Занятие дымковская игрушка во второй младшей группе. Конспект по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» в младшей группе

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

МЛАДШАЯ ГРУППА

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Знакомство с дымковскими игрушками

Программное содержание: Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек, нарядность, яркость. Воспитывать интерес к народному искусству. Материал: дымковские игрушки, кукла Петрушка.

Ход занятия

Входит Петрушка. Петрушка. Здравствуйте, ребята! Я веселая игрушка, А зовут меня… (Петрушка). Верно! Я самый веселый на свете. За это нравлюсь я детям. Я пришел к вам не один, А привел своих друзей. А где же они? Воспитатель. Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они. Петрушка. Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка – это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и покупать игрушки, веселиться, играть, отдыхать. Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями. Дети входят в зал. Звучит русская народная мелодия. В зале на столах организована выставка дымковской игрушки. Петрушка. Не стесняйтесь! Знакомьтесь с ними поближе, выбирайте себе игрушку. Дети ходят по залу и рассматривают игрушки, называют их (птица, конь, барышня и пр.). Воспитатель. Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они – дымковские. – Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.) – Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.) Рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками. – Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (Кольца, круги, полоски, точки и др.) -Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный.) Петрушка. Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок! Еще игрушки украшают золотом: шляпу, кокошник. Вот теперь игрушки готовы. Дети выбирают игрушки. Петрушка (расхваливает товар ):

Кони глиняные мчатся

На подставке что есть сил,

И за хвост е удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью-ти!

Фью-ти, фью-ти, гнездо вью.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Петрушка. Вот дымковская карусель пригашает нас к себе! Дети ставят игрушки. Игра «Карусель». Петрушка. Праздник нам кончать пора. Собирайся, детвора! С «дымкой» расстаемся мы сейчас, Только всем покажем русский пляс! Советы воспитателю. Перед досугом организовать выставку дымковских игрушек. Уточнить их название, рассмотреть узоры.

Рисование. Дорожка для коня

Программное содержание: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов. Пробуждать интерес к дымковской игрушке. Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5х25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.

Ход занятия

Петрушка. Здравствуйте, дети, помните, мы с вами ходили на ярмарку? – Только забыл, какие игрушки мы там видели? (Дымковские игрушки.) – Из чего они сделаны? (Из глины.) Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к вам не один. (Показывает дымковского коня .) Вот конь да конь, Он копытом бьет, Удила грызет! Нет свободы, нет простора, Негде ему скакать! Воспитатель. Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узором. Воспитатель выбирает элемент узора – круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Посмотреть, какие еще цвета любят дымковские мастера. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и черный.) Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее кругами. Показывает, как нарисовать одинаковые круги (плавным движением, не отрывая руки, ворс кисти бежит за палочкой, которая смотрит вверх). Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. Обращает внимание, как расположены черные точки вокруг круга. В ходе занятия воспитатель вместе с петрушкой помогает детям расположить круги, в рисовании кругов, точек. В конце занятия разложить все работы и рассмотреть вместе с Петрушкой. Воспитатель. – Какие дорожки самые красивые? – У кого все кружочки одинаковые? – По каким дорожкам вам хочется побегать? – Какие дорожки выберет конь? Подводя итог, Петрушка говорит, что дымковский конь скачет по всем дорожкам. Все они красивые, яркие, украшены кругами и точками. Проводится игра «Лошадки». Дети играют с Петрушкой и дымковским конем. Советы воспитателю. На выставке дымковских игрушек рассмотреть их, назвать, выделить элементы узора: круги, кольца, прямые линии, их цвет и украшения – точки.

Рисование. Ткань на юбку для дымковской барышни

Программное содержание: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками). Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий, заполнять клетки кругами. Учить выбирать два цвета для линий и кругов, черный для точек. Воспитывать любовь к народному творчеству. Материал: дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, трафареты с изображением дымковской барышни; бумага белая 15х15 см, гуашь.

Ход занятия

Входит воспитатель с двумя трафаретами дымковских барышень (одна веселая, другая грустная). Воспитатель. Кто догадался, в чем дело? (У дымковской барышни не украшена юбка.)

В слободе на Вятке, Прямо у колодца, Дымковская барышня Плачет и смеется: «Все мои подружки, Сестренки и браться К празднику одели Дымковские платья. Только мне, бедняжке, Очень уж обидно – Не хватило ткани Для меня, как видно» Воспитатель предлагает нарисовать узор для юбки. Дети рассматривают дымковские игрушки, выделяют клетчатый узор, рассказывают, как нарисовать линии узора, показываю движение рукой на листе: сначала вертикальные, потом горизонтальные. (Сначала по краям и посередине.) Каждую точки. Цвет каждый мастер выбирает самостоятельно. Педагог сухой кистью показывает последовательность рисования линий на листе. Уточняет, что затем в каждой клетке нужно нарисовать круг и в конце – точки вокруг круга. Дети рисуют узор. Воспитатель уточняет последовательность расположения узора. В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать самые прямые линии, у кого получились ровные клетки. Воспитатель. – Кто нарисовал самые красивые круги и украсил их? – Кто нарисовал самый сказочный дымковский узор? Выбранные работы вставить в трафарет – «одеть» барышню. Барышня выбирает самую яркую, нарядную юбку. Советы воспитателю. Рассмотреть на выставке дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, фотографиях, найти знакомые элементы, красивые сочетания цветов, яркие, солнечные.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сал №1 «Солнышко» комбинированного вида г. о.Звенигород

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во 2 младшей группе «Дымковская игрушка»

Подготовила: Трусова Анна Евгеньевна

Г. Звенигород 2015г.

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой.

Задачи: Вызвать эмоциональный отклик; учить чувствовать гармонию, выразительность образов; обращать внимание на основные цвета и элементы узоров, украшающие игрушки, вызвать желание украшать игрушку аппликативным способом; продолжать формировать интерес к аппликации.

Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, посылка, письмо, иллюстрации по теме, ноутбук, презентация «Дымковская игрушка», магнитофон, аудиозапись; шаблоны игрушек (лошадки, заготовки узоров, клей, салфетки.

ХОД НОД:

Воспитатель. Дети, я хочу пригласить вас сегодня на прогулку, но сначала давайте поздороваемся друг с другом. (Звучит музыка.) Музыкальная игра «Здравствуйте ладошки» Ляля Хисматуллина

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши).

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ, (топают ножками).

Здравствуйте, щечки плюх, плюх, плюх,

пухленькие щечки плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте, губки.

Здравствуйте, зубки.

Здравствуй, мой носик! Пик, пик, пик, (гладят кончик носа).

Здравствуйте, малышки! Всем привет! (протягивают руки вперед).

Здравствуйте всем!

(Воспитатель обращает внимание на посылку).

Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, а что же в ней - давайте посмотрим.

Дети находят дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как они называются?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Да, эти игрушки называются дымковскими. Их делают мастера из Дымковской слободы. Ой, а здесь письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Приглашаем вас в село Дымково на экскурсию и просим вашей помощи. На ярмарку нужно расписать много игрушек, а мы - мастера не успеваем в срок. Помогите, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Помочь мастерам? Тогда мы отправимся с вами в страну мастеров в село Дымково.

Дети: ДА

Воспитатель: А поедем мы с веселыми путешественниками. Звучит музыка «Веселые путешественники» Едут с движениями.

Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом,

Голубые дали…

В село Дымково мы с вами попали! (Слайд1) (Слайд2)

В Дымково любили

песни, пляски.

В селе рождались

Чудо - сказки

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Звучит музыка.

Выходит Барыня.

Барыня : Здравствуйте ребята. Вы попали в село Дымково. В нашем селе делают дымковские игрушки, мастера лепят игрушки из глины и расписывают их дымковской росписью. Посмотрите на экран: вот они наши дивные игрушки. (Слайд3)

Чем украшены игрушки? (дымковским узором: кружочками, точками, полосками.) (Слайд4)

Воспитатель. Все игрушки красивые, нарядные, яркие, веселые.

Барыня. Ребята, у меня есть еще игрушки, но мы с мастерами не успели их расписать, они еще белые, а завтра уже ярмарка. Как нам быть?

Воспитатель: Не переживай, Барыня, мы с ребятами тебе поможем! Ребята, как мы можем нашей Барыне помочь?

Дети: Мы можем украсить игрушки – лошадки дымковским узором. Каким узором украшен конь? (кружочками, точками, полосками).

Какими красками украшен конь? (синей, красной, черной).

Воспитатель: А другими красками можно украсить коня (да, можно).

Воспитатель: Да, дымковские мастера использовали яркие краски: синие, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель: Посмотрите, как я украшу своего коня.

(Показ наклеивания)

Вот и украсила я своего коня. Посмотрите, какой он красивый.

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть и превратиться в красивых лошадок:

(физ. минутка)

Цок, цок, цок,

Я - лошадка серый бок,

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Воспитатель: А сейчас приступаем к работе.

Тогда рассаживайтесь за столы и давайте попробуем украсить фигурки красивым дымковским узором. Мы превратимся в настоящих мастеров.

(Воспитатель напоминает правила работы при выполнении аппликации, дети самостоятельно составляют и наклеивают узоры на готовые фигурки лошадок, педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.)

Воспитатель. Какие замечательные, красивые лошадки у нас получились. Яркие, нарядные, красивые.

Барыня: Какие молодцы! Спасибо за помощь! На ярмарке будет очень много игрушек.

Воспитатель: В каком селе мы побывали?

Как называются игрушки, с которыми мы познакомились? Из чего их делают? Легко ли быть мастером, придумать узор, выполнить работу аккуратно? (Дети высказывают свое мнение)

А теперь ребятки, нам пора возвращаться в детский сад! Под музыку «Веселые путешественники» дети возвращаются в группу.

Конспект интегрированного познавательного занятия на тему: "Дымковская игрушка", для детей 3-4 лет с нарушением зрения.


Автор: Косарева Нина Николаевна.
Должность и место работы: воспитатель МКДОУ д/с « Родничок», г. Слободской.

Описание и назначение материала. Конспект будет несомненно интересен и полезен воспитателям детских садов, родителям и всем творческим людям. На этом занятии дети знакомятся с народным промыслом дымковская игрушка. Узнают, как изготовляется дымковская игрушка. В завершении занятия дети раскрашивают плоскостной силуэт дымковской игрушки- птичка.
Цель: познакомить детей с Вятским народным промыслом - дымковской игрушкой.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей с глиной, как основой дымковской игрушки.
Уточнить с детьми этапы изготовления дымковской игрушки.
Рассказать об истории возникновения дымковской игрушки.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить детей красиво располагать изображения элементов росписи на игрушке.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и уважение за дымковских мастеров нашего Вятского края. Развивать творческую активность и инициативу
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: рассматривание дымковской игрушки, поиск ответов на вопросы в процессе споров и дискуссий, о способах изготовлении ее.
«Социально-коммуникативное развитие»: рассуждения детей по поводу разновидностей дымковской игрушки. Развивать творческую активность и инициативу
«Речевое развитие»: обогащение словарного запаса детей.
«Художественно-эстетическое развитие»: знакомство с элементами росписи дымковской игрушки и рисование их, просмотр презентации о дымковской игрушке.
Предварительная работа. Предложить родителям посетить вместе с детьми музей дымковской игрушки, мастер-класс дымковских мастериц по изготовлению игрушки.




Оборудование и материалы: Презентация о дымковской игрушки. Дымковская игрушка. Материал для рисования: бумага формата А4, акварельные краски, кисточки, салфеточки, подставки для кисточек, баночки с водой.Воспитатель. Дорогие дети, в краеведческом музее нашего города прошел мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки. Я знаю, многие с родителями побывали на нем и приняли участие в изготовлении дымковской игрушки. Какую дымковскую игрушки вы слепили?
Дети. Птичку, цветочек, цыпленка- морячка…
Воспитатель. Я очень рада, что так много разных игрушек вы слепили и принесли нам показать. Вам понравилось лепить?
Дети: Очень понравилось.
Воспитатель. А из чего вы лепили дымковскую игрушку?
Дети. Мы лепили из глины.
Воспитатель. Скажите, а можно ли лепить из другого материала?
Дети. Нет, потому что это будет не дымковская игрушка.
Воспитатель. Да, все правильно вы рассуждаете. Сегодня на занятие я принесла кусочек глины. Посмотрите, как легко можно с ней работать, она мягче самого мягкого пластилина. Потрогайте, помните ее в руках и убедитесь в этом сами.
Показ лепки "Птичка"
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, мы все говорим дымковская, да дымковская игрушка. Как вы думаете, почему ее так называют.
Дети. Потому что ее начали изготовлять очень в деревне Дымково.
Воспитатель. Все правильно, а деревню назвали, потому что она находиться на низком правом берегу реки Вятка, напротив, города Кирова, а город находиться на левом высоком берегу, и по утрам горожане, глядя с высокого берега на эту деревню, видят, что она находиться в дымке. А в морозные ночи из труб идет дым и тоже всем кажется, что она в дымке. Вот и появилось название деревни Дымково.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы. В.Феофанов

Воспитатель. Сейчас мы поиграем. Назовите, какие дымковские игрушки вы знаете. А затем нужно назвать их ласково.
Словесная игра с мячом. "Назови ласково."
Воспитатель. Молодцы очень много слов ласковых назвали. А сейчас ответьте еще на один вопрос, а почему, как вы думаете, дымковская игрушка расписана яркими красками.
Дети. Для красоты, чтобы всем нравиться.
Воспитатель. Да, вы правы, узоры на дымковской игрушке очень простые, но и очень красивые. А скажите, трудно изготовить дымковскую игрушку?
Дети. Очень.
Воспитатель. Правильно. Как вы думаете, как изготовляют дымковские мастерицы эти игрушки.
Дети. Сначала ищут глину, затем ее замешивают, потом лепят игрушки, когда слепят – их сушат, затем белят и раскрашивают.
Воспитатель. Совершенно верно. А сейчас я предлагаю поиграть в загадки. Вы изображаете какую-нибудь дымковскую игрушку, а я пытаюсь отгадать.
Когда звучит музыка вы легко бежите по группе в рассыпную, на конец музыки вы замираете, изображая дымковскую игрушку.
Игра - пантомима. «Дымковская игрушка».
Воспитатель. Какие трудные загадки вы мне загадали. И спасибо что помогли мне их отгадать. Вы изобразили различные дымковские игрушки.
А скажите мне пожалуйста, какие узоры используют дымковские мастерицы.
Дети. Круги, точки, волнистые линии, кольца, прямые линии.
Воспитатель. Совершенно верно, вот из таких несложных элементов и состоит дымковская роспись.
Я предлагаю нарисовать дымковскую игрушку птичку. Так как мастерицы расписывают уже готовую игрушку, я вам дам готовый силуэт птички. Внимательно посмотрите какие цвета и узоры на птичке. Постарайтесь создать настоящий дымковский узор, он хоть и прост с виду, но очень сложен в исполнении.
Самостоятельная деятельность детей. Рисование птички.


Воспитатель. Какие чудесные птички у вас получились. Они несомненно похожи на дымковские игрушки.
Вам понравилось заниматься. Что вам понравилось больше всего. Что вы запомнили и о чем расскажите своим мамам и папам. (Ответы детей.)

Спасибо за внимание. Мне очень понравилось как вы занимались, я так много интересного от вас узнала. Вы такие большие молодцы! Занятие окончено.

Конс

Тема: «Дымковская игрушка»

Цель:

Приобщать детей к декоративному искусству. Развивать творческую активность, научить самостоятельно составлять узоры, рисовать элементы дымковской росписи,закреплять знание о цвете; Формировать чувство цвета. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь к родному.

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках, продолжить знакомить детей с дымковской росписью;

Учить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, волнистые линии);

Учить самостоятельности, учить составлять узор из знакомых элементов на шаблонах;

Закрепить знания цвета;

Воспитывать интерес к рисованию, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Словарь:

Дымковская игрушка, барышня, кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия.

Материал:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, открыток, картин о дымковских игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке, чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и дымковских игрушках. Чтение русских потешек, песенок,загадок.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки.

(3 стола,на каждом дымковская игрушка: птицы,животные, барышни. Дети,походя к каждому из столов,рассматривают, а воспитатель читает потешки

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Ах, лошадка-то, какая:

Грива в кудрях,золотая.

По бокам кружочки,

Кружочки, словно точки.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Посмотрите как здесь красиво! Отгадайте загадку:

Зонтик грибком,

Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?

(Дымковская барыня)

Как же много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).Вам нравятся игрушки?

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор, .

Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Какие они все яркие и разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему они так называются?


Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.


(Всегда только белые)


(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?


(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)


(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физминутка.

Птичка, птичка прилетела

И на дерево присела.

Крылышками машет

И тихонько пляшет.

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень,но подождите с ответом,у нас ещё есть одно дело:

Дети,а посмотрите,что у нас приготовлено в уголке ряженья?(юбки, сарафаны, кокошники).А как вы думаете,для чего они нам понадобятся?(наряжаться)Правильно,наши девочки сейчас покажут нам шикарные наряды в ДЫМКОВСКОМ стиле(РН музыка,дети наряжаются)Показ костюмов.

А ответить на вопросы:



3. Чем отличаются наряды барышень,которых мы расписывали?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Теперь можете подарить свои рисунки нашим гостям.Занятие окончено.Спасибо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конс пект интегрированного О.О.Д детьми 2 младшей группы

Образовательная деятельность:

Художественное творчество(рисование)

Интеграция образовательных деятельностей: «Коммуникация»,«Познание», «Физкультура», «Музыка»

Тема: «Укрась Дымковскую игрушку»

Цель:

Приобщать детей к декоративному искусству. Развивать творческую активность, научить самостоятельно составлять узоры, рисовать элементы дымковской росписи,закреплять знание о цвете; Формировать чувство цвета. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь к родному.

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках, продолжить знакомить детей с дымковской росписью;

Учить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, волнистые линии);

Учить самостоятельности, учить составлять узор из знакомых элементов на шаблонах;

Закрепить знания цвета;

Воспитывать интерес к рисованию, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Словарь:

Дымковская игрушка, барышня, кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия.

Материал:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, открыток, картин о дымковских игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке, чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и дымковских игрушках. Чтение русских потешек, песенок,загадок.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки.

(3 стола,на каждом дымковская игрушка: птицы,животные, барышни. Дети,походя к каждому из столов,рассматривают, а воспитатель читает потешки

ИНДЮК

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Ах, лошадка-то, какая:

Грива в кудрях,золотая.

По бокам кружочки,

Кружочки, словно точки.

БАРЫШНЯ

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Посмотрите как здесь красиво! Отгадайте загадку:

Зонтик грибком,

Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?

(Дымковская барыня)

Как же много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).Вам нравятся игрушки?

- Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор, .

Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Какие они все яркие и разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему они так называются?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физминутка.

Птичка, птичка прилетела

И на дерево присела.

Крылышками машет

И тихонько пляшет.

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень,но подождите с ответом,у нас ещё есть одно дело:

Дети,а посмотрите,что у нас приготовлено в уголке ряженья?(юбки, сарафаны, кокошники).А как вы думаете,для чего они нам понадобятся?(наряжаться)Правильно,наши девочки сейчас покажут нам шикарные наряды в ДЫМКОВСКОМ стиле(РН музыка,дети наряжаются)Показ костюмов.

А ответить на вопросы:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь запомнилось?
3. Чем отличаются наряды барышень,которых мы расписывали?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Теперь можете подарить свои рисунки нашим гостям.Занятие окончено.Спасибо.


Конспект занятия по теме «Дымковская игрушка»

Тема: Дымковская игрушка.

Ход занятия:

Ребята посмотрите, что у меня в руках! Сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Сейчас мы с вами узнаем кому эта посылка и от кого. Читаю надпись на посылке, кто отправил посылку и кому она предназначается.

- «Для ребят от русских мастеров». Хотите посмотреть, что внутри посылки? (Приглашаю детей сесть на заранее приготовленные стульчики полукругом посылку ставлю на столик перед детьми. Достаю несколько (2-3) народных игрушек, расставляю на столе. Дети рассматривают.)

Воспитатель: Ребята, что это? (ответ детей игрушки) Вам они нравятся? (ответ детей- да) Хотите, я вам расскажу об этих игрушках? (ответ детей- да). Эти игрушки сделаны из глины. Из чего сделаны игрушки? (ответ детей -из глины) Посмотрите. В руках у меня непростая игрушка, это свистулька. Ребята, что у меня в руках? (свистулька). В далёкие времена, всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. (Слушаем запись игры на свистульке.) . Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Рассматриваем с детьми современные свистульки, дудочки. Объясняю, что они сделаны из материала, который называется – пластмасс.

Воспитатель: Придумывают игрушки люди, а изготавливают эти игрушки специальные машины на игрушечной фабрике. Машины эти называются – станки. (Показываю иллюстрацию станков). Заводов по изготовлению игрушек раньше не было. Игрушки делали сами люди. Свистульки делали из дерева и глины. Глину, как и дерево, всегда можно найти. Не только свистульки делали из дерева и глины, но и другие игрушки. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.

Воспитатель показывает картинки с изображением дымковских игрушек.

Воспитатель: Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали. Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

Воспитатель раздает карточки с изображением дымковских игрушек. После того как дети рассмотрели, спрашиваю:

Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки) .

Какого цвета? (ответы детей).

Из чего сделаны игрушки (из глины)

Кто и где делает игрушки (ответ детей- на заводе станки, люди рабочие.)

Воспитатель: Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.

Сейчас мы с вами отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.

Физкультминутка:

На носочки встанем,

Потолок достанем. (5 раз)

Наклониться столько раз,

Сколько уточек у нас (4-5 раз) – при наклоне ноги не сгибать

Сколько покажу кружков,

Столько выполнишь прыжков. (5 раз по три)

Воспитатель: Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки? Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать. Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.

Рассматриваем игрушки. Показываю образец рисования. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи. Дети выполняют свои работы. Индивидуально помогаю тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ произвожу на своём листе. В конце занятии выставляю все работы, подходим с детьми и любуемся, какие красивые получились у них работы, какие замечательные они мастера.

После занятия, даю детям трудовое поручение.

Воспитатель: Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.