Важное о воспитании девочек. Основы воспитания ребенка

Валентина Шанина
Воспитание культурой и красотой. Консультация для педагогов

Что такое воспитание ?

Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным. Благородным и прекрасным , питание красотой . Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения SOS.То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокого насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры и немедленно. Что мы можем сделать? Одним махом раз и навсегда ничего сделать не возможно. Нужны каждодневные и повседневные решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде это всего касается воспитание самых маленьких членов общества. Главное- знать причину болезни. Найти корень. А причина одна - упадок нравственности и культуры в самом широком понимание этого слова. Причина - в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят : «Что посеешь, то пожнешь» . Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как наш воспитанник уже взрослый . Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя! Воспитание сегодня , а не завтра. Воспитание лучших качеств , лучших чувств, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью Культуры и Красоты , пропуская их через свою душу и сердце, к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного , и эстетического воспитания не работают . Духовное и материальное благосостояние государства и общества, зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас. Заложим в сознание и сердце детей. Воспитание Культурой и Красотой не просто красивые слова - это опыт человечества, это единственный путь. Культура и Красота - понятия глубинные , прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека с его мыслями, чуствовами. Николай Заболоцкий писал : Что есть красота и почему обожествляют люди? Сосуд она, в котором пуста или огонь, мерцающей в сосуде? Николай Добролюбов отвечает : Красота заключается не в отдельных чертах и мнениях а, в общем, выражение лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается.»

Подлинно культурный человек-это не только образованный человек. Культура -это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того кто не руководит своими инстинктами - его нельзя назвать культурным человеком . Культура , если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как-бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. В чем же красота ? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести ее детям? Красота много лика многопланова, многомерна, если угодна. Нет и не может быть единого стандарта Красоты единого эталона . Сколько людей и столько и понимания и восприятия Красоты . Слово Красота мы пишем с большой буквы, значит, имеем ввиду нечто прекрасное , доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость. Удовлетворение, восторг или утешения, в общем, положительно влияет на нас. Что это может быть? Природа, искусство. Красота человека его духовная внутренняя красота , которая выражена в поступках, в подвигах во имя общего блага, во имя добра и той - же красоты . Это Красота наших чувств , мыслей, переживаний порой непостижимых умом. Но сердцем. Ясно одно, в чем бы, как ни была выражена. Красота она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенной, уверенней. Красота может успокаивать , может придавать сил и даже лечить. Недаром существует арт-терапия - лечение Красотой . Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном , человек улучшается. По этому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным , чем только сможем. Природа произведения искусства, литература все это в меньшей большой мере может дать нам все необходимое для воспитания детей . Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок , форм и звуков превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках! Важно понять, что не воспринятая красота не действует , она как-бы не существует. Но она есть гораздо больше, чем мы думаем, чем мы видим. Все дело в нашем умение замечать, понимать, чувствовать Красоту . Можно сколько угодно стоять перед картиной, или среди красой природы и при это не почувствовать Красоту не восхититься не обрадоваться. В таком случае Красота не действует и не делает нас лучше. Не спасает. Необходимо ее научиться воспринимать , осознавать и претворять в жизнь. Мы должны совершать усилия, чтобы замечать красоту вокруг себя , чтобы ее чувствовать, фиксировать в своем сознание и конечно чтобы суметь творить красоту . Если на это удастся, то нам удастся воспитывать детей Красотой - передавать им свою любовь Красоте , помогать замечать Красоту и создавать Красоту своими руками . В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятия Красоты . Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание - есть основа накопления восприятия , есть первый шаг к утончению и развитию восприятия . Направить взгляд ребенка и произнести призывное : «Смотри» - одна из важных задач воспитателя . Можно с уверенностью сказать, что без внимания, восприятия невозможно обратить на себя внимания; ребенку помогает красочность , необычность, привлекательность того что мы ему показываем. Выдающейся Советский педагог и воспитатель В . Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал : «Дети удивительно остро воспринимают яркие трепещущие игрой красок , оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти.» Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия , что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости. В этой же книге Сухомлинский говорит : «Там где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира , вырастают бездушные, бессердечные люди.» Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой - либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятия можно назвать вдох , то выражения воспринятых образов красок , звуков в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха не возможен. Мы помогаем ребенку (выдохнуть) в рисунках, в поделках, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно свободно - выразить то, что он хочет и как хочет. У маленьких детей до 5 лет от природы сильное чувство свободы потребность в самостоятельном действии. Если это природная потребность поощряется и развивается, ребенок воспитывается и развивается естественно и полноценно. К сожалению, частые случаи, когда в семье и в д/саду - эта самостоятельность не развивается и даже тормозит. Принуждая ребенка делать по плану и заданию взрослого ограничивая его творчество, мы тормозим и даже надолго можем убить желания ребенка свободно творить и проявлять инициативу. Ребенок усваивает форму взрослого и несет ее не только в д/сад, но и в повседневную жизнь, но и в дальнейшую жизнь взрослого человека. И наоборот, постоянно внушая ребенку веру в свои силы, поощряя любую инициативу, исходящую от ребенка помогая в его творческих начинаниях, пусть самых наивных и маленьких, мы помогаем тому, что ребенок смело, берется за кисть, карандаши не боится большого белого листа бумаги, не боится высказывать, что он думает и чувствует. Такие дети выглядят более энергичными, радостными, здоровыми и сильными. Может быть, многие психологические проблемы детей и проблемы здоровья связаны с подавлением их инициативы, творчества с неправильным воспитанием . Говоря о воспитании Красотой , нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать - в нас и в детях при встрече с красотой , в процессе свободного творческого самовыражения, эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникшие от увиденной или услышанной Красоты , от творчества, наверное, благотворно влияют на здоровье. Задача воспитателя - создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств, и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытывали эти прекрасные чувства . Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью. Мы должны говорить ребенку, объяснить ему значения Красоты для людей , ее ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважения ценностям Культуры и искусства , воспитывать их как защитников Красоты . Огромное количество бесценных творений человечества погибли в воинах вооруженных конфликтах. Не меньше - в мирное время, когда невежество, варварство, приводили её сокращению - сокровищ Красоты , так нужных для новых поколений. Дети могут знать и об этой стороне существующей Красоты , чтобы лучше почувствовать и понять всю необходимость сохранения. Прекрасного не только для себя , но и для близких, для всех людей на земле. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев. Выставок концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту , тем полноценнее будут протекать их развитие и образования. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас в детсаду и в школах. Мы должны стремиться как можно лучше украсить места пребывания детей, сделать все возможное, чтобы они видели живую природу, могли приблизиться к ней. По большому счету д/сады и школы должны быть самыми красивыми сооружениями . Конечно, в достижении Красоты нужны усилия , нужны постоянные усилия. Только тогда мы станем крепче и крепче будет Красота , которую мы создадим вокруг себя.

Детство – пора, когда информация впитывается лучше всего, обучение новому проходит быстро и просто, а основные качества личности постепенно начинают закладываться. Именно поэтому важно обратить внимание, насколько родительскую любовь и разностороннее воспитание получает ваш ребенок. Определить это просто. Достаточно разделить все занятия на несколько сфер и посмотреть, нет ли где «перекоса».

Интеллектуальное воспитание

Под интеллектуальным воспитанием понимается развитие умения логически мыслить, выражать свои мысли, получать и применять знания. Это может быть достигнуто разными средствами. Начинается все в младенчестве с развитием мелкой моторики и познанием мира через ощущения. Ребенку необходимо давать потрогать различные вещи: пуговицы, бусины, ткань, природные материалы. Далее малыш начинает исследовать пространство и изучать его. Учится говорить.

Чем больше лет девочке, тем больше ей необходимо интеллектуальное воспитание. Если в три года это обучение играм и формирование навыков творчества, то ближе к школе подключаются активные тренировки памяти, воображения, внимания, умение читать , постановка грамотной речи и так далее.

В школьной возрасте интеллектуальное воспитание отходит от предметного мира и перемещается в плоскость оторванную от реальности. Это и задачки по математике, и изучение окружающего мира через книги, и уже самостоятельные «взрослые» выводы о реальности на основе полученных данных.

Важно заметить, что в сфере интеллектуального воспитания нет разницы между мальчиками и девочками. И тем, и другим необходимо уделять достаточно внимания данной сфере. Одним из инструментов в развитии интеллекта могут служить игры. Как обычные, так и те, что располагаются на различных сайтах с мини-приложениями. Последние могут оказаться весьма полезны, если выбирать обучающие программы. Среди них есть и логические игры, и игры на внимание, и различные флешки, помогающие изучать окружающий мир.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание в нашем обществе, традиционно, чаще применяется к девочкам. Это развитие способности видеть красоту мира, сопереживать, чувствовать, понимать себя и других. Чтобы эти умения появились, нужно в первую очередь знакомиться с искусством. Причем важно не только воспринимать, но и участвовать.


Например, музыка. Воспринимать музыку на слух - это одно, а вот принять участие в ее создании, играя на музыкальных инструментах уже совершенно другое. Именно поэтому рекомендуют не только слушать музыку, читать книги, смотреть на картины, но и заниматься с ребенком рисованием, придумывать вместе сказки, играть на музыкальных инструментах.

Для девочки также важно начать воспитывать вкус и чувство стиля. Оба они относятся к эстетической составляющей. Занимайтесь дизайном одежды, выбирайте красивые наряды. Причем ориентироваться нужно в первую очередь на классику. Помните, что эксперименты могут начинаться, когда есть понятие о достойном и недостойном. А именно классика и является образцом, маяком в мире моды и стиля.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это умение поддерживать свое тело в хорошем состоянии. То есть соблюдать режим работы и отдыха, сна и бодрствования, гигиены, держать свое тело в хорошей форме. Для этого необходимы не только физические упражнения, но и общее укрепление здоровья.


Для девочки в этом плане нужно сделать особый упор на правильное (не урезанное, а правильное) питание, режим дня и гигиену. Чтобы ребенок привык правильно питаться, давайте ему попробовать как можно большее количество разных продуктов. А также объясняйте основные принципы выбора блюд. Конечно, в доступной форме.

Нравственно-трудовое воспитание

Нравственное воспитание – это развитие морали. Понимания «хорошо» и понимания «плохо». Также в эту сферу входит налаживание отношений с миром вокруг, то есть с другими людьми. В идеале, ребенок должен доверять своим родителям и хорошо общаться со сверстниками.


Трудовое воспитание – это развитие самостоятельности, приучение к труду и ответственности. Для девочки в данном случае особенно важны вопросы ведения домашнего хозяйства. Возможно, это кажется старомодным, но наше общество таково, что женщина, которая не умеет вести дом, чувствует себя ущербной. Лучше заранее избежать этого и сразу приучить ребенка к труду.

Помните, чем более равномерное и разностороннее развитие получит ребенок, тем проще ему будет во взрослой жизни. Задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить малышку всеми необходимыми вещами и помочь с обретением новых навыков. Не волнуйтесь, если что-то не получается. Со временем, ваш ребенок справится со всеми трудностями.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Недавно общалась с одной мамой, у которой детей четверо. Два старших сына и две младших дочери. Мама жаловалась именно на дочерей. Что вот с сыновьями не знала проблем, а эти девочки…. Я спросила, в чем сложность, ответ меня немного удивил, хотя в чем-то не удивил совсем.

«Вот старшей 12 лет. Они типичная блондинка. Ей вообще ничего не надо. Только всякая ерунда – танцы, песни, рисование. Как будто этим заработаешь в жизни. Учиться не хочет. В школу ходить не хочет. Сегодня встала и сказала, что никуда не пойдет, потому что ничего не выучила. И ей видите ли прогул лучше чем двойка! То она в школу не идет, потому что сегодня некрасивая. То у нее надеть нечего. То настроения нет. В институт она не хочет. Хорошо хоть супы варит. Как она будет жить – не представляю. Так устала ее гонять!»

Я даже не стала спрашивать про младшую. И задумалась. Задумалась, потому что не впервые слышу о таких проблемах с девочками. И потому что для меня услышанное не является проблемой. Я бы радовалась, что растет женщина, что у нее ценности правильные внутри, ориентиры и пристрастия. Хотя – это я сейчас так думаю.

Когда я училась в школе и институте, вместе с мальчишками смеялась над блондинками, которые сами ничего не могут, ничего не соображают. И бывало очень обидно, когда потом эти же мальчишки тем самым блондинкам дарили цветы и водили в кино, а я, вся такая умная, оставалась дома и без цветов. Когда-то мне казалось, что я должна все уметь и делать сама, чтобы если что, то я не пропаду. Уметь самой себя обеспечить. Уметь самой обои переклеить. И даже закончить такой неженский университет.

Я помню себя такой с детских лет – особая любовь к мужским играм, занятиям. То я Робин Гуд, то гардемарин, то Мальчиш-Кибальчиш. Никогда в играх я не была принцессой, Золушку я считала какой-то странной, все остальные принцессы казались скучными. А вот рыцари! Пираты!

Моими друзьями, конечно же, были мальчишки. И это определяло занятия – казаки-разбойники, война, сражения. Большую часть своей жизни я прожила мальчиком. Это особым образом повлияло на мою жизнь, мое здоровье, мои отношения. И пока я воспитываю своих мальчишек, я все чаще задаюсь вопросом – а как воспитывать девочек? Ответов я нашла много – в священных писаниях, в лекциях Учителей, в общении с теми, у кого хорошо получается воспитывать девочек. Попробую упорядочить эти постулаты.

На самом деле, собирая все это, у меня было ощущение, что именно такого детства мне бы хотелось. И сейчас я заново проживаю многие из этих пунктов, заново взращивая в себе девочку. Это кажется мне отличным критерием того, что список хорош и практичен.

1. Воспитывать девочку – огромная ответственность
Начну с того, что мальчиков воспитывать проще. По многим причинам. Мальчики рождаются «пустыми», и их нужно многому научить, многое в них вложить (если говорить именно о ценностях и отношениях). Не так страшно где-то ошибиться, если мальчик еще не вырос, еще много можно в нем вырастить. Сложно – если рядом нет мужчины. А если мужчина есть, и он хороший, то этого бывает достаточно.

С девочками иначе. Мы рождаемся уже полными. Максимально полными ценностями, принципами, в нас уже заложено и служение, и забота, и любовь. Снова вспоминаю историю мамочки из начала этой главы, и снова убеждаюсь в этом. Поэтому задача родителей тут в большей степени – не поломать. Не навредить. Не сжечь все то хорошее, что в ней есть. Согласитесь, ответственность огромная. И цена ошибки выше. Если сломаешь то, что создавала не ты – то как чинить?

Девочки чувствительнее, ранимее, обидчивее. Поэтому любой срыв эмоций, любое повышение голоса, наказание могут надломить ее психику. И сделать из нее либо настоящего «робокопа», либо постоянно обиженного ребенка.

2. Девочка – принцесса.

Это сказано уже миллионы раз, но корень слова «девочка» - «дэва» - это означает божественная. Это и про ту полноту, с которой девочка уже приходит в этот мир, и про особое испытание для семьи ее приходом.

А если перевести это на более понятный нам уровень, каждая девочка – принцесса. Принцессы бывают разные. Бывают очень мягкие и трудолюбивые, бывают очень творческие и легкие на подъем, бывают и боевые принцессы, но даже они – принцессы.

Видеть в своей девочке божественную искру, даже если она далека от классического понимания девочки – не сидит на месте, дерется с мальчишками, не любит готовить. Просто вам попалась принцесса из рода воинов. Так вам обеим положено по судьбе. Но даже с таким характером она – принцесса. Может быть. Она не станет носить красивые платья и укладывать красиво волосы. Может быть, она будет равнодушна к коронам и украшениям. Но все равно стоит относиться к ней как к принцессе. С уважением, почтением и восхищением.

3. Уверенность в своей красоте. Наряжать, баловать.

99 процентов женщин считают себя не очень красивыми. Даже те, кого все остальные сочтут красавицами. Потому что в детские годы мы много слышали эпитетов о своих кривых или костлявых ногах, длинном или горбатом носе, тонких или слишком пухлых губах и других частях тела.

Самую большую лепту в это вносят родители, а точнее мамы. Они, конечно, из любви. А получается не очень. Мама пытается сделать дочку красивой в своем понимании красоты, но кто сказал, что ее понимание верное? А некоторые мамы и вовсе неосознанно конкурируют дочерью, поэтому всячески пытаются объяснить ей, что она не очень хороша.

Поэтому если в отношении дочери вы сможете не допустить таких оценок внешности в негативную сторону – это будет уже победа. А если вы еще и будете постоянно говорить ей, какая она красивая, какие хорошенькие у нее глазки, волосы и все остальное, то с самооценкой вашей девочки будет гораздо лучше.

Предвижу возмущения, что она зазнается и возгордится, что можно и перехвалить. Вы правда думаете, что это возможно? Или мы таким образом убеждаем себя, что нас хвалили достаточно, чтобы мы выросли нормальными людьми?

Наряжайте своих принцесс, балуйте их. Пусть они в детстве отыграют свою партию принцессы, чтобы иметь хороший фундамент для дальнейшего развития.

4. Правильное обучение – тому, что пригодится

Мне кажется, что я все время об этом говорю. Но стоит сказать еще раз. Учите девочку тому, что ей пригодится в жизни. Не заставляйте ее в школе зубрить все на пятерку, особенно то, что она не любит. Радуйтесь одинаково и тройкам по химии, и пятеркам по труду. Потому как ни одна химическая формула и ни один физический закон в жизни ей не пригодится. А самооценку убить может легко, как и нервные клетки. Или задать неправильный вектор развития, чтобы вас порадовать.

И учите тому, чему ни одна школа не учит. Как быть женщиной, как строить отношения, как варить тот самый борщ и печь пироги, как гладить рубашки, как волосы укладывать. Вот это то, что ей совершенно точно в жизни пригодится. То, что ей точно нужно и важно. Но где этому учат?

Опять же – если девочка рождается уже полной, наполненной всем самым лучшим, то наша задача все это сохранить. Сохранить ее чистоту – как физическую, так и нравственную. Для девочки страшны не только добрачные связи. Есть и другие невеселые вещи – алкоголь, курение, наркотики, жаргонная речь. А кроме того чрезмерные привязанности к деньгам, гаджетам, моде, фаст-фуду, телевизору, потреблению. Соблазнов в этом мире много, и некоторые кажутся не такими уж и страшными. Просто задавайте себе вопрос – несет ли это пользу моей дочери? И не теряется ли в этом ее чистота – физическая ли, эмоциональная ли, интеллектуальная ли, духовная ли.

Самое трудное в этом месте то, что начинать говорить об этом нужно как можно раньше. Потому что когда придет время – она уже не будет готова вас слушать. Если с самого детства она будет знать, что мужчина у нее должен быть один, что постель только после замужества, если это будет нормой в ее глазах в детском возрасте, то больше шансов, что став подростком, она сделает выбор в пользу чистоты.

Ценности прививаются с пеленок, особенно девочкам. Потому что у них итак все это заложено внутри, ей будет близко то, что вы расскажете. Ей понравится сказка, где у принцессы только один принц на всю жизнь, и живут они не всегда просто, но вместе. Ей понравится сказка о том, как злой колдун хотел обмануть и украсть принцессу, своровав ее поцелуй, а принцесса отказалась и спаслась. И так далее. Транслируйте девочке всегда, насколько важная чистота. Своим примером, примером героев мультиков, сказок, книг.

6. Уважать ее отца

Хотя этот пункт стоило бы поставить первым, я решила поместить его в середину, чтобы меня не съели. Шучу, но в каждой шутке только доля шутки. Действительно, каждый раз, когда я говорю, что отца детей надо уважать, натыкаюсь на дикое сопротивление женщин. Особенно тех, которые уже в разводе. Аргументы бывают разные, но обычно он такой-сякой и уважать не за что.

Просто подумайте, что вы транслируете своей дочери. Даже ни говоря ни слова, одной только ухмылкой можно подать ей знак, что мужчины – ничтожества. И она обязательно запомнит это на всю жизнь.

Если вы однажды выбрали этого мужчину в отцы своей дочери, несите за это ответственность. Помните только хорошее, что было между вами, и рассказывайте об этом дочери. Как можно чаще. Поощряйте их общение, ведь для девочки папа – это первый роман. Если он даст ей ощущение нужности и любимости, ей будет проще жить. Если она будет чувствовать его защиту и поддержку, ей будет легче строить отношения с мужчинами.

А если он сам ничего такого особенного не делает, делайте вы. Рассказывайте ей о том, как папа о ней заботился, когда она была крохой. Как он купил ей первое платье или первые туфельки. Как всем хвастался ее фотографиями. Как защитил когда-то в детском саду. Набирайте таких ценных мелочей, и рассказывайте, рассказывайте. Не будьте собственницей, не делите ребенка, не измеряйте, кто больше сделал, а кто меньше. У вас цель – помочь ей стать счастливой, а не счеты свести.

7. Не критиковать, давать обратную связь только когда это очень нужно и очень мягко

Женщины очень ранимы. С самого детства. Любое неосторожное слово причиняет боль. Мы часто стремимся девочек «закалить» и подготовить к сложной жизни. Поэтому лучше уж мы начнем их критиковать, поправлять, чтобы они привыкли. Но чего мы этим добиваемся?
Проводилось исследование. Если за спиной у женщины человек начинал смеяться над кем-то, 90 из 100 женщин принимали это на свой счет и оборачивались, чтобы проверить. То есть мы настолько чувствительны к критике, настолько напряжены, что любые слова за спиной воспринимаем как сказанные нам.

Не критикуйте девочек. Пожалуйста. Вспомните, как опускаются руки, когда ты старалась, пол дома мыла, а мама сразу же указала на грязные углы. Вспомните, как ничего не хочется делать после того, как тебя тыкают носом в жирную посуду, ошибку в тетради, кривой шов, неправильно наложенную тень.

В большинстве случаев вообще лучше молчать. Девочка наверняка и сама увидит кривизну своих стежков. А если ей на это тыкнуть, может перестать шить вообще. У меня была шикарная учительница по трудам в школе. Наверняка поэтому я так боюсь шить. И даже имея огромное желание и красивую машинку дома, не могу начать. Потому что за любую ошибку нас били по рукам, приговаривая «поганые ручки!». А в качестве наказания как-то заставили всем классом есть белый соус. Без ничего. Просто потому что мы не догадались принести для этого соуса гарнир.

Там, где обратная связь нужна и важна, старайтесь делать это очень мягко и деликатно. Не напрямую. Может быть, стоит просто намекнуть, и она сама все поймет. Поэкспериментируйте, чтобы прочувствовать эту грань.

8. Много творчества не бывает

Женская энергия тесно связана с творчеством. Если девочка не будет ничем таким заниматься, рано или поздно ее охватит апатия, депрессия. Творчество бывает разное, и каждая девочка выбирает что-то для себя сама. В этот момент. Через какое-то время ее вкусы могут поменяться – и это нормально.

Если она разлюбила занятия музыкой, не стойте над ней с плеткой. Позвольте ей отдохнуть от музыки – и может быть, она снова вернется к этому увлечению. Позвольте ей пробовать разное – танцы, пение, рисование, вышивание, вязание. Пусть она сама выберет то, что ей близко. Позволяйте ей начинать новое, позволяйте ей бросать старое.

Для девочки главное – это сохранить в себе творческий запал. А не получить диплом музыкальной и художественной школы, разряд по гимнастике и победить в танцах. Позвольте ей заниматься творчеством не ради результата, а наслаждаясь процессом. Не ждите от этих увлечений полезности, законченности, успехов и дипломов. И увидите, как ее глаза будут блестеть от радости.

И по мере роста девочки не ставьте табу на творчестве. Ведь то, что мы легко позволяем детям в пять-десять лет, в пятнадцать уже считается «пустым занятием» и «прожиганием времени». Творчество для нее не обязательно станет профессией. Это будет ее способ проживать разные ситуации, снимать стресс, познавать мир и себя саму, открывать свое сердце. И не только это.

9. Защищайте ее

Обязательно защищайте. От хулиганов и недобрых людей. От тех, кто подрывает ее веру в себя. От нападок в школе – не ждите, что она сама разберется. Так она только замкнётся в себе или научится драться и выживать. Оно вам надо? От вредного влияния непонятных людей – хорошо бы знать, с кем ваша дочь общается, к кому прислушивается. От излишних соблазнов этого мира. От ночных прогулок в одиночестве. От той грязи, которой в мире достаточно. От избыточной нагрузки на ее психику. От побоев и наказаний, криков и оскорблений. От огромных ожиданий – ваших же, между прочим. От чрезмерного труда по дому – ей еще всю жизнь стирать, гладить и готовить. От излишней ответственности, особенно за младших братьев и сестер. От ваших же негативных эмоций, которыми вы можете легко ее надломить. От ваших ссор с мужем и отцом дочери. От ваших трудностей на работе. От ваших несбывшихся мечтаний, которые так хочется реализовать за счет нее.

Если девочка вырастет в такой атмосфере любви и заботы, как в теплице, ей будет проще строить отношения в будущем. Она сможет сохранить свою чистоту, ранимость, наивность, скромность. Помните, что раньше женщины всю жизнь были под защитой – сначала отца, потом мужа, потом сына. Это было страшно и глупо, если женщина вдруг оставалась наедине со всем тем, что происходит вокруг нее. И первый этап – этап детской защищенности – один из самых важных. Он базовый, фундаментальный.

10.Хвалить просто так, не за поступки

Вернемся к теме похвалы. Как я уже говорила, девочку хвалить можно и нужно. Как можно чаще. Но очень важно еще понимать отличие – как хвалить. Мальчиков мы стимулируем к деятельности, поэтому хвалим только за поступки. То есть не «ты такой сильный», а «ты так здорово помог папе с этими тяжелыми сумками». Или не «ты такой заботливый», а «ты сделал такую классную кормушку для птиц!». Таким образом мальчик настраивается на жизнь, полную важных дел.

Если мы будем то же самое делать с девочкой (а мы обычно так и делаем), то девочка начнет жить в модели «меня просто так любить нельзя». И любовь она начнет заслуживать разными способами. Для родителей это удобно – она будет много чего делать и дома, и в школе. А вот для самой девочки –это хуже не придумаешь. Она никогда не сможет быть довольна тем, что сделано. Ей будет трудно принимать любовь и внимание. Она искренне будет считать, что должна спать с каждым, кто оплатил ее счет в кафе. И так далее.

Девочку нужно поливать просто так. Говорить ей о ее качествах. Говорить ей о том, что она умница, красавица, добрая, ласковая, талантливая. Просто так. Не привязывая к результатам, деятельности, поступкам. Чтобы она фокусировалась не на действиях, не на результатах, а на качествах и на процессах.
И почаще обнимайте ее, окутывайте нежностью, прикосновениями с любовью!

11. Быть для нее хорошим примером

И этот пункт как всегда самый важный. Неважно, что вы говорите, важно, что вы делаете. Если вы рассуждаете об уважении к мужчинам, а мужа называете по фамилии, она научится именно этому – относиться к мужчинам свысока. Если вы говорите о творчестве, а сами пашете на нелюбимой работе, не следите за собой и не имеете хобби – она впитает вашу модель отношения к жизни. Если вы курите, то о какой чистоте для дочери можно говорить. И так далее.

Дети слышат, что мы говорим, но следуют они тому, что видят. Это отличный повод начать меняться самой, чтобы стать такой женщиной, какой вы хотели бы видеть свою дочь лет через двадцать-тридцать.

И самое главное здесь – быть счастливой. Чтобы она понимала, зачем ей все это. Зачем ей сохранять свою чистоту, зачем развивать творчество, зачем строить отношения. Если она видит пример счастливой матери, этот вопрос не возникает. А если эту счастливую маму при этом еще и обожает самый лучший в мире отец – то у девочки нет других вариантов. Ее сердце будет стремиться по освещенному вами пути – и это лучшая форма защиты для девочки.

У меня есть уверенность, что все это важно для каждой малышки. Малышки, которую вы держите за руку, укладываете на ручках спать или той, с которой вы теперь разговариваете о жизни. И не менее важно это для той малышки, которая внутри вас. Ей, скорее всего, чего-то не досталось. А это значит, что вы можете ее удочерить – и долюбить ее и добаловать. Купить ей туфельки Золушки, отдать ее на танцы, много хвалить, создавать заново для нее хороший образ ее отца…

Исцеление вашей внутренней девочки станет отличной базой для того, чтобы иначе относиться к своей дочке. По-другому.

С большим вниманием, с большей любовью. А детям ведь, по большому счету, ничего другого и не надо.

Еще статьи на тему.

Как воспитать девочку, чтобы вырастить её целостной и гармоничной личностью? Особых секретов нет, главное - следовать рекомендациям и собственной интуиции, а также уметь слушать ребёнка.

Физическое воспитание девочки

Спорт - это неотъемлемая часть развития любой девочки с ранних лет. Он развивает в ней дисциплинированность, культуру общения, правильные привычки, навыки планирования и т.д.
Можно выбрать одну или нескольких секций: от танцев до фигурного катания. Это могут быть профессиональные виды спорта или простая самодеятельность - решать вам. Но не забывайте, что спорт нужен для того, чтобы девочка была в хорошей физической форме, а достижения и звания - это следствие её хорошей работы или целеустремлённости.

Для девочек идеально подойдут такие виды спорта и занятия: все виды танцев, йога, художественная гимнастика, фигурное катание. В подростковом периоде актуальным будет фитнес и аэробика.

Культура

Примером для ребёнка служат в первую очередь родители. Если они разговаривают грамотно, не допускают ругательств, заняты своим делом, то обязательно подадут правильный пример. Она должна видеть, что вы читаете, трудитесь на кухне или в доме, уделяете семье личное время. К примеру, мама с ранних лет должна готовить семейные обеды вместе с ребёнком, стараться допускать её к взрослым делам, но под своим присмотром. Это воспитает в девочке любовь к кулинарии и быту.

Задатки хозяйственности и женственность прививает именно мама. Она должна служить примером для подрастающей дочери. Поэтому совместная готовка, походы в магазин, выбор первой косметики - всё это должна прививать именно мать.

Отец, в свою очередь, является для девочки её первым мужским окружением. Поэтому он также должен служить правильным примером, формировать доверие и выражать заботу. Папа обязан вести себя хорошо и учтиво не только с дочерью, но и мамой. Девочка должна видеть, что такое семейные отношения, забота и любовь со стороны отца.

Часто она проводит параллели и делает соответствующие выводы из этого: как будет вести её будущий муж, какие отношения должны быть между супругами. Её родители - это пример для подражания, а отец часто является прообразом его будущего избранника. Если же в семье присутствовали частые скандалы между родителями, отец мог позволить рукоприкладство, то это может отразиться и на дальнейшей судьбе дочери. Она подсознательно будет искать такого же избранника, который мог решать споры кулаками. Поэтому родителям стоит сначала наладить свои отношения, а потом заниматься развитием ребёнка.

Если же мать ребёнка находится в разводе, то не стоит формировать плохое мнение об отце. Это может воспитать ненависть ко всем мужчинам или внутренние комплексы. Должно присутствовать воспитание в духе одинаково хорошего отношения, как к окружающим мужчинам, так и к женщинам.

Гармоничная и уверенная в себе личность

Как воспитать девочку так, чтобы она выросла самостоятельной и уверенной в себе? Во-первых, нужно не пресекать её в стремлениях, жёстко нарушая её планы. Если вы видите, что ребёнок делает глупости, то корректно направляйте его в нужное русло, не вызывая агрессии и недопонимания. Старайтесь быть выдержанной с девочкой, правильно учить её жизни, так как она более ранима и подвержена эмоциям, чем мальчики.

Чтобы ваша дочь выросла гармоничной личностью, она должна быть не просто развитой, но и не иметь лишних комплексов. Часто они исходят именно с детства. К примеру, родители могут напрямую указывать на её недостатки в поведении, красоте, делать ребёнка неуверенным в себе. Наоборот, нужно говорить, что она самая красивая и лучшая, окружать любовью и заботой. Если вы видите, что эти недостатки всё-таки мешают дочери по жизни, то грамотно справляйтесь с ними. К примеру, если ребёнок склонен к полноте, то запишите её на занятия, если не умеет красиво двигаться - на танцы.

Частые ошибки, которые допускают родители при воспитании дочери:

  1. Указывают на её недостатки. Важно понимать - если уж критиковать, то делать это нужно правильно!
  2. Воспитывают её такой же стойкой и мужественной, как и мальчика.
  3. Слишком благосклонно относятся к её плохому поведению, считают, что девочки слабее мальчиков, их нужно жалеть и поощрять в любой ситуации.
  4. Забывают о том, что в девочке нужно воспитывать женственность.
  5. Считают, что ей не нужно развиваться по жизни, достигать карьерных вершин. Главная цель - удачное замужество и семейное счастье. Но так ребёнок не будет приспособлен к реалиям, может столкнуться с множеством трудностей.

Дочь всегда будет брать пример с мамы, но и отношение отца также играет роль. Поэтому оба родителя должны одинаково прикладывать усилия к её развитию, становлению, как личности. Плоды вашего труда обязательно будут иметь успех.

Экология жизни. Дети: Родилась вместо сына дочь, - какой облом! Второй облом и более глобальный - это полная ломка прежнего беззаботного образа жизни и беззаботных мечтаний о воспитании всесторонне развитой личности. И много позже, - это осознание того, что невозможно воспитать ребенка, оставаясь на прежнем уровне эмоционального развития. Об этом статья.

До свадьбы я думал, что женюсь, родится у меня сын, и я воспитаю из него человека сильного, спортивного и уверенного в себе, каковым себя не считаю.

Родилась вместо сына дочь, - какой облом! Второй облом и более глобальный - это полная ломка прежнего беззаботного образа жизни и беззаботных мечтаний о воспитании всесторонне развитой личности. И много позже, - это осознание того, что невозможно воспитать ребенка, оставаясь на прежнем уровне эмоционального развития. Об этом статья.

Как воспитать ребенка, если я не осознаю свои привычки!

Став отцом, я столкнулся с массой вопросов. Один из них: «Как может воспитать в ребенке уверенность человек, неуверенный в себе, и как можно дать то, чего не имеешь сам?» Разве что примером от обратного. Например, пьющий папа. Чтобы ребенок видел, каким быть не надо. Но такой сценарий, думаю, не устроил бы никого. Уж точно не в моей семье.

Однако на этот подход можно посмотреть с другой стороны. «Я осознанно не делаю того, что я не желаю, чтобы делал мой ребенок». Здесь открываются широкие возможности. Можно отказаться от очевидно вредных привычек, таких как курение, алкоголь, валяние на диване.

Но есть и другие не замечаемые мной привычки, которые разрушающе действуют на воспитание детей:резкость и вспыльчивость с близкими, погруженность в себя, равнодушие (я называю это «я-устал-после-работы»), невнимание, постоянный контроль близких или чрезмерная забота, откладывание дел, опоздание, невыполнение обещаний. Это далеко не полный список

Вы можете составить такой список сами, всякий раз отслеживая свои реакции. Как правило, отследить их удается уже после того, как они сработали. А вот вычислить механизмы, их запускающие, гораздо труднее, так как они переданы нам по наследству нашими родителями/воспитателями, а они в свою очередь получили их от своих. Я не сам это придумал, но каждодневное общение с двумя детьми 4 и 7 лет убеждают меня в этом.

Моя привычка контроля

Вот, например, неконтролируемая мной привычка контролировать детей!

Я веду с детьми нечестную игру. Сам того не замечая, я все равно ставлю себя выше их. Снисходительный тон, контроль там, где можно обойтись и без него. Как бы я ни играл в «равных друзей», я неизбежно скатываюсь на уровень «хозяина». И когда есть возможность, сам того не замечая, подчеркиваю свое превосходство.

Например, по воскресеньям, пока дети спят, я люблю приготовить блины и накрыть на стол, чтобы потом вместе всей семьей позавтракать. Детям это очень нравится. И вот блины съедены, и все шутят и смеются за столом, и все равны, и все замечательно, а я зачем-то беру и обрушиваю всю атмосферу примерно такой фразой: «Марьям, не забудь помыть руки! А то все заляпаешь жирными руками!». «Я знаю!!!» - заводится дочка, испепеляет меня взглядом, и уходит обиженная и расстроенная из-за стола.

Зачем, спрашивается, столько инвестировать в создание праздничного настроения: печь блины, накрывать на стол, чтобы потом его испортить?

Если вдуматься, то этой фразы про мытье рук я мог и не произносить. Дочке уже семь лет, она бы и так пошла и вымыла руки. Я это знаю!

Я - автомат!

Что подталкивает меня к такому поведению? Заметьте,подсознательно, автоматически, в доли секунды срабатывают заложенные во мне блоки:

1. Желание оставаться хозяином стола, или, вернее сказать, ситуации.

2. Страх развития равных отношений после завтрака. «Сейчас они точно пристанут ко мне с играми, или потащат на улицу, а у меня другие планы. Надо восстановить статус-кво».

3. Инертность и реактивность. Дети растут и развиваются, но получается, что я этого не признаю и продолжаю общаться с ними на том уровне развития, из которого они все время вырастают. Для того чтобы выстраивать новые отношения требуется развиваться самому, а это энергоемко и удар по самомнению. Я-то ведь вырос и достиг совершенства, расти и развиваться мне не надо. Удобнее использовать сложившуюся схему. Парадокс: я своим отношением удерживаю детей в развитии, а не стимулирую их рост!

Таких «контрольных выстрелов в голову» я делаю в день множество. «Не забудь закрыть дверь», «не забудь почистить зубы» и прочая ерунда.

Я автомат! Я думаю, что все взрослые - автоматы, и мы упорно делаем автоматами своих детей.

Ведь на наши постоянные автоматические фразы контроля дети вырабатывают автоматические реакции. У кого как, у моих детей это бунт.

Бунт! «Я знаю!», «Я не буду!», «Я не хочу!».

Бунт или подчинение?

«Почему они меня не слушаются?» - потом спрашиваю я себя. Да, сейчас в 4 и в 7 лет это протест. Лишение самостоятельности всегда и у всех вызывает протест. Но что потом? Может быть, этим постоянным контролем можно в определенном возрасте сломить ребенка, и ему станет всё равно? Может быть, ему будет удобнее слушаться, лишь бы избежать лишнего контроля и дурацких фраз родителя? Я не исключаю такой сценарий.

Вырастет в каких-то аспектах хороший, послушный исполнитель, нуждающийся в одобрении всего, что он делает, и перейдет из заботливых рук родителя в цепкие лапы руководителя, жены/мужа… А если родители не передадут, он сам найдет себе таких. Это я по себе сужу. Я по жизни для всех хороший и исполнительный. Ужас…

Да, ужас. По мне так лучше детский бунт! Бунт, отрезвляющий и заставляющий меня задуматься, что я делаю что-то не так. Дети просто так протестовать не будут!

Отец всегда прав?

Я радуюсь тому, что учусь осознанно не реагировать на детский протест гневом и репрессиями, как это у нас положено в обществе и заложено в генах. «Отец всегда прав!» - для меня и для моих детей это уже не аксиома.Хотя признаюсь, это непросто!

Бунт и сопротивление детей автоматически провоцируют во мне мгновенную реакцию гнева. Теперь, правда, не всегда. Сейчас у меня детей трое, и за 7 лет отцовства я научился отчасти справляться с этой реакцией. Вспоминаю своего дедушку, у которого было 10 детей. Он был невозмутим как индейский вождь. По крайней мере, теперь я взрываюсь не сразу, как бывало раньше. Иногда удается осознанно подойти к сложившейся ситуации и решить все мирным путем. Иногда же приходится просто гасить его, но он потом в любом случае вылезает, причем каждый раз в новых изощренных формах.

Гнев дырочку найдет!

Расскажу в качестве примера историю, которая произошла на днях.

Мы поссорились со старшей дочкой. Спор перерос в ссору и вылился в драку. Пока мы спускались в лифте, дочка успела раза четыре ударить меня рукой по тому месту, которое ей было ближе в тесном лифте. Я думал, она взорвется!

Вероятно, вы возмутитесь, как сторонний зритель, что дочь поднимает руку на отца. Но отцом ли я был в тот момент? Ведь вспышка ее гнева была спровоцирована моим неосознанным поведением.

Выиграв спор, сам того не замечая, я быстро скатился до многократного подчеркивания своего превосходства, тем самым унижая ее. Более того, видя, что это ее цепляет и выводит из себя, я уже не мог остановиться и продолжал дразнить и повторяться. Ну точно ее ровесник из детсада, а не папа, которому 40 лет. Вот и получил я как ровесник за такое дурацкое поведение. Я даже не заметил, как впал в это состояние. Конечно, это результат моего гнева, скрываемого во время ссоры и давшего выход уже после нее.

Конфликт - это ресурс

Конфликтный сценарий, как правило, всегда одинаковый, и накручивается по одному сюжету, в котором ведущую роль играют эмоции. Мой опыт показывает, что в эмоциональном развитии я не очень далеко ушел от своих детей. Нам есть куда двигаться и развиваться вместе.

Я верю, что в любой конфликтной ситуации можно как минимум остановиться, вдохнуть воздух, сделать паузу. Остановиться и не усугублять, не дожидаться волшебного пендаля от ребенка в виде драки, истерики, слез, апатии, ухода в себя…

При осознанном подходе неизбежные конфликтные ситуации с детьми можно рассматривать как уроки эмоционального развития и для детей, и для родителей. Это огромный потенциал в воспитании обеих сторон.

Это Вам будет интересно:

Теперь вот остается осознанно, вместе с детьми, развиваться, признавать их взросление и не включать контроль там, где он не нужен. И на мой вопрос в начале статьи о том, может ли неуверенный папа воспитать уверенного ребенка, я отвечу, что может. Очень даже может, если осознанно отключит чрезмерный контроль и заботу, в которых вырос сам, и перестанет переносить этот сценарий на своего ребенка.

Я благодарен судьбе, что у меня есть такие замечательные маленькие воспитатели, как мои дети, которые сделали для меня открытие, что расти и развиваться в отношениях можно и дОлжно в любом возрасте. опубликовано