Колокольный звон очищающий и исцеляющий, слушать. Колокольный звон

В этот день огромное количество верующих приходят в православные храмы. Древней традицией остается Крещенская Иордань, ее заранее подготавливают к празднику, на водах Иордани совершается Великое освящение воды и проходят купания.

Водосвятный перезвон - поочерёдные удары от большого колокола к малому по 7 ударов в каждый колокол. Этот звон совершается только на праздник Крещения и в день Крещенского сочельника, во время Великого освящения воды. Звон исполняется неспешно и происходит во время погружения Креста.

До нас дошло 2 варианта исполнения данного звона.

В первом варианте колокола звучат по 7 раз обычным образом. Звонарь сначала ударяет 7 ударов в большой колокол, затем 7 ударов в колокол поменьше, и так далее: 1-2-3-4-5-6-7-1-2-3-4-5-6-7…

Второй вариант основан на ростовской традиции звона, колокола звучат с пересечками. Звонарь ударяет 4 раза в большой колокол, затем на «и» вступает меньший колокол и следующие 3 удара колокола звучат поочередно, далее остается тот самый меньший колокол, который совершает свои 4 удара, затем вступает меньший на «и» и так далее: 1-2-3-4и5и6и71-2-3-4и5и6и71-2-3-4…

Остальные звоны в эти дни совершаются в соответствии с Уставом: на Всенощном бдении и на Литургии трезвоны исполняются с большим праздничным колоколом.

На Всенощном Бдении - звоны двунадесятого праздника.

К Литургии : за 10 минут до начала - благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон с праздничным колоколом.
На «Достойно есть» : во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») - 12 ударов в праздничный колокол.
Освящение воды : во время погружения Креста - водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол).
По окончании Литургии : трезвон с праздничным колоколом.

Колокольный звон называют “молитвой без слов”, о нем недаром сложено столько стихов и песен. Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном. Мало кто знает, что существует несколько разновидностей колокольного звона:

  • благовест;
  • обычный колокольный звон.

Благовест тоже бывает двух видов видов:

  1. обыкновенный или частый;
  2. постный или редкий.

Обычный колокольный звон делится на:

  • трезвон (этот колокольный звон считается праздничным, ликующим);
  • двузвон;
  • перезвон (этот тип колокольного звона используют перед особо важными богослужениями, подчеркивая их значимость);
  • перебор (погребальный звон, который выражает всю скорбь человеческой кончины, символизирует нашу земную жизнь).

Всем известно, что в православном богослужении не используются музыкальные инструменты, почему же тогда колокольный звон так прочно ассоциируется именно с православными храмами? Колокола, как ни странно, появились на Руси из Западной Европы. Колокольный звон известен человеку с бронзового века, небольшие колокольчики встречались в Индии, в Египте, в Китае. В Церковь колокольный звон пришел не сразу. Впервые колокола появились в храме, потому что людей надо было каким-то образом созывать на богослужение. Именно благодаря этому появился колокольный звон, который получил название благовест. Благовест звонят за 15 минут до службы. В монастырях за 30 минут. Во имя Святой Троицы бьют три удара в большой колокол. Каждый колокол имеет свой тон. Особым мастерством звонаря считается способность выразить суть грядущего богослужения в этих трех ударах. Скорбное, радостное или будничное, каждый раз звонарь может по-разному звонить в один и тот же колокол, хотя колокола не настраиваются, как рояль. Тем не менее, они остаются полноценными музыкальными инструментами, именно благодаря им рождается колокольный звон.

Кроме того, существует искусство отливать колокола, которое тоже требует особых навыков и таланта.

Если в Ветхом Завете для этого использовались трубы, то в христианские храмы созвали именно колокольным звоном. Во времена гонений на христиан было невозможно использовать такие громкие инструменты, как трубы. В самом начале IV века император Константин Великий пытался вернуть для благовеста трубы, но эта традиция так и не прижилась. Зато колокольный звон постепенно вошел в церковное употребление. В начале VII века это стало распространенной традицией. Родина колоколов – Западная Европа, на Востоке колокольный звон сначала не получил особого признания.

Со времен Крещения Руси, после 988 года колокольный звон стал появляться на нашей территории. Первые документальные свидетельства о колоколах на Руси относятся к 1066 году. Колокола в те времена стоили очень дорого, их часто захватывали завоеватели в качестве военных трофеев. Постепенно на Руси появилось собственное колоколитейное искусство.

Очищение и исцеление колокольным звоном

Колокольный звон, изначально призванный приглашать людей к богослужению, стал музыкальным украшением церковной жизни. Теперь колокольный звон и его разновидности возвещают о церковных праздниках, и это – еще одна важная функция колокольного звона, ведь в обычные дни колокола звонят по-другому.

В современном мире у колокольного звона три основных функции:

  1. Сигнальная;
  2. Оповещение о важной части богослужения;
  3. Выражение торжества Церкви.

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогает верующим достигнуть особого молитвенного состояния, отвлечься от житейских проблем и мысленно устремиться к Богу, сосредоточиться на общении с Ним. Наряду с этим существует множество теории, утверждающих, что колокольный звон может оказаться полезным для:

  • Излечения от недугов;
  • Изгнания злых духов;
  • Помогает при астме и других заболеваниях дыхательных путей, потому что убивает болезнетворные микроорганизмы в округе.

Православные верующие знают много случаев исцеления по молитве и других православных чудес, но к применению колокольного звона в качестве “лекарственного средства” следует все же относиться с осторожностью. У колокольного звона в Церкви совершенно другая функция и все рецепты, которые советуют изгонять болезни и грехи с помощью колокольного звона – не более, чем суеверия.

Задача колокольного звона – призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой и проводить их колокольным звоном, чтобы они не потеряли особое состояние, которое появляется после богослужения в храм.

Многие храмы в Пасхальную седмицу позволяют всем желающим подняться на колокольню и звонить в церковные колокола, чтобы полноценно разделить вместе радость Пасхи. Благодаря этой традиции многие начали свое служение Богу в качестве звонарей. Главное чудо колокольного звона состоит не в исцелении физических недугов, а в способствовании тому, чтобы человек вознес свое сердце к Небу, забыл, благодаря этим прекрасным звукам проблемы обычной жизни и искренне молился о грядущей вечной жизни. В определенном смысле колокольный звон помогает очистить душу человека. Для исцеления от болезней лучше всего обратиться к врачу, ведь именно руками врачей здесь, на земле, Господь порой исцеляет человека от самых тяжелых недугов. Конечно, молитвы в храме, где все так не похоже на обычную будничную обстановку, разговор с Господом под звуки колокольного звона, – это естественно для верующего человека. Ведь, если бы Господь не помогал людям исцелиться, не было бы многочисленных свидетельств этому в Библии, не существовало бы молитв о здравии и чудес исцеления даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Научиться колокольному звону сейчас можно в специальных школах звонарей. На приходах обычно всегда требуются хорошие звонари, поэтому желающие могут пройти обучение в такой школе. Миф о том, что звонари часто глохнут не имеет под собой никаких оснований. В современном мире существует много способов защитить слух даже для тех, кто сам звонит в колокола и слышит колокольный звон особенно громко.

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.

История колокола начиналась с била (доска, обитая железом или плоская металлическая отливка, издающая при ударе низкий гудящий звук).

Впервые колокола появились в Западной Европе в конце IV или начале V века. Родиной христианских колоколов считается итальянский город Нола в провинции Кампана. По преданию епископ этого города святой Понтий Мироний Павлин Милостивый, возвращаясь однажды домой, прилег отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел ангелов, раскачивающих колокольчики, которые издавали нежные звуки, похожие на ангельское пение. Вернувшись домой, святой Павлин приказал мастерам отлить копию полевого цветка. Отлитый колокол издавал звук, похожий на глас Божий, звон.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства св. Владимиром в 988 году (X век).

Самые маленькие колокола — зазвонные или трельные. Каждый из них весит до пуда (16 кг). Самые большие — благовесты или басовые колокола. Они могут весить около центнера (100 кг) и даже больше. Самым большим колоколом в мире является Царь-колокол. Общий вес колокола 12,327 пудов или 200 тонн, диаметр — 6 м 60 см.

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созвать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви, возвещать о совершении важных частей богослужений. Например, при освящении воды на Крещение используют водосвятный перезвон, производимый от больших колоколов к меньшим, и символизирующий посылку на землю Сына Господня. Погребальный перебор, звон по усопшему, в отличие от водосвятного перезвона, ведется от колоколов малых размеров к большим.

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольней или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

Православный колокольный звон служит выражением радости, грусти и торжества. Отсюда появляются различные виды звона, и каждый имеет свое название и значение. Например, благовест, трезвон, перезвон, перебор. Широко используемое на бытовом уровне слово «трезвон» имеет «колокольную» основу и означает звон во все колокола. Помимо всего этого, колокольный звон способен также разрушить болезненную среду, в которой развиваются вирусы. Например, вирусы гриппа, желтухи и другие гибнут, не выдержав колокольной терапии.

Материал страницы подготовили юниоры:
Ю. ФИЛИМОНОВА, Ю. ЛЕВУШКИНА, К. ТРИФОНОВА, М. ШАЛАШОВА, А. АНДРИЯНОВА

Источник: газета «Православный Болгар», №10 (117), октябрь 2010

Колокольные звоны Татарстанской митрополии

Вы можете прослушать и скачать записи колокольных звонов храмов Татарстанской митрополии.


Свято-Успенский женский монастырь, Зилантова гора, г. Казань

Храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Казани

Покровский собор г. Елабуги

Свято-Введенский Кизический мужской монастырь г.Казани

Храм св. прпмц. Евдокии г. Казани