О супружеских отношениях. Психология отношений между мужем и женой

Помочь учащимся лучше понять значение любви и поощрять супругов укреплять ее в браке.

Подготовка к уроку

    Подумайте, как можно применить указания из раздела “Обязанности учителя” (стр. ix–xii данного учебного пособия) при подготовке к уроку.

    Обдумайте учения и законы, содержащиеся в подзаголовках уроков, выделенных полужирным шрифтом. На протяжении всей недели размышляйте о том, как вы будете преподавать эти учения и законы. Ищите руководства Духа, решая, на каких вопросах вам следует подробнее остановиться, чтобы максимально удовлетворить потребности ваших учащихся.

    При наличии следующих материалов подготовьтесь использовать их в ходе урока:

    1. Одна или несколько иллюстраций с изображением церемонии бракосочетания. Например, вы можете воспользоваться картиной “Молодожены, направляющиеся в храм” (комплект репродукций Евангелие в искусстве ). Также вы можете принести и собственные свадебные фотографии, а также попросить супружеские пары из класса принести свои.

      Цветок или картина с изображением цветка.

Мужья и жены должны беречь и укреплять свою любовь друг к другу.

Покажите одну или несколько свадебных фотографий или картин (см. “Подготовка к уроку”, пункт 3a). Выскажите свое мнение о любви, которую мужья и жены чувствуют друг к другу в начале супружеской жизни.

Покажите цветок или картину с изображением цветка (см. “Подготовка к уроку”, пункт 3б). Затем пусть один из учащихся прочитает следующее высказывание Президента Спенсера В. Кимбалла, двенадцатого Президента Церкви (стр. 14 в Руководстве для учащихся ):

“Подобно цветку и подобно телу, любовь нуждается в постоянном питании. Если смертное тело не будет регулярно получать пищу, оно вскоре истощится и умрет. Нежный цветок увянет без питания и воды. Так же и любовь. Она не может продлиться вечно, если ее не питать постоянно знаками любви, проявлениями уважения и восхищения, выражениями благодарности и бескорыстными поступками” (“Oneness in Marriage,” Ensign, Mar. 1977, 5).

Объясните: этот урок посвящен тому, как мужья и жены могут питать и хранить любовь друг к другу, чтобы с годами она укреплялась.

Проявления нежности и доброты подпитывают любовь и дружбу.

Попросите состоящих в браке учащихся вспомнить то время, когда они были молодоженами. Пусть они расскажут о том, что они старались делать для своих мужей (жен) в тот период своей жизни.

Почему такие поступки необходимы в продолжение всей супружеской жизни?

Объясните: муж и жена должны всю жизнь продолжать ухаживать друг за другом и укреплять свою дружбу. Поступая так, они почувствуют, что их любовь друг к другу становится сильнее.

Старейшина Марлин K. Дженсен, член Кворума Семидесяти, делился своими наблюдениями: “Дружба… жизненно необходима и прекрасна как в период ухаживания, так и в супружеской жизни. Отношения между мужчиной и женщиной, если они вначале дружеские, а затем перерастают в любовь и в конце концов в брак, становятся обычно крепкой, вечной дружбой. Ничто не может быть столь же вдохновляющим в сегодняшнем мире с такими непрочными браками, чем пример мужа и жены, которые искренне ценят друг друга и год за годом, испытывая огромную радость от своей дружбы, делят поровну благословения и жизненные испытания” (Лиахона , июль 1999 г., стр. 75).

Старейшина Джеймс Е. Фауст, служивший в то время в Кворуме Семидесяти, сказал, что одна из менее очевидных, но очень существенных причин для развода – “недостаток постоянного питания чувств в браке, отсутствие чего-то особенного, что делает супружество драгоценным и замечательным, но порой становится трудным, обременительным и безрадостным”. Он советовал: “В питании супружеских чувств великими становятся даже малые вещи. Это – понимание ценности друг друга и заботливое выражение благодарности. Это ободряющая поддержка и помощь друг другу в совершенствовании. Брак – это совместные поиски хорошего, прекрасного и Божественного” (Conference Report, Oct. 1977, 13–14; или Ensign, Nov. 1977, 10–11).

Какие “малые вещи” могут поддерживать любовь и дружбу в браке? (Ответы учащихся вы можете записать на доске.) Какие примеры из собственной жизни вы можете привести, которые показывают необходимость поддерживать и укреплять любовь?

Укажите, что мужья и жены должны планировать время, чтобы проводить его вместе. Попросите учащихся прочитать следующее наставление старейшины Джо Дж. Кристенсена, члена Кворума Семидесяти (стр. 19 в Руководстве для учащихся ):

“Продолжайте ваши ухаживания. Отведите время для совместных дел и просто для того, чтобы побыть вдвоем. Важно проводить время вместе с детьми, всей семьей, но не менее важно каждую неделю проводить какое-то время наедине. Если вы запланируете такое время, ваши дети будут знать о ваших чувствах, что брак для вас – это нечто такое, что необходимо питать и лелеять. Все, что вам нужно, – это принять такое решение, запланировать его и внести в свой график” (in Conference Report, Apr. 1995, 86; или Ensign, May 1995, 65).

Что может препятствовать мужьям и женам проводить время и заниматься делами вместе? Как супружеские пары могут находить время, чтобы продолжать ухаживания и общение наедине?

Супружеская близость – это проявление любви.

Объясните: подобающая интимная близость в браке одобрена Господом. Она приносит великие благословения супругам, помогая им объединиться душами и укрепить любовь друг к другу. Ознакомьте класс со всеми или с некоторыми из следующих цитат:

Старейшина из Кворума Двенадцати Апостолов так объяснил цели физической близости в браке: “Господь разрешает мужу и жене, состоящим в вечном завете брака, пользоваться священными силами воспроизведения потомства во всем их очаровании и красоте в пределах установленных Им границ. Одна из целей этого личного, священного, интимного общения состоит в том, чтобы обеспечить физические тела для духов, которых Небесный Отец хочет испытать в смертной жизни. Другое назначение для этих могущественных и прекрасных проявлений любви состоит в том, чтобы соединить супругов в преданности, верности, заботе друг о друге и общей цели” (in Conference Report, Oct. 1994, 50; или Ensign, Nov. 1994, 38).

Старейшина , член Кворума Двенадцати Апостолов, учил: “Сила воспроизведения земной жизни – наиболее возвышенная и великая сила, данная Богом Своим детям. Ее использование было провозглашено в первой заповеди [данной Адаму и Еве], но другая важная заповедь была дана, чтобы запретить ее неправильное употребление. Акцент, который мы ставим на законе целомудрия, объясняется нашим пониманием цели силы воспроизведения потомства в выполнении Божьего плана. Реализация силы воспроизведения потомства приятна Богу, но Он заповедал, чтобы она была ограничена рамками супружеских отношений” (in Conference Report, Oct. 1993, 99; или Ensign, Nov. 1993, 74).

Президент Спенсер В. Кимбалл учил: “В контексте законного брака интимность сексуальных отношений праведна и Божественно одобрена. Нет ничего нечистого или унизительного в сексуальности как таковой, поскольку так мужчины и женщины участвуют в процессе творения и выражают свою любовь” (The Teachings of Spencer W. Kimball, ed. Edward L. Kimball , 311).

Старейшина , член Кворума Двенадцати Апостолов, говорил: “Близость предназначена только для состоящей в браке супружеской пары, потому что именно она – основной символ полного союза, той полноты и того союза, что предначертаны и ограничены Богом. Начиная с Едемского сада и далее брак был предназначен для полного слияния мужчины и женщины – их сердец, их надежд, жизни, любви, семьи, будущего – словом, всего. Адам сказал о Еве, что она кость от костей его и плотью от плоти его и что они должны быть ‘одна плоть’ в своей совместной жизни [см. Бытие 2:23–24]. Этот союз настолько завершен, что, говоря о его вечных возможностях, мы употребляем слово запечатан . Пророк Джозеф Смит однажды сказал, что мы, вероятно, можем расценивать тех, кто соединен этой священной связью, как людей, накрепко ‘спаянных’ друг с другом [см. У. и З. 128:18]” (Лиахона , январь 1999 г., стр. 91).

Президент Говард У. Хантер, четырнадцатый Президент Церкви, учил нас, что даже внутри брачного союза священные силы воспроизведения потомства должны использоваться правильно: “Заботливость и уважение – но ни в коем случае не эгоизм – должны быть определяющими в интимных отношениях мужа и жены. Каждый из супругов должен быть внимательным и чутким по отношению к потребностям и желаниям другого супруга. Любое доминирующее, неприличное или неконтролируемое поведение в сфере интимных отношений между мужем и женой осуждается Господом” (in Conference Report, Oct. 1994, 68; или Ensign, Nov. 1994, 51).

Прочитайте вместе с классом Исход 20:14, 17. Затем ознакомьте учащихся с приведенной ниже цитатой из выступления Президента Гордона Б. Хинкли, пятнадцатого Президента Церкви:

“Мы верим в целомудрие до вступления в брак и полную верность после его заключения. Этим сказано все. Это путь к счастью в жизни. Это путь к удовлетворению. Он приносит покой сердцу и мир дому” (in Conference Report, Oct. 1996, 68; или Ensign, Nov. 1996, 49).

Подчеркните: супруги должны быть осторожны, чтобы не совершать тех поступков, которые хотя бы на шаг приблизят их к неверности. В частности, они должны всегда поддерживать подобающую эмоциональную и физическую дистанцию между собой и коллегами по работе противоположного пола.

Почему полная преданность в браке имеет такое огромное значение?

Почему просмотр неприличных или порнографических материалов можно назвать предательством по отношению к партнеру в браке? Как флирт с лицом противоположного пола может нанести ущерб браку?

Зачитайте одно или несколько высказываний, приведенных ниже.

Президент Говаpд У. Хантеp наставлял: “Будьте верны заветам вашего брака в мыслях, словах и делах. Порнография, флирт и аморальные фантазии разрушают целостность личности и наносят удары в самое основание счастливого брака. Таким образом единство супругов и их доверие друг к другу перестают существовать” (in Conference Report, Oct. 1994, 67; или Ensign, Nov. 1994, 50).

Президент Эзра Тафт Бенсон, тринадцатый Президент Церкви, учил: “Если вы состоите в браке, избегайте любого рода флирта . То, что может показаться безопасным флиртом или просто развлечением, легко может привести к более серьезным отношениям и возможной неверности. Вот хорошие вопросы, которые мы могли бы задать самим себе: Понравилось бы моему супругу, если бы он узнал, что я делала это? Была бы жена рада узнать, что ее муж обедает наедине со своей секретаршей? Понравилось бы мужу, если бы он увидел, что его жена заигрывает и старается привлечь внимание другого мужчины? Мои возлюбленные братья и сестры, именно это Павел подразумевал, сказав: ‘Удерживайтесь от всякого рода зла’ (1-е к Фессалоникийцам 5:22)” (“The Law of Chastity,” in Brigham Young University 1987–88 Devotional and Fireside Speeches , 52).

Супружеские пары должны стремиться обрести милосердие, чистую любовь Христову.

Прочитайте вместе с классом от Иоанна 13:34–35 и к Ефесянам 5:25. Чему учат нас эти стихи в отношении того, как должны обращаться друг с другом мужья и жены?

Подчеркните: хотя физические отношения играют существенную роль в супружеской жизни, это не самый важный аспект их любви. Поделитесь следующим высказыванием Президента Спенсера В. Кимбалла:

“[Любовь в браке] глубокая, всеобъемлющая, всесторонняя. Это не та мирская связь, которую неправильно называют любовью и в основе которой главным образом лежит физическая привлекательность. Когда брак строится только на этом принципе, стороны быстро устают друг от друга. Любовь, о которой говорит Господь, – это не только физическая привлекательность, но и духовная. Это доверие и понимание. Это близкая дружба. Это – партнерство, построенное на общих идеалах и стандартах. Это – бескорыстие и готовность жертвовать друг ради друга. Это чистота мыслей и действий, и веры в Бога и в Его план. Это слава родителя в смертной жизни, устремленная к славе Божества и Создателя и к славе Прародителя духов. Это – обширное, всеобъемлющее и безграничное чувство. Такая любовь никогда не устает и не убывает. Она выносит болезнь и горе, процветание и лишения, успех и разочарование, она не угасает сквозь время и вечность” (Faith Precedes the Miracle , 130–31).

Объясните: любовь, о которой говорил Президент Кимбалл, – это милосердие, чистейшая любовь Христова. Прочитайте с классом Мороний 7:45–48. Попросите учащихся назвать свойства милосердия, основываясь на прочитанном. Напишите эти свойства на доске, как показано ниже:

Милосердие:

    Долго терпит.

  • Не завидует.

    Не превозносится.

    Не ищет ничего для себя.

    Не раздражается легко.

    Не мыслит злого.

    Не радуется нечестию, а радуется правде.

    Все покрывает.

    Всему верит.

    На все надеется.

    Все переносит.

    Никогда не угасает.

    Превышает все.

    Чистейшая любовь Христова.

    Пребывает вовеки.

Подчеркните: обязательство любить Небесного Отца и Иисуса Христа и идти к Ним, а также обязательство брака, особенно брака на вечность, – это самые важные обязательства из всех, которые мы берем на себя в жизни. Мужья и жены должны непрерывно приумножать милосердие друг к другу.

Чтобы помочь учащимся применить эти истины в жизни, обратите их внимание на характеристики милосердия, написанные на доске. Предложите им обсудить, как некоторые определения, например, “не ищет ничего для себя” или “никогда не угасает”, могут найти свое выражение в супружеских отношениях. Попросите их привести примеры из собственной жизни, когда они наблюдали некоторые из этих свойств милосердия в действии.

Заключение

Подчеркните: супруги должны укреплять свою любовь и дружбу. Им необходимо поддерживать свою любовь, продолжая оказывать знаки внимания и выражая привязанность, заботу и доброту. Мужья и жены должны учитывать духовные, физические и эмоциональные потребности друг друга, разделяя радости и горести жизни. Они должны твердо решить, что никогда не будут делать ничего такого, что могло бы разрушить любовь, крайне необходимую в браке. И они должны “молиться Отцу со всей силою сердца, дабы преисполниться… этой любовью” (Мороний 7:48–48). Если супруги будут полностью выполнять обязательства друг перед другом, их взаимная любовь с годами будет становиться сильнее. Они убедятся, что любовь, которую они приумножают, истинно Христова.

Большинство женится и выходит замуж по любви, но счастливых семей не так много. Даже у людей, которые стараются не доверять порывам, проверяют чувства временем, советуются с духовниками, часто в семейной жизни наступает время, когда чувства угасают. Как пережить этот трудный период? Как вернуть любовь? Как взрастить ее в браке? Как строить отношения с трудным супругом? Об этом – Тема номера.

Развод по-христиански
Сегодня в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться, хотя такого понятия как церковный развод не существует. Церковь лишь констатирует распад брака и дает благословление на повторное венчание. В каких случаях это происходит?

Своих не бросают, или как жить с трудным супругом?
Нередко причина развода – трудный характер второго супруга. Но психолог Александр Колмановский убежден: невыносимое поведение супруга связано не с тем, что он плохой, а с тем, что ему плохо. И при понимании этого и правильном поведении второй половины даже муж-тиран или жена-язва могут стать уравновешенными и доброжелательными людьми.

Путь к cияющей двери. Почему я не развелась?
Чувство «не люблю» бывало настолько сильным, что я физически не могла переносить собственного мужа. Казалось, что любовь точно больше не придет в такое пустое измочаленное сердце. Но как же мы мало знаем про любовь, оказывается!
Также в октябрьском номере читайте:

Семь закатов в Барятино, или зачем мирянину ехать в монастырь
Ушедшие из мира монахи чаще всего оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, вероятно для того, чтобы им было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей и постучался наш корреспондент с просьбой принять на неделю.

Чего нельзя православным?
«Можно ли православным носить шорты?», «А читать «Мастера и Маргариту?», «А есть суши?» - такими вопросами часто задаются люди, пришедшие к вере. Как не свести свою жизнь в Церкви к построению лабиринта «религиозных запретов»?

Охота на бесов
В одной Лавре уживаются авторитетный практикующий экзорцист, к которому на отчитки собирается по 700 человек, и авторитетный противник экзорцизма, труды которого сподвигают целые епархии на запрещение отчиток. В чем смысл чина изгнания бесов и когда к нему можно прибегать?

Святыни Франции
За последние годы Францию посетили сотни тысяч православных, но только единицы знают, сколько эта земля сохранила православных святынь. До отпадения Католической Церкви в 1054 году эти святыни были общими. Сегодня во избежание путаницы их принято называть раннехристианскими.

Между кухней и горшком. Курс выживания работающей мамы
Как успевать молодой маме со всеми домашними делами еще и работать? Корреспондент «НС» и мама троих детей рассказывает о своем опыте на дому и анализирует плюсы и минусы такого выбора.

– Дмитрий, на Ваш взгляд, что ищет человек в браке?

– Каждый человек стремится сделать свою жизнь лучше, но понятие «лучше» у всех разное, поэтому и в браке каждый ищет что-то свое. Так, умудренный жизнью мужчина будет искать себе помощницу и надежную спутницу, а в девушке ценить послушливость и верность. Молодым людям обычно важнее телесная красота. Есть и такие, кто за счет брака надеются получить продвижение по службе или улучшить свое материальное состояние. Действительно, брак может дать очень много. Однако извечная проблема в том, что человек, зачастую, сам не знает, что ему нужно. Можно достать со дна раковину, съесть устрицу, а жемчужину выбросить. Так и в браке: можно воспользоваться лишь самой поверхностной его стороной и до конца дней не догадываться о его истинной ценности. Конечно, прежде всего, необходимо молиться, чтобы Бог послал тебе нужного человека.

В свое время мне очень помогло понимание, что обратить к вере и перевоспитать другого человека крайне трудно, поэтому я сразу старался найти верующую девушку. Но тогда я еще не думал о таком важном даре брака, как возможность иметь детей. Это сейчас уже пришло понимание, что для самореализации мужчине очень важно оставить в жизни «свой след». А разве можно оставить лучший «след», чем воспитать своего ребенка настоящим христианином, человеком с большой буквы? И мне думается, что отец, который не воспитал сына, как бы не реализовался до конца.

Еще больший дар, хотя и не сразу достижимый, – это возможность любить и быть любимым. С одной стороны, супружество позволяет законно удовлетворять плотское влечение, что вне брака является грехом. Но эта сторона с течением времени ослабевает. Поэтому, чтобы брак приносил супругам радость, надо взращивать настоящую любовь, учиться жертвовать собой ради другого человека.

В прошлом году мне предложили возглавить Клинское отделение одного общественного движения. В числе прочего мы анализируем причины нестабильности брака. И главные причины – это неготовность супругов жертвовать своими интересами и отсутствие верных идеалов.

– А к какому идеалу надо стремиться?

– С одной стороны, Бог каждому человеку дает свободу выбора идеала, но с другой – заповедями ограждает от возможной ошибки. Счастье ведь состоит не в том, чтобы иметь широкий выбор дорог, а в том, чтобы идти своей, единственно правильной. Мир устроен так, что, согрешая, человек сходит со своего пути, поэтому семейный идеал должен обладать одновременно и индивидуальностью и, ради благополучия самого человека, находиться в рамках, установленных Богом.

В иерархическом плане христианский идеал предполагает подчинение мужа Богу, подчинение жены мужу и главенство родителей над детьми. С нравственной точки зрения идеальным считается единственный брак между одним юношей и одной девушкой. Еще Господь говорит о нерасторжимости брака, за исключением случая супружеской измены.

В пользу православных идеалов ясно свидетельствует и статистика. Так, наиболее устойчивыми оказываются браки, в которых супруги не имели добрачных связей. Надо сказать, что в первое десятилетие после перестройки в результате пропаганды свободных сексуальных отношений уровень расторгаемых браков повысился до 80% от числа заключенных. Сейчас, во многом благодаря возрастающему влиянию Православной Церкви в обществе, этот показатель снова вернулся на отметку конца 80-х годов (около 60%). А ведь были в России времена, когда этот показатель был в 700 раз ниже (так, на 1871 год зарегистрировано 770 расторгнутых браков на всю страну!). Тогда наше государство во многом придерживалось православных норм, и стоит подумать, насколько православный идеал лучше современного, при котором в семье никто не выполняет своих обязанностей.

– Понятно, что в семье у каждого должны быть свои обязанности. Опираясь на свой личный опыт, скажите, в чем состоят обязанности главы семьи?

– Мужчина в большей степени чем женщина наделен способностью к стратегическому мышлению, так необходимой руководителю. Его первая обязанность, согласно христианскому идеалу, – обеспечить свою подчиненность Богу. К сожалению, сейчас муж обычно пренебрегает законами Божьими, либо по гордыне принимает их только в качестве рекомендаций. Соответственно и жена либо игнорирует главенство мужа, либо объединена с ним общими интересами как с равным. В последнем случае, когда, как говорится, муж и жена смотрят в одну сторону, брак уже можно называть счастливым. Он не так сильно задевает самолюбие жены и позволяет супругам строить совместную жизнь. Но в идеале единство взглядов – это только хороший повод для объединения, а в самом браке жена все-таки должна подчиняться мужу, иначе ответственность с мужа как с руководителя снимается. Второй по важности обязанностью главы семьи я бы назвал обязанность мужа заботиться о спасении душ своих домочадцев, а, по слову Господню, «все остальное приложится».

Наши сограждане отличаются особым отношением к саду. Коренное население России никогда не было кочевниками, и сад воспринимался как семейное пространство. Складывалась определенная связь между хозяевами и отдельными растениями, особенно с деревьями.

Деревья — это нечто особенное. Именно им посвящают памятные строки, про них рассказывают из поколения в поколение, именно они, а не кустарники или многолетники нет-нет да и удостаиваются звания особого растения для семьи. «Семейное», «Родовое дерево» — это все о нем.

Русские довольно часто сажали такие деревья. Иногда это был единичный экземпляр, а иногда и целая роща. Подчас это делалось просто так, без повода, а во многих случаях знаменовало семейные события. Бывало, сажали по радостному случаю, например, в связи с рождением ребенка, после чего дерево росло вместе с ним. А другое древесное растение могло быть посажено и в память об умершем близком человеке.

ЖИВОЙ СВИДЕТЕЛЬ

Если в антикварных и букинистических лавках полистать старинные фамильные фотоальбомы, то на пожелтевших фото вы наверняка увидите хроники такой традиции. Например, на первых страницах юная пара бережно опускает саженец в ямку, потом они же нянчат детей под молодой кроной, дальше уже выросшие дети держатся за руки своих возлюбленных под раскидистым деревом. Неизбежно наступает и тот момент, когда они сядут и вспомнят своих родителей, глядя на огромные корявые ветви и мощные стволы. Жизнь идет, дерево остается. Оно все видит, все слышит и все знает. Оно — живой свидетель истории семьи. Оно, несомненно, покровительствует этим людям и помогает им.

Нелегкая история нашей страны так и не смогла кардинально выбить эту любовь из умов и лишь на время позволила забыть о ней. Каждый из нас наверняка знает людей, которые не могут срубить старую, больную и неплодоносящую яблоню только потому, что ее сажал дед… Вот оно — родовое дерево. Вот она — связь потомков. Вот оно — понимание истинных ценностей. Вероятно, у каждой нации бывает по-своему. Можно вспомнить рождественскую ель в Европе. Или бонсаи на Востоке — чем не семейное дерево? Их отдельные экземпляры передавались из поколения в поколение, спасались первыми при пожаре, увозились при переезде, ибо обладали (как для своих владельцев, так и в принципе) — немалой ценностью.

Судить о так и не искорененной тяге к своему дереву-патриарху у русских можно и по тому, как загораются глаза человека, когда ему рассказываешь об этом и предлагаешь посадить такое дерево у него на участке. Причем даже у тех, кто до этого никогда не слышал о такой традиции! Некоторые очень глубоко принимают эту идею.

Знаю случай, когда семья, прежде чем посадить свое дерево, написала все о себе на бумаге: и о том, как и чем живут, чему радуются, что тревожит. Плотно закупорили послание в бутылку и положили ее под корни саженца при посадке. На вопрос «зачем?» ответили: а представляете, через много-много лет какой-нибудь по нынешним меркам фантастический механизм поднимет это уже умирающее дерево, из него вдруг вывалится бутылка… Люди прочитают письмо и узнают о нас. Вот уж действительно — дерево получается хранителем семьи, в прямом смысле сберегая ее тайны в клети своих корней.

Сажать деревья по приятным поводам — что может быть прекраснее? Как здорово, например, будут смотреться три разновозрастные березки, каждая из которых была посажена в год рождения дочерей. И куда бы со временем судьба ни забросила взрослых сестер, они рано или поздно встретятся под тремя сестрами-березками.

ВЗРАЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

В имении Спасское-Лутовиново (под Мценском) сохранился тургеневский дуб, посаженный самим писателем. И. С. Тургенев писал о нем: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на нем лежал золотой свет, сильный и мягкий; даже в тень проникал он… А что слышалось птиц!» Позднее, живя за границей, он писал Я. П. Полонскому: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Особым почитанием у многих европейских народов еще с языческих времен был отмечен дуб, которому часто приписывались функции мирового дерева. Именно дуб (греч. dryas) дал название нимфам-дриадам, которые, согласно поверьям, жили в каждом дереве и умирали одновременно с ним. Эти могучие растения носили и мемориальный характер. Легенды связывали отдельные деревья с именами знатных и знаменитых людей, либо посадивших их, либо свершивших под их кронами какие-либо великие деяния. Среди них можно упомянуть дубы Карла Великого и Генриха IV в лесу Фонтенбло под Парижем, дуб Елизаветы I недалеко от Лондона и дуб Марии-Антуанетты в Версале.

Императрица собственноручно посадила в саду перед петергофским Монплезиром желудь в день рождения сына Павла, а через год ее примеру последовали придворные дамы. В результате там выросла целая дубовая роща. Дуб, посаженный Екатериной, погиб во время бури 2000 года, о чем свидетельствует табличка на его пне. Первые деревья Семейной рощи, расположенной недалеко от Павловского дворца, были посажены Императором Павлом I и его супругой Марией Федоровной в честь рождения детей. А их было у них десять: четыре сына и шесть дочерей. Впоследствии, когда дети вырастали и вступали в брак, сажались новые деревья в честь их избранниц и избранников, а затем и внуков. Каждое дерево имело именную табличку. В 1828 году, в год смерти Марии Федоровны, надолго пережившей мужа, в роще было уже 50 де ревьев.

В усадьбе Шахматово (подмосковное имение деда Александра Блока А. Н. Бекетова) до наших дней сохранились два вяза, посаженные Александром Блоком и его женой Любовью Менделеевой. Между ними Блок соорудил дерновый диван-канапе, символично соединивший эти два дерева.

ДЕРЕВО РОДА

Сажать родовое дерево, конечно же, логичнее всего своими силами. И для подобных целей не стоит приобретать сразу огромные растения — они, конечно, хороши, но, увы, — это свидетели чьей-то другой, чужой для вас жизни.

Самое правильное — вырастить такое дерево из семени. Если вы решитесь на подобный эксперимент, то непременно привлеките к нему младшее поколение. Необыкновенные метаморфозы происходят с детьми, когда они видят растущее растение. Сначала, когда им дают семена и предлагают посеять их на бабушкиной овощной грядке, — это чаще всего вызывает бурю протеста. Но вместе с мамой и папой крупные семена могут быть без труда высажены — под зиму. Подойдут такие растения, как орех серый и маньчжурский, конский каштан обыкновенный, дуб красный.

Их семена не требуют никакой специальной подготовки и взойдут уже на будущий год. И вот тут-то от былой незаинтересованности не останется и следа! Молодой пытливый ум будет силиться понять, как из какого-то шарика появилось дерево, на нем распускаются листья… Пройдет совсем немного времени, и он потащит на это место всех своих и ваших гостей, чтобы похвастаться «своим деревом».

Когда-нибудь этот человек приведет сюда своих внуков и расскажет, как, будучи ребенком, он сажал с их прабабушкой эти огромные дубы. Они вместе соберут семена. Догадываетесь, что они с ними сделают?

Каждый из нас в своей жизни должен посадить семейное дерево. И помните — в данном случае поговорка: лучше поздно, чем никогда — особенно верна. Что именно посадить? Выбирая, имейте в виду, что дерево для подобных целей должно быть не только абсолютно устойчиво в климате вашей местности, но и подходить вашему участку по экологическим параметрам. Нет ничего хуже, если оно погибнет, соприкоснувшись, например, с грунтовыми водами, или, прожив несколько лет, — вымерзнет напрочь в одну из бесснежных зим. Здесь вы найдете список подходящих растений.

Береза. Обычно используется береза повислая в ассортименте. В природе этот вид живет более 100 лет. Растет она очень быстро относительно остального списка растений. Очень светолюбива, но к почве малотребовательна, плохо себя чувствуя лишь на бедных песках.

Дуб. Дуб черешчатый в загородных условиях живет более 300 лет. Растет очень медленно. Выносит полутень, предпочитает плодородные почвы, заболачивание выносит только временное. Более быстрорастущий — дуб красный, но его продолжительность жизни в два раза меньше. Он среднетеневынослив, к составу почв не требователен, но более чувствителен к их влажности, чем дуб черешчатый.

Бархат амурский. Может жить более 150 лет. Довольно быстро растет. Для нормального роста требует рыхлых плодородных почв, не любит заболачивания, теневынослив.

Конский каштан. Речь о конском каштане обыкновенном, который может жить более 150 лет. Довольно быстро растет. Выносит полутень, требует рыхлых без застойного увлажнения почв.

Липы. В загородных условиях эти деревья живут более 200 лет. Чаще мы рекомендуем для частных садов липу мелколистную. Растет довольно быстро. Теневынослива, к плодородию почв не сильно требовательна, но чувствительна к засухе.

Орех маньчжурский или орех серый. Вне городских условий живут более 200 лет. Растут довольно быстро. С возрастом более светолюбивы, требуют плодородных почв, не выносят заболачивания.

Декоративная яблоня. Таких яблонь сейчас предлагается много. В большинстве своем они размножаются прививкой, поэтому рекомендуем приобрести готовые молодые уже привитые растения. Растут они медленно, исключительно светолюбивы, довольно засухоустойчивы, лучше развиваются на плодородных почвах.

Кедровая сосна. Сосна кедровая сибирская и сосна кедровая европейская похожи друг на друга. В загородных условиях живут более 300 лет и растут при этом очень медленно. С возрастом более светолюбивы, чем по молодости, к почвам не требовательны. Отличается от них внешне сосна кедровая корейская. Живет она столько же, сколько и предыдущие виды сосен, и растет так же медленно. Более светолюбива, предпочитает плодородные дренированные почвы.

Пихта. Пихта сибирская и другие аборигенные виды. В саду могут жить более 150 лет. В продаже имеются совсем маленькие сеянцы. Можно приобрести их, наблюдать за их ростом — настоящее удовольствие. Растет медленно. Теневынослива, лучше развивается на плодородных влажных почвах.

Ель. Ель колючая. В благоприятной обстановке живет 150 лет. Растет медленно. К почвам нетребовательна, но достаточно светолюбива.

Клены. Рекомендуется клен красный и его сорта. В саду это дерево будет жить более 100 лет. Растет довольно быстро. Теневыносливо, к почве малотребовательно, выносит избыточное увлажнение. В большинстве своем сорта размножаются прививкой, но навык ее проведения есть не у каждого. Рекомендуем приобрести готовые молодые уже привитые растения. Также можно использовать и клен остролистный или его сорта, коих сейчас в продаже предостаточно. Сорта лучше покупать привитыми саженцами, а несортовые растения можно посеять и самостоятельно.

Клен остролистный и его сорта требователен к плодородию и влажности почвы, относительно теневынослив.

ВОЛЕЙ ИМПЕРАТОРА

Петр I не только запрещал вырубку значительно поредевших к его времени дубовых рощ (исключение делалось только для нужд армии и флота). Он и сам насаждал их при каждом удобном случае — на Каменном острове, на могиле русских солдат в крепости Ниеншанц, около дворца Марли в Нижнем парке Петергофа, в Ораниенбауме и многих других местах.

Будучи еще великим князем, Николай I во время путешествия по Англии посадил дуб в имении графа Памброка, а в усадьбе герцога Девонширского им был посажен каштан.

Во время визита в имение графа А. Х. Бенкендорфа (в современной Эстонии) Император собственноручно посадил березу, а его мать — вдовствующая императрица Мария Федоровна — каштан. Это были не единственные сиятельные гости имения, и позднее здесь образовалась целая роща, посаженная членами Императорской фамилии.

В Новом Петергофе на Царицыном острове в ознаменование дружеских отношений, установившихся между Россией и Соединенными Штатами Америки, Николай I в 1842 году посадил дуб, выращенный из желудя дуба, посаженного на могиле первого президента США в поместье Маунт-Вернон и подаренного ему американцами. Об этом свидетельствовала подвешенная на выросшем дереве медная табличка с надписью на русском и немецком языках. После смерти Императора за дубом ухаживала вдовствующая императрица Александра Федоровна: по ее указанию была выполнена золоченая изгородь в виде корзины и устроена у его корней клумба с незабудками. В последующие годы это место стало своеобразной Меккой для всех приезжающих в Петербург американских дипломатов.

Александр Сапелин,
Владимир Веселов

СПРАВКА «ДК»

На Руси на протяжении многих веков, как правило, кощунственными считались действия, направленные на неоправданное повреждение или уничтожение плодовых деревьев (они олицетворяли средоточие плодоносящих сил), что в обязательном порядке грозило неприятностями тем, кто причинял им этот вред. Отношение человека к саду регулировалось целым рядом ограничений. В частности, запрещалось залезать на деревья в обуви. Плодовитость фруктовых деревьев не просто ставилась в зависимость от ухода за ними человека, но и прямо соотносилась с его семейным положением. Поскольку основным требованием к насаждениям была их способность к воспроизводству, за садом, по народным представлениям, не могли ухаживать люди, не имеющие детей (бездетный человек даже своим взглядом или прикосновением мог лишить дерево плодовитости). Напротив, беременные женщины могли благотворно действовать на сад (передавали деревьям свою плодовитость). Для этого им достаточно было обойти фруктовое дерево в праздничный день. Прививка или подрезание ветвей, как правило, поручалось многодетной женщине. Ветви плодовых деревьев было принято вплетать в венки невест, а свадебный каравай часто украшали изображением отдельного дерева или целого сада.

У многих народов существовала традиция сажать дерево в день свадьбы. В пятую годовщину свадьбы сажали еще одно — считалось, что благодаря этому семейные узы еще сильнее укрепляются. В Германии в честь рождения девочки сажали яблоню, а мальчика — грушу. В Полесье (Белоруссия) существовал обычай: когда рождался сын, сажали на дворе лубок (липу), если появлялась дочь — сосну, тополь или березу.

Священные деревья и рощи особо почитались и оберегались уже несколько тысячелетий назад в Ассирии и Вавилоне. Они же во время войн специально вырубались захватчиками, дабы лишить побежденный народ их защиты. Согласно древним русским поверьям, семейное дерево защищало хозяев от бед и символизировало гостеприимство. Эти деревья, как правило, росли перед домом, именно вокруг них часто устраивали круглые скамьи, на которых под защитой его кроны проходили семейные посиделки, здесь принимали гостей и отмечали семейные праздники.

Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого священника Георгия Домбарáкиса «Связи и отношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Сегодня мы поговорим о супружеском единстве.

Всё чаще можно услышать слова беспокойства самых разных людей о том, что наше общество крайне нездоро во. Но как может быть здоровым и успешным такое общество, в котором институт семьи испытывает огромные проблемы и разваливается буквально на глазах?

Пожалуй, исправление сложившейся ситуации надо начинать изнутри, а не наоборот. Людям бывает свойственно перекладывать ответственность на кого-то другого, потому что это очень трудно — взять ответственность на себя. Виновато общество, государство, другие люди… кто угодно. Безусловно, в создавшемся положении виновато и современное общество, в котором всё больше преобладает дух получения удовольствий, сладострастия, удовлетворения всех возможных похотей, охоты за человеческой славой, желание любой ценой достичь выгоды. Всё это культивирует и возвышает эгоистический образ жизни , а значит, способствует распаду личности и семьи. Средства массовой информации, со всей ужасающей силой влияния, которым они пользуются, играют в этом самую значительную роль, подменяя, «выворачивая наизнанку» основные нравственные ценности общества — любовь, дружбу, брак, семейное счастье, воспитание детей… Тем не менее, прежде всего, ответственность за семью падает на людей, которые эту семью создают — на супругов.

Одна из главных проблем нашей эпохи: увеличение числа разводов

Количество разводов постоянно и неуклонно увеличивается, их уже больше, чем заключаемых браков. Разводятся не только недавние молодожёны, но и пары, прожившие в супружестве много лет.

Каковы причины этого воистину трагического положения? Почему люди готовы расторгнуть сложившееся единство? Этих причин множество. И всё же «корень зла», причина большинства разводов — это эгоизм обоих супругов . Очень часто за столкновением стоит возвышение своего «я», которое не признаёт другого мнения, не может претерпеть обиду, не принимает сомнение в самом себе. Обычно «отправной точкой» человека является уверенность в том, что его собственное мнение — правильное, поэтому, когда во взаимоотношениях супружеской пары нет духовного начала, естественным продолжением является конфликт , пренебрежительное отношение к партнёру, душевное отдаление друг от друга и, наконец, разрыв отношений . Об этом говорил прямо и косвенно великий старец нашей эпохи отец Паисий: «Для того чтобы высечь искру, нужно иметь два камня. Если есть один камень, и ты стучишь им о землю, искра не зажжётся. Камни — это эгоизм обоих супругов» .

Эгоизм составляет сущность греха . Таким образом, в каждом разрушении супружеского единства действует грех, а значит, основная причина существования разводов и увеличения их числа — духовная. Другими словами, насколько мы вычёркиваем Бога из нашей жизни, не «теоретически», а на практике — нашими грехами, — в такой же мере мы вычёркиваем из неё и ближних, в данном случае — своего супруга или супругу.

Единство супругов: воля Триединого Бога и непрестанное прошение Церкви

К сожалению, даже некоторые христиане находятся под влиянием обмирщённого духа современности и искажают духовные критерии, которыми руководствуются. Поэтому необходимо напоминать прежде всего самим себе о том, какова воля Божия по поводу брака и супружеского единства.

Единение мужа и жены основано не на простой социальной необходимости или на «капризе» каких-либо людей. В нём заключается воля Божия на земле. «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию, так что они уже не двое, но одна плоть», — говорит нам Господь (Мтф. 19:5-6). Именно поэтому и наша Церковь не считает супругов родственниками. Родство имеют, к примеру, родители и дети или братья и сёстры по отношению друг к другу. А вот сами родители друг для друга не родственники. Они едины: один человек, одна плоть. Не зря в обиходе можно услышать от мужа о своей жене или от жены о своём муже: «моя вторая половина».

Неслучайно поэтому Церковь считает первой и главной целью брака не рождение детей, а взаимодополнение супругов . Деторождение — это тоже важная задача, но она является второстепенной, как и воспитание детей. Для сохранения супружеского и семейного мира важно не перепутать эту последовательность приоритетов.

Когда супруги дополняют друг друга, это служит средством их движения ко Христу и связи с Ним. Это движение является ничем иным, как главной целью, которую Бог поставил перед человеком — обóжение . Таким образом, брак — это путь к обóжению , который необходимо пройти до конца. То же самое происходит и если человек ведёт другой образ жизни, который определил также Сам Господь — имеется в виду безбрачие , девство во Христе , полное посвящение себя Богу . Монах — будь это тот, кто затворился в монастыре, или же тот, кто занимается миссионерством в миру, — работает для одной цели, так же, как и мирянин, живущий в браке: стремится понравиться Господу и походить на Него как можно больше, уподобиться Ему. Поэтому не имеет столь большого значения для спасения человека выбор между супружеством и монашеством. Главное — выбрать тот путь, который подойдёт человеку и по которому он сможет «претерпеть до конца». Один человек задал старцу Порфирию вопрос: «Может, Господь хочет ради моего спасения, чтобы я стал монахом?» Старец ответил: «Бог хочет того, чего хочешь ты. Делай то, что ты хочешь, и Бог тебе поможет. Достаточно того, чтобы ты делал это, как подобает» .

Ни один верующий человек не может усомниться в том, что жизнь в христианском браке имеет ярко выраженный аскетический характер . Ведь невозможно стать образом Христа без борьбы со своим эгоизмом и без настойчивости в истинной любви. Того, кто вступает в брак, Господь призывает постоянно упражняться в любви Христовой — во-первых, по отношению к супругу или супруге, затем к детям и, наконец, ко всему остальному миру, с которым этот человек связан. Жизнь в любви — вот что делает брачную жизнь праведной, «оправдывает» её. Именно поэтому представляется неприемлемым, когда мирянин, живущий в браке, считает естественной любую жертву, принесённую им ради своих родных, своей семьи, но становится равнодушным или даже отрицательно настроенным, когда дело касается помощи кому-либо за пределами его дома и семьи. В данном случае проявляется особый вид эгоизма — эгоизм семейного типа .

Супружество — это мост, ведущий членов малой земной семьи к небесной большой семье — Церкви и Царствию Божию.

Как сохранить супружеское единство?

Единение супругов — это воля Божия и, одновременно, сложный путь, борьба и подвиг. Это состояние не даётся просто так человеку, вступающему в брак. Но любой человек получает в браке благодать Божию , которая делает его способным достичь этого единства, сохранить и преумножить его.

Можно и здесь провести параллель с монашеским образом жизни: монах при пострижении тоже получает благодать, которая укрепляет его в его монашеском пути, помогает стать достойным этого звания. Есть одна фраза в молитве чина пострижения в монашество: «В сих обетах пребывати обещаешися ли даже до конца живота, благодатию Христовою?» , и постригаемый отвечает: «Ей, Богу содействующу» (это означает, что, какие бы добродетели ни стяжал монах, он не себе должен их приписывать, но помощи Божией, без которой ничего невозможно достичь). То же самое происходит и при вступлении в брачное общение. Супруги берут подаваемую им благодать, которая дарит им силу для борьбы, чтобы стать едиными «до конца живота»!

Но что конкретно можно и нужно делать, для того чтобы сохранить и преумножить супружеское единство?

1. Никто не совершенен

Супругам необходимо, прежде всего, в полной мере осознать тот факт, что человеческая природа несовершенная. Человек, вступающий в брак с ложным чувством, будто он сам или его избранник или избранница обладают совершенством, к сожалению, очень быстро разочаровывается. Потому что он пренебрёг самой главной и центральной истиной христианской антропологии, гласящей, что человек приходит в этот мир, имея в своей природе склонность ко греху. Никто не совершенен, а это означает, что каждый человек несёт в себе и положительные, и отрицательные качества. Следовательно, чем скорее научатся супруги снисходить к слабостям своей «второй половины», чем менее строго они станут судить друг о друге, тем более хладнокровными они окажутся в преодолении неизбежных недоразумений и семейных конфликтов и тем больше поспособствуют сохранению супружеского единства.

2. Эгоизм

Поскольку, как мы выяснили выше, эгоизм — это сущность греха, и именно он является причиной большинства разводов, супруги должны вести постоянную духовную брань как с самим эгоизмом, так и с его ответвлениями — сладострастием, сребролюбием и тщеславием.

3. В первую очередь — отношения супругов

Супругам необходимо правильно расставить акценты и понять, что главный приоритет для них — это их взаимоотношения друг с другом . Довольно часто делается ошибка, и супруги начинают полностью отдавать себя детям, жить для них и ради них. Некоторые супруги доходят до того, что сохраняют свой брак только ради детей.

И всё же, дети вырастут и уйдут из семьи родителей. А вот супружество останется постоянным. Супруги ближе к старости вновь останутся одни — как это было, когда заключался их брак. Поэтому и глаза каждого из супругов пусть постоянно ищут свою «вторую половину», и пусть муж и жена стараются нравиться друг другу. Всё это выражения любви, внимания и заботы.

Давайте прислушаемся к советам, которые величайший вселенский учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст дал некоему мужу по отношению к жене: «Я (так говори ей) больше всего на свете предпочитаю твою любовь, и ничто не является для меня более мучительным или неприятным, чем оказаться когда-нибудь в разлуке с тобой. И даже если я всё потеряю, если я стану беднейшим человеком на земле, и какие бы беды и опасности ни приключились со мной на моём жизненном пути, — всё это я перенесу спокойно и легко, лишь бы только ты была рядом со мной» .

4. Духовник

Наконец, последний и очень важный фактор, который помогает сохранить и укрепить христианский брак и супружеское единство, — это наличие у супругов общего духовника . Не желая абсолютизировать наше мнение, мы всё же уверены, что выбор супругами одного и того же духовника очень помогает им в их семейной жизни, поскольку общий духовный отец знает их обоих и может дать более правильные и подходящие случаю советы.

Супружеское единство и дети

Супругам, которые стараются сохранить единение друг с другом, удаётся создать благоприятную и хорошую атмосферу в семье, чтобы дети росли в гармоничной обстановке. Самый важный «метод» в педагогике — это любовь, которую родители чувствуют и выказывают друг к другу. Не зря и все современные великие старцы, такие как о. Паисий и о. Порфирий, особенное внимание обращают на то, что нормальное развитие ребёнка зависит абсолютно и полностью от качества взаимоотношений родителей друг с другом. «Пусть никогда ваши дети не видят, как вы ругаетесь друг с другом» , — советует по этому поводу старец Порфирий.

Таким образом, единство мужа и жены в семье способствует духовному возрастанию не только самих супругов, но и их детей, а если смотреть более широко, то и общества в целом. Возьмём в пример школы: ведь известно, что практически за каждой выходкой непослушного, недисциплинированного ученика прячется какая-нибудь проблема во взаимоотношениях как ребёнка с мамой и папой, так и между самими родителями.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.