С чего начинается… детская дружба.

Цель: Формирование общественных идеалов для побуждения к самовоспитанию.

  • побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
  • формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
  • способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
  • развивать умения учащихся работать в коллективе;
  • стимулировать у учащихся внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

Оборудование: аудиозапись "Дружба начинается с улыбки", аудиозапись "Друзья" гр. Барбарики, аудиозапись "Одинокий пастух", презентация , смайлики разных цветов (4 цвета), модель друга, разноцветные смайлики для каждого ребенка, пословицы, проблемные ситуации, лесенка достижений.

Ход занятия

1. Создание психологической комфортности на занятии

Учащиеся берутся за руки и заходя в класс приветствуют друг друга словами (одновременно берут со стола разноцветные смайлики - для определения группы):

"С улыбкой солнце дарит свет

Нам посылая свой ПРИВЕТ!
Давайте дружно все в ответе
Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!"

Встали в круг не размыкая рук. А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие. А теперь соседу справа. У каждого из вас есть смайлик определенного цвета. Сядьте за тот стол, смайлик какого цвета у вас в руках. (1 слайд)

2. Введение в тему

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет песня.

(аудиозапись "Дружба начинается с улыбки".)

Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе) (2 слайд)

Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

Ребята, а что, по-вашему, означает слово "дружба"? (3 слайд) (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)

А что о дружбе говорит словарь? (4 слайд)

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Немного сложно, но мы попробуем разобраться.

Для начала узнаем, когда же появился первый друг? Для этого мы отправимся в далекое прошлое.

Стихотворение "Слово Друг" (5 слайд)

Чтец 1

Когда еще никто не знал ни слова
Ни "здравствуй", ни "солнце", ни "корова",
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык.
И корчить рожи, что одно и то же.
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово "друг" (6 слайд)
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих!
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю.
Человеку всегда были необходимы друзья.

Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой историей.

(Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию, аудиозапись "Одинокий пастух") Вы послушайте и скажите, зачем человеку друзья? (7 слайд)

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. (8 слайд) Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. (9 слайд) Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи. (10 слайд)

Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость.

Я предлагаю вам поработать в группах.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

  • 1-я группа " Друга за деньги не купишь".
  • 2-я группа "Дружба дороже золота".
  • 3-я группа "Друзья познаются в беде".
  • 4-я группа "Без беды друга не узнаешь".

Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ. (11 слайд)

Прочитаем и объясним их:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
Дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.

Чтец 2 (12 слайд)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Люди заботятся друг о друге, помогают в трудную минуту и разделяют радость в минуты счастья. Я вам предлагаю выполнить одно упражнение, которое научит нас сопереживать человеку и помогать ему в трудную ситуацию.

Упражнение "Поводырь"

Одному ученику завязывают глаза, другой ученик помогает ему пройти "полосу препятствий". Учитель показывает, как можно пройти "полосу препятствий" и рассказывает, какими словами можно направлять ученика с завязанными глазами. Данное упражнение выполняют все ученики по очереди.

3.- Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: "Какой он - настоящий друг?" и составить "Модель настоящего друга".

Сядьте, пожалуйста, по группам за свои отдельные столы. Затем каждая группа выберет одного представителя - социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов, составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.

Модно одет

Надежный

Веселый

Не признает свои ошибки

Отзывчивый

Не подойдет первым мириться

Поддержит словом и делом

Не скажет правду

Вместе в горе и радости

Выручит в трудную минуту

Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя "Модель настоящего друга", а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.

4. Закрепление социальных понятий.

Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.

Ситуация 1.

Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.

Ситуация 2.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Ситуация 3.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Ситуация 4.

Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.

(группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение - как поступить)

А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности - "Модель настоящего друга", составленная на основе мнения ребят нашего класса.

(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).

А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели

10 законов дружбы (13 слайд). Прочитайте их глазами:

  1. Помогай другу в беде.
  2. Умей с другом разделить радость.
  3. Не смейся над недостатками друга.
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  5. Умей принять помощь, совет.
  6. Не обманывай друга.
  7. Не предавай друга.
  8. Относись к другу как к себе.
  9. Умей признавать свои ошибки.
  10. Всегда выполняй свои обещания.

Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?

Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!

Улыбнитесь друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

5. Могут ли руки подружиться?

Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)

Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?

Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга - как вы это понимаете? (поддержка друга)

Какая она на ощупь?

6. Практические упражнения.

Упражнение "Мостик дружбы".

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".

Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню.

Песня "Друзья" гр. Барбарики (14 слайд)

7. Рефлексивно-оценочная деятельность

Ребята, на доске изображена "Лесенка достижений". Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите его на ту ступеньку, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.

Анализ рефлексивной деятельности

Посмотрите, сколько у нас друзей! Те, которые пока на 2-й и 3-й ступеньке вероятно очень честные. Они знают, над чем им надо еще поработать, чтобы стать настоящим другом! Посмотрите, сколько уже настоящих друзей - они на 1-й ступеньке!

8. Завершение

Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья!

Чтец 3 (15 слайд)

Если есть друзья на свете -
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.

?
для детей старшей группы

Характеристика проекта:

тип: исследовательский проект

по количеству участников проекта : парный

по продолжительности проекта : краткосрочный (1 занятие)

характер контактов : среди детей одной группы

предметно-содержательная область : ребенок и социальный мир

Проблема : что надо делать, чтобы дружить?

Цель : выяснить с чего начинается дружба.

Задачи:

Выявить способы поведения для поддержания дружеских взаимоотношений.

Развивать умение высказываться и слушать высказывания собеседника.

Предполагаемый результат:

рисование знаков, дружбы и общения;

выставка детских работ «подарок другу».

Презентация проекта: сочинение писем принцессе Карамельке.

Описание этапов проекта.

Воспитатель: Вчера я получила СМС от принцессы Карамельки из страны Карамелии. Послушай его:

«Карамельная страна вас приветствует, друзья!
Знаки дружбы покажите и в рисунках их пришлите.
Если любите сюрпризы, позабудьте про капризы
Вам на память сладкий приз – это будет мой сюрприз»

Сюрприз ждет тех, кто умеет дружить и общаться, умеет быть веселым и дружелюбным. Хотите, чтобы с вами подружилась принцесса Карамелька? Хотите получить сладкий приз из страны Карамели? Тогда давайте вспомним правила дружбы, узнаем новые и отправим Карамельке знаки дружбы и общения.

2. Осуществление проекта.

Воспитатель: Какие правила, мы уже знаем? (ответы детей)

Проводится игра «Да-да-да – нет-нет-нет»:

Воспитатель: Ребята, Вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим . Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Да-да-да!» или «Нет-нет-нет!» Попробуем?

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (Да-да-да)
Друга стоит обижать (Нет-нет-нет)
Ну а споры разрешать? (Да-да да) Молодцы!

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка»

Воспитатель: С чего начинается дружба?

Дети: С улыбки.

Воспитатель: Тогда улыбнитесь друг другу.

Беседа – провокация:

Воспитатель: Встречаются ли вам ребята, с которыми иногда трудно общаться и дружить? Почему? Как вы думаете? (ответы детей ) Важно ли для дружбы и общения уметь действовать вместе, играть по правилам. Уметь договариваться? Давайте это проверим.

Проводится игра «Карандашик» (на столе один карандаш и два листа бумаги на двоих ):

Воспитатель: Нарисуйте любой предмет, который увидите в группе, но сосед не должен знать ваших намерений (звучит музыка, дети рисуют, проверка результатов).

Воспитатель: Что получилось? Легко ли было рисовать не договариваясь? (высказывания детей )

А теперь нарисуйте на новом листе бумаги любой предмет, какой – договоритесь с соседом (дети рисуют под музыку ).

Воспитатель: Какое правило дружбы и общения дает нам этот опыт?

Дети: Умение договариваться.

Воспитатель: Наверное, ваши ручки устали крепко держать карандаш? Давайте встанем и поиграем.

Проводится игра «Ладошки»:

Воспитатель: Ребята, как ладошки помогают нам дружить и общаться?

Дети: Мы можем приветствовать друг друга (покажите ), прощаться (кивают рукой ), показать, что у нас все хорошо (поднимают палец вверх ), наоборот плохо (машут рукой ).

Воспитатель: Верно, а ещё ладошки помогают нам играть с друзьями, быть радостными и нескучными.

Аутотренинг «Игра с другом»

Воспитатель: Нужно повернуться друг к другу лицом и повторить за мной.

Вот у нас игра, какая: хлоп ладошка, хлоп другая,


Правой правую ладошку мы похлопаем немножко,
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом, левой правую
Вверх ладошки – хлоп-хлоп-хлоп, по коленкам – шлеп-шлеп-шлеп.
По бокам себя пришлепай, по плечам теперь похлопай.
Можешь хлопнуть за спиной, а теперь перед собой.

(Дети повторяют движения за воспитателем )

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам сейчас было весело? Как вы думаете, а со скучным ребенком приятно дружить? Итак, какое важное правило дружбы и общения вы узнали?

Дети: Не быть скучным!

Ситуативная игра с элементами театрализации «Заяц и еж на качелях»,

Беседа с постановкой проблемных задач:

Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают эти ссоры? (ответы детей )

Итак, самая частая причина ссор – когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и тоже.

Представьте, что вы два друга. Ежик и Зайчик. Каждый из которых хочет покачаться на качелях. Как помочь им не поссориться?

Дети одевают шапочки-маски зверей. Роль качелей выполняет стул. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения:

В тихом лесу средь кустов и дорожек жили два друга: Зайчик и Ежик.


Заяц: «Я первый!», а Ежик: «Нет, Я!», не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит, ты, Еж, мне как товарищ, совсем не хорош!»

Обсуждение проблемы, поиск её решения:

Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ежиком?

Дети: Ежик не уступил ему качели.

Воспитатель: Как вы считает, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Заяц и Ежик договорились.

В тихом лесу средь кустов и дорожек жили два друга: Зайчик и Ежик.


Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул, заяц качели к себе потянул,
«Я уступлю, покачаю тебя, мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»

Воспитатель: Итак, что надо делать, чтобы не ссориться?

Дети: Уметь уступать.

3. Переход к самостоятельным творческим работам.

ЧАС ДОБРОГО ОБЩЕНИЯ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА»

Цель: способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств, умение дружить, беречь дружбу.

Видеоклип «От улыбки хмурый день светлей».

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашей встречи «С чего начинается дружба». Сегодня мы будем обсуждать несколько серьёзных вопросов:

Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы)

Кто такой друг? (ответы)

Что значит дружить? (ответы)

Хорошо ли быть без друзей? (ответы)

Да, ребята, дружба - это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Дружба - это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).

С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

Чтец:

Как начну конфеты есть,

У меня дpузей не счесть.

А закончились конфеты

И дpузей в помине нету.

За конфету каждый дpуг,

Так и pвет ее из pук.

Hу, зачем мне дpужба эта?

Я и сам люблю конфеты.

Библиотекарь: Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

Чтец:

Друг - это весело, это надёжно,

Друг защитит от любой беды,

Даже когда вокруг страшно и холодно

Будет он рядом, ты лишь посмотри!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше, по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

(Распределение слов по столбикам)

Игра «Качества дружбы»

Понимание. Деликатность. Мелочность. Близость взглядов. Неуверенность. Зависть. Прощение. Доброта. Равнодушие. Благородство. Самокритичность. Болтливость. Сдержанность. Обдуманность фраз и поступков. Нахальство. Раздражительность. Искренность. Приветливость. Честность.

Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом.

Игра «Ромашка»

Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.

Кодекс дружбы.

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Умей слушать.

Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

Доверяй другу и будь уверенным в нем.

Сохраняй тайны своего друга.

Не критикуй друга публично.

Не будь назойливым и не поучай.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

Возвращай долги.

Радуйся успехам своего друга.

А какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (ответы)

Игра «Найди конец пословицы»

Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).

Человек без друзей, что …..(дерево без корней).

Друга ищи, а нашёл…..(береги).

Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).

Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).

Ребята, но главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?

Викторина «Кто с кем дружит?»

Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.

Доверчивый Буратино и ……Мальвина.

Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.

Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали. (Кот, петух, пес, осел)

Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

Карлсон бухнулся в кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон ответил: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье).

Притчи о дружбе помогут лучше разобраться в таком понятии как "дружба", что такое истинная дружба и какими должны быть друзьями. Я прочту вам одну:

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

– Кто там?

За дверью ему ответили: – Это твоё богатство.

Но старец ответил: – Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

– Кто там? – спросил он.

– Это твоя любовь! – услышал он ответ.

Но старец сказал: – Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

– Кто там? – спросил старик.

– Это твоя дружба! – услышал он в ответ.

Старец улыбнулся и открыл дверь: – Друзьям я всегда рад.

Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал: – Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему: – Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? - Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

Чтец:

Дружба - это тёплый ветер,

Дружба - это светлый мир,

Дружба - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,

Дружба - у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом - даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба - это ценный дар!

Библиотекарь:

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Итак, подведем итог.

Больше ответов А : Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б : Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом - это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Мультфильм «Дружба»

Классный час «С чего начинается дружба»

    Выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

    Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся.

    Содействовать формированию дружного коллектива класса.

Ход занятия:

Ребята, к нам на классный час сегодня пришли гости.

Давайте поприветствуем дорогих гостей,
С вами познакомить их я хочу скорей!

Вот видите, вы улыбнулись. А значит, у вас появилось хорошее настроение.

Звучит аудиозапись песни о дружбе.

Ребята вы послушали песню, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

(дети высказывают свои предположения)

Действительно о дружбе.

Сегодня мы будем обсуждать несколько серьёзных вопросов.

Как вы понимаете слово «дружба»?

Кто такой друг?

Что значит дружить?

Хорошо ли быть без друзей?

Я с вами согласна.

Для введения в тему используется игровое упражнение «Найди себе подобного» - предварительно на столы поставить номера групп.

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (пчёлки, цветочки, птички,бабочки и один рисунок -солнышко).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «А знаешь ли ты, какой рисунок у тебя за спиной? Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

У тебя - солнышко. А солнышку рады птички, цветочки, бабочки, пчёлки.

Займи место в любой группе. Вопрос к группе, к которой подошёл ученик.

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение,

Работа в группах. Запишите на листочках ответы на вопросы, используя 1-слово

Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу? Можно нарисовать кружочки этих цветов.

Зачитайте ответы. Каждая группа зачитывает ответы на вопросы.

Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягким, светлым и т.п. Итак, что же такое дружба?

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов. Такое объяснение слову «дружба» дано в словаре Сергея Ивановича Ожегова.

А вот как понимает слово «Дружба» ваш ровесник.

Ученица читает стихотворение «Дружба»

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

О дружбе размышляли во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, ученые, философы. Например, философ Сократ говорил так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»

- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждой группы на карточке написана только половина пословицы, вы должны подумать и назвать другую половину.

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Старый друг лучше новых двух

А какие пословицы и поговорки вы знаете?

    Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

    Доброе братство дороже всякого богатства.

    Сам пропадай, а товарища выручай.

    Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.

    Друга на деньги не купишь.

Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

А кого называют настоящими друзьями?

Работа над понятием «настоящий друг» .

Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Какие качества вы выбрали? Почему?

Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?

Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба?

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается …(доскажите словечко) с улыбки.

Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
Физминутка

Раз, два, три, четыре...

Встаньте в круг, друзья, пошире.

Ножки вместе, ручки вбок,

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять.

Громко скажем: «Здравствуй, друг,

Приходи в наш общий круг!»

Улыбнемся веселей,

Стали мы еще дружней!

Кого или что можно назвать другом?

Ученики:

Друг – это интересная книга, которую читаешь.

Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.

Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.

Учитель:

Заглянем в словарь Ожегова. Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть? А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой?

МОЙ ДРУГ

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!
Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

А для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

Ребята, главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?

Викторина

«Кто с кем дружит?»

    Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.

    Доверчивый Буратино и ……Мальвина.

    Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.

    Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали.

(Кот, петух, пес, осел)

    Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

    Карлсон бухнулся в кровать и, схватившись за голову, произнес:»Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон ответил: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье).

– А теперь, давайте приоткроем дверь одного из класса.
Сценка
Учитель: Кто кого обидел первым?
1-й мальчик: Он меня!
2-й мальчик: Нет, он меня!
Учитель: Кто кого ударил первым?
1-й мальчик: Он меня!
2-й мальчик: Нет, он меня!
Учитель: Вы же раньше так дружили!
1-й мальчик: Я дружил.
2-й мальчик: И я дружил.
Учитель: Что же вы не поделили?
1-й мальчик: Я забыл.
2-й мальчик: И я забыл.
Учитель: Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись!
Учитель: Конечно и в нашем классе бывают ссоры и жалобы, но я надеюсь, что их станет намного меньше. Наш класс должен быть дружным, таким, как в стихотворении «Наш класс»
Ученик:
Дружба крепкая у нас,
Ей гордится весь наш класс.
Вместе учимся, играем,
Веселимся, отдыхаем.
Ну, а если у кого-то
Приключится вдруг беда,
Огорчаться нет причины,
Мы поможем вам всегда.
Если радость у кого-то,
Вместе радуемся мы,
Потому что в нашем классе
Все заботливы, дружны.

Учитель:

Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. И сейчас в группах вы прочтёте законы дружбы. Но это только некоторые из них и надеюсь вы обязательно их дополните. А пока зачитайте по очереди. (у каждой группы по одному закону)

(Учащиеся читают по цепочке и прикрепляют на доску)

Основные законы дружбы

    Один за всех, и все за одного.

    Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.

    Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

    Радуйтесь вместе с друзьями.

    В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний.

    Берегите друзей, ведь друга легко потерять.

    Старый друг лучше новых двух.

    Не обзывай и не унижай своего друга.

    Помогай другу в беде.

    Не обманывай друга, будь с ним честен.

    Не предавай своего друга.

    Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

    Будь внимателен к своему другу.

    Умей уступать своему другу.

Учитель:

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Вы их откроете со своим учителем.

Звучит песня «дружба». Дети вырезают из цветной бумаги свои ладошки, (или на готовых ладошках)пишут на них пожелания.

Учитель:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Подведение итогов (рефлексия)

Наш сегодняшний классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

В одной из песен Владимира Высоцкого есть строки о друге, с которым не страшно и в горы пойти: «Значит, как на себя самого, положись на него!» Такие отношения невозможно создать, просто нажав кнопку «Добавить в друзья». Они строятся годами на взаимном уважении и жертвенной любви, закаляясь в сложных жизненных ситуациях.

С чего начинается дружба?

Дружба - это вид личных отношений, основанных на взаимной симпатии, внутренней близости и доверии. Настоящей дружбе присущи такие черты:

  • Друзья знают о сильных и слабых сторонах друг друга и принимают их;
  • У друзей много общего: интересы и взгляды, вкусы и предпочтения, секреты, воспоминания и переживания;
  • Доверие и уверенность в том, что один из друзей не будет использовать слабые стороны другого в своих целях;
  • Право каждого положиться на сильные стороны друг друга.

Дружба напрямую зависит от того, насколько крепки и значимы те связи, из которых она состоит. Если между людьми много крепких связей, значит, и дружба крепкая. Если преобладают значимые связи - дружба близкая, душевная. При этом не обязательно, что оба друга должны оценивать свои отношения одинаково. Кто-то вкладывает в них больше усилий, кто-то - меньше, но так как есть взаимная привязанность и доверие, эти различия не играют большой роли. Со временем некоторые связи разрушаются, и появляются (либо не появляются) новые, вследствие чего дружба может усилиться или ослабеть.

Как это - дружить по-настоящему?

Истинной дружбе присуща откровенность, доверительность, искренность и бескорыстие. Друзья проводят совместно много времени, наслаждаясь взаимным общением и разделяя друг с другом как радости, так и горести. Если они дорожат своими отношениями, то учатся прощать, забывать обиды и не ссориться по мелочам.

Многие путают понятия «друг» и «приятель». Несомненно, сходства между ними есть: оба характеризуют человека, близкого кому-нибудь по взглядам, деятельности, принадлежности к одной группе (политической, спортивной, религиозной), а также дружески расположенного к кому-нибудь. Часто приятельские отношения устанавливаются с коллегами по работе. Их отличие от дружбы состоит в том, что когда человек покидает коллектив, его связь с бывшими сотрудниками либо ослабевает, либо полностью прекращается. Приятелем мы также именуем любого близкого нам знакомого, хотя общение с ним может ограничиваться любезностью при кратковременных встречах.

С появлением социальных сетей возникла еще одна разновидность дружбы - виртуальная. Друзьями (или «френдами») в таких сетях могут называться люди, которые в жизни вообще никогда не пересекались. В сети они чатятся, ставят друг другу «лайки», комментируют фотографии, а при встрече обходятся двумя-тремя общими фразами. Конечно, настоящей дружбой это вряд ли можно назвать, скорее приятным времяпровождением. Создается некая иллюзия участия в жизни другого человека, но смайлики не могут заменить искренних эмоций: ободряющую улыбку, смеха «от души», понимающего взгляда, как это бывает, если дружить по-настоящему.

Дружба в разные периоды истории

  • Древнегреческий философ Аристотель выделял два основных типа дружбы: благородную и ту, которая основывается на интересе. Право считаться настоящей имеет только благородная дружба, второй тип воспринимался скорее как партнерство.
  • Пифагор под этим понятием понимал равенство и единение всех со всеми. Наиболее ценной он считал ту разновидность дружбы, которая существует независимо от социальных статусов людей. В ранней античности бескорыстное общение было образцом мудрости и добродетельности.
  • В Средние века дружба часто подменялась выгодой. Личные качества человека уступали его принадлежности к тому или иному сословию. С развитием капитализма ситуация изменилась, хотя и тогда были люди, для которых товарно-денежные отношения оказывались важнее дружбы.
  • В период Ренессанса активно образовывались творческие группы молодых поэтов и писателей, между которыми нередко возникали тесные дружеские отношения. Их объединяли идеи гуманизма, свободы личности и созидающей деятельности.

В современном обществе, где правит индивидуализм, настоящая дружба - на вес золота. Люди боятся открыться друг другу, прячут свои чувства под маской любезности, забыв о том, как это - дружить. Пытаясь оградиться от чужих проблем, они выбирают личный комфорт и спокойствие. Однако такие легкие и непринужденные отношения при первой же трудности распадаются, как карточный домик.

Поэтому очень важно ценить истинных друзей, находить время для общения с ними и быть готовыми поддержать их в трудную минуту.