Как называется женщина у которой много мужей. Многомужество: странные обычаи некоторых народов

Тот общеизвестный факт, что в некоторых странах официально разрешено многоженство, у многих дам вызывает негодование. Почему мужчинами разрешено быть хозяевами гаремов, а женщинам нет? На самом деле такое явление как полиандрия, что при дословном переводе с древнегреческого обозначает как многомужество, является не столь уж редким. В подтверждение этого предлагаем рассмотреть несколько стран, где разрешено многомужество.

Причины возникновения явления

Полиандрия, больше известная под названием многомужество, служит редкой формой полигамии, при которой женщина имеет право вступать в брак сразу с несколькими представителями сильной половины человечества.

Распространение этого явления вызвано условиями окружающей среды. К примеру, в средневековых государствах, где часто велись войны, отправляющийся в поход муж мог пригласить на время своего отсутствия второго мужчину с тем, чтобы он защищал интересны и имущества супруги. Чаще всего эта роль поручалась родственнику по крови. Момент относительно возможности вступления с супругой в половую связь основной муж одобрял заранее.

Полиандрия было весьма распространенным явлением и среди эскимосов. Чтобы не оставлять свой дом без присмотра на время отлучки мужчина подыскивал себе замену. Приглашенный на время муж был наделен всеми правами и полномочиями: он и имущество охранял, и жену ублажал.

В Венесуэле и вовсе факт признания одного ребенка двумя отцами ни у кого не вызывал недоумения. Такая необходимость была вызвана тем, что в разы повышала вероятность того, что наследник безбедно доживет до совершеннолетнего возраста и успешно реализует себя в жизни.

Даже в государствах, где многомужество разрешено буддисткой религией, распространение этого явления также не стоит считать проявлением особой чувственности местных дам. Оно вызвано все той же необходимостью компенсировать неравное соотношение числа представителей обоих полов.

В каких странах распространена полиандрия

Полиандрия была распространена в человеческом обществе еще в прошлые века и неоднократно появлялась в разных культурах. Первое письменное упоминание о многомужестве встречается в древнеидийском эпосе «Махабхарата».

Сегодня многомужество официально разрешено во многих странах и отдельных административных областях. Это:

  • горные районы южной Индии;
  • Тибетский автономный район Китая;
  • северо-восточная часть Непала;
  • Шри-Ланка.

В отдаленных провинциях Индии и суровых районах гималайских гор, где широко распространен ортодоксальный буддизм, женщины и вовсе берут в мужья состоящих в родстве между собой братьев. Такая форма отношений называется фратернальной. Она нашла широкое распространение как среди бедняков, так и среди знатных семей.

Фратернальная полиандрия вызвана необходимостью сохранять во владениях семьи пастбищные и пахотные угодья. Родственные браки препятствуют раздроблению земельной собственности. Дети, рожденные в таких браках, считаются общими. Благодаря этому отпадает вопрос делить недвижимое имущество между наследниками, а собственность переходит неразделенной из поколения в поколение.

В семьях аристократов стран средневековой Европы для предотвращения дробления земель рода при наследовании и сохранении титулов действовало правило майората. Согласно ему приемником наследства становился только старший сын. Младшие дети вынуждены были покидать родные места с тем, чтобы искать себе занятие либо же уходить в монахи.

По такому же принципу сегодня поступают и в бедных тибетских семьях, где земли являются единственным источником дохода. Если в доме несколько сыновей, то женится только старший. Пришедшая в дом жена становится невесткой для всех братьев.

Большая семья живет в одном доме, ведя общее хозяйство. Мужья имеют интимные отношения с супругой по очереди. О том, что спальное ложе занято, указывает предусмотрительно оставленная мужчиной перед входом обувь. Невестка же имеет право принимать всех мужей либо же выбрать для себя лишь одного партнера. В случае, если один из мужей так и не смог заслужить благосклонность супруги, он уходит из дома, нанимаясь в работники или становясь служащим монастыря.

Как дело обстоит в продвинутых странах?

Пополнить ряды стран современного мира, где разрешено многомужество в скором будущем может и Америка. Автор законопроекта о полиандрии Джудит Уорнер считает, что это явление поможет увеличить доходы населения и побороть детскую бедность.

Этого же мнения придерживаются и эксперты по вопросам бедности. Неутешительные статистические данные показывают, что за чертой бедности находиться каждая 3-я женщина Америки и свыше 28 млн. детей. По их прогнозам в следствие многомужества возрастет процент браков и упроститься вопрос регулируемости рождаемости среди незащищенных слоев населения. Ведь в полиандрическом союзе на свет появится меньше детей, чем в нескольких моногамных браках. Как результат: уменьшится детская бедность, причем без какой-либо нагрузки на налогоплательщиков. Первый эксперимент по воплощению идеи решено провести в штате Юта. Если он пройдет успешно, то получит повсеместное распространение.


Бытует мнение, что женщины моногамны, а вот мужчины по природе своей ищут разнообразия, однако древняя традиция многомужества в Тибете абсолютно опровергает это убеждение. Здесь издавна принято выдавать девушек замуж сразу за всех братьев в семье. Такие необычные отношения - залог финансового благополучия, поскольку имущество семьи преумножается от поколения к поколению.

Для нас отношения в полигамных тибетских семьях более чем удивительны. Согласно устоявшейся традиции, старший сын в семье выбирает себе жену, а младшим братьям она достается "по умолчанию". Успехом считается, конечно же, иметь много мужей, ведь это значит, что семья будет богатой. Если мужчина по какой-то причине желает жениться на другой женщине, а не связывать свою жизнь с "родовой" женой, то ему следует отделиться со своим личным имуществом и не претендовать на то, что принадлежит семье.



Что касается женщин, то их вполне устраивает такая модель отношений. К каждому из мужей жена испытывает различные чувства, но все одинаково стараются ей угодить. Чем усерднее мужчины работают на благо семьи, тем больше у них шансов оказаться в статусе "любимого". В случае, если муж не заботится об общем благе, жена может даже выгнать его из дома (правда, предварительно ей предстоит разговор, в котором свекровь будет просить сжалиться над непутевым сыном).



Что касается супружеского "долга", то здесь зачастую все тоже по любви: жена проводит время с каждым из братьев, но зачастую может выбирать, кто ей более мил. Дети, которые рождаются в семье, воспитывают общими силами, но отцом для них считается старший брат. Известны случаи, когда младшие братья могут находить себе тайных жен (по сути, любовниц), но родившиеся у них дети бесправны. Как правило, любовницам не помогают растить детей. Еще более удивительны случаи, когда в полигамной семье один из мужей может быть "посторонним". Это случается, когда в союзе не рождается наследник, таким образом, женщине удается забеременеть.



В Тибете девушки гордятся своими любовными похождениями. Поклонники часто дарят им особые монетки, ожерелье из которых считается мерилом успеха барышни. Чем больше монеток, тем завиднее невеста. В случае, если в послужном списке оказываются иностранцы, то женщина может украсить ожерелье коралловым шариком.

Большинством религий запрещается как многомужество, так и многоженство. Но вместе с тем, есть страны, где до сих пор практикуется и первое, и второе. Давай узнаем, где женщины имеют несколько мужей и чего им это стоит.

Интересно: многомужество совсем не означает, что женщина главная в семье. Раньше это было необходимо как способ выживания в слаборазвитых племенах. В странах, где сейчас женщина имеет несколько мужей, мало что изменилось.

Тибет

В Тибете издревле у одной женщины было несколько мужей, так как представительниц прекрасного пола было мало, и их не хватало по одной на каждого мужчину. Для продолжения рода активно практиковалось многомужество. Сейчас статистика гласит, что в Тибете более 15 % замужних женщин имеют по 2 и более мужей (оптимальное число — 3). Сегодня это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность, а сильные работники всегда пригодятся в хозяйстве и дадут гарантию, что деты будут сыты.

Плюс ко всему, в Тибете всегда существовала фратернальная (братская) полиандрия - когда у родных братьев была одна жена. Старший брат выбирал женщину и она автоматически становилась женой младших братьев.

Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно — женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. Если же она долгое время игнорирует кого-то из мужчин, то это считается его личной проблемой. Ему следует приложить все усилия, чтобы снова заслужить расположение жены. Если же все попытки оказываются провальными, то в переговоры с невесткой вступает свекровь.

Непал

Непал находится между Китаем и Индией, на склонах Гималайских гор. Здесь, как правило, женщины также становятся женами нескольких родных братьев. И обосновано это уже известными нам причинами - густая заселенность страны, ее горных районов, недостаток земли, пастбищ. Поэтому такой братский брак позволяет избежать раздела и так крохотных земельных наделов. А так вся собственность остается в одной семье.

Дети здесь общие, поэтому все имущество - движимое и недвижимое - переходит от одного брата к другому на протяжении веков, оставаясь в семье.

Меланезия

Здесь женщин ничего не ограничивает в выборе любовников. Они могут выбирать одних партнеров для секса, других - для отцовства. Чтокасается семьи, то туземцев она устроена по матрилинейному принципу — дети принадлежат роду матери, но заботятся о них в большей степени их дяди - братья матери.

Здесь все наследство рода переходит к племянникам Отцы же, в свою очередь, могут некоторое время проявлять чувство заботы и любви к своим чадам, но потом снова обязаны идти работать на благо своего рода.

Нигерия

В Нигерии женщины всегда имели право имеет несколько мужей, руководствуясь законом вторичного брака. Так, женщина выходила замуж за своего одного, рожала ему детей, заботилась о домочадцах.

Послебрачного периода она могла снова выйти замуж, уже за другого мужчину. При этом не нужно было жечь мосты - каждый из браков оставался действительным, и женщина могла в любой момент отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент.

Что касается детей, то они всегда оставались с отцом. Поэтому если женщина хотела пожить с другим партнером, то ей приходилось на некоторое время прощаться с детьми от предыдущего брака.

Интересно: кроме перечисленных стран в наше время многомужество также встречается в Шри-Ланке, во многих горных районах на юге Индии (в местах распространения ортодоксального буддизма), в Южной Америке среди некоторых индейских племен, у алеутов и эскимосов.

Многоженством никого не удивишь, но как насчет многомужества? Мы расскажем, насколько женская полигамия естественна для человека, практиковали ли ее наши предки, и где она существует до сих пор.

Что говорят антропологи

Если спросить у антропологов о том, насколько естественна для женщины полигамия или, по-научному, полиандрия – они приведут в пример некоторых народов Тибета, где она практикуется, и скажут, что весь мир воспринимает это как аномалию. А поскольку полиандрия среди людей - явление редкое, то и наши предки его вряд ли практиковали.

Но в последнее время появилась противоположная точка зрения. Антропологи из Миссурийского университета насчитали около 53 народов в основе социальных отношений которых лежит классическая полиандрия (то есть, когда женщина состоит в полноценных брачных отношениях с одним или двумя мужьями). Более того, такая форма брака не зависит от географического положения, она встречается как у народов крайнего Севера – у эскимосов, так в странах с теплым и умеренным климатом – на Тибете, в Южной Индии.

Матриархат

Корни полиандрии стоит искать в матриархате – власти женщины, обществе, где семья формируется вокруг хранительницы очага. Матрицентричный порядок гипотетически процветал на ранних этапах земледелия, когда оно еще было мотыжным. Свое происхождение оно ведет от собирательства – женского занятия, в отличие от мужской охоты. Сторонники этой гипотезы основываются на культе богини-матери, а также на многочисленных статуэтках палеолита и древнего мира, символизирующих фертильность. Впрочем, несмотря на то, что этнографы признают существование народов, у которых за эмансипацию скорее должны бороться мужчины – китайский народ мосо или индийский «кхаси», официальная наука отвергает идею о матриархате, как отдельной стадии развития человечества.

Адаптация

Брак в любой форме – это попытка адаптироваться к окружающей среде. Полиандрия – не исключение. Она встречается у народов, где подобная форма сожительства может обеспечить защиту и благосостояние всем их представителям. Она распространена в местах со скромными природными ресурсами, например, в Гималаях, где позволяет ограничивать рост популяции и уменьшить детскую смертность. Женитьба двух братьев на одной женщине (фратернальная полиандрия) позволяет семье избежать разделения фамильной земли. В Европе, в свое время, проблема с наследственностью была решена иначе – введением матримониального права, по которому все наследство переходило первому сыну по старшинству.
Другая причина появление полиандрии – гендерный дисбаланс. Например, в Индии, негативное отношение к появлению девочек (из-за дорогого, но обязательного приданного) и частые аборты привели к тому, что прекрасного пола стало просто не хватать. Поэтому, в некоторых затерянных деревнях мужчины вынуждены делить одну женщину.

Моногамны ли женщины?

Принято считать, что мужчины полигамны, а женщины моногамны. Такая точка зрения обусловлена общественными нормами, но не естественным для нашего вида поведением. По словам доктора психологии Кристофера Риана – человек может быть моногамным, но только в силу своего выбора. Кроме того, по словам ученого: «Быть вегетарианцем – не значит не любить запах мяса». То есть, наличие одного партнера не значит, что человек, будь то мужчина или женщина не будет заглядываться на других.
Что касается моногамии в природе, то она свойственна, в основном, птицам (около 90% орнитологических видов моногамны). Среди млекопитающих только 3-5% видов придерживаются верности своему партнеру, например, волки. И то встречаются исключения.

Два отца

Как же решается в полиандрических обществах вопрос с признанием отцовства? На примере племени Бари в Венесуэле, ученый Стефан Беккерман из университета штата Пеньсильвания выявил, так называемое, «полиотцовство». Одновременно несколько мужчин считаются родителями ребенка. В некоторых культурах это связано с верой в то, что семя нескольких может участвовать в формировании плода. Так или иначе, в столь странных порядках есть свои плюсы – у ребенка с двумя отцами намного больше шансов выжить и преуспеть, нежели с одним.

Полиандрия сегодня


В мире до сих пор немало мест, где полиандрия не только существует, но и официально узаконена. Такие порядки заведены в Тибете, Нигерии (племя Нимба), Полинезии, некоторых районах Индии (Раджахстан, Ладакх, Занскар). Так, например, пару лет назад стала известной история 21-летней Раджо Верны – женщины из индийской деревни с принятой фратернальной полиандрией. Если девушка выходит замуж, то за всех братьев сразу. Раджо на мужей «повезло» – у нее их оказалось сразу пятеро и все законные.