Открытия Фрейда, перевернувшие науку. Но где отцы обитают в наши дни? Где наши отцы? Где отцы наций? Где духовные отцы? Где отцы небесные или подземные

Тень отца

Психоанализ. Теория

«Ah dites-nous qui tient,

Tout le monde sait comment on fait les bébés

Mais personne sait comment on fait des papas..»

(«Ах, объясните нам, в чьей это власти.

Все знают, как делать детей,

Но никто не знает, как делать отцов…»)

(Stromae, «Papaoutai»)

Часть 1. Тень отца.

Однажды он появляется в жизни многих из нас, но далеко не у всех. Сквозь мощное слияние младенца и его матери начинает проступать образ отца: иной, резкий, краткий по времени, едва уловимый — сила, вклинивающаяся в идиллию, тревожащая, агрессивная, протекционная.

Образ, который для многих потерян, для многих является отсутствующим, но такой, который даже своим полным отсутствием являет себя в нашей жизни неутолимой жаждой и вечной тоской — образ ОТЦА.

Для дочерей он становится истинным первым возлюбленным и разрушителем надежд, отношения с которым во многом закладывают их будущее счастье в любви или, наоборот, порождают их немой вопрос: почему у меня ничего не складывается с мужчинами. Для них он всегда – травма, либо потому что любовь к нему не находит отклика, либо этот отклик нарушает табу, либо он превращается в достижимый идеал, мешающий связи с мужчиной, жажда которого влечет иных женщин во многие постели в объятья многих.

Отец – любящий бог, или пожирающий монстр-насильник, холодный идол-истукан или черная дыра в сердце.

Когда отец ничтожен, дочь чувствует себя полным ничтожеством, пустой дрянью, до которого нет никому дела, когда он бьёт на ее глазах покорную мать, сердце дочери сжимается до размеров колючки репейника, чтобы потом долго или никогда не пустить больше в свою жизнь мужчину, боясь его и ненавидя, как своего отца.

Когда отец силен и богат, она начинает искать такого же мужчину, или, идентифицируясь с ним, её будет устраивать послушный муж-подкаблучник.

Когда отец – защитник, когда он щедр и внимателен, чуток и отзывчив, когда всегда рядом, ей легко поверить в Бога-отца, если он пьяный тайком насилует ее или безнаказанно бьет, она становится поклонницей Дьявола.

Живой отец с мертвой душой порождает мертвого Бога, Бога, которого нет, и никогда не было.

Мальчики, выросшие без отца, — печальная история. Куда им бежать с тоской по нему, с их вечной тревогой по поводу своей слабости и злого рока? Лишенные отцовского благословления, они всю жизнь ищут его где угодно: у более сильных мужчин, которым повезло, в общественных и государственных институтах, в армейской дисциплине, в Золотом Тельце или в монастыре.

Иногда эта жажда приводит их в постель с мужчинами, часто они выбирают свою мать в качестве своей единственной возлюбленной, не оставляя шанса для других женщин. А кто-то однажды начинает лепить в себе отца, но в лучшем случае получается сильный мужчина, потому что отцовство и мужество – это не одно и то же.

Безотцовщина играет на руку тиранам и алчущим власти, всякого рода отцам нации и великим кормчим, превращая мужчину-гражданина в раболепного и услужливого пса, обожающего своего повелителя, и готового сделать все что угодно ради кости с его стола.

Чем слабее образ реального отца в жизни мальчика, тем большую власть над ним обретают отцы-суррогаты и темные разрушительные боги.

Когда отец есть, но он жаден ко всем, кроме любви к самому себе, когда он держит сына за исполнителя, за свое бесхарактерное продолжение, за свой единоличный жизненный придаток, он становится кастрирующим, лишающим сына шанса на собственный путь.

А сколько отцов проклинающих, бросающих, жалких!?

Из истории мы знаем, что когда-то отцы были могущественными. Они определяли развитие культуры и цивилизации, имели большие семейства, абсолютную власть: земную и духовную. Если ты был рожден без отца, то становился безродным, проклятым сиротой, потому что никто не посадил тебя в нужное время за стол с мужчинами. Но ты мог найти себе отца в государе, в священнике, в учителе. Великие патриархальные фигуры прошлого смотрят на нас с гравюр и портретов, их заповеди и послания мы находим в книгах, их символы повсюду окружают нас.

Но где отцы обитают в наши дни? Где наши отцы? Где отцы наций? Где духовные отцы? Где отцы небесные или подземные?

Может быть, это тот мужчина, который называет себя моим отцом, но все время пропадает на работе и угрюм, не весел с моей матерью? Может быть, это церковный патриарх, кто изъясняется истинами, которым нет места в современной жизни?

Может быть, это президент, который любит лишь подданных и свою абсолютную власть?

Может это некий бородатый Бог, живущий на облаке, которое невозможно разглядеть простому смертному?

Может быть, это мой босс, на которого я работаю и зарабатываю бабло, и от которого зависит выплата моих кредитов?

Может быть, отец превратился в маленькие зелёные бумажки с портретами неизвестных деятелей, живших в восемнадцатом веке за океаном, или может быть, он один из дядей, который эти бумажки печатает?

Я считаю себя счастливейшим мужчиной на свете, потому что у меня был отец. Мне пришлось, пройти определенной путь, чтобы осознать, как сильно я на него похож, и что я, в большей мере, остаюсь сыном своего отца. Мне потребовался мой, теперь уже, большой опыт работы с клиентами мужчинами, чтобы всем сердцем прочувствовать свою любовь к своему отцу, осознав как важно, что он у меня был и как много, на самом деле, он мне дал. Его нет в живых уже 14 лет, но он всегда со мной, когда я вижу слёзы мужчин и парней, у которых отцов не было.

Им придется искать отца в себе или во вне, но я знаю, что все, что они найдут, все равно будет не настоящим, будет отблеском, фантомом, идеей и образом.

Мой отец всегда со мной, когда я вижу мужчин, чьи отцы не любили их, унижали, подавляли, отвергали, лгали, разочаровывали, бросали, били, насиловали, я вижу, как им больно, стыдно, я чувствую, сколько гнева и агрессии, сколько безысходности и отчаяния приносят им воспоминания о богах, которые их подвели и отвергли.

В начале своей замечательной книги «Отец» Луиджи Зойя, наш современник, итальянский юнгианский аналитик, рассказывает следующее: «Якоб был торговцем тканями и вошел в историю, как отец Зигмунда Фрейда. Однажды в субботу Якоб прогуливался по Фрайбергу. Он был хорошо одет, в новой меховой шапке. На одном из поворотов он столкнулся с другим прохожим. Ситуация была неловкой: тротуары в те времена были узкими, так что позволяли только одному прохожему не наступить в грязь. Якоб попробовал сделать следующий шаг, но робко, потому что у него не было внутреннего права на приоритет. Его оппонент оказался быстрее и, видимо, воодушевленный уверенностью в своем превосходстве, сорвал с Якоба шапку и бросил в грязь, крича: «Долой с тротуара, еврей!»

Рассказывая этот эпизод сыну, Якоб на этом останавливается. Но маленький Зигмунд хотел продолжения, потому что с этого момента история становилась для него интересной: «А ты, что сделал?» Отец его отвечал спокойно: «Сошел с тротуара и подобрал шапку».

Если верить Джонсу, главному биографу Зигмунда Фрейда, этот факт был важен для формирования характера основателя психоанализа. Отсутствие героизма в человеке, который до того был для него абсолютным примером для подражания, ударило, как тяжелый молот по его сознанию. И решило его будущее».

Я также думаю сейчас об одном семилетнем мальчике, которому сейчас за сорок, и который снова и снова возвращается в своих мыслях к одному и тому же сюжету: он стоит на столе у окна, переминаясь с ноги на ногу, и смотрит в окно, провожая своего высокого, красивого, спортивного отца, который уходит на утреннюю пробежку с обнаженным торсом. Он делает это уже много раз: смотрит на удаляющуюся спину своего отца, каждый раз ожидая, что тот оглянется и возьмет его с собой, посадит на шею, дарует свою мужскую энергию и подарит шанс на будущий успех. Но отец так и не оглянулся ни разу, ни разу не взял его с собой.

А как всё-таки мало надо: просто обратить свой взор, просто взять за руку, просто обнять. Но как много значит это для сына! В этом жесте отца и живет отцовство, он превращает мужчину, который дал мне жизнь, превращает супруга моей матери в моего личного бога, который будет со мной всю жизнь.

«Мужчина, который в природе не может дать жизнь, а может только сперму, как животное, может совершить прыжок вверх, к духовному измерению: он думает о сыне и создает обряды, которые делают конкретной, публично разделенной и необратимой эту творческую мысль. Если пришествие отца соответствовало проекту, способному развиться со временем, то благословение, поднятие (на руки), инициация – это отеческий проект, обращенный к сыну: второй выпуск спермы, духовный» (Л. Зойя)

(Москва, март 2014 г)

Зигмунд Фрейд

"ОТЕЦ ПСИХОАНАЛИЗА"

Среди психологов уходящего века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду, выдающемуся исследователю психической жизни человека, принадлежит особое место. Главный труд его жизни "Толкование сновидений" вышел в свет в 1900 году. За прошедшее без малого столетие на небосклоне психологии восходили, сменяя друг друга, различные звезды. Но никто не вызывает и поныне такого неугасающего интереса, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем.. что его работы осветили вечные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее переживаний и комплексов, конфликтов между подспудными сексуальными вожделениями и чувством долга, причин психологических надломов, иллюзорных представлений человека как о себе самом, так и об окружающих. Фрейд первым открыл, что под покровом сознания, главного регулятора поведения, скрывается глубинный, кипящий водоворот могучих влечений и желаний, не осознаваемых личностью, Будучи практикующим врачом, он столкнулся с тем, что эти тайные мотивы могут всерьез отяготить жизнь человека и даже стать причиной нервно-психических заболеваний. И Фрейд стал искать средства избавления своих пациентов от конфликтов между их сознанием и бессознательными побуждениями. Так родился метод исцеления души, названный психоанализом - "говорящим лечением". На Западе эта теория приобрела столь огромную популярность, что и в наши дни многие там убеждены, что "психология - это и есть Фрейд". В США иметь своего постоянного врача-психоаналитика считается у большинства столь же естественным , как чистить зубы. Россия в отношении к фрейдизму, как и к целому ряду других "буржуазных веяний" (генетическая теория, кибернетика), не пошла "впереди планеты всей". Если переводы книг ученого на русский язык выходили до революции и в первые послереволюционные годы, пользуясь популярностью и успехом, то впоследствии их не издавали несколько десятилетий, Фрейдизм был объявлен лженаукой - слишком уж он не сочетался с тем, как вульгарно трактует душевную жизнь человека марксизм.

ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ

Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшом моравском городке Фрейберге (ныне Пршибор, Чехословакия), в семье небогатого торговца шерстью. Через четыре года семья переехала в столицу Австро-венгерской империи Вену, где будущий знаменитый ученый и прожил с недолгими отлучками около 80 лет. Из восьми детей, бывших в семье, только Зигмунд, первенец, выделялся исключительными способностями. Он окончил гимназию с отличием и поступил а Венский университет, один из самых известны? в Европе. Учеба заняла восемь лет, поскольку Фрейд переходил с факультета на факультет , будучи не в состоянии окончательно остановиться на какой-либо профессии. В конце концов, он выбрал медицину. Еще студентом Фрейд работал в Венском физиологическом институте, часами просиживая за микроскопом и изучая устройство нервных клеток животных. Однако впоследствии вакантного места в институте для него не нашлось.

ЖЕНА, ДЕТИ, РАБОТА

Фрейд сделал своей профессией проникновение в чужие тайники бессознательного , но предпринял асе возможное, чтобы окутать тайной собственную интимную жизнь. Многие из своих частных писем он уничтожил, а то, что сохранилось, находится в Библиотеке Конгресса США и будет открыто для исследователей в 2000 году. В 16-летнем возрасте Зигмунд впервые влюбился, однако предмет страсти по имени Гизела отвергла его любовь. До 26 лет Фрейд потом не проявлял интереса к женщинам. В 1882 году он познакомился с Мартой Берней, которой исполнился 21 год. В течение четырех лет они были помолвлены, обменивались частыми письмами, но встречались довольно редко. Наконец, в 1886 году они поженились. В течение первых девяти лет брака Марта родила шестерых детей, Семья Марты была бедна, как и Фрейд, И ему, готовившему себя к роли кабинетного ученого, пришлось заняться сразу после женитьбы врачебной практикой. На протяжении многих десятилетий Фрейд посвящает ей по 8 -10 часов в день. А для начала он поступает на работу в клинику, где осваивает методы лечения неврозов, экспериментирует с гипнозом, даже пытается применять кокаин как терапевтическое средство. В большую моду тогда вошло физиотерапевтическое лечение (тепло, воды, электричество), считавшееся панацеей при заболеваниях нервной системы, а ведущей была школа парижской знаменитости - "Наполеона неврозов" доктора. Шарко (от этой школы остались теперь только одноименные души в санаториях). Вскоре Фрейд стал испытывать неудовлетворенность невысокой эффективностью физиотерапии и встал на свой путь. Фрейд с головой ушел в работу, на Марте был дом, и они отдалились друг от друга. Позже Фрейд признавал, что в отношениях с ним Марта никогда не чувствовала себя легко и свободно.

СТРАННАЯ ДРУЖБА

После смерти отца в конце 90-х годов Фрейд перенес тяжелый нервный срыв. В это время он анализирует свои ночные кошмары, что, видимо, и стало зародышем психоанализа. Вскоре Фрейд знакомится и заводит дружбу с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом. Он очень привязываются друг к другу, обмениваются частыми письмами и встречаются. Во время одной из таких встреч Фрейд падает в обморок, а позже поясняет это так: "Основой всего этого является какое-то неконтролируемое гомосексуальное чувство". Друзья расходятся в 1903 году, не поделив авторство теории всеобщей бисексуальности - каждый оставлял первое слово за собой. Утверждая, что каждая личность бисексуальна. Фрейд писал: "В любом сексуальном акте участвуют четыре самостоятельные личности". (Любителям группового секса можно не беспокоиться - он тут, разумеется, ни при чем.)

СВОЯ ДУША - ПОТЕМКИ

В 1895 году в доме Фрейдов появилась сестра Марты - Минна, и прожила там два года. Минна была красивее и умнее сестры. Фрейд любил подолгу беседовать с ней. Однажды он написал, что они с Минной очень похожи - оба были "неуправляемыми, страстными и не очень хорошими людьми". Минна часто сопровождала Зигмунда в путешествиях, и вскоре родились слухи, что они любовники. Источником их был ученик Фрейда, выдающийся ученый Карл Юнг. Якобы Манна однажды рассказала ему, что Фрейд ее очень любит, и между ними существуют близкие отношения. Юнг огорчился и счел своим долгом попросить разъяснений у Фрейда. Более того, он предложил, чтобы Фрейд обратился к нему как к психоаналитику и стал его пациентом. Фрейд холодно отверг это предложение. То ли он считал, что не пристало "отцу психоанализа" испытывать свой метод на себе, то ли просто хотел, чтобы его душа осталась потемками и для него самого, и для других.

"ГРЕХОВНЫЕ" СНЫ \

В 1909 году Фрейд вместе Юнгом и несколькими другими коллегами приехал в США для выступления с публичными лекциями. Однажды утром он признался Юнгу: "Я очень плохо сплю с тех пор, как приехал в Америку, Мне все время снятся проститутки", - "Так почему бы не предпринять что-нибудь для решения этой проблемы?" - спросил Юнг. "Но ведь я же женат!" - воскликнул Фрейд в ужасе.

"ПРЕИСПОДНЯЯ ПСИХИКИ"

Зигмунд Фрейд создал свою модель личности, основанную на явлении "бессознательного" в человеке. Его трактовка этого явления, правда, была далека от традиционного научного подхода. И после Фрейда строгая наука не приняла его психоанализа, выходящего за пределы научной методологии. Тем не менее во второй половине XX века мир пережил беспрецедентную нравственную катастрофу, которую чаще называют сексуальной революцией. Теоретической основой этих смещений в области традиционной морали, бесспорно, послужил фрейдизм.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд

Христианскую аскетику с психоанализом, если так можно выразиться, роднит то, что в обоих случаях приходится иметь дело с личностным опытом. Такого рода опыт всегда уникален и неповторим, а потому он не отвечает требованиям научного опыта, главное условие которого – его точная воспроизводимость. На этом, собственно, и кончается их сходство. Между тем их глубочайшее различие касается прежде всего модели личности, то есть того, как в психоанализе и в христианской патристике понимается психика человека. Касаются их различия также главных целей и, соответственно, методов, которыми эти цели достигаются.

1. От триадологии к антропологии

Справедливости ради следует заметить, что различия в мироощущении христианского Востока и Запада восходят ещё к ранневизантийским временам. В то время как греческий Восток оттачивал формулировки и понятия, выражающие Откровение, латинский Запад принимал их готовыми, в основном пассивно, иногда не без сопротивления. На Западе благодаря Блаженному Августину (353-430) возник собственный богословский синтез, в некоторых деталях объедняющий систему мышления восточной патристики. Между Римом и Византией наметились разногласия и в пневматологии, и в понимании первородного греха и Искупления. Но корень их находился в различно трактуемой антропологии – понимании устроения человека. Запад так до конца и не воспринял понятие личности, созданное на основе христианского Откровения каппадокийскими учителями Василием Великим (329-379), Григорием Богословом (330-390), Григорием Нисским (335-394). Западное понятие индивида оказалось нетождественным восточному понятию личности.

В чём же суть антропологии восточной патристики? Лучший путь для её выявления состоит, пожалуй, в сравнении восточного понимания устроения человека с западным. Именно этим путём пошёл крупный православный богослов современности В. Н. Лосский. Здесь следует учитывать, что антропология восточных святых отцов коренится в учении о Святой Троице. И здесь есть ещё одно важное отличие: если восточная логика от представлений о Боге ведёт к пониманию устроения человека, то западная, августиновская логика, наоборот, от антропологических моделей приходит к пониманию Бога.

Понятие личности отцами каппадокийцами вначале было сформировано в учении о Святой Троице . Оно потребовалось для выявления в Боге личностного ипостасного бытия – трёх Лиц Святой Троицы – и общей для трёх Лиц божественной природы. Затем понятийная оппозиция личность-природа была перенесена и на человека, поскольку Бог сотворил человека по Своему образу. Поэтому на Западе, не знавшем такого смысла "личности", оказалось неразвитым и понятие "природы" (как его употребляли на Востоке); оно в конечном итоге слилось с понятием "космоса". В свою очередь, это послужило предпосылкой к подмене понятия "космоса" понятием "природы" и "пространства", которая произошла впоследствии в западном мышлении.

Более того, восточная патристика кроме понятий "сущность" (природа) и "личность" (ипостась) выделяет ещё третье понятие: "энергия". Основная заслуга в чётком формулировании этого третьего понятия восточного богословия принадлежит святителю Григорию Паламе (1296-1359) . "В этих трёх фундаментальных категориях природы, ипостаси и энергий исчерпывающе выражено богословское понимание способа существования Бога, мира и человека" . Как определяет современный греческий православный философ и богослов X. Яннарас, под термином "энергия" подразумевается способность природы, или сущности, выявлять свою ипостась, своё существование, делать его доступным познанию и причастности . Это означает, что природные энергии не только отличают род людской от прочих существ, но ещё и выделяют в своих конкретных проявлениях каждого отдельного человека из среды ему подобных. Природные энергии представляют собою тот способ, каким являет, обнаруживает себя инаковость каждой человеческой ипостаси, то есть каждой человеческой личности .

Патристическую антропологию поэтому невозможно понять без учета триадологии. Бог в Своём бытии имеет три ипостасные Личности и общую для Них божественную природу. То же самое открывается и в отношении человеческих личностей. Всё человечество – это единая природа, как если бы это был один человек – первочеловек Адам , из которого все и произошли. Всё множество человеческих ипостасей имеют общую природу, точно так же как имеют Свою общую природу Три Ипостаси Святой Троицы. Однако люди, в отличие от Лиц Святой Троицы, не чувствуют природного единения со всем человечеством – каждый ощущает свою индивидуальную природу независимой от всех остальных. Это результат грехопадения. Воссоединение людей на основе общей природы, возвращение к единому телу Адама осуществляется в Церкви. Но возвращение это возможно только через Нового Адама – Христа.

И ещё один момент, подмеченный В. Н. Лосским. В отличие от людей – от "человеческого рода" – ангелы не имеют общей природы, то есть нет "ангельского рода" в понимании, относимом к людям .
Критика психоанализа Зигмунда Фрейда - Карл Поппер

2. Личность и индивид

Чтобы яснее выявить смысл понятия личности, возникшего в каппадокийском богословии, Лосский противопоставляет его именно западному понятию "индивид" . Личность – это то, что всегда остаётся за пределами всякого психосоматического и социального контекста. Индивид – личность, проявляющая себя в контексте природных явлений, в нём же и через него она воспринимается. То есть природа есть то, чем наполнена и содержится личность, то, в чём личность себя проявляет. Индивид – природа, реализованная в личности.

В соответствии с антропологией восточной патристики, душа и тело человеческие (в том смысле, в каком их привыкли противопоставлять в западноевропейском понимании, восходящем к Платону) являются энергиями, действованиями, присущими человеческой природе . Энергиями, которыми выявляется личность, являются и душа, и тело, все инстинкты и психосоматические проявления человека. Природа может реализоваться лишь в образе личностной ипостаси, вне личности она просто не существует. Личность же ипостазирует природу тем, что воссоединяет в единственной и неповторимой экзистенции, в собственной инаковости и свободе все природные энергии: волевую, интеллектуальную, сексуальную, творческую и т.д.

Лосский подчёркивает, что личность-ипостась является ипостасью всего человека: духа, души и тела, как разделяют "состав" человека трихотомисты, или души и тела, согласно дихотомистам . Этот трихо-дихотомический состав является природными энергиями личности. Через всё это выражается личность и всем этим владеет, хотя может свободно замкнуться на своём владении, а может распорядиться им по-иному: отдать в дар другому – Богу и человеку. И только в последнем случае – отдав – обретает подлинную природу всецелого человека.

Итак, личность призвана определять существование собственной природы . Но после грехопадения личность замкнулась на свою природу, она в полном смысле стала "индивидом", она теснит и "урезает" самоё себя. Напротив, личность, преодолевающая рабство своей природы, личность, которая не держится за неё как за единственный источник существования, личность, которая свободно отдаёт, дарит свою природу другому, – осуществляет своё предназначение, достигает единения с Богом.

Между тем западная схоластическая концепция первородного греха основана на антропологии, по сути дела не знающей разделения в человеке личности и природы . Для западноевропейского мышления, как отмечает X. Яннарас , более характерен платонически понимаемый дуализм души и тела в человеке, который в современном мироощущении практически вытеснил библейско-христианскую антропологию. И это сказалось на главном – на понимании следствий первородного греха: индивидуализм падшего Адама стал восприниматься нормой.

3. Первородный грех в свете учения о природе, личности и энергиях

Антропология восточных отцов может сделать более понятным явление бессознательного в человеческой психике, с реальностью которого психиатры XIX в. сталкивались в основном в патологических проявлениях. Бессознательное состояние наступает тогда, когда по тем или иным причинам (сон, психические расстройства, гипноз, наркотическое воздействие и пр.) нарушается функциональная связь между природными энергиями личности, то есть проявлениями человеческой природы, которые воипостазированы в личности (ум, воля, чувство, соматические функции).

На протяжении целого столетия теории Сигизмунда Шломо Фрейда живут и побеждают...

Недавно американские учёные провели эксперимент: выдали 10 женщинам 10 потных мужских футболок. Предложили понюхать и выбрать самый «милый» запах. Каждая дама выбрала ту футболку, запах которой был близок к запаху её отца. Этот опыт ещё раз подтвердил: сколько бы ни критиковали дедушку Фрейда, теории его живут и побеждают.

Интим угря

«Отец психоанализа» Сигизмунд Шломо Фрейд начал свою учёную деятельность с того, что вместе с профессором Карлом Клаусом тщательно исследовал… половую жизнь угря. После чего переключился на котят, щенят и Homo sapiens.

Многие современники считали Фрейда шарлатаном. Знаменитый английский биолог Питер Медавар в открытую заявил, что работы Зигмунда Фрейда о психоанализе — это «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество ХХ века». А в Третьем рейхе Фрейда и вовсе обозвали извращенцем и выдворили из страны.

Некоторые коллеги Фрейда, знавшие его лично, говорили о нём как о жутко закомплексованной личности. Он, к примеру, боялся ездить на поезде, начинал нервничать, когда расписание сбивалось хотя бы на полчаса. Не любил, когда пациент смотрел ему в глаза или разглядывал его одежду. Тогда-то Фрейд и стал предлагать своим подопечным прилечь на диванчик, а сам садился у изголовья.


Однако психотерапевт Александр Полеев считает иначе: «Фрейд был нормальным человеком для своего времени — плоть от плоти австрийской дисциплины, очень трудолюбивый. Прекрасно разбирался в классической музыке, обожал литературу. В те времена не было тренажёрных залов, поэтому Фрейд совершал регулярные прогулки, был в хорошей физической форме.

Он жил как буржуа. Любил комфорт. Не переедал, в меру выпивал хорошего вина. Но за этой внешней размеренностью скрывалась крайне напряжённая интеллектуальная работа».

Объектом интеллектуальной работы Фрейда было не только человеческое подсознание — он одним из первых занялся исследованием всевозможных новых веществ, в частности кокаина. Сначала выявил только положительные его стороны — подавление боли, улучшение настроения.


«Это средство целесообразно применять при расстройстве желудка, морской болезни, переутомлении, депрессии», — уверял Фрейд. Одно время прописывал его своим пациентам в качестве успокоительного лекарства. Да и сам не брезговал понюхать.

Поскольку Фрейд всего себя посвящал работе, то всегда ожидал от пациентов адекватной материальной благодарности. «Плата за терапию должна существенно сказываться на кармане пациента, иначе терапия идёт худо», — частенько поговаривал психоаналитик.

Чтобы излечить человечество от многих видов неврозов, дедушка Фрейд предлагал «разрешить свободные взаимоотношения между молодыми людьми и девушками из хороших семей». «Сексуальная жизнь цивилизованного человека серьёзно искалечена», — уверял учёный. Вот только, леча других, со своей личной жизнью поделать ничего не мог.

Это скандал!

Младшая дочь Анна так и осталась одна.

Первая любовь 16-летнего Фрейда была трагична. Красавица Гизела Флюс дала ему от ворот поворот, и тогда Сигизмунд пытался приударить за её мамой. Взрослая женщина была не прочь затащить в постель неопытного юнца, но Фрейд плотских утех тогда не познал — вовремя ретировался.

Следующая влюблённость настигла Сигизмунда спустя почти 10 лет — объектом его страсти стала юная Марта Бернейс. После обручения он заявил будущей жене: «…Если же Вы не в состоянии отречься ради меня от семьи, то потеряете меня, погубите всю свою жизнь и никогда не будете иметь счастья в семейной жизни… В моей натуре есть определённая тираническая черта». Марта согласилась.

Правда, поженились они только спустя четыре года — всё это время Фрейд сколачивал материальную основу для будущей семьи и зарабатывал на домик в Вене. Некоторые биографы утверждают, что до первой брачной ночи Фрейд оставался девственником. Но зато потом автор трактатов о сексуальных расстройствах оторвался по полной — в браке с Мартой у него родилось шестеро детей.

«Дети талантами пошли в отца, — говорит Александр Полеев. — Один из его сыновей выдвигался на Нобелевскую премию. Внук стал выдающимся художником».


На шестом ребёнке Фрейд решил покончить с сексом. Он писал своему другу Вильгельму Флиссу: «Ты знаешь, насколько ограниченны мои приятности. Не могу курить приличный табак, алкоголь для меня ничего не значит. Закончил с рождением детей, прервал контакты с людьми… Сексуальное возбуждение для меня больше не существует…»

Некоторые дамы, начитавшись трудов Зигмунда, воображали его эдаким половым гигантом, но, когда знакомились лично, были невероятно разочарованы. Графиня Анна де Ноанс возмущалась: «Как такой человек мог написать столько сексуальных книг! Я уверена, что он никогда не изменял своей жене. Это скандал!»

Но по поводу измен жене графиня была не совсем права. Одно время в семье Фрейдов проживала сестра Марты Минна. Друг и ученик Фрейда Карл Юнг пустил слухи о том, что Минна некоторое время была любовницей бесстрастного Зигмунда. Юнг утверждал, что, когда узнал об этой страшной тайне, тут же предложил своему учителю услуги психоаналитика. Но Фрейд отказался.


Юнг вспоминал ещё один забавный эпизод, связанный с Фрейдом. Как-то они побывали вместе в США. Глядя на местную раскованную атмосферу, Фрейд признался: «Здесь мне всё время снятся сны про местных проституток». Юнг предложил воплотить сны в реальность. На что Фрейд выпучил глаза, в недоумении развёл руками и воскликнул: «Да как же можно?! Я же женат!»

В конце жизни дедушка Фрейд, один из самых знаменитых учёных XX века, вылечивший не одного невротика, продолжал грустить и вздыхал: «Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я всё ещё не могу ответить, несмотря на моё тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»

Сексуальная энергия (по Фрейду)

В начале своего творческого пути Фрейд полагал, что причинами психического заболевания, именовавшегося «истерией», были половые травмы, полученные в детстве. Позднее он пересмотрел свои взгляды, поскольку зачастую пациенты инстинктивно не раскрывали, а пытались утаить истинную причину заболевания.

Фрейд предположил, что в человеке существует половой импульс (либидо), развивающийся в несколько этапов. Первый год жизни соответствует оральной стадии.

Затем следует анальная стадия - от 1 до 3 лет: источником удовольствия становится дефекация. В этот период дети колеблются между желанием слушать родителей и стремлением испражнятся, когда и где им захочется.

В возрасте от 3 до 6 лет дети вступают в фаллическую стадию

Мальчики проявляют половые чувства по отношению к своим матерям и воспринимают отцов как своих соперников. Фрейд назвал это «Эдиповым комплексом» - по имени героя известного греческого мифа. От этого возникает «страх кастрации» - боязнь наказания за враждебность по отношению к отцу.

Подражая ему и перенимая его шкалу ценностей, мальчикам удается полностью избавится от этого страха и от Эдипова комплекса.

От 6 до 12 лет, на латентной стадии, развитие полового влечения замедляется под воздействием воспитания: дети начинают концентрировать внимание на предметах внешнего мира. Достигнув половой зрелости, на генитальной стадии, либидо растёт по мере того, как половые органы достигают зрелости.

На каждой фазе развития либидо может оказаться частично подавленным. Если такой конфликтнее устранён, случайные факторы могут впоследствии вызвать откат назад, к уже пройденным этапам, или остановить развитие на какой-то промежуточной стадии. Фрейд пришел к выводу. Что это и является источником психических заболеваний.

Сны и «оговорки по Фрейду»

«Сны отражение реальности, а реальность - отражение снов»
Вот давайте задумаемся, есть ли какой-нибудь смысл в ошибках памяти, оговорках которые хорошо знакомы каждому из нас?
Фрейд с большим вниманием отнесся к таким «ошибкам» и признал их неслучайными.

Например, не получается вспомнить имя человека.

Фрейд настаивал на том, что пациент на самом деле не хочет помнить этого человека, но не осознает этого. Оговорки происходят по той же причине.


Во многих случаях люди не осознают своих потаенных желаний. Иными словами, они не догадываются о побуждениях, управляющих их действиями. Содержание подсознательного становится более ясным, если принять во внимание сновидения. Если человек после пробуждения попытается разгадать смысл своих снов, они покажутся ему бессвязным вздором.

Фрейд пришел к выводу, что на основе «реальных образов восприятия» можно раскрыть подсознательные мысли и таким путем понять смысл снов.

Фрейд считал, что сны позволяют человеку реализовать свои желания - прежде всёго, сексуального характера. Чтобы бессознательное удовлетворение желаний в пространстве сновидений не порождало сильного конфликта между дозволенным и недозволенным, сны искажаются, маскируются.

Фрейд Зигмунд - афоризмы, высказывания, цитаты.

Анатомия - это судьба.

Болезнь пациента вовсе не представляет собой нечто законченное, окаменелое, а продолжает расти и развиваться как живое существо. Начало лечения не кладет конец этому развитию, но как только лечение захватывает пациента, то оказывается, что все новое творчество болезни направляется на отношение к психоаналитику.

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.

Бред - это заплата, наложенная на то место, где первоначально возник надрыв в отношениях Эго к внешнему миру.

Быть абсолютно честным с самим собой - хорошее упражнение.

В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.

В молитве человек уверяется в непосредственном влиянии на божественную волю, и тем самым приобщается к божественному всемогуществу.

В определенном смысле то, что мы называем счастьем случается в результате (предпочтительно непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей.

Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»

Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета.

Для каждого из нас мир исчезает с его собственной смертью.

Душевные перемены не происходят слишком быстро, разве что в революциях (психозах).

Если бы младенец мог объясняться, он наверно объявил бы акт сосания материнской груди самым важным в жизни. Сосание материнской груди становится исходным пунктом всей сексуальной жизни, недостижимым прообразом всякого сексуального удовлетворения в будущем, к которому в тяжелые времена часто возвращается фантазия.

Если один ничего не мог бы найти в другом, что следовало бы исправить, то вдвоем им было бы ужасно скучно.

Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти.

Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину.

Жить для Эго означает то же самое, что быть любимым Супер-Эго, и смерть от самоубийства символизирует или отыгрывает своего рода отказ Супер-Эго от Эго. Эта ситуация напоминает разлуку ребенка с оберегающей матерью.

Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира.

Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.

Интимные желания и фантазии художника становятся произведениями искусства только посредством преобразования, когда непристойное в этих желаниях смягчается, личностное их происхождение маскируется и в результате соблюдения правил красоты другим людям предлагается соблазнительная доля удовольствия.

Зигмунд Фрейд появился на свет 6 мая 1856 г. во Фрейберге. Там он и провел первые 3 года своей жизни до того, как его родители переехали в Вену. Отец Зигмунда, торговец шерстью, был намного старше своей второй жены, матери Зигмунда, которая отличалась характером сильным и независимым. Много лет спустя сын Фрейда, Мартин, назвал ее «торнадо». Свое честолюбие мать передала своему первенцу - Зигмунду. В гимназию он пошел на год раньше положенного, считался одним из лучших учеников и в 17 лет закончил ее с отличием. Его ждал медицинский факультет Венского Университета, где он увлекся прикладной биологией. Он работал в институте физиологии при университете и намеревался стать профессиональным научным работником, но вакантных мест в институте не было. И тогда он принял решение стать практикующим врачом и занялся частной практикой в качестве невропатолога. К этому его подталкивали и причины личного характера.

Любовь на фоне неврологии

В апреле 1882 г. он знакомится с очень милой и образованной девушкой Мартой Бернейс из весьма зажиточной бюргерской семьи. Через 2 месяца молодые люди отпраздновали помолвку, однако только через 4 года родители невесты дали согласие на их брак. К этому времени Фрейд уже получил степень приват-доцента, прошел стажировку в Париже у знаменитого специалиста по неврозам Шарко и, возвратившись в Вену, приобрел репутацию высококвалифицированного врача-невролога. Поначалу своих пациентов он лечил принятыми в то время методами физиотерапии - теплом, водой, электричеством и др. Однако эффективность этих средств оставляла желать лучшего, и он начал применять другие методы.

От гипноза к психоанализу

Сначала Фрейд практиковал гипноз и просил своих пациентов рассказывать о событиях, которые некогда спровоцировали появление симптомов болезни. Выяснилось, что когда больным удавалось вспомнить об этом и «выговориться», симптомы хотя бы на время исчезали. Вскоре, однако, Фрейд отказался от гипноза, предложив свой новый метод «свободных ассоциаций». Пациент, находясь в полном сознании, рассказывал доктору все, что ему приходило в голову, не скрывая ни единой мысли. Именно этот метод положил начало психоанализу.

Сублимация в действии

Между тем личная жизнь самого ученого складывалась достаточно удачно и, по мнению Фрейда, вполне гармонично, хотя сексуальный ее аспект может вызвать у кого-то недоумение. Между 1887 и 1895 гг. Марта подарила ему шестерых детей - 3 сыновей и 3 дочерей. Супруги нежно любили друг друга. В течение 53 лет совместной жизни у них случилась только одна «серьезная размолвка», речь шла о том, следует ли варить белые грибы с ножкой или без нее. В то же время возрастающий интерес Фрейда к теме сексуальности странным образом шел рука об руку с аскетизмом в интимной жизни, ибо по его собственному свидетельству после 40 лет он полностью прекратил сексуальные контакты с женой.

Путь преодоления

Если с 1896 по 1902 г. Фрейд находился в почти полной изоляции от научного мира, принявшего его теорию за «шутку дурного тона», то затем вокруг него начинают собираться единомышленники, составившие в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. В 1909 г. его приглашают в США для чтения лекций. В свет один за другим выходят его труды, посвященные различным аспектам психоанализа - «Толкования снов», «Психопатология обыденной жизни», «Три очерка по теории сексуальности», «Тотем и табу». Постепенно возрастает число его восторженных почитателей. На Фрейда смотрят как на пророка теории сексуальности. К концу 20-х гг. он был уже всемирно знаменит. Его произведения переводятся почти на все европейские языки, а также на китайский и японский.

Увы, эти же годы расцвета славы ученого совпали с тяжелым испытанием, выпавшим на его долю. В 67 лет врачи обнаружили у него злокачественную опухоль в полости рта. Это была первая операция из тех 33, которые ему еще предстояло перенести. Болезнь быстро распространилась на небо, часть верхней челюсти, слизистую оболочку щек, язык и нижнюю челюсть. Фрейду удалили часть нижней и верхней челюсти, слизистой щек и языка. С этого времени жизнь его стала сплошной мукой. После многих попыток был изготовлен протез, и Фрейду поставили искусственную челюсть, которую он сам называл «чудовищем» и который до конца его жизни был источником адских болей.

И все-таки Фрейд находит в себе мужество вернуться к работе. Ежедневно он принимал по 6 пациентов. У него изменились голос и артикуляция, и пациенты часто не очень четко понимали его. Но он продолжает трудиться, невзирая на все свои немощи и страдания, публикует новые работы.

Однако болезнь оказалась не единственным ударом, который судьба нанесла ученому в последние годы его жизни. Весной 1938 г. в Австрию вошли немецкие войска. Фрейда, безусловно, ждала бы участь многих австрийских евреев. Однако президент США, Франклин Д. Рузвельт, дал личное указание своему поверенному в Вене обеспечить защиту доктору Фрейду. Кроме того, за ученого неожиданно вступился Бенито Муссолини - за 4 года до этого ученый лечил пациентку из Италии, отец которой был хорошим знакомым дуче. В конце концов Фрейду, его семье, прислуге, личному врачу и некоторым ученикам было дано разрешение на выезд в Англию. Правда, ему пришлось уплатить более 30 тыс. рейхсмарок и подписать документ, гласивший, что гестапо обращалось с ним вежливо и любезно. Ставя свою подпись, Фрейд иронически поинтересовался, может ли он в таком случае прибавить, что «готов рекомендовать гестапо каждому».