Национальная одежда индейцев южной америки. Какую одежду носили индейцы североной америки, и как на самом деле выглядели их знаменитые головные уборы

Кечу­аны живут в Андах доста­точно изо­ли­ро­вано, что назы­ва­ется «вдали от циви­ли­за­ции». До их общин трудно добраться – нет дорог, часто нет и дру­гих ком­му­ни­ка­ций. Поэтому они сохра­нили свои веро­ва­ния, мно­гие тра­ди­ции, народ­ные костюмы и ремес­лен­ные про­мыслы. Горцы живут в суро­вых при­род­ных усло­виях, и они очень бедны, но их тра­ди­ци­он­ные одежды все­гда яркие и кра­соч­ные. Основ­ные пред­меты костюма – пончо и накидки – ткутся на руч­ных стан­ках из шер­сти вер­блю­до­вых с добав­ле­нием шер­сти овцы. Пряжа окра­ши­ва­ется нату­раль­ными кра­си­те­лями. Из таких же ниток на спи­цах вяжутся чульо . Набор эле­мен­тов костюма прак­ти­че­ски посто­я­нен для любой мест­но­сти, но стили заметно различаются.

Еже­год­ный празд­ник в началь­ной школе общины Уильок (Huilloc), дис­трикт Ольян­тай­тамбо (Ollantaytambo), про­вин­ция Уру­бамба (Urubamba), регион Куско (2006)

Каж­дая община имеет свой костюм. Ино­гда у общин, рас­по­ла­га­ю­щихся в одной мест­но­сти, костюмы схожи. Но костюм каж­дой обла­дает сво­ими осо­бен­но­стями, кото­рые поз­во­ляют ска­зать, к какой именно общине отно­сится его хозяин или хозяйка. При этом внутри одной общины, костюмы, хоть и оди­на­ковы, но не явля­ются пол­ными копи­ями друг друга. При общей цве­то­вой гамме и фасоне пончо, накидки или чульо могут отли­чаться, напри­мер, орна­мен­том или его дета­лями. Ведь все эти вещи сде­ланы вруч­ную, а руч­ная работа не при­ем­лет пол­ного копи­ро­ва­ния в отли­чие от фабричной.

Обы­чай иметь для каж­дой общины свой костюм, отлич­ный от костю­мов дру­гих общин, воз­ник на заре вре­мен и освя­щен анд­ской религией.

« Согласно мифам, собран­ным в пер­вые дни, – пишет , – одежда, песни и дар гово­ре­ния были даны людям их богами, поэтому не могли быть изме­нены. Каж­дая этни­че­ская группа имела то, что ей было дано, и под­дер­жи­вала это как знак этни­че­ской принадлежности.

По сей день, ино­гда услы­шав мело­дию, никто не спра­ши­вает, кто ее автор. Все гово­рят: это – Хунин или это – Пуно» .

Тем не менее, перу­ан­цам при­шлось отка­заться от одежды своих пред­ков в резуль­тате кон­ки­сты и оде­ваться в испан­ский костюм, кото­рый зача­стую они масте­рили сами. Счи­та­ется, что тра­ди­ци­он­ная одежда кечу­а­нов сего­дня пред­став­ляет собой смесь сти­лей доис­пан­ского и испан­ского коло­ни­аль­ного кре­стьян­ского костюма (подроб­нее см.: «О про­ис­хож­де­нии анд­ского тра­ди­ци­он­ного костюма»).

Сей­час моло­дые кечу­аны обо­его пола обычно пред­по­чи­тают город­скую одежду, осо­бенно это каса­ется муж­чин. Пожи­лые муж­чины и жен­щины по-прежнему носят тра­ди­ци­он­ные костюмы.

Снимки сде­ланы в Куско, древ­ней сто­лице инков, 2009 г. (слева), и в городе Чин­черо (Chinchero), про­вин­ция Уру­бамба, регион Куско

В повсе­днев­ных костю­мах людей сред­него воз­раста, в кото­рых может пре­об­ла­дать запад­ная одежда, обя­за­тельно при­сут­ствуют тра­ди­ци­он­ные эле­менты. Пол­ный тра­ди­ци­он­ный костюм кечу­аны оде­вают как «парад­ный» и празд­нич­ный по осо­бым слу­чаям, таким, как фести­вали, рели­ги­оз­ные цере­мо­нии, общин­ные сходы, сва­дьбы и т.д., а также манифестации.

На пре­зи­дент­ских выбо­рах в Ольян­тай­тамбо, вос­кре­се­нье 5 июня 2011 г.

Реги­стра­ция брака, 2010 г.

Мани­фе­ста­ция в Куско, 2007 г.

И все же в неко­то­рых общи­нах кечу­аны не носят тра­ди­ци­он­ных костю­мов. Это про­ис­хо­дит, в част­но­сти, из-за того, что в дан­ной мест­но­сти утра­чено ремесло пря­де­ния и ткачества.

Про­вин­ция Уру­бамба (розо­вый цвет) и частично регион Куско

Тра­ди­ци­он­ный костюм моло­дой кечу­анки высо­ко­го­рья Перу (умень­шен­ная копия) 1940 г., Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США) : 1 – мон­тера (шляпа), 2 – радуж­ное боа из меха, 5 – хуюна (жакет), 4 – польера (юбка), 5 – льик­лья (оплечье)

Около Питу­марки (Pitumarca) в Свя­щен­ной долине (Valle Sagrado), регион Куско, 2009 г.

Тра­ди­ци­он­ный костюм кечу­а­нок состоит из несколь­ких элементов.


Льикл ья

Жен­щины в тра­ди­ци­он­ном костюме дис­трикта Ольян­тай­тамбо (Ollantaytambo) , про­вин­ция Уру­бамба (Urubamba), регион Куско, на празд­нике в городе Ольян­тай­тамбо, рас­по­ло­жен­ном в запад­ной части Свя­щен­ной долины инков (2007)


Льик­лья
реги­она Куско

Льик­лья чаще всего изго­тав­ли­ва­ется с пре­об­ла­да­нием оттен­ков крас­ного. Тка­чиха демон­стри­рует на ней все свои уме­ния, выпол­няя самые слож­ные узоры, кото­рые могут быть как гео­мет­ри­че­скими, так и содер­жать изоб­ра­же­ния людей, живот­ных, рас­те­ний и мифи­че­ских пер­со­на­жей. Поэтому льик­лья нередко пред­став­ляет собой про­из­ве­де­ние искус­ства. Так, вер­ши­ной тка­че­ского мастер­ства можно назвать накидку реги­она Куско, пока­зан­ную на фото вверху. Регион Куско боль­шой, и в нем можно найти накидки, сде­лан­ные и в дру­гой цве­то­вой гамме, и с иной узор­ной композицией.

Один из вари­ан­тов льик­льи Чин­черо с крас­ной сере­ди­ной и синей поло­сой по краю (2012)

Весьма скром­ной кажется льик­лья тка­чих из города Чин­черо, кото­рый тоже отно­сится к реги­ону Куско. Но эту льик­лью не спу­та­ешь ни с одной дру­гой. В сере­дине она имеет неза­ткан­ное поле темно-красного или темно-синего цвета, а ближе к краям – узкие полосы гео­мет­ри­че­ских узо­ров. Если поле крас­ное, то край выпол­ня­ется синим, и наоборот.


Хуюна

Жен­ский костюм общины Чекас­пампа

Хуюна (juyuna) – корот­кий жакет из шер­стя­ной ткани без застежки, полочки и ман­жеты кото­рого укра­шены узо­рами, харак­тер­ными для дан­ной общины. Обычно узор бывает допол­нен белыми плос­кими пуго­ви­цами или даже состав­лен из них, как, напри­мер, у жен­щин общины Чекас­пампа (Checaspampa) рай­она Аусан­гате (Ausangate), дис­трикт Окон­гате (Ocongate), про­вин­ция Кис­пи­канчи (Quispicanchi). Непре­мен­ным мате­ри­а­лом для узора явля­ется тесьма «вьюнчик».

Вышивка исполь­зу­ется гораздо реже. Ред­кая деревня может похва­статься сво­ими выши­тыми наря­дами. А в одной из тка­че­ских общин Пау­кар­тамбо (Paucartambo), депар­та­мент Куско, вышиты не только хуюны , но и юбки, при­чем сде­лано это в одном стиле. К вышивке на хуюне добав­лены эле­менты, выло­жен­ные «вьюнчиком».

Жен­ский костюм одной из тка­че­ских общин про­вин­ции Пау­кар­тамбо

Самая узна­ва­е­мая для меня – хуюна зна­ме­ни­тых чин­чер­ских тка­чих. Она все­гда крас­ная с чер­ными ман­же­тами. Узор на ней выло­жен «вьюн­чи­ком» и белыми пуго­ви­цами. Он довольно про­стой, но хорошо запо­ми­на­ется. Кроме узора, чин­чер­скую хуюну отли­чает чер­ный пря­мо­уголь­ник с пятью белыми пуго­ви­цами, рас­по­ло­жен­ными по углам и в цен­тре, кото­рый обычно при­шит к ман­же­там, но ино­гда он пере­ме­ща­ется ближе к локтю. Кстати, как это можно видеть на фото внизу, чин­черки – одни из немно­гих жен­щин Перу, кото­рые по тра­ди­ции запле­тают свои чер­ные волосы во мно­же­ство мел­ких косиц. Правда, этому обы­чаю они сле­дуют не все­гда, запле­тая только две косы.

Чин­черка Бенита Тасьяна Киспе (Benita Taciana Quispe), тка­чиха Цен­тра тра­ди­ци­он­ного тек­стиля Куско (2008)

Под хуюну чин­черки наде­вают белые три­ко­таж­ные топы. А жен­щины вто­рой извест­ной тка­че­ской общины – Чау­ай­тире (Chahuaytire), дис­трикт Писак, носят белые блузы с кру­жев­ными жабо и ман­же­тами. На фоне жен­щин из дру­гих общин, кото­рые, как пра­вило, пред­по­чи­тают фаб­рич­ные водо­лазки интен­сив­ных цве­тов, они выгля­дят очень эле­гантно и ста­тусно, как насто­я­щие мет­рессы, осо­бенно если учесть, что тка­чих обычно фото­гра­фи­руют за рабо­той и в объ­ек­тив фото­ап­па­рата все­гда попа­дают их руки круп­ным планом.

Ткац­кий мастер-класс в общине Чау­ай­тире (2011)

Жен­щины бережно отно­сятся к своим хую­нам и для повсе­днев­ного исполь­зо­ва­ния их, бывает, выво­ра­чи­вают наизнанку. Но, к сожа­ле­нию, не у всех общин хуюны сохра­ни­лись, и даже в празд­нич­ном костюме их все чаще заме­няют яркие одно­тон­ные три­ко­таж­ные кофты фаб­рич­ного производства.


Кепери на

Кепе­рина (k’eperina) – боль­шое пря­мо­уголь­ное полот­нище. Его носят на спине, завя­зы­вая спе­реди, и исполь­зуют для пере­носки гру­зов. Дети и вещи надежно дер­жатся внутри. На фото справа – кечу­анки из общины Амару (Amaru) дис­трикта Писак (Pisac), про­вин­ция Калка (Calca), слева – тра­ди­ци­он­ные костюмы общин Уильок (Huilloc) и Пата­канча (Patacancha) дис­трикта Ольянтайтамбо.


Польера

Кечу­анки из общины Амару и их юбки

Польера (pollera) – широ­кая сбор­ча­тая юбка из бай­еты (bayeta) – тон­кой и ред­кой шер­стя­ной ткани. В неко­то­рых общи­нах юбку назы­вают по-кечуански мельк­кай (melkkhay). Жен­щины носят по 3 или 4 юбки. В осо­бых слу­чаях, таких, как фести­вали, они могут надеть до 15 юбок. Часто каж­дая юбка отде­лана выши­тыми или выткан­ными узор­ными полосами.

Тка­чихи из общин Румира-Сондормайо (Rumira Sondormayo), Чау­я­коча (Chaullacocha) и Чупани (Chupani), дис­трикт Ольян­тай­тамбо

Юбка с чер­ным вер­хом и крас­ным низом, на кото­ром вытканы раз­но­цвет­ные узоры из ром­бов, типична для дис­трикта Ольян­тай­тамбо. Для одежды тка­чих из Чин­черо харак­терна чер­ная юбка с узкой крас­ной поло­сой по подолу.

Тка­чихи Чин­черо

Несмотря на мини­мум укра­ше­ний, костюм чин­че­рок легко отли­чить от костюма дру­гих общин не только по хуюне, льик­лье и пой­ере . Чин­черки выде­ля­ются еще и тем, что носят плос­кие чер­ные мон­теры, а также зуб­ча­тые мон­теры, раз­мер кото­рых намного больше обыч­ного. Костюм чин­че­рок небро­сок, но очень элегантен.

Муж­ской костюм

Брюки – обычно пря­мые неши­ро­кие тем­ных цве­тов из бай­еты . Есть вари­анты брюк дли­ной до колена.

Чáлеко (chaleco) корот­кий шер­стя­ной жилет без застежки (ино­гда с завяз­ками), похо­жий на хуюны , кото­рые носят жен­щины, но без рука­вов. Он также богато украшен.

Чумпи (chumpi)пле­те­ный пояс (на фото в центре).

Тра­ди­ци­он­ная муж­ская одежда рай­она Аусан­гате

Пончо явля­ется наи­бо­лее отли­чи­тель­ной частью муж­ской одежды кечу­а­нов. Его носят не только в Перу. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние оно полу­чило в госу­дар­ствах Анд­ского региона.

Лидеры Азиатско-Тихоокеанского эко­но­ми­че­ского сотруд­ни­че­ства на встрече в Сантьяго-де-Чили 21 ноября 2004 г.

В зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к той или иной куль­туре и стране пончо имеет свои отли­чия в кон­струк­ции и оформ­ле­нии и свое назва­ние. После того как пончо при­об­рело боль­шую попу­ляр­ность в мире, вошло в обы­чай дарить его высо­ким ино­стран­ным гостям. При этом для подарка выби­ра­ется пончо наи­бо­лее харак­тер­ного для страны дизайна. Так, напри­мер, участ­ни­кам сам­мита АТЭС, кото­рый про­хо­дил в Чили, при­ни­ма­ю­щая сто­рона пода­рила чаманто (chamanto) – раз­но­вид­ность пончо, кото­рая явля­ется тра­ди­ци­он­ной наряд­ной одеж­дой цен­траль­ной части Чили (на фото вверху). Чаманто изго­тав­ли­ва­ется из шер­стя­ной и шел­ко­вой пряжи . Его при­нято наде­вать так, чтобы полосы орна­мента и щель гор­ло­вины рас­по­ла­га­лись гори­зон­тально. А на фото внизу можно видеть пре­зи­дента Боли­вии Эво Мора­леса в пончо чилий­ских мапуче – народа, кото­рый пре­тен­дует на зва­ние созда­теля пончо в совре­мен­ном его варианте.

Эво во вру­чен­ном ему пончо мапуче во время сво­его визита в Чили и один из лиде­ров мапуче

Перу­ан­ское пончо пред­став­ляет собой полот­нище в форме вытя­ну­того пря­мо­уголь­ника со щеле­вид­ной гор­ло­ви­ной, заткан­ное про­доль­ными поло­сами узо­ров, кото­рые часто покры­вают его цели­ком. Узоры по боль­шей части гео­мет­ри­че­ские, но ино­гда вклю­чают в себя фигурки живот­ных и мифи­че­ских существ.

Пончо пред­по­ло­жи­тельно общины Уильок. Крас­ные пончо общин Уильок, Пата­канча и общин долины Ларес закры­вают руки цели­ком и тело до паха

По краям пончо, как пра­вило, укра­ша­ется бахро­мой. У него нет ни ворот­ника, ни капю­шона. Перу­ан­ское пончо все­гда наде­ва­ется так, чтобы гор­ло­вина и полосы узо­ров рас­по­ла­га­лись вер­ти­кально, а не гори­зон­тально, как у чаманто , и не диа­го­нально. Перу­ан­ские пончо, на мой взгляд, – наи­бо­лее кра­соч­ные и богато орна­мен­ти­ро­ван­ные из всех анд­ских пончо. Их узоры часто сложны и мно­го­зна­чи­тельны, что гово­рит о высо­ком мастер­стве тка­чей. Пончо все­гда изго­тав­ли­ва­ются вруч­ную на на тра­ди­ци­он­ном станке из шер­сти аль­паки и/или овцы с исполь­зо­ва­нием нату­раль­ных красителей.

Муж­ской костюм городка и дис­трикта Писак в Свя­щен­ной долине инков

Яркое узор­ное пончо в крас­ных тонах явля­ется для нас сим­во­лом перу­ан­ского пончо, да и пончо вообще. Однако на самом деле у корен­ных наро­дов Боли­вии, Чили, Арген­тины и Перу суще­ствует много вари­ан­тов пончо в довольно сдер­жан­ных, чаще корич­не­вых тонах, укра­шен­ных скупо – ино­гда всего парой полос по краям. У этих пончо даже может не быть бахромы. Именно такое тра­ди­ци­он­ное пончо светло-коричневого цвета, кото­рый часто назы­вают цве­том вику­ньи, выбрал пре­зи­дент Перу Алан Гар­сия для офи­ци­аль­ного снимка лиде­ров 21 стран – чле­нов Азиатско-Тихоокеанского эко­но­ми­че­ского сотруд­ни­че­ства (АТЭС) на сам­мите, кото­рый про­шел в сто­лице Перу Лиме 22 – 23 ноября 2008 г.

Офи­ци­аль­ный груп­по­вой сни­мок лиде­ров АТЭС, сде­лан­ный на закры­тии сам­мита 23 ноября 2008 г. Фото с сайта АТЭС

Пончо были зака­заны перу­ан­ской ком­па­нии «Куна», кото­рая выпус­кает кол­лек­ции прет-а-порте из шер­сти аль­паки, вику­ньи и пима-хлопка как по совре­мен­ным тех­но­ло­гиям, так и с исполь­зо­ва­нием руч­ного труда перу­ан­ских ремес­лен­ни­ков. Пончо начали делать еще в июне на фили­але фирмы в Аре­кипе. По сло­вам Сантьяго Ортеги, мене­джера по мар­ке­тингу ком­па­нии «Куна», они были изго­тов­лены из шер­сти беби-альпаки на тра­ди­ци­он­ных стан­ках по инди­ви­ду­аль­ным мер­кам каж­дого из лиде­ров, кото­рые были запро­шены в соот­вет­ству­ю­щих стра­нах. Самое боль­шое пончо было соткано для Алана Гар­сии (на обеих фото­гра­фиях он в цен­тре), а более всего про­блем воз­никло с пончо для пре­зи­дента США Джор­джа Буша, мерки кото­рого Белый Дом при­слать забыл .

Пончо сам­мита АТЭС в Перу круп­ным пла­ном

Жен­щины в Перу не носят пончо. Вме­сто пончо у них есть льик­льи , дизайн кото­рых дол­жен соот­вет­ство­вать дизайну пончо их общины. Зато почти каж­дый корен­ной житель этой страны муж­ского пола – и маль­чик, и взрос­лый муж­чина – имеет пончо. В общи­нах Уильок, Пата­канча и во мно­гих общи­нах долины Ларес пончо носят как еже­днев­ную одежду. Уви­деть все мно­го­об­ра­зие цве­то­вых и ком­по­зи­ци­он­ных реше­ний пончо можно на кар­на­ва­лах и празд­нич­ных шествиях, для кото­рых общин­ники наде­вают свои луч­шие одежды.

Кар­на­вал в Писаке 2007 г. (община неиз­вестна)

Мы при­выкли счи­тать, что пончо – самая важ­ная часть одежды андца. Пончо, длин­ные брюки и чульо состав­ляют типич­ный образ кечу­ана. Однако во мно­гих общи­нах не менее (если не более) важно и чалеко . Но если поверх чалеко надеть пончо, чалеко не будет видно. Поэтому на ответ­ствен­ные меро­при­я­тия, такие, как, напри­мер, пред­ста­ви­тель­ство своей тка­че­ской общины на меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции тка­чей, муж­чина наде­вает чалеко и корот­кие брюки, а пончо носит в сло­жен­ном виде пере­ки­ну­тым через плечо (на фото внизу). Нужно при­знать, что, ско­рее всего, «парад­ный» костюм кечу­ана, собран­ный по всем пра­ви­лам, уста­нов­лен­ным еще в коло­ни­аль­ные вре­мена, дол­жен быть именно таков, как он пред­став­лен муж­чи­нами общины Сальак на этом снимке. На нем можно видеть и муж­ской, и жен­ский костюмы общины, кото­рые, как и поло­жено, пере­кли­ка­ются цве­тами и орна­мен­тами, но не копи­руют друг друга.

Ткачи и вязаль­щики из общины Сальак (Sallac), депар­та­мент Апу­ри­мак (Apurimac), на меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции тка­чей, пря­диль­щи­ков и вязаль­щи­ков в Уру­бамбе (Urubamba), 2010 г.

Тем не менее, похоже, что искон­ный пред­мет одежды корен­ных жите­лей Анд – пончо посте­пенно вытес­няет чалеко , навя­зан­ный испан­скими заво­е­ва­те­лями и по сути явля­ю­щийся в их костюме чуже­род­ным элементом.

Ахо­тас (ajotas) сан­да­лии. Это испан­ское суще­стви­тель­ное. Но в сло­варе его нет, а есть только гла­гол «ajotar», и озна­чает он, в част­но­сти, «пре­сле­до­вать, тра­вить (зверя)». Полу­ча­ется, что «ajotas» можно пере­ве­сти как «дого­няйки», и слово это при­ме­ня­ется, по-видимому, только к индей­ской обуви, потому что в испан­ском языке име­ется при­выч­ное слово «sandalias».

Такие сан­да­лии про­да­ются в наши дни на рынке в Чин­черо

И сей­час корен­ные жители Анд, как и их пра­щуры, ходят в сан­да­лиях. Такова тра­ди­ция. Ее под­дер­жи­вает и бед­ность кре­стьян. Город­ская обувь им часто не по кар­ману, а бося­ком в горах никак нельзя. Поэтому в боль­шом ходу сан­да­лии, сде­лан­ные из пере­ра­бо­тан­ных авто­мо­биль­ных шин. Их носят и муж­чины, и жен­щины. Они дешевы и долговечны.

Кечу­анка по имени Поблина в тра­ди­ци­он­ном костюме общины Уильок за ткац­ким стан­ком и ее сан­да­лии (2006). Во время тка­нья жен­щины их все­гда сни­мают

Не может не вызы­вать вос­хи­ще­ние закалка жен­щин и детей, кото­рые круг­лый год ходят в сан­да­лиях на босу ногу и при этом могут без вреда для здо­ро­вья сидеть на голой земле (на фото внизу). Сверху они уку­таны в несколько кофт, а зна­чит погода холодная.

Тка­чихи раз­лич­ных общин во время встречи тка­чей 2011 г. в общине Чау­ай­тире (Chahuaytire), дис­трикт Писак

Голов­ные уборы

Сомбреро из вой­лока (фетра) общин Ольян­тай­тамбо , Писак и Амару

Сомбреро. По-испански sombrero зна­чит про­сто «шляпа», а то, что мы назы­ваем «сомбреро», по-испански – sombrero mexicano (мек­си­кан­ская шляпа). Кечуаны-мужчины носят фет­ро­вые (вой­лоч­ные) и соло­мен­ные сомбреро.

На фото слева: Кечу­анки общины Амару, 2007 г. На маме надета мон­тера , а на дочке – коте­лок . На фото справа – кечу­анки из Чин­черо в сомбреро федора, кото­рые сде­ланы в отли­чие от котелка из мяг­кого фетра, 2006 г.

Кечу­анки также носят фет­ро­вые сомбреро, в част­но­сти sombrero hongo, что в пере­воде озна­чает «круг­лая фет­ро­вая шляпа, коте­лок». Фет­ро­вые шляпы, в осо­бен­но­сти коте­лок, счи­та­ются частью наци­о­наль­ного костюма айма­рок. Однако кечу­анки также любят шляпы из фетра и могут наде­вать их в буд­ние дни вме­сто мон­теры .

Кечу­анки общины Амару (2010)

Платки и косынки анд­ские жен­щины не носят, насколько я знаю, нико­гда. И даже на тяже­лой работе в поле они наде­вают шляпы, а не платки, как это при­нято в рус­ских деревнях.

из Наци­о­наль­ного музея аме­ри­кан­ских индей­цев (США)

Чульо (chullo) – шапка с науш­ни­ками, выпол­нен­ная на спи­цах (очень редко крюч­ком) в основ­ном из шер­сти аль­паки, ламы ино­гда с добав­ле­нием шер­сти овцы. Из шер­сти чульо делают крайне редко и только для тури­стов (см. фото в конце ста­тьи « »). Свя­зано, я думаю, это с тем, что шерсть вику­ньи не при­нято кра­сить, а обы­чай тре­бует от чульо ярких цветов.

Но чульо гораздо больше для кечу­а­нов и айма­ров, чем про­сто шапка. Это – голов­ной убор. А голов­ному убору в Андах все­гда при­да­ва­лось пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние как пока­за­телю ста­туса чело­века, а когда речь шла о пра­ви­теле, то и его зем­ной и боже­ствен­ной силы. Он содер­жал в себе некие све­де­ния о лице, кото­рое его носило, был его харак­те­ри­сти­кой. Поэтому чульо несет на себе мно­же­ство изоб­ра­же­ний, кото­рые явля­ются не только узо­рами, но и символами.

Узоры чульо отли­ча­ются мно­го­цве­тием и деталь­ной про­ра­бот­кой фигур людей, живот­ных, рас­те­ний, что тре­бует от вязаль­щика высо­кого уровня мастер­ства. Само­быт­ные сюжеты, слож­ность и цель­ность ком­по­зи­ций, урав­но­ве­шен­ность их цве­то­вого реше­ния при боль­шом коли­че­стве ярких цве­тов, без­упреч­ное каче­ство выпол­не­ния чульо ста­вят анд­скую школу вяза­ния на одно из пер­вых мест в мире среди при­знан­ных народ­ных школ вяза­ния раз­но­цвет­ных орна­мен­тов и поз­во­ляют гово­рить об анд­ском вяза­нии уже не как о ремесле, а как об искусстве.

Про­цес­сия во время Празд­ника Тела и Крови Хри­сто­вых на глав­ной пло­щади Куско (2009)

В совре­мен­ном мире, как и пончо, чульо явля­ется не только отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью тра­ди­ци­он­ного костюма анд­цев, но и сим­во­лом страны. Чульо и пончо при­нято дарить высо­ким ино­стран­ным гостям, при­ни­ма­е­мым на госу­дар­ствен­ном уровне.

На тек­стиль­ном рынке в Чин­черо, сен­тябрь 2005 г.

Чульо носят только муж­чины. И они сами их вяжут. Пер­вое чульо сыну тра­ди­ци­онно вяжет его отец. Счи­та­ется, что по дизайну шапочки можно узнать обще­ствен­ное поло­же­ние муж­чины, состоит ли он в браке и пр. Дизайн чульо ука­зы­вает на место, где живет его владелец.

Муж­чины общины Ипсай­коча, вхо­дя­щей в общину Пата­канча, гото­вятся к перед стриж­кой аль­пак (2009)

Так, по малень­кому круг­лому чульо с орна­мен­том на крас­ном фоне легко можно отли­чить чле­нов общины Пата­канча (Patacancha), вхо­дя­щей в дис­трикт города Ольян­тай­тамбо. Оно имеет узкую корот­кую трубу с длин­ной густой бахро­мой. Науш­ники у чульо тре­уголь­ные неболь­ших раз­ме­ров. К ним кре­пится широ­кая лента из белого бисера.

Стрижка аль­паки

Непри­вычна для Цен­траль­ных Анд при­глу­шен­ная цве­то­вая гамма чульо общины Сальак, что с лих­вой ком­пен­си­ру­ется ярко­стью дру­гих пред­ме­тов костюма. Однако форма их вполне клас­си­че­ская, а науш­ники деко­ри­ро­ваны люби­мым укра­ше­нием анд­цев – плос­кими белыми пуговицами.

Мужчины-вязальщики из коопе­ра­тива общины Сальак на меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции тка­чей, пря­диль­щи­ков и вязаль­щи­ков в Уру­бамбе, 2010 г.

На ост­ро­вах Тити­каки муж­чины пред­по­чи­тают чульо цве­тов радуги. Реже их можно уви­деть в чульо , укра­шен­ных красно-сине-белой орна­мен­таль­ной композицией.

Лодоч­ник с пла­ву­чих ост­ро­вов Урос (Uros) и его сыно­вья на зна­ме­ни­той трост­ни­ко­вой лодке озера Тити­кака (2005)

Муж­чины ост­рова Такиле (Taquile) носят чульо без науш­ни­ков (подроб­нее см.: « »).

Один из двух основ­ных вари­ан­тов дизайна чульо ост­рова Такиле. Сни­мок 2011 г.

В рай­оне Аусан­гате чульо часто богато укра­шают белым бисе­ром и боль­шими кистями, назы­ва­ю­щи­мися t’ikas. Его экзо­ти­че­ская кра­сота не оста­вила рав­но­душ­ными даже изда­те­лей жур­нала «Vogue», кото­рые поме­стили на пер­вой обложке фото­гра­фию этой шапки, укра­ша­ю­щей голову модели.

С незапамятных времен на территории современной Америки проживали представители удивительно сильного, выносливого и загадочного народа. Эти люди верили в то, что все живое на земле наделено душой. Говорят, они умели разговаривать с животными и растениями. А души их предков всегда оставались с ними в дуновении ветра, в мерцании солнечного света и тихом шелесте деревьев. Охотились эти люди не ради наживы, а для пропитания, почтительно оберегая свою землю и дары, которые она им давала. А для общения чаще использовали язык жестов и всевозможных сигналов, чем голос. Сейчас народ этот называют общим термином «индейцы», но в былые времена существовало несколько сотен отдельных племен. Только в Северной Америке их насчитывалось около 400. Они отличались друг от друга традициями, культурой, способом жизни. Некоторые из них были охотниками, иные - отважными воинами, третьи - разводили скот и занимались земледелием. Одежда индейцев Америки также была различна.

Некоторые индейские племена

Индейцы - это общее название А все потому, что когда Христофор Колумб открыл эти места, он ошибочно считал их землями Индии. В Северной части проживали оттава и оджибве. Ближе к Востоку - ирокезы и могикане. Юго-восток был заселен чероки и семинолами, Центральная Америка - народами майя и ацтеков. В Южной Америке охотились инки, а в пустынях Юго-Запада - апачи и навахо.

Одежда индейского воина

Одежда индейцев (фото представлены в статье) была разной в зависимости от ситуации и погодных условий. В обычные дни, собираясь на охоту, они одевались просто и удобно. Но для проведения ритуалов, в торжественные моменты или в период ухаживания за девушками индейцы наряжались богато и красочно. состояла из или леггинсов и мокасин. Обычно мужчины предпочитали ходить с обнаженным торсом. Эти люди не придавали особого значения гардеробу, как принято у европейцев. Отправляясь на охоту, мужчины натягивали на щиколотки ноговицы, напоминающие современные гетры. Вожди индейцев прерий ходили в белых рубахах, украшенных скальпами врагов. В холодную погоду на плечи накидывался плащ из бизоньей шкуры, мехом к телу. Постепенно индейцы стали предпочитать накидки из овечьей шерсти. Одежда северных индейцев была дополнена рукавицами и рубахой из кожи оленей и антилоп. Также у них были плащи, похожие на одеяла, изготовленные из хлопка. На охоту некоторые племена надевали широкие кожаные пояса или безрукавки для защиты от травм. Только в XIX веке, подражая богатым европейцам, индейцы стали использовать бархат, ситец, шелк, атласные ленты для пошива нарядов. Кечуа любили надевать пончо - плащ из двух кусков прямоугольного полотна с отверстием для головы посередине, сшитый из овечьей шерсти. В теплое время года плащ складывали вдвое и носили в виде шарфа.

Во что одевались женщины

Одежда индейцев женского пола была менее заметной и более простой. Жительницы южных районов носили только юбки, другие - пояс стыдливости, стянутый на талии шнуровкой. В центре Америки женщины прикрывали интимные места кусочками меха, позднее заменив их хлопковой тканью. В холодную погоду женщины носили шаль из шерсти овцы. На спине ее можно было подвернуть и положить в образовавшееся пространство какую-либо ношу или даже ребенка. Женщины прерий носили длинные прямые рубахи, сделанные из замши. Зато все они были искусными ткачихами. На импровизированных станках они изготовляли рубахи, платья, плащи-пончо и покрывала. Женщины вышивали бисером и нитями, пришивали бахрому и тесьму, делали Тело и лицо девушек часто расписывались татуировками. У знатных представительниц племени лицо и руки были покрыты вычурными узорами, женщины из простого сословия наносили лишь несколько линий на кожу. В некоторых племенах рисунки на лице свидетельствовали о низком положении в обществе, а на руках, наоборот, о высоком статусе.

Одежда индейцев-детей

Дети до 5-6 лет ходили и вовсе голышом. Считалось, что взрослые наряды они достойны носить только тогда, когда усвоят правила поведения и обучатся необходимым навыкам. Именно в детском возрасте начинали обрисовывать тело первыми узорами. Старые и уважаемые женщины делали это с помощью рыбьих костей или колючек кактуса.

Головные уборы

Индейцы не стриглись. Поэтому даже у мужчин были шикарные волосы, перехваченные сзади широкой лентой, повязкой или ремнем. В некоторых племенах, чтобы навести страх на противника, головы брили, оставляя гребешок или тонкую косичку. Или они смазывали волосы жиром, придавали им немыслимые формы. Национальная одежда индейцев, скорее, была украшением, возможностью покрасоваться, чем необходимостью. На голове носили перья, разнообразно покрашенные и подрезанные, на теле - выдры, лисицы или другого животного. Количество перьев и вид меха определялись воинским рангом или особыми заслугами перед племенем. Например, шкуру пантеры можно было надевать только самому выдающемуся воину. В будни индейцы носили шляпы из древесной коры или соломы, которые защищали их от жаркого солнца. Равнинные племена сооружали корону из перьев. Южное население использовало сеточки для волос, а на лоб цепляло красную нить с нанизанными на нее ракушками, бисером.

Обувь

На ногах индейцы носили мягкие мокасины. Это был кусок кожи, стянутый сверху шнуром, который протягивали в дырки по краям. Такая обувь позволяла им бесшумно приблизиться к добыче или врагу. Но в то же время она защищала от многочисленных ядовитых змей и насекомых. Отправляясь на охоту, мужчина брал с собой сразу несколько пар мокасин про запас. Существовала обувь с мягкой или более жесткой подошвой, высокая и низкая. Индейцы прерий богато украшали мокасины иглами дикобраза.

Украшения

Стиль индейцев в одежде отличался своеобразными этническими украшениями. На изделия из кожи наносились рисунки, вышивка, прикреплялась бахрома, бисер, ракушки. Особым атрибутом были перья. И мужчины, и женщины любили браслеты не только для рук, но и для ног, серьги. Ожерелья делали из перьев, семян плодов, оленьих копыт, скорлупы, когтей гризли, раковин и зубов животных. Позднее стали изготавливать украшения из меди, серебра и латуни. Чем массивнее они были, тем более высокое положение в обществе человек занимал. Индейцы очень любили наносить на тело татуировки, особенно это касается народов Юга. Но мужчины в основном применяли боевую раскраску, которая смывалась, чтобы выглядеть устрашающе на охоте и войне.

Одежда индейцев совсем не говорила о принадлежности их к определенному племени. Зачастую многие из них после победы в битве забирали трофеи себе и с гордостью их носили. Женщины украшали добытые в бою мужчинами рубахи бисерной вышивкой, охрой. И уже невозможно было разгадать, представителю какого племени принадлежит наряд. К тому же воины могли надевать головные уборы убитых соперников, чтобы сбить с толку противника.

Аксессуары

Одежда индейцев имела не столь большое значение, как другие дополняющие наряд вещи. У мужчин обязательно был томагавк - небольшой топорик, который являлся символом чести и доблести воина. Его рукоятку мастерили из оленьего рога или дерева, а лезвие было кремниевым или металлическим. Томагавк предназначался для ближнего боя, его украшали бахромой из замши и берегли.

До сих пор считается священным предметом для немногочисленных потомков индейцев. Изначально она была символом плодородия. Ее раскуривали по кругу, по очереди, чтобы призвать дождь. Дым символизировал облака. Позже трубку курили с европейцами для скрепления мирных соглашений. Украшением трубки мира были орлиные перья.

Индейцы до сих пор проживают на территории Америки. Сейчас четкие границы разделения народа по племенам практически стерлись. Но, несмотря на то что чистокровных индейцев осталось совсем мало, им все-таки удалось сберечь свою культуру и индивидуальность, и они продолжают глубоко чтить память своих предков.

Обычаи и культура древних народов мира всегда интересовала как историков, так и простых людей. В данной статье мы рассмотрим традиционную одежду коренного населения Северной Америки – индейцев.

Традиционное одеяние индейцев Северной Америки

Индейцы не были единим племенем, а насчитывали огромное количество разных групп. Поэтому в зависимости от региона проживания племени одежда разнилась. К примеру, племена, проживавшие на территории Калифорнии, носили легкую одежду в форме юбок – для женщин, и передников – для мужчин. Но все же, в большинстве своем традиционная одежда индейцев Северной Америки имела и общие черты.

Женщины, как и мужчины, носили повседневную одежду, которую изготовливали из шкур бизонов, антилоп и горных козлов, а так же оленей и лосей. В жаркое время одеяние мужчин состояло из леггинсов и пояса. Рубахи носить было не принято. Что же касается женщин – их гардероб состоял из платья или юбок, блуз свободного покроя, и так же леггинсов. Правда, и мужской и женские фасоны, отличались между собой шириной покроя.

Следует отметить, что незаменимым атрибутом туалета индейца Северной Америки являлись мокасины. Мокасины – обувь из шкур разных животных. Данный вид обуви часто украшали перьями или бусинами. Мокасины для зимнего периода дополнительно утепляли внутренним слоем меха.

Для зимы индейские племена изготавливали теплый специальный халат из кожи и меха, который служил еще и постельной принадлежностью. Украшали это покрывало – халат мехом, которой пришивали с одной стороны, с другой же стороны наносили рисунок. Этот же халат был предназначен и для записи семейных историй и особенных дат.

Что касается украшений, то индейские племена отличались страстью как к украшениям частей тела, так и к отделке одежды. Для этого они использовали всевозможные доступные ресурсы: кору деревьев, ракушки, мех, кости и зубы животных, скальпы людей и многое другое. Индейцы племен Северной Америки изготавливали ожерелья, браслеты, украшали подол и рукава одежды, пояса, а так же собственные тела: уши и носы.

Что же касается головных уборов, они так же присутствовали в гардеробе индейцев. В повседневное время они носили головные уборы из кожи, соломы и коры деревьев, которые напоминали панамы. И конечно же, всемирно известный боевой головной убор, изготовленный из перьев орла и красного дятла


С незапамятных времен, задолго до открытия Америки Колумбом, на этой земле в гармонии с природой проживали многочисленные племена удивительного и загадочного народа, очень сильного и выносливого. Только в Северной Америке насчитывалось около 400 различных племен. Одни из них были охотниками, другие – воинами, третьи – занимались скотоводством и земледелием… Соответственно, и образ жизни, традиции, культура у всех у них были разные. У каждого племени был свой, отличный от других, традиционный стиль одежды, хотя в одежде у них было много общего.



МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Мужчины многих племен часто ходили с неприкрытым торсом и носили лишь набедренные повязки (эш), сшитые из кожи.



Что касается жителей равнин, восточных и северных районов, то они носили значительно больше одежды.


Традиционно, одежду делали из шкур оленей, антилоп, бизонов и других животных, а украшали перьями или иглами дикобраза. Позже стали использовать в больших количествах бисер. Из шкур индейцы умели выделывать очень мягкую и прочную кожу, из которой в дальнейшем шили одежду, обувь и много чего другого. При этом в каждом племени хранили свои секреты по выделке шкур.

Конечно, одежда индейцев различалась в зависимости от погоды и предназначения.
Летом они ходили в рубахах, сшитых из оленьей кожи, к поясу же крепились две отдельные суконные штанины, называемые леггинами.


Были у них и пончо из овечьей шерсти, и шерстяные одеяла.


Для охоты они надевали самую простую и удобную одежду, но для торжественных церемоний и ритуалов, а также выбирая себе невесту, старались одеться так, чтобы выглядеть богато и красиво.
Насколько нарядной будет одежда воина – целиком зависело от его заслуг на поле битвы. Рубаху и леггины украшали вышитыми орнаментами с использованием игл дикобраза или бисера, а также бахромой либо из полосок кожи, либо из шкурок горностая.


В холодную погоду не было ничего теплее и прочнее, чем накидка или плащ из шкуры бизона.




Если это была цельная шкура, тогда ее набрасывали таким образом, чтобы хвост находился на правой руке.


В XIX веке под влиянием белых людей у индейцев сильно изменился их традиционный стиль одежды – свои наряды они стали шить их бархата, шелка, с использованием атласных лент, а также стали с удовольствием носить ту одежду, которую видели на европейцах, особенно им понравились шляпы, жилетки, мундиры, платки, шали…


ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Женщины обычно носили длинную юбку с рубашкой, мантией или туникой, либо длинное платье с нижней юбкой или без нее.






Типичная женская одежда представляла собой сшитое из двух лосиных шкур платье-куб без рукавов с прорезями для рук.








В холодное время для тепла использовали накидку.




Все женщины были искусными мастерицами, они шили всю одежду и для себя, и для мужчин, и для детей. Для работы они использовали самодельные импровизированные станки. Готовую одежду украшали рисунками, различными предметами – бубенцами, монетами, раковинами, зубами животных, а также вышивкой и бахромой. В особом почете были перья. Страсть к украшениям у индейцев в крови, и в дополнение к украшенной одежде и мужчины, и женщины любили носить самые разнообразные ожерелья, кольца, браслеты – и на руках, и на ногах.


ОБУВЬ ИНДЕЙЦЕВ

Для индейцев Северной Америки обуви лучше, чем мокасины, не существует, можно сказать, что это их национальное достояние.


Мокасины также шьют из шкур животных, и очень часто их украшают – рисунками, вышивкой, перьями, бусинами. Они могут быть повыше, пониже, могут быть с мягкой или твердой подошвой – смотря для чего их предстоит использовать.


Для холодного времени мокасины шьют с мехом внутри.

Часто мокасины используют в паре с ноговицами, особенно, если собираются на охоту. Ноговицы напоминают знакомые нам гетры, их также натягивают на щиколотки.


ПРИЧЕСКИ

Все индейцы, как мужчины, так и женщины, носили длинные волосы, которые обычно перехватывали ремешком или повязкой.






А самыми распространенными прическами были косы.






Для украшения прически часто использовали все те же перья...




ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

В каждом племени было свое священное животное, племена часто так и называли себя – племя волка, ворона, медведя…Часто индейцы носили и соответствующие головные уборы.




Своим головным уборам индейцы придавали очень большое значение, для их украшения чаще всего использовали перья орла.


Прически воинов

1.Головные уборы Warbonnet


Warbonnet – это очень красивый и всем известный головной убор из нескольких рядов перьев. Владельцами его могли быть только мужчины – вожди и воины.




В свое время его изобрели индейцы восточных лесных районов. Перья для warbonnets подбирали очень тщательно – по размеру, по цвету. В основном предпочитали использовать очень красивые перья из хвостов или крыльев молодых беркутов.


На изготовление одного убора уходило несколько месяцев.


Перьев требовалось много, была тогда даже такая профессия в племенах - "Ловец Орлов".


2.Головные уборы Роуч (Roach)

Хотя Warbonnet был очень красив и популярен, но он был не очень практичным – воевать в нем было неудобно. Гораздо удобнее был головной убор под названием Роуч (Roach). Он представлял собой закрепленный на голове пучок или гребень из жестких игл дикобраза или жестких волос оленя, лося, коня. Используемые иглы и волосы зачастую окрашивали в яркие цвета и, конечно же, украшали. Обычно перьями.

Индейцы могли быть одеты по-разному. Племена равнин, а также северных и восточных районов носили больше одежды, чем племена, жившие в теплых южных районах. Последние, как и жители района Большого Бассейна, ходили практически без одежды: у мужчин была лишь набедренная повязка-фартук, а у женщин – юбка. Индейцы южных районов наносили татуировку по всему телу: это были различные причудливые полосы и разнообразные разноцветные узоры. Они также раскрашивали тело белой, красной и коричневой охрой. Татуировку применяли и некоторые племена центральных и восточных районов. Воинственные индейцы кэддо, образовавшие федерацию на территории Оклахомы, Канзаса и Арканзаса, столь обильно покрывали себя татуировкой, что первые английские поселенцы называли их «индейские пикты» .

В большинстве районов женщины обычно носили либо кожаные рубаху и юбку, либо рубаху-платье и ноговицы .

Мужчины носили короткие штаны и ходили с обнаженным торсом; в холод или дождь они использовали покрывало, напоминавшее плащ-накидку. Рубахи носили лишь мужчины, занимавшие высокое положение, да и то в основном во время праздничных церемоний. Пышные наряды, описанные в романах Викторианской эпохи и показанные в фильмах, появились сравнительно недавно, когда индейцы стали использовать в одежде шелк, ленты, бархат и сатин, подражая белым людям, с которыми им приходилось встречаться в городах, во время движения по рекам и в военных гарнизонах. Индейцы заимствовали у белых и фасон одежды, поэтому после 1860 г. наряды индейцев стали представлять собой пародию на традиционное индейское одеяние.

Нельзя сказать, что мех и кожа, которые индейцы использовали в одежде до того, как она резко изменилась под влиянием белых людей и шоу «На Диком Западе», были хуже по качеству, чем у европейцев. Мех и пушнина отличались высоким качеством, а одежда из них не уступала той, которую делают сегодняшние мастера. Шкуры и кожа находили самое различное применение. Невыделанные шкуры не уступали по твердости и прочности кости и пластмассе; из них делали щиты, защитные покрытия и уже упоминавшиеся парфлеши. Из шкур бизона, марала, лося, оленя, антилопы и других животных индейцы выделывали такую мягкую кожу, как нигде больше. Шкуру тщательно натирали смесью из мозга и печени животных, кислого молока и коры вяза, а затем долго вымачивали в воде. После того как шкура была высушена и натятнута на раму, ее можно было разрезать на части и использовать для пошива одежды, сумок, кожаных мешков, рубах и блузок, ноговиц, обуви, колчанов для стрел и еще тысячи и одного предмета. Многие племена имели свои собственные рецепты изготовления кожи и изделий из нее. Так, племя равнинных кроу настолько умело выделывало шкуры оленей, бизонов и маралов, что сделанные из полученной кожи одежда и покрытие для палаток-типи очень быстро высыхали и после самого сильного дождя, который не причинял им никакого вреда.

Поскольку всевозможные украшения – врожденная страсть индейцев, их часто наносили как на кожаную одежду, так и другие изделия из кожи. Делали бахрому, вышивки, наносили рисунки, а также украшали бисером, ракушками, иглами дикобраза и перьями. Помимо кожаной одежды было много способов производства и украшения одежды из других материалов. Индейские женщины искусно ткали, плели, вышивали, делали складки на одежде, обшивали ее тесьмой – причем как вручную, так и используя ткацкий станок, как импровизированный, так и настоящий. Они достигли в этом очень высокого уровня – об этом мы подробнее поговорим позднее. Рубахи и блузки, платья, ремни, пояса-кушаки, плащи-покрывала, как обычные, так и для вождей, накидки-пончо и многое другое – все это было изготовлено индейскими ткачихами. Что касается детей, то первую свою одежду они надевали в 5–6 лет, когда их начинали учить взрослым занятиям и правилам поведения, а до этого они бегали нагишом, имея на ногах лишь обувь, поскольку вокруг было много гремучих змей, муравьев и других опасных существ. У индейцев было несколько пар мокасин – как с высоким верхом, так и с низким, как на мягкой, так и на твердой подошве. Одни предназначались для отдыха, другие – для занятий сельским хозяйством, третьи для охоты и преследования дичи и т. д. Какую-то обувь носили ежедневно, какую-то только по праздникам. Отправляясь на охоту, индеец брал с собой две-три пары обуви. И в мирное время, и на войне индейцы были большими щеголями; они разряжались как павлины, постоянно прихорашивались и гордо демонстрировали свои наряды.

Важной составной частью индейского туалета были прическа и головной убор. В основном индейцы носили длинные волосы, перехватывая их сзади ремешком, узкой головной повязкой или платком. Некоторые племена намазывали волосы грязью или жиром; им придавали различную форму, чтобы, например, отличить холостого от женатого или опытного воина от зеленого юнца. В ряде племен воины обривали голову, чтобы запугать противника. При этом обычно оставляли либо небольшую косичку, либо хохолок, торчавший, как петушиный гребешок. И мужчины и женщины носили серьги, размер которых зависел от занимаемого положения, а также ожерелья, подвески, кольца и самые разнообразные браслеты для рук и ног.

Существовали также строгие правила и относительно оперения в головном уборе. Один воин имел право на ношение одного орлиного пера, другой – двух. Перья и кусочки меха как на голове, так и на других частях тела означали знаки отличия и соответствовали тому или иному военному рангу или заслугам. Мех выдры, бобра, дикой кошки, а также шкуру пантеры полагалось носить лишь имевшему выдающиеся заслуги. Носивший мех лисы или енота имел большие заслуги по сравнению с тем, кто носил мех белки.

Самый знаменитый боевой головной убор индейцев, состоявший из нескольких рядов развевающихся и ниспадающих на плечи перьев, был изобретен индейцами лесных районов востока. Оттуда он достиг района Равнин; наибольшей популярностью он пользовался у индейцев сиу. Другие равнинные племена использовали головной убор измененного дизайна: так, черноногие носили прямую по бокам корону из перьев. Однако самым красивым и оригинальным был головной убор калифорнийских индейцев. Он состоял из оперения, выложенного перьями ворона и красного дятла, в которое были вставлены изящные тростинки с цветками мака или пушистыми комочками хлопка на концах. Многие обходились простыми головными уборами из соломы или коры деревьев, напоминавшими панамы или зюйдвестки. Ведь жизнь индейца в большей степени состояла не из праздников, а из обычных будней.


Пикты – коренные жители Шотландии, мужественно отстаивавшие свою независимость и почти полностью погибшие; их мужество и стойкость воспеты в стихотворении Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед».

Ноговицы – своего рода гамаши; ноговицы, соединенные с мокасинами, напоминали облегающие ногу высокие, до пояса, сапоги.