Старый или Новый? Дед Мороз или Санта Клаус? Когда начинаются Крещенские морозы. Приметы, связанные с Рождеством Христовым

Для россиян, Крещенские морозы — это особый период зимы. Уже многие привыкли связывать их именно с праздником Крещения Господнего. Какая на самом деле будет погода в 2019 году и ждут ли нас суровые морозы, знают синоптики.

Когда начинаются Крещенские морозы

Как показывает многолетний опыт наблюдения за погодой, чаще всего сильные морозы в январе начинаются к середине месяца. Их действительно уже много веков связывают с одним из важнейших праздников христианства – Крещением, который празднуется девятнадцатого января.

Как утверждают метеорологи, эта привязка к дате не имеет под собой никаких научных оснований, ибо крепкие морозы в январе действительно имеют место, но то, что они начнутся именно 19 января, нет никакой гарантии.

Специалисты, изучающие народные традиции, объясняют этот факт тем, что в древности люди любые необычные природные события связывали с божьей волей или с религиозными праздниками. Так как в середине января, когда случаются морозы, ближайшим праздником является Крещение, то и морозы назвали Крещенскими.

Причем, если морозы начинаются раньше девятнадцатого числа, их все равно называют Крещенскими, но со словом ранние. Поздние морозы с аналогичным названием тоже бывают, но в районе 23.01-25.01.

Декабрьские морозы, которые нередки с 20.01 по 27.01 также смело можно назвать Рождественскими, ибо на эти дни припадает католическое Рождество.

Таким образом, морозы определяются не религиозными праздниками, а в большей степени присутствием антициклона в тот или иной промежуток времени.

О том, что Крещенские морозы имеют чисто религиозную привязку говорит тот факт, что есть еще морозы:

  • Никопольские;
  • Тимофеевские;
  • Сретенские.

Сколько длятся морозы на Крещение

Специалисты «небесной канцелярии» не перестают утверждать, что погода имеет турбулентный характер, поэтому невозможно заранее предугадать с какого числа начнутся морозы и сколько дней будут. Это зависит от конкретной погодной ситуации в конкретный момент времени. Как показывает статистика последних лет, в этот день нередки даже оттепели.

Зато на вопрос будут ли Крещенские морозы в 2019 году, они наверняка ответят утвердительно. Это объясняется очень просто – в середине января над большей частью России устанавливается антициклон, которому присуще высокое атмосферное давление и большие морозы.

По статистическим данным Гидрометцентра можно проследить, какая погода 19-25 января была в разные годы:

Эта таблица лишний раз подтверждает, что погода имеет случайный характер и изменчива вместе с воздушными потоками в атмосфере. Долговременный прогноз имеет определенную степень вероятности. Нельзя заранее определить:

  • силу похолодания;
  • реальную дату;
  • продолжительность.

Каждый год морозы имеют различную динамику и возможный разброс составляет несколько дней.

Крещенские приметы

Что касается погодных явлений, наши предки были очень наблюдательными. Вот и погодные явления они связывали с различными событиями. Они считали:

  • Полнолуние обязательно вызовет большой паводок и обильные талые потоки воды. Таяние снега произойдет так быстро, что впору готовить сапоги. Дороги будут полны грязи и талой воды очень долго.
  • Еще в древности считали, что если на праздник будет новолуние, то похожая погода продержится весь январь.

Некоторые приметы касались также быта:

  • Считалось, что растаявшая вода от крещенского снега, излечивает от недугов, поэтому снег собирали и хранили в подвалах.
  • Раньше считали, что если набрать воду из освященной купели и побрызгать ею при стирке, то белье станет чрезвычайно белоснежным.
  • Старые люди говорят, что раньше в селах домашним животным давали крещенский снег, чтобы они росли здоровыми и крепкими. То же самое делали и с птицей. Считали, что от этого они раньше начинали нестись.
  • В деревнях до сих пор верят в то, что если снег ложится плотно к забору, то будущий урожай на половину сгниет, а если ляжет с некоторым зазором от изгороди, то запасов хватит на целый год.
  • Если на праздник звездное небо, в лесу вырастет много ягод и орехов, на огороде – много гороха, а в сарае много ягнят.
  • Еще многие уверены, что если будет метель, то весна наступит поздно. Снег растает перед самой Пасхой и заморозки будут всю весну.
  • Есть полезная примета для охотников. Если 19.01 всю ночь лают собаки – это к изобилию лесной дичи.
  • Для наших предков богатый урожай был гарантией безбедного существования. Они верили, что хлопья снега к отличному урожаю, а вот ясное небо – означало недород.
  • Что касается плодородия, то люди были особенно внимательными. Было замечено, что теплая крещенская погода к изобилию ржи и недобору пшеницы.

Почему не работают приметы

Некоторые люди подметили, что многие приметы, которые жили многие годы, почему-то сейчас не действуют. Объяснений этому много. Одно из них связано с переходом на Григорианский календарь. То есть все старые приметы ориентированы на даты Юлианского календаря, поэтому в реальные числа календаря не работают.

Другое объяснение связано с изменением климата. Раньше люди жили в основном в сельской местности и были тесно связаны с природой. Сейчас большая часть населения живет в городах, где развивается полным ходом промышленность. Вот она и делает экологическую обстановку полностью непохожую на прежние годы. Чего стоит всемирное потепление и разрушение озонового слоя нашей планеты.

Подводя итог, можно сказать, что морозы в январе, конечно же, остались, но вот привязывать их к календарю не стоит. Мороз может настать в начале января и тогда его впору назвать Рождественским. Стужа может наступить также мгновенно, как и оттепель, поэтому практически невозможно предугадать с какого числа и сколько дней будет хорошая погода.

Несмотря на то, что у нас принято называть 25 декабря «католическим Рождеством», большинство поместных Православных Церквей встречают приход Христа в мир тоже в ночь с 24 на 25 декабря.
Как приветствуют друг друга верующие в Рождество?
Западные христиане приветствуют друг друга фразой «Merry Christmas!». В православной традиции люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» - «Славим Его!». Также распространено простое пожелание «счастливого Рождества» или «с Рождеством!».
Почему часть христиан отмечает Рождество 25 декабря, а другая – 7 января?
Изначально Рождество отмечалось 25 декабря всеми христианскими церквями, но в 1582 году Римский Папа Григорий XIII принял решение перейти на григорианский календарь. Православная церковь отказалась от нововведения и продолжила жить по юлианскому календарю. А в 1918 году большевиками было принято решение все же перейти на григорианский календарь. Церковь продолжила пользоваться юлианским календарем, и Рождество осталось 7 января.
Почему рождественским деревом является елка?
Традиция приносить на Рождество в дом ель пришла из Германии. По легенде, Святой Бонифаций срубил дуб Одина, чтобы показать бессилие язычников, и на пне выросла пихта. Так исполнилось пророчество, данное им ранее «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества».
Что можно нарядить, если нет ёлки?
В теплых странах, где не растут ели, пихты и другие хвойные, вместо елок используют пальмы. Во Флориде даже выращивают «рождественскую пальму», которую называют так из-за плодов, краснеющих к декабрю.
Почему на Рождество наряжают елку?
Первыми наряжать ёлку стали немцы. Существует предание о том, что начало традиции положил немецкий пастырь Мартин Лютер. В России начало этому обычаю дал Петр I, до него ёлка считалась деревом, связанным со смертью и погребальными обрядами.





Почему на елке принято зажигать свечи?
Когда Мария и Иосиф пришли в Вифлеем, для них не нашлось места в городе, поэтому христиане в память об этом зажигают на елке и на окнах свечи. Это приглашение для Богородицы и символ гостеприимства. Со временем, из соображений пожарной безопасности, настоящие свечи на ели сменили электрические лампочки, но смысл не изменился.
Почему у американцев рождественский цвет - красный?
Традиционно рождение Христа символизировал зеленый цвет, а красный символизировал его кровь. Красный стал главным цветом Рождества после того, как в 1931 году компания Coca-Cola запустила рекламную компанию с изображением Санта-Клауса. Специально для этой рекламы кафтан рождественского деда был выкрашен в красный цвет (до этого одеяния Санты успело побывать белым, коричневым и синим).
Какая связь между Рождеством и Санта-Клаусом?
Санта-Клаус – это измененное имя Святого Николая. Частью рождественской мифологии он стал в 1823 году, когда Клемент Кларк Мур опубликовал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». В ней Святой Николай трансформировался в Санта-Клауса, доброго сказочного героя, который дарит подарки детям.
Кто входит в свиту Санта-Клауса?
Считается, что Санта-Клаус путешествует по миру в санях, запряженных 8 оленями - Стремительный, Танцор, Гарцующий, Сварливый, Комета, Купидон, Гром и Молния. Впервые они были описаны в стихотворении Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством» в 1823 году. В 1939 году в свите Санты появился новый олень, красноносый Рудольф, который теперь и ведет упряжку. Рудольф – результат рекламной акции, организованной сетью супермаркетов «Montgomery Ward». Также в свиту Санта-Клауса входят рождественские эльфы, они помогают Санте готовить подарки для детей.





Почему Санта-Клаус попадает в дом через дымоход?
Способ, которым Санта-Клаус попадает в дом, был описан в поэме Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством».
Почему Санта-Клаус изображается в виде толстяка?
Во время рекламной акции Coca-Cola в 1930 году художник Хэддон Сандбл изобразил Санту толстяком в бело-красных цветах «кока-колы». Прототипом Санты послужил друг и сосед художника Лу Прентис. Этот образ Санта-Клауса впоследствии стал каноничным.
Как появилась традиция оставлять для Санты печенье и стакан молока?
Исследователи считают, что традиция оставлять угощение возникла во времена Святого Николая. Люди оставляли еду на пороге для тех, кто не мог о себе позаботиться. Окончательно обычай сформировался в 1930-х, а после появления оленя Рудольфа к угощению для Санты стали добавлять морковку.
Почему Санта-Клаус и Дед Мороз живут на севере?
То, что Санта и Дед Мороз живут на севере не связано ни с одной легендой. На Северном Полюсе Санту-Клауса поселил американский художник Томас Наст в 1862 году. В дальнейшем Санта несколько раз менял место проживания, но в итоге все равно вернулся на полюс. Родиной Деда Мороза принято считать Великий Устюг, но первой его резиденцией была Чунозерская усадьба в Лапландском заповеднике.
Почему рождественские венки делают из омелы?
Традиция делать венки из омелы пришла из Англии. Она зародилась еще в те времена, когда о рождественском дереве еще и не слышали. Вечнозеленые листья омелы символизировали рождение Христа, а красные ягоды – его кровь после распятия. Подаренная веточка омелы приносила счастье в дом.





Почему на Рождество дарят подарки?
Как ни странно, обычай дарить подарки никак не связан с тем дарами, которые волхвы преподнесли Христу. Традиция дарить подарки детям связана со Святым Николаем, который стал праобразом Санты-Клауса. Когда образ святого связали с Рождеством, возник обычай дарить подарки детям, а потом и взрослым.
Что дарить на Рождество?
Сегодня на Рождество дарят любые подарки, но традиционными остаются фигурки ангелов, рождественские свечи, открытки и сладости.
Когда можно распаковывать подарки?
Рождественские подарки распаковывают утром 25 декабря или 7 января. 18.
Почему западные христиане вешают носки на камин?
Обычай связан с легендой о том, как Святой Николай, услышав о бедности трех сестер, тайком подбросил им по золотому самородку в камин через дымоход. Каждый самородок попал в носок, которые девушки вечером повесили сушиться.







Чем пахнет Рождество?

Что нужно делать в Сочельник?

Что такое вертеп?







В какое время наступает Рождество?
Западные христиане начинают отмечать Сочельник вечером 24 декабря. После праздничного ужина принято ходить на рождественские мессы и богослужения. В православной традиции Рождество наступает после Рождественской всенощной, которая начинается ночью 6 января и длится около 3-х часов. С окончанием всенощной, 7 января, наступает праздник Рождества Христова.
Чем пахнет Рождество?
Традиционные запахи рождества – ладан, свежая выпечка, цитрусовые, корица, кардамон, гвоздика, имбирь и запах хвои.
Что нужно делать в Сочельник?
Вечером, после восхода первой звезды, принято собираться на торжественную постную трапезу. В Сочельник проводятся праздничные богослужения, которые, как правило, начинаются поздно вечером.
Что такое вертеп?
Святой Вертеп у христиан – пещера, в которой родился Иисус Христос. Также вертепом называют воспроизведение сцены Рождества Христова. Это могут быть скульптурные композиции, театрализованные или кукольные представления.
Почему у Вифлеемской звезды 8 лучей?
Восемь лучей Вифлеемской звезды символизируют будущий век. Шесть дней Бог творил мир. Седьмой день длится с окончания Творения до Страшного суда. После Страшного наступит восьмой день – жизнь вечная.






Что такое колядование?
Колядование, преимущественно, славянская традиция. Ряженные ходили по домам, пели хвалебные песни хозяевам и желали всех благ, а те одаривали колядующих ритуальными угощениями.
Сколько длится Рождественский пост у католиков, протестантов и православных?
У католиков рождественский пост (адвент) длится 4 недели. Столько же длится пост у протестантов. Адвент – это время ожидания Рождества Христова, оно не сопровождается строгим постом, но считается периодом духовного воздержания и покаяния. В православной традиции Рожденственский пост начинается 28 ноября и заканчивается 6 января (длится 40 дней). Армянская апостольская церковь держит пост всего 7 дней.
Как правильно разговляться?
Разговляться нужно медленно, постепенно вводя в постный рацион скоромные продукты. Не советуется смешивать несколько видов белковой пищи, это может быть вредно для вашего организма.
Сколько длится рождественская литургия?
Рождественская литургия может длиться от двух до шести часов, в зависимости от скорости чтения, пения, от количества причащающихся и от местных традиций.
Могут ли православные поздравлять католиков с Рождеством?
Могут. Разница между православным и католическим Рождеством в дате, а не в сути праздника. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Матф.7:12)






Праздник Рождества Христова существует очень давно и были выработаны многочисленные приметы на Рождество:

Приметы на Рождество

В Рождествонельзя девушкам гадать;

И молод, и стар ступай на базар, покупай веселей, рублей не жалей;

К Рождествув горнице стелят праздничные половинки: на белом поле - голубые цветы;

Метель в канун Рождества-будет ранняя листва;

В Рождествонельзя занимать­ся хозяйственными делами;

Если в первые дни рождествен­ских праздников иней на деревьях -будет хороший урожай хлеба;


Приметы на Рождество. Если Рождествотеплое - весна холодная;

Во время обеда на Рождествонельзя воду пить, кто не пьет, тому не захочется воды, когда ее негде взять;

С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима - на мороз;

На святкимного звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея - год будет урожайным;

День теплый - хлеб будет темный, густой;

Метель - пчелы хорошо роиться будут;

Небо звездисто - урожай на горох;

С Рождествадо Крещениягрех охотиться в лесу - с охотником может несчастье случиться;

Рождественские приметы

Приметы на Рождество. В Рождествонельзя шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. В рождественский сочельник (6 января) - канун великого праздника Рождества - весь день постятся («до первой звезды») и готовят празднич­ную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном («приходить на пир в печальной одежде»).

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» -сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.

Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса.

Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

В рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь кладут деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя.

Именно с ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести счастье. К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или изюминкой, гороши­ной перца, орешком и т. д.). Хозяин дома делит пирог, и счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом.

Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочель­ник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы

утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

И все же главным обрядом, выпол­нявшимся на Святки, были знамени­тые святочные гадания. В Болгарии существовал обычай святочных гаданий с колодцем. В полночь девушки собирались и в полном молчании зачерпывали из колодца ведро «немой» воды, обладавшей магической силой.

Каждая девушка бросала в ведро горсть хлебных зерен, колечко или букетик со своей отметкой, а также другие предметы. Их вынимала маленькая девочка (незаинтересованная сторона) под пение обрядовых песен, содержание которых соотносилось с вытащенным предметом. Эти предметы после клали под подушку, чтобы увидеть во сне суженого.

В нашей стране издавна существуют многочисленные рождественские приметы. Считалось, что если празд­ник совпадает с воскресеньем, то лето будет обильное, с множеством плодов и меда; а если с понедель­ником, то зима будет доброй, а весна - мокрой.

Если день теплый - к урожаю, если капель - к хорошей грече, а ме­тель поднимется - к роению пчел.

Коли небо звездное - будет много ягод и богатый приплод скота.

Нельзя шить в Рождество, дабы не ослепнуть.

На Рождество одевай но­вую рубаху: если оденешь просто чистую, но не новую рубаху, то бу­дет неурожай.

От Рождества до Крещения нельзя охотиться на зверей и птиц: с теми, кто охотился, случа­лись несчастья, многие в лесу за­мерзали.

Чтобы достойно встретить Рождество, нужно обязательно иметь дома:

Рождественский венок (сим­вол света, который приходит в мир с рождением Христа),

Колокольчики (нужны для из­гнания злого духа),

Рождественские свечи (с их помощью изгоняются силы тьмы и холода),

Рождественские открытки.

Новогодние приметы

У нас в России существуют определённые новогодние приметы:

1. Последняя рюмка накануне Нового года принесет удачу тому, кто ее выпьет.

2. Как Новый год встретишь, так и весь год проведешь.

3. Если в первый день Нового года торговец отдаст товар первому встречному покупателю очень дешево, то весь год будет удачная торговля.

4. В Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлеба, а тепла и отсутствия снега на дворе в этот день боялись пуще пожара, так как было это верным признаком грядущего неурожая и голода.

5. У кого в Новый год будет пусто в карманах, тот весь год проведет в нужде.

6. Если в первый день Нового года выполнять тяжелую работу, весь год пройдет без отдыха.

7. На новогоднем столе должны быть в изобилии еда и напитки, тогда весь год в семье будет достаток.

8. Если на Новый год надеть что-нибудь новое, то наступающий год будет удачным.

9. Если первый день в году веселый, то весь год будет таким.

10. Перед Новым годом нельзя выносить сор из избы, иначе целый год не будет домашнего благополучия.

Если в ночь на Новый год странный гость к тебе придет
Кто-то с белой бородой, в красной шапке меховой,
С длинным посохом в руке и с подарками в мешке,
С громким смехом, с добрым взглядом...
Значит больше пить не надо!

12. В новогоднюю ночь небо звездное - к урожаю ягод и грибов.

13. Одалживать деньги под Новый год нельзя ни при каких обстоятельствах, чтобы весь следующий год не быть в долгах.

14. Если в Новый год гости, то весь год гости.

Зимние приметы

Здесь можно ознакомиться со своеобразным календарём, в котором перечислены зимние приметы.

Декабрь - приметы

7 декабря. Катерина санница. Открывали извоз, справляли гулянье. Катеринские гулянья, гадания, первые катания на санях, собирались в дальнюю дорогу с товарами.

9 декабря. Юрьев день. Юрий Холодный. Старинный срок перехода крестьян от одного барина к другому, запрещенный соборным уложением 1649 года. "Вотт^бе, бабушка, и Юрьев день!", "На Руси два Юрья - один Юрий холодный (зимний), другой голодный (вешний)".

Зимние приметы 13 декабря. День Андрея Первозванного. Наслушивают воду (тихая вода - хорошая зима; шумная - морозы, бури, метели).

19 декабря. Никола зимний. Пора Никольских морозов. Два Николы: один с травой, другой с морозом. Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы.

Коли снег привалит вплоть к изгороди - плохое лето, а коли есть промежуток - урожайное.

декабря. Спиридон Солнцеворот. Солнце - на лето, зима - на мороз. Медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Если солнце светло, лучисто - Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней - теплым и пасмурным. После Солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.

29 декабря. Агеев день. На Агея иней - теплые святки (7 января), коли мороз, то он простоит до крещенья (19 января).

Январь - приметы

1 января. Если ночь на первое января звездная, то быть по лету большому урожаю ягод. Каков первый день января, таков и первый день лета.

Зимние приметы 6 января. Сочельник. Наступают морозы. Зима резвится не в лесу, а у нас на носу. Ясный день - к хорошему урожаю. Коли тропинки черны -урожай на гречу. Звездист небосвод - ждет ягодный год и на скот велик приплод. Дня прибыло на куриную ступню.

7 января. Рождество Христово. Сугробы высоко набило - к хорошему году. Если оттепель - весна будет ранняя и теплая.

7-14 января. Святки. Загодя в лесах заготовляли бревна для срубов, чтобы по снегу вывезти их на усадьбы.

8 января. Бабий праздник, праздник каш. В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит. Столярничают, играют на музыкальных инструментах.

12 января. Анисьи зимние. Гость, гостинек, взойди на порог. Перед гостем на стол - и грибы, и разносол, и варево из печи на стол мечи.

13 января. Васильев вечер. Щедрованье. Садоводы в полночь стряхивают снег с яблонь - для урожая. Если в ночь ветер дует с юга - год будет жарким и благополучным, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая фруктов.

14 января. Новый год. Васильев день. Василий Великий. Зиме середка. Если будет туман - к урожаю.

15 января. Сильвестр. Куриный праздник. Ребятам раздают петухов из глины. Январь гонит вьюгу за семь верст.

18 января. Крещенский сочельник - голодный вечер. Полный месяц - к большому разливу. Собирают снег для беления холстов, для бани.

19 января. Крещенье. Крещенские морозы. В ночь небо открывается (проясняется). Коли метель, то мести ей и через три месяца. В народе этот день называют Богоявле-ньем. Если день теплый - хлеб будет темный, то есть, густой, холодный, ясный - лето предстоит засушливое, пасмурный и снежный - ждите обильного урожая. Крещенье под полный месяц - быть большой воде. Собаки много лают - будет много дичи и зверя.

21 января. Емельян Зимний. Емельян, накрути буран". Метель зиме за обычай. Судят о характере зимы окончательно. Если подует с юга - посулит грозовое лето.

23 января. Григорий - Лето указатель. иней на деревьях, стогах и скирдах - к мокрому ц холодному лету.

25 января. Татьянин день. Проглянет солнышко - к раннему прилету птиц, снег - лето дождливое.

30 января. Антон Перезимний. Перезимник - обнадежит, обтеплит, а потом обманет - все морозом стянет. Не верь теплой погоде зимой.

31 января. Афанасий Ломонос. Афанасьевские морозы. Ломонос морозит нос. Вороны летают и кружат стаями - к морозу. Мороз шутить не любит.

4.8 (95%) 20 votes

Вот-вот уже начнётся всенародное гражданское празднование наступления календарного нового года. Однако у православных людей подлинным праздником считается далеко не любой красный день календаря.

Вместо эпиграфа

Примерно в это время несколько лет назад моя шестилетняя дочь, которая могла вполне по-взрослому рассуждать о роли ангелов в нашей жизни, совершенно случайно повергла в ужас свою подружку – такую же московскую дошкольницу. Без какого-либо инструктажа со стороны взрослых она предположила, что подарки под ёлку кладёт не дед мороз, а мама с папой. По выражению лица остановившейся посреди дороги подружки родители поняли, что её детское представление о мире, а заодно и доверие к ним, дало глубокую трещину…

ДЕД МОРОЗ – полностью вымышленный персонаж, рассказывая о котором взрослые лгут детям и тем самым формируют у них извращенное представление о допустимости лжи.

“Не лишайте детей детства…”

История получила неожиданное продолжение. Обмен впечатлениями с мамами на детской площадке на этот раз впечатлил уже и жену: оказалось, что почти все родители в сознании своих детей намеренно культивируют миф о Деде морозе. При этом никто не смог внятно объяснить, как будет смотреть в глаза ребёнку после того, как их «мантра» лопнет.

Уточнение от автора: С момента первой публикации в 2014 году прошло уже три года. Почти 10-летняя подружка дочки по-прежнему верит в деда мороза. У троих других одноклассников, уже успевших “узнать правду”, эта новость сопровождалась сильным стрессом и негодованием в адрес родителей. Как это отразится на их психике и доверии в семье – читайте в будущем. Моя дочка на эту тему умильно хихикает и на данный момент никакого недоверия в общении с ней мы не испытываем…

Был бы повод…

Исторически каждому православному празднику предшествовало знаменательное событие, которое вспоминается в церкви особыми молитвами. Собственно говоря, не-церковных праздников на Руси никогда и не было. С этой точки зрения наступление современного нового года первого января, то есть во время последней недели рождественского поста, видится вовсе не значительным и потому никак в истории Церкви не отмеченным.

До революции зимние праздники вполне обходились без Деда мороза

Существует, конечно же, и иная точка зрения, мол, это – «народная традиция». Действительно, за какую-то сотню лет Церковь не на словах, а на деле отделилась от государства, а потому для многих традицией стало то, чего таковой отродясь никто не считал…

Попробуем разобраться, кто и когда придумал обычай пить и гулять в пост, откуда взялся «Дед мороз», а также понять, когда на самом деле нужно праздновать Новый год. Информации много, но далеко не вся лежит на поверхности.

День знаний: с Новым годом!

Не в пользу сторонников «традиций » будет напоминание, что новый год начал «наступать» зимой, а не в сентябре, всего лишь 300 лет назад. Соответствующий указ издал в 1700 году император Пётр I, которого многие современники считали антихристом, хотя отнюдь не только за это. Примечательно также, что самодержец своей властью установил сразу две новые точки отсчёта: «новый» 1700 год на самом деле был 1708 годом от Рождества Христова…

Таким вот чисто административным способом был совершен первый этап перехода России на «европейское время»: «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить» (из указа Петра I).

После смерти Петра это нововведение, как и многие другие, забылось. И лишь в питейных заведениях упорно продолжали ставить елку, но… на крышу или перед воротами. Причем не убирали ее оттуда на протяжении всего года, лишь непосредственно к празднику заменяя отслужившее свой срок дерево на новое. Из-за чего елка почти на полтора столетия стала символом кабака. Их так и называли: «елка», «пойти к елке», «упасть под елкой».


С цензурой раньше было всё в порядке, и дух второго праздника передавали подобающе…

Лишь во второй четверти XIX века с увеличением влияния немцев в России елка начала потихоньку утверждаться как символ Нового года. Первую «государственную елку» организовал в конце 1830-х годов лично император Николай I, которому понравился увиденный у иностранцев обычай. Самые верноподданные тут же взяли пример начальства на вооружение.

Однако традиция эта так «легко» приживалась, что для учебных заведений новый год до сих пор наступает одновременно с церковным новолетием – 1 сентября. Школы до революции были не светскими, а церковно-приходскими, что и позволило консервировать древнюю традицию в школьном календаре.

Впрочем, через 80 лет елку снова убрали. В 1916 году, во время Первой Мировой войны, новогодняя елка в России была запрещена как “немецкий обычай”. После революции 1917 г. в СССР елка была запрещена не только как буржуазный, но и как религиозный пережиток, так как ассоциировалась не только с Новым Годом, но и Рождеством.

И только 28 декабря 1935 года газета “Правда” опубликовала письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева в защиту елки:

В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие–то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер–работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах.

После этого письма елка была разрешена специальным указом ВЛКСМ. Вместе с елкой к советским детям вернулся и Дед Мороз. А Павел Постышев 26 февраля 1938 года был снят со своих постов, арестован и расстрелян через год в Бутырской тюрьме. Так что, воспринимая Новый год как весёлый детский праздник, стоит смотреть немного глубже.

В 18-19 веке на Руси ёлка – символ кабака.
Круг времени: Примерно так выглядели привычные нам календари пару сотен лет назад.

Дед мороз, ты кто?

Утром 1-го января в дверь квартиры раздаётся звонок. Маленькая девочка, радостно почуяв скорый приход сказочного героя, озорным голосом спрашивает через дверь: «КТО?»
Хриплый бас с лестничной клетки отрезает: «Дед мороз».
– А правда?!
– Век воли не видать!

К теме календарей нам понадобится вернуться еще раз, а теперь закономерный вопрос: «А как же дедушка-то новогодний, как же Дед Мороз? Это же и символ объединяющий, это же св. Никола. Он же как Санта Клаус, только наш!»…

Ну, да. Дед Мороз на Руси известен давно. Но до Петра никаким новым годом он не занимался: Новый год ассоциировался с праздником окончания сбора урожая, и морозы тут явно не уместны…

В представлении наших предков-язычников занимался этот дед обыкновенными для нечистой силы делами: снегом землю снабжал, путников замораживал, потому как в зимние месяцы даже Яриле-солнцу не по силам было с ним совладать. Означенный дед охотно одаривался подношениями и жертвами, дабы подобрее к людям и скоту относился и не объявлялся, когда будущий урожай весной начинал из земли прорастать.

С принятием Русью христианства Дед Мороз упразднился и стал героем сказок. Причём с зимними новогодними праздниками, введенными при императоре Петре Романове, его не связывали очень долго.

Сне-гу-роч-ка-а!!!

«Раскрутка» деда началась в конце 19 века. Драматург Александр Островский написал пьесу «Снегурочка». В оной отец Снегурочки - Дед Мороз - был противником любви Снегурочки и торговца – Мизгиря. В пьесе присутствуют также языческие леший, ярило-солнце.

До революции на Рождество обходились без Деда мороза

Петр Чайковский написал к пьесе музыку. Позднее Римский-Корсаков на текст пьесы написал оперу «Снегурочка». Художник Васнецов, писавший декорации к постановке оперы, стал создателем образа Деда Мороза. В музее «Абрамцево» хранится эскиз костюма к этой роли, который был сделан художником в 1885 году. Так началась визуализация языческого божества и его превращение в рождественского, а затем в новогоднего персонажа.

Образ Деда Мороза в исполнении В. М. Васнецова для оперы «Снегурочка» А.Островского

Даже в конце 19 века этот зимний дед для русских людей совсем не ассоциировался с Рождеством, но только с языческим прошлым. Образ так и не прижился, и рождественские ёлки обходились без деда и снегурочки. Потом был всем известный мятеж и переворот…


Дети часто становились разменной монетой кукловодов

Новая власть не сразу добралась до таких символов ушедшей эпохи, как рождественская ёлка. В некоторых источниках упоминается, что вождь мирового пролетариата незадолго до смерти таки устроил в горках детям праздничную ёлку. Есть расхождения во мнениях по поводу того, какую: новогоднюю или рождественскую . Но ёлка все же была, а если учесть стыдливо замалчиваемый коммунистами факт церковного венчания вождя и Надежды Крупской, то она вполне могла быть рождественской.

Календарный калейдоскоп

Первым делом после прихода к власти большевики завершили реформу Петра I. Сразу после революции, 26 января 1918 года на основании «Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря» гражданский календарь перешёл на новый католический стиль, прыгнув на 13 дней вперёд. С тех пор «Новый год» стал наступать до Рождества.

К чести рядовых новообрядцев того времени следует сказать, что несмотря на политическое давление Православная Церковь на территории России не перешла на новый стиль, и все праздники и службы по-прежнему совершаются по старому. Если быть точнее, в 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении (замене) Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на “Новоюлианский” календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее чем через месяц.

Однако календарная эпопея не закончилась. Сменившие умершего вождя большевистские деятели были еще более решительно настроены против «пережитков прошлого». Никонианский семинарист Джугашвили отменил не только имеющую сомнительное отношение к православию ёлку: он отменил … воскресенья!


Такие ассоциации по сравнению с большевистскими кажутся даже забавными…

В 1929 году был введен новый календарь, в котором недели были пятидневными. Каждый месяц имел тридцать дней, оставшиеся пять дней считались праздничными. Такой календарь был в древнем Египте. Оставив верующих без воскресенья, а детей без рождественской ёлки, советское правительство полностью вернулось к традиционному календарю в 1940 году, а частично в 1931.

Емелькино похмелье

Главный идеолог и вдохновитель безбожной политики советского государства Миней Израилевич Губельман, «работавший» под псевдонимом Емельян Михайлович Ярославский, приложил на своем посту достаточные усилия, чтобы в стране прекратилось празднование Рождества Христова и других церковных праздников.


Миней Израилевич Губельман, он же Емельян Михайлович Ярославский, руководитель Союза воинствующих безбожников

Емелька Ярославский руководил Союзом воинствующих безбожников, был учредителем газеты «Безбожник», создателем детской организации юных безбожников. О масштабах его работы говорит численность членов организации безбожников - три миллиона человек. сайт , произошедшем с «миссионером дьявола» на одной из пасхальных агитмероприятий в российской глубинке.

Ёлки снова появились в стране в 1935 году после статьи другого деятеля – Павла Постышева – в газете «Правда». «Давайте вернем детям новый год» , писал автор статьи. И хотя вернуть бы надо было Рождество, а не новый год, который никогда и не праздновался, да еще и выпадал теперь на рождественскую седмицу…

Итак, забрали Рождество, а вернуть решили Новый год, и уже через несколько дней в Харькове прошла первая новогодняя ёлка. Через одиннадцать месяцев ВЦСПС (тогдашний профсоюз) постановил узаконить праздник нового года. Именно тогда начала создаваться «древняя русская традиция» – праздновать наступление нового года.

О ёлочке бедной замолвите слово

Новогодних героев и их имидж создавали маститые режиссеры и сценаристы. Так, у деда дочка стала внучкой, и вместе они долгое время славили на детских ёлках лучшего друга советских детей, ходивших на праздник в будёновках и подобных революционных костюмах. Затем морозная семейка славила царицу - кукурузу. Когда сценаристов детских праздников Льва Кассиля и Сергея Михалкова сменили создатели Чебурашки и «Ну погоди», праздники стали сказочными и вовсе не политизированными. Но это не изменило их сути.


Воспитательница Марья Петровна с накладной бородой на утреннике в саду – это предтеча Кончиты Вурст…

Наверное, нужно здесь сказать, что Постышев – автор подмены празднования Рождества на празднование нового года – впоследствии был лишен всех наград и расстрелян, а старый большевик Ярославский почил мирно и оставил потомство, часть из которого достигло заметных карьерных успехов. Ну и еще штрих: прах покойного Минея Израилевича Губельмана покоится в кремлёвской стене на Красной площади. Вот ведь какую честь русский народ до сих пор оказывает безбожникам!

Авторитетный ответ журнала “Церковь”

ВОПРОС: Во время святок устраивают елки и вокруг них веселятся. Не погрешительно ли это? Говорят, что делается это в честь родившегося Христа и потому не погрешительно.

ОТВЕТ: Такое устройство елки должно отнести к области обычных народных увеселений, а не к прославлению Господа нашего Исуса Христа. Разве Спаситель нуждается в том, чтобы мы занимались пустячными делами, украшали деревья и веселились вокруг них? Разве Он явился миру для того, чтобы мы предавались таким пустячным забавам?

Такое елочное веселие отнюдь не должно относиться к чему-либо богоугодному, а просто должно усматривать в нем пережиток языческих празднеств, которые язычники устраивали в честь своих ложных богов. Подобное подражание язычникам, нам, християнам, решительно воспрещается святоотеческими учениями (см. 62 и 65 правила VI Вселенского собора).

Насколько греховно такое устройство елки с увеселениями, следует судить по самому характеру такого увеселения. Чем больше оно принимает облик, не соответствующий християнской жизни, тем оно греховнее. Но объяснение такого веселия, что оно является прославлением Христа, является сугубой греховностью, ибо это уже кощунство над Христом Спасителем и Его Божественным Промыслом, проявленным Им в рождении и спасении людей.
(журнал «Церковь», 1912 год, № 38; «Ответы редакции»).

Верую во единого деда мороза

Итак, советской властью была создана детская религия – вера в «Деда Мороза». Был создан культ, у которого появилось множество служителей. От дедов морозов «по вызову» до целого города - родины деда мороза.


В числе служителей этого культа, причём в первых рядах, оказались сердобольные чадолюбивые родители. Как же не умилиться искреннему детскому счастью и восторгу, когда переодетый нарумяненный человек с накладной бородой за плату вручает чаду предварительно купленный родителями, тайком переданный в коридоре пакет с подарком…

А как готовятся к этому событию: «Будешь плохо себя вести, скажу деду морозу, чтобы не приносил тебе подарок!»…

Мороз – не Никола. Это Coca-Cola!

Тут нам знатоки конечно же напомнят о Санта Клаусе. Вы что, скажут нам, не знаете? Это же Святой Николай! Просто это по-нерусски звучит как «Санта Клаус». И дед мороз – это он же, Никола!

Родословную нашего деда мы уже рассмотрели. Ясно, что это – точно не он. О возникновении друга американских детей мы скажем чуть позже. А сейчас скажем, что святой Никола не живет ни в Лапландии, ни на Северном Полюсе. Не может себе никто представить такой образ святого: с пузом и в очках-велосипедах… Разве что Емелька-безбожник: крикливый старик, погоняющий оленей.

Сторонников версии, что Санта Клаус - это Никола Чудотворец, и обозреть образ Николы Мирликийского Чудотворца.

Наверное, найдутся и упрямые любители «хоть каких» традиций, кто скажет, что главное не это, а «чтобы в детских сердцах продолжал жить образ доброго святого. Пусть он оброс легендами, лишь бы детям на радость…»

Ладно. Забудем на минутку, что обманывать, в том числе и себя, – не хорошо, и обратимся к образу, который так продолжает жить. Откуда же он взялся?

Вы, вероятно, уже знаете, что компания, производящая напиток с названием «Кока-Кола», активно использует в своей рекламе образ Санта Клауса. И имеет на это полное право. Она и создала этот образ. Как раз в рекламных целях. Причём имеет право точно такое же, как и на слово «кока » в своем названии. Кстати, догадайтесь сами, почему второй типаж Деда мороза весь в сине-голубых тонах:))

Не сочтите рождественской колядкой, ведь в составе напитка, запатентовавшего красно-белого деда в чёрных сапогах сто лет назад, содержался кокаин . Да, кокаин и спирт. После введения в Америке сухого закона спиртное пришлось из состава убрать, но кокаин там оставался: хорошо помогал солдатам отвлекаться от ран, полученных в гражданскую войну. Поэтому Кока-Кола и стала национальным напитком свободной страны, эксплуатировавшей негров.

В начале ХХ века от кокаина тоже пришлось отказаться, и он остался только в названии. Короче говоря, когда состав был уже не такой притягательный, компании понадобилась реклама. Так и появился почти святой Клаус. Не верите – послушайте сами: любимый напиток еще и нацистов финансировал, причём последние искренне считали его национальным напитком третьего рейха: с маркетингом у них всё в порядке было…

Йоулупукки: за козла ответишь

Зимние деды есть во многих странах. Всегда отчего-то вызывает улыбку финский Йоулупукки - рождественский козел. Он так и ходил по домам: в тулупе мехом наружу и с козлиными рогами на голове. Дети его боялись и не любили, потому что он наказывал непослушных и уносил с собой праздник. Сейчас он почти такой же, как и «святой» Кока-Клаус.

Можно и еще поискать, наверняка подобные деды есть у каждого народа. Но только американским детям на деньги от продаж растворенного в напитках кокаина, придумали почти святого Клауса. А советским детям «вернули» неизвестного доброго волшебника Деда Мороза, выполняющего любые детские капризы, которые только в состоянии оплатить их родители…

Вера без дел мертва

Подумать только, как любители духовного ширпотреба задрапировали лукавую сущность мифического персонажа! На пустом месте создали и культивируют образы, облекая их в надуманный смысл:

«Вера в Деда Мороза развивает искренность, фантазию, правильное восприятие мира. Подготовка к празднику, ожидание волшебства, новогоднее настроение создают в семье приятную и радостную атмосферу. В свою очередь, это благоприятно сказывается на иммунитете и здоровье ребенка. Рассказывайте своим детям про Деда Мороза и сами храните веру в чудеса!» – пишут на сайте, посвященном празднованию нового года.

Иными словами, такая «вера» учит врать и быть толерантными к лжи. Думаю, что сравнивать Рождество с назначенным вместо него гулянием по поводу смены календарной даты будет лишним. Настоящим Божьим промыслом можно, пожалуй, считать лишь то, что 1-го января по новому стилю Церковь празднует память св. мученика Внифантия, имеющего особую благодать избавления от винного запойства. У старообрядцев стало доброй традицией .


Цитато о том, как следует изображаить св.Внифантия на иконе: (В. Д. Фартусов Руководство к писанию икон. М., 2002 (переизд.))

Пусть это выглядит немного надуманно, так как по уставу ночное бдение в этот день не требуется, зато ощущения от такой молитвы в часы массового народного безумства трудно передать словами…

Тем, кто не знаком с Евангельским событием Рожества Христова и его значением для последователей Христа, предлагаем вкратце познакомиться сними .

А тем, кто знаком и празднует «Новый год» по привычке, приводим строки из романа Федора Достоевского «Бесы»:

В одном сатирическом английском романе прошлого столетия некто Гулливер, возвратясь из страны лилипутов, где люди были всего в какие-нибудь два вершка росту, до того приучился считать себя между ними великаном, что, и ходя по улицам Лондона, невольно кричал прохожим экипажам, чтоб они пред ним сворачивали и остерегались, чтобы он как-нибудь их не раздавил, воображая, что он все еще великан, а они маленькие. За это смеялись над ним и бранили его, а грубые кучера даже стегали великана кнутьями; но справедливо ли? Чего не может сделать привычка?

Вот чего не может сделать привычка? Биты же будем кнутьями хотя бы и совести. Знаем же, что не так много пройдет времени, и доверчивое детское сердце станет недоверчивым. Узнав про обман с дедом морозом, оно перестанет верить и в настоящие чудеса… За шелухой иностранных наркоморозов в обществе обесценилась история как таковая. Уже и Библия многим кажется какой-то мифической, будто бы не существовало две тысячи лет назад Христа и апостолов, проповедовавших и учивших нам свету Его откровения…

Возвращайтесь уже из страны лилипутов! Никто уже не принуждает вас заменять истинные праздники псевдотрадиционными гуляниями. Никто не принуждает считать истинную веру верой в вымыслы, а веру в вымыслы – истинной верой! Зачем же продолжать дело воинствующих безбожников, чурающихся не только Бога, но и собственного имени?

Вот как мудро Ф.Е. Мельников в трудные для страны времена:

Все теперешние бедствия нашей родины мало вдумчивые обвинители сваливают на одних только большевиков и даже на одних их вождей: Ленина, Бронштейна, Каменева и проч., точно эти господа - великие чудотворцы, которым стоило только сказать магические слова о земном рае, как вся Россия полетела в пропасть.

Выходит что мы, празднующие и умиляющиеся, обманывающие детей и заменяющие настоящее вымышленным, являемся иллюстрациями к этим строкам. Никто, только мы сами причина наших бедствий.

Итак, стоит ли умалчивать о чуде рождения Христа и заменять это на чудо доставания из мешка праздничного продуктового набора и игрушки ряженым служителем культа? Не лучше ли привести малыша к Богу, а не обрекать его на долгие разочарования в «дедах морозах»? Ведь человек все равно будет искать Истину и Путь. А мы в самом начале пути разворачиваем и направляем его в другую сторону.

Канонический вопрос

Приводим мнения Святых отцев по теме участия в светстких празднествах и увеселениях.

Правило 24-е: “Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И Если кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Если же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен”. http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r24.htm

Правило 51-е: “Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго”.

Зонара: “Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущено и рассеяно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что не по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ея настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев…Запрещает также и пляски на сцене. А сцена есть притворство и лицемерие, а поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило запрещает, как эти представления смехотворцев, так и пляски на сцене, исполняют ли их мужчины, неприлично вертясь и бесчинствуя во время пляски, или женщины, вызывая зрителей к невоздержанию. А не соблюдающих этого правила, но предающихся тому, что сим правилом запрещено, если они клирики, подвергает извержению, а если миряне – отлучению”.

Аристен: “Не быть смехотворцем, и не допускать театров и звериных представлений; ибо мирянин за это отлучается, а клирик извергается.
И от мирян, как христиан, требуется, чтобы они проводили жизнь честно. Поэтому правило тех из них, которые предаются предосудительной игре, или исполняют на сцене пляски, или делаются смехотворцами, или собирают людей на зрелище, или занимаются травлей зверей собаками, – отлучает; а клириков, если они сделают что-нибудь правилом запрещенное, извергает”.


Вальсамон: “В 24-м правиле настоящего собора мы писали не мало о конских ристалищах, травле зверей собаками и прочих зрелищах, равно как и о смехотворцах и пляске на сцене. И прочти это. Но спросит кто-нибудь: почему то правило определяет, что лица посвященные и монахи, присутствующие на конских ристалищах, или на позорных играх должны или перестать, или быть извержены; а настоящее правило говорит безразлично, что все предавшиеся этому, клирики извергаются, а миряне – отлучаются. Решение. Одно сноснее, именно то, когда кто-нибудь иногда бывает на конских ристалищах, или уличен в посещении позорищных (театральных) игр; другое не извинительно, именно предаться этому и иметь это своим постоянным делом. Поэтому однажды сделавшие проступок и сознавшиеся в этом, приглашаются перестать, если не хотят быть извержены. А пребывающие в этом зле клирики извергаются, а миряне – отлучаются. Знай, что хотя мы написали в том правиле, что некоторые говорят о том, что совершаемые в настоящее время конские ристалища не запрещаются, но пляски на сцене и зрелища смехотворцев на сцене всеми без различия признаются заслуживающими наказания, на основании обоих правил…”

Славянская кормчая: “Ни шпильманом быти, ни позорищ глядати, ни лова деяти, отлучаютбося: причетницы же се творящи, измещутся”.

Толкование обою правилу: “И мирстии человецы христиане суще, чисто житие имети истязаемы суть: того ради правило се, аще кто от них играет, или плясания творит, или шпильманит, рекше, глумы деет, и на видение человеки собирает, или ловитвам прилежит, таковые отлучает. Причетницы же аще что отреченных сих сотворят, да извергнутся”.
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r51.htm

Правило 62-е: “Так называемые календы, вота, врумалия, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказаннаго, Если суть клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, Если же миряне, отлучать от общения церковнаго”.

Зонара: “Календы суть первые дни каждого месяца, в которые у еллинов обыкновенно совершались некоторые обряды. А Воты и Врумалии были еллинские праздники. Ибо Врумий было прозвание Диониса. Все это и другое подобное отцы запрещают верным. Запрещают также и всенародные женские плясания, как возбуждающие зрителей к невоздержанию, и все что у еллинов делалось во имя лжеименных богов их мужчинами и женщинами. Повелевают, чтобы мужчины не употребляли женских одежд, или женщины мужских, как делали на праздниках Диониса; не надевали личин комических, трагических, или сатирических…”

Славянская кормчая: “Еллинских обычаев удалятися, личин на ся не налагати, и плясания не творити”.
http://www.agioskanon.ru/vsobor/006_r62.htm

Крафагенский собор:

Правило 18-е: “Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления”.

Правило 55-е: “Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения”.
Как видим, в этом правиле как актёры (позорищные), так и зрители (глумящиеся на зрелищах) приравниваются к отступникам от веры.

Правило 72-е: “Подобает просить также и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни христианской веры, тем более что в продолжение восьми дней святой Пасхи народ более собирается на конеристалище, нежели в церковь. Должно переменить определенные для игр дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не должно принуждать к сим зрелищам”.

Правило 74-е: “Подобает просить еще и о сем: если кто восхочет от некоего игралищного упражнения приступить к благодати христианства и пребывать свободным от оных нечистот, то да не будет позволено никому склонять или принуждать такого вновь к тем же занятиям”.

“Речь идет об актерах, которые еще не были христианами, но выразили желание креститься. От них требуется отказ от своей профессии, и гражданскую власть просят ограждать их от всякого принуждения, ибо в то время записавшийся в число актеров обязан был продолжать свою деятельность на сцене под угрозой наказания. Отцы Собора просят Императоров освободить их от такой ответственности”. (Подборка правил предоставлена Георгием Маулем).

Материал статьи подготовлен Игорем Степовым для сайта сайт

Материал по теме:


Расширенный видеоматериал с конференции РГБ о выявленных подменах и осознанной манипуляции русской историей за последние два-три века.

О рыбном дне, застое и большой политике

Удивительное расследование сайт о популярном советском мифе 1980-х – создании антиправославной диетической традиции “рыбного дня” в четверг в противовес древней Православной традиции держать пост по средам и пятницам.

От серости и однообразия нашей жизни так хочется праздников… Любых! Ну хоть каких-нибудь! Был бы только повод потусоваться и оттопыриться, говоря на современном молодежном жаргоне. А потому мы всеядны - мы празднуем всё и вся: и день всех влюбленных (мыслимо ли день смерти святого мученика Валентина превращать в шутки-прибаутки, поцелуйчики, танцы-обжиманцы и т.п.?), и откровенно сатанинский Хэллоуин (с принесением жертв, даже и человеческих!), и день святого Патрика (ирландца, о котором вообще ничего не знаем) с неизменным парадом в центре столицы нашей необъятной Родины… Слава Богу, хоть гей-параду дали «отлуп» (пока?!) В этом смысле мы практически шагаем в ногу с Европой (голубая мечта многих и многих наших бывших и нынешних соотечественников), не задумываясь о том, а куда нас, таких оболваненных, собственно, ведут и могут завести тамошние «дяди и тети»?

В последние годы лидерами по бесшабашно-разгульному веселью стали месяцы декабрь и январь: страна погружается в праздничное похмелье аж на целых три недели - с католического Рождества до нашего «старого Нового года». Это уже стало практически нормой. Как стал обыденным, непременным и почти своим полугном-полудед, который если еще не вытеснил нашего Деда Мороза окончательно, то уже вовсю хозяйничает с ним наравне: хитровато улыбается с витрин магазинов и кафе, приглашает посетить новогодние и рождественские представления и молодежные вечеринки, обещает дешевые покупки на всевозможных распродажах…

Так кто же он такой, этот вездесущий и порядком поднадоевший старикашка, которого непонятно с чьей легкой руки стали называть «Санта Клаусом»? Почему мы празднуем Новый год в последнюю неделю Рождественского поста? Кто придумал нашего Деда Мороза? Когда и кто начал первым праздновать Новый год? Отчего мы отстаем еще и по времени от «Америк и Европ»? Кто привез первую ёлку в Россию? Кто…

Стоп! Давайте обо всем по порядку.

Календарная путаница. Кто тому виной?

По мнению ученых, новый год человечество стало отмечать еще на заре цивилизации - пять тысяч лет назад. Этот обычай зародился в древней Месопотамии: каждую весну улицы городов наполнялись шумными шествиями, карнавалами и маскарадами в честь верховного бога Мардука. У вавилонян эту праздничную традицию переняли греки, затем она перешла к римлянам. В 46 году до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь преобразовал календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским. Кстати, календарь (латинское calendarium) - в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца - календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты. Год по юлианскому календарю состоит из 365,25 суток. Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» — 747 год до Р. Х.

В 325 году на I Вселенском (Никейском) соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью. В VI веке римским монахом Дионисием Малым впервые было предложено так называемое «Христово летоисчисление» (точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово), которое до сего времени применяется в большинстве стран мира.

Так человечество жило не тужило свыше тысячи шестисот лет (!), пока в 1582 году папа Римский Григорий XIII не решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый, «григорианский», по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.

Вспомним, что год - это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Почему приблизительно? Оказывается ученые определяют этот период по-разному. Самыми точными являются «звездный» и «тропический» годы. Звездный год определяют по видимому годичному обороту Солнца по небесной сфере относительно звезд, его продолжительность составляет 365,2564 суток. Тропический - по времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, его продолжительность - 365,2422 суток. Изменения в годовой продолжительности за 100 лет в сутках по обоим календарям составляют +0,11x10 -6 и -6,16x10 -6 . Невооруженным глазом видно, что звездный год существенно точнее тропического.

Если сравнить юлианский и григорианский календари со звездным, окажется, что от последнего они отличаются на 0,00175 и 0,0038 процента соответственно. Таким образом, по строгим математическим расчетам получается, что как ни крути, а юлианский календарь все же более точный! Кстати сказать, до сего времени для ряда расчетов астрономы применяют старый стиль, а в любом астрономическом ежегоднике мира счет дней приводится по «юлианским» дням - JD. Также юлианским календарем пользуется и историки, когда имеют дело с большими промежутками времени.

В России-матушке с принятием христианства в X веке был введен в обиход юлианский календарь, однако летоисчисление велось от сотворения мира. До тех пор, пока на ее исторической арене не появился царь-реформатор Петр I. Одним росчерком его пера 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом по Рождеству Христову. И если в X-XV веках началом года на Руси считалось 1 марта, а с 1492 года, при великом князе Иоанне III, - 1 сентября, то теперь, насмотревшись в Европах на тамошние новогодние забавы, 15 декабря 1699 года Петр I издал указ.

«Поелику в России считают Новый год по разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря по примеру всех христианских народов. По большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным (бедным) хотя по ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к первому числу генваря сего года, а стоять тому украшению по седьмое число. А в знак того доброго починания поздравлять друг друга с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет. В честь Нового года детей забавлять, на санях катать с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает». Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре 1-го числа января месяца.

Шло время, и в веке XIX все чаще народ русский, а вернее, наиболее «прогрессивная» часть интеллигенции (так называемые западники) стала примериваться к западному образу жизни. Рано или поздно, дошло дело и до нового стиля, что встретило в 90-х годах позапрошлого века сопротивление большинства членов Русского астрономического общества. «Какая в этом необходимость?» - вопрошало ученое сообщество. «Чтобы от Европы не отставать!» - таков был «железный» аргумент меньшинства, остававшегося таковым до 1918 года.

Ну а когда в революционные годы «весь мир до основанья» был разрушен, большевики не замедлили быстро направить нашу жизнь в западное русло, добавив декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в календарь уже 13 дней. «Всего-то!» - скажите вы. Но эти «лишние» деньки привели к такой путанице…

Если раньше, по старому стилю (кстати, Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день), все шло своим чередом, логично и завершенно, - Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, - то теперь главным и первым в нашей до недавнего времени атеистической стране стал в общем-то обычный день календаря (весьма условный, заметьте!), а праздник Рождества - как бы второстепенным (не прошли даром 80 лет советского «плена»). Хотя эти праздники просто несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года.

Как считает настоятель храма равноапостольных Владимира и Ольги подмосковного города Обнинска отец Олег, «большевики выискали отличный способ поглумиться над Православной Церковью, запутать ее и опозорить - привели нашу мирскую жизнь к западному стандарту. В результате посреди Рождественского поста появился нелепый пьяный праздник, в который люди недостойно веселятся и наедаются скоромного.

Часто спрашивают: “Почему наша Церковь не хочет переходить на новый календарь? Ведь для большинства верующих празднование светского Нового года - огромное искушение, с которым мало кто может справиться”. Но если мы сдвинем даты, произойдет слом всей церковной жизни! Так уже случилось у католиков - негативные последствия налицо. Задача Церкви - не идти за людьми, а вести их за собой!

Да и потом есть такие знаки свыше, не придавать значения которым может разве что безумец. Я говорю о схождении Благодатного огня. Это удивительнейшее явление случается только в Великую субботу - по нашему старому, юлианскому, календарю!

Это чудо, свидетельствующее о том, что Бог рядом с нами, происходит в Иерусалиме, в храме Гроба Господня. Этот храм выстроен вокруг той пещеры, в которой лежало тело Иисуса Христа после распятия. Каждый год в этот день патриарх Иерусалимский заходит в эту пещеру с пучком незажженных свечей, а выходит с горящими. Священный огонь сходит с неба и возжигает их! Огонь этот имеет какую-то особую, неизвестную нам природу - в первые минуты не жжет, а потому присутствующие в храме люди стараются как бы “омыться” им. Повторюсь, это чудо случается только раз в году - в православную Великую субботу! И это признают и католики, и мусульмане, и все-все-все другие конфессии.

Так что можно со всей определенностью сказать, что мы, православные люди, живем по единому календарю с небесами. И если мы оторвемся от наших дат - разорвется сакральная связь земного и небесного.

Вот и подумайте после всего этого, надо ли нам “догонять” западный мир? Нужно всегда иметь терпение оставаться самими собой и не стесняться этого».

К сказанному остается добавить лишь одно: действительно, 25 декабря в городе Вифлееме родился долгожданный Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. И этот величайший и знаменательнейший день в судьбе всего человечества христиане отмечают вот уже две с небольшим тысячи лет. По разным календарям : Православная Церковь - 25 декабря по юлианскому, католический мир по григорианскому - 25 декабря.

И наконец, многие православные люди до сих пор считают, что настоящий Новый год приходит, как ему и положено, в ночь с 31 декабря на 1 января, но по юлианскому календарю , то есть с 13 на 14 января по новому стилю. Это наш добрый знакомец - «старый Новый год».

«В лесу родилась ёлочка…»

Без чего новогодний праздник - не праздник? Конечно же, без разукрашенной ёлки. Интересно, что этот обычай придумали вовсе не наши далекие пращуры, как думают многие, хотя ёлок у нас - пруд пруди. Те же ученые говорят о том, что обычаю украшать вечнозеленое деревце уже более двух тысяч лет. Своими корнями, так сказать, он уходит в языческую мифологию и культуру кельтов, японцев, тибетцев… К примеру, кельты считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов; она олицетворяла бессмертие и вечную молодость, смелость и верность из-за своей вечнозелености. Аналогичные по смыслу верования были и у восточных народов.

Первые наряженные ёлки появились в XVI веке на территории современной Франции. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот приятный обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

У нас первая ёлка появилась благодаря Петру I, любителю голландских и немецких нововведений. Однако, после его смерти этот указ, впрочем, как и многие другие, был позабыт. Теперь в канун Нового года украшали крыши лишь… питейных заведений. И скоро в народе кабаки стали называть «ёлками», а пьяниц - «ёлкиными». «Ёлочная тема» нашла отражение и в жаргоне пьянчуг: так, словосочетание «ёлку поднять» означало пьянствовать, «идти под ёлку» - идти в кабак и т.п.

Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в России только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной - в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным традициям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей - сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице с "Вифлеемской звездой" на верхушке зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно. Уточню: на Рождество Христово , ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников. Собственно, как оно и должно быть.

В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года, когда вследствие борьбы с «опиумом для народа» стали уничтожаться любые традиции, сохранявшие хоть какую-то связь с царским режимом. Как символ Рождества, ёлку даже запретили на целых 17 (!) лет. Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник - естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года… С 1949 года этот день сделали нерабочим.

Дед Мороз - Святой Николай - Санта Клаус

Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз. Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы).

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад. Образ Деда Мороза складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, рукавицы и мешок с подарками.

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус. А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково - Святой Николай.

Кто же был этот самый святой Николай, которого почитают во всем мире, хотя и в абсолютно придуманном образе? Ответ на этот вопрос дает его жизнеописание или, говоря церковным языком, его житие.

Будущий святой родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, на южном берегу Малой Азии (сейчас это территория Турции). Его родители были знатны и богаты, но до глубокой старости не имели детей. По их горячим молитвам Господь даровал-таки им сына, которого они назвали Николай, что значит «побеждающий народ».

С юных лет почти все свое время мальчик проводил в церкви, в более зрелом возрасте принял сан священника. Когда его родители умерли, оставив Николаю богатое наследство, для него не было никакого сомнения в том, что оно должно быть употреблено для помощи нуждающимся. Такой случай вскоре представился.

Неподалеку проживал некогда знатный и богатый человек, впавший теперь в крайнюю нужду. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он решился на крайнюю меру: поступиться честью своих трех красавиц-дочерей. Узнав об этом, святой Николай решил им помочь. Трижды по ночам он подкрадывался к их убогому жилищу и бросал в окно по мешочку с золотом. Вскоре все сестры удачно вышли замуж, торговые дела купца пошли на лад, и он в свою очередь стал тоже помогать людям.

Когда Николая возвели в сан епископа города Миры, он остался таким же добрым, отзывчивым и заботливым. Двери его дома не закрывались - он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых…

Святой Николай скончался в 342 году, но его кончина не прекратила благодеяний: бесчисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают совершаться для всех, кто призывает его святое имя.

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме - с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру.

Но вот незадача: когда через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями - волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, - без подарков опять обойтись было невозможно.

А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки (вспомните эпизод из его жизни с мешочками золота) и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус, в Польше с XIII века уже от его имени в школах раздавали стипендии.

Дальше - больше: со временем этот Санта Клаус просто «подмял» под себя и Деда Мороза (Новый год ведь второстепенный праздник), хотя и сохранил некоторые детали его внешнего вида. Сегодняшний Санта Клаус - совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног… Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал (ни много ни мало) символом Рождества! Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он - в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

Еще через 50 лет, в 1931 году, по заказу кампании «Кока-кола» (нужна была неизбитая торговая марка нового газированного напитка) художник Хеддон Сандблом в рамках рекламной акции «Санта Клаус тоже пьет кока-колу!» немного «модернизировал» знакомый всем образ. Он придумал некий гибрид гнома с Дедом Морозом - в красном колпаке с белой опушкой и красных же коротком кафтане и штанах с бутылкой кока-колы, естественно. Придумка оказалась весьма удачной - с того времени этот полугном-полудед является еще и «лицом» этой кампании, обороты которой от этого только «набирают ход».

Бог с ними - с «Кока-колой» и ее капиталами… Удивляет другое: почему «ее лицо» все еще носит имя святого Николая и является рождественским символом? Не кощунственно ли это?

Правда, в последних числах уходящего 2006 года СМИ (в частности, газета «Труд» от 26 декабря) преподнесли читателям своеобразный предрождественский подарок, сообщив о том, что отныне в Германии и Австрии запрещено использовать Санта-Клаусский бренд в рождественской символике — «по христианской традиции подарки под Рождество раздаёт Святой Николай, а вовсе не англоговорящий дед в красных одеждах». Хорошо бы, чтобы только этими двумя странами это запоздалое начинание не ограничилось!