная пресса, 2004.

· Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Подготовительная к школе группа детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Н.А. Симон Зимние физкультурные традиции. Для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006.

· Литвинова Н.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни

· Рукова М.А. Движение день за днем. Комплексы упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Линия-Пресс, 2007.

· Фомина Н.А. Сказочный театр физической культуры. Физические занятия в музыкальном ритме сказок. Волгоград. Издательство «Учитель», 2013

· Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Социально-коммуникативное развитие:

· Казакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

· Петрова В.М., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

· Вичникова Г.И. Социальное развитие и окружающий мир. – М.: Творческий цент, 2009

· Пелькова Л.А. Развитие игровой активности. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

· Волкова Е. Играем в ученых. – Новосибирск: Сибирский универсальное издательство, 2008.

· Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: УЦ Перспектива, 2011.

· Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2008.

· Кондрыкина Л.А. С чего начинается Родина?. – М.: ТВ Центр, 2004.

· С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: «Творческий центр», 2004 г.;

· В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. – Издание 3-е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009 г.;

· Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры – М.: Обруч, 2011г.;

· О.Н. Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007 г.;

· Т.И. Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.;

· Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007 г.;

· Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2010

· С.А. Козлова Мы имеем право: учебно-методическое пособие для педаг. коллективов ДОУ. – М.: Обруч, 2010 г.;

· Т.В. Шепелева Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – Волгоград: Учитель, 2009 г.;

· Л.Б. Дерягина Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007;

· Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;

· Воспитательная система «Маленкие россияне» / Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007;

· Сахалин – наш общий дом: Из опыта МДОУ № 2 «Березка» г. Южно-Сахалинска. Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Гилерович, Е.В. Шумина. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2009;

· Воспитатель дошкольного образовательного учреждения: практический журнал, № 4 2010 г.;

· Методист дошкольного образовательного учреждения: научно-методический журнал, № 6 2010 г.;

· Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, № 8 2007 г.;

· Дошкольная педагогика: Петербургский научно-практический журнал, № 2 (67) /февраль/ 2011;

· Игра и дети. Для родителей и педагогов. Журнал, № 6 2007.

Методические пособия

· Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Куцакова Л.В. Конструирование и ручной трудв детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Работа с родителями

· Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Школа Семи Гномов. Четвертый год (12 книг для работы с детьми от трех до четырех лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Пятыйгод (12 книг для работы с детьми от четырех лет до пяти лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Шестойгод (12 книг для работы с детьми от пяти до шести лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Седьмой год (12 книг для работы с детьми от шести до семи лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

& Безопасность: программа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

· Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Журнал – Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2002.

· Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Белая К.Ю. Как обезопасить дошкольников. – М., 1998.

· Стеркина Р.Б. журнал – Дошкольное воспитание, №3, №4 , 1997

Познавательное развитие:

Продуктивная (конструктивная) деятельность:

Методические пособия

· Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материалав подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Развитие элементарных математических представлений:

Методические пособия

· Арапова-Пискарева Н.А., Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Рабочие тетради

· Денисова Д. Математика для дошкольников. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Плакаты большого формата

· Цвет – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Форма – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Цифры – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Формирование целостной картины мира

Методические пособия

· Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: 2002

· Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

· Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

· Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второймладшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Наглядно-дидактическиепособия

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

· Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Водный транспорт.– М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Музыкальные инструменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Спортивный инвентарь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

· Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Животные жарких стран. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Космос. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Морские обитатели. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Овощи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Фрукты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Цветы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия рассказы по картинкам

· Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зима. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Осень. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Весна. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Лето. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Репка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зимние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Распорядок дня. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Великая Отечественная война в произведениях художников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Профессии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

& Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева

· Николаева С.Н.Экология в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002

· Николаева С.Н.Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993

· Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006

· Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры. – М.: Новая школа, 1995

· Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

· Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М: Педагогическое общество России, 2005.

· Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2005

· Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

· Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

· Здоровый малыш / Береснева З.И.

Речевое развитие

Методические пособия

· Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

· Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Занятия с детьми 2-3 лет. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Серия«Грамматика в картинках»

· Антонимы. Прилагательные. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Говори правильно. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Многозначные слова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Один-много. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Словообразование. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Плакаты большого формата

· Буквы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Рабочие тетради

Старшая группа

· Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Подготовительная к школе группа

· Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Методические пособия

· Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Книги для чтения

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

Художественно-эстетическое развитие:

Методические пособия

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М., 2005.

· Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Зацепиной. – М., 2005.

· Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М., 1990.

· Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. – М.:Аркти, 2003.

· Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

· Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1961.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках »

· Филимоновская народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Городецкая роспись по дереву. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Каргополь – народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Плакаты большого формата

· Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Филимоновская свистулька. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Хохлома. Изделия. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Хохлома. Орнаменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Рабочие тетради

· Волшебный пластилин. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Методические пособия:

· Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М., 2004

· Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Костина Э.П. Музыкальные дидактические игры. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 г.