Левитан владимировка. Описание картины «Владимирка. Живописец русской природы: восхождение

Владимирка. 1892

«…Степь, простор и небеса…»

И.А.Бунин «Цыганка»

Картина Владимирка (1892, Государственная Третьяковская галерея, Москва) была задумана во время пребывании Левитана в пушкинском Болдине после того, как он вышел на этот тракт, возвращаясь с охоты близ Городка Владимирской Губернии. Хотя за несколько лет до того Владимирка перестала быть дорогой, по которой вели по этапу в Сибирь каторжан (в 1890-е годы их стали отправлять по железной дороге), память о «звоне кандальном» определяет строй картины, более значительной по своему содержанию, чем работы иных художников, изображавших колодников и жандармов. Невесёлые думы навевает пасмурное небо с плывущими серыми облаками. Просторы оживлены лишь фигурой странницы, с молитвой обратившейся к иконе на придорожном столбике-голубце. Но чувство тоски и одиночества не безраздельно господствует в образном строе картины. Пасмурный колорит при внимательном взгляде обнаруживает приглушённое серым тоном богатство и нежность световых оттенков. Светлую ноту вносит в образный строй картины и белеющая вдали церковь. Работа относится к редкому типу полифонического «исторического пейзажа».

Ряд работ дает представление о реалистичности: картофель Картера Альберта Капписа, «Портрет женщины Франца фон Ленбаха». Интерес к деталям обычной жизни отмечен Иосифом Кинцелем «В Инн». В то же время художник не применяет принцип наружной живописи, восстановления света и вибрации воздуха, движения кисти.



Александр Коцис «Матула умер». Казимеж Сичульский «Сироты». Яцек Мальчевский «Автопортрет с музыкой». «Девушка» Станислава Выпьяньского. Леон Вичкосковски «Автопортрет». Ян Станиславский Печально. «Натюрморт с серебряной чашей и овцами». Юзеф Чапски «Городские пейзажи».


Владимир Петров


Эта картина - одно из лучших творений Левитана, его всеми признанный шедевр.

Перед нами самый простой и заурядный мотив равнины с уходящей вдаль дорогой. Левитан здесь в создании образа природы вновь идет привычным и свойственным ему путем раскрытия большого внутреннего содержания в самом простом и обычном.

Эрно Изаак Эрб Зимний пейзаж. Феликс Михай Виггювальски Эскизы для полихромной палаты Торгово-промышленной палаты. Средняя часть триптиха: «Фортуна», слева: «Жидкий капитал», справа: «Железная столица». Середина, самая большая часть триптиха, названная «Фортуна», представляет несколько обнаженных людей всех возрастов, тянущих с огромным усилием на берегу, чтобы сидеть с молодой, стройной обнаженной девушкой, стоящей на балу - олицетворением Фортуны, Солнечные лучи бросали зеркало воды и облаков в голубое небо.

Стороны триптиха схожи: увенчанный краснокожий человек, капитан столицы, окружен кругами вокруг обнаженных женщин, изображающих жизнь и человечество человечества. Через пальцы руки вытянутого человека на левой стороне триптиха золотая монета - жидкий капитал - отбрасывается, железная столица представлена ​​в виде прозрачного шара, удерживаемого человеком справа.

Пейзаж действительно очень прост. Широко расстилается по сторонам и далеко уходит вглубь типичная русская равнина. Там, вдали, у горизонта, белеет церковка, и синие дали соседствуют с яркостью ржаного поля. Низко нависло серое облачное небо, несущее дождливую погоду, а под ним по равнине тянется вдаль дорога с ее тропинками по бокам, протоптанными ногами многих и многих путников. Грустью веет от этого пейзажа и бесприютностью. Но вместе с тем в самой его шири, и его просторах и глубине, в том, как неуклонно движется вдаль дорога, преодолевая возвышенности почвы, пересекающую ее тропинку, - во всем этом есть нечто вели-чавое и неотвратимое, как сама жизнь. Это пейзаж, который словно вечно существовал как лицо страны, как один из скорбных и вместе величавых обликов родины.

Властимил Хофманн Мадонна. Эдвард Окус Филистрц. Анджей Пронашко Автопортрет. Фердинанд Русжец в мире. Казимеж Сичульский Мадонна. Слева - гуцульская девушка с кувшином, справа - девушка хукулян с крестом. Он был очарован гуцульским фольклором, расцветкой костюмов, спецификой церковных обрядов. В этих работах доминируют живописные композиции, удивляющие доселе неизвестную интерпретацию пейзажа художника, необычайную красоту гуцульских костюмов, насыщение символического и религиозного содержания, повышение их до самого высокого уровня художественных навыков.

Одинокая фигурка странницы и придорожный голубец подчеркивают безлюдье и безмолвие пейзажа. Но они же, как и дорога, напоминают о людях, о тех, кто очеловечил эту землю и про-ложил этот скорбный путь. А обратившись к небу, мы видим на нем сложное движение облаков, клубящихся и куда-то плывущих. На небе словно разыгрывается какое-то действие. И все это вместе - просторы, неторопливый бег дороги, движение облаков - исполнено спокойного и величавого ритма

Он рисует архитектурные ландшафты с акварелью и гуашью, рисует чернилами. Его работы разбудили и вызвали крайние чувства - от абсолютного презрения до полного восторга. Критики Семирадского обычно были из кругов людей, участвующих в искусстве. Взгляды, высказанные аудиторией, были разными. Они очень любили Семирадского из-за того предмета, который он предпочитал, и того, как они были созданы, что сделало изображения привлекательными и приятными для восприятия получателя.

Они обвинили художника в чрезмерном вовлечении в принципы академиков и историзма, неадекватность их собственного творческого развития, остановку полушага в процессе живописи без развития крыльев, что привело к правильному, но не исключительному образу. Однако было трудно отрицать профессионализм, отличное мастерство мастерской по рисованию и совершенствование исполнения. Без сомнения, Генрих Семирадский - один из немногих польских создателей, которые сделали действительно большую международную карьеру.

Левитан один-единственный раз написал на самой картине ее название «Володимiрка», подчеркнув таким образом ее исторический и эпический характер.

Левитан жил летом 1892 года в деревне Городок близ Болдино, Нижегородской железной дороги. «Однажды, возвращаясь с охоты,- вспоминает Кувшинникова, - мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное по-лотно дороги белеющей полосой убегало среди перелеска в синюю даль... Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... - Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда ». Кувшинникова цитирует далее строчки из стихотворения А. Толстого «Колодники», которое пришло на память Левитану, и заканчивает: «И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо.

Бессмертные люди пришли посмотреть на его картины, полюбовались ими и купили среди других членов монархий России, Австрии и Италии. Он достиг огромной репутации и имеет высокий статус собственности, значительно превосходящий характер художников, чья работа теперь достигает миллионов долларов в цене. Особый интерес представляют монументальные памятники, такие как «Деривативы Нерона» и «Христианский Дирс», а также занавес, написанный для театра в Кракове и Львове. Хотя он представил непоколебимую привязанность к классическим канонам, он разработал свой собственный узнаваемый стиль.

Мотив дороги всегда влек к себе Левитана, и мы находим его в самых ранних его произведениях, таких, как «Осень. Дорога в деревне» (1877) или «Дорога в лесу» (1881). Эту влекущую силу дороги Левитан с его тоскующей душой, с его нервной неудовлетво-ренностью чувствовал необыкновенно сильно, много раз запечатлевал и до и после «Влади-мирки». Многочислен ряд этюдов с дорогами и дорожками то в поле, то в лесу, и нет смысла их здесь перечислять. И сама «Владимирка» была сильнейшим выражением этого «чувства дороги».

Несмотря на то, что он родился в Харькове, семье царского офицера, он учился в Харьковском университете и Академии изящных искусств в Санкт-Петербурге, а затем много лет жил в Риме, делая свою польскую жизнь менее сомнительной и после смерти. Он расположен в Пантеоне знаменитой Краковской скалы.

Здесь будут представлены все работы, включенные во Львовскую художественную галерею, а также неизвестные произведения из польских музеев и частных коллекций. Марек Виатрович из выставки Семирадзки неизвестен в Региональном музее в Сталовой Воле. «Христос и самаритянин».

Левитан, так хорошо знавший и любивший русскую литературу и поэзию, знал, конечно, и те многочисленные произведения, в которых поэты и писатели страны огромных пространств, дальних расстояний и долгих путе-шествий с такой силой и проникновенностью описывали и воспевали дорогу и те мысли и чувства, которые она вызывает. Сколько раз, быть может, перечитывал он это гоголевское: «Какое стран-ное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она, сама эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... Боже! как ты хороша подчас, далекая дорога! Сколько раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэти-ческих грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!»

Абдалла Аль Омари представляет голодных и бездомных лидеров мира. «Я не хочу быть неуважением к ним, но вернуть их», - говорит сирийский художник. Его работу можно посмотреть на выставке в Дубае. Абдалла Аль Омари нарисовал Дональда Трампа в грязной футболке с рюкзаком и наплечником на спине. Президент берет с собой усталую девушку. У него есть фотография семьи в руке, которая не рядом с ним.

Импотенция - самое сильное оружие

Барак Обама, Ангел Меркель и Владимир Путин, художник видит беженцев на горизонте. На другой картине они стоят в очереди за едой, рядом с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху или президентом Ирана Хасаном Рухани. Абдалла Аль Омари имеет статус беженца в Бельгии. Цикл портретов мировых лидеров начал рисоваться более двух лет назад. Художник говорит, что его личный опыт потерять свое место в мире и гнев эскалации конфликта в Сирии заставили его создать эту серию картин.

И у Лермонтова, который был одним из любимейших поэтов Левитана: Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень».

Со времен пушкинской «Телеги жизни» стало традицией сопоставлять дальнюю дорогу с чело-веческой жизнью, использовать дорожные думы как размышления о судьбе людей и народа.

Спящий похож на опухоль в организме. Вы не имеете к нему никакого отношения, но останетесь с вами до вашего последнего дня. Люди не видят, как они падают с трона, они не видят слабости в них. Художник утверждает, что часы, потраченные на проект, дали ему много энергии. Моменты полной беспомощности могут дать вам сверхдержаву. Наша беззащитность подобна невидимому ветру, который связывает вас на груди, но необыкновенно помогает вам вернуться на ноги, - говорит он. Чувство беспомощности - это самое сильное оружие, которым обладает человечество.

Мой панический визг встретился с презрением: О чем вы жалуетесь? Тёплый свет бросает синие тени на заснеженные поля, а деревья на заднем плане начинают переносить солнце, а маленькая лошадь терпеливо стоит за деревянной дачей, снег уже начинает таять и скользит с его погодоустойчивой крыши.

Еще современники видели близость настроения этой картины народной поэзии. В наше время также отмечалось, что образ дороги в картине Левитана близок тому, который мы нахо-дим в народной песне. По сути дела, это верно и свидетельствует о народности самого содер-жания картины. Возможно, что Левитан и знал соответствующие народные песни. Но непосредст-венно он исходил от «Колодников» А. Толстого, то есть от современной ему поэзии.

Картина научила меня, что Левитан действительно был гением, и что я, увы, не был: его стиль здесь случайный, почти небрежный, но деталь, где макула глаза наиболее нетерпелива и наиболее способна поймать ее на маленькая лошадь, невероятна. Единственный идеальный штрих определяет каждую поверхность кожаного ремня, а маленькие сани - шедевр: едва 3 см в длину и 2 см в высоту, его текстуры и прочность абсолютно убедительны, так как они, очевидно, сделаны из того же дерева, окружающего небольшое поле, Контраст между неба и природой, а также ветхом, ухудшающимся творением человека не может быть более глубоким.

Замечательная своим глубоким содержанием, скорбной и сдержанной поэтичностью, «Владимирка» прекрасна и в чисто живописном отношении тонкостью своей благородной приглушенной гаммы зеленоватых, корич-невых и серых тонов с лишь изредка данными цветовыми акцентами белой церковки, синей дали, высветленного поля, красновато-коричневого платочка странницы. В особенности надо отметить, как напи-саны земля и дорога. Прекрасно переданы каменистость дороги, ее отличие от тропинок. В изобра-жении полей мы видим красивое сочетание различных оттенков зеленых и фиолетово-коричневых цветов как взаимодополнительных.

Это свет, который больше всего возбуждает глаз и мотивирует художника захватить кисть, чтобы захватить ее мимолетную игру поверх поверхностей. Многие мастера-мастера сегодня могут сделать очень привлекательную сцену, демонстрируя гармонию и правильность макета и тона; некоторые гордятся тем, что производят завершенную работу всего за час - показывая взгляд на гармонию и великолепное владение материалами. Но Левитану было больше: он был художником, стремящимся к более глубокому свету, реагируя на душу.

В то время как работы, открытые для открытки, демонстрируют талант и способность декоративных художников, те, которые Левитан создавал, иногда занимали год или больше, чтобы закончить, и, как и он, были рождены в трудных условиях и настолько трогательны, что они набирают толпы более ста лет после его смерть. Именно такое качество невозможно учить и которое возникает только из генетики и души.

Представляющаяся нам теперь одним из лучших созданий художника, картина « Владимирка » при ее появлении на XXI Передвижной выставке была едва замечена критикой и понята только очень немногими. Петербургская печать картину обошла молчанием, а в том, кажется, единствен-ном случае, когда упомянула, то как пример неудачи всей пейзажной части выставки, в которой «выбраны самые неприглядные «серые» мотивы. Что может быть скучнее «Владимирки. Боль-шой дороги» г. Левитана... ».

Его дед был раввином, а его отец окончил семинарию и продолжил изучать французский и немецкий языки. К Кувшинниковой Левитан «вспомнил о многих несчастных душах, которые трогали дорогу, звякнув цепи, направляясь в изгнание». Женщина ждет рядом с маленьким алтарем.

Семья переехала в Москву, а Левитан поступил в Школу живописи. Но его мать умерла, когда ему было всего 15 лет, а его отец, от брюшного тифа, два года спустя. Это оставило Левитана, его брата и двух сестер в крайней нищете. Левитан спал на голом деревянном полу в классе ночью или иногда в хижине смотрителя в глубине зимы. В результате антисемитизма в какой-то момент он был вынужден покинуть школу, но давление со стороны местных жителей на популярного и очень талантливого Исаака привело к стипендии, что позволило ему завершить учебу.

В Москве многие критики в своих обзорах выставки также ни словом не обмолвились о « Вла-димирке». Но зато другие, и притом принадлежавшие к совершенно разным общественным и художественным лагерям, дали о ней в общем правильные и, во всяком случае, сочувственные отзывы. Наиболее точно отозвался М. С. Корелин в « Русской мысли »: « Иные стремятся схватить типичный рус-ский пейзаж, понимая его так, как некогда характеризовал его Некрасов: «Не весела ты, родная картина». Крупным художникам и здесь удается придать настроением поэтический колорит уны-лому пейзажу. Такова, например, картина «Владимирка» г. Левитана. Пейзаж невеселый; но широкий простор, бесконечная даль, чудно перенесенная на полотно, вызывает в душе зрителя такую же поэтическую грусть, как заунывная русская песня»53.

Он никогда не испытывал обиды на православное общество в связи с трудностями, которые его лидеры обременяли его, и друг, набросавший с ним на берегу Волги один вечер, заметил, что в ответ на звон колоколов издалека, Левитан спокойно сделал знак креста.

Левитан был первым художником, который использовал пейзаж не как самоцель, а как шифр для состояния человеческой души. Его отчаяние в том, что он был ошеломлен чувствами величия природы, которые он чувствовал неспособным полностью передать в своих картинах, заставило его сказать, что больше нет трагедии, чем ощущать такую ​​глубину чувств и не может ее выразить. Левитан редко включал в себя цифры, но это было не из-за отсутствия таланта: сохранившиеся портреты показывают его удивительную способность изображать личность, казалось бы, даже не пытаясь.

Наконец, даже в общедоступном журнале «Семья» хвалили «Владимирку» за настроение широкого пространственного пейзажа.


А.А. Фёдоров-Давыдов


Сочинение по картине ученицы 6Б Павленко Вики

Перед нами обычный степной пейзаж. Скромная красота русской природы. Позднее лето. Пожухлая трава. Низкие облака. Скоро осень… Художник как будто идёт по этой дороге, убегающей за горизонт; впечатление, что она тянется бесконечно, как бесконечные российские просторы.

Это почитание жизни, поглощающих настроений и радости является признаком здорового внутреннего роста, существующего независимо от состояния тела или накопленного богатства. Говорят, что это единственные дары, которые мы несем с нами за пределами этого мира, принимая участие в вечных качествах; для тех, кто одарен умением и воображением, и интеллектом, чтобы применить эти силы к короткому промежутку человеческой жизни, разделение их внутреннего мира делает их самыми ценными активами человечества. Они мягко напоминают глубины и возможности, присущие душе, поэтому - в отличие от миллиардеров, королей, генералов или самых блестящих и многословных критиков - те люди, которые способны перемещать дух, со временем любят больше всех.

По середине дороги заметна каменистая линия. Видно, что её вытоптали тысячи ног. Это были каторжники. Скованные цепями, они шли по этой дороге. На восток. В Сибирь. Народ перед ними расступался, в страхе уступая им дорогу, и по краям образовались узкие тропинки. Эта бескрайняя пустынная дорога навевает унынье и ощущение безысходности. Она как бы вобрала в себя тысячи горестных судеб…

По обеим сторонам дороги видны огромные пустоши с редкими кустиками.

От дороги отходят несколько маленьких дорожек, по-видимому, к деревням или сёлам. На одной из этих тропинок вдалеке маячит человеческая фигура. Кто-то видимо собирался перейти через дорогу, и остановился, задумавшись…

Может быть, кто-то из его родных или близких прошёл по этой дороге?..

Дорога спускается с холма, поднимается на другой и продолжает свой путь в бесконечность. Лес расступается, пропуская её, и у дороги как будто бы нет препятствий.

Мне жаль каторжников, которые шли по ней. Пройтись по этой дороге - и овладевают уныние, безысходность и отчаяние. Это как будто идёшь в никуда и будешь идти всю жизнь…

Прошли десятки лет, пройдут сотни лет, и ничего на этой дороге не изменится.

«Владимирка» была написана Иссаком Левитаном в 1892 году. Полотно отличается глубоким содержанием и проникнуто скорбной поэтичностью. Интересно, что картина, относящаяся сегодня к самым знаменитым творениям Левитана, вначале была названа скучной и неприглядной и принята критикой весьма сдержанно.

До 1890 года по Владимирскому тракту вели по этапу в Сибирь каторжан. В своем произведении Левитан хочет увековечить память «о звоне кандальном». Мы видим унылый пейзаж: позднее лето, степь с редкими кустиками, уходящую вдаль широкую дорогу. Мы словно шагаем по ней. Низкое пасмурное небо с рваными облаками навевает грустные воспоминания. Лес расступается, освобождая место. А дорога идет и идет, тянется бесконечно, уходит за горизонт…

Скованные цепями, шли на восток, в Сибирь, по этой дороге ссыльные. Тысячи горестных судеб видела эта дорога, и оттого она внушает такое чувство грусти и безысходности. Вот впереди маячит одинокая женская фигура. Странница остановилась возле почерневшего от дождей придорожного креста, задумавшись, – может, ждет кого-то, или просто предалась воспоминаниям…

Картина «Владимирка» замечательна не только ёмким содержанием и горькой поэтичностью. Полотно интересно в живописном отношении. Тонкость рисунка сочетается в нем с богатством используемых оттенков - приглушенных серебристо-сероватых для неба и зеленовато-бежевых – для земли. Прекрасно передано настроение хмурого неба и особенности рельефа каменистой дороги. Однообразность пейзажа оживляет пятно церкви, белеющей далеко впереди, да темный силуэт странницы.

Полотно «Владимирка» проникнуто любовью художника к родной земле и его человеческим неравнодушием к чужой боли, к несчастным ссыльным. Картина была отдана художником в дар Третьяковской галерее.

Помимо описания картины И. И. Левитана «Владимирка», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают рисовать, используются нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.