Виды вышивки гладью. Вышивка гладью для начинающих: подготовительный этап

Примеряясь к захватывающим способам сделать своими руками произведение искусства, испокон веков человек искал идеальный способ. Уходит это корнями вглубь времён, когда первобытный прародитель, развив разум, впервые испытал необходимость «принарядиться». А вышивка до сих пор предлагает новые способы работы с украшением ткани, не теряя своей актуальности.

Количество техник в вышивании огромное множество. Это и верхошов, списы, и цветная перевить, узорная строчка, строчка с ободком, разнообразные гипюры. Ещё –крест, набор, белая мелкая строчка, тамбурная вышивка, белая гладь, цветная гладь, счетная гладь. Также существует достаточно объёмное количество дополнительных под-техник, швов и особенностей этих элементов. Это зависимости от выбранного для работы материала.

Что интересно – счетная гладь была одной из самых старинных техник вышивания на Древней Руси. Уступала она разве что вышивке крестом и полукрестом. Гораздо позже была изобретена перевить в цвете, гипюр и прочие уникальные техники. Но, несмотря на развитие новых течений вышивального искусства, счётная гладь не теряет свои уверенные лидирующие позиции и по сей день.

Отличие в вышивках гладью

Существует несколько разновидностей вышивок , — это верхошовная гладь, белая гладь, художественная, русская, цветная, атласная, счетная гладь.

Верхошовная гладь

В верхошовной глади небеленый холст вышивают красной пряжей с небольшим добавлением дополнительных цветов (например, жёлтого, синего, зелёного). Вышивают стежком, который прокладывается ровными плотными линиями, прорабатывая лицевую сторону изделия. На изнанке такие швы обозначаются мелкими стежками. Другое название такой глади – владимирская. Это связано с возникновением её первых проявлений именно во Владимирской области.

Белая гладь

Также возникла во Владимирской области. Техника была изобретена мастерицами, выполнявшими стежки на тонких отбеленных тканях. Брались тонкие белые нити, в тон основным полотнам. Эта техника включает в себя множество вариантов узора. А отличительная особенность тут не только лишь в цвете, — она богата техниками и разработками. Тут есть и стяги, посыпь, сеточки, дырочки, атласники, узелки, цепочки, и так далее.

Художественная гладь

Художественная гладь возникла из попытки и желания точно повторять пейзажи, портреты, бытовые сцены жизни. Выполняется шитьё тонкими, чаще всего – шелковыми нитями, на тонких тканях основы.

Русская гладь

Своеобразный вариант вышивки – русская гладь. Весь рисунок работы заполняется односторонним швом по прямой нити ткани основы. Стежки располагаются в шахматном порядке, от края до края, перекрывая и пропуская нити. Но в настоящее время этот вид вышивки почти забыт из-за своей трудоёмкости.

Цветная гладь

Цветная гладь — самая широко применяемая вариация вышивки. Выполняется она стежками, максимально плотно прилегающими друг к другу, идущих в разном направлении. Бывает такая гладь как односторонней, так и двухсторонней. Цветовая гамма и толщина нитей – самая разнообразная и подбирается на вкус мастерицы.

Атласная гладь

Для атласной глади характерны мелкие стежки, выполненные очень тонкими нитями. Каждый стежок начинается в центре предыдущего ряда. На изнаночной стороне это многочисленные короткие дорожки нитей, а на лицевой стороне – гладкий узор.

Ещё на Руси вышивальщицы выполняли счетные швы. В пробелы в редко сотканной ткани выплетались другие цвета. Получался ритмичный геометрический рисунок, который называется счетная гладь. Способ набора при такой работе — шов «вперед иголка». Ещё он называется «бранное шитьё», один из вариантов которого – .

Счётная гладь

Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку счетная гладь.

Техника выполнения такой вышики достаточно проста. Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.

Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.

Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, мережками. Можно поиграть с узорами из , или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.

Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.

Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.

Принцип и техника вышивания счетной гладью

Берясь украшать полотно счетной гладью, рисунок заполняем полностью, для этого нити выкладываем довольно плотно, чтобы было легко набрать форму.
Вести вышивку положено слева направо, вкалывая нить по утку или основе. Промежуток основных нитей должен быть равный. Не забываем равномерно затягивать нити и направлять их туда, куда требует рисунок.

Итак, для вышивания нам понадобится рисунок, ткань основы, нити, иголка, пяльцы или рамка и ножницы. Вооружаемся материалами и приступаем к работе.

Как выполняется:

  1. Переносим на ткань основы рисунок.
  2. Закрепив ткань основы на пяльцах (рамке), проверьте, что она хорошо натянута.
  3. Проколите полотно иголкой, выведете нить на лицевую сторону работы, оставив небольшой кусочек нити. В процессе работы придерживайте его пальцами. Начало вашей работы закрепится будущими стежками, и вы не испортите работу неэстетичными узлами.
  4. Используйте и постоянно высчитывайте схему вашего рисунка. Не поленитесь свериться с ней лишний раз, — ваша работа от этого только выиграет.
  5. Вышиваем слева направо, ведя нить по лицевой стороне или сверху вниз от нитей основы, или под углом.
  6. Стежок на изнаночной стороне должен выкладываться под небольшим наклоном (рис. 1).
  7. Чередуя высоту стежков выводим разнообразные узоры:
  • Валик (рис.2)
  • Зубчики (рис.3)
  • Ступеньки (рис.4)
  • Ромбики (рис 5)


Помните, что выполнять каждый узор нужно отдельно. Потому что на изнаночной стороне могут образоваться слишком длинные протяжки, что может испортить работу.

8. Для высоких узоров используйте одностороннюю счетную гладь (рис. 6; 7). Весь узор будет вырисовываться на лицевой стороне, а на изнанке будут только коротенькие протяжки.

Вот и все нехитрые советы для вышивания техникой счетная гладь. Для начинающих мастериц существует множество схем с орнаментом и даже набором сопутствующих инструментов. Одним словом, всё необходимое, чтобы начать творить.

Главное гореть желанием и любить дело, которым занимаешься, подходя к нему с удовольствием. Стремиться к идеальному результату — не главное, ведь процесс – вот, что самое главное в любой работе.

Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

П родолжая разговор о свободных швах, я расскажу вам о видах глади, которые можно отнести и к белой и к цветной глади, в зависимости от цвета ниток которыми они вышиваются. К таким «двойным» по цвету техникам можно отнести русскую, атласную глади и владимирские швы (рис.1).

Рис.1

Мстерская гладь и владимирские швы получили свое название по месту своего возникновения в с. Мстера Владимирской области.

Мстерская гладь
Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов (см. статьи ). Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами (о них мы поговорим позже). Сочетание этих разнообразных приемов вышивки сделало мстерскую гладь уникальной.
Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков (рис. 2а,б).


Рис.2а


Рис.2б

Среди причудливых веток часто изображают птиц с пышными хвостами или маленьких птичек. Иногда выполняют жанровые сцены или сказочные мотивы.
Мстерской гладью вышивают накидки, платки, скатерти, панно, покрывала, белье, блузки, платья и т.д.

Владимирские швы
Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов (рис.1), но часто встречается и одноцветные вышивки (рис.3).


Рис.3

К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.

Гладь «верхошов».
Эта гладь заполняет мотив на лицевой стороне (рис. 4а), образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора (рис. 4б).

Таким швом вышиваются крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики и т.д. (рис.5).
Стежки глади нужно располагать по форме мотива: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут быть разной длины (рис.6). Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче, спокойнее.

Накладные сетки.
Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками или различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью, козликом и др.
Сетка и прикрепки вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку.
Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.7), затем в другом - горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.
Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Помимо шва «козлик» можно и использовать шов «восьмерка».

Шов «восьмерка» (рис.9)
Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.
На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше (рис. 9 в,г).

Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.

Русская гладь
Русская гладь выполняется прямыми стежками, расположенными вертикально или горизонтально оси рисунка и параллельно долевой нити ткани или ее утку. Стежки укладываются плотными рядами сначала в направлении слева направо, затем в обратном - справа налево (рис.10).

Вышивать можно и без предварительной наметки рисунка. Нитка закрепляется небольшим стежком с лицевой стороны и закрывается стежками глади. Стежки следует делать длиной 3-6 мм, оставляя между ними одну-две нити ткани. Длина стежков может быть разной, но стежки обязательно должны перекрывать оставленные между стежками нити ткани предыдущего ряда стежков. Длину стежков следует чередовать, тогда гладь получится ровной. Внешний контур рисунка можно обшить тамбурным швом (см. статью ).
Для работы используются мягкие нитки, обычно мулине в два сложения. На толстой ткани можно вышивать в три нитки мулине или толстой пряжей.
Русской гладью выполняют растительный орнамент. Иногда в середине крупных цветков он дополняется ажурной сеткой. Ажурную сетку можно сделать без каких-либо разделок и обвивать, как обычную сетку в белой строчке. Для сетки выдергивают одну и оставляют две нити ткани. Край сетки предварительно следует обшить тамбурным швом.

Атласная гладь
Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.
Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков (рис.11).

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.
Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.
Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

У каждого человека есть свое хобби. То занятие, которое способно расслабить, отвлечь от повседневных дел, от различных мыслей и просто дать себе отдохнуть. Сегодня хотела бы привлечь ваше внимание на красивый вид рукоделия, как вышивка гладью для начинающей рукодельницы. Вышивка гладью - это творчество и одно из замечательных занятий, когда ощущаешь радость и видишь результат творения своих рук, когда после завершения очередного проекта «выпорхнет» бабочка, сидевшая на цветке, а может быть красивая птичка (как на первом фото). И, наконец, испытать гордость за себя и свои творения!

Вышивка техникой гладь во все времена помогала внести нотку изысканности в дом - неординарный домашний текстиль, оригинальные предметы интерьера, игрушки для маленьких детей, одежда, белье и многие другие вещи которые украсят любое помещение. Вышивки гладью при отделки одежды будут неповторимой индивидуальной изюминкой в гардеробе любой женщины.

Существует множество видов вышивки гладью, но мы рассмотрим самые необходимые виды швов для начинающей рукодельницы, чтобы попробовать свои силы в этой, бесспорно, интересной технике вышивке гладью.

Для того, чтобы приступить к этому увлекательному процессу создания очередного шедевра, вам понадобятся следующие предметы: пяльцы, канва, нарисованный рисунок будущего проекта на канве, мулине, ножницы и так далее.

Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники - дамасская вышивка - серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, ткань и закрепляется на пяльцах для дальнейшей вышивки гладью.

Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Рассмотрим основные техники вышивания гладью.

Виды швов:

1. Стебельчатый шов - состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков или слева, или справа от. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».

2. Петельный шов - выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз, нить при этом остается под иглой и затягивают рабочую нить до образования петли. Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут быть различной длины. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки.

3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: первый этап - швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап - в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема.

4. Шов «цепочка» - тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва: нить выводят на лицевую сторону в первой точке и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из второй точки в третью точку движением иглы сверху вниз делают стежок и затягивают нить, образуя первую петлю. Последующие петли выполняются аналогично, таким образом образуется шов «цепочка». Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

5. Гладь вприкреп - используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных-прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне. Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

6. Гладь с настилом - выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики пышечки. Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити, а на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок.

7. Плоская гладь - является двусторонней используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу рис. Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру.

8. Теневая гладь - э та гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка - то в направлении центра цветка, если листик, то в направлении центральной жилки и так далее. Поэтому для упрощения работы, можно карандашом нанести на ткань штриховые линии, которые указывают направление стежков.

Последовательность выполнения лепестка цветка

Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки. Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета. Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

Последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине

Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз. Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).

Зная эти азы техники вышивки гладью можно смело начать проект для начала небольшого узора вышивки гладью.

Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее.

Для овладения техникой понадобится немало терпения, как и в любом другом деле, требующем трудовых затрат, фантазии, вдохновения и аккуратности. Вышивку гладью для начинающих, можно воспроизвести на различных тканях. Если вы решили научиться этому сложному и не менее увлекательному делу, то не пожалеете, ведь своими руками сможете украсить любую ткань.

На просторах интернета встретила очень интересные идеи для вдохновения вышивки гладью, которые представляю вашему вниманию.

Китайская живопись гладью

На прозрачном шелке вышивают шелковыми нитями картины, которые способны поразить любое воображение. Подобные шедевры искусства в стране восходящего солнца являются одними из наиболее дорогостоящих.

Вышивка гладью по сей день является одним из самых любимых и востребованных видов рукоделия, остается популярной, так как используют для превращения простых вещей в ультрамодные.

Вышивка гладью – старинный вид рукоделия, овладев азами которого удается украшать постельное белье, платки, одежду и прочие изделия домашнего обихода. Невзирая на то, что родиной этой разновидности рукоделия является Китай, ручная вышивка гладью быстро приобрела популярность во многих других странах. Кроме этого, она настолько укоренилась, что стала частью национальных традиций. Национальная одежда многих народов обязательно украшается вышивкой.

Большинство рукодельниц начинают свой творческий путь в мире вышивки с популярной и простой техники вышивания крестиком. Эта разновидность вышивки также позволяет украшать одежду, но она, к сожалению, сопровождается ограничениями. Мастер должен строго следовать схеме. Техника вышивки гладью не имеет таких ограничений, поэтому в процессе вышивания гладью рукодельница может вносить изменения в изначальный рисунок, опираясь на собственные желания, внезапное проявление фантазии. Однако такая «свобода действий» имеет и обратную сторону медали. По причине отсутствия определенного ключа или схемы неопытные рукодельницы не знают, как правильно вышивать гладью, в каком направлении совершать стежки. К сожалению, в большинстве случаев первые попытки завершаются неудачей, когда вместо интересного рисунка на полотне наблюдается что-то стянутое и явно некрасивое. После такой неудачи многие отказываются от второй попытки. Предупредить разочарование, неудачу удается, если посещать уроки для начинающих, изучать на них секреты такой разновидности рукоделия.

Виды вышивки гладью

Кто только совершает первые шаги в мире вышивки гладью, необходимо освоить несколько самых распространенных направлений этого рукоделия. К ним относятся:

  • атласная и русская гладь;
  • белая и художественная вышивка.

Вышивание атласной гладью предполагает использование только тонких нитей, при помощи которых выполняются небольшие стежки. Расстояние между ними должно быть минимальным. Еще одной особенностью этой разновидности глади является то, что новый стежок должен начинаться обязательно с середины предыдущего ряда. Если четко следовать инструкции, на лицевой стороне ткани после завершения вышивки находится узор, а с обратной стороны расположены крохотные стежки.

Технология вышивания русской гладью предполагает наложение горизонтальных и вертикальных швов, величина которых в основном равна 5-7мм. Между двумя соседними вертикальными стежками обязательно оставляют промежуток, величина которого ориентировочно должна быть равна ширине двух нитей. Впоследствии эти пробелы скрываются благодаря наложению горизонтальных стежков.

Изделия, украшенные художественной гладью, вызывают заслуженное восхищение. Неудивительно, что многие после увиденного проявляют активный интерес к процессу вышивки, стремятся овладеть такой техникой. Однако для начинающих такая техника сложна, поэтому к ее освоению лучше переходить, когда «рука набита», уже удается создавать аккуратные узоры, используя более простые виды техники.

Художественная гладь предполагает выполнение плоских косых стежков. Важно следить, чтобы нити располагались вплотную, но ни в коем случае не накладывались друг на друга. Главной отличительной особенностью художественной глади является применение нитей с разнообразными цветовыми оттенками. Оперируя таким количеством нитей, важно познать секреты, как научиться сочетать различные цветовые оттенки ниток, чтобы узор был аккуратным, не наблюдался резкий переход от одного оттенка к другому.

Белая вышивка – еще одна разновидность глади, для создания которой используются нити только белого цвета. Техника белой глади предполагает выполнение нескольких этапов. Изначально создается контур будущего рисунка, для этого выполняется шов «вперед иголкой». Внутреннее пространство обозначенного узора заполняется настилом, а уже после этого вышиваются основные стежки, между которыми не должно быть пробелов.

Пошаговые уроки

Прежде чем начать осваивать секреты мастерства, как вышивать гладью, важно приобрести необходимые материалы. В специализированных торговых заведениях можно встретить выгодные предложения – готовые наборы для вышивки гладью, позволяющие избежать продолжительного выбора и сэкономить собственное время. Если нет возможности приобрести предлагаемый набор для вышивания гладью, тогда нужно купить все по отдельности на сайте mybobbin.ru:

В магазине могут предложить гладкие и счетные ткани. Вторая разновидность ориентирована в основном для вышивки крестиком. Если учимся вышивать гладью, лучше приобрести гладкую ткань. Вышивать гладью можно и на трикотажных изделиях, только в этом случае рекомендуют подложить флизелин, который обеспечит дополнительную плотность, создающую основу для выполнения качественной вышивки.

Игла подбирается с учетом характеристики используемого полотна. Для плотных отрезов выбирается толстая игла, для тонких тканей – тонкая. Также необходимо обратить внимание на размер ушка. Оно должно быть таким, чтобы в него легко продевалась выбранная нить.

Мастера используют разнообразные виды нитей, включая и те, которые активно применяются для шитья. Помимо этого, могут использоваться и такие разновидности нитей:

Особенно важно для начинающих иметь пяльцы, обеспечивающие хорошее натяжение ткани, благодаря которому проще выполнять разнообразные стежки.

Основными считаются такие швы:

  • вперед иголкой (выполняется по контуру рисунка, для него характерны равномерные стежки с пробелами между ними, не превышающими величину самого стежка);
  • назад иголкой;
  • петельный стежок;
  • стебельчатый.

Основные швы не являются единственными, рукодельницы используют для создания оригинальных узоров еще и другие дополнительные разновидности швов.

«Пышечка», стежок с настилом или вприкреп, «узкий валик» – разновидности узоров, позволяющих придать вышивке дополнительный объем.

Улучшить эстетику изделия удается, применяя и такие узоры, как узелок, верхшов, цепочка, петелька вприкреп.

Итак, овладев первоначальными азами, предлагаем пошагово изучить рекомендации мастеров, как вышить несложный цветок.

Первоначально нужно перенести рисунок на ткань. Для этого можно воспользоваться копиркой или приобрести терморисунки, отпечатывающиеся на ткани вследствие воздействия высоких температур (достаточно прогладить рисунок утюгом).

Стебель вышивается мелкими стежками, лист покрывается стежками «вперед иголка», работа ачинаетя с узкого места листика. Лепестки самого цветка рекомендуется вышивать, используя нити трех или более очень близких цветовых оттенков. Благодаря этому удается достичь эффекта плавного перехода цветовых оттенков, а цветок будет выглядеть оригинально.

Видео для начинающих

Пошаговый инструктаж опытных рукодельниц является отличным подспорьем для тех, кто только погружается в этот фантастический мир рукоделия. Однако не всегда, изучая текстовую информацию, удается разобраться в тонкостях выполнения стежков. Рекомендуется не только изучить предоставляемую мастерами информацию, но и дополнительно смотреть на выставленные фото. В этом случае будет гораздо проще разобраться, как вводится и выводится игла, в каком направлении нужно укладывать нити.

Полезно посещать мастер-классы, на которых опытные мастера смогут визуально оценить результат работы каждого «ученика», выявить ошибки, указать на них и разобраться в том, как их впоследствии избежать.

Если посещение реальных мастер-классов не может быть осуществимо, рекомендуется скачать обучающее видео, ориентированное для начинающих рукодельниц. Такое видео позволит оттачивать практические навыки, поскольку имеется возможность просматривать технику выполнения сложных стежков несколько раз.

Итак, вышивка гладью – это не только рукоделие, это настоящее искусство. Вышивая гладью одежду, женщинам удается создавать модные и оригинальные предметы гардероба, украшать домашнее пространство неповторимыми декоративными изделиями. Вышивка гладью увлекает и позволяет успокоиться, погрузившись в мир творчества, уйти на какое-то время от бытовых проблем.

Шить с нуля!

Пошаговые инструкции. От новичка к мастеру.

Уроки вышивки гладью для начинающих

Украшение одежды вышивкой

Дорогие мои подписчики и гости сайта, сегодня мы научимся оформлять изделия вышивкой. Об искусстве вышивки мы еще поговорим не раз. Я думаю, что эта тема будет иметь развитие. И хотя я не специалист в этой области, я смогу дать основы вышивки ришелье, мережки и украшения изделий простыми декоративными швами. Я обязательно поделюсь своим опытом пошива своей классической блузки с вышивкой.

Эта статья будет посвящена урокам вышивки гладью для начинающих . Этот урок также будет полезен

школьницам для уроков технологии.

История вышивки насчитывает многие века. В старые времена люди еще не умели окрашивать ткани и наносить на них рисунки красками. Чаще всего ткани были даже не отбеленными, а суровыми - естественного цвета волокна, из которого они производились, серого или кремового. Крой изделий тоже был очень примитивный, поэтому единственным и первым украшением одежды была вышивка. Одежду расписывали в зависимости от сословия хозяев, как драгоценными камнями и бисером, так и простыми крашенными нитками. У разных народов вырабатывались свои характерные узоры, своя излюбленная техника, а также цветовые решения вышивки. Так, например, для северных народов России характерна вышивка мягких, приглушенных тонов, а для средней полосы - более ярких. Это зависело и от растительности той местности, где жили люди, и из которой производили краски. Цвет и узор в вышивке находятся в тесной связи, так как люди не только производили краски из определенных материалов своей местности, они и передавали в вышивке картину окружающей их действительности: стилизованные фигурки этих же растений и животных.

Вышивали не только одежду, но и предметы быта: скатерти, полотенца, постельные принадлежности, головные уборы, и многое другое. Наши далекие предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит. Уходящим на войну мужчинам женщины дарили вышитые личные вещи, кисеты, например, рубашки, носовые платки, чтобы в дали от дома они не только охраняли их от врагов, но и напоминали о родных и доме. Телефонов тогда не было, и писем писать не умели.

Вышивка постоянно возвращается в моду и каждый раз на новом витке: появляются новые материалы для вышивки, новые узоры, новые технологии. От ручной вышивки люди перешли к машинной. Это говорит о ее востребованности. Не смотря на то, что все можно купить, на возможность выткать узор, нарисовать промышленным способом, ручная вышивка привлекает людей потому. что пробуждает творческое начало в человеке и несет его энергетику.

Эта работа требует особого внимания, поэтому сначала остановлюсь на некоторых требованиях :

Перед началом работы следует вымыть руки с мылом;

На колени положить чистую светлую ткань, вытереть стол, чтобы изделие не пачкалось. Если процесс вышивки затянется, то хранить свое вышивание лучше в этом куске ткани;

Вышивка требует хорошего освещения, соблюдения техники безопасности: иглы в подушечке, на пальце - наперсток.

Поскольку работа потребует напряжения и времени, то позаботьтесь об удобстве: спина должна быть поддержана спинкой стула или дивана, под ноги лучше поставить скамеечку.

Инструменты и приспособления для вышивки.

Для выполнения ручной вышивки нам понадобятся очень несложные инструменты.

Иглы подбирают от зависимости от толщины и плотности ткани, а также от качества вышивальных ниток. Чаще всего, игла должна быть не длинной, с удлиненным ушком, но не расширенным, чтобы не застревала при шитье и не раздвигала нитки. Удлиненное ушко необходимо, так как при вышивке часто применяют нити рыхлые и в несколько сложений. Чем плотнее и тоньше ткань, тем тоньше игла, но и нить в этом случае применяется тоже более тонкая. Возможно, шелковая.

Замочек на пяльцах.

Пяльца для многих декоративных швов обязательны, так как ткань должна быть в натянутом состоянии. Пяльца бывают, как пластмассовыми, так и деревянными. Также отличаются по размеру. Материал пялец на качество вышивки не влияет. А вот размер нужно подбирать в зависимости от рисунка и от размера ладони. Здесь важно, чтобы при обхвате пялец рукой палец доставал до места прокола иглы на рисунке, а также нужно учитывать размер самого рисунка, чтобы вам не передвигать постоянно пяльца при вышивке. В данном примере я беру маленькие пяльца, хотя бывают еще меньше. Также следует учесть, что на более маленьких пяльцах легче натягивать ткань. Также на качество натягивания ткани влияет регулировочный винт на пяльцах. Он бывает не всегда и поэтому при покупке обращайте на это внимание.

ткань +для вышивки крестом

Ткань выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, а также вида узора и техники выполнения. Так, например, если вы хотите применить счетную вышивку, то ткань должна иметь полотняное переплетение с четко выраженным рисунком в «клеточку» или переплетение «рогожка», то есть нити в материале должны быть четко заметными и одинаковыми по толщине, как в долевом, так и в поперечном направлении.

Для строчевой вышивки нужны ткани с одинаковой толщиной нитей основы и утка. Для такой вышивки не пригодно полульняное полотно, так как у него по основе идут хлопчатобумажные тонкие нити, а по утку льняные толстые.

Если применить технику свободной вышивки, то есть по рисованному контуру, то в этом случае подходят все ткани, в том числе и бархат, а так же любой нетканный материал, и трикотаж, как в нашем варианте.

Нитки для ручного вышивания используют разные: «ирис», мулине, льняные, штапельные, шелковые, шерстяные, синтетические, бумажный и шерстяной гарус. Чаще всего нитки используют более рыхлые, которые легче застилают ткань при вышивании. Главное требования для вышивальных ниток - они не должны линять.

Ножницы для вышивания используют маленькие для обрезания ниток. Чаще всего, это маленькие маникюрные с закругленными концами. Их применяют для вырезания узоров в сквозных вышивках и при вышивании фестонов.

Перевод рисунка на ткань.

Сначала подбираем рисунок, распечатываем его, а, может, он у вас в книжке или журнале. Теперь его нужно перевести на кальку. В видео вы узнаете о ней. Если рисунок маловат или наоборот, великоват, то можно применить метод сетки. Нужно разбить его на равные квадраты, а затем нарисовать такую же сетку, но нужного размера. И потом прорисовывать рисунок в точности в каждом квадрате. При этом изменится масштаб рисунка.

Рисунок на ткань можно перевести разными способами. Если перевод рисунка через копирку, то здесь нужно обратить внимание на то, что копирку лучше брать бывшую в употреблении, чтобы не испачкать ткань. Рисунок перед переводом на ткань приколоть булавками, а после перевода отколоть с одной стороны, чтобы не сдвинуть рисунок, и посмотреть на качество переводной линии. Возможно, придется повторить. Этот способ хорош для вышивки гладьевыми швами. И мы сегодня говорим только о них.

Перевод рисунка «на просвет». Этот способ хорош, если вы используете тонкие, прозрачные ткани. На стекло, под которым установлена лампа, кладут кальку с четким рисунком, а поверх нее - хорошо натянутую ткань (лучше в пяльцах, но наоборот - вниз тканью). Обводят узор, который виден сквозь ткань. Стекло я обычно располагаю между двумя стульями.

Третий способ особенно хорош для вышивки на бархате, блестящих тканях, на которых не видна линия карандаша. Рисунок можно перевести не на кальку, а на папиросную, более тонкую бумагу. Приколоть ее к ткани и прошить по рисунку мелкими стежками швом «вперед иголку» по всему контуру. Если вы это сделаете тонкой ниткой в цвет вышивки, то нитку можно не удалять, а просто перекрыть при вышивании. Бумагу снять после прометывания.

Техника ручной вышивки.

В русской вышивке можно выделить две группы приемов: первая - счетные вышивки, выполняемые по счету нитей ткани, вторая - вышивки, выполняемые по рисованному контуру, или свободные вышивки.

Также современные русские вышивки делятся на две основные группы: сквозные (или ажурные, прозрачные) и глухие вышивки.

Сквозная вышивка. Мережка

Сквозные вышивки выполняются по разреженной ткани или по ткани с выдернутыми или вырезанными нитями, эти вышивки называются мережкой, строчкой и напоминают кружево. Строчевая вышивка располагается не на поверхности, а как бы в самой ткани: различные виды мережки, мелкая строчка, строчка с цветным контуром, гипюры и другое.

Глухие вышивки выполняются по целой ткани. Они бывают односторонними - только на лицевой стороне, и двусторонними, когда узор одинаково заполняет лицевую и изнаночную стороны - наш вариант.

Для народной вышивки наиболее характерно счетное шитье и свободное. При счетном шитье можно вышивать крестом, росписью, козликом, косичкой, набором и другими швами. Узоры для этих швов рисуют на бумаге в клетку. При свободном шитье вышивают тамбурным швом, владимирскими швами, цветной и белой гладью (наш вариант). В вышивках часто одновременно применяют различные швы, чтобы фактура изделия была более интересной и разнообразной.

Закрепление рабочей нити.

Закрепление нити при вышивке

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелки. Нитку закрепляют с лицевой стороны ткани в том месте, где будет расположена вышивка, чтобы потом перекрыть «хвостик».

а) При первом способе маленький кончик нити закрепляют вторым стежком перпендикулярно - я выбрала этот способ, но закрепила нить с изнаночной стороны, так как считаю, что стебельчатый тонкий шов может не закрыть кончик нити. Этот способ чаще применяют, если вышивают в одну, три, пять сложений нитей, когда нельзя сделать петлю на конце нити.

б) Вторым способом сделать легче и чище. Я в видео говорила, что нити никогда не используют, закрепляя их пополам. Один конец обязательно должен быть свободным и постепенно передвигаться. Это даст возможность при ошибке распороть шов на два-три стежка, и сделать снова. Но при этом нить нужно вдеть обоими свободными концами в иголку. Это применяется, когда вышивают четным сложением нитей. Например, если вам надо вышивать в два сложения, то вы берете одну нить и протаскиваете оба конца в иглу, если четыре, то две нити вместе складываете и протаскиваете уже четыре конца в иглу. Таким образом, у вас на конце получается петля, в которую вы продеваете нитку и она закрепляется без узелка.

В конце вышивки нить закрепляют незаметно с изнанки, как показано в ролике.

Швы для вышивки.

Вышивка стебельчатым швом.

Виды стебельчатого шва

С этим швом мы уже встречались, когда вышивали личико куклы. Этот шов представляет собой ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнять слева направо и от себя.

Закрепить нить в начале рисунка слева, затем, двигаясь вправо, как бы назад, на расстоянии 3-4 мм сделать прокол иглой, провести носик иглы с изнанки до середины первого стежка, или этого же стежка, который и получится в результате вывода иглы на поверхность ткани. Следующий стежок выполняется аналогично: вправо отступить на длину первого стежка сделать прокол иглой и вывести носик иглы на уровне середины предыдущего стежка.

Все стежки выдерживать одинаковой длины и выполнять по одной линии, хотя на схемах показаны все стежки под наклоном. Если их выполнять под небольшим углом, то стебелек будет потолще. Если нужен толстый стебель, то нужно проложить каркас из нитей или прошить несколько раз прямой строчкой, а затем эти нити перекрыть плотным швом стежок к стежку практически перпендикулярно. За счет перекрытия нитей строчка получается как бы двойная.

Выполнение стебельчатого шва

Стежки нужно затягивать равномерно. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна находиться всегда с одной стороны, с той, откуда идет вышивка.

Вышивка гладью.

В разных источниках можно увидеть различные названия вышивки гладью: цветная, белая. двухсторонняя, прямая, косая и даже александровская, потому что она возникла в городе Александрове.

Цветная гладь используется при вышивке как маленьких, так и больших рисунков. Ее еще относят к художественной вышивке, когда цветы и листья вышивают с вливанием тонов: два-три тона одного цвета постепенно переходят один в другой. Такую гладь еще называют теневой.

Белой называют вышивку нитками тон в тон, например, белыми на белом.

Косой и прямой гладь называют потому, как стежок расположен к нитям основы или утка.

Еще гладь называют краевой, когда весь рисунок не зашивают, а стежки располагают только по контуру - наш вариант с сердечками.

Двухстороннюю вышивку используют при вышивке небольших деталей. так как вышивка гладью не может перекрывать площадь более одного сантиметра. При этом на лицевой и изнаночной сторонах вид вышивки смотрится одинаково, если работа выполнена правильно.

Если, например, листик широковат, то его делят пополам, и каждую сторону вышивают в разных направлениях. Также крупноватые фрагменты вышивки можно застилать прямыми стежками внутри контура, чтобы ткань не стягивалась, имела плотную основу. Эта вышивка называется гладью с настилом.

Птичку мы вышиваем двухсторонней гладью.

Сегодня мы научились украшать одежду с помощью совсем не сложных декоративных швов. Надеюсь, что уроки вышивки гладью для начинающих были полезны, делитесь статьей с друзьями, подписывайтесь на новости сайта.

Буду благодарна лайкам, охотно отвечу на ваши вопросы.

С любовью, ваша Ольга Злобина.

Как вышивать гладью

Мастерицы способны создавать уникальные шедевры. Вышивка гладью больше остальных напоминает живопись. Оттачивать это мастерство можно десятилетиями, о нескольких тонкостях того, как вышивать гладью, можно узнать из данной статьи.

Основные моменты в вышивке гладью

Чтобы начать работу необходимо наметить рисунок. Желательно чтобы он был до конца продуман и имел четкие очертания. Тогда стежки будут более уверенными и можно будет предвидеть следующий шаг. А рисунок будет смотреться более аккуратным. Такой способ необходим в первую очередь начинающим мастерицам.

Для переноса задумки на ткань отлично подойдет калька. Она найдется в каждом доме и легка в обращении.

Эксперименты

Вышивка гладью, в отличие от вышивки крестом, не имеет строгих правил. Можно накладывать различные стежки друг на друга, чтобы придать рельефности. Изучая новые методы и придумывая свои можно отлично разнообразить рисунок и создавать различные эффекты.

Если задумка довольно проста и не предусматривает излишеств, лучше не акцентировать внимание на отдельных деталях. Не следует делать их слишком вычурными.

Небольшие схемы

Начинать вышивку гладью лучше с небольших работ. Они помогут лучше чувствовать направление стежков. Наклон имеет огромную роль на крупногабаритных полотнах, так как может полностью менять восприятие работы. На маленьких деталях это не так заметно, и они позволят испробовать все направления линий. Также это позволяет прочувствовать то, как они воспринимаются зрителем.

Лучше всего для начального этапа подойдут флористические мотивы. Это могут быть цветы, листочки и различные растения.

Китайские мастера в своих работах даже на одном лепестке цветка используют до четырех оттенков. Их работы ценятся по всему миру. Стоит брать с них пример. Секрет на самом деле прост: кропотливая работа и тонкое чувство прекрасного.

Даже если стебельки растений находятся рядом и не отличаются друг от друга, есть смысл подобрать два разных зеленых оттенка. Тогда работа начнет играть цветами, а некоторые части композиции благополучно выйдут на передний план. Контролируя этот процесс, можно создавать шедевры.

Нити и холст

Ткань должна быть в меру плотной, но при этом эластичной. Нитки лучше брать хлопчатобумажные или мулине. Шелковыми нитями получаются замечательные работы, но они требуют уровня мастерства, так как в работе довольно прихотливы.

Игла должна быть вышивальной, ее толщина должна соответствовать вашей ткани. Чем тоньше ваша ткань, тем тоньше должна быть игла.

Комбинируя нити на холсте также можно добиваться различных эффектов. Более мелкие детали проработать мулине, а крупные шерстяными. Различные комбинации создают объемный эффект.

Для новичков также лучше использовать пяльца. Они натягивают полотно и дают оптимальное пространство для работы.

Белая гладь на прозрачном полотне также подойдет для начинающих. Как правило такая вышивка гладью не требует крупных элементов, а одноцветность композиции придает работе аккуратности. Результат всегда получается довольно изящным и отлично подойдет для украшения тюля, платков, легких шарфов и т.д.

Основные стежки для вышивки гладью

Для вышивки гладью используется простой стежок «вперед иголку». Рисунок покрывается такими стежками полностью, они должны быть равномерно и плотно уложены, чтобы вышивка смотрелась красиво.

Прямая гладь

Это вертикальные или горизонтальные стежки, которые направлены точно в соответствии с направлением нитей ткани, т.е. по основе или утку.

Косая гладь

Косой гладью заполняют листочки или лепестки рисунка, это диагональные стежки, которые смотрятся очень эстетично.

Важный момент при вышивке гладью: контуры рисунка всегда должны прошиваться простым швом «вперед иголку», тогда вышивка смотрится более объемной и аккуратной.

Гладь с настилом

Под настилом имеются ввиду дополнительные стежки, проходящие по всему рисунку, которые покрываются стежками глади. Такой метод позволяет сделать вышивку более выпуклой и объемной.

Для настила берутся нитки намного толще, чем нити, которыми вы вышиваете рисунок. Обшейте контур стежками вперед иголка, затем заполните такими стежками весь рисунок. После этого ровными плотными стежками начните заполнять форму рисунка. Не забывайте про направление стежков. Они должны идти параллельно нитям ткани.

По такой же системе вышивается гладьевый валик.

Такую же технику используют и при вышивании кружков.

Обшейте контур круга сметочными стежками вперед иголку (1).

Затем в середине начните заполнять круг меньшего размера, чем на вашем рисунке (2).

После того, как закончите с маленьким кругом, стежками в противоположном направлении начните заполнять круг большего размера (3).

Следующий слой - ваш круг реального размера, он заполняется точно так же. В результате вы получите выпуклый кружок. Таким способ можно вышивать сердцевины цветков, ягодки и другие различные подходящие узоры.

Петельный шов

Еще один необходимый для вышивки гладью шов - петельный или обметочный. Называется он так потому, что раньше, когда отсутствовали оверлоки, он применялся для обметывания края изделий и изготовления петель. Он также используется в технике вышивки гладью.

Выполняется он довольно просто. В левый нижний угол с изнаночной стороны выводится игла. Делается петля и игла выводится сверху вниз на необходимое расстояние. Такой шов может быть как редким (как на картинке), так и плотным, когда стежки расположены очень близко друг к другу. Также петельный шов можно делать с настилом.

Стебельчатый шов

Это сплошной ряд из косых стежков. Каждый новый стежок начинают выводить из середины предыдущего. Нить находится всегда с одной стороны от шва. Такой шов в вышивке гладью применяют для выполнения стеблей, прожилок листьев и других узких тонких деталей.

Художественная гладь

Художественная гладь - это вышивка гладью рисунков с тонкими цветными переходами. Внешне такая вышивка напоминает нарисованные картины.

Это техника выполняется с помощью чередования длинных и коротких стежков. Это обеспечивает плавный цветовой переход в композиции, поэтому работа выглядит как картина.

Это довольно сложная техника для новичков, чтобы работать в этой технике, необходим некоторый опыт. Выполняется она следующим образом:

От внешнего края рисунка прокладываются чередующиеся плотные стежки, один длинный - один короткий. Следующий ряд другого цвета делается точно также, стежки начинаются от концов стежков предыдущего ряда.

Чтобы создавать живописные картины, напоминающие мазки маслом, необходим многолетний стаж практики и обучения.

В любой деятельности, которую впервые начинает человек, необходимо старание и терпение. При должном усердии вы быстро освоите технику вышивания гладью, и ваше новое хобби будет доставлять вам и вашему окружению эстетическое удовольствие.

Вышивка гладью для начинающих с пошаговыми фото: орнаменты, буквы и цветы

Легкая в исполнении, живописная и оригинальная, вышивка гладью очень популярна. Если раньше ею украшали белье и постельные принадлежности, то теперь она повсюду: на сапогах и кепках, на юбках и брюках, жакетах и пальто. Невероятно распространена она и в интерьере: диванные подушки, скатерти, шторы, коврики, накидки. Очень легко освоить вышивку гладью для начинающих, с пошаговыми фото и видео вы быстро сможете удивить родных и близких произведениями искусства.

Немного о технике

Суть вышивки заключается в нанесении стежков, которые плотно заполняют гладь ткани.

История этого вида рукоделия берет начало в народном художественно-прикладном творчестве, как отдельный вид вышивание гладью выделилось в Древнем Китае в V-VI веках до н. э. Поэтому оно имеет множество видов и техник: простая, атласная, объемная гладь, штриховая, выпуклая, прорезная, белая, китайская, русская и т. д.

Вышивка может быть односторонней, т. е. иметь лицо и изнанку. А может быть двухсторонней – при таком способе вышивания лицевая сторона и изнанка получаются одинаковыми. Может быть счетной (по счету нитей полотна) и по свободному контуру. Двухсторонняя гладь часто применяется восточными мастерами при вышивании на шелке.

Если стежки ложатся под прямым углом к нитям основы и утка ткани, это прямая гладь.

Если угол вышитых стежков 45 0 – гладь косая. Она более выразительна за счет игры света и тени.

Чтобы начать вышивать гладью, нет необходимости изучать все техники, швы и стежки. Достаточно овладеть некоторыми из них и потом выполнять достаточно сложные работы.

Нитки и ткани

Для вышивания гладью можно использовать самые разные нитки: мулине, шелк, шерсть, ирис и др. Главное, чтобы они соответствовали ткани: мулине лучше вышивать на хлопчатобумажных тканях, шелком – на тонких (шелк, батист, сатин), шерстяными нитками и ирисом – на плотных полотнах.

Оптимальный вариант – шелковистые нитки, переливами блеска они делают вышивку необычайно эффектной.

Как закрепить нить

Чтобы нити не торчали и изнанка вышивки выглядела аккуратно, нужно уметь закреплять кончик нитки в начале и в конце работы. Если в иглу вставляется четное количество нитей, складываем их пополам и продеваем в ушко, таким образом у нас получается петелька с одного конца.

Захватив 2-3 нити ткани, делаем крохотный стежок и протягиваем иглу с нитью через петельку, хорошо затягиваем.

По окончании вышивки или если необходимо поменять нить, прокладываются стежки закрепления: 2-3 мелких стежка вперед и 2-3 в обратном направлении, стараясь с тканью прошить нить предыдущих стежков. Стежки закрепления прошиваются по изнаночной стороне прямо по вышивке.

Орнаментальная вышивка

Орнамент – это узор, основанный на ритмическом повторе элементов. Может быть геометрическим, растительным, животным и даже схематически изображать человека. Видами орнаментальной глади является владимирское шитье и белая гладь.

Владимирский шов или верхошов

Понадобятся: толстые нити (мулине/ирис/шерсть в 6 сложений) красного, синего, зеленого и бежевого цветов. Большая игла. Пяльцы. Ножницы. Калька. Копирка.

  1. Скопировать схему орнамента на кальку;
  2. При помощи копирки перевести орнамент на ткань;

  1. Ткань распялить;
  2. Техника выполнения: владимирский шов или верхошов – это крупные по лицу стежки, которые захватывают на изнанке лишь несколько нитей полотна, т. е. получается яркий и крупный узор на лицевой стороне вышивки и пунктир по контуру рисунка на изнаночной;
  1. Расстояние между стежками увеличивается от центра к краю. При вышивке цветов стежки идут от края к центру, листья стебли и ветки вышиваются наклонными стежками;
  2. Крупные круглые детали выполняются гладью «восьмерка» (схема рис. г);
  3. Середину цветка оформить контрастной сеткой.

Монограммы


Белой гладью выполняют не только растительные орнаменты, но и буквы или монограммы с виньетками и коронами, наследие викторианской эпохи.

Материалы и инструменты: тонкая белая ткань (батист, маркизет), тонкая игла, белые нитки шелк или мулине. Ножницы, пяльцы, калька, копирка.


Скопировать рисунок на кальку, затем перевести на ткань. Ткань натянуть на пяльцах. Обшить контуры буквы швом «вперед иголку».

Более толстыми нитками выполнить настил, чтобы сделать вышивку более выпуклой. Начать вышивать букву гладью, прокладывая стежки в противоположном настилу направлении.

Вышиваем цветы


Инструменты и материалы: хлопчатобумажная ткань, мулине синих тонов, зеленых тонов, желтого цвета, иглы, пяльцы, ножницы, бумага: калька, копирка.

  1. Перевести рисунок васильков на кальку, потом с кальки - на ткань при помощи копирки;
  2. Вставить работу в пяльцы;
  3. Еще раз вспомним гладь «восьмерка», мы знакомились с ней, изучая владимирский шов;

  1. Мулине темно-синего цвета вышить два правых лепестка большого цветка плотными «восьмерками»;

  1. Два левых лепестка вышить синим мулине более светлого тона;
  2. Нижние два левых лепестка снова вышить темно-синим тоном, бутон - светлым. «Оживить» лепестки и бутон, добавив на них по два светлых стежка;

  1. Темно-зеленым тоном мулине оформить листья, более светлым – чашелистик, также добавить на них светлые стежки;
  2. Самым темным зеленым тоном мулине сделать крупные наклонные стежки;

  1. Чашелистик и стебли обшить стебельчатым швом самым темным цветом;

  1. В середине василька сделать три французских узелка желтым мулине. Мелкие листья вышить светло-зелеными петельками.

Необходимые материалы: ткань, нитки черного, красно-розового, темно-красного и желто-зеленого оттенка, игла, пяльцы, ножницы.

Китайская гладь – наиболее реалистичный вид вышивки, живопись стежками и иглой.

Перевести рисунок мака/маков на ткань.

Вышить черным низ лепестка.

Продолжить темно-красным оттенком в направлении от центра.

По такому же принципу вышить второй лепесток.

Оформить черным контур:

Обработать центр мака:

Доделать все лепестки.

Начать вышивку листьев.

Стебель мака – стебельчатым швом.

Для реалистичности стежки листа сделать в двух направлениях:

Вышить изгиб лепестка.

Роза выполнена объемной гладью: детали розы (лепестки, листья) вышиваются отдельно на органзе, затем все они прикрепляются к основной ткани. Обычно фоновое полотно тоже вышивается. Так как техники объемной глади имеют много нюансов, их лучше посмотреть на видео:

Объемной гладью на шифоне шелковыми нитками создаются крылья и тельце бабочки, обрабатываются клеем для жесткости, вырезаются маленькими ножницами, и вот уже бабочка «прилетела» на вышитый фон:

Вышивка птиц

  • При помощи кальки перенести рисунок птицы на ткань;
  • Обшить контур швом «вперед иголку»;
  • Условно разделить фигуру птицы на несколько сегментов, которые вышиваются отдельно;

  • Обычно нитками самых темных тонах выполняются контур головы и верхняя часть грудки;
  • Брюшко вышивается светлыми оттенками;
  • Хвост темный/черный;
  • Контур крыльев и оперение «очерчивается» светлой линией глади;
  • Короткими тонкими стежками, направленными вдоль, вышивают клюв и глаза.

Принцип деления на сегменты применяется при вышивке рисунков с большим количеством деталей: животных, насекомых и др.

При вышивании совы или филина важно помнить об их пестроте. Чтобы работа выглядела реалистично, нужно хаотично наметить на вышивке пятнышки на теле, шее, голове птицы. Затем темно-коричневым цветом вышить эти пятнышки с направлением стежков по росту оперения.


Анималистическая гладь


Главная цель вышивки животных – передать нитями окрас и игру света на мехе, шерсти, оперении. Виды применяемых швов: стебельчатый, «в раскол», теневая гладь, длинный и короткий, а также прямой стежки.

Описание работы пошагово.

Понадобятся: хлопчатобумажная ткань, пяльцы, игла, синтетическая нить (рыжая, белая и др. оттенков), калька, копирка, ножницы.

  • На скопированном изображении котенка прорисовать направление ниток, оно должно совпасть с направлением шерсти животного;

  • Ткань натянуть;
  • Перенести изображение котенка на ткань при помощи копирки;

  • Начать вышивку лапок кота рыжим цветом;

  • На вышитые фрагменты нанести белые стежки;

  • Тонкой розовой нитью «нарисовать» носик;
  • Обозначить эффект светотени на шерсти;

  • Зеленая трава – зеленые стежки в горизонтальном направлении, сверху нашиваем черные нитки, достаточно много;


  • Снова добавить гладью оттенки шерсти: светлым – блики, темными тонами – шерсть;

  • Розовой нитью «разукрасить» ушки;


  • Еще раз «прорисовать» фон: траву, добавить белые ромашки;

  • В финале работы еще раз тонкими ниточками передать оттенки кошачьей шкурки;

Видео по теме статьи

Мастер-класс вышивки анютиных глазок можно посмотреть на видео:

Статья написана по материалам сайтов: cpykami.ru, mybobbin.ru, zlobina-ov.ru, vishivausama.ru, knittochka.ru.

Один из старинных трудоемких видов рукоделия - это вышивка гладью! Для начинающих мастериц созданы специальные разнообразные наборы для работы в этой технике, написаны целые энциклопедии по ее особенностям. И все равно появляются профессионалы, которые разрабатывают новые стежки и целые технологии вышивки.

Краткая характеристика глади

Начнем знакомство с данным видом рукоделия с самых азов. Вышивать гладью можно все, что попадет под руку: одежду, постельное белье, скатерти, платки, картины, сумки, закладки, магниты. По сравнению с крестом узоры выглядят более нежно и изящно.

Многие считают, что вышивка художественной гладью является самым простым рукоделием. Что сложного? Начертил рисунок на ткани, сделал и обметал по контуру… Но не все так просто.

Как и другие направления рукоделия, имеет несколько разновидностей: двусторонняя, односторонняя, русская, полтавская, владимирская, художественная, атласная, белая. Каждый из направлений имеет свои особенности.

Начинающим мастерицам не нужно запоминать все стежки. Достаточно выучить пару швов, которые пригодятся для вышивки пейзажей, цветочных орнаментов. Но лучше всего начать работу с небольшого узора, так как суть вышивки гладью - это ровные стежки, которые плотно прилегают друг к другу.

Виды вышивки гладью

Есть несколько наиболее популярных направлений данного рукоделия.

  • Атласная гладь. Для нее берутся тонкие ниточки и вышиваются мелкими плотно прилегающими стежками, которые начинаются с середины предыдущего ряда. В результате лицо работы напоминает гладкий цельный узор, а изнанка «испещрена» короткими дорожками.
  • Художественная вышивка гладью. Для начинающих это не простая техника. В этой технологии рисунок вышивается плоской косой гладью без настила. Ее особенность состоит в использовании разных цветов. Именно здесь важен навык мастерицы смешивать тона ниток, чтобы создать плавный переход от одного оттенка к другому.
  • Русская гладь. В данной технике прокладываются стежки в двух направлениях прямыми вертикальными или горизонтальными стежками длиной 5-7 мм. При этом для них характерно расстояние в две нити между «соседями». Когда вышивка идет в обратном направлении, то эти просветы аккуратно зашиваются.
  • Белая вышивка. Данный узор выполняется только белыми нитками в несколько этапов: сначала прокладывается контур вперед иголкой, делается настил, после вышиваются стежки, плотно прилегающие друг к другу.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Для работы нужно подготовить материал, иглы, кальку, карандаш, нитки. Ткань можно взять любую в зависимости от ваших целей. Для вышивки постельного белья выбирайте традиционные бязь, сатин, поплин, шелк. Одежду можно вышивать на любой ткани, от джинсовой до шерстяной. Для картин выбирайте материал с плотным переплетением.

Кроме ткани, особое внимание уделите иглам. Нежный материал вышивайте тонкими иголочками, так как толстые будут деформировать поверхность, оставлять дырочки и туго проходить через вышивку. Толстые иглы закупите под плотную ткань для вышивки верхней одежды, сумок, головных уборов. Ваши «инструменты» должны быть гладкими и с острым концом.

Для вышивки подготовьте пяльцы с таким креплением, чтобы плотно зафиксировать ткань. Не вышивайте светлый материал на металлических креплениях, так как они оставляют серые следы. Наиболее оптимальный вариант - это деревянные рамы для картин и пяльцы для мелких вышивок.

Продолжаем тему материалов

Для глади подходят любые нитки, от тонких шелковых и до толстых шерстяных. Чем тоньше нить, тем нежнее должна быть ткань. Хотя на некоторых дизайнерских моделях это правило нарушается. В любом случае попробуйте отшить небольшой элемент на ткани нитками, различающимися по марке и сложению.

Китайские мастерицы предпочитают шелковые нитки, российские рукодельницы выбирают обычное мулине. Для объемных картин берут шерсть и хлопок. Купите острые ножницы, чтобы при отрезе не оставалось "хвостиков". В любом магазине товаров для рукоделия вам помогут в подборе кальки и маркера, который исчезает на ткани.

Узоры для вышивки гладью можно найти в журналах, купить в магазине или срисовать с любой открытки. По отдельности материал закупать дешевле, но некоторые мастерицы предпочитают сразу купить готовый набор, где подобраны нитки по цвету, дана инструкция по стежкам и основа. С основным материалом закончили. Также можете обратить внимание на органайзер для ниток, распарыватель, шило и наперсток.

Вышивка гладью для начинающих: подготовительный этап

Как только определились с тематикой, закупили весь материал, переходите к подготовительному этапу. Обрабатываете края ткани следующим образом:

  • в случае вышивки картин края можно смазать клеем;
  • платочки, салфетки и другие небольшие работы можно обозначить за счет продергивания нескольких нитей;
  • если есть швейная машинка, то оверлоком обточите все края ткани.

Теперь заготовку простирните, высушите и прогладьте утюгом. Переведите рисунок на кальку и наложите ее на ткань, заколов иголочками. Обычным швом вперед иглой контрастной нитью пройдите по всем линиям рисунка. Кальку удалите.

Материал наложите на пяльцы или раму и приступайте к вышивке гладью. Не забывайте, что закрепление нити в начале и конце работы почти такое же, как и при вышивке крестом. То есть ниточку можно закрепить при помощи петельки, если позволяет сложение. В одно сложение мулине закрепляется на изнанке при помощи маленького крестика, между которым прячется хвостик нити. В конце работы мулине прячется на изнанке под вышитый узор или прокладывается 3-4 стежками на лицевой стороне, чтобы потом закрыть следующим слоем ниток.

Виды швов

Технология вышивки гладью подразумевает использование нескольких швов.

«Двойные» узоры

Следующая техника характеризуется сочетанием двух швов. Это нужно, чтобы получилась объемная вышивка гладью. Цветы, листья и другие узоры выполняются по этой технологии.

«Одинарные» узоры

Это самые распространенные узоры. Сначала вышивка гладью для начинающих может показаться сложной, но на практике все станет понятно.

Основные правила вышивки

  1. Намечаете контур всех линий.
  2. Сложные элементы делите на несколько частей (линиями). Например, плоский узкий лист вышивается в три этапа: левая, затем правая сторона и срединная линия.
  3. Цветы вышиваются от краев к центру.
  4. Листья вышиваются по направлению прожилок от края к центру.
  5. Для объема узора используются несколько приемов: двусторонняя гладь, когда прошивается и изнанка, и лицевая сторона, настил, сочетание горизонтальных и вертикальных плотно прилегающих стежков (при этом верхний шов заходит за контур).
  6. Смешение цветов лучше использовать неровными стежками, когда начало нового ряда начинается с середины предыдущего. Это самое сложное и интересное, чем характеризуется вышивка гладью.
  7. Для начинающих картины небольшого размера будет вышить легче, да и опыт наработается быстрее. Не нужно покупать сложные дорогие работы, достаточно вышивки 10х15 см с небольшим сюжетом (цена около 200 рублей).

На первый взгляд вышивка гладью кажется сложной техникой, но попробуйте с небольших мотивов. Вы и не заметите, как научитесь «рисовать» иглой!