Проверочная работа по обществознанию за первую четверть, (10 класс базовый уровень). Истина, ее виды и критерии

Понятие истины является ведущей в философии названия. Все проблемы философии теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». Проблема истины, как и проблема смены теории, не такая уже тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом можно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: «Все тела состоят из атомов. Атомы неделимы» является ли с позиции науки нашего времени истиной или заблуждением? Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом?

Ян: Основная идея заключается в том, что вердикт должен быть выигран в результате основного слушания. Таким образом, существует разделение труда между судом первой инстанции, в данном случае окружным судом Дессау и Федеральным судом, таким образом, что истинная задача судьи-испытателя адекватно признавать данные, которые он собирает, то есть обоснованную убежденность в ходе Делать события. Апелляционные суды должны в полной мере избегать этих доказательств.

На практике это происходит в подавляющем большинстве случаев. Апелляционные суды вновь и вновь подчеркивают, что их единственная ответственность заключается в том, чтобы пересмотреть процесс оценки самих доказательств или представления доказательств и доказательств, полученных судом первой инстанции за ошибки закона.

Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность, на практике оказаться ложной? В этом случае мы придем к признанию того, что сегодняшняя теория (теории) - социологические, биологические, физические, философские - только «сегодня» истинные, а через 100-300 лет будут уже заблуждениями? Альтернативное утверждение, что концепция Демокрита есть заблуждение - тоже приходиться отбросить. Итак, атомистическая концепция античного мира, атомистическая концепция XVII-XVIII вв. не истина и не заблуждение.

Нет списка дел для получения доказательств

Это основа для вины или оправдания. Другая часть - вопрос о том, как он передает эту субъективную убежденность остальным сторонам и, конечно же, в апелляционный суд в соответствии с правилами правового искусства. Существуют требования относительно того, какие минимальные требования должны выполнять суждения, чтобы передать субъективную убежденность. Ян: Это исторически сложилось, что ни для проведения судебного разбирательства, ни для минимального содержания суждения не является абсолютно обязательным списком дел.

1.1 Истина и круг ее проблем

Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. -- “нескрытность”) -- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не “голый результат”); единство абсолютного, устойчивого (т.е. “вечные истины”) и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного (“истина всегда конкретна”). Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Критерии истины подразделяются на эмпирические (опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.)”. Но это определение достаточно неполно, и его следует раскрыть более подробно. Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины.

Суждение должно быть понятным, логичным и полным только по существу и не должно содержать противоречий. Только тогда, когда минимальные стандарты логики, такие как соблюдение законов мысли или общепринятых эмпирических принципов, игнорируются, а содержание решения больше не может быть передано, в случае прецедента закона о пересмотре.

«Уголовно-процессуальный кодекс доверяет судье суда»

Например, принцип непосредственности, согласно которому, например, доказательство персонала, то есть слушание свидетеля, имеет приоритет над доказательством документальных доказательств. Ян: Существует убедительный каталог доказательств того, что судья правосудия должен использовать, чтобы убедить себя. Однако это не рейтинг в том смысле, что, например, показания свидетеля всегда должны быть более надежными и, следовательно, более достоверными, чем то, что ответчик говорит на посту.

Истины бывают эмпирические и теоретические . Эм-пирия -- это опыт. Из опытов мы выносим представле-ние о каких-либо част-ных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не пре-тендуют на статус закона и могут быть легко опроверг-нуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.

Это также является следствием исторически сложившегося решения Уголовно-процессуального кодекса Германии о существовании твердых правил доказывания. В средние века существовали такие правила, например: «через два свидетеля рот всегда известен истине».

Уголовно-процессуальный кодекс сознательно отказался от этих правил доказывания, поскольку он доверяет судье суда и в то же время доверяет ему, что он сам, посредством своего обучения, опыта и чувства уместности в конкретном случае, надлежащим образом признает доказательства. Это предположение, которое может быть опровергнуто в отдельном случае, однако, как снова показывает случай с Ори Джаллоу.


1.2 Развитие направлений, изучающих истину

Человек не может жить и развиваться, не постигая истин, не сравнивания своих субъективных образов с тем, что происходит вокруг. Поэтому вопрос об истине возник в самые древние вре-мена. Вместе с вопросом возникали и различные отве-ты, в которых и сама истина, и условия ее открытия, и ее положение в бытии понимались совершенно по-раз-ному.

Пределы: нарушение законов мысли и чистого произвола

Где эта убежденность находит свои пределы, поэтому в какой момент вступит в суд по рассмотрению? Ян: Это лучше всего объяснить двумя примерами повседневной жизни судов по пересмотру. Суд первой инстанции основывал свой обвинительный приговор на следующих доказательствах: «Не может быть разумных сомнений в отношении виновников обвиняемого».

Согласно приговору суда, показания свидетеля заслуживают доверия, и это впечатление было сделано во время допроса на апелляционном слушании и вряд ли может быть указано в письменной форме, а впечатление и убеждение суда являются авторитетными. Понятно, что такое решение также должно быть отменено. Апелляционный суд не может рационально понять такое плохое представительство, согласно какому критерию содержания судьи субъективно пришли к убеждению, что утверждения стресс-тестера заслуживают доверия.

Во-первых, во все периоды истории, начиная с глу-бокой древности, существовало направление скептициз-ма (или иначе, релятивизм ). Скептики считают, что поиск единой для всех исти-ны -- дело безрезультатное и неблагодарное. Практи-чески по любому вопросу, будь то природа или мораль, можно сформулировать два прямо противоположных мнения, и оба они будут равно обоснованы. Это ярко видно на философских утверждениях о мире в целом. Положения «мир конечен» -- «мир бесконечен», «Бог есть» -- «Бога нет», «свобода существует» -- «свободы нет и все необходимо» -- собирают равносильную аргу-ментацию и для утверждения, и для отрицания. Поэто-му, полагают скептики, нечего биться в противоречии, и лучше всего воздерживаться от суждений об истине. Тот, кто считает, что владеет истиной, боится лишиться ее. Тот, кто не нашел истины, страдает от того, что не обладает ею. Только мудрец не мечется в бесплод-ных поисках, он невозмутим и с ироничной улыбкой на-блюдает за людьми, вообразившими, будто знают суть вещей.

«Решение Федерального суда было возможным, но не обязательным»

Такой произвольный рейтинг не выдерживает. Являются ли причины для этого решения понятными для вас? В любом случае Федеральный суд не оспаривал доказательства, полученные Региональным судом, в пунктах, которые так же очевидны, как и в моих вышеупомянутых примерах.

Скорее всего, это были детали дела, и в частности вопрос, при каких условиях был создан пенный матрас, на котором располагался связанный Оури Яллоу, можно было нагревать сам с помощью зажигалки и того, что должны были слышать должностные лица. Для меня одного, основываясь на чтении решения Федерального Верховного Суда, остается ощущение, что Верховный суд сделал возможным, но не обязательно обязательным.

Второе крупное направление в понимании истины связано с учениями, которые обычно называют объек-тивным идеализмом . Его суть выражена в концепции древнегреческого философа Платона. Платон считал, что существует мир объективных идей (эйдосов), а наша повседневная жизнь -- лишь его тень, неполное отобра-жение. Идеи Красоты, Справедливости, Любви и т. д. составляют истинное бытие. Они есть истина, ядро, об-разец для всего остального.

«Нет доказательств того, что полицейский всегда говорит правду»

Это представляется как случай, который можно было бы решить в обоих направлениях, так сказать, стоял на переднем крае. Однако, чтобы иметь возможность судить об этом окончательно, необходимо более подробно проанализировать решение районного суда. Во всяком случае, решение Федерального Верховного Суда содержит позиции, которые меня не так сильно убеждают. Потому что обзор судебного опыта жизни не обязательно соответствует тому, что думают другие. Есть ли свидетели, которые заслуживают доверия или менее достоверны сами по себе?

Еще одно направление в понимании истины -- это так называемый субъективный идеализм . Особенно ярко он проявился в работах английского епископа XVIII ве-ка Джорджа Беркли. Беркли полагал, что единствен-ная истина, которую мы можем знать с достоверностью, это истина наших ощущений. Все остальное -- это ум-ственные построения. По Д. Беркли мир -- это мое ощущение, и никаких общих понятий, претендующих на общую истину, быть не должно. Все единично. Воззрения Берлди, приводящие к мнению, что «весь мир -- создание моих чувств», были настолько абсурдны, что в конце жизни он сам отошел от них. Но в начале XX века они возродились снова в рамках современного позитивизма, фи-лософии науки.

С другой стороны, существует ли принцип, что, например, показания полицейского, в конце концов государственного служащего, имеют более высокую доказательную ценность? Ян: Пассажирская юрисдикция была отклонена судами по рассмотрению гражданских дел, в конечном счете с легким ужасом. Точно так же ему придется иметь дело с уголовно-процессуальным правилом доказывания, которое пойдет к полицейскому, всегда говорящему правду.

Это также подтверждается данными из практики. В случае основных разбирательств в отношении сотрудников полиции нельзя сказать, что уровень оправданий выше, чем в других созвездиях, где ни один чиновник не участвует в сопоставимых преступлениях. Другой вопрос, конечно, заключается в том, не попадают ли в обвинительные заключения не только «очень четкие» случаи.

Наконец, огромную эвристическую (способствующую познанию) ценность составляют представления немецкого философа XVII века Иммануила Канта. Кант развивал идею активности сознания и познания . Он считал нашу познавательную способность сложным инструментом, с помощью которой образ мира последовательно конструируется нами самими. Но материал, из которого познавательная спо-собность создает этот образ, берется из внеш-него мира -- мира «самого по себе». Образы мира, су-ществующие в нашей голове, не отражают, по Канту внечеловеческих реалий, и мы не знаем и никогда не узнаем, как выглядит действительность вне человечес-кого взгляда, но все-таки познание было бы невозмож-но без опоры на объективность. Материал, из которого сознание лепит свою картину, не зависит от самого сознания. Таким образом, истина оказывается субъек-тивно-объективной, включающей и моменты, идущие от самого мира, и формы человеческого восприятия.

Однако вы должны видеть одно: полицейские часто обращаются в суд. Поэтому они действуют, если не обязательно, более профессионально в суде, чем другие свидетели. Часто отмечается, что с самого начала допроса они, похоже, прилагают усилия, чтобы выразить, что они привыкли свидетельствовать в суде.

«Кто не критикует информацию, которую предоставляет полиция, является плохим судьей»

Они привыкли сообщать согласованно в своей роли свидетеля, затем профессионально отвечать на вопросы и, в целом, отделять существенное от несущественного. Таким образом, они могут, так сказать, подкожно влиять на принятие судебных решений, поскольку то, что говорят полиция, может быть включено в судебный убедительный процесс и, таким образом, в вердикт относительно броским образом. Поэтому все судьи обязаны осознавать любые позитивные предвзятости информации, предоставляемой сотрудниками полиции.

На этом положении, восходящем к Канту, сходятся сегодня самые разнообразные философские школы. Зна-ние -- это наша модель мира. Субъективное и объек-тивное создают здесь своеобразное единство. Объективным зна-нием, истиной называют поэтому хорошо проверенные опытом теоретические представления, разделяемые аб-солютным большинством ученых-специалистов. Значит, «истинное знание» -- это такая логическая модель, ко-торая считается наиболее удачным на данный момент выражением объективного положения вещей, настоль-ко, насколько это вообще возможно в рамках челове-ческого познания.

На этом фоне, то есть относительно гладкости заявлений полицейских, они должны критически оценивать то, что сказано, чтобы компенсировать профессионально обусловленное «стартовое преимущество» полиции и, наконец, иметь возможность достичь справедливого вердикта.

Кто только тренировал это, иногда старался соблюдать поведение заявления, вознагражденного полицией, является плохим судьей. Тогда следует надеяться, что суд по рассмотрению вступит в силу, потому что это может, поскольку он даже не поднимает доказательств, не убаюкивается гладким заявлением.

1.3 Концепции истины

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.

Согласно концепции соответствия , истина есть форма со-отношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто про-стая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту не-достаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические кон-струкции, приходится учитывать последовательность, связ-ность, системность рассуждений и высказываний. В этой свя-зи говорят о когерентной концепции истины . Под когерентно-стью понимается взаимосоответствие высказываний. Значи-тельный вклад в развитие когерентной концепции истины вне-сли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции истины не отменя-ет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании ис-тины ставится иначе.

«Идея восстановления правды в уголовном процессе - это басня»

По завершении своих замечаний федеральные судьи, в частности, призвали Ландгерихт-Магдебург, который теперь призван обжаловать, рассмотреть заявления, сделанные обвинителем, которые вначале приложили больше внимания к обвиняемому должностному лицу и в последующем главном слушании своих заявлений о ходе пожара и поведении ее Но коллеги релятивизировали. Возможно, в кругу коллег оказывалось давление, говорит Сенат, возможно, со временем, склонность к самоопределению.

Вы сами являетесь судьями: насколько близко может произойти последующая реконструкция хода событий истины? Ян: Из моего судебного опыта идея восстановления правды в преступном процессе через напряженный поиск - это басня. Фактически, истина делится со всеми участниками процесса в соответствии с правилами Уголовно-процессуального кодекса.

Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины , которая берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концеп-ции истины внесли сторонники марксизма и американского праг-матизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; фагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.

Нахождение правды спустя много лет - обречено на провал

Реально, целью может быть только то, что оптимальное участие каждого в этом процессе позволяет различным позициям эффективно протекать, чтобы получить результат, приемлемый для объективного наблюдателя или читателя. Слово «поиск» истины наивно. В Уголовно-процессуальном кодексе есть много правил, которые даже прямо запрещают этот обыск, например. Поэтому следует отказаться от старой идеи о том, что уголовный процесс верно отражает реальность. Скорее, мы должны относиться скромнее: в конце криминального процесса есть самая правдоподобная версия истины, но не единственная истина.

Представляется весьма ценной мысль американского философа Н.Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Все попытки исключить из философии проблематику одной из концепций истины оканчиваются неудачами.

1.4. Критерии истины

Исследования, многократно предпринимаемые учеными и методологами на современном этапе развития научной рациональности, приводят к утверждению о невозможности исчерпывающего реестра критериев истинности. Это справедливо в связи с постоянно прогрессирующим развитием науки, ее трансформацией, вступлением в новую, постнеклассическую стадию, во многом отличную от предшествующих классической и неклассической. Чтобы заполнить нишу критериев, указывают на такие новомодные понятия, как прогрессизм или нетривиальность, достоверность, критицизм, оправданность. Выделяемые прежде критерии, среди которых на первых местах оказываются предметно-практическая деятельность , объективность, а на вторых -- логическая непротиворечивость , а также простота и эстетическая организованность , также корреспондируются в список критериев истинного знания.

Это не может стать конституционным уголовным процессом. Ян: Можно было бы критиковать решение окружного суда, которое в настоящее время обжаловано в конце разбирательства, только с максимально возможным пониманием этих ограниченных возможностей информации. Память свидетелей и экспертов показывает, что доказательства, возможно, пострадали со временем.

Федеральный конституционный суд только что объявил, что его партия не будет запрещена. Окруженный фотографами и журналистами, он «очень доволен», во внутреннем круге хотел отпраздновать вердикт сейчас «должным образом». Также Малу Дрейер, премьер-министр Рейнланд-Пфальц и президент Бундесрата, улыбается камерам. Она была рада, что Федеральный совет сделал запрос о запрете, поскольку теперь существуют четкие критерии запрета сторон.

Проблема критерия истины всегда была центральной в теории познания, т.к. выявление такого критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Субъективистски настроенные философы не в состоянии правильно решить вопрос о критерии истины. Одни из них утверждают, что критерием истины является выгода, полезность и удобство (прагматизм), другие полагаются на общепризнанность (концепция “социально-организованного опыта”), третьи ограничиваются формально-логическим критерием истинности, согласую новые знания со старыми, приводя их в соответствие с прежними представлениями (теория когеренции), четвертые вообще считают истинность знаний делом условного соглашения (конвенционализм). В любом из этих случаев критерий истины (если он признается) не выводится за пределы разума, так что знание замыкается в самом себе. Не выходит за пределы сознания критерий истины и в случае, когда он ограничивается в качестве одностороннего воздействия объекта на органы чувств субъекта. Однако, во-первых, все большее количество получаемых опосредованно научных понятий и положений не обладают и в силу этого не могут быть подвергнуты проверке с помощью чувственного опыта. Во-вторых, чувственный опыт индивидуального субъекта недостаточен; обращение же к чувственному опыту массы людей означает не что иное, как все ту же пресловутую общепризнанность, мнение большинства. Неправомерно утверждение и тех, кто мерилом истинности считал точность и строгость, ясность и очевидность. История не пощадила и эти взгляды: весь XX в. проходит под знаком определенной девальвации математической точности и формально-логической строгости в связи с обнаружением парадоксов теории множеств и логики, так что точность так называемых “описательных”, обычных наук оказалась в некотором смысле более “прочной”, чем точность самых “точных” наук -- математики и формальной логики.

Решение Второго Сената было единодушным. И в течение полутора часов слушатель чувствует, что Бундесрат на самом деле является победителем здесь. В подавляющем большинстве случаев конституционные судьи согласны с его аргументами, даже принимая формулировки из мотивов. Поэтому их действия следует рассматривать как подготовку к «желательному устранению» свободного демократического базового порядка.

Поздравляем с юридическим спором

В заключительные протоколы судебного решения, причина на первом месте, почему Второй Сенат не запретил партии в любом случае. Но поздравления по судебному разбирательству слышались по-разному: у него нет партии «конкретных доказательств веса», которые делают возможным, чтобы их действия привели к успеху, - говорится в решении. Парламентское большинство для обеспечения политической концепции в настоящее время не достижимо, результаты выборов застопорились на очень низком уровне.

Итак, ни эмпирические наблюдения, которым не свойственна так необходимая критерию истинности всеобщность, ни рационалистическая в своей основе ставка на ясность аксиом, исходных принципов и строгость логических доказательств не в состоянии дать надежный, объективный критерий истины. Таким критерием может быть только материальная деятельность, т.е. практика, понимаемая как общественно-исторический процесс. Выступающая в качестве критерия истины практика обладает всеми необходимыми для этого свойствами: обращенной к объекту и выходящей за пределы сферы знаний деятельностью; всеобщностью, поскольку, практика не ограничена деятельностью индивидуального субъекта познания; необходимой чувственной конкретностью. Короче говоря, практика предполагает переход от мысли к действию, к материальной действительности. При этом успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, а неудача -- о недостоверности исходных знаний. Чувственная конкретность практики не означает, что она должна подтверждать истинность каждого понятия, каждого акта познания. Практическое подтверждение получают лишь отдельные звенья рассуждений того или иного познавательного цикла; большинство же актов познания осуществляется путем вывода одного знания из другого, предшествующего; процесс доказательства происходит часто логическим путем. Логический критерий всегда сопутствует критерию практики как необходимое условие реализации последнего. И все же логическое доказательство выступает лишь вспомогательным критерием истины, в итоге само имея практическое происхождение. Велик удельный вес формально-логического критерия истины (вернее, точности и непротиворечивости) в сфере математического знания. Но и здесь только в области фундаментальной, “чистой” математики он выступает непосредственным критерием истинности математических построений. Что же касается прикладной математики, то здесь практика является единственным критерием истинности математических моделей, их эффективности.

Относительность практики как критерия истины заключается в том, что, будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть все наша знания. Практика способна осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития.

“Неопределенность”, относительность практики как критерия истины находится в единстве с ее противоположностью -- определенностью, абсолютностью (в итоге, в принципе, в тенденции). Таким образом, относительность практики как критерия истины соответствует относительной истине, характеру знаний, которыми человечество располагает на данном этапе своего исторического развития.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения об истине?

А. Ис­тин­ные знания от­ра­жа­ют субъективное от­но­ше­ние к миру.

Б. Ис­тин­ные знания все­гда соответствуют пред­став­ле­ни­ям большинства людей.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Суждение А неверно , т. к. ис­тин­ное знание от­ра­жа­ет объективное от­но­ше­ние к миру.

Суждение Б неверно , т. к. ис­тин­ные не все­гда сосуществуют пред­став­ле­ни­ям большинства людей. Например, мно­гие мифологические, жи­тей­ские представления, ши­ро­ко распространенные ис­тин­ны­ми не являются.

Правильный ответ ука­зан под номером: 4

Ответ: 4

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4.

А.

Б.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Ответ: 3.

Ответ: 3

А. От­но­си­тель­ная ис­ти­на может из­ме­нить­ся с те­че­ни­ем времени.

Б. Ис­ти­на со­дер­жит до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию об объекте.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Относительная ис­ти­на - это неполное, но в не­ко­то­рых от­но­ше­ни­ях вер­ное зна­ние о том же самом объекте. ИСТИНА, со­от­вет­ствие зна­ния действительности; объ­ек­тив­ное со­дер­жа­ние эм­пи­ри­че­ско­го опыта и тео­ре­ти­че­ско­го познания.Соответственно. оба суж­де­ния верны.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по обществознанию 30.04.2015 Ва­ри­ант ОБ11001.

А.

Б.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Признаки истины:

2. конкретность

3. это процесс

5. па­ра­док­саль­ность идеи;

6. практика.

Ответ: 2.

Ответ: 2

А. Ис­ти­на все­гда со­от­вет­ству­ет ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъекта.

Б. Со­от­вет­ствие за­ко­нам ло­ги­ки яв­ля­ет­ся одним из кри­те­ри­ев истины.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Истина - зна­ние со­от­вет­ству­ю­щее сво­е­му предмету, сов­па­да­ю­щее с ним.

Признаки истины:

1. объективность - не­за­ви­си­мость от со­зна­ния человека

2. конкретность

3. это процесс

Критерии ис­ти­ны - то, что удо­сто­ве­ря­ет ис­ти­ну и поз­во­ля­ет от­ли­чить ее от заблуждения.

1. со­от­вет­ствие за­ко­нам логики;

2. со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки;

3. со­от­вет­ствие фун­да­мен­таль­ным законам;

4. простота, эко­но­мич­ность формулы;

5. па­ра­док­саль­ность идеи;

6. практика.

Исходя из этого 1 - неверно, 2 - верно.

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 08.12.2014 Ва­ри­ант ОБ10102.

А. Истина — результат познавательной деятельности ученого, художнику и поэту ее достичь невозможно.

Б. Относительная истина представляет собой знание достоверное, но неполное, ограниченное познавательными возможностями человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Истина — верное отражение объективной действительности в сознании человека.

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Относительная истина - это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Понятие истины, ее критерии

Гость 16.06.2012 12:40

Почему же А неверно? Ведь одним из главных признаков истины является объективность. А результат деятельности художника, поэта всегда субъективен.

Гость

К примеру, представьте себе, что человек приходит в магазин и видит на полке магазина хлеб. А теперь представьте, что этот человек - поэт. Думаете, он не сможет постичь эту истину?

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ис­ти­не и её критериях?

А.

Б.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Ответ: 3.

Ответ: 3

А. Ис­ти­на – адек­ват­ное от­ра­же­ние объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом, вос­про­из­ве­де­ние его таким, каким он су­ще­ству­ет сам по себе, вне и не­за­ви­си­мо от че­ло­ве­ка и его сознания.

Б. Практика, по мне­нию ряда философов, яв­ля­ет­ся ос­нов­ным кри­те­ри­ем истины.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

А - верно, это опре­де­ле­ние истины.

Б - верно. Прак­ти­ка - один из ос­нов­ных кри­те­ри­ев истины.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: СтатГрад: Диагностическая ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 19.01.2015 Ва­ри­ант ОБ10702.

А. Относительной ис­ти­ной называется знание, обя­за­тель­но порождающее раз­ные точки зрения.

Б. От­но­си­тель­ной истиной на­зы­ва­ет­ся неполное знание, вер­ное лишь в определённых условиях.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Относительная истина - это знание, со­от­вет­ству­ю­щее объективной ре­аль­но­сти в опре­де­лен­ный промежуток вре­ме­ни и при опре­де­лен­ных условиях.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Понятие истины, ее критерии

1) Истина - это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете.

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.

Пояснение.

Главная цель познания - достижение научной истины.

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. Относительная истина - это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

1) Истина - это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета - да, верно.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете - да, верно.

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека - нет, неверно.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер - нет, неверно.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой - да, верно.

Ответ: 125.

Ответ: 125

Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 16.

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина - знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

5) Относительной истине свойственна субъективность.

Пояснение.

Признаки истины: объективность (независимость от сознания человека), конкретность, это процесс. Виды истины: абсолютная (полное, исчерпывающее знание о предмете), относительная (изменчивое знание по мере развития познания; заменяется на новую или становится заблуждением). Критерий истины - практика.

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете - да, верно.

2) Истина - знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом - да, верно.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей - нет, неверно.

5) Относительной истине свойственна субъективность - нет, неверно.

Ответ: 12.

Ответ: 12

Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 4.

Валентин Иванович Кириченко

Разработчики КИМов с вами не согласны. Хотя вопрос спорный. конечно.

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

5) Истина всегда объективна.

Пояснение.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины: объективность (независимость от сознания человека), конкретность, это процесс. Виды истины: абсолютная (полное, исчерпывающее знание о предмете), относительная (изменчивое знание по мере развития познания; заменяется на новую или становится заблуждением). Критерий истины - практика. Но су­ще­ству­ют яв­ле­ния, не­до­ступ­ные прак­ти­че­ско­му воз­дей­ствию на них, но их ис­тин­ность можно уста­но­вить иными пу­тя­ми.

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание - нет, неверно.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации - нет, неверно.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями - да, верно.

5) Истина всегда объективна - да, верно.

Ответ: 345.

Ответ: 345

Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 6.

Diana Zyatkova 13.03.2017 21:16

Это просто..кошмар, как я уже сомневаюсь в достоверной информации вашего сайта..Ну как это можно понимать, загляните в 58 задание пожалуйста "5) Относительной истине свойственна субъективность. Ответ 5 является верным." Я по-настоящему в еще большем заблуждении

Валентин Иванович Кириченко

58 устаревшее. Будем удалять

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) Истина - это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.