25 июня какой праздник в башкирии. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям

Крещение ребенка – это не только знаменательное событие в семье каждого верующего, но еще и головная боль для крестных родителей и гостей по поводу того, что можно подарить на крестины малышу. Ведь хочется, чтобы презент был не только уместным, но еще и максимально полезным.

Кто-то отдает предпочтение «заезженным» подаркам, а для кого-то принципиально важно, чтобы дар был символичным или принимал участие в самом осуществлении ритуала. Рассмотрим все возможные варианты презентов, что дарят на крестины.

Традиционные подарки на крестины

Крестины по православным традициям являются вторым рождением ребенка. Как и на любой другой праздник принято в этот день виновнику торжества преподносить дары. Можно, конечно, обойтись стандартным набором игрушек, одеждой или сладостями. Но гораздо интереснее выбрать такой подарок для малыша, который станет символичным и будет напоминать об этом важном событии.

Самыми распространенными традиционными подарками на крещение девочке или мальчику можно считать следующие:

Этот подарок весьма полезен, ведь из ложечки можно потом кормить малыша. Используется такой предмет и для обеззараживания воды, для чего достаточно опустить его в банку с водой. На ложечке можно сделать гравировку с именем малыша.

Подмечено, что у тех деток, которые пользовались в детстве серебряной посудой, молочные зубки не чернеют.

Такой подарок является одним из самых важных. Не зная, какую икону подарить на крестины, можно остановить свой выбор на иконе с изображением Ангела Хранителя. Ставят ее обычно у колыбельки, считая, что в этом случае сон у малыша будет крепким и безмятежным. Подойдет в качестве подарка и любая икона Богородицы. Можно преподнести икону Николая Чудотворца. Отлично подойдет в качестве дара икона с изображением лика святого – покровителя малыша.

  • Детская Библия

Календарь знаменательных и памятных дат Республики Башкортостан на 2017 год

Мусульмане Башкортостана вместе со своими единоверцами во всем мире встречают первый день нового 1436 года по Хиджре. Мусульманское летоисчисление ведется по лунным годам с момента переселения пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину - в 622 году по григорианскому (солнечному) календарю. Именно это событие и называется Хиджрой.

Первым месяцем мусульманского календаря является Мухаррам. Считается, что как человек проведет его, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев. Мухаррам - один из четырех месяцев, в течение которых Аллах строго запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. Это время покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести первый месяц нового года в служении Аллаху. В одном из изречений Пророка Мухаммада говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении сказано: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается, как за 30 постов». Наилучшими днями для поста считаются 1, 2, 9, 10 числа месяца Мухаррам.

Календарь Хиджры является общим для мусульман всего мира. В некоторых странах он является официальным календарем, а для остальных играет роль религиозного календаря, по которому определяются новый год, исламские праздники, начало и конец Священного Рамадана, а также время хаджа.

23 февраля в Башкортостане отмечают День защитника Отечества. Как и во всей России, в Башкортостане доблестная ратная служба является традицией, уходящей корнями в глубину веков. В народных сказаниях отражены подвиги 20 башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 г. Более 700 тысяч воинов направил Башкортостан на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками; 309 662 человека пали на полях сражений. На территории республики были сформированы и начали свой боевой поход более 20 соединений и частей. Более 500 тысяч наших земляков было награждено орденами и медалями, 278 - стали Героями Советского Союза, 37 - полными кавалерами ордена Славы, дважды Героем Советского Союза стал летчик-штурмовик Муса Гареев.

1 января 2007 года в республике насчитывалось более 18 тысяч участников Великой Отечественной войны, из них пятеро носят звание Героя Советского Союза, трое - полного кавалера ордена Славы. В афганской войне участвовало более девяти тысяч наших земляков, а в контртеррористической операции на Северном Кавказе приняли участие уже более 14 тысяч уроженцев республики. За мужество и образцовое выполнение воинского долга награждено государственными наградами 1599 воинов-афганцев и 1254 участников контртеррористической операции. В 2006 году одному военнослужащему из Башкортостана был вручен Орден Почета, 36-ти - Орден Мужества, 92-м - медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, 23-м - Медаль "За отвагу", 56-ти - медаль "За спасение погибавших", девяти - Медаль Суворова, одному - Медаль Жукова.

Эстафета поколений не прерывается. Только в прошлом году в военные училища поступили около 500 юношей, избравших профессию офицера, а всего в военных образовательных учреждениях страны обучается свыше 1500 курсантов из Башкортостана. Народ многонационального Башкортостана, соединив свою судьбу с судьбой России, всегда стоял и стоит на защите рубежей единого Отечества.

25 февраля 1992 года Верховный Совет Башкирской ССР принял закон об изменении наименования республики, согласно которому она была переименована в Республику Башкортостан, и утвердил новый флаг, ставший одним из официальных символов ее государственности. Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными равновеликими по ширине полосами зеленого, белого и синего цветов (снизу вверх).

В законе о Государственной символике Республики Башкортостан раскрывается значение цветов флага: зеленый - означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов республики; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Считается, что зеленый цвет - цвет ислама. В центре белой полосы флага золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков указывают на семь родов, по преданию, положивших начало единению народов Башкортостана на его территории.

За прошедшие годы Государственный флаг Башкортостана стал неотъемлемым и привычным атрибутом государственной и общественной жизни республики. Он известен и за пределами Башкортостана - развевается над зданиями представительств республики в регионах страны, сопутствует нашим официальным делегациям в ближнем и дальнем зарубежье.

В день весеннего равноденствия отмечается необычный для жителей Башкирии Новый год - Навруз. Этот день у многих народов Евразии знаменует приход весны и обновление природы. Весенний новогодний праздник равноденствия зародился в Иране более трёх тысячелетий назад и со временем распространился по всем сопредельным странам Востока. Его отмечают в основном тюркоязычные народы мусульманского вероисповедания.

В Башкирии весенний Новый год отмечают уже на протяжении 14 лет по инициативе Дома дружбы народов совместно с Министерством культуры республики. Как древнейший земледельческий праздник, Навруз связан с началом сельскохозяйственных работ. На праздничный стол выкладывали лепёшки из различных злаков - пшеницы, ячменя, просо, кукурузы, а также фасоли, чечевицы и риса. По древнему обычаю, перед началом нового года, до прихода Навруза люди должны тщательно убраться в доме, навести порядок во дворах и огороде, обязательно рассчитаться с долгами. На сам праздник принято готовить кушанья из семи продуктов растительного происхождения, щедро накрывать столы и ходить в гости.

Май - Йыйнын

В древние времена так называлось народное собрание, где справедливо решались важнейшие вопросы. А в конце обсуждений устраивались праздничные гулянья. Со временем народное собрание утратило первоначальные полномочия, но праздник в народе чтят и отмечают в дни летнего солнцестояния. В разных местах этот праздник отмечают по-разному.

Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан, с целью поддержки и развития национального кинематографа, 25 мая 1990 года была создана киностудия «Башкортостан». Организатор и первый директор - кинорежиссер Амир Габдульманович Абдразаков. Ко времени создания Союза, киностудия уже имела в арсенале 15 хроникально-документальных, 3 художественных, 3 анимационных фильмов, один из которых был удостоен Первой премии на кинофестивале Париж-Екатеринбург “Молодое кино Урала”. Сегодня коллективу киностудии еще многое предстоит сделать как в творческом плане, так и по строительству современного комплекса производственных зданий киностудии. В 2008 году фирма ЗАО Проектный институт «Башкиргражданпроект» приступила к проектированию нового комплекса Киностудии «Башкортостан».

Залогом будущего развития кинематографии Республики Башкортостан является целевая подготовка молодых специалистов в ведущих творческих вузах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, осуществляемая Министерством культуры Республики Башкортостан. В настоящее время в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения обучаются башкирские студенты - будущие кинорежиссеры, звукорежиссеры, кинооператоры, инженеры и экономисты Киностудии «Башкортостан».

Рамадан принято считать временем поста - уразы и покаяния. Рамадан 2015 - не исключение. Само собой разумеется, что возникнет вопрос о целесообразности и значимости поста. Ответ на этот вопрос уходит в глубь исламских догм. Вся религия Ислам зиждется на пяти столпах веры, а именно: "шахада"(откровение о том, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк), поста в Рамадан," закята"(выплаты на благо мусульман), намаза и хаджа.

Как видно, пост является очень значимым действом в Исламе. Еще одной причиной поста является стяжание собственного "нафса", то есть борьба с собственными пороками и грехами, по мнению исламских богословов, да и христианских в том числе, именно пост и молитва ведут человека к просветлению и избавлению от тягот грехов и страстей. И еще одна очень важная причина - это огромная польза поста и голодания с точки зрения медицины.

Правила поста подразумевают отказ от пищи при свете дня, то есть можно потреблять практически любую пищу, которая не является харамом (запретом), но только после наступления темноты, то есть после прочтения ночной намаза - тахаджут или ишы. Время, когда можно потреблять пищу, именуется "сухур". При этом, если мусульманин непреднамеренно и случайно употребил пищу, то пост может быть продолжен. Так же на пост не влияют чистка зубов, пломбирование пломб, купания, донорская сдача крови. Необходимо помнить об одном, пост без молитвы не будет считаться полностью соблюденным постом.

Одной из важных дат в дни священного месяца является ночь Предопределения (Ляйлят-уль-Кадар), обычно, эта ночь выпадает на последние 10 дней месяца. Эта ночь знаменуется тем, что именно в это время пророк Мухаммед получил последние суры Корана в пещере близ Мекки. После окончания месяца Рамадан следует праздник окончания поста - Ураза Байрам. Месяц Рамадан в 2015 году увенчается Уразой-Байрамом 20 июля.

День города Уфа отмечает 12 июня. Город Уфа - основан в 1574 году. Город расположен на берегу реки Белой, при впадении в неё рек Уфа и Дёма, на Прибельской увалисто-волнистой равнине, в 100 км к западу от хребтов Башкирского (Южного) Урала. Уфа сегодня – крупнейший центр нефтепереработки в Поволжье и на Урале, крупный транспортный узел, научный, культурный и религиозный центр России. Основные религиозные конфессии – ислам и православное христианство.

Самое высокое здание в городе – офис банка «Уралсиб». Это 26-этажное здание высотой 100,5 метров. Уфа – самый зелёный в России город-миллионник. На одного жителя приходится 202 кв.м зелёных насаждений. В Уфе улица Свободы заканчивается «Тупиком Свободы». День города отмечается в Уфе 12 июня, одновременно с двумя другими значимыми праздниками: Днем России и Днями Салавата Юлаева. Как и всякий день рождения, День города – самый яркий и долгожданный праздник, в честь которого для жителей и гостей столицы каждый год готовится разнообразная праздничная программа.

Основанием для учреждения праздника стал выход в 1917 году первого официального государственного печатного издания «Мухбир» («Известия»). Это издание выпускалось по инициативе башкирских делегатов I Всероссийского мусульманского съезда. Выход этого номера стал началом нового этапа в истории башкир. Указом Президента РБ от 14 июня 1998 года этот день был объявлен Днём работников печати и информации Республики Башкортостан.

По состоянию на 01 января 2010 года в Республике Башкортостан зарегистрировано 1016 периодических печатных изданий различной формы собственности. Из зарегистрированных СМИ периодически выпускаются 394 наименования газет и журналов, а также 71 издание без регистрации тиражом до 1 000 экземпляров. Многие издания являются обладателями Знака отличия «Золотой фонд прессы». Башкирское спутниковое телевидение вещает 18 часов в сутки на всей территории республики и охватывает также ближайшие регионы.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О культуре» с 2000 года в знак признания заслуг работников культуры был установлен профессиональный праздник - День работников культуры Республики Башкортостан, который отмечается ежегодно в третье воскресенье июня. По состоянию на начало 2014 года сфера культуры включает более четырех тысяч государственных учреждений культуры. В настоящее время в республике действуют два театрально-концертных объединения, 10 театров, четыре концертные организации, киностудия «Башкортостан», 134 детские музыкальные и художественные школы и школы искусств, девять образовательных учреждений среднего профессионального образования, 23 парка культуры и отдыха, 93 музея, шесть государственных кинотеатров, Дом дружбы народов, 16 историко-культурных центров. Общая численность работников культуры и искусства составляет 20,8 тысячи человек.

Республика Башкортостан занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по количеству культурно-досуговых, библиотечных учреждений, театров. Первостепенное внимание в Башкортостане уделяется модернизации учреждений культуры и искусства, укреплению их материально-технической базы, вовлечению в культурную деятельность всех слоев населения, поддержке талантливых детей, развитию кадрового потенциала, конкурентоспособности предоставляемых услуг.

Жители Башкирии отметят праздник Ураза-байрам, знаменующий окончание поста в месяц Рамадан. Этот один из самых значимых религиозных праздников в исламе принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Ураза-байрам - это особый праздник, знаменующий окончание мусульманского поста. Верующие встречают день утренним ид-намазом - праздничной молитвой, готовят традиционные блюда и приглашают гостей, дают фитр-садаку (жертвуют деньги нуждающимся).

Уразе-байраму целый месяц предшествует пост. Есть можно только перед рассветом и после заката, но при свете дня пить и есть, совершать близость супругам запрещается. Соблюдение поста (уразы) по всем правилам очищает мусульманина и физически (от вредных накоплений в организме), и духовно (от лени, беззаботности). Пост помогает сытому понять состояние голодных, осознать и оценить милость Всевышнего, которой Он одаряет Своих рабов.

В сам праздник Ураза-байрам во всех мечетях проходят торжественные богослужения; после молитвы и восхваления Аллаха люди поздравляют друг друга, угощают пловом с бараниной, другими блюдами, сладостями, приглашают в гости. Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» («Благословенного праздника!»).

7 августа – День открытия Монумента Дружбы в честь 400-летия добровольного присоединения Башкортостана к Русскому государству

Когда Башкирия отмечала 400-летний юбилей объединения с Россией, 14 июня 1957 года состоялась торжественная закладка памятника в честь объединения Башкирии и России. Здесь установили мраморную доску: «Здесь будет сооружен монумент в память 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству».

Торжественное открытие монумента Дружбы, собравшее десятки тысяч человек, состоялось 7 августа 1965 года. На открытии выступил и знаменитый башкирский поэт Мустай Карим.

Идею дружбы символизируют две высокие вертикальные стелы из розового гранита. По форме они имеют форму меча, закопанного рукоятью в землю. Высота памятника – 35 метров. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами из серого гранита. У основания памятника – бронзовые скульптуры двух женщин. Русская и башкирка показаны величаво сидящими по разные стороны от «меча», вполоборота друг к другу. В руках женщины протягивают лавровые венки, считающиеся символом мира. Они символизируют собой Россию и Башкирию. На памятнике высечена дата «1557 – 1957» и слова «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов».

Также на монументе закреплены несколько чугунных барельефов, на одном изображен момент принятия башкирскими биями русского подданства. На других – рукопожатие двух рабочих - русского и башкира, символика строительства, сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Кстати, у памятника очень обширный и сложный фундамент диаметром 13 и высотой 6 метров. Благодаря этому центр тяжести этого высокого памятника находится под землей. Это придает монументу невероятную устойчивость. Над памятником трудилось сразу несколько человек: скульпторы М.Ф. Бабурин и Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев и Г.И. Гаврилов. Все они москвичи. Отливали скульптуры на ленинградском заводе «Монумент-скульптура».

В 1974 году Совет Министров РСФСР присвоил монументу Дружбы статус памятника государственного значения.

У монумента Дружбы, расположенного на высоком берегу, прекрасная обзорная площадка. Отсюда хороший вид на реку Белую (Агидель), на мост через нее, старые районы Уфы. К Белой от монумента Дружбы спускается широкая каменная лестница. Около монумента Дружбы находится городской пляж на реке Белой и пристань теплоходов.

Для Башкортостана - одного из самых «медовых» российских регионов - это особый день. Пчеловодство в регионе имеет глубокие исторические корни, тысячелетний опыт и традиции. Оно прошло все периоды - вначале это был промысловый сбор меда, затем - бортничество и колодное пасечное хозяйство, сейчас - рамочное пчеловодство. Развитию этого направления способствует множество факторов: уникальные природно-климатические условия, хорошо адаптированная к ним башкирская популяция медоносных пчел, мастерство пчеловодов. Помимо этого, имеются специальные образовательные учреждения по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли и предприятия по производству пчелоинвентаря и вощины.

Сейчас по основным показателям пчеловодства Башкортостан занимает одно из ведущих мест в России. А по количеству пчелиных семей и объемам производства товарного меда республика в прошлом году была лидером. Сейчас в республике в хозяйствах всех форм собственности насчитывается около 248,1 тысячи пчелиных семей. За год их численность возросла на пять процентов. Особенно значительно - сразу на десять процентов - увеличилось число пчелиных семей на сельхозпредприятиях. Но по абсолютному показателю впереди личные подсобные хозяйства, где содержатся 228 тысяч пчелосемей. В прошлом году в Башкортостане было произведено более 5,3 тысячи тонн товарного меда. Это на 7,7 процента больше, чем годом ранее. И, конечно, наибольший объем приходится на частные подворья - свыше 4,4 тысячи тонн.

Многое делается в республике для развития самобытного направления. В 1995 году в Башкортостане был принят закон "О пчеловодстве". В соответствии с законом «О пчеловодстве» для решения научно-производственных задач в республике создано государственное учреждение «Башкирский научно- исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии». При нем успешно функционируют пять научно-экспериментальных станций по пчеловодству, призванных сохранить ценнейший генофонд уникальной башкирской популяции пчел. С 1998 года ежегодно проводятся республиканские конкурсы пчеловодов. Традиционными стали ярмарки «Медовый Башкортостан». Они уже четвертый год подряд собирают в Уфе на большой медовый праздник сотни пчеловодов из всех районов республики.

В России множество прекрасных и интересных мест, одним из таких уголков является Башкирия. Эта республика славится удивительной природой, развитой экономикой, национальным колоритом и другими особенностями. День Республики, который празднуют 11 октября, - это самое подходящее время для того, чтобы посетить Башкирию.

Общая информация

Чтобы узнать, какой в Башкирии 11 октября праздник, достаточно открыть календарь или просто прочитать эту статью. Жители Башкортостана 11 октября с большим размахом празднуют День Республики. В 1990 году именно в этот день была провозглашена Декларация о гос. суверенитете.

История праздника

В 1990 году (12 июня) на съезде народных депутатов РСФСР приняли Декларацию о гос. суверенитете РСФСР. Это подтолкнуло руководство Башкирии к разработке и созданию аналогичного документа.

В августе 1990 года в Уфу (главный город Башкортостана) приезжал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин. Он выступил на митинге и, обратившись к его участникам, призвал их взять ту часть власти, которую они сами смогут "проглотить". Осенью (11 октября) 1990 г. была подписана Декларация о гос. суверенитете Башкирской АССР. В этом документе были закреплены основные постулаты государственного и общественно-политического устройства Республики. Не сложно догадаться, какой в Башкирии праздник 11 октября стали отмечать, - это День Республики.

Как празднуют День Республики в Башкирии

У каждого праздника есть свои ритуалы. Традиционно считается выходным и праздничным днем 11 октября в Башкирии. Какой праздник обходится без пышного застолья, танцев и развлечений? И День Республики в Башкортостане не стал исключением.

Ежегодно в этот день проходят выставки, ярмарки, народные гулянья и концерты. Как правило, День Республики отмечают с размахом. Завершает торжество сказочный салют в честь одного из главных праздников в Башкирии. На какой 11 октября 2017 г. площади провести гуляния, долго не думали и решили организовать ее вновь на центральной площади города Уфы, так же как и в 2016 году.

Для всех желающих увидеть традиционные башкирские наряды, послушать народные песни и вкусить национальные сладости вход на праздник свободный. Башкирский мед обладает уникальными свойствами и приятным вкусом, его должен попробовать каждый, ведь это бренд Республики.

Где находится Башкортостан

Башкортостан является частью Приволжского федерального округа. А также входит в состав Уральского экономического района. Шесть субъектов Российской Федерации граничат с Республикой Башкортостан: Челябинская, Свердловская и Оренбургская области, Удмуртская Республика, Пермский край, Республика Татарстан.

Не только местные знают, какой в Башкирии праздник 11 октября, но и многие жители соседних субъектов Федерации. У Республики сильные экономические связи с соседями. Поэтому если в Башкирии праздничный день, то это не может остаться незамеченным для граничащих с ней регионов.

Чем славится Башкирия

Башкирский край - это удивительное место, о котором можно рассказывать часами. Очень интересна история Башкирии, культурные традиции и национальный характер местных жителей. Здесь чудесная природа. Республика довольно успешна во многих направлениях и отраслях экономики.

Погружаясь в историю Башкирии, надо сказать, что первые люди появились здесь еще за 10 тысяч лет до н. э. Башкирия получила свое название в честь народа, который жил на этой земле. Они отличались неистовым желанием сохранить свою автономию. Даже древнегреческий историк Геродот называл их «самостоятельным народом». Сложно представить, но в эпоху правления Золотой Орды они смогли отстоять право территориальной автономии.

К России Башкирия присоединилась в 16-м веке. Этот союз был добровольным и выгодным для обеих сторон. В 1990 году Башкирии был присвоен статус Республики. Как уже было сказано выше, этому событию посвящен День Республики. Теперь каждый знает, какой в Башкирии 11 октября праздник. В 2016 и 2017 годах это торжество отмечалось с еще большим размахом, чем раньше.

Республика Башкортостан славится своими памятниками природы. Национальный парк «Башкирия» раскинулся на 79 тысяч гектаров. На его территории растет множество редких растений. Еще один памятник природы - знаменитая «Русская Швейцария», основанная предпринимателем Иваном Каньшиным в 1892 году. Это кумысолечебница, которая со временем превратилась в санаторий.

Уникальность Башкирии заключается еще и в правильном ведении экономики региона. Промышленность и хозяйство имеют ключевое значение. Наиболее успешными считаются такие отрасли, как нефтедобыча, животноводство, производство меда и молока.

Башкирия напрямую торгует более чем со ста странами мира. В религиозной сфере здесь царит толерантность. Только на территории Уфы находится более 22 храмов различных конфессий. Башкиры - очень открытый народ, но, тем не менее, крайне трепетно относятся к своему суверенитету. Поэтому, если спросить у местных жителей накануне 11 октября: «Какой завтра праздник в Башкирии?», - то каждый, не задумываясь, ответит: «Башкортостан празднует День Республики».

Аулак (аулаҡ), аулакий (аулаҡ өй, баш., букв. - свободный дом), у башкир традиц. обычай молодёжи собираться для совм. работы и развлечений. Проводился в осеннезимний период,...

Бишектуй (бишек туйы, от баш. бишек - колыбель, туй - свадьба, праздник), 1) у башкир родинный обряд, символизирующий принятие новорождённого в общество и наделение его жилищем (колыбелью). Устраивался...

Двунадесятые праздники , 12 важнейших (наряду с Пасхой) православных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа (8 Господских) и Божией Матери (4 Богородичных). Отличаются особой торжественностью...

Игры народные , исторически сложившиеся занятия (забавы, зрелища, увеселения, спорт., танц., песенные и др. состязания), имеющие развлекат. основу и отражающие традиц. мировоззрение, верования, обычаи, развитие...

Имянаречение (исем ҡушыу, от баш. исем - имя, ҡушыу - наречение), у башкир родинный обряд наречения новорождённого именем. Устраивается на 3-й, 7-й или 40-й день после рождения ребёнка;...

Йыйын , башкирский традиционный праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений. Проводился летом (после сева до уборки урожая) на поляне или на возвышенном месте. На Й. собирались жители одного...

Каз умахэ (ҡаҙ өмәһе, от баш. ҡаҙ - гусь, өмә - помочь), у башкир традиц. обычай взаимопомощи (см. Помочь) по...

Калым (калым), калын (ҡалын), у тюрк. и монг. народов плата за невесту как одно из условий брака, восходящее к нормам обычного права. У башкир размер К. обговаривался во время сватовства,...

Калын (ҡалын), калын алыу (калын алыу, баш., букв. - получение калына), у башкир традиц. свадебный обряд, связанный с передачей скота в уплату калыма. Проводился на стороне жениха после гл....

Каргатуй (ҡарға туйы, от баш. карға - ворона, туй - праздник, свадьба), карга буткахы (ҡарга бутҡаһы, от баш. ҡарға - ворона,...

Курбан-байрам (тюрк. праздник жертвоприношения), один из важнейших мусульманских праздников. Начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджа (12-й месяц мусульманского календаря) в день завершения хаджа, длится 3-4...

Кякук сяйе (кәкүк сәйе, от баш. кәкүк - кукушка, сәй - чай), у башкир обрядовый праздник, посв. встрече весны. Проводился в весенне-летний период (с...

Майдан (майҙан; перс. - площадь), у башкир традиц. праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений (см. Иыйын). Проводился в конце мая (после посевных работ) на поляне или возвышенном...

Международный фестиваль балетного искусства им. Р.Нуреева . Проводится ежегодно с 1993 (кроме 1996-97) в Уфе. В 2003 фестиваль включён в федер. программу «Культура России». Среди участников фестиваля - труппа «Юрий Григорович балет» (худ. рук....

Мусульманские праздники , знаменательные дни мусульманского календаря. К М.п. относятся Мухаррам (27-е число месяца сафар) - Новый год (см. Хиджра); Маулид - рождение пророка Мухаммада (дата неизвестна, поэтому приурочен ко...

Нардуган (нардуған), у башкир традиц. праздник, посв. Солнцу (нар, перс. - солнце). Проводился 2 раза в год. Зимний Н. (ҡышҡы нардуган), знаменующий начало увеличения...

Науруз (перс.), у башкир традиц. праздник, посв. встрече нового года по солнечному календарю. Происхождение праздника, предполож., связано с зороастризмом. Начинался 21 марта, в день весеннего...

Обычаи (йола, ғөрөф-ғәҙәт), традиционно установившиеся правила соц. поведения. О. являются одним из осн. способов регуляции обществ....

Пасха (греч. páscha), один из иудейских и христ. праздников. Первонач. П. - праздник др.-иудейских племён. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, связана с ожиданием Мессии, в...

Погребальные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с охраной покойного (мәйетте һаҡлау), подготовкой к погребению (мәйетте йыйыу), проводами (мәйетте...

Помочь (өмә), у башкир обычай взаимопомощи, одна из норм взаимоотношений в общине. Наиб. значимой формой П. являлся совместный труд по благоустройству селений (см. Аул), стр-ву дорог и...

Посиделки (ултырма, кис ултырыу), у башкир традиц. обычай девушек и женщин собираться для совм. работы и отдыха. Обычно П. устраивались в будние дни в доме женщины (одинокой или в отсутствие мужа) для занятий...

Православные праздники , дни, установленные в честь святых, чудотворных икон, значит. религ. событий. По времени проведения подразделяются на неподвижные (имеют определ. дату) и подвижные (дата меняется в соотв. с церк....

Праздники (байрам, туй), торжества, посв. к.-л. знаменат. дню или событию. Различают П. традиционные и обществ.-политические (см. Праздничные дни). К традиц. П. относятся календарные, связ. с хоз. и бытовым...

Родинные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с рождением ребёнка. У башкир считалось, что проведение Р.о. способствует избавлению от бесплодия, благополучным родам, здоровью ребёнка и матери, их охране от злых...

Сабантуй (һабантуй, от баш. һабан - плуг, туй - праздник), у башкир традиц. праздник. До кон. 19 в. проводился в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя, позднее - после...

«Сабантуй на манеже» , цирковая программа, посв. 65-й годовщине БАССР. Премьера состоялась 19 марта 1984 на арене Уфимского цирка. В программе были представлены номера: воздушно-акробатич. «Горная легенда» (рук....

«Саптар-юрга» («Саптар юрға» - «Игреневый иноходец»), баш. нар. наигрыш. Впервые записан С.Г.Рыбаковым и опубликован в кн. «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Варианты «С.-ю....

Свадебные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с заключением брака (см. Семейно-брачные отношения). У башкир сформировались в период преобладания полукочевого скотоводческого (см. Кочевничество) хозяйственно...

Сватовство (ҡоҙалау, яусылау, димләү), обряд получения предварит. согласия родственников невесты на брак. У башкир входил в цикл традиц. свадебных обрядов. До 18 в. для...

Семейно-брачные отношения , комплекс обычаев и обрядов, отражающих существующие формы брака и семьи. У башкир сформировались в условиях преобладающего полукочевого скотоводч. хозяйственно-культурного типа (см. Кочевничество),...

Сихыр (от араб. - колдовство, порча), чёрная магия, обряды, призванные оказать негативное биоэнергетич. воздействие на объект с целью разрушения, разрыва гармонии жизни (вызвать смерть, болезнь, отчаяние,...

Скотоводческие обряды , традиц. обряды, призванные обеспечить сохранность и увеличение поголовья скота (см. Скотоводство). У башкир С.о. в осн. проводились перед отправлением на кочёвки (см. Кочёвки башкир) и по...

Сыргатуй (һырға туйы, от баш. һырға - серьга, туй - свадьба, праздник), колак тешлэтеу (ҡолаҡ тешләтеу), обряд помолвки детей преим. 5-12...

«Туганлык» («Туғанлыҡ» «Родство») Международный фестиваль тюркоязычных театров. Проводится в Уфе с 1991. В 1991 приняли участие 11 т-ров, в 1996-9, в 2000, 2006-по 15. Учредители: Мин-во...

Туй , 1) у башкир традиц. праздник. Проводился во время обществ. мероприятий, посвящённых собранию племени или рода (см. Йыйын, Курултай, Майдан и др.), календарных обрядов - началу или окончанию полевых...

Умыкание (ҡыҙ урлау, от башкирского ҡыҙ - девушка, урлау - похищать), заключение брака путём похищения девушки. Характерно для обшин со строгой экзогамией. У башкир...

Ураза-байрам , один из важнейших мусульманских праздников. Начинается 1-го числа месяца шавваль (10-й месяц мусульманского календаря), длится 3-4 дня. Знаменует завершение уразы - 30-дневного поста в месяце...

Урнаш (от баш. урын - место, аш - пища), у башкир традиц. обычай молодёжи собираться для общения. Устраивался в осенне-зимний период в доме девушки в отсутствие её родителей, обычно под присмотром...

Фестивали и конкурсы музыкальные . Музыкальные конкурсы, соревнования проф. музыкантов (исполнителей, композиторов, коллективов) в соотв. с заранее объявленными условиями. В Башкортостане в 1968 в Уфе организован первый Респ....

Фестивали и конкурсы самодеятельного творчества , смотры достижений самодеятельного художественного творчества; соревнования, проводимые в целях выявления лучших самодеят. исполнителей. В Башкортостане первые респ. смотры худ. самодеят-сти с...

Фестивали и конкурсы театральные , смотры лучших достижений театр. иск-ва. Т-ры Башкортостана стали принимать участие в разл. Ф. и к.т. (показы, смотры, олимпиады) всерос., всесоюз., междунар. уровня с кон. 20-х гг. 20 в. Всесоюз....

Фестиваль музыки композиторов Поволжья и Урала . Проводится с 1982 ежегодно (кроме 1996-2001, 2009) в Ижевске, Йошкар-Оле, Казани, Саранске, Сыктывкаре, Уфе, Чебоксарах. Создан по инициативе Р.Х.Газизова и засл. деят. иск-в РСФСР, ТАССР и...

Фестиваль по национальным и народным видам спорта республиканский. Проводится с 1994 ежегодно в Уфе в честь Дня Республики Башкортостан. Организатор - Мин-во молодёжной политики и спорта РБ. В рамках фестиваля проходят соревнования по армспорту,...

«Цвети, Башкирия» , цирковая программа. Первое цирковое представление Баш. циркового коллектива при Уфимском цирке, премьера состоялась 7 сент. 1973 на арене Уфим. цирка. Программа состояла из пролога, эпилога...

«Шаляпинские вечера в Уфе» Международный фестиваль оперного искусства. Проводится с 1991 в Театре оперы и балета, с 2003 международный. Возник по инициативе пред. Уфим. отделения Межрегион. Шаляпинского центра Г.А.Бельской....

Экзогамия (от греч. éxo - вне, снаружи и gámos - брак), запрет брака между членами группы родств. семей, родового подразделения, рода. У башкир традиц. обычай, сочетался с эндогамией. С...

Эндогамия (от греч. éndon - внутри и gámos - брак), заключение брака внутри племени, этноса, конфессии, сословия. У башкир традиц. обычай, сочетался с экзогамией. Эндогамный брак...

Башкирские праздники

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием "йома сэйе" ("чай, в пятницу"), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - "сэйесмэ" ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.