Что интересует подростков в наше время. Странные увлечения подростков

Введение

Выбор данной темы исследования прежде всего связан с моим личным интересом, так как я сама являюсь подростком. Каждый день я нахожусь в окружении разных людей, и все они разных возрастов. Мне стало интересно чем в свободное время занимаются мои друзья, что им нравится. Так же наблюдая за подростками можно сделать предположения что у большинства из них увлечения и интересы зависят от возрастной категории. Для ответа на поставленные мной вопросы необходимо провести исследование на базе школы МАОУ СОШ №1. В данной работе я буду использовать такие методы исследования как анкетирование, изучение и обобщение полученной информации.

Цель исследовательской работы :

Изучение особенностей интересов и увлечений подростков разных возрастных категорий

Объект исследования :

Современные подростки

Предмет исследования:

Увлечения и интересы подростков

Задачи:

Изучить особенности современных подростков

Изучить и проанализировать интересы и увлечения современных подростков в зависимости от пола, возраста, успеваемости

Глава 1

Психологические особенности подростков

Подростковый возраст

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.



Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии.Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания.Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками.Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества" .Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь".

Главная ценность отметки для учеников в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей.Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой "нормы", чтобы него было "как у всех", "как у других" .Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие <норм>. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Интересы, увлечения подростков разных возрастов

Ошибочно полагать, что современные подростки окончательно испортились под натиском несколько развращенной эпохи. Как и много лет назад, они все такие же ищущие, любознательные, свободолюбивые.
В укрупненном виде все увлечения современных подростков можно разделить на несколько блоков: интеллектуальные увлечения(, спортивные, накопительские, информационно-коммуникативные и лидерские, позволяющие человеку реализовать себя в качестве руководителя.Безусловно, одним из любимых хобби современных подростков является компьютер и информационные технологии. Сегодня, пожалуй, нет ни одного молодого человека, не зарегистрированного в социальной сети. На втором месте стоит спорт, который, к счастью, как увлечение стал невероятно популярным среди молодежи. Футбол, баскетбол, волейбол, карате, бег, сноуборд, скейтборд,пейнтбол, паркур - все это делает тело гибким, ловким, улучшает здоровье, позволяет личности чувствовать себя уверенно и сформироваться гармонично. думать, что молодежь ничего не понимает в музыке и искусстве, их особое восприятие современных музыкальных направлений, интересующая их литература не всегда понятна взрослым, выросшим в совершенно иную эпоху, подчиненную другим идеалам. Как и много лет назад подростки стремятся создавать команды КВН нового формата comedy, участвуют в творческих проектах, проводят маркетинговые исследования, ездят в походы по странам дальнего и ближнего зарубежья.

Развитие современных технологий выводит молодежь на совершенно иной уровень знаний, сегодня любой старшеклассник или студент может самостоятельно перепрошить сотовый телефон, переустановить «винду» и даже написать особую программу, сочиняющую суперсовременные хиты Подростки активно учат языки, интересуются культурами других наций, часто становятся активными участниками самых разнообразных движений и субкультур. Все это должно приниматься и быть понятым взрослыми безо всяких нравоучений и навязываний своих стереотипов.

Глава 2 Изучение интересов и увлечений подростков

2.1Особенности проведения исследования

Для проведения практического исследования было определено проведение сбора данных в письменной форме методом опроса по месту учёбы(МАОУ СОШ №1), во время которого участникам предлагалась анкета. В данной анкете есть как закрытые вопросы, так и открытые

1. Укажите свой возраст. Мне _______лет.

2. Укажите свой пол. _______

3.Считаешь ли ты себя общительным человеком?

1) уровень моей общительности высокий, у меня много друзей

2) уровень моей общительности средний

3) уровень моей общительности низкий, предпочитаю одиночество

4. Что вам больше всего нравится делать в свободное время?

2) смотреть телевизор

3) смотреть видео

4) встречаться с друзьями

5) слушать музыку

6) заниматься спортом

7) играть в компьютерные игры

8) другое ____________________

5. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть?

1) боевики

2) триллеры

3) детективы

4) комедии

5) мелодрамы

6) другие_______________

6. Какие телепередачи вам больше всего нравятся?

1) политические обзоры

2) спортивные программы

3) музыкальные передачи

4) телесериалы

5) кинофильмы

6) телеигры

7) другое _________

7. Какая музыка вам больше всего нравится?

1) классический рок

2) тяжелый рок

3) поп-музыка

5) классическая музыка

6) другое_______________

8.Что вы обычно читаете в свободное время?

2) фантастику

4) научно-популярную литературу

6) журналы

7) другое __________

9. Какие проблемы вас больше всего волнуют?

2) выбор профессии

3) отношения с одноклассниками

4) отношения с родителями

5) отношения с противоположным полом

6) отношения с учителями

7) здоровье

8) другое______________

10.Какая профессия (род занятий) представляется вам наиболее престижной и достойной?

1) научный работник

2) педагог

4) экономист

6) военный

7) другое____________

11. Какие дополнительные занятия, кружки, секции, творческие объединения ты посещаешь в свободное время?

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в жизни детей и их родителей. Вчерашний ребенок исследует мир и ищет свое место в нем. Формируются собственные взгляды, появляются новые интересы, друзья, увлечения. Некоторые из них кажутся родителям странными. Зомби, вампиры, призраки и прочая нечисть интересует подростков больше, чем алгебра и геометрия. Как реагировать родителям? Стоит ли тревожиться или беспокойство напрасно? На эти вопросы отвечает психолог центра "Грани сознания " Мария Михайловна Тарарова.

Увлечения отражают внутренний мир человека, его чувства, желания, фантазии. Но не стоит пугаться вампиров и зомби. Это всего лишь образ. За оболочкой скрываются особенности того или иного героя. Всемогущество, неуязвимость, бессмертие - это то, чем каждый желает обладать в своих самых сокровенных мечтах. И пусть эти способности недоступны человеку, но можно прикоснуться к ним в своих фантазиях!

Такой чарующий потусторонний мир

Ничто так не притягивает людей, как магия, волшебство, чудеса. Мы с детства воспитаны на сказках. И хотя подросток уже не ребенок, но его так же притягивает все волшебное и таинственное. А что может быть интереснее, чем потусторонний мир, где каждый имеет особую силу, живет по своим законам и даже является бессмертным? Где главного героя не только принимают таким, какой он есть, но и уважают его неповторимость и особенность?

Современный кинематограф, художественная литература, компьютерная игровая индустрия в избытке предоставляет возможность всем желающим окунуться в иной мир, где любой человек может освободиться от оков обыденности и побыть тем, кем желает. Альтернативная реальность богата особой атмосферой. Там затрагиваются темы борьбы добра и зла, страха смерти, отношений с другими людьми и еще многого того, что интересует подростка. Но самое главное, это подается в легкой и привычной для взрослеющего ребенка сказочной красочной обертке.

Ни для кого не секрет, что читая книгу или погружаясь в просмотр фильма, мы примеряем на себя роль главного героя. Фантастический образ задевает струнки нашей души, вызывая симпатию и интерес. И волшебный сюжет может отвечать желаниям и потребностям подростка.

Неуязвимость и всемогущество

Очень часто подросток не чувствует в себе сил противостоять чему-то или кому-то. Он может столкнуться с собственным разрушающим бессилием в отношениях со сверстниками, родителями, учителями. И появляется желание стать кем-то другим, более сильным, способным, уникальным. Ведь так заманчиво обладать теми же способностями, что и главный герой с экрана.

Одиночество

Чувство одиночества близко подросткам, как никому другому. Их тесная связь с родителями начинает ослабевать. Они все чаще сталкиваются с непониманием. Их поведение порой обескураживает взрослых, вызывая конфликтные ситуации, ссоры, обиды. Дружеские отношения или первая любовь нередко заканчиваются разочарованием.

Залечивать душевные раны помогают фантазийные истории. И образ одинокого охотника, что всю жизнь вынужден оставаться в тени и бороться за жизнь, проливая кровь, тоскливым воем отзывается в подростковых душах. Сопереживая героям, ребенок чувствует, что он не одинок.

Особый возраст

Если раньше все силы затрачивались на учебу, то теперь на первый план выходит социальное становление личности. Появляются вопросы: «кто я?», «к какой группе я принадлежу?», «кто меня окружает?» и «каким статусом в этой сфере я обладаю?» Для тинейджера становится важным, принимает ли его социум и какое положение он может в нем занять. Родители в этот период перестают быть авторитетами для ребенка, и он начинает поиск новых кумиров.

Присоединившись к какой-либо группе, подросток получает новую роль, примеряет на себя новые ценности, учится строить отношения с другими людьми. Для него важно получать понимание, одобрение и приятие от окружающих его людей со схожими интересами.

Группы по интересам

Во все времена существовало большое количество социальных групп. Это кружки, секции, музыкальные и спортивные клубы, танцевальные школы. Среди всего этого были и с собственной культурой и ценностями. Они резко выделялись на фоне традиционного культурного багажа, принятого в современном социуме. Попадание молодых людей в подобную среду пугает родителей. Подросток резко, кардинально меняется. Его манера поведения, речь, стиль одежды часто ставит родителей в тупик и вызывает неодобрение. А ведь именно понимания и принятия ждет подросток. Для него важно не только самостоятельно выбрать социальную группу, но и получить признание того, что он . Соответственно, если родители не признают его права на выбор, а социальная группа принимает его таким, какой он есть, подросток может застрять в данной группе, как в безопасном и принимающем месте.

В этом возрасте нравоучения родителей могут не восприниматься подрастающим поколением. А вот поддержка и понимание станут главными помощниками в становлении личности ребенка.

Подросток, с позволения родителей или без него, будет стараться найти свое место под солнцем. Ведь основная его деятельность в этом периоде - это поиск себя. Интересы и хобби могут меняться чуть ли не каждую неделю, и в этом нет ничего страшного. Главное - понимать своего ребенка. У него непростой период. Он впервые начинает принимать решения за себя и готов их защищать. В такие моменты важно сохранять спокойствие именно родителям. Подросток должен знать, что есть место и люди, где его принимают. И, в первую очередь, это дом и семья. Задача родителей - предоставить своему ребенку возможность самостоятельного выбора.

Если же родители хотят направить энергию своего чада в какое-то более безопасное русло, надо постараться вместе с ним придумать новое интересное занятие, которое его увлечет. Будь то спорт, танцы, фотография или что-то другое. Главное, чтобы это было созвучно с интересами подростка и его способностями. Но помните - ваша задача именно предложить, а не настаивать и уж тем более не принимать за него решение. Родительский дом должен сохранять статус безопасного и принимающего места.

Когда пора бить тревогу

Нет ничего страшного в том, что тинейджер увлекается фантастикой. Проживая краткий момент вместе с героем, он соприкасается со своими фантазиями, чувствами, сокровенными желаниями. Он попадает свою собственную сказку. Но возвращение в реальность неизбежно после финальных титров.

Не всегда события развиваются таким позитивным образом. Если подросток большую часть времени , у него отсутствуют друзья, социальные контакты, он отрешен и замкнут - это опасные признаки. Общение со сверстниками, новые знакомства, первая влюбленность - вот что интересует школьников в этом возрасте.

Если ребенок старается отгородиться от окружающего мира и спрятаться в фантазии, очень важно обратить на это внимание. Иногда достаточно поговорить, узнать, что с ним происходит и предложить свою поддержку. Если самостоятельно помочь ребенку не получается или он не идет на контакт, не откладывайте визит к психологу. Специалист сможет найти общий язык с подростком, понять, что с ним происходит и дать необходимые рекомендации ему и его родителям.

Фото - фотобанк Лори

Чем занять подростка в свободное время? Этот вопрос, наверное, волнует каждого родителя в современном обществе.

Как правильно организовать досуг, избежать влияния вредных привычек - вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь.

А что такое вообще увлечения в подростковом воз­расте?

Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер.

Со школьным обучением пересека­ются только интеллектуально-эстетические - исто­рия, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бы­вает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе.

Эгоцентрические увлечения - изу­чение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художествен­ной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подрост­ки стремятся выделиться оригинальностью своих заня­тий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сво­дятся к поиску ситуаций, где можно что-то организо­вать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами.

Телесно-мануальные увлечения связа­ны с намерением укрепить свою силу, выносливость, при­обрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мо­тоцикла, картинга.

Накопительские увлечения - кол­лекционирование во всех его видах, которое может соче­таться с познавательной потребностью (марки), с накоп­лением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде - наклейки, эти­кетки, пачки от сигарет.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлече­ния подростков становятся вредными для их возраста:

  • долгое времяпровождение за экранами компьютерных игр или игровых автоматов может привести к психической депрессии подростка.

Самый примитивный вид увлечений - ииформативно-коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг - витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор.

Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.

Начиная с 2006 г. в американском городе Чикаго подростки из состоятельных семей, недовольные формой своих носа и ушей, стали прибегать к услугам пластичес­ких хирургов. Самые популярные операции сейчас – это когда юные пациенты хотят быть похожими на звезд, Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка. Основная причина - подростки не хотят, чтобы их дразнили школе. А вот о том, что пластические операции носа одни из самых сложных в пластической хирургии, он не задумываются, и неизвестно, как будет выглядеть под росток через лет пять-шесть. А уж об огромных деньгах своих родителей таким подросткам просто нет времени призадуматься.

У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр, и в таком виде разгуливаю по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые и оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы и интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.

Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак-dаnсе) - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «из­ломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонни­ки этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстри­ровать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брей­керов в людных местах не всегда приятно окружающим.

А вот об увлечениях граффитчиков можно поспо­рить. Если подростки организованно, в специально отве­денных для этого местах, проводят соревнования по ис­кусству росписи на любой поверхности с помощью бал­лончиков, то это привлекает внимание многих прохо­жих. Но вот расписанные стены домов и заборов в лю­бом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрос­лого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением - пор­чей общественного, личного имущества или с вандализ­мом.

Особо хотелось бы обратить ваше внимание на увлече­ние подростками сотовыми телефонами. Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима - она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют мобильники в качестве игрушек. Например, в 2006 г. шведские подростки увлеклись сверхпопулярной в Европе игрой «Bot-Fiqhters». В «Bot-Fiqhters» каждый игрок должен найти и убить соперника с помощью СМС. Уже сейчас этой забавой увлечено более 10 тыс. человек. Но при этом взрослые озабочены тратой денег детей, ведь за СМС надо платить. Да и в стремлении «убить» своего соперника с помощью СМС мало хорошего.

Алан Прис, глава отделения биофизики Бристольского онкологического центра, на полчаса дал телефона ребятам 10-11 лет. У половины они работали в режиме разговора, у других были отключены. А потом ученый провел нейрофизиологические тесты. У тех, кому доставались включенные мобильники, все реакции оказались замедленными.

Другой эксперимент показал, что даже после двухминутной беседы у подростков 11-13 лет меняется биоэлектрическая активность мозга. В норму она! приходит лишь через два часа. Что это значит? У ребен­ка меняется настроение, он хуже воспринимает матери­ал на уроке, если во время переменки болтал по сотовому телефону.

Многие врачи предупреждают:

  1. Трубка - как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный и организм человека реагирует на него острее. Процессы в голов­ном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компь­ютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора голов­ного мозга. Этот орган воспринимает электромагнит­ные излучения как глаз - свет, а ухо - звук.
  2. По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнить ни с компьютером, ни с телевизором. Важ­на не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху, - источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.
  3. Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм ком­пенсации, но в какой-то момент не выдерживает и дает сбой. Долгие разговоры по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговора­ми могут привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.

Следующая информация для размышления. Увлече­ние аудио- и МРЗ-плеерами привело к ухудшению слуха у трети американских подростков. Такие данные были получены в ходе полномасштабного исследования среди молодежи.

По данным опроса, подростки пользуются плеерами намного чаще взрослых и предпочитают слушать музы­ку на максимальной громкости: чрезвычайно громкую музыку слушают 28 % тинейджеров.

Увлечение громкой музыкой заметно отразилось на слухе подростков: 29 % опрошенных заявили, что име­ют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17 % пожаловались на постоянный звон в ушах.

Исследователи предупреждают, что под воздействи­ем громкого звука может возникать временная деграда­ция клеток слуховых рецепторов. В случае частого, дол­гого и интенсивного воздействия рецепторы теряют спо­собность к восстановлению и поражение становится не­обратимым.

По данным американских ученых, предельный безо­пасный для здоровья уровень звука - 85 децибел в тече­ние 8 часов ежедневно (звук пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое.

А вот еще один способ проведения свободного време­ни. Ваши дети часами просиживают за компьютером, играя в компьютерные игры. При этом забывая, что компью­тер сильно вредит зрению.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изоб­ражение отличается от естественного тем, что оно:

Самосветящееся, а не отраженное;

Имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

Не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;

Мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определен­ной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установ­ки аккомодации;

не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный пе­репад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Широкое распространение компьютеров в мире вы­звало целый ряд жалоб на здоровье пользователей пер­сональных компьютеров, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в оф­тальмологической и оптометрической литературе утвер­дился термин «компьютерный зрительный синдром» (СУ8).

Как же проявляется СУ8 и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экра­ном монитора, можно разделить на две группы: «зри­тельные» и «глазные».

К первым относятся:

Затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

Замедленная перефокусировка с ближних предме­тов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

Двоение предметов;

Быстрое утомление при чтении. Ко вторым:

Жжение в глазах;

Чувство «песка» под веками;

Боли в области глазниц и лба;

Боли при движении глаз;

Покраснение глазных яблок.

Эти явления обычно объединяют термином «астено­пия» (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процен­та пользователей ПК и зависят как от времени непре­рывной работы за экраном, так и от ее характера. У ча­сти пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа.

Словом, увлечения для подростков могут быть самыми разными. Следует оценить только вредны они или полезны. Если же вы хотите направить энергию своего чада в какое-то более безопасное русло, надо постараться вместе с ним придумать новое интересное занятие, которое его увлечет.

Подросток, с вашего позволения или без него, будет стараться найти свое место под солнцем. Ведь основная его деятельность в этом периоде – это поиск себя. Интересы и хобби могут меняться чуть ли не каждую неделю, и в этом нет ничего страшного. Главное – понимать своего ребенка. У него непростой период. Он впервые начинает принимать решения за себя и готов их защищать. В такие моменты важно сохранять спокойствие именно Вам, родителям. Подросток должен знать, что есть место и люди, где его принимают. И, в первую очередь, это дом и семья. Ваша задача – предоставить своему ребенку возможность самостоятельного выбора.

И помните – ваша задача именно предложить, а не настаивать и уж тем более не принимать за него решение. Родительский дом должен сохранять статус безопасного и принимающего места.

В завершение, хотелось бы посоветовать вам, родителям, совместно со своими детьми разумно организовывать свободное время, чтобы никакие «модные» увлечения не разрушали личную жизнь подростков.

Некоторые экстремальные занятия могут стать в какой-то степени полезными, но только в том случае, если соблюдается техника безопасности и за тренировками следит опытный наставник. Но часто подростки настолько самоуверенны, что откровенно играют со смертью. Какие бы причины ни толкнули ребят идти на риск, в лучшем случае, они попадают в больницу, в худшем – становятся инвалидами или погибают. Впрочем, поклонников адреналина это не останавливает. И они придумывают новые способы пощекотать себе нервы: спускаются под землю, забираются на крыши, прыгают с высоты и ездят на электричках.

Руфинг

Руфинг - прогулки по крышам.

Руферы - эдакие Карлсоны нашего времени, которых со страшной силой тянет на крыши. Вооружившись фотоаппаратом или обычным телефоном с камерой, руферы готовы сутками бродить по чердакам и крышам городских многоэтажек и снимать виды, открывающиеся с высоты. Здесь они якобы ищут красоту, покой и вдохновение. Но руфинг заслуженно относится к самым опасным развлечениям подростков. Во-первых, проникновение на крышу незаконно, а значит, в случае чего вам придется забирать чадо из отделения милиции. Во-вторых, даже самые мирные развлечения на высоте пятиэтажного (и более) дома безобидными не назовешь. Соскользнула нога, споткнулся, испугался громкого звука и неудачно отшатнулся в сторону... Лучше не рисковать и заранее обсудить с подростком опасное хобби .

Альтернатива: полет на параплане, на воздушном шаре или на самолете с опытным инструктором.

Скайуокинг

Скайуокинг - покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения.

Скайуокеры, как и руферы, любят высоту. Даже само название этого увлечения дословно переводится как «хождение по небу». Скайуокеры забираются на самые высокие объекты: крыши небоскребов, башни, мосты. Это им нужно для того, чтобы сделать крутые фотографии и насладиться ощущением свободы и полета. Именно это чувство - ну и, конечно, желание поразить сверстников - заставляет отчаянных молодых людей подниматься на высоту нескольких сотен метров без страховки и снаряжения. Стоит ли говорить, как опасны такие подъемы и какому риску подвергают себя тинейджеры?

Альтернатива: полет на воздушном шаре, скалолазание , прыжок с парашютом с инструктором

Диггерство

Диггерство - спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и так далее)

Кто-то считает диггеров современными археологами и искателями сокровищ. Однако, к сожалению, в большинстве своем современные подростки лезут в подземелья не из любви к истории и археологии. Ребятам не хватает адреналина, да и перед товарищами хочется «понтануться». Подземки, бомбоубежища и шахты манят безрассудных тинейджеров, как магнит. Это же настоящий триллер с эффектом присутствия! А недавно диггерство и вовсе вышло на новый уровень: сейчас можно заказать экскурсию по городским подземельям. Опытный диггер проводит любителей острых ощущений по относительно безопасным путям, чтобы почувствовать всю мрачную прелесть подземелий. Но даже с ним никто не застрахован от обрушений, да и доверять таким экскурсоводам не всегда можно – в таких местах очень легко заблудиться. Однажды подобная «прогулка» чуть не закончилась трагедией: проводники бросили своих клиентов в подземельях и скрылись.

Альтернатива: изучение истории, поездка в археологический лагерь.

Сталкерство

Сталкерство - посещение и изучение заброшенных мест.

Недалеко от диггеров ушли так называемые сталкеры. Им также близка «романтика» заброшенных мест, но, в отличие от диггеров, они посещают еще и наземные локации: недостроенные здания, глухие деревни, неработающие заводы.

Вдохновленные компьютерной игрой (S.T.A.L.K.E.R) и жаждой приключений, подростки часто залезают туда, куда ходить не следовало бы. Военные склады, закрытые объекты, промышленные предприятия… Человек, попавший туда незаконно, становится правонарушителем. Некоторые особо безбашенные тинейджеры даже пробираются на территорию Чернобыльской зоны. Стоит ли говорить, как рискованно там находиться?

Однако опасностей у юных сталкеров хватает и в общедоступных местах - от ветхих конструкций, готовых рухнуть под самым незначительным весом, до бомжей и бродячих собак.

Альтернатива: туристические походы - пешие и на байдарках, изучение истории.

МИА «Россия сегодня»

Зацепинг

Зацепинг – проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке).

Вам наверняка доводилось видеть, как подростки едут на электричке, зацепившись за поручни и другие выступающие части поезда. Это зацеперы – безрассудные ребята, которые в силу разных причин предпочитают ездить снаружи, а не внутри.

Это экстремальное увлечение возникло в начале прошлого века, когда ездить вне салона поезда людей заставляла нужда: переполненные трамваи и поезда, а также высокие цены на билеты превращали обычных людей в зацеперов. Сейчас ситуация изменилась, однако подростки упорно испытывают судьбу, цепляясь за выступающие части электрички, забираясь на подножки и даже на крышу.

Основная опасность, которая подстерегает зацеперов, это, конечно, падение на рельсы под колеса движущегося составу. Соскользнут руки или ноги, оторвется поручень - и все может закончиться очень трагично. Ежегодно в России фиксируется несколько десятков таких несчастных случаев. Также беспечные подростки гибнут от удара током. В основном эта участь ожидает тех, кто любит ездить на крыше.

Альтернатива: любые кружок или секция , способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям.

Планкинг

Планкинг – это модный флешмоб, который прельщает своей доступностью. Его суть заключается в том, чтобы лечь в необычном месте лицом вниз и заснять это на фото или видео.

Лег лицом вниз, вытянул руки по швам, дал товарищу сфотографировать себя и выложил это в Интернет - поздравляем, ты планкер!

Родиной планкинга можно считать Англию, но в Россию он пришел из Австралии , где это увлечение пользуется огромной популярностью. Названий у планкинга множество: «паркур для ленивых», «притворись мертвым», «на животе».

Где только не лежат современные планкеры! На коленях у друзей, на скамейках и бордюрах, в торговых центрах и даже в полицейских участках! Но несмотря на абсурдность и комичность этого хобби, оно может привести к трагическим событиям. Ради эффектных кадров планкеры выбирают самые необычные и экстремальные места. По Сети гуляют фото с «планкой» на поручнях в метро, на выступающих элементах памятников и на рельсах.

Были случаи, когда экстремальщики, желая поразить зрителей, располагались на балконных ограждениях и на краю крыши. К сожалению, такое лихачество не всегда заканчивается благополучно.

Альтернатива:

Бейскламбинг и бейсджампинг

Бейскламбинг – подъем на большую высоту без страховки.

Бейсджампинг – прыжки с высоты в несколько сотен метров со специальным парашютом.

Думаете, никто не станет рисковать жизнью без крайней нужды? Бейскламберы опровергают это утверждение. Их хобби - лазать без страховки по отвесным стенам и мостам. Не менее экстремальное развлечение придумали себе бейсджамперы - они прыгают со специальным парашютом с отвесных скал и других возвышенностей.

Основное отличие бейсджампинга от парашютного спорта - в высоте, с которой совершается прыжок. У бейсджампера остается гораздо меньше времени на раскрытие парашюта и группировку тела в полете, поэтому риск совершить ошибку, запутаться в стропах или не успеть раскрыть парашют более велик.

Хуже всего, что бейсджампинг в России распространен лишь на обывательском уровне - специализированных школ почти нет. Основные правила передаются из уст в уста, а значит, весь успех бейс-прыжка зависит не только от способности «ученика», но и от того, повезет ли ему с «учителем».

Альтернатива: полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора.

Паркур

Паркур – «рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и так далее). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки.

Прародитель акрострита - знаменитый паркур - является одним из самых популярных хобби современной молодежи. Но, несмотря на множество опасных элементов и трюков, которые предполагает паркур, назвать это увлечение абсолютно вредным нельзя.

Так же как любители акрострита, трейсеры (люди, занимающиеся паркуром) много времени проводят в спортивных залах и на тренировочных площадках, развивая выносливость и оттачивая ловкость. Со временем они становятся гораздо крепче и спортивнее своих сверстников, отдающих предпочтение безопасным увлечениям вроде компьютерных игр и уличных тусовок. Однако родительское волнение за ребенка-трейсера вполне оправданно.

Паркур - травматичный и опасный вид спорта, особенно если подросток экспериментирует в одиночку или с друзьями-дилетантами. Невозможно встретить паркурщика, у которого не было бы ни одного перелома или растяжения. Наиболее частые травмы : перелом пальцев и запястий, разрыв сухожилий, повреждение голеней, пяток и ключиц.

К счастью, смертельных случаев среди трейсеров мало, и в основном они связаны с чрезмерными амбициями подростков. Тинейджеры хотят «все и сразу» и, насмотревшись видео с трюками профессионалов, спешат повторить их без предварительной подготовки. Эта проблема решаема: сейчас функционирует множество школ, где опытные тренеры обучают подростков паркуру - правильному и относительно безопасному.

Альтернатива: танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика.

«Собачий кайф»

«Собачий кайф» - намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа».

Назвать «собачий кайф» хобби или увлечением даже язык не поворачивается, но, к сожалению, у этого явно суицидального поведения есть последователи. Многим подросткам пристрастие к этому дикому развлечению стоило жизни, а кого-то подтолкнуло к поиску более сильных и смертоносных источников «опьянения». Хуже всего, что эта зараза распространяется не только среди старшеклассников, но и в средней и даже в начальной школе! Игра на грани жизни и смерти распространена как в интернатах, так и во вполне благополучных школах. Дети делают это в компаниях и поодиночке. Средний возраст - от 12 до 19 лет.

Идея проста: сначала подросток повышает давление частым (собачьим - отсюда и название) дыханием, после чего «придушивает» себя веревкой сам или это делают его товарищи. Затем веревка убирается - и от прилива крови к мозгу подросток испытывает чувство легкости и эйфории.

Понять, что ребенок подсел на «собачий кайф», можно по поведению и внешним изменениям. Следы на шее, красные белки глаз, необычные поступки, жалобы на головные боли - все это может стать сигналом беды. А уж если в личных вещах ребенка вдруг попадаются такие странные предметы, как веревки, шейные платки, собачьи поводки – то стоит бить тревогу!

Альтернатива: объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным и полезным хобби (танцы, спорт, рисование и так далее).