Конспект занятия в подготовительной группе "Удивительные предметы"
Программное содержание. Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).
Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина карточки пустая. Картинки «домино»: на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям о полученной им посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.
Задание 1. Воспитатель с помощью детей делит все картинки на две группы: картинки с предметами природного и картинки с предметами рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира педагог оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между детьми.
Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный названному предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает его с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы и т. д.). Задание считается выполненным, когда дети найдут все пары предметов.
Задание 2. Картинки «домино» (на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира) раздают детям. Первый ребенок выкладывает свою картинку, следующий подставляет свою картинку с изображением предмета природного или рукотворного мира (по принципу игры «Домино», например, стрекоза – часы – петух – подъемный кран – жираф – кит и т. д.). Задание считается выполненным, когда все карточки разложены в цепочку.
Задание 3. Каждому ребенку предлагаются две картинки. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет) и рассказать о них.
Задание 4. Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина пустая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустой половине карточки тот объект природы, по подобию которого человек создал предмет, изображенный на другой половине (например, поезд – сороконожка, автомобиль – крокодил).
Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.
Цели: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Дать детям образцы правильного поведения на кухне. Развивать внимание, мыслительную активность. Воспитывать аккуратность, любознательность.
Материал: две маленькие коробочки с условными символами “рукотворный мир” и “природный мир”; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (чайник, сковорода, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (лиса, еж, белка, кошка, собака), наборы кукольной посуды, коробка с конфетами, ширма с куклой - Незнайкой.
Оборудование: телевизор, диск с презентацией, диск с мелодией песни А.К. Лядова “Классическая музыка для детей”.
Предварительная работа: наблюдение за трудом работы няни на кухне, чтение сказки К.И. Чуковского: “Федорино горе”, рассматривание предметных картинок на темы: “Посуда”, “Животные”, игровое упражнение: “Помоги Мишке”, лепка: “Тарелка для Мишки”.
Ход урока
Из-за ширмы появляется Незнайка и кричит:
Ой- ой- ой! Куда я попал?
Дети подбегают.
Дети: Незнайка!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Я без вас скучал
На круг скорей вставайте,
Друг друга приглашайте!
Будем снова мы играть,
Рассуждать и познавать!
Воспитатель: Поздоровайтесь друг с другом и с Незнайкою глазами.
Воспитатель: Незнайка, почему ты такой грустный стал?
Незнайка: Я встретился с Мальвиной, она мне коробку вручила и сказала: “Чтобы я вымыл посуду”.
Воспитатель: Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? (Незнайка вручает коробку воспитательнице).
Воспитательница: Коробка не открывается, Незнайка.
Незнайка: Чтобы открылась коробка надо произнести волшебные слова.
Воспитатель: Руки выше приподняли
На носочки дружно встали
Глазки быстренько закрыли
И тихонечко открыли.
Воспитатель: Вот и коробочка открылась.
Воспитатель: Посмотрим, что там в коробочке?
Воспитатель: Что это? (Достает карточку)
Дети: Кружка.
Воспитатель: Для чего она?
Дети: Чай пить.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Человек его сделал или он сам появился в природе?
Дети: Он сам.
Воспитатель: Значит, куда эту карточку надо поставить?
Дети: К природе.
Воспитатель: Это что?
Дети: Ложка.
Воспитатель: Для чего она?
Дети: Чтобы кушать.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Куда эту карточку надо поставить?
Дети: К человеку.
Воспитатель: Софья поставь.
Воспитатель: Возьмите по одной карточки и поставьте в нужное место.
Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли мы выполнили. Незнайка, ты тоже посмотри. (Дети раскладывают картинки в два короба с условными символами: “природный мир” и “рукотворный мир”.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно разложили карточки.
Воспитатель: Незнайка, почему ты плачешь?
Незнайка: А как же надо мыть посуду? Так их много!
Воспитатель: Я всех вас приглашаю посмотреть фильм как надо мыть посуду.
Берите стулья садитесь поудобнее. Незнайка, ты тоже внимательно смотри. На экране телевизора появляется слайд с алгоритмами.
Воспитатель: Что сначала делаем?
Дети: Надеваем фартук. В тазик набираем теплой воды. Берем губку и начинаем мыть. Набираем в тазик чистую воду и поласкаем. Кладем сушить на поднос.
Воспитатель: Как надо класть посуду на поднос?
Дети: Тихо, чтобы не разбилась.
Воспитатель: Что произойдет, если разобьется?
Дети: Можно поранить пальцы, ногу.
Воспитатель: Теперь Незнайка запомнил?
Незнайка: Да!
Воспитатель: Дети запомнили?
Незнайка: У меня для вас сюрприз!
Воспитатель: Ты нам покажешь?
Незнайка: Я вас всех хочу угостить конфетами.
Воспитатель: Дети вы любите конфеты?
Воспитатель: Тогда все подходите к Незнайке и получите конфеты.
Дети: Спасибо, Незнайка.
Воспитатель: Незнайка, оставайся с нами играть?
Незнайка: Согласен.
Воспитатель: Я вас всех приглашаю поиграть в игру: “Семья”.
Звучит тихая, спокойная мелодия, дети играют.
3 Цель: Формирование представлений об истории создания предметного мира. Задачи: - учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета); - развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»); - расширять кругозор ребенка; - развивать способность прогнозировать будущее предметов; - воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.
15 Наиболее эффективные методы и приемы эвристические, познавательные беседы; наблюдения; рассматривание картин, иллюстраций, ТСО; рассказ педагога; чтение художественной, познавательной литературы; создание специальных игровых проблемных ситуаций. элементарный анализ; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения (прямое применение знаний в сходной ситуации); решение логических задач; эксперименты и опыты.
18
19
22 Предметно – развивающая среда лаборатория «Почемучка», где дети проводят опыты и эксперименты с материалами для ознакомления с их свойствами; центр преобразования «Мастерилка», где собран природный, бросовый материал, ткань, бумага, изобразительные материалы: пластилин, проволока, клей. Здесь дети могут самостоятельно изготовлять поделки, постройки, композиции, игрушки. «Знайки» - это познавательная литература, наглядный материал для накопления опыта; «Игротека» - дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом по различны разделам.
30 Работа с родителями папки-передвижки: - «Моя подружка – игрушка», - «Учите, играя!», - «Пословицы о труде». индивидуальные консультации: - «Какие игрушки нужны детям», - «Организация и проведение дидактических игр с детьми», - «Из чего складывается трудолюбие?». родительские собрания: - «Развивающий предметный мир», - «Развитие творческих способностей ребенка», - «Круглый стол по итогам года». участие в проектной деятельности: - «создание костюмов – пошив русских сарафанов», - «Мой папа – солдат», - «День гения – Очумелые ручки». создание мини-музеев: - «Куклы наших бабушек», - «Прошлое осветительных приборов», - «Необычные свечи и подсвечники», - «Самолеты», «Машины».
31 МБДОУ «Детский сад 46» «Хрустальный башмачок» Пермский край, г.Краснокамск, ул. Садовая, 6 телефон: 8(34273) электронный адрес:
Наталья Гугнина
Ознакомление с окружающим миром в младшей группе «Найди предметы рукотворного мира»
Ознакомление с окружающим миром .
Тема : «Найди предметы рукотворного мира » .
Программное содержание. Побуждать детей определять , различать и описывать предметы природного и рукотворного мира .
Материалы : игрушка – бибабо дед; мешочек с предметами : кукольной посудой (кастрюля, сковорода, чашка, тарелка, ложка, вилка, половник) и настоящими овощами (картофель, морковь, капуста, лук, перец) ; два подноса с символами «рукотворного мира » и «природного мира » ; картинки с изображением бабушки, зайца, овощей, посуды, грядки и магазина.
Мотивация : Сюрпризный момент :
Здравствуйте ребята! Вы знаете, кто сегодня к нам пришел в гости? Давайте с ним поздороваемся!
Ребята, посмотрите какой дедушка грустный! Что же у него случилось? Дедушка здоровается с детьми и рассказывает, что он принес : «Ой, ребята пришел я к вам за помощью, потому что сам разобраться не могу, стар стал! Живем мы с моей старухой одни – одинешеньки, ни детей у нас нет ни внуков. Есть только зайчик у нас, в прошлом году от лисы его спас, вот теперь и живет зайчишка с нами. Отправила меня старуха на рынок за покупками для себя и для зайчика. Приехал я на рынок все купил, разложил по мешочкам и поехал домой. Но по дороге случилась, неприятность упали оба мешочка и рассыпались. Посмотрел я на рассыпанные покупки и решил собрать их в один мешок и принести к вам, чтобы вы помогли мне разобраться, что бабушке отдать, а чем зайчика порадовать».
Ну, что, ребята поможем дедушке?
Как вы думаете, что было в мешочке?
А хотите узнать, что же было на самом деле в этом мешочке, дедушка этот мешочек принес, вам показать и чтобы вы ему помогли разобраться.
Вопросы детям :
Ребята, как вы думаете, что могла бабушка заказать для зайчика?
Кто такой зайчик?
Что он любит кушать?
Правильно, а как назвать это все одним словом?
А где растут овощи?
А почему для зайчика бабушка решила купить только овощи?
Правильно, ребята, предметы , которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать «предметами , созданными природой» . Их можно отнести к природному миру. К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа.
- Предметы природного мира мы с вами будем обозначать вот таким символом - (на мольберт вывешивается символ «елочка» рядом с картинкой зайчика и овощей) .
А что же нужно было купить бабушке?
Что может понадобиться на кухне?
Где все это можно купить?
А как это можно назвать одним словом?
Правильно, какие вы умницы! А разве зайчику не нужна посуда?
А кто знает, откуда берется посуда в магазине?
Ребята, предметы , которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы , созданные руками человека» . Их можно отнести к рукотворному миру . К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками. Предметы рукотворного мира мы будем обозначать вот таким символом – (на мольберт вывешивается символ «человечек» рядом с картинкой бабушки и посуды)
Молодцы, ребята, хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету , и мы их разложи на два подноса : предметы природного мира – овощи - на один с символом природного мира , предметы рукотворного мира – посуду - на другой с символом рукотворного мира .
Какой предмет : твердый или мягкий?
Длинный или короткий?
Маленький или большой?
Этот предмет круглый ?
Какие у него есть части?
Что с этим предметом можно делать ?
Для чего он нужен?
Как называется?
К природному или ?
Практическая работа (инструкция выполнения) . Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет , перечисляя при этом выделяемые признаки, называют предмет , определяют , к какому миру он относится : рукотворному или природному . Преподаватель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета , его форму : «Какой предмет : твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый ? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать ? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру он относиться ?» Ребенок достает предмет , убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
Учет способностей детей (дифференцированный подход) . Если дети затрудняются, ответить педагог помогает, им наводящими вопросами.
Рефлексия. После того как все предметы названы и разложены по подносам, преподаватель подводит итог : «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира ? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно . Ну, что дедушка теперь ты знаешь, какие предметы , какому отдать нужно!» Дедушка благодарит детей за помощь, посуду складывают в мешок для бабушки, а овощи в мешочек для зайчика и прощается с детьми.
Публикации по теме:
Проект «Человек - хозяин и творец рукотворного мира» Тип проекта: Социально-творческий, познавательный (долгосрочный). Участники: воспитатели - Бобина Л. П. Дети средней группы – 27 человек.
Конспект НОД в средней группе (ознакомление с окружающим миром + аппликация из природного материала) Конспект НОД в средней группе (ознакомление с окружающим миром + аппликация из природного материала) «Как лесные звери к зиме готовятся».
Конспект организованной образовательной деятельности во 2 младшей группе. Ознакомление с окружающим миром. «Путешествие в страну Игрушек».
Конспект занятия ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе детского сада «Обитатели леса» Конспект занятия. Тема: «Обитатели леса». Задачи: Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предметы, облегчающие труд человека в быту» Конспект занятия в старшей группе на тему: "Предметы, облегчающие труд человека в быту" Задачи: Образовательная: учить детей системному.
Конспект для детей второй младшей группы «Предметы рукотворного и природного мира».
Тема: «Предметы природного и рукотворного мира»
Программное содержание: учить детей различать и называть предметы природного и рукотворного мира, обобщающим словом, понимать вопрос воспитателя, отвечать на него. Развивать мышление, внимание, речь, память детей. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Материалы: игрушка Девочка-Всезнайка, картинки с изображением различных предметов и сами предметы, мяч.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, физическая культура, социализация.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит Девочка-Всезнайка, которая как всегда желает всё знать и пришла к ребятам с новыми вопросами. Здоровается и сообщает детям, что по дороге в детский сад увидела много интересных предметов, но не знает, откуда они взялись.
2. Рассказ воспитателя о предметах. Воспитатель предлагает детям помочь Девочке-Всезнайке понять, как появляются разные предметы. Воспитатель поясняет, что все предметы относятся либо к природному миру, либо к рукотворному
Предметы рукотворного мира создает человек своими руками, а предметы природного мира создаются природой.
3. Дидактическая игра «Узнай и назови » Девочка-Всезнайка сообщает детям, что она поняла, что все предметы, которые она видела по дороге в детский сад, были созданы человеком или природой, но вот какие кем затрудняется сказать, просит детей ей помочь, поясняя, что некоторые предметы она сфотографировала и принесла с собой. Воспитатель предлагает всем вместе разобраться в этом вопросе и поиграть в игру «Узнай и назови». Объясняет правила игры: воспитатель показывает детям фотографии, которые принесла Девочка-Всезнайка, с изображением предмета, они называют его и поясняют, к какому миру он относится. (Например, собака, снег, снегирь, дерево, дома, машина, светофор и другие)
4. Игра «Назови предметы природного и рукотворного мира» Воспитатель берет мешочек и предлагает детям по очереди, не глядя взять предмет и назвать к какому миру он относиться к природному или рукотворному.
5. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
6. Дидактическая игра «Назови, одним словом» Воспитатель сообщает, что некоторые предметы можно назвать одним словом, например, тарелка, ложка, стакан – это посуда. Предлагает поиграть в игру «Назови, одним словом». Объясняет правила игры: Дети садятся на ковер в круг, воспитатель по очереди бросает мяч детям называет несколько слов, а дети называют обобщающее слово (стул, стол, шкаф – мебель, кот, коза, волк-животное, береза, рябина, дуб - деревья и т. д.) .
Девочка-Всезнайка сообщает детям, что ему пора уходить, благодарит детей за помощь, прощается, уходит.
7. Итог занятия:
Кто приходил в гости?
Что хотела узнать Девочка-Всезнайка?
Какие же предметы относятся к природному миру?
Какие же предметы относятся к рукотворному миру?
Какая игра понравилась больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД развитие речи для второй младшей группы "Зимой и летом одним цветом"
Цель: учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т. д.). Развивать тактильную память. Закрепить сравнение предметов (репродукций), умение вычлени...
Предметы природного и рукотворного мира
Презентация "Предметы природного и рукотворного мира предназначена для детей младшей группы и включает в себя загадки о предметах и отгадки в виде картинок. В конце приводится классификация предметов...