Ветхозаветная Пасха и пасхальная трапеза. Пасха: история возникновения и развития, пасхальная трапеза

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная таким образом свою проповедь.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе.

Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада.

Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Как окрасить яйца

Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.
Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.
В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

Куличи

Рецепт монастырской кухни.
1кг. пшеничной муки, 1,5 стакана теплой воды, 2-3 стол. ложки молока, 50г. дрожжей, 2 яйца, 125г. сливочного масла, 100г. сахарного песка, 50-100г. мелконарезанного цуката, кардамон, корица.
Из всех компонентов замесить с вечера достаточно крутое тесто. Накрыть салфеткой и оставить подниматься до утра. Утром выложить тесто на стол и долго месить. Разделить на две части и разложить в смазанные маслом невысокие формы, дать подняться. Когда куличи достаточно поднимутся, поверхность покроется сплошными пузырьками, и от прикосновения "заходит", растереть одно яйцо и смешать с молоком, этой смесью смазать кулич, поставить в духовку и выпекать примерно 40 минут.

Кулич царский.
6 стаканов муки, 50г. дрожжей, 15 желтков, 200г. сливочного масла, 200г. сахара, 3 стакана сливок, 10 зерен кардамона, 1 мускатный орех, 100г. цукатов, 50г. миндаля, 100г. изюми.
Дрожжи развести в стакане сливок и замесить крутую опару из половины муки. Когда опара поднимится, ввести растертые со сливочным маслом и сахаром яичные желтки, добавить оставшуюся муку, сливки, толченый кардамон, измельченный миндаль, мускатный орех, цукаты и изюм. Тесто хорошо взбить и оставить подходить. Когда тесто поднимется, снова вымесить, уложить в смазанную маслом форму, форма должна быть заполнена на половину. Тесту дать поднятся на 3/4 формы и затем выпекать.

Пасхальный кулич.
500г. муки, 30г. дрожжей, 120г. сахара, 1 стакан молока, 380г. сливочного масла, 5,5 чайной ложки соли, цедра лимона от 0,5 апельсина и лимона, 5 яиц, 150г. изюма, 1 стол. ложка лимонного сока, 250г. сахарной пудры, 4 стол. ложки горячей воды, масло и мука для формы, 6 штук разноцветного мармелада для украшения.
Дрожжи развести в молоком с небольшим количеством сахара и муки. Замесить и дать постоять 20 минут. К подошедшей опаре добавить растопленное масло, сахар, яйца, соль, натертую лимонную и апельсиновую цедру, изюм и вымесить тесто. Выложить тесто в смазанную маслом и посыпанную мукой форму и поставить на 30 минут подходить. Выпекать в духовке 30-40 минут при температуре 200о.
Готовый кулич остудить в форме, выложить. Из лимонного сока, сахарной пудры, воды сделать помадку, намазать кулич и украсить ломтиками (можно нарезать мелкими кубиками) разноцветного мармелада.

Пасхальный венок.
500г. муки, 30г. дрожжей, 2 стол. сахара, 150мл. молока, 0,5 ложки соли, цедра 0,5 лимона, 75г. сливочного масла, 2 яйца, мак, кунжутное семя, семена тыквы, 3-4 вареных ярко окрашенных яиц.
Дрожжи развести в молоком с небольшим количеством сахара и муки. Замесить и дать постоять 15 минут, пока опара не начнет пузыриться. К подошедшей опаре добавить растопленное масло, остаток сахара, 1 яйцо, 1 белок, соль, натертую лимонную цедру и вымесить тесто. Скатать шаром и оставить на 30-40 минут, пока тесто не увеличится вдвое. Тщательно вымесить тесто, раскатать в форме прямоугольника, разрезать на 3 жгута, оставить кусочек теста для украшения - вылепить небольшие четыре "розочки". Сплести из трех жгутов толстую косу и придать ей форму венка, придлепить сверху "розочки", дать подойти 20 минут. Венок смазать взбитым желтком, посыпать маком и кунжутом, можно использовать в качестве посыпки мелко порубленные орехи. Очищенные семена тыквы выложить ввиде "листочков" вокруг "розочек". Выпекать в духовке 30-40 минут при температуре 200о.
Перед подачей на стол положить в середину венка окрашенные яйца.

Кулич заварной.
12 стаканов муки, 4 яйца, 125г. сливочного масла, 0,75 стакана сахара, 1 стакан молока, 70г. дрожжей, 2 стакана заваренного чая, 0,75 стакана изюма, 2 чайные ложки соли.
Накануне в 8 часов вечера залить дрожжи 0,5 стакана теплой воды и дать им подняться. 0,5 стакана муки заварить кипящим молоком, 0,5 стакана и хорошо размешать. Если мука плохо заварится - немного прогреть помешивая. Подошедшие дрожжи смешать с заваренной мукой, добавить оставшееся молоко, яйца, соль, муку, замесить густое тесто, хорошо вымесить и оставить до утра в теплое место подходить.
В 6-7 часов утра в тесто влить теплое, но не горячее, масло и теплый чай с сахаром. Добавить в тесто ароматические приправы на Ваш вкус и всыпать остатки муки, перемешать. Выложить на стол и выбивать до тех пор, пока не появятся пузырьки. Тесто переложить в посуду и поставить подходить. Через час в тесто добавить изюмом, хорошо вымесить, дать подойти еще полчаса. Тесто разложить в смазанные маслом формы, дать подойти. Верх кулича смазать яйцом и выпекать в духовке при температуре 180о.

Кулич "Новгородский".
2кг. пшеничной муки, 3, 5 стакана, теплого молока, 80-100г. дрожжей, 20 желтков, 1 стакан сахара, 2 стакана растопленного сливочного масла, соль.
Дрожжи развести в теплом молоке и замесить опару из половины муки. Когда опара поднимится, добавить желтки, растертыедобела с сахаром, растопленное сливочное масло, немного соли, оставшуюся муку. Тесто вымешивают до тех пор, пока тестоне будет отставать от рук. Тесто должно быть немного гуще, чем для оладьев. Дать еще раз поднятся. Взбить тесто, выложить в смазанные маслом и посыпанные мукой формы. Когда куличи поднимятся - выпекать в умеренно горячей духовке в течение 1 часа.

Кулич "Смоленский".
2кг. пшеничной муки, 80г. дрожжей, 3 стакана молока, 1,75 стакана растопленного сливочного масла, 10 яиц, 200г. измельченного миндаля (можно любые орехи), 3 стакана изюма, 0,5 стакана сахара, соль по вкусу.
Из муки, 2,5 стакана, дрожжей и теплого молока поставить опару. Когда опара поднимется, всыпать оставшуюся муку, замесить тесто, дать подняться. Добавить растопленное масло, яйца, соль, орехи, изюм и сахар. Еще раз хорошо замесить и выложить в форму, дать поднятся и выпекать.

Кулич шафранный.
Для опары: 2,5 стакана муки, 50г. дрожжей, 300мл. сливок.
Для теста: 4 стакана муки, 5 яичных белков, 15 желтков, 400г. сливочного масла, 1 стакан сахара, 10 зерен кардамона, 1/3 стакана изюма, 0,5 чайной ложки шафрановой настойки, 1 мускатный орех, 100г. измельченных цукатов, 1/3 стакана миндаля.
Из муки, дрожжей и подогретых сливок приготовить густую опару. Когда опара поднимется, добавить в нее муку, желтки, растертые со сливочным маслом и сахаром, истолченные зерна кардамона, мускатный орех, изюм, шафрановую настойку, цукаты. Тесто хорошо вымесить и поставить на 1,5-2 часа в теплое место. Затем добавить взбитые белки, вымесить, переложить в смазанную маслом и обсыпанную сухарями высокую форму, ать тесту поднятся.
Выпекать в умеренно нагретой духовке до готовности.
Рецепт расчитан на выпекание двух куличей, куличи из приготовленного таким образом теста рекомендуется делать небольшими.

Рекомендации по приготовлению кулича.
Куличное тесто месят как можно дольше, чтобы оно совершенно отставало от рук и от стола.
Тесто должно подходить три раза, первый раз подходит опара, второй раз - когда добавлены все продукты, в третий раз - когда тесто уложено в формы.
куличное тесто любит тепло и не любит сквозняков, куличи должны подходить в теплом месте при температуре 30-45о.
Тесто для кулича не должно быть жидким (куличи расплывутся и будут плоскими) и не должно быть густым (куличи будут слишком тяжелыми и быстро зачерствеют).
Тесто должно быть такой плотности, чтобы его можно было разрезать ножом, и оно к ножу не прилипало, а при делении куличей не надо было бы подсыпать муку.
Форму для выпечки куличей заполняют тестом лишь наполовину, дают подняться до 3/4 высоты формы, а затем ставят в духовку для выпекания.
Готовый к выпечке кулич смазывают яйцом, взбитым с 1 ст. ложкой воды, и маслом, посыпают орешками, крупным сахаром и сухарями.
Выпекают кулич в увлажненной духовке, для этого в низ ставят емкость с водой, при температуре 200-220о.
Чтобы кулич поднялся ровно, перед выпеканием в его середину втыкают деревянную палочку. Через определенное время палочку вынимают, если она сухая - кулич готов.
Кулич массой меньше 1 кг выпекают 30 минут, массой 1кг. - 45 минут, массой 1,5кг. - 1 час, массой 2кг. - 1,5 часа.

Греческий пасхальный пирог

60 г дрожжей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натертая цедра от апельсина, стакан теплой воды, 200 г кунжутного семени, 5 сваренных вкрутую и окрашенных яркой красной краской яиц, белок, масло растительное и кунжутное семя для противня.
Развести дрожжи с молоком и сахаром и дать подойти 10 минут. Добавить 125 г муки, размешать, поставить в теплое место и дать подойти до следующего дня. Смешать опару с оставшейся мукой, добавить соль, цедру, воду и месить полчаса. Из двух третей теста - сформировать длинный гладкий батон толщиной пять сантиметров. Противень смазать маслом и посыпать семенем кунжута. Уложить тесто на противень. Из остального теста скатать два тонких валика такой же длины, как батон на противне. Обвалять валики в кунжутном семени и уложить вокруг батона, прижимая, чтобы тесто скрепилось. Яйца наклонно вложить в тесто, смазать батон яичным желтком и посыпать кунжутом. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте. Выпекать в духовке около часа при температуре 200 градусов.

Пасхи

По церковно-славянски пасха называется "млеко огустевшее", т.к. готовится из творога со сливками или сметаной, спрессованного в виде усеченной пирамидки. На боковых ее сторонах выдавливали или выкладывали изюмом крест и буквы "ХВ", что означает "Христос Воскресе". Появляясь на праздничном столе, творожная пасха символизировала Гроб Господний и ветхозаветного пасхального агнца, как бы напоминая, что время ветхозаветных жертв прошло: иудейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала.

Пасха царская.
800г. творога, 450гю сливочного масла, 6 желтков, 2 стакана сахара, 300г. густых сливок, ванилин, изюм, цукаты, миндаль, лимонная цедра по вкусу.
Масло растереть добела, добавить желтки, сахарный песок, немного ванилина и еще растереть. Соединить с протертым сквозь сито творогом, добавить изюм, цукаты, миндаль, лимонную цедру или кардамон. Тщательно растереть до получения однородной массы, добавить взбитые сливки, перемешать. Выложить в форму, высланную изнутри тонкой тканью и 12 часов поставить под гнет в холодильник или другое прохладное место.

Пасха "Архимадритская".
2кг. творога, 5 яиц, 100г. изюма, 5 зерен кардамона, 200г. сливочного масла, 600г. сахара, 1 лимон.
Творог протереть сквозь сито, посолить, добавить сырые яйца, изюм, истолченный кардамон, сливочное масло, сахар, измельченную цедру. Выложить в форму, высланную изнутри тонкой тканью и поставить под гнет в холодильник или другое прохладное место.

Пасха розовая.
800г. творога из-под пресса, 200г. малинового варенья без излишнего сиропа, 0,5 стакана сахара, 3 яйца, 100г. сливочного масла, 2-3 стакана сметаны.
Творог смешать с вареньем и сахаром, протереть сквозь решето, добавить яйца, масло, сметану, хорошо перемешать, выложить в пасочницу, выстланную изнутри тонкой тканью, и поставить под гнет.

Пасха миндальная.
1кг. творога, 1 стакан сметаны, 1 стакан, сахара, 1 стакан измельченного миндаля.
Творог протереть через сито, добавить сметану, измельченный мендаль растертый с сахаром и все хорошо перемешать. Выложить в форму.

Пасха обыкновенная.
1,3кг. свежего творога, 0,5 стакана сметаны, 100г. сливочного масла, сахар по вкусу, 2 чайные ложки соли.
Творог положить на сутки под гнет, протереть через сито, добавить сметану, растопленное масло, соль, сахар и все хорошо перемешать. Выложить в форму, высланную изнутри тонкой тканью и на сутки поставить под гнет в холодильник или другое прохладное место.

Пасха сдобная.
400г. творога, 200г. сливочного масла, 200г. сахара, 100г. сметаны, 125мл. густых сливок, 50г. изюма, 0,5 чайной ложки ванильного сахара, 1 яйцо, соль.
Ванильный сахар, яйцо, вымешать и постепенно влить слмвки, размешать и прогреть помешивая на плите, но не кипятить, масса может свернуться - стать крупчатой. Добавить растопленное масло, не горячее, сметану, сахар, творог из-под пресса протертый через сито, изюм. Все хорошо вымешать. Выложить творожную массу в форму, высланную изнутри тонкой тканью и поставить под гнет на несколько часов в холодильник или другое прохладное место.

Пасха "Лучшая".
400г. творога, 200г. сливочного масла, 200г. сахара, 50г. сметаны, 50г. изюма, 0,5 чайной ложки ванильного сахара, 1 яйцо, соль.
Творог из-под пресса протереть через сито. Хорошо размять масло до консистенции сметаны, добавить соль, сахар, вымешать до бела. Добавить сметану, ванильный сахар и снова вымесить. Добавить творог, все размешать и вылажить в пасочницу, на час выставить на холод.

Пасха шоколадная.
2,4кг. творога, 400г. сахара, 400г. сметаны, 400г. сливочного масла, 200г. шоколада, 5 яиц, ванилин.
Творог из-под пресса протиреть через сито, добавить сахар, густую сметану, ванилин, протертые через сито сырые яйца и хорошо все вымешивают. Масло растопить, в него всыпать тертый шоколад, когда шоколад распустится, шоколадно-масляную смесь остужают и вливают в приготовленный творог, тщательно перемешивают и протирают через сито. Выложить творожную массу в форму, высланную изнутри тонкой тканью и поставить под гнет в холодильник или другое прохладное место.
Шоколадную пасху украшают не фруктами и изюмом, а этим же творогом, отложенным зарание из корнетика или кондитерского шприца. Для украшения можно использовать розовый крем.

Пасха заварная.
1,6кг. сухого творога, 10 желтков, 2-3 стакана (по вкусу) сахара, 0,3 литра сливок, 400г. сливочного масла, ванилин.
Желтки, сливки, ванилин непрерывно помешивая варить на умеренном огне до загустения, но не кипятить. В полученную массу добавляют сливочное масло и остужают. Постепенно добавляют и перемешивают протертый через сито сухой творог в остуженную смесь, чтобы получилась однородная масса. Выложить ее в форму, высланную изнутри тонкой тканью и поставить на 10-12 часов под гнет в холодильник или другое прохладное место.

Общие правила приготовления пасхи.
Качество пасхи зависит от качества продуктов: творог необходим свежий, не горький и не кислый, а сметану и сливки - густые. Все это должно быть хорошо размешано в ровную массу. Для приготовления, формования настоящей пасхи требуется пасочница. Украшают пасху разнообразными фруктами, цукатами, изюмом. Кроме того, сверху, ее покрывают розовым кремом.
ворог для пасхи протертерают через сито, он становится становится легким, насыщенный воздухом, а пропущенный через мясорубку - мятый, давленый, вязкий, что ухудшит вкус. Взбивать творожную массу лучше миксером, тогда творог получится нежным.Сливки должны быть не менее 30%-ной жирности, сливочное масло - мягкое, пластичное. Если собираетесь готовить пасху с изюмом, то сначала его надо перебрать, хорошо промыть, просушить на салфетке или полотенце. Особый вкус и аромат у пасхи с миндалем или цукатами. Миндаль обязательно надо очистить от пленочек и измельчить. Ядра миндаля легко очистятся, если предварительно залить их кипящей водой и оставить на 20-30 минут, тогда кожица легко снимается. Затем ядра подсушивают и измельчают. Цукаты для пасхи мелко нарезают, цедру цитрусовых натирают на терке, пряные добавки, такие как кардамон или бадьян, перемалывают в кофемолке и просеивают через частое ситечко. Вместо ванили можно использовать ванильный сахар или ванилин.
ецепт розового крема: в 200г. растопленного сливочного масла добавляют 100г. протертого творога и 50г. сахарной пудры, несколько капель свекольного сока, для цвета, хорошо вымешивают. Украшают этой массой при помощи корнетика или кондитерского шприца на Ваше творческое усмотрение. По традиции на пасхе делают буквы "ХВ".
ухой творог или творог из-под пресса (гнёта) - свежий творог выкладывают на салфетку (марля в несколько слоев), завязывают ее так, чтобы не вышел творог. Сверху кладут на нее что-нибудь тяжелое, остваляют на сутки, чтобы стекла сыворотка.

Пасочница.
Пасочница - это разъемная форма для пасхи, состоящая из 4 дощечек, сужающаяся кверху, в виде пирамиды. На внутренней стороне досок помимо букв "ХВ" иногда вырезали изображение православного креста, копья, трости, проросших зерен, ростков, цветков - символов страдания и Воскресения Христа.
Приготовив массу пасхи, ее помещают внутрь формы и в таком виде несут освящать в церковь. В День Воскресения Христова форму разбирают, и взорам предстает аккуратная башенка с отпечатавшимися буквами, крестом, все зависит от рисунка вырезанного на дощечках пасочницы.
одготавливают пасочницу к использованию так: тщательно моют, складывают, в зависимости от конструкции связывают веревочкой или соединяют клинышками, на стенки внутри выстелают тонкую мокрую ткань. Выкладывают в нее пасочную массу. В процессе накладывания массы в пасочницу ею стучат об стол, чтобы масса плотнее улеглась и лучше заполнялся рельеф рисунка формы. Вынимают пасху разбирая пасочницу.

Праздничный стол

Студень (традиционное блюдо пасхального стола).

Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.
Субпродукты - 1 кг, морковь - 60 г, лук репчатый - 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Запеканка из тыквы с творогом.
500г. тыквы, 400г. манной каши, 2 яйца, 400г. творога, 0,5 стакана молока, 1 стакан сметаны, сахар и тмин по вкусу.
Тыкву очистить от кожицы и семенников, нарезать тонкими кусочками и припустить в небольшом количестве молока до готовности. Сварить на молоке густую манную кашу и соединить ее с тыквой. Творог протереть сквозь сито, добавить в тыквенную массу, вбить туда же яйцо, по вкусу посолить, всыпать сахар и тмин. Массу тщательно вымешать, уложить нетолстым слоем на смазанный маслом противень, разровнять поверхность, смазать ее взбитым яйцом и запечь в духовке до готовности.
Горячую запеканку нарезать порционными кусками, облить сметаной и густым сиропом от варенья.

Картофельный салат с сыром.
На 4 порции - 500г. не рассыпчатого картофеля, 200г. кабачков цуккини, 1 маленькая луковица, 100г. сыра, 200г. майонеза, 75г. нежирного йогурта, 1ч. ложка горчицы, соль, черный молотый перец, 1 пучок зеленого лука.
Картофель вымыть и отварить в небольшом количестве, слегка подсоленной, воды примерно в течение 25 мин. Затем очистить, немного остудить и нарезать тонкими кружочками. Кабачки вымыть, срезать концы, нарезать очень тонкими кружочками. Лук очистить и нарезать кольцами. Сыр нарезать тонкими брусочками. Соединить все подготовленные продукты. Смешать майонез, йогурт и горчицу. Посолить, поперчить. Заправить салат, осторожно перемешать и дать постоять 30 мин. Перед подачей посыпать мелко нарезанным луком.

Котлеты куриные.
Мякоть курицы без кожи нарезать кусками и перемолоть вместе с внутренним жиром. Это мясо соединить с пшеничным хлебом, замоченным в сливках или молоке, и хорошо вымешать, добавив соль. Из этой массы сформовать котлеты, запанировать их в крошках или в хлебе, нарезанном мелкими кубиками, и обжарить с двух сторон. Подавать с жареным картофелем.

Паста-икра рыбная.
Одну крупную сельдь, предварительно очищенную, вымочить в молоке в течение 3 часов, 3 плавленых сырка, 1 отваренную морковь и 3 сваренных вкрутую яйца, 100 г. сливочного масла пропустить вместе с селедкой через мясорубку. Все тщательно перемешать, добавить майонез. Уложить в салатник, полить майонезом, украсить кусочками вареного яйца.

Печень с яблоками.
4 куска говяжьей печени, 4 яблока, 4 стол, ложки лимонного сока, 2 луковицы, 4 стол, ложки подсолнечного масла, 150г. белого сухого вина, 1 стол. ложка мелко нарезанной петрушки, соль, перец.
Печень нарезать кусочками, яблоки разрезать на круглые дольки шириной 1 см., побрызгать их лимонным соком. Лук нашинковать колечками. Обжарить в небольшом количестве масла куски печени, посолив и поперчив их. Обжарить лук и дольки яблока до прозрачного состояния. Залить вином, посыпать щепоткой порошка карри, солью и перцем по вкусу, на куски печени сверху положить кружочки яблок и лука, петрушку, полив соусом, оставшимся от них, и тут же подать. На гарнир можно подать пюре из картофеля.

Пирог-тыквенник слоеный, старинный рецепт.
1кг. очищенной тыквы, 100г. сливочного масла, 150г. сахара, 200 г. изюма, 120г. маргарина, 1 литр молока, 5 яиц, 0,5 стакана сливок, 100 г. сахарной пудры, грецкие орехи.
Приготовление теста.
Замесить не очень крутое тесто из стакана молока, 2 яиц, соли и муки (сколько возьмет жидкость). Разделить тесто на 7 равных кусочков, раскатать круглые лепешки толщиной 0,5 см. и выпечь их в слабо нагретой 1 духовке.
Приготовление начинки.
Очищенную сырую тыкву на тереть на терке и добавить в нее половину нормы сахара и сливочного масла. Протушить тыкву на слабом огне, добавляя понемногу 1,5 стакана молока. В почти готовую тыкву добавить изюм, предварительно распаренный в горячем чае. Массу остудить, добавить растертые сахаром и молоком желтки оставшихся по рецептуре яиц и соединить их с тыквенной массой. Осторожно ввести взбитые в крутую пену белки яиц, чтобы начинка получилась средней густоты.
Выпечка пирога.
Каждый пласт теста смазать растопленным маргарином, положить начинку и разровнять ее по всей поверхности. Подготовить таким образом все пласты теста, укладывая их друг на друга. Верхний пласт теста (без начинки) в нескольких местах проколоть вилкой и взбрызнуть сливками. Выпечь слоеный пирог в хорошо разогретой духовке. Подать готовый пирог теплым, обильно обсыпав сахарной пудрой и поджаренными, нарубленными ядрами грецких орехов.

Праздничный картофель в фольге.
Взять предварительно отваренный "в мундире" картофель и нарезать его кружками. Кожу можно очистить, а если она не очень толстая, то этого можно не делать.
Понадобится фольга; аккуратно режем ее на квадраты, середину смазываем маслом или маргарином, укладываем кружки картошки в виде цветка, так, чтобы импровизированные лепестки наезжали друг на друга. Посыпаем солью и молотым перцем. Поверх укладываем кусочки сырой рыбы (лучше, если это будет филе), посыпаем рыбу солью и, например, шинкованным укропом, можно уложить кольца предварительно обжаренного лука. Затем края фольги сводим вместе над рыбой и подворачиваем, но так, чтобы между фольгой и поверхностью рыбы оставался воздушный зазор, в противном случае верхушка может прилипнуть к фольге во время приготовления. Затем свертки укладываем на противень, который ставим в холодную духовку. Зажигаем духовку. Примерно через час вытащить из духовки и переложить свертки на блюдо.

Сациви из кур.
Курицу отварите до полуготовности, нарубите на куски (по два на порцию), обжарьте в духовке. Бройлеров, не отваривая, можно сразу обжарить.
Для соуса мелко нарежьте лук, спассеруйте его с маслом, добавьте муку, прогрейте, помешивая, разведите бульоном. Грецкие орехи очистите от скорлупы, растолките, добавьте чеснок, соль, шафран, молотый перец, немного корицы и гвоздики и разотрите все вместе. В эту массу добавьте немного уксуса, смешайте все с бульоном (с луком и мукой) и прокипятите. Если есть кавказская приправа хмели-сунели, можно добавить и ее. Можно обойтись и без корицы и шафрана. Теперь разотрите сырые яичные желтки, разведите небольшим количеством соуса, охлажденного до 50°, влейте в горячий соус и перемешайте. Куски жареной курицы залейте горячим соусом, охладите и подавайте на стол.

Салат овощной с чесноком.
300г. вареной моркови, 300г. вареного картофеля, стакан порезанной свежей капусты или полстакана кислой, 2 небольшие свеклы, 1 луковицу, 1 головку чеснока, 4 круто сваренных яйца (для украшения), 200 г. майонеза.
Вареные овощи натереть на крупной терке, сырую капу-сту порезать мелкими кубиками и обдать кипятком. Все соединить с нарезанным сырым луком и заправить майонезом. В салат положить толченый чеснок.

Салат из белокочанной капусты со сладким перцем.
400г. белокочанной капусты, 400г. сладкого перца, 200г. свежих огурцов, 200г. красных томатов, 200 г. ветчины, 40 г. репчатого лука, 100г. майонеза, 10г. горчицы, 150г. отварного риса, соль по вкусу.
Капусту очистить от верхнего слоя листьев, сладкий перец помыть и нарезать полосками, огурец - кубиками, томаты - кружочками. Все тщательно смешать с отварным рисом и ветчиной, посолить, добавить горчицу. Посыпать мелко нарезанным луком и приправить майонезом.

Салат из сельдерея.
Корень-клубень сельдерея очистить и нарезать тонкой соломкой. Вкус у него довольно резкий, поэтому сельдерейную "соломку" надо бланшировать: как минимум, обдать ки-пятком, а лучше опустить в кипяток и подержать его там около минуты. Яблоко, желательно твердых сортов, тоже нарезать соломкой. Очистить грецкие орехи. Сельдерей, яблоки и орехи заправить майонезом, все перемешиваете.

Сельдерей, тушеный в сливках.
Очищенный корень нарезать кубиками. На сковороде или в нержавеющей кастрюле припустить с небольшим количеством воды и сливочного масла почти до готовности (немного не доводя до полного размягчения кубик сельдерея), к этому времени жидкая составляющая должна испариться. Добавляете жирных (33%) сливок и все доводите до кипения.
От нагревания сливки густеют. Добавить по вкусу соль и перец, снять емкость с огня.
Сельдерей, тушенный в сливках - хороший гарнир. Рекомендуется к мясу.

Слоеный пирог с курицей.
8 куриных бедрышек, 2 болгарских перца, 45 г. топленого масла, треть стакана молока, 1 луковица, 3 стол, ложки крахмала, 1 большой или 2 маленьких авокадо, 1 лимон, соль и све-жемолотый перец по вкусу, готове слоене тесто.
С куриных бедрышек снять кожицу, вынуть косточки. Луковицу мелко нарезать. Растопить масло на сковороде и спассеровать на нем лук. Добавить куски курицы и жарить 5 мин. до тех пор, пока мясо не утратит розовый цвет. Нарезать кубиками болгарский перец, добавить в сковороду с курицей. Смешать крахмал с молоком, добавить соль и черный перец, смесь влить в сковороду. Авокадо порезать на довольно крупные куски, сбрызнуть их лимонным соком. Смешать с содержимым сковороды и снять ее с огня.
Форму для выпечки смазать маслом, выложить в нее половину слоеного теста. Вынуть из сковороды курино-авокадную смесь, лишнюю жидкость слить и разложить на тесте. Накрыть оставшимся тестом и защипить края. Смазать пирог растопленным маслом и поставить в духовку, разогретую до 200о. Выпекать примерно 20 мин. до тех пор, пока на пироге не образуется хрустящая корочка.

Суфле из капусты.
Сварить брюссельскую или белокочанную капусту в подсоленной воде, жидкости слить, капусту протиреть через сито. Добавить в капустное пюре тертый сыр твердых сортов, на 0,5кг. капусты - 50-100г. сыра, разложить массу на смазанный маслом противень. Отдельно приготовить белый соус на молоке с добавлением тертого сыра 50-100 г. и сливочного масла (1-2 стол, ложки), посолить, поперчить, добавить немного тертого мускатного ореха. Крупно порезать вареные яйца, перемешать их с соусом, выложить на капустное пюре и запекать 10 мин. в горячей духовке.
Подают суфле горячим, порезав на порционные куски и посыпав измельченной зеленью.

Тефтели.
300г. фарша из говядины, 300г. фарша из баранины, 100г. фарша из свинины, 100г. риса, 300г. чернослива, 2 кисло-сладких яблока, 3 головки репчатого лука, 3 зубчика чеснока, 50г. сливочного масла, 100г. томатного соуса, пучок зелени, соль и перец по вкусу.
Рис отварить до полу готовности. Смешать его с мясным фаршем и измельченной зеленью. Посолить, поперчить, сформировать тефтели. Внутрь каждой поместить чернослив без косточки. Тефтели положить в кастрюлю с маслом, добавить мелко нарезанные яблоки, лук и чеснок, Залить все томатным соусом и тушить на маленьком огне 25-30 минут.

Шашлык в кастрюле.
200 г. баранины, 2 шт. репчатого лука, 80 г. зерен граната, 25 г. гранатового сока, зелень петрушки, перец, соль.
Корейку или грудинку жирной баранины нарезать кусками весом по 40-50 г., положить в кастрюлю с нагретым маслом, посыпать солью, перцем и обжарить. В готовое мясо добавить нарезанный кольцами репчатый лук и продолжать жарить еще 5 мин. После этого влить свежий гранатовый сок, перемешать и снять шашлык с огня. Перед подачей шашлык посыпать зеленью петрушки и зернами граната.

Яйца фаршированные.
Яйца варим вкрутую, чистим, охлаждаем, режем пополам вдоль, вынимаем желтки. Отдельно рубим ветчину или окорок (на 6 яиц - 125-150 г.), растираем вместе с любым паштетом (125-150 г.), добавляем сливочное масло 1 стол/ ложку, соль, перец. Заполняем этой массой яичные белки, раскладываем на плоском блюде, посыпаем желтками, натертыми на мелкой терке, измельченной зеленью.
Еще вариант начинки: измельченная сельдь, сливочное масло, желтки.
Сырная начинка: сыр натертый на мелкой терке, желтки, чеснок, майонез. Заполненные белки сверху посыпать наткртым на мелкой терке яичным белком, украшенные таким образоя яйца похожи на "Рафаэлло".

Пасха исхода.

Название праздника.

За словом «пасха» в оригинале Ветхого Завета стоит слово [пéсах] (русская форма заимствована из греческой Септуагинты — πασχα). Древнееврейское слово [пéсах] буквально означает — «перескочить через что-то», «миновать, обойти что-то», «оставить нетронутым». Таким образом, пасха — это прохождение мимо и пощада. В Библии это слово означает, с одной стороны — праздник (Пасху) установленный в память об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства, а с другой — праздничную жертву , (пасхального) агнца . Это связано с тем, что когда Ангел смерти в Египте поражал первенцев (от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота»), он не затронул дома евреев (прошел мимо, песах), двери которых был окроплены кровью жертвенного агнца (Исх.12:13). Смерть прошла мимо их. И защитила Израильтян от смерти кровь пасхального агнца. Тем самым путь для исхода был открыт. И они освободились от египетского плена. Об этом событии и должна была напоминать евреям ежегодно празднуемая Пасха.

История праздника.

Египетский фараон не пожелал отпустить порабощенный народ израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх.11:4-6). Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст.8).

Конечно, читая о десяти египетских казнях, невольно думаешь, а не было бы проще и разумней и гуманней убить фараона, чем посылать на египтян столь ужасные казни. Но здесь нужно помнить, что Бог видит и знает больше нас, Он мудрее нас. Он видит и знает все и поступает безошибочно. Все эти казни имели огромное спасительное значение. Казни египетские были как бы нападением на богов Египта. «Над всеми богами Египетскими Я произведу суд» — говорит Господь (Исх.12:12). Бог показал евреям и египтянам Свою силу, но главное бессилие и ничтожество египетских богов. Эти казни показывают Кто на самом деле Бог, которому должны служить народы (ср. Исх. 6:7; 7:5, 17; 8:22; 10:2; 14:4, 18). «Вы покланяетесь Нилу, вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, делая воду красной как кровь. «Вы покланяетесь Ра (солнцу), вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, превращая день в ночь. Все эти казни низвергают с пьедесталов египетских богов.

И вот наступает самое страшное десятое наказание. К этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евp.11:28). Начиная с 10-го дня месяца авива (первый месяц еврейского календаря (Исх.12:2), соответствующий марту/апрелю, означающий месяц колосьев т.к. в этом месяце начинает колоситься хлеб; впоследствии (после вавилонского плена) названный нисан — месяц цветов ), каждый глава дома должен был позаботиться об агнце — годовалом, без изъянов, ягненке (детёныш овцы) или козленке — для своей семьи (Исх.12:3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным, не меньше десяти (ст. 4). Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Исх.12:6; Лев.23:5; Чис.9:3,5,11; сp. Втоp.16:6). Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца оба косяка и перекладину дверей каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх.12:7,22).

Агнца следовало запечь (зажарить) целиком (на вертеле) — с головой, ногами и внутренностями (сердцем, почками, печенью, легкими; всё несъедобное естественно вынималось); нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (Исх.12:8,9; ср. Втоp.16:7 и 2 Паp.35:13). Готовить пасхального агнца следовало в доме (во дворе дома). Мясо агнца надо было съесть в ту же ночь с опресноками (мацой) и горькими травами (лук, чеснок, хрен, петрушка и т.д.) (Исх.12:8). Кроме того, все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь, поэтому пасхального агнца надо было есть стоя с «препоясанными чреслами, обутыми, с посохом в руках и с поспешностью» (ст. 11). Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10).

И вот ночью каждый дом в Египте не отмеченный знаком крови агнца, от фараона до последнего раба, постигло страшное горе – смерть первенцев от человека до скота. Перворожденный сын был у египтян в особой чести – он считался принадлежащим богу и священником в семье. Но больше всего этот удар поразил фараона. Ведь он считался воплощением бога, сыном бога Ра, а его старший сын был наследник престола, и тоже почитался богом. И вот в девятой казни был побежден «отец» фараона, солнечный бог, а теперь его сын наследник престола. После этого фараон не то что отпускает евреев, он их прогоняет из Египта.

Пасха эпохи Иисуса Христа.

Праздник Пасхи, именуемый также праздник опресноков ; а в настоящее время у иудеев еще и праздник свободы; праздник весны; имел историческое значение. Он напоминал об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства. Пасха была одним из трех великих и заповеданных в Исх.34:23, обязательных для всех иудеев праздников. К ней относились также как к субботе. Кроме Пасхи обязательными были также Пятидесятница (евр. Шавуот – установлен в память о заключении с Богом Завета) и праздник Кущей (евр. Суккот – установлен в память 40-а летнего странствия по пустыни). Первоначально в Библии название «Песах» относилось только к вечеру с 14-го на 15-е нисан. Остальные 7 дней составляли праздник опресноков (Исх.34:18). Но на практике оба праздника слились, и в позднейшем употреблении (в I в. по Р.Х.) название «Песах» было распространено на все 8 дней от вечера 14-го до 21-го числа месяца нисана (Иосиф Флавий Древн. II, 15, 1). А «днем опресноков» стали называть не только день Пасхи, но и канун её, т.е. 14 нисан (Мк.14:12), когда в доме уже не должно было быть ничего квасного, и положено было готовить опресноки (следовательно, дней праздника опресноков было не 8, а 9).

Пасху (то есть пасхального агнца) можно было есть только на святом месте (Втоp 16:5-7). Во времена царя Иосии (639-609 гг. до Р.Х.) пасхальная трапеза совершалась во дворе храма. Позднее, когда народ перестал вмещаться там, её разрешено было вкушать в пределах Иерусалима, а в I веке и в близлежащих к нему городах и деревнях, в том числе в Вифании и в Виффагии. На праздник Пасхи в Иерусалим обязаны были приходить все взрослые иудеи мужского пола, жившие в радиусе 25 км от Иерусалима, но приходило намного больше людей. Число паломников в Иерусалиме могло составлять около трех миллионов. Все остальные иудеи, жившие далеко от Иерусалима мечтали вкусить хотя бы раз в своей жизни Пасху.

На время Пасхи паломники получали бесплатно кров и пищу. Местные жители обязаны были предоставить паломникам свободные комнаты или хотя бы позволить проводить пасхальную трапезу во дворе или на крыше дома. Часто в одной комнате собиралось по нескольку групп. Деньги за помещение брать не разрешалось, но хозяевам в виде компенсации обычно оставлялись шкуры убитых животных и сосуды от трапезы. Бедняки, у которых не было денег, получали специальную помощь на приобретение всего необходимого. Кроме того, считалось очень богоугодным пригласить к себе на праздник неимущих.

В период Пасхи во время Иисуса люди были очень разгорячены. Воспоминания об избавлении из египетского плена вызывали у людей мысли и желания о новом избавлении от Рима. Поэтому на время Пасхи в Иерусалим из Кесарии вводили особые отряды и размещали их в крепости Антония, возвышавшейся над храмом. Римляне понимали, что во время Пасхи всякое может случиться и они не хотели допустить этого.

Еврейский священный календарь является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Поэтому по отношению к Григорианскому календарю он плавает. Месяцы начинаются только в новолуние, как и Еврейский Новый год. С исходом из Египта началась для евреев новая жизнь, ознаменованная целым рядом милостей Господних к Своему народу. Воспоминание об этих событиях и составляет содержание священного еврейского календаря. И так как первое из благодеяний — изведение из Египта падает на месяц авив названный впоследствии ниссан, то он и считается первым месяцем в году. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны с 14 на 15 нисан. По иудейскому священному календарю день начинается с вечера, поэтому праздник Пасхи начинался с заходом солнца (это в 6 часов вечера), перед первым полнолунием после дня весеннего равноденствия (время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова (20-21 марта по Григорианскому календарю)).

В продолжение же всех дней Песах запрещено было не только есть квашеное, называемое по-еврейки [хамéц] (бук. заквашенное, квасное), но и держать таковое в своих домах. Поэтому к Пасхи (к полудню 14 нисан) иудеи удаляли все заквашенные продукты. К ним относится любое мучное блюдо (из любой муки), при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения. Этот процесс происходит естественным образом, если тесто долго выдерживается, или с помощью дрожжей и закваски (евр. [сеор] – основательно скисшееся тесто). Сюда относятся и напитки содержащие солод (продукт сделанный из проросших и смолотых злаков) — пшеничная водка, пиво, виски, квас. В настоящее время, хотя Талмуд требует ликвидации кусков хамец размером крупнее оливы, многие вычищают хамец до последней крошки. Поэтому религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы хамец. После наступления темноты с 13 на 14 нисана, т.е. в вечер предшествующий кануну Пасхи проводился обряд – поиск квасного (евр. [бдикат хамец]). Глава семьи читает специальное благословение «о ликвидации хамец», берет зажженную свечу (иногда еще и ложку с пером) и обыскивает дом в поисках закваски. Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку хамец чтобы формальный поиск стал действительным отыскиванием. После полудня 14 нисан (время начала принесения пасхальной жертвы в храме) и до 21 нисан из мучного разрешено есть только пресный хлеб, мацу (из муки, тщательно охраняемой от влаги), да и то только ту на приготовление которой ушло не более 18 минут. Если канун праздника приходится на субботу, то все квасное следует уничтожить до наступления субботы, оставляя лишь самое необходимое для субботних трапез. За употребление в пищу хамец и за присутствие его в доме (превышающего размер оливы) в пасхальные дни закон угрожает строгим наказанием.

После полудня 14 нисан совершалось жертвоприношение пасхального агнца. Все собирались к храму, и каждый глава семьи (или тот, кому он это поручал) участвовавший в богослужении, приносил в жертву своего собственного агнца, совершая как бы свое жертвоприношение (Заклание пасхальной жертвы поручалось обыкновенному простому израильтянину, не священнику. Это объясняется тем, что, ввиду огромного количества пасхальных жертв, священники не могли бы справиться со своей работой. Иосиф Флавий говорит ο количестве свыше 250 000 агнцев, закалавшихся в тот день. ). Пасхальный агнец должен был быть без недостатков, поскольку он являлся прообразом безгрешного Иисуса Христа. Заклание было обставлено большой торжественностью. Народ по очереди входил в храмовый двор и как только его наполнял, двери закрывались, об этом извещали тремя трубными звуками. Священники становились рядами, имея в руках серебряные и золотые блюда; у одного ряда исключительно серебряные, а у другого — золотые. Израильтянин резал, а священник принимал кровь и передавал ее соседу, а тот — рядом стоящему и т. д. Кровь выливали к подножию жертвенника всесожжения. Первая группа выходила, и входила следующая. При этом левиты пели Халлель (псалмы 112-117). Агнца уносили домой, и лишь только смеркалось его жарили на открытом огне на вертеле из гранатового дерева. После разрушения Храма и по настоящее время жертвы уже не приносятся, поэтому на центральном блюде современного пасхального ужина иудея агнца символически представляет зро́а — жареная баранья голень или куриное крыло или ножка, и сваренное яйцо, которые не употребляются в пищу.

Итак, пасхальная трапеза должна была напомнить евреям последнюю ночь их в Египте перед исходом из него. Символика пасхального обряда была следующая.

  1. Во-первых агнец напоминал иудеям о том, как их дома были защищены знаком крови агнца, когда ангел смерти проходил по Египту. И через это они освободились от египетского рабства.
  2. Во-вторых, опресноки напоминали им о хлебе, который они ели в спешке, когда уходили из египетского рабства. Тогда израильтянам пришлось бежать из Египта так поспешно, что у них не было времени испечь хлеб из квашенного теста (Исх. 12,34). Также это символически напоминает очиститься от египетской примеси, «закваски».
  3. Чаша соленой воды напоминала им о слезах, пролитых в Египте и о водах Красного моря, через которое они чудом прошли от опасности.
  4. Горькие травы (евр. [маро́р]) – лук, чеснок, тертый хрен, петрушка, листовой салат и т.д. В течение Cедера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень. Марор напоминает горечь рабства в Египте.
  5. Паста или мастика (по-еврейски [харосет] или [харошеф]) из яблок, фиников, гранатов и орехов (к которой прибавляют немножко вина и обсыпают имбирем), этот густой фруктовый соус напоминал иудеям о глине, из которой они делали кирпичи в Египте.
  6. Четыре чаши вина (смешанных с водой) или виноградного сока (для детей и недомогающих), которые выпивали на определенных этапах праздника, должны были напоминать им о четырех великих обетованиях в Исх.6:6-7

«Я выведу вас из-под ига Египтян,

И избавлю вас от рабства их,

И спасу вас мышцею простертою и судами великими.

И приму вас к Себе в народ и буду вам Богом» .

Итак, центральным моментом Песах был пасхальный ужин, называемый по-еврейски [се́дер-песах], или просто [се́дер] (бук. — порядок, чин, потому что совершался по особому чину). Ее участниками могли быть только здоровые, обрезанные и ритуально чистые. Первую Пасху времени Исхода ели стоя (Исх.12:11), что было признаком спешки, знаком того, что они, иудеи, были рабами, бежавшими из рабства. В эпоху Иисуса Христа Пасху уже вкушали лёжа за столом – это было признаком свободного человека, имевшего свой дом и свою страну. В настоящее время её едят сидя за столом. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. Все происходило в таком порядке:

1 . В начале трапезы читали молитву Киддуш (освящение, посвящение), освящавшую праздник — это выделяло пасхальную трапезу из прочих обычных трапез. Затем наливали первый бокал вина, называвшийся чашей Киддуш. Глава семьи (или трапезы, если несколько семей) поднимал чашу и читал положенное благословение (евр. [берахот] — молитва прославляющая Бога) над вином. Евангелисты не уточняют эти молитвы, но ученые предполагают, что они не отличаются особенно от обычных еврейских застольных благословений. B Мишне даны такие молитвы, например, благословение праздника: «Благословен … избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями…» ; благословение над вином: «Благословен Ты,Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы…». На эти молитвы присутствовавшие должны были ответить «Аминь!» (это знак того, что благословение произнесено также от их имени и при их полном согласии). И все пить это вино. Но не из одной чаши, у каждого была своя. Правда, глава застолья, хозяин, мог свою чашу, над которой было произнесено благословение, предложить какому-нибудь одному участнику вечери, тому, которого он хотел особенно почтить.

2 . После этого следовало первое омовение рук (оно совершалось трижды и в разные моменты).

3 . Глава семейства брал ветки петрушки или листы салата или перышка лука, опускал в чашу с соленой водой и подавал их прочим членам семейства. Положено хоть немножко этой зелени съесть. Лист зелени символизировал иссоп, которым в Египте мазали кровью косяки дверей, а соленая вода, как мы уже упоминали прежде, символизировала слезы, пролитые в Египте, и воды Чермного моря, через которые безопасно прошел Израиль.

4 . Далее шло преломление хлеба . На столе лежали три пресных хлеба (один на другом). Глава вечери брал средний, разламывал на две части, половину его отлагали до конца вечери (эта половина называлась афигомон), а остальной хлеб (без афигомона) на блюде поднимал и произносил два благословения : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий производящий все из земли…» и «Благословлен будь Ты, Отец наш небесный, дающий нам хлеб насущный днесь… ». Потом хлебпреломлялся на маленькие кусочки и раздавался присутствующим со словами: «Это горький хлеб, который праотцы наши ели в земле египетской. Пусть каждый, кто голоден, приходит и ест. Пусть нуждающиеся приходят и проводят с нами Пасху» (Сегодня при праздновании в иных землях и странах добавляется знаменитая молитва: «Ныне мы проводим его здесь, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне мы рабы, в будущем году – свободные» ). Этот кусочек положено было съесть. И это должно было напомнить иудеям о горьком хлебе, который они ели в Египте, и то, что рабы никогда не могли съесть целый каравай хлеба, а лишь краюшку. Ритуал Седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Заповедь предписывает съесть на Седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.

5 . Затем следовал пересказ истории избавления , называемой Хаггада (объяснение). Наливали второй бокал вина, и младший из присутствующих должен был спросить, почему этот день так отличается от других и для чего все это делается, после чего глава семьи и дома должен был рассказать или прочитать всю историю Израиля вплоть до избавления из Египетского рабства, в память чего и праздновалась Пасха. Потом поднимается вторая чаша со словами: «Мы должны благодарить, хвалить, славословить…». Чаша опускалась и вновь поднималась, но еще не пилась.

6 . Затем пели так называемые Аллилуйные псалмы 112 и 113. Псалмы 112–117 у евреев всегда назывались Халлел – песни восхваления Бога. Эти псалмы в Православном Богослужении поются за праздничным полиелеем:

«Аллилуия.

Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа.

Да будет имя Господне благословенно

отныне и вовек.

От восхода солнца до запада

Славно имя Господне».

7 . После этого выпивали вторую чашу вина . Она называлась чашей Хаггада.

8 . Все присутствующие второй раз омывали руки и готовились к трапезе.

9 . Произносили благословение : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий все из земли. Благословлен Ты, о Боже, освятивший нас заповедями и позволивший нам есть опресноки». После этого участникам давались маленькие кусочки опресноков. Между кусками опресноков клали горькие травы (напр., хрен), обмакивали все это в харосет и ели. Это называлось сои и было напоминание о рабстве и о кирпичах, которые когда-то заставляли делать иудеев.

10 . Теперь начиналась собственно трапеза. Агнец должен был быть съеден весь до полуночи. Все остатки нужно было сжечь и не употреблять в обычной трапезе. Пасха не раздавалась порционно каждому члену в отдельности, ее ели сообща, и каждый брал себе, сколько хотел, но должен был съесть кусок величиной не меньше оливы.

11 . Руки омывали еще раз .

12 . Разделялся и съедался оставшийся хлеб — афигомон.

13 . Произносили благодарственную молитву с просьбой о пришествии Илии, вестника Мессии, после чего выпивали третью чашу вина, называвшуюся чашею благословения . Чашу эту благословляли следующими словами: «Благословен Ты, Бог наш, Царь вселенной, создавший плод вина».

14 . Пели вторую часть Псалмов Халлел – Псалмы 114-117.

15 . Выпивали четвертую чашу вина и пели Пс.135, известный как великий Халлел .

16 . Возносились две короткие молитвы. И на этом заканчивался пасхальный Седер.

В старину пасхальная трапеза непременно начиналась с крашеных яиц. Недаром говорится: «Дорого яичко к Христову дню». Многими секретами разукрашивания яиц владели наши предки. С помощью отвара луковой шелухи и молодых березовых листьев их окрашивали в желтый, темно-красный, оранжевый и медный цвет – такое яичко называли крашенкой, а вручную расписанное красками или растопленным воском – писанкой. Подарочные яйца вытачивали из дерева, отливали из стекла, фарфора и металла, украшали золотым орнаментом и драгоценными камнями. Обмен крашеными яйцами – непременный ритуал на Пасху. Яйца от первого христосования хранили весь год, до следующего праздника.

К празднику специально проращивали зерна злаков, в первую очередь овса. За 2-3 недели до Пасхи его высеивали в наполненное мокрой землей фигурное блюдо. Блюдо с нежной изумрудной травкой, среди которой лежали нарядные яйца, выставляли на праздничный стол. Кстати, особую ценность этому диетическому «пасхальному» продукту с нежным и приятным вкусом обеспечивает желток, который богат витаминами А, группы В, Е, D, РР, кальцием, фосфором, железом, жирами, особенно жироподобным веществом лецитином, играющим важную роль в регуляции жирового обмена и питании нервных клеток. А яичный белок используется организмом для построения и обновления тканей. Высокая питательная ценность яиц обусловливается и присутствием в них так называемых незаменимых аминокислот: они не образуются в организме и должны поступать с пищей.

Кружевной кулич

До сих пор сохранился обычай изготовления специального праздничного хлеба. В народе его величали куличом, пышной пасхальной бабой. Каждая хозяйка старалась, чтобы кулич удался на славу: был высоким, ноздрястым, кружевным и сдобным. У каждой семьи был свой, проверенный временем рецепт праздничного хлеба: с лимонной цедрой, орехами, ванилью, цукатами, изюмом, вареньем. С вечера ставилось сдобное тесто, которое хорошенько вымешивалось. Утром подошедшее тесто выбивали деревянной лопаткой. Во время выпечки посуду с куличом осторожно поворачивали, но не трясли: иначе тесто «осядет» и кулич лишится своих пышных форм. Чтобы верх кулича не подгорел, его, после того как зарумянится, накрывали кружком бумаги, смоченным в воде. Готовность кулича определяли, воткнув в него тонкую лучинку. Если вынутая лучинка будет сухой – кулич готов, а если на ней останутся следы теста – кулич еще сырой.

Румяный праздничный хлеб поливали белоснежной глазурью, посыпали сахарной пудрой, украшали ягодами из варенья, шоколадными фигурками.

С изюмом и корицей

К куличу непременно подавали творожную пасху. Для улучшения вкуса в нее добавляли сладости и ароматические вещества (например, корицу), домашнюю сметану и масло. Чтобы творожная масса хорошо держала форму, ее закладывали в деревянную пирамидку и оставляли под прессом.

По бокам пирамидки вырезались буквы «ХВ» (Христос Воскресе), яйцо (символ жизни) и крест (символ распятия), которые отпечатывались на творожной пасхе.

Стол под стать празднику

Неправы те, кто считает, что на Пасху подают только сваренные вкрутую яйца, куличи и творожную массу. В старину пасхальный стол был обильным и разнообразным. К разговлению заботливые хозяюшки припасали мясо, ветчину, домашнюю колбасу, постный окорок, соленую рыбку, сыры. К радостному и долгожданному празднику стряпались любимые блюда: жареные телячьи ноги, заливное из дичи, гусь с яблоками, запеченный поросенок. Из погребов выставлялись лучшие ликеры, наливки, вина, пшеничная водка.

Пасха – радостный и веселый праздник, воплощающий самые светлые надежды и мечты. Так пусть и блюда на вашем столе будут ей под стать!

Кстати

Сейчас специальная краска для яиц продается в магазинах, но можно воспользоваться старым проверенным способом – луковой шелухой. Собранную заранее луковую шелуху залейте небольшим количеством воды и варите в ней яйца. От времени варки зависит интенсивность окраски скорлупы. Окрашенное золотистое яичко не забудьте протереть растительным маслом, чтобы оно блестело.

Рецепты

Пасха с фисташками

1,5 кг творога, 200 г фисташек, 1,5 стакана сахарного песка, 150 г сливочного масла, 3 яйца, 500 мл сливок, ванилин (по вкусу).

Протрите сквозь сито творог, смешайте с измельченными фисташками. В полученную массу добавьте сахарный песок, ванилин, размягченное сливочное масло, взбитые яйца и сливки. Хорошенько вымесите пасху, а затем выложите в форму под пресс и поставьте примерно на 12 часов в холодильник.

Пасха заварная с цукатами и изюмом

1 кг творога, 7 желтков, 400 г сахарного песка, 500 мл сливок, 100 г сливочного масла, 200 г цукатов, 200 г синего изюма без косточек, ванилин (по вкусу).

Взбейте в миксере желтки и сахарный песок, добавьте сливки и ванилин. Полученную смесь проварите на тихом огне до густоты. В горячую смесь добавьте кусочки размягченного сливочного масла, перемешайте и остудите.

Добавьте протертый сквозь сито творог, вымесите до однородной массы. После этого добавьте цукаты и изюм. Затем всю массу снова проварите на умеренном огне до закипания, но не кипятите. Готовую пасху выложите в форму под пресс и поставьте в холодильник примерно на 12 часов.

С давних времен готовится оригинальный пасхальный стол, включающий разнообразные рецепты пасхи. В домах православных христиан традиционно на столе должны присутствовать три главных блюда: куличи, крашеные яйца и пасха. Помимо этого, меню на Пасху включает также запечённого поросенка, птицу и другие разнообразные мясные закуски, а также всякие сладости.

Даже в современных семьях наследие убранства пасхального стола и потомственные рецепты блюдутся неуклонно. Куличи, пасхи и крашенки играют основную сакральную роль во всём том, что едят на Пасху. Главное блюдо Пасхи - это пасхальная тарелка. В её центральное углубление ставят кулич, а в выемки вокруг него раскладывают яйца.

Кроме этого, пасхальная трапеза изобилует всевозможными колбасными изделиями, бужениной и другими мясными яствами. В старину стол на Пасху украшал запечённый поросенок - это было свидетельством щедрости хозяев дома. В наше время его могут заменять мясные рецепты попроще: запечённая курица или кролик, мясные запеканки, рулеты, фаршированные окорока и т. п. При этом мясные блюда есть нужно не иначе как запечёнными. А вот рыбные рецепты на Пасху не подразумеваются. В этот день также подают к столу кагор пасхальный, освященный в храме.

В течение всей Светлой седмицы праздничный стол не убирают. Наоборот, его дополняют свежими кушаньями. В каждом доме у хозяйки имеются свои проверенные поколениями рецепты того, что должно быть на столе, поэтому для праздника Пасхи и Светлой седмицы, как правило, заранее откладывали деньги для приготовления знатного угощения. Как говорит старинное поверье, изобилие и многообразие всего, чем мы накрываем пасхальный стол, является залогом благополучия и финансового состояния семьи.

Православный обычай гласит, что пасхальный стол должен быть настолько роскошным, чтобы иметь возможность накормить каждого входящего в дом. Поэтому православные никогда не жадничают на пасхальное застолье. Столы покрывают самой красивой скатёркой, в центр стола ставят цветы, церковную свечу и освящённые пасхальные блюда.

Интерьер комнаты, где подается пасхальная еда, также меняется для создания праздничной атмосферы. На почётном месте ставят корзину с куличами, расставляют на подставках и развешивают на декоративные яйца.

Секреты приготовления пасхи

Пасхальные угощения изобилуют на столе в этот светлый день, и одним из них непременно должна оставаться пасха. При этом многие по ошибке считают, что кулич и пасха - это одно и то же. На самом деле это не так. Кое-где в нашей стране «пасхой», действительно, именуют куличи, однако это два абсолютных разных блюда, несущих свой сакральный смысл.

Кулич - это , преломляя который во время трапезы люди становятся ближе к Богу. А пасха, имеющая вид усеченной пирамиды (символ Голгофы) - это сакральное кушанье на основе творога. Помимо творожной массы, в будущий десерт кладут сметану или жирные сливки, сливочное масло, яйца, изюм, цукаты, сироп, цедру лимона и различные специи.

Все варианты этого десерта схожи по содержанию, но готовить их могут несколькими способами. Сырые пасхи в готовке самые простые. Но зато печёные и заварные дольше хранятся. Это блюдо всегда делают из самого свежего творога наилучшего качества. Чтобы избавиться от остатков сыворотки, его на ночь оставляют под гнётом, а затем дважды протирают через сито, чтобы десерт получился воздушным и однородным.

Если в рецепте предусмотрены сливки, нужно покупать продукт с жирностью не менее 30 %. Сливочное масло перед употреблением нужно предварительно прогреть, чтобы оно стало пластичным. Сухофрукты и орехи перед приготовлением требуют промывки и просушки. Пряные добавки предварительно нужно перемолоть и просеять через самое мелкое сито.

Следуя традиции, это блюдо готовят в разбирающейся пасочнице, состоящей из четырех деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезана надпись «ХВ».

Традиционные варианты приготовления пасхи

Секретные рецепты приготовления пасхи, так же как и куличей, передаются в семьях по женской линии. Готовят её только один раз в год. И чтобы пасха удалась на славу, для её приготовления берут свежайшие продукты высокого качества.

Рецепт приготовления пасхи обыкновенной требует:

  • 3 кг творога;
  • 200 г сл. масла;
  • 1 ст. сахара-песка;
  • 1 ст. сметаны;
  • 2 ч. л. соли.

Выдержанный заранее под прессом творог дважды протереть и смешать со сметаной и размягчённым маслом (можно в миксере). В полученную творожную массу добавить остальные ингредиенты, все аккуратно перемешать и выложить в пасочницу.

Чтобы приготовить пасху «Розовую», вам понадобится следующее.

Размягчённое масло взбить в миксере с протёртым творогом, сахаром-песком и вареньем. В процессе сбивания добавить яйца и сметану. Полученную творожную массу поместить в . Однако этот вариант требует удаления влаги ещё и в процессе готовки. Для этого пасочницу предварительно выстилают кухонной салфеткой. Творожную массу также накрывают и сверху кладут пресс. Готовым десерт будет через сутки.

Для приготовления заварной «Царской» пасхи нужно взять:

  • 1 кг творога;
  • 250 г сл. масла;
  • 1,5 ст. сахара-песка;
  • 2 ст. сметаны;
  • 2 яйца;
  • 50 г миндальных орехов.

Выдержанный под прессом творог дважды пропустить через сито. В кастрюле перемешать творог с яйцами, маслом и сметаной и варить, непрерывно помешивая деревянной ложкой. Снять с плиты, как только в массе появится первый пузырек. Продолжая мешать, вынести кастрюлю на чтобы масса остыла. После этого добавить оставшиеся ингредиенты, тщательно вымешать и выложить в форму.

Ещё один очень вкусный вариант - это печёная творожная пасха. Для её приготовления нужно:

  • 1 кг творога;
  • 3 ст. л. манной крупы;
  • 8 яиц;
  • 400 г сахара-песка;
  • 200 г сл. масла;
  • по стакану изюма и миндальных орехов.

В протёртый творог добавить сахар-песок, манку, сливочное масло. Всё хорошенько растерев, потихоньку подмешать к творожной массе предварительно взбитые яйца. Добавить изюм с миндальными орехами, перемешать и выложить всё в смазанную маслом и обсыпанную манкой форму. Выпекается десерт при температуре 1800 40–45 минут.

Можно также как и кулич - глазурью, а сверху припудрить посыпками, рассыпать орешки, фрукты. А можно просто сахарной пудрой. Здесь всё зависит от фантазии хозяйки.

Слово пасха происходит от древнееврейского «пейсах » — «исход ». Христос праздновал с апостолами еврейскую пасху (пейсах) незадолго до своего ареста и распятия.

Еврейская пасха — воспоминание о благополучном исходе из египетского плена, когда еврейский народ покинул Древний и во главе с Моисеем перешел по морю аки по суху через Чермное (не путать с Черным) море. Войска фараона погнались за Моисеем, но воды моря сомкнулись над ними, потопив отборное воинство. После сорокалетних скитаний в синайской пустыне евреи обосновались на земле, где ныне находится Израиль.

Христос праздновал с апостолами пасху в первое полнолуние после весеннего равноденствия. Поскольку полнолуние перемещается во времени с нею вместе и перемещается время древнееврейской пасхи.

После смерти и воскресения своего Учителя апостолы стали праздновать новую христианскую пасху. Ее праздновали отмечая день воскресения Христа. В первые века христианства праздновались обе пасхи. Сначала древнееврейская, потом христианская.

Когда же христианство распространилось в римской империи и стало государственной религией, был учрежден новый день недели в честь воскресения Христа под названием воскресение.

Забавно, что, борясь с религией, большевики упразднили 7 дней недели, чтобы избавиться от воскресенья и ввели так называемую шестидневку. В знаменитом фильме «Волга-Волга» мелькают титры, отмечающие дни: первый день шестидневки, второй день шестидневки и т.д.

Атеистическое новшество не привилось. Вернулась и пасха и воскресение.

Для древнеримских христиан не было большой проблемы в том, что еврейская пасха из-за перемещения фаз луны порой случалась после христианской или с ней совпадала. Таковы особенности лунного календаря. Однако после распада империи на Рим и Византию начались разногласия с определении времени праздника. Католический Рим остановился на первом воскресении после весеннего равноденствия, а православная империя составила сложный график празднования пасхи, который гарантировал, что православная пасха будет обязательно после полнолуния, чтобы не совпасть с пасхой еврейской. Поэтому дата православной пасхи снует по календарю как челнок вслед за полнолунием и бывает то ранней, то поздней, порой даже приходясь на май.

Календарные даты, конечно же, условны. На самом деле, все три пасхи и еврейская, а католическая, и православная сохранили свой весенний смысл и так или иначе расположены вблизи 21-го марта. Исход из египетского зимнего плена смерти к весне, к жизни, к воскресению.

«С радостью друг-друга обнимаем и ненавидящих нас простим» — взывают православные пасхальные песнопения.

«Христос воскресе из мертвых.

Смертию смерть поправ

И сущим во гробах

Жизнь даровав».

Считается, что после воскресения Христа все умершие рано или поздно воскреснут для будущей вечной жизни. Одним будет уготован ад, другим рай. Но это уже тонкости богословия. Люди же пекут куличи и красят в надежде на счастливую жизнь здесь и сейчас. Верующие надеются, что радость праздника с ними разделяют и умершие близкие. Хозяйки обмениваются секретами изготовления пасхи: ореховой, апельсиновой, ванильной. Не счесть рецептов пасхальной творожной массы.

Уже много лет россияне смело произносят слово кулич, не подменяя его стыдливым полузапретным советским названием «кекс весенний». Этот «кекс» власти то разрешали, то запрещали продавать с пасхальные дни, пока народ не наплевал на все их запреты и не ринулся в храмы, сметая комсомольские кордоны с радостным кличем «Христос Воскресе!»

Так кулич победил кекс весенний. Будем надеяться, навсегда.

А на небе в эти дни как и тысячи лет назад сияет созвездие Пехасиса (Пегаса), давшее название всем трем пасхам.

Пасха: сакральные свойства пасхальной трапезы

Вот-вот наступит Пасха. За время поста верующие порядком изголодались, так что сейчас мы будем растравлять их аппетит и заставлять пускать слюнки.

Начиная с первого дня Пасхи вам разрешается есть не только мясо, но и сыр, творог и яйца. Однако перед тем как съесть «пасхальную трапезу», лучше сначала освятить ее в церкви. Тогда она, по преданиям, будет обладать сакральными свойствами, о которых мы расскажем чуть позже.

Итак, печем дома кулич (можно, конечно, купить его и в магазине, но это уже легкое отступление от обычая), готовим пасху (ознакомьтесь со статьей о том, ), красим яйца. Идеально было бы сделать это в Чистый четверг, то есть в ближайший четверг перед Пасхой. В этот же день надо хорошенько вымыться. Тогда же варят знаменитый «овсяный кисель» для «ублажения» морозов и готовят всю (кроме скоропортящейся) праздничную снедь.

О яйцах. Впервые их покрасила Мария Магдалина. Именно она первая поднесла окрашенные пурпуром куриные яйца в дар римскому императору Тиберию с восклицанием «Христос воскресе!» и этой фразой ознаменовала свою легендарную проповедь. Ибо яйцо является символом гроба и возникновения новой жизни в самых недрах его; окрашенные красной краской яйца знаменуют возрождение наше кровью Иисуса Христа. Именно с тех времен верующие всегда дарят друг другу на Пасху красные яйца.

Те яйца, которые вы не успели съесть или подарить, стоит оставить на кладбище: зарыть их в могилку усопшего или накормить ими кладбищенских птиц. Тогда всем — и вам, и усопшим, и птицам — станет хорошо.

Одно яйцо отложите и спрячьте за икону, если таковая имеется. Это яйцо, по преданиям, поможет вам потушить пожар. Перед тем как бросить пасхальное яйцо в огонь, нужно три раза обежать вокруг горящего дома. Считается также, что если таким яйцом погладить по хребту домашнюю скотину, то скотина эта не будет болеть, а потомство ее увеличится.

Прочие продукты пасхальной трапезы тоже обладают почти мистической силой. Кости от пасхальных ягненка, поросенка, птицы и пр., зарытые в пашню, спасают посевы от града, засухи и наводнений. Скорлупу и крошки от пасхального кулича используют для гадания, ворожбы и лечения кожных недугов.

На всякий случай напоминаем, что всем встречным на Пасху нужно говорить: «Христос воскрес!». Встречный, соответственно, должен ответить вам: «Воистину воскрес!». После чего следует троекратно расцеловаться.