Платные логопедические сады. Как попасть в логопедическую группу

Когда кроха еще уютно посапывает в колыбельке, маме даже трудно представить, что однажды он пойдет в детский садик. Ведь сад - для больших, а мы еще такие маленькие! Однако ажиотаж вокруг детских садов не только не утихает, но и год от года растет, несмотря на активное строительство новых дошкольных учреждений. Многие мамочки на своем печальном опыте убедились, что записываться в сад нужно за год-два до желаемого срока, а некоторые это делают даже во время беременности, но также можно утроить ребенка в ! Спрос на детские сады намного превышает количество имеющихся в них мест. Еще труднее родителям, чье чадо остро нуждается в специализированном детском садике. Наряду с обычными муниципальными садиками, к счастью, существует целая система садиков для ребятишек с особенностями в развитии, но спрос на них просто огромный. Чтобы исправить различные речевые проблемы у малышей, организованы логопедические детские сады . Обычно в таких садиках бывает 4-6 групп по 10-15 человек в каждой. Специалисты отмечают, что потребность в логопедической помощи дошкольникам растет с каждым годом, поэтому в такой сад попасть очень сложно.

Как записаться в логосадик?

Для начала мамочка, обеспокоенная невнятной речью малыша, должна посетить логопеда в районной поликлинике. Если он увидит проблему, то обязательно направит ребенка на комиссию по приему детей в логопедический садик . Вам придется собрать для нее несколько справок: от ЛОР-врача, окулиста, педиатра и психоневролога (последнюю требуют не всегда). Задача комиссии, которая состоит из логопеда, психолога, иногда психоневролога, - определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает! Если комиссия коллегиально решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста. Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом. А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу - подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше. Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии). Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.
Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садиках. Такие сады называются «дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида». В него принимают всех детишек, но в логогруппы нужно направление комиссии. Качество обучения, программа и квалификация логопеда везде одинаковые: как в логосадике , так и в саду комбинированного вида. К сожалению, часто бывает, что комиссия вынуждена отказать родителям в логопедической группе. Поскольку мест в садах катастрофически не хватает, отдается предпочтение детям 5-6 лет, которым через год-другой в школу. Считается, что им логопедическая помощь нужнее, чем 3-летнему крохе. В таких случаях в документах пишут: «Смотреть через год». То есть через год мама с малышом должны прийти на комиссию снова. Но целый год терять жалко. Чем раньше начать занятия, тем успешнее будет обучение. Справедливости ради надо добавить, что нередки случаи, когда малыш действительно вполне может обойтись без садика. Через год такие дети приходят на комиссию со значительными улучшениями в речевом развитии: и пересказывать научился, и цвета и формы знает. И все же велик риск, что «неохваченный» логопедической помощью кроха больше потеряет, чем приобретет. Если диагноз поставлен, родители сильно беспокоятся, а окружающие не понимают речь ребенка, нельзя пускать его развитие на самотек. Если в садике вам почему-то отказали, есть множество - как платных, так и бесплатных, где маленькому клиенту окажут коррекционную помощь те специалисты, в которых он нуждается. Идти лучше в Медико-психолого-педагогические центры, так как там работают не только педагоги и дефектологи, но и психоневрологи, невропатологи. Еще лучше, если в таком центре в штате есть нейропсихолог: результаты работы этого специалиста не заставят себя ждать. Благодаря подобному комплексному подходу улучшится не только речевое, но и интеллектуальное, эмоциональное и психологическое развитие малыша.
Обычно занятия проводят как в индивидуальной форме, так и в группах по 4-6 человек. На групповых занятиях логопеда, дефектолога или психолога ребята знакомятся с окружающим миром, азами математики и грамоты, учатся общаться.
Особое внимание дефектолог уделяет формированию логического мышления и пространственного восприятия. В таких центрах детей, кроме того, обследует комиссия. Это необходимо для того, чтобы понять уровень развития ребенка, его нужды, наметить общий план работы. Если Медико-психолого-педагогических центров в вашем городе нет, то вам должен оказать помощь логопед в поликлинике. Но имейте в виду, что нагрузка у врача настолько велика, что вам могут сказать: «Ждите до 5 лет». Однако в некоторых случаях ждать действительно рискованно, и тогда вам помогут частные логопеды.

Проблемы с речью

Наблюдательная мама не оставит, конечно, без внимания трудности малыша. Но иногда излишне тревожные родители находят проблему даже там, где ее нет. Давайте разберемся, когда надо успокоиться и подождать, а когда бить тревогу и пытаться добиться приема в логопедический садик .

Простейшее обследование речи дома.

Его имеет смысл проводить, если крохе уже исполнилось 2 года. До этого он еще имеет полное право не говорить предложениями и переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. В 2 годика многое меняется. Активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, малыш становится взрослее, а его речь - осознаннее. Давайте попробуем разобраться, стоит ли спешить определить его в логопедический садик . А может, все не так уж и плохо?

  1. Обследование пассивного словаря ребенка. Дайте крохе несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова - все ли выполнил, как вы просили.
  • Скажите малышу: «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики. Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку. Хорошего зайку ты принес. Только он великоват для нашего домика. Принеси лучше маленького зайку и посади его в домик».
  • Проверьте, может ли малыш показать или принести бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку; кубик, машинку, ведерко; колготки, ботинки, платочек.
  • Понимает ли он глаголы: «прыгни!», «сядь!», «подойди!», «открой!», «вытри!», «дунь!», «помаши!», «налей!», «выброси!».

Если вашему крохе уже 3 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования к нему выше.

  • Попросите спрятать мячик под платок, а потом платок под мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где желтый?» Если малышу трудно - это тревожный знак.

Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Чтобы ни говорили врачи, воспитатели и бабушки, фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года. Фразовая речь - это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «лепетными» словами, непонятными для окружающих: «Мама, дя пи!» («Мама, дай пить!»). Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из 2-3 слов, повода для паники нет. Однако, если ребенку уже 3-4 года, надо срочно, не откладывая, начинать занятия с логопедом.

  1. Давайте обратим внимание я на слоговую структуру слова, то есть как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов, а может, наоборот, «наращивает» - малинана (малина), авик (снеговик), птипцы (птицы), агуда (радуга). Если в 2-3 года подобное допустимо, то в 3,5-4 года обратите на это внимание и запишитесь к логопеду.
  2. Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш ребенок. Проверить это очень просто. К 2-3-леткам это не имеет отношения, а вот с 3 лет можете поиграть с крохой в игру «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы говорите «гав», «му», «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уже уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «у». Звук услышать труднее. И совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других - «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук «ш», притом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «ш», «с», «ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»… Если все слышит хорошо - можете успокоиться, фонематический слух развивается нормально и логопедический садик ему не нужен!
  3. И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда, лишь четыре.
  • У 2-летнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым.
  • Если у малыша «носовой» оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язычок или высовывается, или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что ребенок говорит, даже звуки «а», «у», «ы» плохо получаются.
  • Если малыш весьма заметно заикается или вдруг перестал говорить после стрессовой ситуации.
  • Если в 3 года не произносит или старается заменять звуки «к», «г», «т», «д», «х», «ть».
  • Поспешите к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки «с», «з», «ш», «ж», «щ», «ц», «ч», «р», «л», «в», а часто и мягкие варианты - «сь», «ль», «зь». При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы. Трудности допускаются только при звуке «рь», а также допустимо смешение некоторых звуков в предложениях: «с»-«ш» («Сла Шаша по шоссе»), «р»-«л» («Клара иглара на кларнете»).
  1. В самом конце своего домашнего обследования проверьте еще раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш.
  • 2-летка должен легко находить цвет по образцу («Вот желтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию: «Дай красную машинку». Но называть цвета ему совсем еще не обязательно. А в 3-4 года он должен называть 2-3 основных цвета. Так же и со счетом.
  • В 3 года крохе доступны понятия «один-много», он уже может пересчитать предметы от одного до трех.
  • 3-4-летние ученики уже узнают и называют некоторые геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник.
  • Научите малыша собирать пирамидку, сначала из трех, а затем из пяти колец. Посмотрите, получилось ли у него сделать это самостоятельно. Ему трудно выполнить такое задание? Попросите тогда: «Дай-ка мне самое большое колечко. Наденем его. А теперь опять дай самое большое. И его наденем. И снова найди самое большое. Вот и собрали пирамидку! Попробуй теперь сам». Очень важно понять, как ребенок умеет обучаться, как может работать самостоятельно, вне зависимости от возраста.

Если все задания ваш кроха выполнил хорошо, не стоит спешить в логопедический садик . Поводите его на различные развивающие занятия и понаблюдайте, как развивается малыш. Однако если хотя бы один из пунктов домашнего обследования вас не удовлетворил, а ребенок вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на заданиях, хватал различные предметы без цели - обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут. Для хорошего логопеда нет трудных детей, все ребятишки - индивидуальности, у всех есть сильные стороны. Увидеть эти стороны - и есть залог успеха логопедической работы!

Светлана Гогорева
Логопед в детском саду

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду . А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания, которая является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии, подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую. Эта статья своей большей частью будет посвящена дошкольной логопедии . Логопедия совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, и без знания основ этих специальностей, может быть бесполезной, а иногда и «опасной» .Учитель-логопед детского сада - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи детей дошкольного возраста.

Какие же функции выполняет логопед в детском саду ? Логопед в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития. Чаще всего это происходит в начале учебного года, используются специальные протоколы обследования, изучается медицинская карта ребенка, проводится опрос родителей, при необходимости логопед может направить ребенка на консультацию к лор – врачу, окулисту, неврологу, сурдологу, дефектологу. В идеальном варианте заключение о речевом развитии ребенка ставится коллегиально : логопедом , психологом и неврологом . А после этого логопед , учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого деффекта, подбирает программу коррекции речи.

Программа коррекции речи осуществляется поэтапно, и в большинстве случаев, включает в себя :

Формирование правильного речевого дыхания,

Развитие фонетического восприятия,

Нормализация речевой моторики,

Коррекция нарушения звукопроизношения,

Преодоление нарушения и развитие лексико-грамматической стороны речи,

Развитие связанной речи.

Если ребенок успешно усваивает и выполняет программу коррекции речи, то в дальнейшем логопед обучает его элементам грамоты, подготавливает к обучению в общеобразовательной школе. Длительность коррекционной программы зависит от тяжести речевого нарушения, психологического и неврологического статуса ребенка, от профессионализма логопеда . Каждое занятие, которое проводит логопед в детском саду , представляет собой целый комплекс игр и упражнений, а также различных видов гимнастик и массажей для язычка детей. На занятиях логопед использует игрушки , картинки, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. А самый главный атрибут занятий – это зеркало, перед которым выполняются большинство заданий. Есть у логопеда и логопедические инструменты – зонды для массажа и постановки звуков. Логопед в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой, но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду ?

1. Нарушение устной речи :

Дислалия (косноязычее) – нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранненой иннервации речевого аппарата;

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

Заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

Брадилалия – патологически замедленный темп речи;

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи;

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.

2. Нарушение средств общения :

ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться :

В отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

В искажениях – горловое произнесение звука р, щечное - ш и т. д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т, чаще всего нарушаются :

Свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары, Ц;

Шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;

Сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) ;

Заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары) .

Чаще всего детей с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР - фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие) . Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов , ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па) . И, когда логопед в детском саду спрашивает , какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы) . А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема - минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами) . Фонема имеет основной вариант - звук, находящийся в сильной позиции : для гласных - это позиция под ударением, для согласных - позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний :

Трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

При сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

Невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР :

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с» , «ч» , «ш» ребенок произносит звук «сь» : «сюмка» вместо «сумка» , «сяська» вместо «чашка» , «сяпка» вместо «шапка» .

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.

3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р» , «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова» .

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются : общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов , согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно :

Более позднее начало речи : первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Формирование правильного речевого развития – это сложный процесс - необходима совместная работа врача - невролога, логопеда , психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

И в завершении своей работы, хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому кроме занятий с ребенком логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.

Спасибо за внимание!

Новые достижения в разработке методик коррекционно-развивающей работы создали эффективные программы занятий для детей с нарушениями речи.

Милые недостатки речи, характерные для малышей младшего дошкольного возраста, совсем не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Многие родители надеются, что речь маленького человека с течением времени исправится сама по себе. Однако это не так: проблема может усугубиться, превратив малыша в замкнутое неразговорчивое существо.

Что такое логопедический детский сад?

Если ребенок затрудняется в произношении тех или иных звуков, возможно, он нуждается в посещении логопедического детского сада. Хороший логопедический садик может обеспечить всесторонний процесс речевой коррекции, который поможет малышу полностью избавиться от недостатков произношения. В связи с тем, что все окружающие дети в группе также будут иметь определенные речевые проблемы, то над ним никто не будет смеяться, и у ребенка не возникнет гнетущего ощущения стеснения или своей собственной неполноценности.

Некоторые родители негативно относятся к подобным дошкольным учреждениям, полагая, что окружение из плохо говорящих детей только усугубит имеющуюся проблематику. Однако педагогическая практика показала, что подражания дефектам других воспитанников не происходит, поскольку весь процесс воспитания сосредоточен на правильном произношении звуков и построении предложений.

Логопедический детский сад: как все устроено?

Логопедический сад дети могут посещать уже с 4-х или 5-ти лет, когда они уже способны составлять длинные сложносочиненные предложения. А если малышу поставлен диагноз «Задержка психо-речевого развития», то с 3-х лет, чтобы захватить процесс в самом его начале и не упустить момент наибольшей восприимчивости и прогресса.

Как правило, специализированные логопедические группы в садах формируются малокомплектными - не более 15-ти воспитанников, а количество групп в детском дошкольном учреждении редко превышает 5-6 .

Безусловно, логопедические занятия в детском саду проходят отдельно для детей с проблемами речи и для их сверстников с задержкой психо-речевого развития.

Особенности логопедической группы

В группах с логопедическими отклонениями ребята занимаются по методикам, направленным на исправление неправильно произносимых звуков, развитие фонетических навыков, формированию связной речи. Для этого разучиваются специализированные стихи, ставятся занятные сценки, загадываются загадки с ответами, содержащими целевые звуки.

Коррекционные группы для детей с ЗПР основаны на индивидуальном подходе, исходя из предпочтений и склонностей каждого малыша. Подбирая ключик к каждому воспитаннику, не торопясь и с любовью, с ними занимаются следующие специалисты:

  • воспитатель,
  • дефектолог,
  • логопед.

В результате насыщенной, сложной и многоплановой работы специалистов, дети не только преодолевают свой недостаток, но и овладевают отличными коммуникативными навыками с яркой и образной речью. Интересное описание картинок, глубокий буквенный и звуковой анализ, расширенный словарный запас - это те преимущества, которые детский сад с логопедическим уклоном обеспечивает детям к моменту поступления в школу.

Как устроить ребенка в логопедический сад?

В настоящее время количество ребятишек, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, значительно превышает число детских дошкольных учреждений коррекционного типа. Так как попасть в логопедический детский сад ребенку, имеющему те или иные проблемы с речью?

Родителям такого малыша следует запастись терпением и совершить ряд последующих действий:

  • Записаться на прием к логопеду в детской районной поликлинике.

Если проблема не надумана, и ребенок действительно нуждается в коррекции речи, специалист выпишет направление на комиссию.

  • Явиться на заседание комиссии в указанное время и дату вместе с малышом.

Зачастую бывает так, что развитие ребенка полностью соответствует его возрасту, а недостатки речи, имеющиеся в наличии, как кажется мнительной маме, в реальности отсутствуют. Поэтому после непродолжительной проверки, комиссия одобрит или не одобрит направление малыша в специализированный логопедический садик.

В ходе заседания комиссии также уточняется поставленный диагноз, в зависимости от которого будущий воспитанник получит направление. Например, для детей с заиканием существуют отдельные детсады, а для малышей с общим недоразвитием речи - коррекционные группы и сады с акцентом на конкретную проблему.

Если решение комиссии по устройству ребенка в логосад положительное, то с нового учебного года будущий детсадовец начнет посещать специализированное детское учреждение.

Какие документы необходимы?

Для того, чтобы все прошло успешно, родителям нужно озаботиться тем, чтобы ребенок прошел стандартную медкомиссию. Потребуются справки от следующих специалистов: педиатр, отоларинголог, дерматолог, окулист, психиатр или детский невролог. В обязательном порядке сделать общий анализ крови, мочи и кала на выявление яиц глистов.

Собрав полный пакет документов, следует позвонить в детское дошкольное учреждение и договориться с заведующей о последующей встрече. Получив от нее все необходимые рекомендации, следует дождаться 1-го сентября, посвятив оставшееся время психологической подготовке ребенка с новым садиком.

Подводные камни поступления в учреждение

Бывает так, что вопрос «как попасть в логопедический садик» остается актуальным даже после прохождения медицинской комиссии, ведь получить направление с каждым годом все сложнее.

Не стоит терять бесценное время: имея материальную возможность, вы сами можете добиться перевода или устройства ребенка в частный логопедический сад. Там работают те же самые специалисты, которые занимаются с детьми в логопедических группах в обычных ДДУ. Квалификация специалиста, педагогический опыт, используемые коррекционные методики - все эти важные факторы, влияющие на качество обучения, остаются на том же уровне.

Кроме того, в штате таких детских учреждений предусмотрены должности дефектолога и психолога, что позволяет подобрать наиболее эффективную развивающую программу.

Полезные статьи

Как попадают в логопедический сад?

Опять вставать в очередь?

Получить просто направление от логопеда, или пройти специальную комиссию?

Есть мнение, что логопедический сад - это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа ?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).

Каждый год для разного возраста — это многоплановая работа.

Есть детские сады, где все группы речевые.
Есть — где только группы с ЗПР.
Есть сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы = сад комбинированного вида.
Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На логопункт зачисляются дети ТОЛЬКО С НАРУШЕННЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ.

Но, в любом варианте, логопедическая группа в наше время — это не наказание, а скорее всего вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам, лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Будет очень хорошо, если Вы, уважаемые родители, уже посетите несколько образовательных учреждений. Побеседуете с заведующей/директором, о наличии свободных мест, возможно, посетите на базе учреждения консультативный пункт, где познакомитесь со специалистами.

Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная Психолого-медико-педагогическая комиссия. Адреса и телефоны окружных ПМПК в г. Москве можно посмотреть здесь.

Что конкретно нужно сделать:

С 1 октября 2010 г. изменился порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Теперь порядок записи на очередь в дошкольное образовательное учреждение установлен приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы».

Как устроить ребенка в логопедический детский сад

Шаг 1 . Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)

Шаг 3. Собрать для ПМПК несколько справок:

От ЛОР-врача,

Окулиста,

Педиатра,

Невропатолога (для детей младше 3 лет),

Психиатра.

Шаг 4. , позвонить и записаться на прием.

Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.

Что нужно взять:

Документы для прохождения ПМПК

Необходимые документы для логопедического сада:

  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • Четыре медицинских заключения:
    - детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет — невропатолога районной детской поликлиники),
    - логопеда районной детской поликлиники,
    - отоларинголога районной детской поликлиники,
    - окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.

Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

Логопед,

Психолог,

Иногда психоневролог.

Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.

Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.

А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу - подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

Заикания;

Общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);

Фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 - 12 звуков);

Нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические пункты в обычных садиках. О том, как попасть на логопункт, можно почитать .

Детские логопедические сады или сады с логопедическими группами по округам Москвы перечислены здесь: ,

Дети могут путать буквы, не произносить буквы, поэтому уже в 2 года ребенка необходимо отвести на прием к логопеду в районной поликлинике. Также, при выборе детского сада следует обратить наличие в саду специалиста-логопеда, даже если ребенок хорошо выговаривает буквы, то наблюдение логопеда не помешает. Логопед поможет развить правильную дикцию и грамотную речь.

Почему специалисты рекомендуют посетить логопеда в возрасте 2 лет? Потому что речь начинает формироваться уже с года. Ребенок начинает произносить первые слова, соединять их в предложения и родители не всегда могут понять правильно ли формируется речевой аппарат у ребенка. Поэтому стоит посетить логопеда в районной поликлинике или в частной клинике и убедиться в степени развития речевого аппарата ребенка. Такой визит даст возможность избежать в дальнейшем проблем с речью.
В возрасте от четырех до пяти лет у детей могут появляться нарушения уже в сложившемся речевом аппарате. Но в этом возрасте дети, как правило, ходят в детский сад, они общаются, перенимают манеры разговора друг друга, старших и воспитателей. Проблемы с речью могут появиться по различным причинам: нежелание ребенка выговаривать правильно буквы и слов, неправильный прикус, внутреннее состояние ребенка, психологический климат в семье. Поэтому дети должны находиться под наблюдением в опытного логопеда в детском саду, который будет работать с каждым ребенком.

Чем занимается логопед в детском саду? Логопед ведет наблюдение за детьми, анализирует их речь и выявляет проблемы. Опытный специалист легко найдет дефект речи. Для того, что раскрыть проблему с речью того или иного ребенка, логопед беседует с детьми, ведет определенные занятия, наблюдает за речью детей со стороны, изучает их поведение и манеры говорить.

Многие родители бывают задают вопрос воспитателям и руководству детского садика о том, стоит ли детям с хорошей речью заниматься с логопедом?
Ответ на этот вопрос не должен вызывать сомнений. Логопед необходим каждому ребенку в детском саду. Логопед, в первую очередь, проводит работу с детьми, у которых наблюдается патология в развитии речи, а, во-вторых, проводит развивающие групповые занятия для всех детей. Развивающие занятия дают возможность детям научиться грамотно строить предложения.

Групповые занятия должны обязательно включать занятия, направленные на:

- развитие артикуляционной моторики;
- развитие грамотной речи;
- развитие координации движения, памяти и внимания.

Логопед в детском саду выполняет много функций, но главная из них - это работа с проблемными малышами. Логопед должен делать упор на устранение дефектов речи детей, проводить профилактические мероприятия, бороться с появлением нарушений речи.

Логопеды обычно в детском саду организовывают специальные логопедические группы, тем самым с детьми работает специалист на протяжении всего дня. Для того, чтобы попасть в такую группу, необходимо назначение врача. Логопедические группы формируют для детей с 5 лет. Как правило, логопед заводит «Логопедический дневник», в котором фиксируют всю работу с детьми. Также для индивидуальных занятий составляется «График индивидуальной работы». Обязательно логопед составляет рекомендации и назначения для родителей и воспитателей. Эти рекомендации должны строго выполняться на протяжении всего дня, а также по выходным дням.

После окончания обучения в логопедической группе каждый ребенок должен правильно и осмысленно уметь читать слова, простые тексты и предложения, различать и произносить звуки, разбирать слова на звуки фонетически, уметь произносить каждый отдельный звук, контролировать собственное произношение, четко выговаривать все звуки.

Как проходят логопедические занятия в саду. Логопед обязательно занимается развитием артикуляционного аппарата ребенка, проводит специальную артикуляционную гимнастику. Эта гимнастика должна помочь ребенку научиться правильно произносить звуки. Для занятий такой гимнастикой разработан ряд специальных упражнений, которые следует выполнять не только в саду, но и дома.

Обычно логопеды рекомендуют следующие упражнения для применения, а также различные логопедические упражнения:

1. «Окно»:
- открываем широко рот и произносим - «жарко»;
- рот закрываем и произносим - «холодно».
2. «Шар»: последовательно надуваем и сдуваем щеки.
3. «Улыбка»: следует стиснуть зубы, разомкнуть губы и широко улыбнуться.
4. «Дудочка»: следует сжать зубы, как можно сильнее напрячь губы и вытянуть их вперед.

Два последних упражнения необходимо проводить несколько раз, чередуя их.

Еще в артикуляционной гимнастике применяют такие упражнения:

1. «Замешиваем тесто»; сначала необходимо широко улыбнуться, затем выставить язык между губами и шлепать «пя-пя-пя-пя-пя», причем кончик языка прикусывается зубами. Это упражнение выполняется несколько раз подряд.
2. «Часы»: широкая улыбка, а затем кончик языка по очереди передвигают по каждому уголку рта, как по часовой стрелке.
3. «Футбол»: необходимо закрыть рот и затем упираться по очереди языком в обе щеки, снаружи будет казаться, что во рту прыгают мячики.
4. «Качели»: делаем широкую улыбку, вниз и вверх вводим языком.
5. «Вкусное молоко»: широко улыбаемся, делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу.
6. «Лошадка-пони»: следует вытянуть губы, сделать «узкий язык» и попытать произнести звук цокающих копыт.

Это основные упражнения, логопеды применяют в работе много других эффективных упражнений.

Важно развивать и моторику. Мария Монтессори еще в прошлом веке отмечала, что у человека взаимосвязаны речь и мелкие движения рук и кистей рук. Она утверждала, что проблемы с речью возникают из-за проблем в развитии мелкой моторики у ребенка. Немного позже ученые-биологи выяснили, что в головном мозге очень близко находятся центры, которые отвечают за развитие речи и за движение пальцев рук. Поэтому, если развивается мелкая моторика, то и развивается речь, так как напрягаются и работают две близкорасположенные зоны головного мозга.
Приведем примеры упражнений, которые развивают моторику детей дошкольного возраста.

Можно с ребенком переливать воду из посуды с различным горлом: из узкого в широкое и наоборот.
Эффективным является построение при помощи пальцев рук различных фигур. Например, можно показать как едет пароход или сделать лебедя. Всевозможные фигуры помогут развить моторику, а также сконцентрировать внимание ребенка на объекте.

Еще хорошо развивает мелкую моторику мозаика. Если нет мозаики, можно просто сортировать пуговицы или болтики. Также подойдет конструктор для развития моторики.
Можно вырезать из бумаги различные предметы и фигуры.