Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста. Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

дипломная работа

2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей

В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны для успешного развития детей, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.

Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.

Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний; развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Аппликация из ткани в дошкольном образовательном учреждении

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил...

Влияние IT технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству

Дошкольное детство - время активного вхождения ребенка в широкий мир. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный, непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный...

Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста

Наука о дыхании - это наука о жизни. Из всех научных дисциплин и тайных знаний она считается самой важной и наиболее трудной для достижения. Чтобы в совершенстве овладеть наукой о дыхании, человеку надо не только обладать определенными знаниями...

Дидактические игры в детском саду

Игра -- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность...

Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследо-вателей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В то время...

Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности...

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой»...

Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования

Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта...

Музыкальные развлечения, основанные на народных традициях как форма организации музыкально-художественной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Фольклор. Всё чаше это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творчески подъём...

Обучение детей сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования

Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр

Как уже говорилось выше, дидактические игры имеют большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они оказывают влияние на умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание детей дошкольного возраста...

Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет

Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам...

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, раскрыть ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры...

Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков...

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Основное значение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух...

Таблица 12

Младший

дошкольный возраст

Средний

дошкольный возраст

Старший

дошкольный возраст

Начиная со второго года жизни для расширения представлений о статических, динамических свойствах предметов, обобщения этих свойств, обозначения их словом нужны различные игрушки с пристегивающимися (пришнуровы- вающимкся, прилипающими) деталями, со звуковыми и цветовыми эффектами. Используются развивающие игры типа «Эва- ленд», «Оксва», дидактические коврики- трансформеры, игрушки-ростомеры. Дидактические игрушки усложняются по количеству элементов, разнообразию форм, цветов, величины: тематические пирамидки и вкладыши с большим количеством (до 10) колец (шаров, цилиндров). -

Полиграфические игрушки, предназначенные для игр на столе: «Лого», «Кубики- вкладьшга», «Домино», «Разрезные картинки» и «Кубики с картинками» (каждая часть должна быть узнаваема как составляющая целого предмета)

Дидактические игры с применением электрических, магнитных и электронных устройств в качестве тренажера или экзаменатора (викторины, отбор карточек согласно правилам). На кубиках, разрезных и парных картинках могут быть изображены как отдельные сложные и многодетальные предметы, так и сюжеты


группировке, сравнению предметов, учат называть, описывать предмет и его свойства, связно рассказывать о нем).

К группе дидактических игрушек относят:

♦ народные игрушки (точеные из дерева шары, яйца, наборы мисочек-вкладышей, матрешки, грибки, башенки из колец);

♦ игрушки, создаваемые с определенной дидактической целью (мозаики, вкладыши, пазлы и т. д.);

♦ настольно-печатные игры.

а) Народные игрушки - отличаются простотой, яркостью. С этими игрушками дошкольники производят различные действия: катают, собирают, разбирают, подбирают по величине, по форме, цвету, вкладывают один предмет в другой, нанизывают на стержень. В народных игрушках заложен принцип самоконтроля, например, в меньшую по размеру матрешку нельзя поместить ту, которая крупнее, и ребенок, допустив ошибку, сразу же замечает это. Дети дошкольного возраста на коррекционных занятиях с помощью народных игрушек закрепляют свои умения действовать с предметами, формируют сенсорные способности, упражняют мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

б) Игрушки, созданные с определенной дидактической целью:

мелкие игрушки для игры «Чудесный мешочек*, «Что изменилось?», «Чего не хватает?»;

геометрические фигуры и формы различных цветов (универсально используют для различных дидактических упражнений);

♦ головоломки - это игрушки, предназначенные для развития образного и логического мышления, сообразительности, координации мысли и действия в процессе получения необходимого результата.

Несомненным достоинством этой группы игрушек является сочетание различных признаков (цвет, форма, величина). Это качество делает дидактические игрушки

универсальными для детей любого возраста, что достигается изменением и усложнением задач игры. Например, ребенок двухлетнего возраста просто выкладывает в ряд детали плоской мозаики, а в три года он составляет из той же мозаики простейший узор с учетом цвета фигур. Каждая более сложная задача, поставленная в играх с одними и теми же игрушками, изменяет содержание, ход игры и воспринимается детьми как новая игра.

В последнее время интерес педагогов привлечен к тактильной игрушке. Это может быть небольшая куколка, зверюшка, птичка, выполненная из ткани, меха, наполненная различными материалами (синтепон, крупа, соль, бусинки), ощупывая и манипулируя которыми, дети получают определенные тактильные ощущения, стимулируют речевые зоны головного мозга, связанные с рецепторами на пальцах рук.

в) Настольно-печатные игры - применяются в дошкольной педагогике для расширения знаний и представлений о природе («Времена года», «Зоологическое лото») и общественной жизни («Кому что нужно», «Транспорт»), для пропедевтики в обучении счету и чтению («Счетное лото», «Буквы и цифры»), для совершенствования координации движений, глазомера («Летающие колпачки», «Настольные кегли»). Отличительной особенностью настольно-печатных игр является наличие правил, обусловливающих игровые действия и результат игры.

По принципу построения игрового процесса настольно-печатные игры представлены следующими разновидностями:

♦ парные картинки - подбор картинок по тождеству, по смыслу, по группам предметов;

♦ лото - большая карта, разделенная на 4-9 частей, и маленькие карточки с изображенными на них предметами или сюжетами. Задача ребенка- собрать на своей большой карте идентичные маленькие карточки или изображения подходящих к сюжету предметов;

Домино - подбор по тождеству картинок на косточках, выкладывание их в цепочку;

♦ разрезные (составные) картинки - предметные» сюжетные, разрезанные на 2-16 частей простой и сложной конфигурации;

♦ кубики с картинками - аналогичны разрезным картинкам, но части нужно искать на б гранях. Для младших детей присутствует подсказка в виде цветного фона;

♦ гусек - игры с выбрасыванием числового кубика и передвижением фишек по числовому полю;

♦ настольно-двигательные игры - волейбол, хоккей, футбол, кегли, бирюльки, кольцеброс, бильярд. Настольные варианты этих игр просто необходимы детям для тренировки мелкой моторики и для подготовки руки к процессу письма;

♦ шахматно-шашечные игры («Уголки», «Волки и овцы», «Рич-рачи»).

6. Спортивные игрушки - это игрушки, свойства и особенности которых предназначены для физического развития, подвижных и спортивных игр. Известно много речевых игр с мячом и воздушными шарами «Я знаю 5 предметов...», «Звуки гласные поем цы с мячом моим вдвоем», «Мяч передавай, слово называй», «Гласный звук услышат ушки - мяч взлетает над макушкой», «Подскажи словечко», «Бывает- не бывает». Для координации речи с движением применяется мяч на веревочке.

" Городки, мишени, дартс, бадминтон, теннис, кегли, серсо - для развития ловкости и глазомера.

Эти иг- , рушки входят в набор выносного материала для прогулок на улице. Интерес детей к спортивным игрушкам объясняется возможностью с их помощью посоревноваться со сверстниками» показать свои достижения («Я прыгну через скакалку 20 раз», «Я брошу мяч дальше всех», «Я удержу крутящийся обруч дольше всех» и т. д.). Ценно, что в процессе двигательных игр со спортивными игруш- нами между детьми возникает речевое общение» коммуникация» то есть условия игры со спортивными игрушками идеально подходят для активизации речевой активности дошкольников.

7. Игрушки-забавы - привлекают детей смешными движениями» звуковыми и световыми эффектами. Дети разного возраста по-разному реагируют на такие игрушки: малышей привлекает внешний эффект игрушки» старшие дошкольники интересуются содержанием, конструкцией, «секретом» действия механизма.

а) Игрушки-сюрпризы. Их конструкция основана на различных механических принципах:

♦ движение при помощи пружинных механизмов - заводные игрушки (цыпленок, поезд);

♦ центробежная сила - волчки;

♦ баланс- «клюющие куры»;

♦ рычаги -медведи, кузнецы;

♦ центр тяжести и равновесие - неваляшки;

♦ звуковые приборы - озвученные игрушки;

♦ электрофицированные игрушки - пистолет с лампочкой, мобильный телефон.

б) Музыкальные, шумовые и звуковые игрушки - это игрушки, способствующие развитию у детей музыкальных способностей, умения сосредоточиться на восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу звучания. На логопедических и логоритмических занятиях музыкальные игрушки успешно используются для развития слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в окружающие звуки, подражать им (табл. 13). С различения звучания музыкальных игрушек начинается работа по коррекции и развитию фонематического слуха у детей. Известно несколько разновидностей музыкальных игрушек:

♦ музыкальные инструменты- баян, бубен, погремушки, маракасы, треугольники - используют для создания мелодии при пропевании материала;

Таблица 13

Музыкальные, шумовые и звуковые игрушки

Младший

дошкольный возраст

Средний

дошкольный возраст

Старший

дошкольный возраст

Используются копии музыкальных инструментов с фиксированной мелодией, образные игрушки, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др,), музыкальная юла, музыкальные неваляшки, образные игрушки со звучащей кнопкой В работе с1 детьми данного возраста необходимы музыкальные инструменты различного тембра звучания с легко извлекаемыми звуками: дудочка, металлофон, треугольник, маракасы, трещетаи и т. д. Расширяется спектр музыкальных игрушек: валдайский колокольчик, музыкальные шкатулки, свистки (водяной, деревянный, глиняный). Используются уменьшенные копии музыкальных инструментов: рояль, бубен, гармонь; музыкальная юла с сочетанием трех звуков разной высоты, образная игрушка с кнопкой, нажатием на которую" воспроизводятся звуки разной высоты Из музыкальных инструментов дополнительно вводятся губная гармошка, свирель; Набор музыкальных игрушек дополняется озвученными музыкальными книжками, открытками, музыкальными шкатулками со сложными мелодиями, микрофонами для караоке; копии музыкальных инструментов (аккордеон, саксофон, флейта, арфа); игрушки со звучащей кнопкой (как звуковое начало музыкальной импровизации)


♦ детские музыкальные инструменты - для детских оркестров;

♦ музыкальные игрушки - музыкальная лесенка, музыкальные книжки, звуковые картинки - используются для работы над просодической стороной речи;

V озвученные музыкальные игрушки -- волчки, органчики, свистки и свистульки, молоточки (для развития слухового восприятия).

8. Театральные и декоративные игрушки.

Предназначены:

♦ для организации развлечений;

♦ для игр-драматизаций;

♦ для инсценировок и домашних спектаклей.

К театральным и декоративным игрушкам относятся:

♦ куклы-персонажи;

настольные театры из объемных и’ плоских фигур;

♦ куклы бибабо (головки из папье-маше или резины» платье из ткани с карманом для руки и пальцев» надеваются на руку итаким образом могут предви- гаться);

♦ панорамы на определенную тему;

♦ театры теней;

♦ детские «кинотеатры» (фильмоскопы» диаскопы» видео);

Понятие «дидактические игры и игрушки» для многих родителей является чем-то далеким, непонятным и сложным. А ведь такие игрушки занимают особое место в жизни и развитии ребенка, поскольку являются первым обучающим материалом малыша. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку?

Мария Агафонова, Вероника Алексо
Психологи Центра Музея игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватки, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Однако, дидактическая игрушка требует от родителя особенного подхода к ней. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, родителю необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача родителя направить детскую активность в развивающее русло. Так с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые..

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение..

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький), их качества (твердый – мягкий, легкий – тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки каждые 10-15 минут, для того, чтобы интерес к игре не пропадал. Однако, чтобы ребенок начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Так на первых этапах, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их. Помните о том, что эти игры должны быть организованы родителями.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.

0-1 год

С первых дней жизни родители покупают долгожданному чаду всевозможные мягкие игрушки, а также разнообразные погремушки и подвески, которые открывают копилку дидактических игрушек. Первые из них служат, прежде всего, для своевременного развития детей, формирования восприятия и начальных элементов мышления, различения форм, величин, цветов, материалов. Также они помогают расширить ориентировку в звуках и знакомят малыша с разнообразием окружающего мира.

В первые месяцы жизни малыша у него отсутствуют целенаправленные действия, которые начинают формироваться на протяжении первого полугодия его жизни.

Началом развития движения руки является схватывание. Ребенок учится держать в руке предметы и захватывать их. Развитию этой функции способствуют игры с погремушками, поэтому их выбору стоит уделить особое внимание. Погремушка должна быть достаточно легкой, с удобной для захвата ручкой. Удерживая в руке игрушку, формируются и другие действия: сжимание и разжимание, трясение. Малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания. В 5 месяцев, при схватывании, более активными становятся пальцы. И здесь уместно использовать игрушки, направленные на развитие мелкой моторикиЭто могут быть игрушки-подвески на пружинах, которые ребенку необходимо захватить пальчиками и подтянуть к себе.

В 6 месяцев ребенок не только умеет крепко держать вложенную в руку игрушку, но и брать её из любого положения.

В 7-10 месяцев ребенок уже способен соотносить игровой материал с определенным местом в пространстве. Малыш вкладывает и выкладывает игрушки, снимает со стержня крупные детали, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их. Для развития этих способностей хорошо использовать такие игрушки как: пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки. В таком возрасте лучше, если у пирамидки стержень будет толстым, а кольца – крупными. Родителям необходимо следить за тем, чтобы все игрушки могли свободно захватываться рукой ребенка.

С 8-9 месяцев появляется действие манипулирования двумя предметами (ребенок способен удерживать два предмета в обеих руках и взаимодействовать ими, например, стучать кубиками друг о друга), подражание предметным действиям взрослого. Для этого возраста как раз подойдут различные коробочки, которые позволяют выполнять всевозможные действия: открывать и закрывать, вытаскивать, вкладывать и вставлять. В игровом материале предусмотрены специальные доски Сегена (деревянная пластина с вкладываемыми вырезанными контурами предметов. Например, 5 яблок разных величин – от большого к маленькому, каждому из которых нужно найти свое место). Это позволит малышу научиться соотносить размер и форму. Ближе к году ребенку можно предложить составить из частей предметы и разъединить целое на части.. Поэтому полезно использовать конструктор из хорошо знакомых детям предметов, имеющих 3 составляющие, где детали накладываются друг на друга. Например, овощи, фрукты или кухонную утварь.. Однако к выбору игрушек в этом возрасте стоит подходить не только с точки зрения обучающей функции, но и уделить особое внимание материалу, из которого они сделаны. Постарайтесь не давать малышу игрушки, красочное покрытие которых не является стойким. Материал не должен быть токсичным, чтобы избежать отравления. А также пока что лучше исключить деревянные и тряпичные игрушки. Предпочтительнее, выбирать те, что сделаны из хорошего пластика или специальной резины.

1-2 года

Со второго года жизни разнообразие дидактических игрушек значительно увеличивается. В этом возрасте малыш продолжает познавать такой неизвестный для него окружающий мир. Дети учатся производить действия, требующие относительно сложных ручных умений. Знакомятся с физическими свойствами предмета (масса, подвижность и т.п.), с количеством (один, много, мало).

Занятия с дидактическими игрушками активно развивают слух, зрение, мышление, память и воображение, мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения.

На этом этапе сохраняются все игрушки из прошлого периода, однако увеличивается число частей, составляющих комплексную игрушку и, возможно, размер. В пирамидке число колец может доходить до 10. Нанизывая и снимая кольца разного размера сначала со взрослым, а потом и сам, ребенок поймет, что за большим кольцом следует меньшее и т.д. Можно продолжать вставлять втулочки в отверстия и вынимать их. Они могут быть одного или разного размера. Такая игрушка помимо мелкой моторики, способствуют развитию речи, если при выполнении действий с ней взрослый рассказывает сказку, побуждая малыша в дальнейшем рассказывать самому.

В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Например, малыш может отделить красные шарики от синих, шарики от кубиков, выбрать одинаковые по размеру втулочки. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов, которые в дальнейшем послужат ребенку в развитии других функций. Детали конструктора должны быть средней величины, так чтобы ребенок мог удержать их в ручке. Не стоит, высыпать все кубики, а лучше для начала достать 5-6 штучек. Здесь появляются элементы первой конструктивной деятельности, способствующей развитию мышления, воображения. Например, постройте с ребенком домик или башенку, он уже может ставить один кубик на другой.

Также, с помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты и прокатывать внутри него шарик, сначала ручкой, а потом с помощью какого-либо удлиненного предмета (палочки). Это способствует развитию мелкой и крупной моторики, координации движения рук. Для развития этих функций также подойдут и лабиринты, сделанные из проволоки: на нее нанизаны всевозможные фигурки, которые необходимо «провести» по дорожке.

В после года малышу также можно предложить так называемые «почтовые ящики», которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы или контуры, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру.

Сначала нужно показать самый простой «почтовый ящик» с 2-3 геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).

Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны – все это музыкальные игрушки. Их назначение – способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь звук чистого тона.

Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие движения, например, всевозможные каталки (на устойчивых колесах и с палкой, с удобной для малыша ручкой для захвата). Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки.

К концу второго года жизни можно удивить малыша разрезными картинками из двух-четырех частей. Тоже касается и кубиков. Лучше, если это будет один нарисованный предмет, персонаж, а не сюжетная картинка с мелкими изображениями героев.

2-3 года

В этом возрасте активность малыша проявляется в большей самостоятельности, в желании создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, построить), возрастает способность детей к проведению сравнения и обобщения.

К третьему году все вышеперечисленные игрушки не стоит убирать от ребенка, наоборот необходимо увеличить их количество (включая новые виды, например пирамидки из объемных геометрических фигур со сквозными отверстиями). В этом возрасте можно дать малышу «шнуровки». Врезка

Не стоит предлагать ребенку шнуровки с большим количеством мелких составляющих (это будет полезно к 3,5- 4 годам).. Пока же стоит ограничиться более крупными и привлекательными для восприятия предметами. Хороши также деревянные фигурки для нанизывания на шнурок.

Игра в «Парные картинки», также может заинтересовать ребенка, но следует помнить, что без помощи взрослого ему будет трудно освоить их. Начинайте с картинок, где изображен один хорошо знакомый ребенку предмет.

К трем годам интерес у малыша вызывает как крупная, так и мелкая мозаика. Покажите ребенку, как «строить» домик, цветочек и, начав собирать по образцу, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обращайте внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделять из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами Несколько раз собрав вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Интересным для ребенка этого возраста окажется «волшебный мешочек», с вложенными в него игрушками и формами, которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь. В магазинах встречаются обычно мешочки с деревянными фигурками. Однако здесь главное, чтобы предмет был знаком ребенку, поэтому в мешочек сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления.

Для развития крупной моторики подойдут такие игрушки как: «рыбалка» и «сачок».

Можно организовывать семейные игры, например: «Лото», «Домино» с изображением предметов и животных, «Логические цепочки».. Это игры, в которых ребенок будет подбирать необходимые предметы по смыслу или выстраивать логическую последовательность.. Также к семейным относятся всевозможные настольные игры, например: «Кто что дает» (корова-молоко; курица-яйцо), «Где чей детеныш», «Ассоциации».

4-6 лет

К 4 годам появляется особый вид игрового материала – настольно-печатные игры. Они способствуют развитию внимания и памяти, например, такие игры как «Чего не стало», «Что изменилось». Развитию интеллекта и образного мышления («Чего не хватает»), символического мышления («Правила дорожного движения»), умению выделять существенные признаки («Времена года»). Знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о среде обитания животных («Мир животных и птиц»), о профессиях и многом другом.. Такие игры помогают не только сформировать логические операции (классификация и другие), но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, запомнить цифры и буквы. Кроме того, настольные игры требуют внимания, сосредоточенности, быстроты, умения ориентироваться.

К 5-6 годам дети уже способны решать сложные интеллектуальные задачи. Это самое подходящее время для разнообразных конструкторов с различными креплениями, деталями. Малыш сможет придумывать и реализовывать свои замыслы самостоятельно. Будет чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами и эти чувства, родителям необходимо поддерживать и разделять вместе с ним.

Вашему малышу уже подвластны пазлы с большим количеством деталей. Конечно, это не однодневный труд, но итог стоит затраченного времени. И не забудьте про головоломки. Это игрушки для развития ума и тренировки сообразительности. К ним относятся: викторины, цилиндрики с шариками, которые надо выстроить по цвету, «Пятнашки», «змейки», «загони шарик», знаменитый «Кубик Рубика». Подобные игры развивают интеллект, воображение, сообразительность, ловкость, упорство в решении игровых задач на основе образного и логического мышления. Их устройство часто требует от ребенка применения раннее неизвестных ему способов действия для достижения цели. Некоторые игрушки способствуют тому, чтобы дети научились решать задачи на сопоставление, удерживание в памяти необходимой информации, на опробование и выбор вариантов действий.

Родители должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Втулка - деталь в виде полого цилиндра или конуса.

Статья из журнала "Мама и Малыш" №1, 2007

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»

(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах).

Цели:

Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования - рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Прищепки, разноцветные круги.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Аудиозаписи: «Чебурашка», «Флажок», «Игрушки-зверушки».

Сюрпризный момент «Чебурашка»

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.

Аппликация «Чебурашка»

Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить недостающие детали: уши и нагрудник.

Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»

Игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

А этим игрушкам не повезло - дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки - соединим части в целое.

Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»

Вот лодки для матрёшек, но в лодку можно посадить столько матрёшек, какую цифру вы видите на лодке. Если на лодке цифра «1» - значит в эту лодку можно посадить только одну матрёшку. А если на лодке цифра «2», то в такую лодку можно посадить две матрёшки.
Берите лодки и рассаживайте матрёшек.

Дидактическая игра «Матрёшки в лес пошли»

Матрёшки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрёшку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрёшкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).


Вот идет матрёшка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрёшка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрёшка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрёшка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрёшка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрёшке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!

Рисование ватными палочками «Ягодки для матрёшки»

Матрёшки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать ягоды мы будем ватными палочками.

Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»

У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно - песня подскажет вам, кого нужно угощать. (Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье»).

Конструирование «Неваляшка»

Вот нарисована Неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.


Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище - большой круг дети украшают разноцветными камешками и накладывают круг-лицо на круг-голову.

Изобразительная деятельность «Неваляшка»

Давайте сделаем Неваляшке красивые глазки: слепим два шарика из пластилина, приложим к картинке, сверху на пластилин приложим готовые глазки и прижмем их пальчиком.
А теперь с помощью пальчиковых красок мы сделаем Неваляшке красивое красное платье.

Подвижная игра «Карусели»

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, и раз, и два,
Вот и кончилась игра!

Игра с прищепками «Погремушки»

У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)

Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Дидактическая игра «Найди игрушкам пары»

Детям раздаются игрушки и предлагается сходить в «магазин» и купить еще одну точно такую же игрушку.

Динамическая пауза «Флажок»

Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.

Игра с пуговицами «Флажки»

Разложите пуговицы в нужные места.

(В архиве с занятием есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста).

Рисование карандашами «Палочки для флажков»

Вот какие красивые разноцветные флажки.

Из счетных палочек сделайте флажкам палочки-держалочки. (Дети прикладывают палочки к флажкам вертикально). Уберите палочки и возьмите карандаши. Теперь нарисуем флажкам палочки.

Дидактическое упражнение «Найди на рисунке геометрические фигуры»

Посмотрите, с этой красивой картинки убежали некоторые фигуры.

Вот вам треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а вы верните эти фигуры на свои места на картинке.

Чтение стихотворения А. Барто «Слон»

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Лепка «Ночь за окном»

Наступила ночь. На небе появилась луна.

А мы с вами сами сделаем звезды. Отрывайте кусочки пластилина, прикладывайте к ночному небу и придавливайте пальчиком.

Упражнение «Отыщи игрушки в крупе»

Из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки.

Дидактическая игра «Сложи башню из кубиков»

Сложите из квадратов-кубиков башню. Назовите цвет каждого кубика.

Эстафета «Сложи игрушки на место»

Дети друг за другом бегут из одного конца комнаты в другой, берут игрушку, возвращаются и кладут ее в сундук.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для дошкольников

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном процессе. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Основные виды и структура дидактической игры
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр:
с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Виды дидактических игр
Педагоги выделяют виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы их играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае - найти игрушку или предмет.
Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед - назад, справа - слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4-5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у них слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.