Проблемы российского школьного образования. Образование. Проблемы и решения. Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Воспитание девушки - одна из лучших ее инвестиций. семьи, сообщества и страны. Мы знаем, что качественное образование может быть изменением жизни. девочек, мальчиков, молодых женщин и мужчин, помогая им развиваться. в полной мере реализовать их и поставить на путь. за успех в их жизни. Мы также знаем, что воспитание девушки, в частности, может начать добродетельный круг. развитие. Более образованные девушки, например, выходят замуж. позже, здоровые дети, зарабатывают больше денег, которые. они инвестируют обратно в свои семьи и общины. и играть более активные роли в руководстве их сообществами. и страны.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

  • 1. Введение
  • 5. Заключение

1. Введение

На данный период времени в нашей системе образования существует достаточное количество проблем, которые требуют срочного решения. Ведь качество нашего образования, к сожалению, желает лучшего, если вспомнить систему образования в Советские время, то Россия была на 2 месте по самым читающим странам, а все потому что в те времена на развитие образования вкладывались огромные усилия, были более жесткие требования, которые за собой привлекли самое недостающее качество нынешних учеников - это ответственность. Детей с юношеских лет привлекали к образованию и рассматривали его как важную часть общественной жизни, двигателя прогресса.

За последние 25 лет в образовании девочек были большие успехи, и мы, как глобальное сообщество, можем. поздравить себя с реальным прогрессом. были сделаны. Это демонстрирует, что с общими целями. и коллективные действия - между правительствами, международными. организациями, гражданским обществом, средствами массовой информации и частными лицами. сектора - мы можем изменить образовательные перспективы. для девочек по всему миру.

Несмотря на этот прогресс, наши исследования показывают, что есть. являются горячими точками в мире, где девочки не получают. качественное образование. Хотя, конечно, есть места, где мальчики отстают, мы сосредоточились на понимании. как и где по всему миру стоят девочки. Послание состоит в том, что многие страны работают. чтобы улучшить образование девочек, независимо от того, связано ли это с гендерным разрывом в начальном или среднем зачислении. или обучения. Есть около 80 стран, где прогресс в обучении девочек застопорился.

система образования ученик учитель

2. Определение образования, системы образования

Чтобы говорит о проблемах образования нужно разобраться что же такое образование.

Система образования - комплекс учреждений, стандартов, программ и характеристик используемых в процессе образования.

Современное образование - целенаправленный, многогранный и многоступенчатый процесс обретения знаний и навыков, однако помимо процесса, образование - это еще и результат этого процесса. Вот такое причудливое

Образование как процесс реализует образовательную программу (комплекс основных характеристик образования: организационно-педагогических условий и форм аттестации, в случаях, в которых это предусмотрено Федеральным законом об образовании, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов а также оценочных и методических материалов)

Эти страны не отвечают образовательным целям в области развития, сформулированным в Декларации тысячелетия. Они застряли в образовательном болоте, все еще изо всех сил пытающемся. зачислите всех девочек и мальчиков в начальную школу и закройте. гендерные разрывы между мальчиками и девочками на обоих. начальном и среднем уровнях.

Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем

Качественное обучение имеет важное значение для будущей жизни девочек и мальчиков, но это также особенно важный компонент в добродетельном кругу развития, который происходит от образования девочек. Есть еще 30 стран, которые успешно зарегистрировали девочек и. мальчики в начальном и среднем образовании, но есть. в ловушке низкого качества обучения. Они изо всех сил стараются обеспечить, чтобы девочки и мальчики овладевали основными навыками. таких как базовая грамотность, счет и научные концепции.

Не стоит забывать, что образование - это многоступенчатый процесс, ведь еще Ян Амос Коменский заявлял, что образование нужно дробить на уровни соответствующие возрасту. Его поддержали многие философы того времени.

Образование в этой стране разделяется на несколько основных этапов:

Общее образование - первый этап образования, который дает основные неспециальные и непрофессиональные знания. В свою очередь общее образование разделяется на несколько этапов:

Дошкольное образование - подача основ физического и интеллектуального развития обусловленного природой. Как и во время развития эмбриона человек и в жизни проходит преобразование от более биологического к более социальному.

Начальное общее образование - характеризуется подачей знаний об основах общения, этики, понимании окружающего мира. Также этот период ознаменован закладкой фундамента личности

Среднее общее образование - можно назвать самым интересным и проблемным периодом обучения ребенка именно для педагога. Если в начальном общем образовании закладывается фундамент личности, то в этот период образования происходит возведение стен, при этом стены возводятся не совсем равномерно. Интеллект может развиваться своевременно или даже опережать возраст, но при этом эмоциональное взросление может быть замедленным. Чаще всего бывает иначе: эмоциональное и интеллектуальное взросление проходит согласно биологическому возрасту, но физическое развитие возраст опережает и это обнажает множество социальных и педагогических проблем, которые нужно решать, как ни парадоксально. Также становление ребенка как личности, тоже преподносит целый букет педагогических проблем, которые не имеют и не могут иметь в принципе типового решения.

Качественное обучение важно для будущих жизней. девочек и мальчиков, но это также особенно важно. ингредиент в добродетельном кругу развития, который. происходит от образования девочек. Наконец, есть еще 30 стран, где дети успешно зачислены. и обучение. Однако девочки отстают от мальчиков по математике. В некотором смысле мы можем думать о девушках в этих странах. столкнувшись с образовательным стеклянным потолком.

В этом докладе мы подробно рассмотрим прогресс в деле девочек. образование, работу, которая еще предстоит сделать, и стратегии. для успеха. Правительства, международные агентства развития и организации гражданского общества. поддерживал различные программы, которые сделали. разница как по крупным, так и по малым путям. Из них есть ценные уроки, но больше прогресса. особенно в самых бедных странах и среди них. обездоленных групп населения в большинстве стран. В конечном итоге мы рекомендуем возобновить коллективные действия. для продвижения образования девочек в горячих точках по всему миру, особенно в 80 странах, где прогресс в обучении девочек застопорился.

Среднее (полное ) общее образование - ступень направленная на создание системы из всех знаний полученных на прошлом этапе. Более углубленное изучение информации. Несмотря на более взрослый контингент не менее интересный этап образования, как для педагога, так и для самого обучаемого. Предыдущие этапы направлены на становление личности, на подачу духовных и культурных ценностей. А этот этап нужен скорее для осознания себя как личности.

Мы признаем мощный вклад, который могут сыграть сами девочки и женщины. сделать это. Наша первая рекомендация состоит в том, чтобы опереться на лидерство девочек и женщин, инвестировав в две инициативы, которые могут стать масштабными в краткосрочной перспективе. временные рамки и поддержку ралли от целого ряда актеров. особенно гражданского общества и частного сектора. Первая инициатива направлена ​​на создание сильных девушек и женщин-лидеров. путем совершенствования их навыков и возможностей в качестве агентов. их собственной жизни.

Специальное образование - Период образования направленный на получение специальных профессиональных знаний, которые гарантируют профессиональную компетентность обучаемого в его рабочей сфере. На этом этапе человек уже сформирован как личность, по биологическим и психологическим меркам, а сейчас набирается опыта в социальной деятельности оттачивая навыки общения, взаимодействия. Наименее интересный период для педагога с точки зрения решения каких-либо нестандартных ситуаций, ведь обучаемый становится в положение, в котором он получает большую часть знаний самостоятельно, а конфликты и социальные аспекты педагогом высшей школы не обрабатываются. Это можно назвать, как плюсом, ведь это воспитывает самостоятельность, так и минусом, ведь переход от школьного контроля к университетской свободе проходит достаточно резко и болезненно.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения

Вторая инициатива направлена ​​на то, чтобы девочки и женщины оказались в центре революции данных. по полу, который заполнил бы важную информацию. пробелы в их статусе, какая поддержка им нужна. преуспеть, и какие вмешательства были самыми большими. и наименее эффективным. Во всем мире сегодня можно заставить каталогизировать мобильные технологии. большая инициатива с большими данными для девочек.

Многогранность образования особенно показательна в Древнегреческой модели образования. Там воспитывался идеальный образ человека, развивающего в себе: физическую силу, необходимую для здоровья и долголетия; интеллект очевидно необходимый для жизни, а не существования. Не забывали так же и о духовной сфере, которая заключалась в воспитании морального образа гражданина, ответственного перед собой, понимающего суть и смысл своей жизни.

Многие американские критики считают, что главной проблемой государственного образования сегодня является отсутствие внимания к результатам. Это допустимый аргумент. Действительно, это может быть сделано еще одним важным шагом. Общественное образование само по себе является провалом. Почему отдельные ученики не должны следовать примеру?

История реформ в американском государственном образовании изобилует полусердечными мерами, с почти смешными ошибками проблем образования, с изменением вины и с обманом. Каждый специалист. В любой момент во время школьной реформы иллюзия дебатов часто скрывает удивительный консенсус в отношении объявленной «волшебной пули» десятилетия - будь то школьная централизация или прогрессивное образование или дошкольное образование или компьютеризация классной комнаты - это позволит решить проблемы образования.

3. Основные проблемы образования, системы образования и их классификация

Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем.

Проблемы исходящие от учеников - основная часть проблема в педагогическом процессе создается учениками, однако не стоит забывать, что решение проблем в в процессе обучения - есть главная задача и цель существования педагогики, как науки. Сюда же стоит отнести проблемы социального характера и проблемы с родителями

Проблемы исходящие от системы образования - огромная часть проблем современного педагога связанно с бюрократизацией и непродуманностью системы образования. Эта проблема с максимально простым решением - необходимо обсуждение типовых проблем, возникающих из-за системы образования. Проблемы этого класса возникают из-за того, что чиновники от образования проводя реформы достаточно далеки от школ и учреждений образования, а не видя проблему на месте нет возможности придумать разумное и адекватное решение.

Разберем на примерах проблемы и их источники

Эти волшебные пули всегда пропускают пропуски. Некоторые критики считают, что реформы государственного образования терпят неудачу, поскольку они скомпрометированы или саботируются образовательными лоббистскими ассоциациями, администраторами и законодателями в их карманах. Как мы увидим, в этом объяснении есть определенная правда. Но во многих случаях объяснение неудачи реформы в подрывной деятельности просто оправдывает эту реформу. Большинство идей реформ либо не имеют отношения к делу, либо не имеют отношения к образованию.

Проблемы исходящие от педагога - педагогическая деятельность, хоть и не требует физических нагрузок в традиционном понимании на самом деле очень сильно выматывает, а при таком напряжении человек работает на пределе возможностей. И приходя домой педагог нуждается в отдыхе, но в нашем государстве так бывает не всегда, напряжение сказывается и проявляется в ослаблении здоровья и во многих других аспектах. Кроме того, проблемы могут быть спровоцированы недостатком опыта.

Они потерпят неудачу, если против них будут выступать организованные политические интересы или нет. Опять же, в этом предложении есть доля правды, но в конечном итоге это не объясняет, почему американские студенты не обладают навыками общения и вычислительной техники, которые им нужны сегодня, чтобы преуспеть в колледже или в рабочем мире.

Проблемы исходящие от учеников

Более того, многие мыслители свободного рынка считают, что применение конкуренции на рынке в государственных школах позволит решить многие проблемы образования в Америке. Наконец, риторика школьной реформы часто игнорирует решающую роль отдельных решений в определении результатов образования. Вы можете привести лошадь к воде, старая поговорка идет, но вы не можете заставить его выпить. Это народный способ передачи важной индивидуалистической правды. Предоставление студентам возможности в школе не гарантирует успеха, если учащиеся смотрят телевизор, а не делают домашнее задание, - и родители разрешили им.

Разберем на примерах проблемы и их источники.

3.1 Проблемы исходящие от учеников

Человек развиваясь огромный путь на котором у него возникают проблемы разного характера. Учитель - человек, который дает знание и помогает решить возникающие на этом пути проблемы. При этом хочется отметить, что лучший подход - не решать проблемы учеников, а помогать ученикам в самостоятельном их решении.

В чем же состоят проблемы исходящие от учеников? В их индивидуальности. Индивидуальность - прекрасное качество, которые ставит множество интересных задач, ведь приемы используемые для одной группы учеников (или даже отдельно взятого ученика) могут совершенно иначе работать для другой группы, даже если группы идентичны по возрасту (что даже в теории большая редкость).

Образование требует инициативы, черты, которую трудно создать или навязать. Общественное образование и реформа общественного образования имеют общую историю. Не существует прошлого рая, когда все ученики преуспели. Не существует идеального прототипа для общественного образования, спрятанного в истории, который будет раскрыт сегодня и награжден благодарной нацией. Скорее, американское государственное образование лучше всего воспринимается исторически как посредственное. Это была искуственная система подготовки студентов к аграрному или сборочному миру, в котором только элита преследовала высшее образование.

Реальный пример из практики: В первом классе с литерой "А" педагог предлагает в качестве задачи суммирование количества апельсинов. Все проходит хорошо, ученики умеренно активны и прекрасно суммируют апельсины. В другом классе с литерой "Б" используется абсолютно тот же подход, но один из учеников (к примеру Коля) заявляет, что у него аллергия на апельсины. Педагог заменяет апельсины на яблоки, несколько человек заявляют, что у них аллергия на яблоки. Коля негодует и требует отказаться других учеников от своих аллергических заболеваний. Массовая детская драка - урок сорван.

Общественное образование в Америке действительно началось всерьез после Гражданской войны, когда финансируемые правительством и контролируемые школы вытеснили более раннюю систему частного образования. На рубеже веков процент детей школьного возраста, посещающих государственные школы, вырос до 72 процентов, причем почти 70 процентов зачисленных на учебу в течение одного из 150 дней в учебном году. Большинство общественных образований все еще имели место в ранних классах - только два процента учащихся были в девятом классе или выше.

Пример: Решение о введении однообразной формы в школах. Об этом решении говорили не один год. Решение не самое важное, но при этом его обсуждение затянулось на долгие годы. А почему все это? Бюрократизация, неповоротливость

Почти каждый посещал класс ежедневно, а средний учебный год вырос до 180 дней - все еще слишком короткий, говорят многие современные критики, но на 40 процентов больше, чем Реконструкция. Большинство учеников остаются в школе по крайней мере на всех школьных классах, в то время как рекордное число преподает высшее образование.

Что иллюстрирует этот пример? Этот пример иллюстрирует, что одни и те же методы могут не работать для схожих коллективов, будь в них хотя бы минимальные различия.

И таких проблем и примеров существует огромное количество. При этом даже попытка систематизировать их - большая сложность.

3.2 Проблемы исходящие от системы образования

Немного проще дела обстоят с систематизацией проблем исходящих от системы образования

Проблемы материально-хозяйственного обеспечения - отходящая на второй план, но все еще актуальная проблема. Она заключается в ограниченном хозяйственном обеспечении школ и других образовательных учреждений. Нехватка учебников, методических пособий, малая возможность для практических и лабораторных работ. Вроде бы незначительная проблема, но на самом деле она вырастает в очень серьезную. Отсутствие практики ведет к утере интереса к предмету, а это уже рождает новые проблемы, которые приходится решать педагогу в процессе своей деятельности.

Для этого было несколько факторов. В течение последних нескольких десятилетий девятнадцатого века государственное образование неуклонно росло как явление, в первую очередь локально контролируемое, часто подпитывающее или приобретающее собственность у частных школ.

Проблемы исходящие от системы образования

Образование по-прежнему в основном сосредоточено на навыках обучения, таких как чтение или арифметика, и школы часто отражают свои сообщества очень очевидным образом. Но к началу двадцатого века ряд различных групп стали считать, что всеобъемлющая, централизованно контролируемая и бюрократическая система государственного образования имеет решающее значение для будущего Америки. Прогрессивное движение, например, стремилось заменить случайное государственное принятие решений более стандартизированным «предсказуемым» подходом.

Вторая проблема вызванная системой - отсутствие достойных кадров. Множество педагогов от природы работают сейчас далеко не профессии, а почему? Боятся маленьких зарплат. А те кто решился сталкиваются с более глобальными проблемами, которые отталкивают. Учителей мало, а это значит, что свободную нагрузку переносят на уже нагруженных учителей. Перенагрузки, работа на пределе - тоже отпугивают людей из профессии и это вина системы.

В то время они рассматривали такие изменения по мере необходимости, чтобы устранить коррупцию и трансплантацию. Аналогичным образом, движение за благосостояние детей начало настаивать на изменениях в семейной жизни - на замену детского труда и пренебрежения к семье государственным образованием.

Каковы основные проблемы образования?

Одновременно американские бизнес-лидеры стали рассматривать децентрализованную систему обучения «лоскутное одеяло» как обязательство в международных соревнованиях. Кроме того, лидеры бизнеса и образования начали применять новые принципы промышленной организации к образованию, такие как организация «сверху вниз» и «заводская» модель, в которой администраторы, преподаватели и студенты имели место в создании стандартизованного «конечного продукта». Наконец, возможно, самыми важными ускорителями новой системы государственного образования в Америке стали то, что мы сегодня можем назвать «культурными консерваторами».

Третья проблема - попытка стандартизации образовательного процесса. В современном мире существует тенденция построения конвейера и промышленного производства во всем, однако из примера ясно, что это не всегда удачная тактика для применения в процессе образования. Это проявляется в тотальной бюрократизции. Несметное количество бумажной волокиты приходит с новыми гос. стандартами образования. Стандартизация - прекрасная идея, однако реализовать ее не хватит сил в этой стране.

Четвертая проблема - слабая рефлексия и неповоротливость системы. Система очень не отзывчива. Изменить что-то в интересах учеников - почти нереально, десятки заседаний, сотни людей решают один вопрос и не факт, что этот вопрос настолько важен.

Пример: Решение о введении однообразной формы в школах. Об этом решении говорили не один год. Решение не самое важное, но при этом его обсуждение затянулось на долгие годы. А почему все это? Бюрократизация, неповоротливость.

3.3 Проблемы исходящие от учителя

Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)

В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Вопросы:

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

Анализ.

Вопрос 1.

4 человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

1 человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

Вопрос 2.

2 человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

3 человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

Вопрос 3.

3 ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

2 человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение

В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация системы образования. Австралийская система образования, ее деление на пять секторов. Характеристика дошкольного образования. Система начального и среднего образования. Специфические особенности профессионального, высшего образования.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Социология образования: основные парадигмы. Влияние глобализационных процессов на систему высшего образования(ВО). Социологический подход как возможность моделирования качества ВО. Основные проблемы управления качеством ВО в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Общемировой кризис высшего образования. Инертность, приверженность классическим формам и типам образования. Проблемы уровня и качества образования. Суть нынешнего кризиса высшего образования в России. Необходимость перехода к новой парадигме образования.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Современное состояние специального образования в России, его проблемы и перспективы развития. Особенности реформирования системы образования в условиях формирующейся рыночной экономики. Сущность тенденции сближения общего и специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Цель комплексной модернизации образования. Причины несоответствия систем образования современным условиям. Повышение квалификации работников системы образования как часть реализации национального проекта в сфера образования в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Развитие и современное состояние школьного экономического образования. Проблемы экономического образования учеников школ, современные методики преподавания экономики. Пути решения современных проблем экономического образования в общеобразовательной школе.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Характеристика принципов и целей непрерывного образования. Исследование основных трудностей его организации. Включение в систему просвещения формальных и неформальных форм образования. Анализ состояния непрерывного образования в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2016

    Краткая характеристика системы образования. Система уровней образования, структура и особенности. Место среднего общего образования в жизни человека. Главная цель среднего профессионального образования. Освоение программ бакалавриата и специалитета.

    реферат , добавлен 23.01.2013

    Сущность и структура системы образования. Основные понятия и положения организации и управления системой образования. Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению. Управление реализацией национального проекта "Образование".

    дипломная работа , добавлен 07.01.2011

    Современные тенденции реформы образования. Основные направления модернизации российского образования. Болонский процесс в высшей школе. Единый государственный экзамене. Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения.

По материалам 5-ой главы монографии "Образование как фактор экономического развития ".

Под государственной политикой в сфере образования в основном понимается государственное управление. Для выработки его содержания с позиций научной методологии необходимо соединить две существенно самостоятельные дисциплины: проблемную аналитику и юридико-техническую и управленческую технологии. При этом имеется в виду, что вся работа и особенно ее заключительный этап должна отвечать требованиям к управленческим государственным документам в соответствии с действующими регламентами государ ственно-управленческих процедур и нормативно-правовых актов. Чаще всего дело ограничивается ответом на вопрос: что происходит (что плохо)? Реже отвечают - почему это так, в чем природа и причины негативных явлений? Совсем редко - что делать? И уж совсем редки ответы на вопрос - как делать, кто будет делать, как подтверждать прогнозами последствия своих действий, в какие сроки, за счет каких ресурсов, во имя каких целей и ценностей, какие параметры развития при этом контролируя для определения результативности своих действий, на какие чувствительные факторы, условия и причины воздействуя?

Но, как очевидно, ответы именно на эти вопросы составляют суть проектирования государственной политики как управленческой задачи. А сама политика приобретает характер ответственных управленческих действий, способных по существу решать проблемы общества и государства. Под государственной политикой понимается совокупность ценностных целей, государственно-управленческих мер, решений и действий и порядка реализации государственно-политических решений. Очевидно, что отсюда вытекает необходимость выявить цели, для чего нужен ценностный выбор и определенность. Для этого необходимы определения: субъектов и объектов управления, представление об инструментах, ресурсах, способах управления, выбор и инвентаризация имеющегося государственно-управленческого инструментария и его дефицита; исходного состояния объекта управления и его желаемого конечного целевого состояния, переходной траектории; программы действий, т. е. распределения мер, решений и действий во времени; политических условий и вероятности принятия разрабатываемых документов; и многие специфичные обстоятельства, вытекающие из желания создать работоспособный в смысле реальной практики государственного управления документ (пакет документов), определяющий с точки зрения регламентных требований, существующих в реальных процедурах государственного управления. В пакете государственно-управленческих документов по реализации политики в сфере образования особыми требованиями являются:

  • реалистичность предложений;
  • их обоснованность и аргументированность;
  • политологическая обоснованность реализуемости в реальной практике;
  • прогноз последствий;
  • работоспособность документа в практике государственного управления в России.

Как показывает анализ, переход от постановки цели к определению проблем не является обыденным. Каким образом можно определить существенные с точки зрения поставленной цели препятствия-проблемы? Очевидно, что необходимо найти способ соотнесения поставленной цели со всеми разложеными по значимости факторами, влияющими на нее. Определение в процедурах факторного анализа препятствий - наиболее интегративных проблем на пути достижения ценностных целей в общем случае отвечает на вопрос: что мешает достижению целей? Однако каждая из этих проблем сама по себе состоит из подпроблем последующих проблемного разложения. Речь идет о раскладке проблем первого уровня (рис. 1).



Здесь переход на каждый последующий уровень возможен путем ответов на вопросы: в чем причина вышележащей проблемы? Почему возникает вышележащая проблема? Дерево «ветвится» до тех пор, пока исследователь не дойдет до «первопричины», т. е. фактора, уже недекомпозируемого с точки зрения возможности управленческого воздействия. Опыт показывает, что подобных уровней-этажей декомпозирования в практике государственно-управленческого проектирования может быть порядка десяти. Ширина же «ветвления», т. е. число конечных отдельных задач, может достигать сотен. Отсюда следует вывод о том, что по наитию или интуиции найти решения государственно-управленческих проблем с должной степенью эффективности очень трудно, скорее даже невозможно. А вот разложив их на составляющие, найдя управленческое решение для отдельных элементарных задач, что существенно легче, их потом можно встроить в единые государственно-управленческие решения и программные пакеты. Соответственно на последующей стадии необходима обратная свертка-синтез и конструирование пакетированных решений. На цель (ценность) могут быть оказаны как негативные, так и позитивные и вероятностные влияния. В последнем случае они называются рисками и также должны приниматься в расчет. Процедура формирования государственной политики, очевидно, должна учитывать все три вида факторов.

Позитивные факторы в программной части государственной политики нужно поддерживать и усиливать, негативные - купировать, преодолевать и искоренять. Что же касается рисков, то следует вырабатывать меры готовности, профилактики, предупреждения. Иными словами, достаточно понятно, как из анализа факторов вытекает дальнейшее строительство адекватной государственной политики. И, наоборот, без точного представления о реальных факторах государственная политика не гарантирует своей результативности. Итак, определение факторов выступает обязательным звеном в механизме связи цели (ценности) политики с набором действий по ее достижению. Использование указанных принципов государственного проектирования позволяет создать системно построенное проблемное поле и поле конкретных мер, решений и действий государственной политики в сфере образования.

Итак, набор основных проблем выглядит следующим образом: разрушение трудовых мотиваций. Что необходимо сделать? С помощью «ФЗ о доходах и оплате труда» ввести стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда. Так же мы сталкиваемся с непрестижность образования и слабой зависимостью оплаты труда от уровня образования. Что делать?

  • Целевая поддержка талантливых молодых специалистов.
  • Стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда.

·Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

А какие изменения в документах необходимы?

·Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке в ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О социальных стандартах».

Далее мы сталкиваемся с резким снижением образовательного потенциала российского на-селения. Непропорциональной экономическому состоянию страны ростом численности студентов. Недостаточностью должной профессиональной базы негосударственного образования. Девальвация российского диплома о высшем образовании. Из этого следует, что решение проблем заключается в:

  • Создание механизмов селекционного отбора одаренных студентов.
  • Государственной поддержке развития системы ведомственных вузов.
  • Ужесточении требований к аккредитации образовательных учреждений.
  • Участие в аккредитации образовательных учреждений профессиональных корпораций.

Нормативно-правовые документы в данном случае это:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Еще один уровень проблем это системное недофинансирование всех уровней образования. Тенденция превращения вузов в коммерческие предприятия. Зависимость вузов от набора студентов, обучающихся на коммерческой основе. Здесь предлагаемые решения таковы:

  • Установление принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Установление минимальной почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава по соответствующей специальности.
  • Участие в аккредитации вузов профессиональных корпораций.

Для этого потребуются:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О доходах и оплате труда».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Декоммерциализации вузов.
  • Установлении принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Выделении финансовых средств на развитие инфраструктур вуза и оплату труда преподавателей непосредственно учредителем (ведомством).
  • Установлении максимальных норм аудиторной концентрации студентов.

Нормативно-правовые документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Коррумпированность системы высшего образования: а) на уровне вузов; б) на уровне органов государственного управления в сфере образования. Решения:

  • Выведение контрольных и надзорных функций из исключительных полномочий вновь создаваемого Министерства образования РФ.
  • Возложение контрольных и надзорных функций на профессиональные корпорации.
  • Участие профессиональных корпораций в организации вступительного отбора абитуриентов.
  • Минимизация набора студентов на заочное отделение, являющееся одной из основных ниш распространения взяточничества в вузах.
  • Установление текущей рейтинговой системы оценки знаний учащихся.

Документы:

  • ФЗ «О профессиональных корпорациях».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Необеспеченность в перспективе финансовыми ресурсами сферы образования и опережающие темпы роста расходов на высшее образование по отношению к национальному доходу можно решить лишь если

  • Соответствие стоимости платного обучения оптимальным критериям затрат, необходимых для подготовки высококлассных специалистов.
  • Определение единой государственной системы оплаты обучения по соответствующей специальности.
  • Установление минимальных ставок оплаты стоимости обучения и минимальной почасовой ставки оплаты труда преподавателя с учетом коммерческого положения соответствующей специальности на рынке труда.
  • Произойдет развитие системы кредитов на образование.
  • Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Следующий уровень проблем:

Диспропорции в структуре набора студентов по специальностям. Перекос в подготовке специалистов в условиях экспорто-ориентированной экономики в пользу экономических и юридических специальностей. Падение престижа специальностей прикладной направленности. Решения:

  • Установление перечня специальностей вуза и числа мест обучения соответствующей ведомственной структурой.
  • Развитие системы целевого заказа на подготовку высококвалифицированных кадров по той или иной специальности.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Теперь о детях. Происходит деградация системы дошкольных учреждений. Существует невключенность системы дошкольных учреждений в процесс непрерывного обучения. Отсутствует разработанной нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений. Наши предложения:

  • Разработка нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений.
  • Включение детских садов в единый непрерывный процесс обучения. Для этого используется ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Набившая оскомину проблема снижения интеллектуального потенциала российского населения, требует:

  • Восстановления и сохранения положительного опыта советской системы образования.
  • Развития институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создания механизмов селекционного отбора одаренных студентов.

Документы в данном случае:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Слабая управляемость образовательным процессом и слабое соотнесение подготовки специалистов в высших учебных заведениях с перспективными задачами экономического развития, а так же изменение существующей номенклатуры специальностей в связи с потребностями рынка порождает рассогласованность деятельности Министерства образования и науки РФ с интересами экономического развития страны, решается по средствам:

  • Централизации системы управления образованием.
  • Создания тройственной управленческой модели: Министерство образования - учебный округ - учебный департамент.
  • Создания системы государственных заказов на подготовку квалифицированных кадров.
  • Развития нормативной правовой базы и инфраструктуры целевого образования.
  • Возрождения системы ведомственных вузов.
  • Передачи специализированных вузов в ведомственное подчинение.
  • Создания нормативной правовой базы об учредителях высших учебных заведений

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие системы комплексного прогнозирования и планирования в управлении российским образованием и отсутствие управленчески имплементированной системы прогнозов на запросы рынка по специальностям подготовки квалифицированных кадров ведет к распределению Минобрнауки России бюджетных мест без учета данных мониторинга рынка труда, без определения стратегии экономического развития страны. Выход:

  • Введение института ведомственной подчиненности вузов.
  • Создание специального государственного органа для осуществления мониторинга рынка труда на предмет выявления запросов на специальности и решения задач планирования подготовки специалистов с учетом экономической стратегии развития страны.
  • Создание в рамках Министерства образования РФ управления планирования и бюджета, ответственного за разработку средне - и долгосрочных программ развития образования.

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие в России мониторинга функциональной неграмотности можно решить

  • Совершенствованием системы мониторинга образовательного потенциала населения.
  • Созданием в рамках Министерства образования РФ специального органа, осуществляющего текущий диагностический контроль состояния образования как в России в целом, так и по субъектам Российской Федерации.
  • Восстановлением деятельности структуры, аналогичной по функциям обществу «Знание».
  • Закреплением функций по планированию и прогнозированию в сфере образования за Министерством образования Российской Федерации.
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».
  • Постановлением Правительства РФ «Об учреждении общества «Знание».

Разрушение системы учебно-производственных комплексов и отсутствие налаженных механизмов прохождения производственной практики в вузах необходимо разрешать

  • Восстановлением аналога системы учебно-производственных комплексов.
  • Осуществлением производственной практики на родственных по профилю ведомства предприятиях а для этого:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».

Несоотносимость современного состояния российского образования с задачами инновационного развития, его Архаические черты, профанизация (в том числе, снижение качества) заочного образования, качественная неокупаемость государственного финансирования бюджетного обучения заочников требует сокращения числа студентов, обучающихся заочно и:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации»

Низкое качество преподавания в значительной части российских вузов (лекция как изложение учебника, «отставники» за профессорской кафедрой требует

  • Распространения на материалы лекций понятия «авторское право».
  • Повышения научных требований к преподавателям вузов.
  • Установления обязательности опубликования научно-педагогических материалов и норм публикаций для профессорско-преподавательского состава вузов
Документы:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Ошибочность избранного вектора образовательных реформ и угроза разрушения российского образования. Болонский процесс как угроза разрушения национальной системы российского образования требует

  • Корректировки интеграции России в Болонский процесс.
  • Оценки стратегии реформ образования с точки зрения рисков для национальной безопасности России.

Для этого нужно:

  • Законодательное закрепление деятельности в сфере образования как приоритета национальной безопасности.
  • Постановление Правительства РФ «О корректировке присоединения России к болонскому процессу».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Усиление «оттока мозгов» из России при достижении структурного единообразия образовательного процесса со странами Запада требует закрепления эквивалентности российского диплома об образовании путем применения более гибких моделей нострификации. Для это необходимо «Постановление Правительства РФ «Об организации страновых нострификаций российских дипломов и аттестатов об образовании».

Неэффективность механизмов повышения квалификации и переподготовки кадров, в этой связи предлагается:

  • Создание самостоятельной системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создание государственного органа, координирующего деятельность структур повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Введение законодательного требования об обязательности периодически осуществляемой квалификационной переподготовки.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации»