Что такое перинатальная энцефалопатия: приговор на всю жизнь или обычное излечиваемое заболевание?
Энцефалопатия – органическое поражение или повреждение тканей головного мозга человека различными факторами.
Перинатальный период-период от 28 недели беременности до седьмого дня после рождения. Перинатальный период состоит из трёх частей: антенатальный (с 28 недели беременности до родов), интранатальный период (период самих родов) и постнатальный (от родов до седьмого дня жизни).
Перинатальная энцефалопатия у детей – тяжёлое и очень опасное заболевание с огромным количеством последствий, полученное ребёнком в перинатальный период и представляющее собой поражение самого главного органа, формирующего личность человека - головного мозга.
Степень опасности перинатальной энцефалопатии у новорожденных зависит от степени и тяжести поражения мозговых тканей, а также от конкретного вида поражённого отдела. В первую очередь серьёзное поражение может нарушить физикомоторные и рассудочные функции тела. Последствия перинатальной энцефалопатии: нарушение зрения, слуха, речи (если задет речевой центр), судорожная активность, расстройства памяти и сознания, паралич – полный или частичный, общая слабость, частые головокружения и потеря сознания, задержка психомоторного развития, и многое другое, т. к. понятие энцефалопатия весьма обобщённый термин огромного количества нарушений, некоторые из которых могут даже не проявляться.
Многие современные мамы, услышав такой диагноз, к сожалению, стараются прервать долгожданную беременность или отказываются от детей в роддоме, боясь получить тяжёлого инвалида или умственно неполноценного ребёнка. Но при нередкой постановке такого диагноза, большинство детей способно вести активный полноценный образ жизни, при вовремя поставленном диагнозе и начатом лечении.
Не стоит списывать своего малыша со счетов и принимать диагноз как приговор. Все органы человека имеют повышенную регенерацию в раннем возрасте, что особенно ярко проявляется у младенцев, и последствия перинатальной энцефалопатии во взрослой жизни могут даже и не проявляться, необходимо только специальное лечение, уход и правильный образ жизни.
Последствия во взрослой жизни
Во взрослой жизни перенесённое в раннем возрасте заболевание может иметь остаточные тяжёлые последствия:
- Эпилепсия.
- Умственная отсталость.
- Нарушение каких-либо функций организма.
- психоневрологические заболевания.
- Вегетативно-висцеральные дисфункции – нарушения работы каких-либо внутренних органов из-за неправильных сигналов, посылаемых головным мозгом.
- Расстройства памяти и сознания.
Но при правильном уходе можно свести к минимуму возможные риски:
- Синдром гиперактивности и нарушения внимания.
- Головные боли и шумы в ушах, головокружения.
- Физическая ослабленность, быстра утомляемость и повышенная заболеваемость.
- Не активность и безынициативность.
- Суженный круг интересов.
- Рассеянность.
- Склонность к депрессиям.
При минимальных поражениях или поражениях не слишком жизненно важных частей головного мозга и вовремя поставленном диагнозе, также возможно полное выздоровление от перинатальной энцефалопатии у новорожденных. Практически все больные дети во взрослой жизни вполне работоспособные граждане, которые могут о себе позаботится.
Вероятные причины возникновения
Энцефалопатия у новорожденных может быть вызвана огромным рядом факторов, что объясняет её широкую распространённость. Внутриутробное развитие ребёнка и его нервной системы настолько хрупкий процесс, что его крайне легко сбить любым негативным влиянием. Плацентарный барьер, конечно – великая защитная сила природы, но он, к сожалению, не может защитить от всего и, тем более от глупости самой матери. Вот неполный список причин, вызывающих перинатальную энцефалопатию у детей:
- Самая распространённая причина постановки диагноза – патологии беременности всевозможные родовые травмы, полученные при нарушении родовой деятельности или врачебной ошибки, удары области живота, термические перегрузки во время беременности и др.
- На втором месте стоит токсическая энцефалопатия у новорожденных, вызванная проникновением через плацентарный барьер вредных токсинов, чаще всего алкогольного, наркотического, никотинового или медикаментозного происхождения.
- На третьем месте энцефалопатия у грудничка, вызванная гипоксией плода по различным причинам.
- Аутоиммунный конфликт, вызванный разностью резус-факторов крови матери и ребёнка, несёт в себе риск этого заболевания.
- Неудачные самостоятельные попытки прервать нежелательную беременность вызывают не только перинатальную энцефалопатию у новорожденных,но и множество других серьёзных отклонений.
- Хронические заболевания и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности, способны передаваться ребёнку и разрушать хрупкий процесс формирования плода. Так, инфицирование краснухой во время беременности – фактор её обязательного медицинского прерывания на любых сроках.
- Пограничный возраст женщины или мужчины, может быть причиной производства бракованных половых клеток, что как следствие приводит к нарушениям развития, в том числе и пренатальной энцефалопатии.
- Ранний возраст родителей, когда половая система родителей недоформирована.
- Стрессы при беременности кажутся для молодых мам не серьёзным фактором риска, однако, избыточные гормоны легко проникают сквозь плацентарный барьер и передаются нервной системе ребёнка. Избыточное содержание адреналина и кортизола сжигает нейроны у взрослых людей, а не сформировавшийся детский головной мозг может серьёзно пострадать, ведь в период интенсивного развития на счету каждая клетка, из которой в итоге получается тот или иной орган или отдел головного мозга и .
- Недоношенность плода вызывает у новорожденных, выраженную в недоразвитости его отделов. Этот синдром вполне может легко пройти во время возрастного развития, а может, наоборот, остаться, если развитие головного мозга было остановлено или нарушено какими-то факторами.
- Нарушение питания матери – очередная причина появления различных отклонений развития, которой редко относятся серьёзно. Дело в том, что все органы и клетки ребёнка формируются из веществ, получаемых организмом матери. Если у матери резко не хватает какого-то вещества, витамина или минерала, то включается механизм самозащиты организма, который не позволяет младенцу забрать последние остатки. Отсутствие нужного строительного материала – это нарушение всего процесса возведения нового организма, выливающегося как в отклонения физического развития, низкое качество иммунитета и мышечной системы, слабость и недоразвитость внутренних органов, так и в отклонения развития нервной системы, в том числе и в энцефалопатию новорождённого. Периодические желания будущей мамы мороженного в три часа ночи или варенья из картошки – не блажь, вызванная гормональными перепадами настроения, а реальная потребность ребёнка в строительных материалах.
- Нарушенная экологическая обстановка вокруг беременной матери может сказаться целым комплексом причин, вызывающих нарушения естественного её протекания. Тут и стрессы, и отравления токсинами, и гипоксия из-за углекислых газов, и ещё множество других факторов.
Огромное количество травмирующих факторов, окружающих беременную мать в современном мире, обусловило распространение диагноза перинатальной энцефалопатии у новорожденного. В большинстве случаев это небольшие нарушения, проходящие к сознательному возрасту или не вызывающие яркой симптоматики. Многие новорожденные, не проходя специального обследования, перенесли этот синдром незаметно для родителей и врачей. Но бывают и обратные случаи, когда небольшое отклонение со временем не приходит в норму, а, наоборот, разрастается и усугубляется с развитием, наносит непоправимый вред ребёнку. Для своевременного выявления необходимо иметь представление о симптомах энцефалопатии у новорожденных и вовремя обратится к врачу при их первых проявлениях.
Симптомы перинатальной энцефалопатии
Выявить симптомы энцефалопатии у грудничка на ранних стадиях развития очень сложно. Дело в том, что небольшие отклонения в беспорядочных движениях и бессвязном агукании новорожденного незаметны не тренированному глазу и становятся заметны только к шестимесячному возрасту, а умственные нарушения и того позже – уже в сознательный период.
Перинатальная энцефалопатия, симптомы у новорожденных:
- Отсутствие или слабость сосательного и или глотательного рефлекса.
- Отклонения в мышечном тонусе новорожденного.
- Слишком бурная реакция или её отсутствие на различные раздражители.
- Нарушения сна. Беспокойный сон. Бессонные ночи с постоянным плачем.
- Резкие, учащённые вскидывания ручек и ножек.
- Частые срыгивания.
- Судороги и эпилептические припадки.
- Повышенное или пониженное давление.
Перинатальная энцефалопатия у детей более старшего возраста может проявляться в виде:
- Синдрома повышенной возбудимости.
- Судорожного синдрома.
- Вялости, не активности, апатии, отсутствия каких-либо рефлексов, угнетению жизненно важных функций. В совокупности эти симптомы носят название «коматозный синдром».
- Повышения внутричерепного давления, вызванного последствием перинатальной энцефалопатии — избыточной жидкостью в головном мозге (Гипертензионная-гидроцефалия).
- Гиперактивностью.
- Нарушением двигательных функций, повышенной неловкости и неаккуратности.
- Вегетососудистой дисфункции, вызывающей как постоянную отрыжку, нарушение пищеварения и стула, так и различные кожные симптомы.
- Отсталости в физическом и или умственном развитии.
- Депрессии.
- Нарушения сна.
- Нарушения речи.
- Неясности выражения своих мыслей.
- Мигрени и острых головных болей.
Разновидности
Перинатальная энцефалопатия прежде всего делится на просто энцефалопатию с установленной причиной возникновения и на перинатальную энцефалопатию неуточнённую.
Перинатальная энцефалопатия неуточнённая – перинатальная энцефалопатия у новорождённых, вызванная неопределёнными факторами (не выяснена причина её появления).
Энцефалопатия неуточненная – это более сложный для лечения вид энцефалопатии, так как лечение основано только на минимизации последствий без устранения причин её возникновения, что может вылиться в резидуальную энцефалопатию в более старшем возрасте.
Резидуальная энцефалопатия – остаточные проявления болезни или её последствий через некоторое время после заболевания или травмы головного мозга.
Неуточненная энцефалопатия у детей опасна не долечиванием и путаницей симптомов с другими нарушениями нервной системы ребёнка.
Неподтверждённая энцефалопатия у новорождённых – вид заболевания при котором проявляются симптомы энцефалопатии не вызванные повреждением головного мозга.
Также различают подвиды перинатальной энцефалопатии:
Постгипоксическая перинатальная - энцефалопатия, вызванная нехваткой кислорода.
- Транзиторная или дисциркуляторная – вызванная нарушением кровообращения мозга.
- Гипоксически-ишемическая – возникшая на фоне гипоксии, усложнённой нарушением кровообращения.
- - вызванная действием токсинов.
- Лучевая энцефалопатия – развившаяся под действием радиации.
- Ишемическая энцефалопатия – вызванная деструктивными процессами (процессами разрушения) в определённых очагах тканей головного мозга.
- Энцефалопатия смешанного генезиса, чаще всего относящаяся к неподтверждённой энцефалопатии у новорождённых.
Это далеко не весь список энцефалопатических подвидов, подразделяемых по причинам возникновения и области локализации заболевания.
Диагностика энцефалопатии
Наличие симптомов, характерных заболеванию, ещё не основание ставить окончательный диагноз. При подозрении на энцефалопатию, которую довольно легко спутать с другими заболеваниями нервной системы, проводят тщательное обследование:
- Общие анализы, выявляющие воспалительные процессы, в том числе и в головном мозге, и нарушение работы систем организма.
- Магниторезонансная томография.
- Электронейромиография – современный метод, проверяющий чувствительность волокон периферических нервов.
- Электроэнцефалограмма, которая выявляет эпилептические признаки, регистрируя электропотенциалы головного мозга.
- Нейросонография – сканирование мозга ребёнка ультразвуком (УЗИ), которое проводится практически всем детям как профилактическая мера.
Прогнозы детям, перенёсшим заболевание
В большинстве случаев даже при отсутствии явных симптомов энцефалопатии, проводится автоматическое профилактическое обследование всем категориям риска, к которым сейчас относится большая часть населения планеты.
При ранней диагностике и не слишком запущенных поражениях головного мозга, ребёнок чаще всего выздоравливает и не имеет отклонений в будущем. Такие случаи самые распространённые, так как пластичность растущего детского организма очень высокая. Даже дети, имевшие отклонения в развитии могут стать самостоятельными практически здоровыми людьми.
- Эпилепсия.
- Пониженная активность.
- , небольшие психические отклонения и др., которые не слишком отравляют жизнь самому пациенту и не мешают окружающим людям.
Тяжёлые случаи соответственно влекут за собой и более страшные последствия:
- Паралич.
- Умственную неполноценность.
- Инвалидность.
- Раннюю смертность.
- Ограничения жизнедеятельности (запрет на определённые продукты, обязательное проведение каких-либо процедур и т.п.)
Тяжёлые последствия бывают довольно редко и в основном при отсутствии правильного лечения и ухода, в чём чаще всего виноваты родители, ведущие аморальный образ жизни (алкоголики, наркоманы) или в малообеспеченных или многодетных семьях, где не хватает средств или времени на правильный уход за малышом, либо было принято жестокое решение направить их на нормальных детей, а не возиться с ущербным ребёнком. При правильно приложенных усилиях тяжёлые поражения могут иметь весьма средние последствия.
Лечение ребёнка
О самолечении перинатальной энцефалопатии у детей даже не может быть и речи.
Лечение занимает очень много сил, проводится исключительно медикаментозным и физиотерапевтическим методами. Оно очень длительное с постоянным наблюдением у лечащего врача.
При слабой и умеренной симптоматике, больные дети остаются на домашнем лечении, заключающемся в приёме препаратов, физиотерапевтических процедурах и периодическим наблюдением.
Сильные нарушения лечатся исключительно в стационаре и могут даже потребовать оперативного вмешательства, например при гидроэнцефалическом синдроме или повреждениях, вызванных различными опухолями, гематомами или отмиранием слишком больших участков.
Лечение назначается самое разное, в зависимости от вида и причин повреждений, и состоит из нескольких взаимосвязанных блоков:
- Устранение причины болезни.
- Лечения повреждённых тканей.
- Нормализация работы нервной системы и стабилизация её сигналов.
- Восстановления функций организма.
- Общевосстановительной терапии.
- Профилактики резистенции.
В качестве восстановительной терапии и дополнительной помощи при лечении нередко прибегают к процедурам из народной медицины, которое может прописать только врач. Самостоятельно вмешиваясь в ход лечения, родители могут нанести непоправимый вред своему ребёнку.
Профилактика заболевания у новорождённых
Диагноз перинатальная энцефалопатия, конечно же, в большинстве случаев - не приговор, однако, намного легче предотвратить её развитие у малыша, чем всю жизнь бороться с последствиями.
Бывают случаи, когда мать бессильна что-либо сделать: случайный удар или нарушенная родовая деятельность, но часто виной болезни выступает просто неправильный образ жизни или генетическая предрасположенность.
Современная медицина уже открыла множество способов обмануть природу на генетическом уровне и родить абсолютно здорового малыша почти в любом возрасте и с любыми генетическими патологиями. Достаточно правильно планировать беременность и провести тщательное обследование, исходя из которого, выбрать правильный метод действий.
От несчастных случаев также легко подстраховаться, заранее готовясь к беременности и подготавливаясь к родам все 9 месяцев. Чтобы и избежать всевозможных родовых травм, не нужно отказываться от кесарева сечения, ставшего очень распространённой и довольно лёгкой процедурой, если есть хоть малейшие к нему показания, а также заранее выбрать хорошую больницу, где будут проходить роды.
Беременность длится всего 9 месяцев и у многих женщин происходит всего один или два раза в жизни. Это не такой большой срок, в который можно потерпеть и поберечь ребёнка, заодно уберегая себя от больших неприятностей в будущем.
анонимно , Женщина, 24 года
Здравствуйте! Сейчас мне уже 24, но до сих пор не отпускают воспоминания о том, как мучительно было учиться в школе. В возрасте до 17 лет я была скромной, доброй ученицей, с оценками 5 и 4. Друзей не было, хотя общаться хотелось, но моя школа была в поселке, выбор на друзей был невелик, а имеющиеся меня подставляли и травили. Доверять было почти некому. Некоторые учителя тоже относились плохо, культивировали неуверенность в себе. С физической стороны вопроса меня задевали якобы моим лишним весом. В школе был неофициальный уклон на физ.Культуру, т.К. Школа обычно была лидером в районе. Иногда за проигрыш в обычной эстафете на меня даже мальчики нападали и бились. В старших классах вдобавок на занятиях физ.К-рой добавилась группа младших отстающих девочек, которые набрасывались на меня в раздевалке и на самих занятиях в стиле трое на одного(причина - моя семья по меркам поселка была состоятельной). Одноклассники сразу убегали, поджав хвост и оставив меня, а учителя не обращали внимания. Дело разрешилось с помощью моих родителей, когда я уже окончательно пала духом. Также было множество других ситуаций, которые "ломали" мою психику. Закончив школу и переехав учиться, я изменилась, нашла друзей, реабилитировалась, поняла, что до этого жила в аду, но остались и негативные эффекты - злость, недоверие, социопатия, низкая самооценка. В данный момент вижу у себя 2 последствия. Первое, с момента окончания школы и по сей день с периодичностью в 1-2 недели я вижу сны о школе. Их сценарий обычно такой, что все там присутствуют и выглядят такими, какими я их запомнила, и пытаются снова меня травить, либо просто бездействуют, а я при этом веду себя уже как взрослый, другой человек, и это преподает им урок, либо мстит. Иногда я их избиваю или довожу до смерти. Признаюсь, что в глубине души в реальности я им этого и желаю. Меня пугает частота таких снов. Второе (всплыло недавно), я заболела, произошло разрушение коленных суставов, которое у меня развивалось с детства, но я об этом не знала. И хотя я понимаю, что это моя вина - не жаловалась родителям и врачам на первые симптомы, сама в студенческие годы систематически занималась спортом для себя, но на эмоциях сейчас я виню школу. Учитель заставлял бегать по асфальту, смеялся, если я какие-то упражнения не могла выполнить, ставил тройки. Мои движения были ограничены из-за начинающейся болезни, но я на это не обращала внимания, да и врачи у нас были очень плохие. А всего-то нужно было освобождение от занятий сделать, и сейчас я была бы здорова. Однажды даже у нас был добровольный кросс, в котором я не хотела участвовать и специально пришла в обычной одежде и обуви. На это моя классная руководительница, чтобы наш класс не проиграл, силой заставила меня бегать в осенних туфлях и джинсах по тому же асфальту. И это только один пример. Поэтому сейчас и сны участились. В них еще я убиваю учителей. Вопросы у меня такие. Реально ли мне забыть весь этот ад и какими методами? Лично мне кажется, что нужно либо их простить и отпустить (не получается), либо вернуться и отомстить (это уже глупо и невозможно). Обязательно ли мне обращаться к психотерапевту или я смогу преодолеть это сама? И если на это не обращать внимания, забудется ли это с возрастом? Почему даже спустя годы счастливой взрослой жизни, я просыпаюсь в холодном поту после таких снов и снова это вспоминаю? Еще очень неприятно возвращаться туда, когда езжу навещать родителей, сразу тяжело на душе в том месте. Родина ассоциируется только с мучениями.
Здравствуйте. Спасибо, что поделились своей историей. Отвечу на Ваши вопросы. Забыть то, что Вы называете адом уже не реально и не стоит насиловать себя, пытаясь это сделать. Более того, чтобы освободиться от боли, которая Вас сопровождает, нужно вспомнить и то, что психика успела вытеснить, защищая Вас. Для этого нужно идти к и пройти личную терапию, чтобы исцелить ту рану, которая была Вам нанесена в детстве. Не уверен, что Вы сможете справиться сами, ибо у Вас нет такого опыта. Облегчить своё состоянием можно, если начать заниматься саморазвитием. Но такие раны сами не заживают, даже если со временем боль будет утихать. Столкнувшись с подобным к себе отношением, всё снова вернётся и усилится боль и страдание. Более того, Вы будете, совершенно неосознанно, привлекать к себе людей, которые будут Вас унижать. Поэтому, не стоит надеяться на время, оно не лечит, оно оттягивает час расплаты за упущенное время. Я верю, что Вы не остановитесь на этой консультации и пойдёте дальше, чтобы стать свободным от прошлого человеком. Успехов!
Этот о том, что чаще остается незамеченным. Дефицит родительской любви – как оценить есть он или нет? Когда у ребенка мало игрушек – все понятно. Это видно, игрушки можно пощупать, потрогать, прикинуть их стоимость и количество. Родительская любовь, как и чувства в целом – нематериальна, и лишь проявляется в форме каких-то поступков, слов, принимая разные формы.
Родитель и его поддержка очень важны для ребенка в каждом возрасте. Нехватка в совсем маленьком возрасте – формирует у ребенка ощущение недоверия к миру в целом.
Еще чуть старше нехватка родительской любви и поддержки оборачивается зависимостью, несамостоятельностью, инфантильностью.
Еще чуть старше оборачивается неверием в свои силы и возможности, виноватостью за все и вся. В младшем школьном возрасте чревато комплексом неполноценности и апатией к учебе и труду.
В подростковом возрасте нехватка адекватной родительской любви и поддержки создает сложности с самоопределением, пониманием себя. В конце концов в целом общая изолированность ребенка, внутренняя одинокость так же имеет корни в нехватке родительской любви.
Когда я говорю о нехватке. Я имею в виду именно форму родительской любви. Я не сомневаюсь в том, что родитель любит своего ребенка.
Но именно форма, в которой он эту любовь выражает, может быть неподходящей на том или ином этапе или не соответствовать той или иной ситуации. И тогда у ребенка не появляется возможность эту любовь получить и «впитать».
К примеру, любовь в форме пристыжения ради воспитания достойной личности или в форме гиперопеки в больших количествах — очень плохо усваивается детьми и скорее создает дефицит, чем наполняет.
Для того что бы восполнить эмоциональный голод и «сбросить нервозность» дети находят какие-то объекты (или родители их предлагают), как «заменители» родительской любви. Комп.игры, соц.сети, переедание, табакокурение, уход в фантазии и прочее.
Это формирует зависимое поведение. Когда вместо живого теплого, но недоступного родителя (по каким-то причинам) ребенок выбирает неодушевленный, но вполне доступный объект.
Из того как родители любят ребенка формируется его собственное отношение к себе. Мальчик или девочка учится относиться к себе — любить или недолюбливать, чаще ругать себя, чувствовать себя виноватым, вообще не обращать внимания на свои желания и потребности и т.д.
Ребенок, лишенный любви, то есть не тот которого «строят» или опекают, а тот который вообще потерял надежду на тепло от родителей, учится «зависимости наоборот».
Т.е. ему настолько одиноко и больно, что он к себе вообще не подпускает, что бы ни быть «брошенным» снова. В нем много недоверия и опасливости и в то же время внутреннего желания быть любимым, что во взрослом возрасте такие дети могут быть мало разборчивы в связях.
«Оставлеяемый», не получающий любовь в нужной форме ребенок может злиться, протестовать в самых разных (зачастую непонятных родителю) формах, может чувствовать сильную, хроническую депрессию, которая растягивается в некоторых случаях на несколько лет.
Невозможно восполнить дефицит любви, который уже случился. То чего не дали когда-то — уже не дашь сейчас. Можно конечно проигрывать ситуации в уме и представлять, как бы вы все поменяли тогда, или как хорошо было бы… но, тем не менее, помощь возможна только из «настоящего».
К примеру через осознание того дефицита который есть и понимания как вы его сейчас заполняете (еда, алкоголь, трудоголизм, зависимые отношения и т.д.). И что у вас с теми пунктами, про которые я говорила в самом начале – что вы думаете про себя, как относитесь к себе, чего лишаете. Что вас не устраивает в этом? Что можете поменять, а где тупик и вам нужна помощь.
К слову, про психологическую помощь написано много книжек, но ни одна из них не заменит адекватной терапии в которой вы научитесь понимать себя и принимать себя, так же как ни одна из игрушек не способна заменить маминого или папиного присутствия в жизни ребенка.
Энцефалопатия - невоспалительное заболевание головного мозга, при котором изменяется его ткань, в результате чего нарушаются его основные функции. Патология может быть врождённой и приобретённой.
Врождённая перинатальная энцефалопатия у детей предполагает наличие у них различных патологий нервной системы, возникших в период их внутриутробного развития, во время родов либо сразу после рождения. Диагноз очень серьёзный, требующий медицинского вмешательства, достаточно длительного курса лечения и неусыпного внимания со стороны родителей.
Так как перинатальную энцефалопатию ребёнок приобретает в самом начале своего жизненного пути, внимательные родители уже с первых дней его жизни могут заметить некоторые отклонения. С течением времени они будут усиливаться, расти и будут отличать больного младенца от остальных, здоровых малышей. Заболевание охватывает достаточно широкий круг проявлений нервных расстройств и патологий. Медики выделяют из них ряд самых типичных, основных симптомов перинатальной энцефалопатии у детей.
Во младенчестве:
- слабый или очень поздний крик при рождении малыша;
- проблемы с сердцебиением;
- отсутствие сосательных рефлексов;
- беспокойство;
- частый, надрывный плач;
- излишняя вялость или повышенный тонус мускулов;
- неадекватные реакции на звук и свет;
- рефлекторные вздрагивания;
- пучеглазость, косоглазие;
- запрокидывание головки;
- частые срыгивания во время приёма пищи и после еды (читайте подробнее, почему );
- нарушения сна.
В более старшем возрасте можно отметить:
- расстройства памяти и сознания;
- неактивность, безынициативность, апатия ко всему;
- постоянные;
- депрессии;
- быстрая утомляемость, рассеянность, раздражительность, слезливость, общая слабость, плохой сон, отсутствие аппетита;
- головокружения;
- расплывчатость мысли;
- суженный круг интересов;
- многословие;
Проблема перинатальной энцефалопатии у детей в том, что заболевание слишком близко граничит со многими другими похожими болезнями центральной нервной системы. Родители могут упустить первые признаки по своему незнанию. Даже если зачастую ребёнок отстаёт в психическом и умственном развитии от своих сверстников, родители надеются на то, что со временем он их догонит. Но при тяжёлых формах врождённой энцефалопатии это практически невозможно. При своевременном обращении к врачу и правильной постановке диагноза назначается терапия в зависимости от формы и тяжести болезни.
Виды заболевания
У ребёнка могут диагностировать различные формы заболевания, которых достаточно много. Классификация строится на основе генезиса (происхождения) нарушений головного мозга. Чаще всего встречаются следующие виды энцефалопатии:
- постгипоксическая перинатальная - обусловлена нехваткой кислорода, ещё во время внутриутробного развития или в процессе родов;
- гипоксически-ишемическая - поражение мозга, обусловленное не только дефицитом кислорода, но и серьёзным нарушением мозгового кровообращения;
- транзиторная - преходящие нарушения в кровообращении мозга, которые могут проявляться в, непродолжительной потери сознания, временном ухудшении зрения, нарушении речи, слабости в разных частях тела, онемении, покалываниях мышц.
Каждый из этих видов отличается не только особой симптоматикой, но ещё и требует определённого лечения.
Методы лечения
Лечение перинатальной энцефалопатии у детей носит длительный характер. Врач старается учесть тяжесть и стаж заболевания, возраст ребёнка, сопутствующие болезни. Терапия проводится амбулаторно или в условиях стационара, по решению врача. Обычно требуется два или три курса терапии в течение года - всё зависит от тяжести энцефалопатии. Основными методами лечения считаются:
- медикаментозная терапия (анальгетики, НПВС, гормоны);
- блокады (инъекции);
- метаболитная, антиоксидантная, сосудистая терапия;
- мануальная терапия (суставная, мышечная, корешковая техника);
- физиотерапия (СМТ, УВЧ);
- остеопатия;
- лечебная гимнастика (всем известный ЛФК);
- оперативное лечение;
- иглоукалывание (рефлексотерапия);
- фитотерапия: лечение с помощью трав минимизирует отрицательные последствия энцефалопатии у детей - назначаются фиточаи из спорыша, одуванчика, подорожника, клевера, горца почечуйного, мяты, донника, брусники, зверобоя, мелиссы, корня аира, чабреца, душицы - они способствует заметному улучшению даже при тяжёлых или поздних последствиях энцефалопатии (в том числе при олигофрении);
- ароматерапия в таких случаях также приходит на помощь: улучшают состояние больных детей эфирные масла имбиря, ромашки, герани, лаванды, розмарина;
- лечение стволовыми клетками.
Указанные лечебные действия и методики применяются в зависимости от причин, симптоматики и тяжести проявлений болезни у ребёнка. Постоянное наблюдение у врача помогает свести к минимуму опасные последствия для здоровья детей, которые могут и настигнуть уже во взрослой жизни.
Последствия перинатальной энцефалопатии во взрослой жизни
Многие взрослые неврологические недуги родом из детства. Медики утверждают, что их причина - в не пролеченной врождённой энцефалопатии. Последствия могут быть самыми разнообразными:
- ранний остеохондроз;
- тяжёлые мигрени;
- нейроциркуляторная дистония;
- импотенция;
- гипертония;
- сколиоз;
- синдром дефицита внимания;
- гиперактивность;
- проблемы со зрением;
- нарушения мелкой моторики.
Само заболевание и его тяжёлые последствия - настоящая трагедия для родителей. Однако подобные дисфункции мозга и центральной нервной системы - не приговор, многие проявления излечимы. Тем более, что современное развитие медицинских технологий стремительно прогрессирует. Медикаменты и методы лечения становятся более совершенными. Возможно, в самом скором времени будет найдено лекарство и от энцефалопатии.