Отчет о работе с неблагополучными семьями. Индивидуальная профилактическая работа с семьей несовершеннолетнего, состоящего на вшк. Алгоритм реализации программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова»

Согласовано: Утверждаю:

Зам директора по ВР Директор МБОУ Акташская

Красных Н.Ю. СОШ им. Ст. Мохова

Абугалимова Р.З.

Приказ от «___» ____ 2014г.№

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Вопросы могут стать еще более сложными, когда распад включает однополую пару, у которой есть дети. Хотя все большее число государств теперь разрешают однополым парам вступать в брак, многие государства до сих пор этого не делают, и это может быть особенно узловатой проблемой, когда речь идет о проблемах содержания под стражей, говорит Мур, член Американской консультационной ассоциации. Даже в тех штатах, где эти пары законно женаты, родитель может оказаться вне зависимости от того, как закон написан и интерпретируется.

«Иногда идея состоит в том, кто является биологическим родителем?» - объясняет Мур. Например, в лесбийской паре, которая становится родителями через одного партнера, который осеменяется, хотя они одинаково родители, если они расколоты, биологический родитель может сказать, что она не хочет, чтобы другой родитель имел контакт с ребенком.

«НАДЕЖДА»

на 2014 - 2017 гг.

с. Акташ, 2014г

Структурные компоненты

Паспорт программы

Пояснительная записка

Цель, задачи и этапы реализации программы

Я работал со многими родителями, которые потеряли отношения с детьми из-за такого неравенства, - продолжает она. Я работал с гетеросексуальной мужской и женской парой, в которой мать оказалась в однополых отношениях. Отец так разозлился, что попытался использовать это, чтобы лишить ее опеки над ребенком.

Мур также работал с ребенком, родители которого раскалывались, потому что отец переходил к женщине. Ребенок, естественно, расстроился из-за развода, но был также смущен, потому что его отец становился женщиной, говорит она. Дети очень устойчивы и могут приспосабливаться к широкому кругу обстоятельств, включая переход родителей, говорит Мур. Но слишком часто, говорит она, один из родителей пытается отказать другому родительскому опеку над ребенком, и ребенку остается удивляться: «Что вы имеете в виду, что моя другая мама больше не моя мама?».

Этапы взаимодействия с семьей. Алгоритм реализации программы

Основные направления реализации программы

План профилактических мероприятий «Семья, находящаяся в группе риска»

Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.

Международная ассоциация консультантов по вопросам брака и семьи, подразделение Американской консультационной ассоциации, была зафрахтована в своих членах, которые помогают развивать здоровые семейные системы посредством профилактики, образования и терапии.

Чтобы связаться с лицами, опрошенными для этой статьи, напишите по электронной почте. Родитель, женился на сыне с возможным лекарством, алкоголизмом, привычной лжи. Он был уволен в наш дом, сам, его отчим. Мы отчаянно нуждаемся в консультировании как семье, или даже если мой муж не будет или не сможет изменить свое расписание, моему сыну и мне нужна помощь. Он был отправлен на родину около десяти дней, с браслетом на лодыжке. Все борются со всеми видами эмоций. Вот почему заявление в статье, в которой говорится об интеграции конфликтующих эмоций, так важно для меня.

Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Индивидуальный план профилактических мероприятий на семью

Научно-методическая литература

  1. ПАСПОРТ

Наименование

Управление эмоциями является важным для развития человека. Спасибо за информацию о семейном консультировании. Вы воспитываете хороший момент, что некоторые родители просто не помогают своим детям справляться с эмоциями. Вот почему консультирование так важно.

Каждая семья имеет свой собственный уникальный набор правил. Они обычно устанавливаются родителями и задают тон для общения, принятия решений и разрешения конфликтов, а также определяют параметры того, как отношения должны функционировать в домашней среде. Иногда эти правила написаны, возможно, даже опубликованы; однако в большинстве случаев они имеют невысказанное разнообразие, но все же четко понимаются как «нормы» домохозяйства. Их воздействие часто оставляет членов семьи, особенно детей, слишком боится попробовать что-либо, слишком больно любить кого-либо и слишком сердиться, чтобы повиноваться.

программы

Программа профилактической работы с неблагополучными семьями

«НАДЕЖДА» на 2014 - 2017 гг.

Сроки реализации

программы

2014 - 2017 годы.

Основания для разработки

программы

1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г. (действующая редакция на 01.01.2009г.)

Давайте распакуем их по одному за раз. Это правило подразумевает, что вам действительно не разрешено делиться своими мыслями, проблемами или идеями практически с любым вопросом. Конфликты, разногласия, проблемы поведения и т.д. - либо полностью игнорируются, либо быстро замолкаются. Нет никаких «семейных» конференций или вечеринок, когда возникает кризис, а избегание - это название игры. Возьмем, к примеру, отца, который слишком много пьет. Всем известно, что папа пьет. Всем известно, что папа иногда приходит домой пьяным, становится груб с мамой или детьми, но никто не говорит о том, что происходит.

2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.Вступила в силу 2 сентября 1990 года).

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ.

4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. № 273-ФЗ

5.Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года

Это похоже на то, что в гостиной есть пресловутый слон. Все это ясно видят; каждый может почувствовать запах, и все знают, что он делает с ковром. Тем не менее, никто не говорит о слоне. Вместо этого они на цыпочках вокруг него, притворяясь, что на пути нет препятствий. Конечно, большое «нет-нет» заключается в том, что вам не разрешают разговаривать с кем-либо вне кружка семьи. Это рассматривается как нелояльный, даже предательский. Поддержание «тайны» становится статус-кво. Дети, которые растут с этим правилом, часто испытывают трудности с открытыми и честными или робкими и неуверенными в себе, когда необходимо принять решение.

6. Устав МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

Разработчики программы

Педагогический коллектив МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

  1. Красных Н.Ю., заместитель директора по ВР;
  2. Какиева Г.В.., социальный педагог;
  3. Кыймыштаева С.С., психолог- педагог

Исполнители программы

С этим правилом членам семьи не разрешается выражать свои истинные чувства, и если они пытаются это сделать, их усилия обычно удовлетворяются с сопротивлением и презрением. Чувства закрыты, извиняются, сводятся к минимуму, высмеиваются, неверно истолковываются или просто отбрасываются как незаконные. Их чувства не учитываются в долгосрочной перспективе, и мысль о прозрачности становится слишком большой из рисков, особенно в сочетании с Правилом # Эта динамика приводит к людям, которые становятся более защитными, подозрительными и охраняемыми в своих отношениях.

Администрация МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность.

Цель программы

Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением.

Страдание в тишине кажется менее разочаровывающим или травматичным, чем отказ от того, кто еще раз может сказать все правильные слова и использовать социально приемлемые протоколы, но на самом деле не заинтересован в подлинности отношений. В некоторых семьях нет здорового ощущения осязания, или ощущения осязания вредны и оскорбительны. Статистика показывает, что одна из каждых 3-4 девочек и одна из каждых 4-5 мальчиков будут страдать от какой-либо формы злоупотребления до окончания средней школы.

Однако это правило не является исключительно областью физического касания. Эмоциональные и вербальные формы прикосновения столь же важны. Балони! После того, как физические синяки исчезли, эмоциональное опустошение вредных слов и эмоциональных реакций может задерживаться во взрослую жизнь. Исследование по этому вопросу показывает, что для каждого негативного, критического или оскорбительного сообщения, которое кто-то принимает на личном уровне, ему или ей нужно 17 положительных результатов, прежде чем «баланс» снова будет воспринят.

Основные задачи программы

1.Диагностирование и выявление проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье.

2.Организация просветительской работы по овладению родителями психологической и правовой культуры в области семейного воспитания.

3.Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка.

Представьте себе, как похоронили в негативе некоторые люди на самом деле. Многочисленные клиенты рассказывали мне такие вещи, как Я никогда не помню, чтобы мой папа или моя мама обнимали меня или говорили, что они меня любят. Это правило обычно оставляет людей застрявшими в кризисном режиме или с вредными последствиями конфронтации, которые не очень хорошо играли. Со временем члены семьи убеждаются в том, что для семейного «бизнеса» нет полезных или значимых решений. Прощение за боль, страдания и недоразумения в лучшем случае несуществующие или мимолетные.

Приоритетные направления

1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

2. Профилактика психоэмоционального состояния детей; 3. Предоставление ребенку максимально возможной самостоятельности и свободы;

4. Построение здоровьесберегающей среды в школе; 5. Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса учащихся;

Проблемы продолжают увлекаться на первый план, часто используются для усиления обвинения, защиты точки зрения или дурака кого-то в тишине или подчинении. Другими словами, проблемы не только устраняются, но и в большинстве случаев остаются без внимания, они редко - когда-либо решаются. Как парша, которая продолжает собираться, желание исцеления и восстановления вытесняется на задний план. Рана кровоточит еще раз и, в конце концов, оставляет шрам; только в этом случае последствия потенциально переносятся в следующее поколение.

Эта трудность в навигации повседневного давления жизни с использованием основных навыков решения проблем влияет на эмоциональное, психологическое, реляционное и духовное благополучие человека. Последнее правило основано на предыдущих четырех. Никто не считается безопасным или заслуживающим доверия, даже не Богом. Доверие, наряду с честностью, представляет собой клей, который поддерживает любые отношения. Без них испытания и давление жизни, даже ежедневный стресс, могут привести к разрыву отношений, оставив его разорванным и измельченным в небольших отдельных частях.

6. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

7. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

8. Формирование компенсаторных механизмов поведения;

9. Работа с родительской общественностью;

10.Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Этапы реализации программы

В конечном счете, и в сочетании с первыми четырьмя правилами путешествие человека через такую ​​семейную систему ослабевает и ставит под угрозу формирование хорошо скорректированной самоидентификации. Итак, что же тогда является противоядием этим дисфункциональным семейным правилам? Первым шагом будет честный разговор с самим собой, особенно если вы мама или папа, и определите, описывают ли какие-либо из них неписанные правила вашего дома. Если да, вот несколько кратких мыслей, которые стоит рассмотреть.

Их мнение имеет значение, их идеи будут даны честным слушанием, и они могут сделать это в атмосфере безопасности, взаимной любви и уважения. Ничто не должно волноваться, смущаться или слишком бояться говорить с вами о: «Приходите и рассудите вместе». Сделайте экспресс - моделируйте свои чувства честностью, подлинностью, прозрачностью и таким образом, чтобы награждать Христа. Бог дал нам эмоции, даже сильные, и это то, что делает нас людьми. Научите своих детей балансу и порядочности, когда речь идет о самовыражении.

1-й этап - январь - май 2014 уч. год - организационный

Цель: подготовка условий для создания системы работы с социально - неблагополучными семьями.

· Изучить и проанализировать состояния работы в школе с социально - неблагополучными семьями.

· Изучить нормативную базу.

· Разработать, обсудить и утвердить программу по работе с социально - неблагополучными семьями

Если им никогда не разрешают проявлять эмоции, они сохнут. Если они только покажут эмоции, они взорвутся. Однако, если между ними будет здоровый баланс, они вырастут - «Радость Господа - ваша сила». Удостоверьтесь - Любовь может быть передана многими способами и формами - физически, устно, духовно и т.д. Словом и делом. Используйте их все - часто, последовательно и с решительной инициативой. Благословение утверждения имеет право трогать глубоко в душу и с уверенностью освобождает наших детей к будущему, которое более безопасно: «Бог может благословить вас в изобилии, чтобы во всех случаях всегда иметь все, что вам нужно, вы будете изобиловать в каждой хорошей работе».

· Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

· Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

· Провести МО классных руководителей по проблемам выявления социально - неблагополучных семей.

· Провести патронаж, анкетирование и выявление критерий нуждаемости конкретной семьи.

Цель заключается не в предотвращении всех конфликтов, а в том, как эффективно решать проблемы и восстанавливать отношения, которые необходимы. Помогать членам семьи работать через проблему, используя прощение Христа, лучше в долгосрочной перспективе, чем просто позволить им выйти из проблемы - «Поэтому, если кто-то во Христе, он является новым созданием; старые вещи исчезли; вот, появились новые вещи». Дети понимают и испытывают то, что значит быть благословением для надежного будущего, выходить в веру и обнимать все, что есть у Бога для них: «Те, кто знают ваше имя, будут доверять вам, ибо вы, Господи, не оставили тех, кто ищет Тебя».

Цель: реализация программы «НАДЕЖДА».

· Создать психолого-педагогических условий для работы с социально - неблагополучными семьями.

· Разработать и реализовать индивидуальных программ с семьями;

· Реализовать работы с социально - неблагополучными семьями по специальным программам и методикам.

· Способствовать участию родителей вместе с детьми в различных мероприятиях класса и школы.

3-й этап -январь - май 2017г. - контрольно - аналитический.

Цель: анализ итогов реализации программы.

· Анализ результатов программы.

· Обобщение опыта работы с социально - неблагополучными семьями в школе.

· Создание банка методик по работе с социально - неблагополучными семьями.

· Определение стратегии дальнейшей работы с социально - неблагополучными семьями.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства;
  • Обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальнымиперспективным потребностям личности, общества и государства;
  • Развитие эффективной системы профилактики асоциального поведения детей, детской беспризорности, правонарушений;
  • Формирование толерантной личности в условиях многонационального состава населения РФ;
  • Построение модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритетздорового образа жизни;
  • Целенаправленная борьба с вредными привычками на основе современных методов коррекции и реабилитации;
  • Проведение профилактических мероприятий по воспитательной работе среди родителей (законных представителей), учителей и учащихся.

  1. Пояснительная записка

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.

Под неблагополучной семьёй мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Неблагополучная семья - это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность - эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

Данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой специалистов в этой области.

Школа стремится по возможности предотвратить проблему семьи, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, прилагает все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Необходимо делать правильный выбор форм и методов работы с родителями, учитывая все особенности неблагополучной семьи, которым необходима активная и продолжительная поддержка.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому, они нуждаются в поддержке.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

-по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;

-по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

- по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

-по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные ; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы.

Основные направления работы с семьей:

  1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
  1. Цель, задачи, сроки реализации программы.

ЦЕЛЬ - создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Задачи:

1.Диагностировать и выявлять проблемы, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье.

2.Организовать просветительскую работу по овладению родителями психологической и правовой культуры в области семейного воспитания.

3.Осуществлять посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка.

  1. Этапы взаимодействия с семьей

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты психолого-медико-социальной помощи ребёнку

4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.

Целями диагностики являются:

Раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;

Координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;

Ознакомление семей с правовыми нормами.

С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка - мама, папа - ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап. 1)Изучение семьи.

Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

Посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

Использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

  • Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
  • Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений
  • Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
  • Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
  • Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы : индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Алгоритм реализации программы

Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов детей, подростков и членов их семей.

Второй этап - деятельностный (октябрь - май) координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

5. Основные направления реализации программы

1.Посещение семей.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:

Приглашение специалистов;

Демонстрация видеоматериалов, слайдов.

3. Дни открытых дверей

4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:

Экскурсии: знакомство со школой и школьными службами;

Праздники в классе;

Встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;

Родительские собрания;

Встреча родителей «Традиции класса, которым быть»;

Участие в родительских конференциях;

Круглые столы;

Заседание выездного клуба выходного дня;

Организация и проведение родительских уроков.

5. Диагностика.

6. Коррекционная работа.

7. Благоустройство классной комнаты.

8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.

9. Тренинги и анкетирования.

План профилактических мероприятий «Семья, находящаяся в группе риска»

в МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Тема мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в течение года

Соц.педагог, педагог психолог, Классные руководители.

Составление карты неблагополучных семей

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог, Классный руководитель, соц. педагог

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

постоянно

Соц.педагог классные руководители.

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

постоянно

Соц.педагог, классные руководители.

Родительский лекторий темы:

  1. «Стили семейного воспитания»
  2. «Профилактика правонарушений»

Октябрь, апрель

социальный педагог

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с отделом соц. защиты население, ПДН, КДН.

Рейды по неблагополучным семьям;

Вызов на КДН;

Обращение в прокуратуру;

Помощь социальной службы;

Помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь

Постоянно

Педагог-психолог, Классный руководитель, Социальный педагог, Инспектор ПДН

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями

  1. Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявление степени неблагополучия;
  2. Беседы для родителей «Семья и школа - вместе мы сможем многое»»
  3. Занятия для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

В течение года

Педагог-психолог

Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

  1. Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.

1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.

2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

3. Планировать работу с неблагополучными семьями.

4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.

5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.

6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.

8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.

9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

7. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Исходя из задач, поставленных в работе с неблагополучной семьёй, выбраны основные направления деятельности:

1. Выявление неблагополучных семей и причин их неблагополучия.

Формы работы:

· Диагностика, выявление неблагополучных семей.

· Посещение семей.

· Анкетирование родителей и детей.

· Индивидуальные беседы с родителями и детьми.

· Наблюдение семьи.

Результаты:

Составление карты неблагополучной семьи и справок посещения семей; акт обследования условий жизни. Выявление степени неблагополучия семьи, асоциальных явлений, дезадаптации ребёнка. Подготовка материала для ПДН. Выработка решений, составление плана индивидуальной работы

с семьёй.

2. Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, прав ребёнка.

Формы работы:

· Посещение на дому.

· Индивидуальные и тематические консультации родителей и детей из неблагополучных семей.

· Выпуск информационных листов.

· Оформление стенда для родителей.

· Осуществление информационной помощи семье.

· Передача положительного опыта семей.

· Беседы, родительские собрания.

Результаты:

Установление партнерских отношений учителей, родителей и детей. Создание всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. Мотивирование родителей на самостоятельное решение проблем. Повышение родительской ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних. Улучшение микроклимата семьи, профилактика правонарушений, преодоление асоциальных явлений и дезадаптации ребёнка в школе.

3. Оказание практической помощи семье и ребёнку.

Формы работы:

· Помощь семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком.

· Помощь родителям в сборе документов на оформление пособий на детей, путёвок в санатории, пособий по безработице.

· Помощь в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.

· Оказание содействия в получении материальной помощи неблагополучной семье за счёт фонда социальной поддержки населения.

· Оказание содействия в трудоустройстве родителей через службу занятости.

· Привлечение родителей, детей, общественности к социально-значимым мероприятиям.

· Оказание педагогической помощи ребёнку.

· Определение уровня развития ребёнка (если есть необходимость - направление на ПМПК)

· Организация досуговой деятельности детей.

· Организация в каникулярное время лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы.

· Обеспечение детей из неблагополучных семей путёвками в оздоровительный лагерь.

· Оказание содействия в трудоустройстве детей в каникулярное время через службу занятости.

· Моральная поддержка семьи.

· Мотивация на лечение от алкогольной зависимости родителей, злоупотребляющих спиртными напитками.

· Привлечение социально благополучных семей, Совета школы, родительского комитета, ПДН, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства для работы с неблагополучными семьями

· Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.

· Координационная деятельность с медицинским работником.

8. Индивидуальный план профилактических мероприятий на семью

Мать

Дата рождения ________ Место работы ________

Адрес ______________________________________________________

Постановка на _______________

Проблема семьи _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответственный

Внутришкольное взаимодействие

Изучение семьи:

Собеседование с классным руководителем;

Опрос соседей.

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Характеристика

Обследование жилищно-бытовых условий

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Акт обследования

Посещение на дому

Соц.педагог

кл.руководитель

Встречи в школе

В течение года по необходимости

Администрация школы, соц.педагог

кл.руководитель

Протокол

Учет успеваемости детей на конец четверти

Ежедневно и на конец четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Ведомость оценок

Подведение предварительных итогов успеваемости детей за четверть

За 2 недели до конца четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Вовлечение детей во внеурочную деятельность:

  1. Турслет «Осенняя тропа», посвященный 80-летию со дня рождения Э.М. Палкина
  2. Фестиваль народов мира
  3. «Мама и я - спортивная семья»
  4. Игра «Зарница»
  5. Конкурс «Минута славы»

Сентябрь и в течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР, учителя физической культуры.

Психологическое сопровождение семьи

  1. «Самооценка моей личности»
  2. «Алкоголизм - повод, причины и последствия»

В течение года

Психолог

Участие родителей в мероприятиях по профилактике безнадзорности, правонарушений, пропаганде ЗОЖ

  1. Фитовыставка «Осень золотая»
  2. Конкурс флэш-презентаций «О спорте»
  3. Конкурс «Нет вредным привычкам
  4. Экологическая акция по очистке местной реки
  5. Беседа с родителями на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

В течение года по плану ВР

Соц.педагог

инспектор ПДН

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Беседы по проблемам дисциплины, успеваемости и посещаемости детей

  1. Родительский лекторий «Стили семейного воспитания
  2. Конкурс творческих семей «Споем, мамочка!»
  3. Декада семьи и школы

В течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Отметка в тетради работы с учащимися

Рейды

«Образование всем детям»

В течение акции

Соц.педагог

кл.руководитель

График рейдов, акты

«Защита»

«Дети улиц»

«Подросток»

Совет профилактики

1 четверть

По мере необходимости

Соц.педагог

Протокол

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Межведомственное взаимодействие

По мере необходимости

Соц.педагог

Информация

Общественные организации

Научно-методическое:

1.Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников -№10, 2000.

2.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. № 6, 2002.

3.Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект. 2003.

4.Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003.

5. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. № 3, 2000.

6. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие - Уфа; 2005г.

7.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000г.

8. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2000г.

Работа общеобразовательного учреждения с неблагополучными семьями.

(семинар-совещание социальных педагогов образовательных учреждений и общественных инспекторов по охране прав несовершеннолетних.)

Социальный педагог

МКОУ Семилукской сельской СОШ: М. В. Лавлинская.

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Взаимоотношения в семье - один из главных факторов воспитания детей.

Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.

В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и, прежде всего между родителями - детьми. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, особенно семей злоупотребляющих алкогольными напитками.

В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие (приложение №1).

В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Согласно должностным инструкциям, обязанности социального педагога состоят в следующем:

1. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию развитию и социальной защите личности в ОУ и по месту жительства.

2. Контролирует все участки по охране прав детей в микрорайоне школы.

3. Выявляет родителей из числа неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете, в отношении которых следует ставить вопрос о лишении родительских прав.

4. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

5. Привлекает к работе по охране прав детей классных руководителей, родительский комитет, если считает это необходимым.

6. Взаимодействует со специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями по оказанию помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Должностная инструкция социального педагога определяет перечень следующих функций:

1. Организация социальной помощи и поддержки обучающихся.

2. Создание социально комфортной обстановки и безопасности обучающихся.

3. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.

Задача социального педагога изучить семью. её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

В МКОУ Семилукская сельская СОШ на 2012 - 2013 учебный год сложился следующий контингент учащихся:

Всего детского населения (от 0-18 лет)

Из них:

Дошкольников

Учащихся школы

227 167

Учащихся техникумов, училищ

Учащихся ВУЗов

Не обучающихся, не работающих

2 (Лавлинская А.С., Назарьев В.И. –инвалид, не обучаемы)

Работающих

Неблагополучных семей

В них детей

Малообеспеченных семей

В них детей

Многодетных семей

В них детей

Неполных семей

В них детей

Дети-инвалиды

Подопечные

Из 4 неблагополучных семей (которых в 2010-2011 годах было 8) две состоят на учёте в КДН(Калашниковы, Михайлова) и две - на внутришкольном учёте (Дёминовы, Меркуловы).

Сегодня я хочу подробнее коснуться работы с неблагополучными семьями, которые состоят на межрайонном (КДН) и внутришкольном учёте.

Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе (План работы с неблагополучными семьями. Приложение №5). Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью (протокол посещения семьи)

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи (акт обследования жилищных условий семьи). Приложение №3

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни (характеристика семьи, находящейся в социально-опасном положении).

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий (вывод)

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций (беседы) .

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи (характеристики на членов семьи)

7 этап: составле6ние карты семьи (карточка учёта семьи, находящейся в социально опасном положении). Приложение №4

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.) (

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей (индивидуальный план работы с неблагополучной семьёй). Приложение №2

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи (отметка в журнале работы с неблагополучными семьями).

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей (ежеквартальный анализ работы).

Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся

в социально опасном положении, и их семьям

  • планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;
  • анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;
  • привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
  • выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.

Социальная и педагогическая поддержка

Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).

Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам. Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей.

Помощь в трудоустройстве родителей, в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости.

Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке.

Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь.

Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье

Коррекционная помощь

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР

Медицинская помощь

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований).

Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской.

Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году принято решение о двукратном обеспечении бесплатными путевками в оздоровительные лагеря детей-сирот).

Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания)

Материальная помощь

Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства).

Обеспечение топливом к зимнему периоду.

Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд "Милосердие", фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.)

Психологическая помощь

Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОР, медицинских учреждений.

Организация психологической помощи по месту учебы.

Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях.

Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения.

Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни

Правовая помощь

Помощь в реализации родительских прав.

Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам).

Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования

Если ситуация в семье нормализовалась, тогда: снятие с учета,

Если нет, тогда: устройство ребенка в семьи (опека, приемная семья) или направление на государственное обеспечение, а родители – лишаются родительских прав.

Оптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Лишение семьи всегда становится для ребенка травмой. Это означает, что основные наши усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.

Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.

Анализ проблем

  • В работе по профилактике социального сиротства необходимо охватывать большее количество семей и детей.

Оказать существенное содействие в этом могут учреждения образования. Необходимо учреждениям образования активнее участвовать в раннем выявлении неблагополучных семей, а также во внедрении ювенальных технологий в практику работы с подростками и семьями.

  • К сожалению, нет достаточных правовых рычагов воздействия, а семьи не всегда выполняют рекомендации. Было бы целесообразным, введение принудительного трудоустройства нерадивых родителей и принудительное лечение страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (как взрослых, так и несовершеннолетних).

Приложение №1

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.

Педагогически несостоятельная семья

Конфликтная семья

Асоциальная (асоциально – криминальная) семья

Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.

Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний.

В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей –прямое и косвенное. педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую –через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Ошибки родителей

Ошибки родителей

Ошибки родителей

  • подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка;
  • обеднение эмоциональных контактов с детьми; педантичное прослеживание каждого шага ребенка; требование неукоснительного исполнения множества указаний, инструкций; одномерная трактовка мотивов поведения подростка лишь с негативным акцентом;
  • неумеренное проявление любви к ребенку и требование от него ответного чувства, что развивает умение подыгрывать взрослыми, порождает неискренность;
  • погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий.
  • сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом;
  • тяжелая морально – психологическая атмосфера для всех членов семьи, и в том числе для ребенка;
  • агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения;
  • настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.

Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны.

Приложение №2

Индивидуальный план работы

с неблагополучной семьей

Мать ________________________________________________________________________________

Дата рождения ____________

Отец ________________________________________________________________________________

Дата рождения ____________

Место работы _______________________________________________________________________

Дети ___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Адрес _________________________________________________________________________________

состоящим на __________________________________ учете в ________________________________

Проблема семьи _______________________________________________________________________

дата постановки на учет ____________ дата снятия с учета ________________

Сроки

Ответственный

Выход

План

Факт

Внутришкольное взаимодействие

Изучение семьи:

Собеседование с классным руководителем;

Опрос соседей.

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Характеристика

Обследование жилищно-бытовых условий

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Акт обследования

Посещение на дому

Соц.педагог

кл.руководитель

Акт

Встречи в школе

В течение года по необходимости

Администрация школы, соц.педагог

кл.руководитель

Протокол

Учет успеваемости детей на конец четверти

Ежедневно и на конец четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Ведомость оценок

Подведение предварительных итогов успеваемости детей за четверть

За 2 недели до конца четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Вовлечение детей во внеурочную деятельность

Сентябрь и в течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Справка

Психологическое сопровождение семьи

В течение года

Психолог

Справка

Участие родителей в мероприятиях по профилактике безнадзорности, правонарушений, пропаганде ЗОЖ

В течение года по плану ВР

Соц.педагог

инспектор ПДН

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Справка

Беседы по проблемам дисциплины, успеваемости и посещаемости детей

В течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Отметка в тетради работы с учащимися

Рейды

«Образование всем детям»

В течение акции

Соц.педагог

кл.руководитель

График рейдов, акты

«Защита»

«Дети улиц»

«Подросток»

Совет профилактики

1 четверть

По мере необходимости

Соц.педагог

Протокол

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Межведомственное взаимодействие

КДН

По мере необходимости

Соц.педагог

Информация

ПДН

УСЗН

Опека

ЦРБ

Общественные организации

Приложение №3

АКТ

Обследования жилищно-бытовых условий неблагополучной

Семьи __________________________________

Фактически, проживаюшей по адресу : ___________________________________________________

Обследование проводится в связи с проведением планового контрольного обследования семей

Группы «риска» (Исх. № 722 от 18.01.2011 года)

Причина неблагополучия . _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Мною _____________________________________________________________________________

Совместно_________________________________________________________________________

В присутствии ______________________________________________________________________

Произведено обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетних:

1__________________________________________________________________________________

2__________________________________________________________________________________

3__________________________________________________________________________________

(указать Ф.И.О. , год рождения, место учёбы или работы)

Обследованием установлено, что семья состоит из _____________ человек

1.__________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________________________

(указать всех взрослых, проживающих на данной площади: Ф.И.О., год рождения, место работы, родственные отношения)

Общий доход семьи ____________________________________________________________________

Характеристика жилья _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

(указать : статус жилья, размер площади, количество комнат, наличие коммунальных удобств, санитарное состояние жилья, наличие у подростка отдельного места для сна, отдыха, занятий.)

Место нахождение родителей и их состояние на момент посещения __________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________

Обследование провели : 1. _________________________________________________

2. _________________________________________________

3. _________________________________________________

Дата «____» ________ 2013 г.

А К Т.

посещения семьи в рамках межведомственной профилактической

операции «Подросток 2015»

Семьи группы «социального риска» __________________________________

Проживающей по адресу:____________________________________________

Настоящий акт составлен: «_____»________» 2015 года.

Комиссией в составе: _______________________________________

/_______________________________________

На момент посещения было установлено:

1.Санитарное состояние квартиры: ____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

  1. Родители / Ф.И.О., их состояние на момент посещения /:______________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

  1. Наличие посторонних лиц в квартире: __________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

  1. Данные о детях:

а/ Ф.И.О. несовершеннолетнего /их/, дата рождения: ____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

б/ их место нахождения на момент посещения, состояние здоровья: ____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

в/ наличие продуктов питания:____________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

г/ наличие постельного белья, его санитарное состояние: ____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

Члены комиссии: /______________________/

/______________________/

/______________________/

Родители: /____________________/

Приложение №4

СЕМЬЯ ___________________________

Дата постановки на учет_______________

ДЕТИ (Ф.И.О., дата рождения, место учебы)

1.___________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________

ЖИЛЬЕ:

Адрес проживания___________________________________________________

Адрес регистрации__________________________________________________

Статус квартиры____________________________________________________

Ответственный квартиросъемщик ____________________________________

(собственник жилья)

ЖЭУ __№___________________________________________________________

МАТЬ ______________________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения)

Спиртные напитки____________________________________________________

ОТЕЦ ______________________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения)

Место жительства __________________________________________________

Место работы ______________________________________________________

Спиртные напитки___________________________________________________

Наркотики__________________________________________________________

Другие отметки_____________________________________________________

ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ __________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ __________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

ПРИЧИНА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ_____________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

КЕМ ОБСЛУЖИВАЕТСЯ:

а/ инспектор ПДН ___________________________________________________

б/ участковый инспектор _____________________________________________

в/ участковый врач __________________________________________________

г/ № поликлиники______________

Другое ______________________________________________________________

/____________________________________________________________________

РАБОТА ПРОВОДИМАЯ С СЕМЬЕЙ

Приложение №5

МКОУ Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области.

«Утверждаю»

Директор школы:_________/С.И. Плеханова/

ПЛАН РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

2014 - 2015 учебный год.

Направление деятельности

Сроки

Ответственные

Диагностика классных коллективов с целью выявления неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь.

Соцпедагог, классные руководители.

Контрольная проверка условий жизни учащихся в неблагополучных семьях, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания учащихся.

По плану и по необходимости.

Систематическая индивидуальная работа с родителями и детьми из неблагополучных семей.

В течение года

Соцпедагог, классные руководители, администрация школы, Совет Профилактики.

Организация совместной работы с центром социальной помощи по реабилитации детей из неблагополучных семей и по оказанию материальной помощи.

В течение года

Соцпедагог, классные руководители, администрация школы.

Вовлечение учащихся из неблагополучных семей в кружки и секции,

организация летнего трудоустройства.

В течение года

Май-июнь

Соцпедагог, классные руководители, администрация школы.

Социальный педагог_________ М.В. Лавлинская