Пасхальная трапеза как пасхальная традиция. Пасха: история возникновения и развития, пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет - Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и паскам (не путать с названием праздника «Пасха»)

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка).

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.



5.5. Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической Церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.



5.6. Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.



5.7. Народные обычаи

«Христосование» пасхальными яйцами

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.

В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» - разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» - у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.

Семья пасхальных зайцев. Бремен

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

Пасхальные ручьи. Германия

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи - Обновление и Весну Радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.



6. Святые отцы о Пасхе

Святитель Григорий Богослов

    Свт. Григорий Богослов : «С ними и я (о если бы иметь мне и голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! и ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир.
    Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразавательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать, и говорю) была ещё более неясным прообразованием прообразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сиё „новое
    вино в Царстве Отца“ (Мф.26:29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере; ибо познаваемое ныне всегда ново. В чём же состоит это питиё и это вкушение? - Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».

    Свт. Мелитон Сардийский (ритмичный стих): «О таинство новое и неизречённое! Заклание овцы сделалось спасением Израиля, и смерть овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела. Скажи мне, о ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни, смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня? Ясно, что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы… Услышьте о силе таинства! Когда-то заклание овцы было драгоценно, ныне же оно обесценилось из-за Господней жизни;
    Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от
    pathein („претерпевать“) произошло paschein („страдать“, или „праздновать Пасху“). Итак, научитесь, кто страдает, и кто сострадает страждущему, и для чего Господь сошёл на землю: чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его превыше небес».

Святитель Григорий Нисский

    Свт. Григорий Нисский : «Как но­вый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз выле­тающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены се­мейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине спра­ведливо сравнивают настоящий день с днём будущего воскре­сения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник раду­ется и неочистивший свою совесть надеется исправиться по­каянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет че­ловека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.
    Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нём сокрыта надежда ва­шего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль:
    „Станем есть и пить, ибо завтра умрём!“ (1Кор.15:32)».

    Свт. Лев Великий : «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец - не быть тем, кем он был, и начало - быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

    Блж. Исихий Иерусалимский : «Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней - Воскресение… Как мёртвого погребал Его Иосиф, но, погребённый как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть».

    Прп. Феодор Студит : «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт - в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.
    Что же,- спросит кто-нибудь,- не нужно радоваться Пасхе? - Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше - но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? - Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

Святитель Иоанн Златоуст

    Свт. Иоанн Златоуст : «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: „Ад“ , - говорит он, - „огорчился“ (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ (1Кор.15:55). Воскрес Христос, - и ты низложился; воскрес Христос, - и пали бесы; воскрес Христос, - и радуются ангелы; воскрес Христос, - и водворяется жизнь; воскрес Христос, - и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, - „первенец из умерших“ (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Последнее слово читается на каждую Пасху в православных храмах после пасхальной утрени.



7. Празднование Пасхи в различных государствах

Страны, где Пасхальный понедельник является государственным выходным

В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. Многие европейские страны, а также Австралия отмечают Пасху и Пасхальный понедельник, как государственные праздники. В Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских стран государственным выходным также является Страстная пятница. Всё Пасхальное триденствие - государственные праздники в Испании.



7.1. Государства, в которых Пасха - 4 выходных дня (пятница, суббота, воскресенье, понедельник)

    Австралия

    Австрия

    Болгария

    Великобритания

    Венгрия

    Гана

    Германия (В пятницу, воскресенье, понедельник магазины и пр. не работают. В субботу магазины, банки и пр. работают)

    Греция

    Грузия

    Дания

    Испания четверг, пятница, воскресенье, понедельник в некоторых автономных областях.

    Италия (суббота [ источник не указан 52 дня ] , воскресенье, понедельник)

    Канада

    Кипр

    Латвия

    Молдова (суббота, воскресенье, понедельник)

    Новая Зеландия

    Норвегия

    Португалия

    Сербия

    Словакия

    Словения

    Украина (суббота, воскресенье, понедельник)

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Швеция



8. Пасха в светской культуре

8.1. Русская культура

    В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Братья Карамазовы»). Тему воскресения автор раскрывает от противного - через тему тления, как раскрытие категорического - или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».

В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:

Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно - такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт.

    И. Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:

Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)

- Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
- Ну, Христос воскресе… - нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
- Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, - говорит мне Горкин - как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?

    Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.

- А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
- Уж молчал бы! - презрительно ответил Баргамот. - До свету нализался.
- А у Михаила-архангела звонили?
- Звонили. Тебе-то что?
- Христос, значат, воскрес?
- Ну, воскрес.
- Так позвольте… - Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
- Яи-ч-ко… Я… по-благородному… похристосоваться… яичко а ты… - бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил:
- Пойдём ко мне разговляться.
- Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл!
- Пойдём, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ.

- Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
- Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

- А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь - скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт?
И главное дело - темно.
- Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся.
… Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? …
А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! - Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой…
Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу!
Люди думают, что я это от обиды, а я уже - понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: - Мы его убьём!
- Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!

- Н. С. Лесков. «Фигура»

    Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву -

«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).

    Пасха нашла отражение в творчестве таких поэтов Серебряного века, как С. Есенин - «Пасхальный благовест» («Колокол дремавший разбудил поля…»), К. Д. Бальмонт - «Вербы», И. Северянин - «Пасха в Петербурге».

Русская пасхальная открытка с нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов

Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов



8.1.1. Пасхальные открытки

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.

Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).



8.2. Зарубежная культура

Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1603, Национальная галерея, Лондон

И. С. Бах написал к лютеранским богослужениям Страстной седмицы «Страсти по Матфею», «по Иоанну» и «по Марку» (частично), а к Пасхе «Пасхальную ораторию».

Действие «Фауста» И. Гёте начинается в Пасхальную ночь. Воспоминание о пасхальной радости отвращает Фауста от самоубийства.

Хор ангелов

Христос воскрес!
Преодоление
Смерти и тления
Славьте, селение,
Пашня и лес…

Фауст

Я плакал, упиваясь счастьем слёз,
И мир во мне рождался небывалый.
С тех пор в душе со светлым воскресеньем
Связалось всё, что чисто и светло.
Оно мне веяньем своим весенним
С собой покончить ныне не дало.
Я возвращён земле. Благодаренье
За это вам, святые песнопенья!



8.3. Современная культура

    «ДДТ» Юрий Шевчук , «Пасха»

«Думали, что всё, но только началось стали мы дождём… Пасха началась, колокольный звон, дышит медным ртом».

    В эпизоде «Чудесная пасхальная история» сериала South Park Стэн ищет корни пасхальных традиций.

    Разработчики компьютерных игр иногда прячут в них «пасхальные яйца» - тайные комнаты, шутки разработчиков и подобные мелочи.

    «Сектор газа» Юрий (Хой) Клинских , «Пасха»

Пасха, я достану из серванта банку на три литра.

Пасха, я покрашу яйца, хоть в брюках и не видно …



9. Пасха на различных языках

Амхарский

Африкаанс

Paasfees

Албанский

Pashkët

Арабский

عيد الفصح ‎ (ʿAīd ul-Fiṣḥ )

Азербайджанский

Pasxa , Fish

Берберский

Валлийский

Голландский

Pasen или paasfeest

Гэльский

פסח (Pesah )

פּאַסכע (Pasche )

Индонезийский

Ирландский

Исландский

Испанский

Итальянский

Каталанский

Малайялам

Pæsacha/Pæsaha

Ндебеле
северный(?)

Норвежский язык

Персидский язык

Pas`h

Польский язык

Португальский язык

Румынский язык

Пасха

Тагалог
(Филиппины)

Pasko ng Muling Pagkabuhay
(букв. «Пасха Воскресения»)

Турецкий

Paskalya

Фарерский

Páskir (plural, no singular exists)

Pääsiäinen

Французский

Шведский

Эсперанто

Японский

聖大パスハ
(Сейдай Пас у ха , «Святая Пасха»)
только среди православных

부활절 (Buhwalchol ,

Woekicetuanpetu

Македонский

Воскрес (редко)

Сербский

Ускрс или Васкрс

Хорватский

Японский

復活祭 (Fukkatsusai )

Дадим несколько простых практических советов, которые, надеемся, помогут сделать выбор в пользу посещения служб, совершаемых единожды в году. Чтобы уделить им максимум времени и не тратить чересчур много сил на приготовление пасхальной трапезы, следует четко решить, что и когда вы будете готовить.

Может быть, предпочтительней что-то купить готовым, например, куличи. Распределите работу по разным дням небольшими порциями. Например, в четверг занимаетесь творожной пасхой, в пятницу - куличами, а в субботу дети под вашим чутким руководством украшают и то, и другое, и красят яйца (для них это очень увлекательное занятие).

Для тех, кто постился, не стоит затевать к первому пасхальному дню возню с жирной мясной пищей, например, с гусем в яблоках. Организму нужно дать время, чтобы постепенно войти в непостное время, и традиционные пасхальные снеди: яйцо, пасха, кулич - к этому наилучшая дорожка. Из мясного можно приготовить легкое, нежирное - бульон из телятины или цыпленка, паровые котлетки. Хорошим решением будет и приготовление деликатесной свежей рыбы.

Пасха творожная

Предположим, вы выбрали день, когда вам будет удобно ее приготовить (это зависит не только от свободного времени, надо учесть и то, что после приготовления пасхе надо сутки-двое или даже трое полежать под прессом в форме).

К этому дню надо заранее купить творог и повесить его в марлевый мешочек для стекания лишней жидкости, обычное время для этого - сутки (но в холодном месте, если творог будет отвисать в теплом месте - он закиснет).

Время такой обработки зависит от сырости творога. Очень влажный творог, при нехватке времени, можно пытаться отжать под прессом. Вкусная и нежная пасха получится из творога, приготовленного в домашних условиях из молока, прокипяченного и заквашенного небольшим количеством кислоты, можно взять в равных объемах молоко и кефир, тогда кислоту добавлять не надо, выход творога 1/5-я часть от взятой массы молока, т.е. для получения одного килограмма творога надо взять 5 литров молока. Все это лучше сделать за деньдо основного процесса приготовления пасхи, т.к. домашний творог получается очень обильно сдобренным жидкостью.

Итак, творог у нас уже приготовлен. Далее принимаем решение о том, какую пасху (вареную или сырую) мы хотели бы сделать. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Сырая пасха быстро готовится, не требует каких-то усилий и хитростей. Вареная пасха хранится намного лучше и дольше (а ведь пасхальные снеди мы едим не только в самый день Пасхи, но и в Пасхальную Седмицу и далее).

Кроме того, если вам кажется, что ваш творог имеет кисловатый запах, то вам тоже лучше склониться к варианту с термической обработкой. Еще одна тонкость - добавление изюма или варенья из кислых ягод тоже способствует более быстрому прокисанию пасхи, так что их лучше добавлять в небольшую, быстро съедаемую пасочку. Обязательно творог растирать (можно на комбайне, в мясорубке или через сито - последнее труднее). Сахар размалывать в сахарную пудру. Остальные компоненты покупать хорошие, качественные: сливочное масло, деревенская сметана (или очень жирная), чистые орехи… Итак, рецепты.

Пасха вареная

1,5 кг творога,7-8 яичных желтков (белки идут в крем для куличей), 450 г сах., 600 г сметаны, 300 г размягченного сл. масла. Вкусовые добавки на выбор, в довольно произвольных сочетаниях: ванилин, цедра лимона или апельсина, распаренный мак, орехи (любые), изюм (последних берут приблизительно по полстакана на указанное количество творога). Творог протереть, желтки с половиной сахара растереть добела, соединить с творогом, сметаной, сл. маслом, перемешать до однородности. Варить на слабом огне или на водяной бане постоянно помешивая около 2-3-х часов, до загустения, начала закипания (варианты: прогреть на огне до горячего состояния, но не кипятить, или “до первого пузыря”).

Дольше проваренная пасха (без кипения большими пузырями) лучше держит форму, хорошо хранится. Остудить в емкости с холодной водой, непрерывно помешивая, добавить оставшийся сахар, изюм, орехи, специи - в форму под пресс на сутки, в холодном месте, например в холодильник, причем на нижнюю полку, под пасху, надо поставить емкость для собирания стекающей из пасхи жидкости.

Пасха розовая

800 г творога, 200 г не жидкого варенья (чем меньше сиропа, тем лучше), 100 г сливочного масла, 2-3 стакана свежей деревенской сметаны, сахар - по вкусу и в зависимости от сладости варенья (1-2 стакана ориентировочно). Сахар измельчить в пудру, растереть со сметаной и маслом, смешать с протертым творогом. Варенье можно сделать однородным и ввести в массу одновременно с остальными компонентами, а можно сироп ввести на этапе тщательного промешивания-измельчения (в миксере), а ягоды в конце, чтобы они оставались в пасхе цельными. Форму перед наполнением следует выложить тонкой салфеткой, пресс, холод, как и в предыдущем рецепте.

Пасха “Цыпленок”

200 г творога, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 вареных яйца (желтки), ванилин. Творог перетрите через сито, отдельно разотрите масло, ваниль и сахарную пудру. Теперь все смешайте, постепенно добавляя яичные желтки, выложите в форму, как обычно.

Куличи

Что такое кулич? Это праздничный хлеб. На него употребляются самые лучшие продукты: сливочное масло, сметана, яйцо, сливки, так что по содержанию он уже больше напоминает торт. Богат кулич и дополнительными составляющими: в него добавляют и изюм, и орехи, и множество ароматных специй, и празднично украшают. Куличи ставятся опарным способом, потому что безопарным способом массу сметаны, сливочного масла, яиц дрожжам не поднять.

Тесто для кулича очень капризное; все его компоненты готовятся в очень теплом месте, где постоянная температура и нет сквозняков, 25 градусов - идеальная температура для кулича. Ваш успех зависит еще от того, насколько хорошо вы будете вымешивать тесто. Оно должно быть плотным, ни в коем случае не рыхлым, как обычное сдобное тесто.

Тесто лучше не ставить там, где тепло идет снизу. Духовку обязательно прогрейте перед тем, как туда посадить кулич. В течение выпечки огонь должен быть умеренным, не сильным, к концу его лучше уменьшить. Не надо часто тревожить тесто открыванием духовки. Если кулич еще не пропекся, а сверху начинает слишком зарумяниваться, то положите на него промасленную бумагу.

Классические рецепты подразумевают обычно выпечку большого, знатного кулича. Его бывает удобно принести на освящение и унести домой к праздничной трапезе. Наша домашняя практика привела нас к выпеканию множества маленьких куличиков (формы - железные кружечки объемом 200 мл), его легко держать детским ручонкам и приятно дарить знакомым. Маленькие куличи быстрее выпекаются, их важно не пересушить.

Кулич простой

1,5 кг муки, 400 г сливочного масла (часть можно заменить хорошей сметаной), 1,5 стакана молока или сливок, 8 яиц, 500 г сахара, 2-3 маленьких пакетика дрожжей, стакан изюма, немного соли, цедра лимона, ванилин. Дрожжи развести в теплом молоке, прибавить половину всей муки, перемешать, поставить в теплое место на 1-1.5 часа, пока не поднимется. Желтки растереть с сахаром добела, белки взбить, смешать с опарой, размягченным сливочным маслом, солью и остальной мукой. Вымесить, чтобы отставало от рук и посуды, снова поставить в теплое место на 4-5 часов. Объем должен увеличиться раза в два.

Потом добавить промытый и подсушенный изюм, цедру лимона, специи (хорошо вписываются кардамон, шафран), вымешать, положить в хорошо промасленные формы (можно на дно постелить кальку), заполняя их на треть, и оставить в тепле до поднятия на три четверти формы. Когда поднимется, смазать верх куличей желтком и выпекать. Готовность проверять деревянной палочкой: проткнуть форму до дна, и палочка должна выйти без следов теста.

Кулич большой

Взять около килограмма муки, три-четыре стакана молока, пакетик дрожжей, размешать, дать подняться. 20 желтков растереть со стаканом сахара, двумя стаканами растопленного сливочного масла, положить соли, смешать с опарой, добавить еще килограмм муки, замесить, дать подняться, снова вымесить, влить в форму, когда тесто поднимется в третий раз, выложить в форму, поставить в духовку на 1 час (обратите внимание на тонкости и примечания изложенные выше).

Кулич шоколадный

Этот рецепт скорее напоминает домашний шоколадные кекс, но блюдо вкусное и праздничное, к тому же менее капризное. Взять полстакана молока, пакетик сухих дрожжей и полтора стакана муки размешать, дать подняться. 16 желтков растереть с 2 стаканами сахара, добавить пару стаканов измельченного миндаля, две-три столовых ложки какао или измельченного шоколада, полстакана рома или коньяка, полстакана красного вина, 1 чайную ложку корицы, пол чайной ложки гвоздики и сок 1 лимона, взбить в не очень густое тесто (как средней густоты сметана), добавляя понемногу муки. Перелить тесто в форму, намазанную маслом и обсыпанную сухарями и поставить в печь, когда остынет, оглазуровать шоколадной глазурью.

Пасхальное яйцо

Если вы не решились взяться за труды над пасхой и куличами, немного времени для главного пасхального кушанья у вас найдется. Если пасха и куличи - просто вкусные, богатые по составу праздничные блюда, то с пасхальным красным яичком хорошо рассказывается благочестивая история о Марии Магдалине, что придает работе особую торжественность и благочестивость.

Способов окраски яиц придумано множество, начиная от варки в луковой шелухе до применения современных термопленок.

Например, термопленки очень красивы - яркие многоцветные рисунки, к тому же легко и быстро позволяющие получить восхитительный результат. К стандартной инструкции по их использованию, сопровождающей их, добавим следующие замечания. Для покрытия термоэтикеткой нужно выбирать довольно крупное яйцо, иначе близко к краям образуется отогнутая полоска или неприятные смятости. Этикетку на яйцо следует помещать максимально симметрично, а воду держать очень горячей (почти кипяток). Надо учитывать и еще один важный факт: в термопленке яйцо не дышит, поэтому намного быстрее портится, даже при хранении в холодильнике. Делайте в термопленке столько яиц, сколько съедите в ближайшие к Пасхе дни.

Крашение яиц с помощью красителей не представляет никакой трудности, только следуйте инструкции, прилагаемой к упаковке. Цвет получается лучше, если яйцо для покраски выбрано белого цвета. Самым традиционным цветом для пасхальных яиц является красный, но выпускает ли наша промышленность наборы состоящие из одного этого цвета? Как интересную альтернативную идею можно предложить окрашивать яйцо в два цвета (сначала цвет из бледной гаммы, потом, подсушив, аккуратно придерживая двумя пальцами окунуть в контрастную краску до половины). С помощью ниточек, тряпочек и крупы, закрепленных вокруг яйца можно достигнуть разнообразной интересной неровной окраски яиц, как при использовании промышленных красителей, так и подручных, народных. Распространена и последующая обработка окрашенных яиц - разрисовать, наклеить картинки.

Праздничное настроение еще больше поднимется, если все приготовленное аккуратно и ярко оформить, поместить в корзинку, украшенную ленточками, зеленью, цветами, или на белое узорное полотенчико. Есть добрая традиция в Светлую седмицу в святом углу под иконами делать небольшую композицию из пасхальных яств, только следите за тем, чтобы они от такого стояния не испортились.

При выпечке куличей необходимо помнить следующее

  • Тесто для кулича не должно быть жидким (куличи расплывутся и будут плоскими) и не должно быть густым (куличи будут слишком тяжелыми и быстро зачерствеют).
  • Тесто должно быть такой плотности, чтобы его можно было разрезать ножом, и оно к ножу не прилипало, а при делении куличей не надо было бы подсыпать муки.
  • Куличное тесто месят как можно дольше, чтобы оно совершенно отставало от рук или от стола.
  • Тесто должно подходить три раза: первый раз подходит опара, второй раз – когда добавлены все продукты, в третий раз – когда тесто уложено в формы.
  • Куличное тесто не любит сквозняков, а любит тепло, поэтому куличи должны подходить в теплом месте при температуре 30-45 градусов.
  • Форму для выпечки куличей заполняют тестом лишь наполовину, дают подняться до 3/4 высоты формы, а затем ставят в духовку.
  • Готовый к выпечке кулич смазывают яйцом, взбитым с 1 ст. ложкой воды, и маслом, посыпают орешками, крупным сахаром и сухарями.
  • Чтобы кулич поднялся ровно, перед выпеканием в его середину втыкают деревянную палочку. Через определенное время палочку вынимают. Если она сухая, кулич готов.
  • Выпекают кулич в увлажненной духовке (для этого в низ ставят емкость с водой) при температуре 200-220 градусов.
  • Кулич массой меньше 1 кг выпекают 30 минут, массой 1 кг – 45 минут, массой 1,5 кг – 1 час, массой 2 кг – 1,5 часа.
  • Если кулич начинает сверху пригорать, его прикрывают сухой бумагой.
  • Готовый кулич вынимают из духовки, кладут на бок и оставляют в таком положении, пока дно не остынет.

Кулич обыкновенный

Почти всю муку смешать с 1/2 стакана молока, залить дрожжами, разведенными в небольшом количестве молока, размешать и поставить в теплое место. Когда опара поднимется, добавить в нее 20 яичных желтков, растертых добела со стаканом сахара и двумя стаканами молока, затем добавить немного соли и прибавить муки до надлежащей густоты теста, после чего замесить и дать вторично подняться.

Затем тесто выбить как можно лучше, положить в форму, заполнив ее до половины, дать тесту подняться в форме, после чего печь.

7 стаканов муки, 1/2 стакана молока, 100 г дрожжей, 20 желтков, 1 стакан сахара, 2 стакана распущенного масла и немного соли.

Кулич домашний

В 1/2 стакана кипящего молока заварить 100 г муки, быстро размешав до получения эластичной массы.

Одновременно дрожжи развести в 1/2 стакана теплого молока и смешать со 100 г муки, оставить на 10 мин.

Соединить первые две смеси, накрыть и поставить для подъема на 1 час и более.

Затем желтки, сахар, соль стереть в однородную массу, взбить добела.

В дрожжевую смесь добавить эту однородную массу, добавить 750 г муки, вымесить тесто и поставить на 2 часа для подъема, предварительно влив небольшими порциями теплое жидкое сливочное масло; дать тесту подойти вторично.

После вторичного подъема теста осадить его до первоначального положения, добавить в него 2/3 стакана изюма, предварительно обваляв его в муке, и дать тесту в третий раз подойти. Выпекать в формах 45 минут.

1 кг муки, 50 г дрожжей, 1,5 стакана молока, 10 желтков, 3 белка, 250 г сахара, 200 г сливочного масла, 100 г изюма, 3 ч.ложки ванильного сахара, 1 г соли.

Кулич заварной

Полтора стакана муки заварить полуторами стаканами горячего молока, размешать. Когда остынет, влить 1/2 палочки дрожжей и дать подняться. Затем 10 желтков растереть добела с 1/2 стакана сахара, сбить белки в пену, и то, и другое положить в тесто, дать тесту еще раз подняться. Влить 3/4 стакана распущенного масла, всыпать остальную муку, выбить как можно лучше тесто, положить его в форму, промазанную изнутри маслом, дать тесту подняться и печь.

9 стаканов муки, 1/2 палочки дрожжей, 10 яиц, 1/2 стакана сахара, 3/4 стакана топленого масла, 1,5 стакана молока и соль по вкусу.

Кулич на сливках

5 стаканов пшеничной муки

  • 100 г свежих дрожжей
  • 1,5 стакана сливок
  • 250 г сливочного масла
  • 8 желтков
  • 1 стакан сахара
  • 0,5 стакана очищенного от пленок миндаля
  • 0,5 стакана изюма
  • 0,5 порошка ванильного сахара
  • 0,5 стакана цукатов
  • 1 ч. л. соли

Приготовить опару: в слегка подогретых сливках развести дрожжи и половину муки. Поставить опару в теплое место. Пока опара подходит, растереть добела желтки с сахаром, соединить их с растертым добела маслом. Изюм перебрать, вымыть и обсушить.

В готовую опару ввести растертые желтки с маслом, изюм, нарезанные цукаты, измельченный миндаль. Массу хорошо размешать, всыпать соль, оставшуюся муку, ванильный сахар. Все хорошо вымесить на столе, уложить в большую миску (фаянсовую или эмалированную) и поставить в теплое место на 60-80 минут – до увеличения в объеме в 2 раза. После этого тесто еще раз выбить на столе и вторично поставить в теплое место. Из готового теста сформовать небольшие булочки и положить каждую в форму с высокими стенками. Форму предварительно смазать маслом, ее дно и стенки выстелить промасленной бумагой. Тесто в форме должно занимать 1/3 по высоте. Поставить формы с тестом расстояться в теплое место на 60-80 минут.

Выпекать куличи при температуре 200-220 градусов в течение 60-70 минут. Когда верх кулича потемнеет, нужно накрыть его сверху кружочком сырой бумаги. Во время выпечки кулич нельзя трясти, иначе он может, осесть. Готовый кулич осторожно выложить из формы на мягкую подстилку, застланную бумагой и салфеткой. Остывший кулич смазать сверху тонким слоем глазури. Оставшуюся глазурь выложить в бумажный конусный кулек, у которого отрезать ножницами кончик. Выдавливая глазурь, аккуратно нанести рисунок на кулич. Такой кулич можно украсить цукатами, мармеладом, помадкой.

Пасха - один из самых светлых, радостных весенних праздников, связанный с ароматом первой зелени и свежеиспеченного кулича.

В этот день заканчивается строгий Великий пост, и организм уже более настойчиво требует вкусной и разнообразной еды, а особенно продуктов животного происхождения, без которых соблюдающие пост люди обходились долгих 7 недель.

С детства мы привыкли к многообразию пасхальных блюд - это и всевозможные мясные закуски, и обязательная ритуальная выпечка, и, конечно, отварные крашеные яйца. Но с каждым годом меню этого праздника расширяется, становится более современным и даже изысканным, поскольку к столу начали подавать рыбные закуски и морские деликатесы, готовить сытные салаты и воздушные десерты.

В старину пасхальный стол был накрыт весь день, потому что в любой момент могли зайти в гости, которые имели право подойти и отведать угощение даже без приглашения хозяев и величайшим позором для хозяйки был бедно накрытый стол. Как правило, на пасхальном столе должно было быть 48 блюд - по числу дней Великого поста.

Видимо, длительностью застолья обусловлено еще одно правило для пасхального стола - на нем обычно не бывает горячих блюд, что дает возможность хозяйке не обслуживать гостей, а вместе с ними радоваться и праздновать светлый день. Однако, подготовиться к пасхальной трапезе всё же лучше заранее.

Планируем пасхальное меню

Что и когда ты собираешься готовить, лучше планировать заранее, поскольку, во-первых, продукты, традиционные для пасхального угощения, перед праздником могут просто раскупить, во-вторых, цены на них обычно сильно возрастают.

Основное внимание следует уделить покупке яиц и мяса: мясо тебе наверняка понадобится не только для буженины, но и, возможно, для первых блюд, салатов, поэтому лучше покупать его с неким запасом, выбирая куски с небольшим содержанием жира. Замороженное мясо тоже можно использовать, хотя в идеале оно должно быть охлажденным. То же самое касается и покупки яиц: посчитай, сколько яиц тебе понадобится на выпечку, и сколько ты собираешься покрасить (обычно из расчета 2 - максимум 3 яйца на одного взрослого человека).

Не забудь купить дрожжи (для приготовления куличей рекомендуется приобретать живые) и муку. Также следует запастись всевозможной сезонной зеленью и овощами, которые в пасхальном меню дополнят плотные мясные блюда и освежат привычные салаты.

К пасхальному столу можно подать мясные закуски: буженину (кстати, ее можно есть и горячей, как основное блюдо), подчеревок, колбасы, любимый многими холодец (для разнообразия его можно сварить из птицы или рыбы), а также всевозможные рыбные деликатесы и морепродукты, которые несомненно составят конкуренцию мясу. Не стоит забывать и о салатах: лучше всего, если они не будут слишком сытными и только дополнят вкус других закусок и основных блюд, уместны тут будут овощные салаты, легкие мясные и рыбные коктейли. Кстати, если на следующий день теб не хочется есть крашенки, из них можно приготовить хороший яичный салат.

Как основное блюдо в пасхальный день можно подать запеченного поросенка, окорок и как вариант фаршированную птицу или рыбу, а также разные виды жаркого (в том числе и без мяса), всевозможные рагу и запеканки, голубцы, фаршированные овощи.

Большую роль в традиционной пасхальной трапезе играет выпечка - это и , и рулеты, и булочки, и пироги с различными начинками. На десерт также можно подать творожные пасхи и фруктовые десерты, блинчики и т. д. Куличи, которые остаются после праздника, можно разрезать на дольки и подсушить - получатся отличные сухарики, кстати, они (куличи) обязательно должны присутствовать в поминальные дни.

Особенности пасхальной трапезы

К куличу непременно подавали творожную пасху. Для улучшения вкуса в нее добавляли сладости и ароматические вещества (например, корицу), домашнюю сметану и масло. Чтобы творожная масса хорошо держала форму, ее закладывали в деревянную пирамидку и оставляли под прессом.

По бокам пирамидки вырезались буквы ХВ (Христос Воскресе), яйцо (символ жизни) и крест (символ распятия), которые отпечатывались на творожной пасхе.

Пасха - радостный и веселый праздник, воплощающий самые светлые надежды и мечты. Так пусть и блюда на твоем столе будут ей под стать!

На заметку

Не пытайся сделать все и объять необъятное. Поделись своими обязанностями с теми, с кем собираешься праздновать, поскольку большинство пасхальных блюд сложны и трудоемки в приготовлении.

Чтобы после Пасхи твои домочадцы и гости не мучились от проблем с желудком и кишечником, к сытным и жирным блюдам подавай легкие, лучше овощные или фруктовые, гарниры и закуски с большим количеством зелени, которые облегчат процесс пищеварения.

Лучше соблюдать меру в пище и напитках, тогда праздник принесет тебе только радость.

Слово пасха происходит от древнееврейского «пейсах » — «исход ». Христос праздновал с апостолами еврейскую пасху (пейсах) незадолго до своего ареста и распятия.

Еврейская пасха — воспоминание о благополучном исходе из египетского плена, когда еврейский народ покинул Древний и во главе с Моисеем перешел по морю аки по суху через Чермное (не путать с Черным) море. Войска фараона погнались за Моисеем, но воды моря сомкнулись над ними, потопив отборное воинство. После сорокалетних скитаний в синайской пустыне евреи обосновались на земле, где ныне находится Израиль.

Христос праздновал с апостолами пасху в первое полнолуние после весеннего равноденствия. Поскольку полнолуние перемещается во времени с нею вместе и перемещается время древнееврейской пасхи.

После смерти и воскресения своего Учителя апостолы стали праздновать новую христианскую пасху. Ее праздновали отмечая день воскресения Христа. В первые века христианства праздновались обе пасхи. Сначала древнееврейская, потом христианская.

Когда же христианство распространилось в римской империи и стало государственной религией, был учрежден новый день недели в честь воскресения Христа под названием воскресение.

Забавно, что, борясь с религией, большевики упразднили 7 дней недели, чтобы избавиться от воскресенья и ввели так называемую шестидневку. В знаменитом фильме «Волга-Волга» мелькают титры, отмечающие дни: первый день шестидневки, второй день шестидневки и т.д.

Атеистическое новшество не привилось. Вернулась и пасха и воскресение.

Для древнеримских христиан не было большой проблемы в том, что еврейская пасха из-за перемещения фаз луны порой случалась после христианской или с ней совпадала. Таковы особенности лунного календаря. Однако после распада империи на Рим и Византию начались разногласия с определении времени праздника. Католический Рим остановился на первом воскресении после весеннего равноденствия, а православная империя составила сложный график празднования пасхи, который гарантировал, что православная пасха будет обязательно после полнолуния, чтобы не совпасть с пасхой еврейской. Поэтому дата православной пасхи снует по календарю как челнок вслед за полнолунием и бывает то ранней, то поздней, порой даже приходясь на май.

Календарные даты, конечно же, условны. На самом деле, все три пасхи и еврейская, а католическая, и православная сохранили свой весенний смысл и так или иначе расположены вблизи 21-го марта. Исход из египетского зимнего плена смерти к весне, к жизни, к воскресению.

«С радостью друг-друга обнимаем и ненавидящих нас простим» — взывают православные пасхальные песнопения.

«Христос воскресе из мертвых.

Смертию смерть поправ

И сущим во гробах

Жизнь даровав».

Считается, что после воскресения Христа все умершие рано или поздно воскреснут для будущей вечной жизни. Одним будет уготован ад, другим рай. Но это уже тонкости богословия. Люди же пекут куличи и красят в надежде на счастливую жизнь здесь и сейчас. Верующие надеются, что радость праздника с ними разделяют и умершие близкие. Хозяйки обмениваются секретами изготовления пасхи: ореховой, апельсиновой, ванильной. Не счесть рецептов пасхальной творожной массы.

Уже много лет россияне смело произносят слово кулич, не подменяя его стыдливым полузапретным советским названием «кекс весенний». Этот «кекс» власти то разрешали, то запрещали продавать с пасхальные дни, пока народ не наплевал на все их запреты и не ринулся в храмы, сметая комсомольские кордоны с радостным кличем «Христос Воскресе!»

Так кулич победил кекс весенний. Будем надеяться, навсегда.

А на небе в эти дни как и тысячи лет назад сияет созвездие Пехасиса (Пегаса), давшее название всем трем пасхам.

Пасха: сакральные свойства пасхальной трапезы

Вот-вот наступит Пасха. За время поста верующие порядком изголодались, так что сейчас мы будем растравлять их аппетит и заставлять пускать слюнки.

Начиная с первого дня Пасхи вам разрешается есть не только мясо, но и сыр, творог и яйца. Однако перед тем как съесть «пасхальную трапезу», лучше сначала освятить ее в церкви. Тогда она, по преданиям, будет обладать сакральными свойствами, о которых мы расскажем чуть позже.

Итак, печем дома кулич (можно, конечно, купить его и в магазине, но это уже легкое отступление от обычая), готовим пасху (ознакомьтесь со статьей о том, ), красим яйца. Идеально было бы сделать это в Чистый четверг, то есть в ближайший четверг перед Пасхой. В этот же день надо хорошенько вымыться. Тогда же варят знаменитый «овсяный кисель» для «ублажения» морозов и готовят всю (кроме скоропортящейся) праздничную снедь.

О яйцах. Впервые их покрасила Мария Магдалина. Именно она первая поднесла окрашенные пурпуром куриные яйца в дар римскому императору Тиберию с восклицанием «Христос воскресе!» и этой фразой ознаменовала свою легендарную проповедь. Ибо яйцо является символом гроба и возникновения новой жизни в самых недрах его; окрашенные красной краской яйца знаменуют возрождение наше кровью Иисуса Христа. Именно с тех времен верующие всегда дарят друг другу на Пасху красные яйца.

Те яйца, которые вы не успели съесть или подарить, стоит оставить на кладбище: зарыть их в могилку усопшего или накормить ими кладбищенских птиц. Тогда всем — и вам, и усопшим, и птицам — станет хорошо.

Одно яйцо отложите и спрячьте за икону, если таковая имеется. Это яйцо, по преданиям, поможет вам потушить пожар. Перед тем как бросить пасхальное яйцо в огонь, нужно три раза обежать вокруг горящего дома. Считается также, что если таким яйцом погладить по хребту домашнюю скотину, то скотина эта не будет болеть, а потомство ее увеличится.

Прочие продукты пасхальной трапезы тоже обладают почти мистической силой. Кости от пасхальных ягненка, поросенка, птицы и пр., зарытые в пашню, спасают посевы от града, засухи и наводнений. Скорлупу и крошки от пасхального кулича используют для гадания, ворожбы и лечения кожных недугов.

На всякий случай напоминаем, что всем встречным на Пасху нужно говорить: «Христос воскрес!». Встречный, соответственно, должен ответить вам: «Воистину воскрес!». После чего следует троекратно расцеловаться.


Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» выражает весь глубочайший смысл праздника - радость победы Жизни над смертью. Этим приветствием заканчивается Праздничная Божественная Литургия в Пасхальную ночь и начинается Пасхальная трапеза.

Пасхальную трапезу в Пасхальные дни начинают с освященного кулича, который, как и другой освященный хлеб (просфору, антидор, артос), едят прежде всякой другой пищи. Разговение, то есть вкушение крашеных яиц, пищи мясной и молочной, начинается после окончания Праздничной Божественной Литургии в Пасхальную ночь. Для тех, кто по каким-то причинам не смог прийти в храм, время разговения после 24 часов.

На праздничном Пасхальном столе присутствуют обязательные атрибуты праздника – куличи, пасхи и крашеные яйца. Крашеные яйца подают на блюде вокруг зелени пророщенной пшеницы. 12 крашеных яиц, по числу апостолов Христовых, а в центре 1 некрашеное яйцо, посвященное Христу.

Затем замесить песочное тесто и поставить его в холодное место на 0,5 ч.

Форму смазать жиром и наполнить на 2/3 тестом, затем вложить немного остывшее мясо и снова положить слой теста.

Поверхность запеканки смазать яичным желтком, поставить в духовку на 20-30 минут.

Мясо «под шубой»

Потребуется : 400 г любого мяса, 2-3 репчатые луковицы, 1-2 зубчика чеснока, 3-4 картофелины, 50-10 г сыра, соль, майонез по вкусу.
Мясо нарезать кусочками, отбить, посолить, уложить в смазанную маслом форму.

На мясо выложить слой лука, нарезанного кольцами, измельченный чеснок, затем слой картофеля, нарезанного кружочками, посолить и посыпать тертым сыром. Сверху смазать майонезом, закрыть крышкой и запекать в разогретой духовке 30-40 минут.

Телятина с апельсинами и перцем

Из расчета на 4 порции потребуется : 500 г телятины, 2 ст. ложки соевого соуса, 2 ст. ложки сухой приправы к овощам, 2 ст. ложки растительного масла. Кроме того, по 1 красному и желтому сладкому перцу, пучок зеленого лука, 125 г апельсинового сока, 1 ст. ложка апельсиновой цедры, 1,5 ч. ложки тертого свежего имбиря, щепотка кукурузного крахмала, 2 апельсина.

Мясо нарезать тонкими полосками длиной 2 см, положить в миску и полить соевым соусом. Тщательно перемешать.

Перцы вымыть, удалить семена и нарезать полосками шириной 0,5 см. Зеленый лук вымыть, нарезать кусочками длиной 5 см.

В большой сковороде разогреть 1 ст. ложку масла, положить нарезанный перец и жарить, часто помешивая, 4 минуты. Переложить в миску.

В той же сковороде обжарить лук 3 минуты. Переложить в миску с перцем.

Оставшееся масло вылить в сковороду, выложить мясо и жарить его 8 минут до образования золотистой корочки. Добавить его к овощам.

В сковороде смешать апельсиновую цедру и сок, имбирь, кукурузный крахмал, прогреть 2-3 минуты, затем вернуть в сковороду овощи с мясом.

Апельсины очистить, разрезать пополам и нарезать тонкими ломтиками. Добавить в сковороду и готовить, постоянно помешивая, 2 минуты.

Чтобы придать блюду кислинку и сочность, можно добавить в апельсиновый соус 50 г клюквы. Она обогатит вкус блюда.

Лосось в апельсиновом сиропе

Потребуется : 300 г лосося, 300 г апельсинов с коркой, 50 г горчицы, 30 г укропа, 15 г соли.

Апельсины вместе с кожурой пропустить через мясорубку. Этой массой натереть лосося и вынести его на холод на 12 часов.

Затем очистить от апельсиновой массы, смазать горчицей, рубленым укропом и вынести на холод еще на 12 часов.

Готовую рыбу нарезать тонкими пластинами и красиво уложить на тарелку.

Рыба фаршированная

Для этого блюда подойдет любая сочная рыба, но не красная. Идеальный вариант – судак. А количество продуктов произвольное.

Рыбу очистить, аккуратно удалить хребет и реберные кости. Посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком.

Свежие грибы (мы возьмем ) нарезать и поджарить с измельченным репчатым луком. Добавить тертый сыр и перемешать.

Этой массой начинить рыбу, заколоть брюшко деревянными зубочистками.

Уложить рыбу на противень, смазать майонезом, сверху выложить кружочки апельсинов.

Запекать в духовке 20 минут до готовности.

При подаче на стол аккуратно нарезать рыбу порционными кусочками.

Продолжение следует…