Понёва, как элемент традиционной русской женской одежды. Понёва - это элемент русского народного костюма, женская юбка из нескольких кусков ткани

Понева, как элемент традиционной русской женской одежды

Юбка как национальный элемент костюма.

Панёва (понёва, понява, поня, понька) — это поясная одежда из трёх и более сшитых кусков ткани, специально сотканных из шерсти специально изготовленных на ткацком стане. Понёва оборачивалась вокруг бедер и вздергивалась на талии с помощью гашника - шерстяного шнура.

Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда. Понёва была распространена в южных регионах Руси.

Панёвы различаются по крою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашные, открытые спереди или сбоку и с прошвой, глухие. Оба типа присущи областям южной России. Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная. Понева - основная часть южнорусского комплекса, набедренная юбка, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.

В России ещё в начале 20 века по клеткам крестьянской понёвы можно было определить не только губернию, уезд, но и деревню, откуда приехала женщина.

Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Калужскую, Орловскую, Рязанскую и Тамбовскую области предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.

Количество же украсов, узор и цвет вышивки на понёве всегда указывали на достаток, количество детей хозяйки и даже ее возраст. Вот так! Посмотрел на одежду и сразу понятно, что за человек перед тобой. Такова отличительная особенность русской одежды.

Считается, что самые древние виды понёв представляли собой три несшитых полотнища. Почему полотнищ было несколько, становится понятным, если учесть, что ширина ткацкого станка была от 0,35 м.

В Рязанской, Пензенской, Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовск о й губерниях понёва открыта спереди; носили её, подтыкая углы за пояс. Вариантом является понёва-плахта с разрезом спереди.

В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое - «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины - самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.


Воронежские и Тамбовские понёвы очень знамениты своими расписными узорами. Они украшались яркими нитками, украшались различными блестками и необычными швами. Кроме орнаментов, еще и яргамы украшалась понёва. Что это за декоративные элементы? Это символ солнца, бога Ярилы. Ярг на подоле юбки могло быть от одного до одиннадцати. Каждому празднику соответствовало определенное их количество. Саму праздничную юбку одиннадцати ярг девушка надевала на важнейшее событие в жизни - свадьба. Ближе к старости носили поневу, на которой было только такое обозначение.

Во времена древних славян даже существовал обряд, который заключался в надевании понёвы девушками, готовыми к сватанию. После того, как девушка вышла замуж, она не имела права снимать такую ​​юбку, до самой смерти.
Такая очень удобная вещь, как понёва, просуществовала вплоть до 20 века. Через некоторое время ее стали считать элементом крестьянской одежды, и городские девушки отказались от такой своеобразной юбки. Образ сельской барышни больше не привлекал городских человек. Об этом говорят источники, в которых описывается повседневный быт крестьян. Но несмотря на это, поневу не исключили из ряда традиционных российских нарядов, которые будут хранить история на протяжении долгих лет. Сохраняя традиции наших предков годы, мы отдаем дань уважения и памяти нашей истории. Быть может, кто-то посчитает необязательным интересоваться бытом своих предков, но и лишними такие знания никогда точно не будут.

ПОШИВ ЮБКИ «ПАНЕВА»

(распашная)

Инструменты для изготовления юбки «Панева»:

Линейка;

Ножницы;

Карандаш;

Сантиметровая лента;

Мел;

Иглы, иглы - булавки.

Фурнитура для изготовления юбки «Панева»:

Сутаж;

Ленты;

Косые бейки;

Нитки;

Тесьма.

Раскрой изделия:

Раскраиваем три одинаковых полотнища - длина 65 см, ширина -40 см.

Считается, что самые древние виды понёв представляли собой три
несшитых полотнища.

Почему полотнищ было несколько, становится понятным, если учесть, что
ширина ткацкого станка была от 0,35 м.

Отделочные детали для уголков полотнищ юбки:

6 квадратов, размером 20смХ20см из шелковой ткани, которые
заутюживаются по диагонали

Обработка уголков полотнищ:

наметываются по два треугольника внизу каждого полотнища юбки,
затем наметывается бейка и тесьма, все это настрачивается швом 0,2см.


Обработка боковых швов юбки:

Обработка низа

Готовое изделие

Поневой называется предмет русского народного гардероба (юбка). Ее носили в основном замужние женщины. Народный костюм понева изготавливался из кусков различной материи, но чаще всего из шерсти с расцветкой в клетку. Носить его можно было также просватанным девушкам и при достижении зрелости.

Так что означает это слово? Оно с древнего славянского переводится как «кусок ткани» или «полотенце». Понева была очень популярна на юге Руси и в Беларуси. Ученые считают, что первые такие наряды возникли в девятнадцатом веке в деревнях. До этого момента женщины носили рубаху с удобным сарафаном.

Юбка-понева носилась с кичкой. Девочки до 15-16 лет носили рубахи до надевания поневы. Эти рубахи опоясывали поясами, изготовленными из шерсти. Обряд по надеванию юбки-поневы проводился при взрослении девочек. В нем обязательно участвовала мать. При этом обряде девушка практически «вскакивала» в эту юбку. С этого момента к ней можно было уже свободно посылать сватов.

В основном женщина, которая надела поневу, ее не снимала уже в течение своей жизни. Но с возрастом покрой менялся, а именно число ярг (кусочков ткани). В те времена у рядовой крестьянки было около 10-15 понев. Все они имели собственное предназначение (Рождество, Пасха, поездки, похороны и прочие поводы).

Ткань

Ткань изготавливалась на специальном станке, имевшем ширину около 35 см. Следовательно, в основном состояла понева из трех полотнищ. Надевать ее нужно было поверх рубахи, после чего следовало обернуть вокруг бедер гашником - шнуром из шерсти. Таким образом юбка укреплялась. Интересно, что то, как носили юбку, существенно отличалось в разных регионах. Иногда на нее надевали передник или фартук. Понева в зависимости от кроя могла быть «глухой» или «открытой». Первые - не распахивались, в то время как вторые делали это легко.

Как уже говорилось, русская понева имела несколько видов. Одним из них считалась юбка с прошвой - добавочный кусок, но уже остальных по ширине. Его нашивали с передней или боковой стороны. Прошва могла быть изначальной деталью, при этом она отличалась в любом случае по узору или ткани. Хотя понева с таким элементом гораздо позднее появилась. Между прочим, по прошве также можно было определить какие-то детали. Она являлась неким опознавательным знаком. Так, белая прошва с тонкой вышивкой говорила о том, что женщина горюет из-за чьей-то смерти.

Несшитая понева изготавливалась из 4 частей. При этом 3 были клетчатой расцветки, а из одноцветной шерсти изготавливалась прошва. Детали с помощью шнура-вздержки соединяли. Место, в котором была прошва, оформляли тканью с орнаментом или вышивкой.

Важна была также расцветка поневы. В основном она зависела от региона. Хотя теперь принадлежность сложно четко установить.

Что в себе таила юбка-понева?

Как уже выяснилось выше, понева - это юбка. По цветам и орнаментам ее можно было выяснить, сколько лет ее хозяйке, сколько у нее есть детей, какой имеет достаток и прочее. Эти юбки носили женщины до ХХ века. Длина поневы достигала середины голеней, реже доходила до щиколоток. Также это зависело от места проживания.

При этом если юбка во время работы мешала, ее можно было подворачивать или прятать за пояс. Это делали на работе и на различных праздниках. Таким образом женщина хвасталась искусно расшитым подолом. Изначально, как только данная одежда появилась, между собой составные части не сшивали. Они держались только при помощи пояса.

Виды понев

Юбки были двух видов: праздничные и повседневные. Последние изготавливались из грубой шерсти. Модели были достаточно короткими и имели немного украшений и узоров. Первые же являлись целым искусством! Для них брали качественную, дорогую шерсть. Для различных праздников она была длинной, обшитой тесьмой или кружевами, шнурами, усыпанной блестками.

При этом все эти элементы располагались не хаотично. Они размещались по вертикали и горизонтали строгими полосками (в местах стыков ткани). У молоденьких женщин юбки были самые яркие и расшитые. Ну и, соответственно, если возникает вопрос «что надевали поверх поневы?», то ответ на него один - ничего! Юбка сама являлась украшением для женщин.

Понева не была обычной одеждой. Целым обрядом сопровождалось одно ее надевание! А какие узоры, цвета, украшения, особенности ткани! В свое время понева была «опознавательным» знаком: по ней определяли, стала ли девочка взрослой, она сосватана или замужем уже. В то время женщины отличались огромной скромностью, чтобы говорить открыто о своем желании найти мужа.

Поклонники фильмов об истории Европы и исторических романов знают о «килте» - национальном наряде шотландских мужчин, кроме того, о том, что раньше определяли по характеру и цвету клеток килты, к какому клану принадлежал человек.

Но при этом мало кто знает, что и в нашей стране в начале двадцатого века по клеткам поневы можно было выявить уезд, губернию, а также деревню, откуда родом женщина.

Археологические находки подтверждают и данные этнографов. Данная традиция идет из глубины веков. Например, женщины племени вятичей, которое когда-то занимало Орловскую, Калужскую, Тамбовскую и Рязанскую области, предпочитали клетчатые синие поневы. А вот западнее клетки ее были уже красными.

На границе Тульской и Рязанской губерний понева - это юбка красного цвета. По ней пропущены чёрные и белые нити.

На севере Рязанской губернии понева - это юбка тёмно-синих или чёрных оттенков с клетками из белых и цветных нитей.

А около Касимова были актуальны красные юбки в клетку синего цвета.

Число же украшений, цвет вышивки и узор на наряде всегда говорили о достатке, детях хозяйки, а также о ее возрасте. То есть просто посмотрел на наряд, и сразу стало понятно, какой человек перед тобой стоит. Это отличительная черта русской одежды.

Развитие

Есть мнение, что древнейшие виды этих юбок представляли собой 3 несшитых полотнища. Как уже говорилось выше, ширина станка была 35 см, поэтому и полотнищ было несколько. Потом полотнища начали сшивать, оставляя только один разрез - на боку или спереди. В этом виде тёплые, удобные и нарядные поневы дожили в некоторых деревнях и до прошлого столетия.

Описание

Понева - это юбка, такая же по длине, как и простая рубаха - до щиколоток или икр. Это зависело от традиций определенной местности. В каких-то местах ее спускали ниже талии, или, напротив, старались поднять повыше. Для удобства во время работы углы юбки прятали. Называлось это - носить ее «кульком». Также поневы подворачивали на праздниках для демонстрации вышитого подола рубахи, о чем уже говорилось в статье выше.

Основные различия

Юбки различаются по расцветке и крою. По покрою выделяют распашные поневы, сбоку или спереди открытые и глухие, с прошвой.

Оба типа характерны областям юга России. Например, среди распашных понев в Смоленской губернии выделяется растополка. У нее одно полотнище находится спереди, а 2 сзади, поэтому открытыми оказываются сразу два бока. Также была разнополка, которая состояла из трех полотнищ различной длины. Из них короткое находилось справа, а 1/3 первого и третьего носили, отворачивая и потом перекидывая через пояс.

Интересно, что в Пензенской, Рязанской, Орловской, Калужской, Воронежской, Курской, Тамбовской губерниях юбка была спереди открыта; её носили, подтыкая за пояс углы. Вариантом была понева-плахта с небольшим разрезом спереди, которая была в Трубчевском и Севском уездах Орловской губернии. Она состояла из двух полотнищ, сшитых наполовину. В Орловской и Рязанской губерниях также носили гофрированную юбку.

Распашные поневы

Распашные поневы в народе называли «растополками» или «разнополками». Были и «глухие», сшитые полностью наподобие юбки. К трем традиционным полотнищам в этом случае добавлялось 4-е - «прошва». Делали его из другой материи, при этом оно было короче, и его надставляли снизу «подподольником» из части ткани, из которой делали остальные. Получалось внешне что-то вроде передничка.

Прошву украшали вышивкой, характер которой зависел от лет женщины - конечно, самые нарядные носили молодицы и незамужние девушки, пожилые же ограничивались полоской яркой тесьмы, расположенной по крайней части подола. При этом белая с черной вышивкой прошва была признаком траурного, «горемычного» наряда.

Поневы с прошвой - это, видимо, явление более позднее. Крестьянки, собираясь в город, распашную поневу распускали, поскольку было зазорным в городе ходить в подоткнутой юбке.

Понёвой (далее – понева) называется один из предметов исконно русского народного гардероба, а именно юбка. Носили ее исключительно замужние женщины и шили ее из кусков материи (чаще из шерсти клетчатой расцветки). Носить поневу можно было и уже просватанным девушкам, а также при достижении зрелости. Что же означает слово «понева»? Само слово переводится с древнего славянского как «полотенце» или «кусок ткани». Понева была популярна больше на юге Руси, а также в Белоруси. По данным ученых, первые поневы возникли в деревнях в девятнадцатом веке. До этого же женщинам приходилось носить рубаху с сарафаном.

Носить такую юбку-поневу было принято с кичкой. До надевания поневы девочки до пятнадцати-шестнадцати лет носили рубахи, которые опоясывали поясами из шерсти. При взрослении девочек проводился специальный обряд по надеванию поневы, к котором участвовала мать. Во время этого обряда девушка буквально «вскакивала» в юбку. После этого к девушке можно было посылать сватов.

Обычно женщина, надевшая поневу, уже не снимала ее в течение всей жизни. Однако с возрастом менялся покрой, а именно количество ярг (кусков ткани). У рядовой крестьянки в те времена было около десяти-пятнадцати понев. Каждая имела свое предназначение (Пасха , Рождество, похороны, поездки и другие поводы).

Разновидности понев по покрою и расцветке

Саму ткань делали на специальном станке, ширина которого была около 35 сантиметров. Поэтому чаще всего понева состояла из трех кусков (трехполая). Надевать юбку нужно было сверху рубахи, обернуть ее вокруг бедер. Специальным шнуром из шерсти – гашником, юбка укреплялась. То, как именно носили юбку, значительно отличалось в зависимости от региона. Иногда на поневу надевали фартук или передник. В зависимости от покроя понева могла быть «открытые» или «глухие». Первые – распахивались, а вторые – нет.

P> Одним из видов поневы была юбка с прошвой. Это так называемый добавочный кусок, но по ширине уже остальных. Нашивали его с боковой или передней стороны. Прошва могла быть и изначальной деталью, но в любом случае она отличалась по ткани или узору. Но понева с прошвой появилось гораздо позднее. Кстати, по прошве можно было также определить какие-то важные детали. Она была своеобразным опознавательным знаком. Например, белая прошва с вышивкой означала, что женщина оплакивает чью-то смерть.

Таким образом, «наборную» поневу изготавливали из четырех частей. Три – из клетчатой расцветки, прошву – из одноцветной шерсти. Детали соединяли при помощи шнура-вздержки. Место, где была прошва, украшали вышивкой или тканью с орнаментом.

Важна была и расцветка поневы. Обычно она была своя в зависимости от региона. Но теперь четко установить принадлежность сложно.

Были следующие виды понев:

  • Основной вид – ткань в синюю клетку. Могла быть открытой или глухой. Губернии, где ее носили: Рязанская, Курская, Пензенская, Тамбовская, Орловская, Воронежская.
  • Черная клетка преобладала в губерниях: Рязанская, Воронежская, Калужская.
  • Синюю и красную полосатую поневы носили в Мещерском районе, а также в губерниях: Рязанская, Тамбовская.
  • Красные поневы были в губерниях: Тульская, Воронежская, Смоленская, Орловская, Рязанская.
  • Темно-синяя и черная понева в клетку были популярны в Воронежской губернии.
  • Поневы, которые украшены замысловатыми узорами и орнаментами, женщины носили в Калужской и Рязанской областях.

Что таила в себе юбка-понева?

Интересно, что по орнаментам и цветам можно было определить сколько лет хозяйке, какой у нее достаток, сколько у нее детей и другое. Юбки-поневы носили женщины вплоть до двадцатого века. Длина поневы была до середины голеней и даже до щиколоток. Это также зависело от района проживания. Но, если юбка мешала во время работы, то можно было ее подворачивать или поднимать за пояс. Делали это не только на работе, но и на праздниках. Так женщина хвасталась красиво расшитым подолом. Вначале, как только эта одежда появилась, составные части между собой не сшивали. Держались они только с помощью пояса.

Поневы были двух видов: повседневные и праздничные. Первые шили из грубой шерсти, они были короткими и имели мало узоров и украшений. Вторые были целым искусством! Брали дорогую, качественную шерсть. Юбка-понева для праздников была длинной, вся усыпанная блестками, обшитая кружевами или тесьмой, шнурами. Но располагались все эти элементы не хаотично, а строгими полосками по горизонтали, и по вертикали (на месте стыков кусков ткани). Разумеется, у молоденьких женщин были самые расшитые и яркие поневы.

Таким образом, понева у наших предков была далеко не обычной одеждой. Одно только ее надевание сопровождалось целым обрядом. А какие цвета, узоры, особенности ткани, украшения! Понева в свое время была «опознавательным» признаком: по ней можно было определить стала ли девушка взрослой, сосватана она или уже замужем. Ведь женщины отличались большой скромностью, чтобы открыто говорить о своем желании выйти замуж.

Народные промыслы- Русский костюм

Возрождение интереса к национальным традициям, которое можно наблюдать в последнее время, привлекло внимание и к одежде людей прошлых веков, тем более многие детали давно исчезли из обихода. Например, понева - это женская юбка, которая была неотъемлемой частью костюма славянских женщин, а сейчас о ней практически забыли.

Что такое понева

Правильное звучание этого слова «понёва», а в некоторых местностях говорили и «понява». Происхождение его сейчас уже забылось. Но большинство историков и лингвистов считают, что понева — это полотнище, кусок ткани, пелена, и когда-то так называли не одежду, а материю. Хотя есть и другая трактовка, которая возводит название «понева» к слову «невеста», точнее, «поневеста». Возможно, именно данная точка зрения верна, так как эта распашная юбка надевалась замужними женщинами или просватанными девушками. Носилась она поверх нижней рубахи и имела длину до щиколоток, а иногда до икр, чтобы продемонстрировать вышивку на нижней рубашке.

Немного истории

Распашная, собранная на поясок юбка имеет очень древнее происхождение. Когда-то в далеком прошлом первой одеждой была шкура животного, а потом - кусок материи, обернутый вокруг бедер.

В старину у славянских народов понева являлась неотъемлемым атрибутом женской одежды и своеобразным символом нелегкой доли мужней жены. Первую поневу дарила мать, и нередко это был особый обряд, своеобразная инициация, символизирующая вступление девушки во взрослую жизнь. В некоторых областях ритуал надевания этой юбки выполняли подружки девушки, а иногда и брат.

Но позднее, где-то века с XV, понева начала считаться исключительно крестьянской одеждой, а словом «поневница» в кругах дворянства и особенно купечества стали презрительно называть женщин низкого происхождения и селянок.


А в XIX веке надевание поневы даже в деревнях окончательно стало символическим. Девушкам во время сватовства или сразу после него эту юбку еще надевали, но в обыденной жизни она носилась редко.

Простота и удобство

Как выглядела понева? Фото хорошо демонстрирует, что это был простой прямоугольный кусок ткани. Он оборачивался вокруг бедер и завязывался шнурком - гашником (или гасником) спереди или сбоку. Концы юбки можно было подворачивать, например, во время работы в поле или для того, чтобы похвалиться богатой вышивкой на рубахе. Такой способ ношения поневы назывался «кульком».

Русская понева проста и функциональна. С одной стороны, для ее изготовления не требуется специальных умений и талантов. С другой - это очень удобная одежда. Шилась юбка из плотной ткани, чаще всего шерстяной. Хоть иногда шерстяную нитку использовали только для утков, а для основы брали конопляную или льняную. В такой одежде было тепло, что немаловажно в холодном климате. Но незамысловатая простота кроя искупалась богатым декором, который служил не только украшением, но имел и сложное символическое значение.

Знаки и символы

В прошлом жизнь людей была наполнена разнообразной символикой. Важные для человека сакральные знаки наносились на утварь, вырезались на причелинах домов, вышивались на рушниках. По украшениям, оберегам и амулетам можно было понять социальный статус человека, его принадлежность к роду, семейное положение и даже возраст.

Не менее символичен и традиционный костюм. Понева - это важная часть женской одежды, она украшалась символами жизни и плодородия, солярными знаками и растительным орнаментом.

Сам материал для поневы обязательно имел рисунок - клетку разных цветов. Пересечение вертикальных и горизонтальных полос, образующее квадраты или ромбы - это древнейший земледельческий символ плодородия, знак засеянного поля. Его чаще всего можно видеть в украшениях и вышивке женской одежды.

Понева богато украшалась тесьмой. Она пришивалась по подолу и боковинам иногда в несколько рядов. На ней вышивался растительный орнамент и солярные знаки в виде крестов, коловоротов и птиц. Иногда тесьма делалась из браного полотна, то есть тканого с узорами. Она была предметом гордости, ведь все делалось своими руками.

Пожилые женщины спарывали со своих понев разноцветную тесьму, оставляя одну узкую полоску.

Виды понев

Юбка понева имела четыре разновидности в зависимости от характера кроя.

  1. Трехполая, состоящая из трех несшитых полотнищ, которые скреплялись пояском-гашником. Как считают историки костюма, такой юбка была первоначально, когда устройство не позволяло соткать широкое полотно.
  2. Распашная, в народе такие называли «разнополками». В этом случае три куска ткани сшивались в одно прямоугольное полотно. Носились эти поневы разрезом на боку или спереди.
  3. Глухая - три куска материи сшивались «глухо», то есть понева превращалась в обычную юбку.
  4. Глухая с прошвой. Прошва - это четвертый кусок ткани, как правило, из другого материала и другого цвета. Она обычно вставлялась в переднюю часть поневы, делалась короче и украшалась тесьмой или кружевом. Получалось что-то типа передника. Иногда прошву покрывали вышивкой.

Расцветка и ее значение

Понева - это не простая юбка. По цвету материала и клетки можно было понять происхождение женщины. Так, в Тульской, Тамбовской и Рязанской губерний, где в древности жило племя вятичей, предпочитали поневы темно-синего цвета, а севернее Рязани - черные. Полоски, образующие клетки, ткались цветными или белыми. А вот в районе города Касимова преобладали красные поневы в синюю клетку. Такого же цвета поневы носили в Орловской, Смоленской и Воронежской областях.

Цвет полосок, образующий клетки, мог быть разный, но обязательно присутствовали белые, черные и красные полосы - три основных, почитаемых славянами цвета.

Понева своими руками

В прошлом каждая женщина знала, как сшить поневу, выкройка ей для этого не требовалась. Действительно, какая может быть выкройка у обычного прямоугольного, пусть и составного, полотнища? Единственная, да и то небольшая хитрость - вставить поясок-гашник в верхнюю часть юбки. Получалась своеобразная вздержка.

Такие пояски можно сделать кручеными из шерстяных или льняных ниток в виде шнура или из тонкой тесьмы, украшенной кистями.

Если все же не понятно, как кроится понева, фото поможет в этом разобраться. На нем показаны выкройки двух видов юбок: с прошвой и простой распашной. В первом случае косыми крестами обозначена прошва, а по линии штриха вставлялся пояс-гашник.


Для украшения поневы подойдет и вышивка, и бисер, и обязательно тесьма или кружево, хоть оно раньше в таких юбках использовалось редко: для крестьян это было слишком дорого, а свое кружево плели не везде.

Несмотря на то, что понева была преимущественно повседневной одеждой, она выполняла и эстетические функции. Разнообразная вышивка, узорное полотно и яркие сочетания красного, синего, белого и зеленого цветов делали эту юбку настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.

Понёва - по мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса». Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, - разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию (см. главу «Взросление»). Недаром ещё недавно в русском языке существовало особое выражение о наступлении физического взросления девочки- «рубаху сняла». Видимо, первоначально имелась в виду замена детской рубашонки взрослой одеждой, понёвой. Когда же древний обряд стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней. Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам со значением «натягивать», «надевать».

По всей вероятности, древнейшие понёвы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез - спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, тёплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, - до щиколоток или до икр, смотря как было принято в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось - носить понёву «кульком». Подворачивали понёвы и на праздниках - с целью показать богато вышитый подол рубахи.
Самые разукрашенные поневы носили замужние женщины до рождения первенца, но широкую известность получили куполообразные юбки.
В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое - «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю поиёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно незамужние девушки и модницы, пожилые ограничивались плоской цветной тесьмой по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного, траурного наряда»


Классификацию понев по характеру ткани и технике изготовления даст Б. А. Куфтин, пользуясь данными севера Рязанской губ. Эта клас­сификация применима к поневе вообще:

1. Понева из легкой шерстяной ткани (тканная при помощи двух ре­мизок), черного или темносинего цвета, с клетками из белых или цветных нитей, пропущенных в утке и в основе, широко распространена у южных великорусов. Местами встречается красная расцветка фона, по которому пропущены белые, черные и другие нити, образующие клетки или шашки (Тульская, Рязанская области).
-2. Понева (тканная на 4 подножках) состоит из двойной ткани, сверху шерстяной, снизу портяной; оба эти слоя соединяются в процессе тканья один с другим сложным геометрическим узором (из портяных нитей), выступающим на лицевой (шерстяной) стороне ткани. Фон красный, с синими полосами в основе и утке, составляющими при пересечении шашки (встречается в б. Касимовском уезде Рязанской губ.).
-3. Понева из тяжелой толстой ординарной ткани с портяной основой (белой посконной ссученой вдвое нити) и шерстяным утком. Уток приби­вается так плотно, что нити основы не видны.

Имеются три разновидности поневы этого типа:

А) тяжелая браная с узором из портяных нитей по плотной красной с синими полосами ткани;
-б) тяжелая красная с синими поперечными полосами, без браного узора; ткань этой поневы Б. А. Куфтин считает упрощением тяжелой браной ткани.
-в) однотонная синяя с красной каймой на подоле, так называемая синятка (кроме Рязанской, отмечена еще и в Калужской обл.).

Наряду с браной поневой, которую надевали как праздничную пре­имущественно молодые женщины, носили и легкую шерстяную поневу с шашечным узором красного цвета из ткани простого переплетения - «простушку». Женщина, достигшая 40-45 ле;г, обычно меняла тяжелую поневу на клетчатую «простушку»

Если кто-то думает что понёвы это одежда исключительно наших прабабушек, то представьте себе насколько удобная и практичная это вещь, и возможно вы сотворите понёву для себя уже на современный лад, отлично вписывающуюся в повседневную жизнь.


Что же удобного и практичного в понёве?

Этот вид одежды является оберегом для женских детородных органов - ведь благодаря ей они постоянно находятся в тепле. Так же понёва предполагает ношение нижней юбки, платья или рубахи - а когда на девице надето несколько юбок - то женская сила отлично накапливается и сберегается для нас самих и нашего единственного суженного. Понёва так же является оберегом от лишнего внимания посторонних людей, в много людном месте. А если это понёва повседневная, то отлично выполняет задачу передника.

Все кто читал исторические романы, знает о «килте» – мужской юбке горцев Шотландии – и о том, что по характеру и цвету его клеток знатоки умели точно определить, к какой родовой общине (клану) принадлежал одетый в килт человек. Но далеко не всем известно, что и в России еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные понёвы в синюю клетку. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков - к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.

А вот близкие соседи славян - скандинавы, финно-угры и балты - предпочитали совсем другой вид женской одежды. У них она состояла из двух полотнищ - сзади и спереди, - соединённых поверх рубахи наплечными лямками, часто на пряжках. Учёные пишут, что эта одежда оказала определённое влияние на русский костюм: под её воздействием к середине или концу XIV века появилось то, что мы называем теперь «сарафаном». Только вот именовали его тогда по-другому - «саян», «ферязь», «шушун» и так далее. А «сарафаном» до XVII века называлась... Мужская длинная верхняя распашная одежда. На женское платье это слово перешло потом.