Бриллиант: истинное воплощение вкуса. Чем отличается бриллиант от алмаза? Фото, описание

), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды . По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Муассанит и бриллиант

Субтитры

Исторические алмазы

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат» на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для ещё более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант». Её автором считают Массимо-Эльбе. Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами. Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции «огранка» по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.

С давних времен женщины старались дополнить свой образ драгоценностями. Наличие дорогостоящих камней считалось показателем богатства и влияния. Многие задаются вопросом о том, чем отличается бриллиант от алмаза, ведь это самые дорогие среди кристаллов. Разница в названиях очень часто дезинформирует покупателей, поэтому необходимо знать, чем же отличаются между собой эти два вида камня.

Что такое алмаз

Алмаз - это самый твёрдый и чарующий минерал, который формируется под влиянием большого давления и температуры. Состоит он из углерода, и найти его можно в специальных месторождениях.

Данная форма углерода имеет уникальное строение кристаллической решетки, именно благодаря этим показателям алмаз остается самым твёрдым веществом на Земле. У него есть удивительные оптические свойства, которые раскрываются лишь при огранке. В природе камень не красив в эстетическом плане и не имеет уникальной формы. Но он имеет необычайные свойства: твёрдость, высокая теплопроводность, но внешне довольно тусклый. Чтобы его грани начали сверкать при лучах солнца, профессиональные ювелиры освоили технику огранки. Вследствие чего и получается готовый продукт в виде бриллианта. В статье вы увидите, чем отличается алмаз от бриллианта, фото предоставлены.

Что такое бриллиант

Мы выяснили, что бриллиант - это ослепительно ограненный алмаз, имеющий те же положительные качества, но только внешний вид его стал намного привлекательнее. Исходя из этого цена ограненного камня заметно отличается от неограненного в сторону увеличения. В умелых руках мастера камень изменит свой вид и заиграет всеми красками на солнце, а вот если огранка выполнена неумело, тогда можно получить даже из хорошего алмаза плохой бриллиант. Существует множество способов обработки, которые могут превратить тусклый камень в сверкающий кристалл.

Оценка по системе 4С: определение уникальности бриллианта

Драгоценный камень оценивается по четырем параметрам:

  • Cut (огранка).
  • Clarity (чистота).
  • Color (цвет).
  • Carat (масса в каратах).

Цена камня в обработанном виде и в чистом определяется по следующим факторам:

  • Вес кристалла. Чем больше его вес и внешний вид, тем выше будет его цена. Один большой обработанный алмаз гораздо дороже маленьких камней.
  • Чистота с дефектами уступает в цене чистому минералу.
  • Оттенок алмаза. Дорого стоит камень прозрачного или насыщенного цветного оттенка, поскольку подобные экземпляры в природе можно встретить нечасто.

На самом деле это два вида одноо и того же камня. Но нужно в целом понимать, чем отличается алмаз от бриллианта, в чем разница между ними. А отличия имеются следующие:

  1. Вес камня. Данный показатель весьма важен, так как вес может уходить в процессе огранки. Показатели напрямую зависят от качества камня, способа и формы огранки. Если это обычная обработка, к примеру, круглая огранка, тогда потеря веса зависит от вида обработки и симметрии камня в конечном варианте. Если же камень несимметричен, тогда его стоимость заметно падает.
  2. Цена алмаза и бриллианта. Данный показатель может быть разным, так как необработанный вариант в стоимости гораздо ниже. В природе существует огромное количество алмазов, их продают большими партиями разным предприятиям. Если вы хотите приобрести камень без огранки, тогда важно помнить, что не стоит обращаться за покупкой к частным лицам. Лучше обратиться в компетентную компанию, которая обязательно предъявит сертификат на подлинность камня и его происхождение.
  3. Различная форма камней. Алмаз может иметь разную форму с заостренными краями, с виду он как обычный минерал, который добыли из земли. А что касаемо бриллианта - это огранённый минерал, предназначенный украшать ювелирные изделия.
  4. Сфера применения кристаллов разнообразна. Алмазы используют в промышленности, но если они имеют множество дефектов. Из них делают покрытия для инструментов и также применяют в нано-технологиях. В то время как бриллиант принято использовать исключительно в ювелирной сфере для создания дорогостоящих украшений.

Алмаз и бриллиант: в чем разница

Размер имеет значение? Конечно. Желая выяснить размер камня, нужно исходить из того, что основой является диаметр алмаза, у которого округлая форма. Размер бриллиантов связан непосредственно с количеством граней и весом. Бриллианты принято обрабатывать вручную, поэтому они отличаются по размеру, но могут быть одинаковыми по весу. Интересно, что имеющие не одну грань, могут весить меньше, чем камни маленького размера.

При оценке размеру не уделяется особого внимания, но для этого создана шкала соответствия. Она дает возможность установить зависимость между весом и размером камня, который относится к группе огранки «А» (чистые бриллианты, которые отличаются крупным весом, изумительным блеском и весомой стоимостью).

Существуют тематические каталоги, где указывают цвет, вес, чистоту и размер бриллиантов. Если вы знаете размер бриллианта, можно без проблем определить его вес, даже не имея поблизости специальных приборов. Нужно вымерять высоту и диаметр камня в миллиметрах. Отношение высоты к диаметру, определенное в % и будет тем весом, который необходимо узнать.

На сегодня самыми востребованными являются небольшие бриллианты, весом от 0,2 до В этом случае размеры бриллиантов имеют значение, они позволяют сказать, какое украшение дорогое и престижное. Но на самом деле, маленькие бриллианты или средние в изделии использованы - какая разница? Главное, что их красота и блеск сводят с ума!

  1. Внешним видом.
  2. Блеском.
  3. Ценой.
  4. Огранкой.

Кристалл, прошедший обработку, отличается от того, который не прошел её. У алмаза нет граней, поэтому он выглядит совершенно по-иному и не так эффектно. Бесцветный камень начинает сиять только после огранки. Этот процесс кардинально меняет цену кристалла, но алмаз без огранки стоит гораздо ниже. Есть множество типов обработки, ввиду сложностей камень может менять цену и становиться дороже.

Исходя из вышеперечисленной информации, можно сделать вывод, чем отличается бриллиант от алмаза:

  1. Алмаз - это изначальный вид минерала, а бриллиант - это обработанный камень.
  2. Внешний вид бриллианта намного красивее и ярче, чем у алмаза.
  3. Огранённый камень во много раз дороже, чем не обработанный минерал.
  4. Алмазы могут использоваться в промышленности, медицине. Бриллианты применяются лишь в ювелирных украшениях.

Внимательно изучив происхождение, физические и химические характеристики камня, можно выяснить, чем отличается бриллиант от алмаза. Алмаз как материал применяют в разных сферах, в то время как бриллиант, синтезированный из него, создан для того, чтоб поражать своим блеском и красотой в украшениях.

Помимо идеальной формы и цвета, четкости граней и заоблачной цены, камни, попавшие в этот список, отличает история. Из-за них рушились империи и человеческие судьбы, совершались предательства и великие подвиги.

Топ самых известных бриллиантов

Желтые, как канарейка, голубые, как безоблачное небо, розовые, как только раскрывшийся бутон королевы цветов, и красные, будто пролитая кровь…Не найти двух похожих среди ограненных алмазов, ставших легендой ювелирного дела.

Куллинан

Зимой 1905 года внимание Фредерика Уэллса, управлявшего рудником Томаса Куллинана в ЮАР, привлек необычный блеск. Рабочие, поднятые по тревоге, кропотливо, как опытные археологи, раскопали стенки карьера. Совсем скоро на свет показался огромный алмаз массой почти в 3107 карат. Лучший в Европе гранильщик трудился над неожиданной находкой, являвшейся, по-видимому, лишь осколком массивной драгоценной глыбы. Но даже золотым ручкам Йозефа Аскера не удалось оставить «Куллинан» единым целым.

Из-за внутренних трещин и сколов его пришлось раздробить на два больших, семь средних и россыпь маленьких бриллиантов. Самая крупная часть камня, «Звезда Африки», приобрела грушевидную форму и стала весить 530,2 карат. Сейчас она венчает скипетр британского монарха, а ее младший брат «Куллинан-II» – корону некогда великой империи.

Виттельсбах

Легенда гласит, что темно-голубой бриллиант «Виттельсбах», найденный где-то на просторах Индии, прежде был куском алмаза Жан-Батиста Тавернье. Редкий камень, весивший 112,5 карат, стал достойным подношением Людовику XIV от самого знаменитого ювелира XVII века. Бриллиант побывал в руках испанского владыки Филиппа IV, украшал сокровищницу Габсбургов и в течение 200 лет был фамильным алмазом дома Виттельсбахов. Он умудрился побывать центром изысканной восьмиконечной звезды и короны баварских королей, оказаться в залоге и даже пропасть из виду на несколько десятилетий. Но не только аристократическим прошлым известен этот камень.


В 1998 году «Голубой Виттельсбах» был реализован с аукциона Sotheby’s за рекордную цену – 16,39 миллионов фунтов стерлингов. Сейчас он, изрядно потеряв в весе за счет огранки, находится в частной коллекции.

Золотой юбилей

Долгое время алмаз весом 755,5 карат, найденный в глубинах южноафриканского рудника «Премьер» в 1986 году, оставался незамеченным. Ведь мало того, что по цвету он напоминал кусочек грязи, так и его внутренняя поверхность была испещрена трещинами.


Лишь в 1990 году ювелир Габи Толковский, взявшийся за огранку восьмого по величине алмаза мира, сумел показать «Золотой юбилей» с другой, гораздо более привлекательной стороны. Камень, обработанный по форме кушона с элементами огненной розы, заиграл новыми гранями. Очередь из желающих увидеть желтый, как глаз тигра, самоцвет, растянулась на полтора километра. В 1995 бриллиант, благословленный Папой Римским и высшими религиозными чинами Тайланда, был преподнесен в дар к золотому юбилею правления короля Пхумипона. Сейчас он является украшением Королевского музея в Бангкоке.

Черный Орлов

Предания гласят, что мрачный, как смоль, бриллиант «Черный Орлов», прежде сиял во главе каменного Брахмы в глубинах храма Хинду. Но падкие до наживы расхитители гробниц ослепили индийского бога и навлекли проклятие и на себя, и на тех, в чьи руки попадет черный камень. Лишь истинный владелец, сумевший обуздать силу обугленного алмаза, избежит божественного гнева. Говорят, что жертвами «Черного Орлова» стали графиня Надежда Орлова, наложившая на себя руки, и княгиня Голицына-Баратынская, рано сошедшая в могилу. Да и Джей Пэрис, пытавшийся продать бриллиант в Америке, вместо встречи с выгодным клиентом прыгнул с одной из самых высоких крыш в Нью-Йорке.


Но, кажется, истинная любовь и забота все же победили проклятье. После того, как «Черный Орлов» стал частью дорогого ожерелья и оказался у Денниса Петизана, известий о новых смертях не поступало.

Тиффани

В 1877 году в алмазных копи Кимберли был обнаружен крупнейший желтый алмаз в мире. Камень, весящий 287 карат, был продан в Париже за огромные по тем временам деньги - 18 тысяч долларов. Довольный покупкой Чарльз Тиффани доверил работу над канареечным бриллиантам Георгу Фредерику Кунцу – одному из самых талантливых ювелиров Америки. Через два года упорной работы «Тиффани» стал шедевром: необычный четырехугольник с закругленными боками засиял 89 гранями.

Бриллиант, помещенный в удивительную оправу «Птица на камне» авторства Джин Шлюмберг, поселился на витрине бутика на Пятой авеню. Лишь Одри Хепберн, ставшей звездой «Завтрака у Тиффани», удалось ненадолго почувствовать его на своем теле. Хотя драгоценный камень несколько раз попадал на аукционы, он так и не был продан и до сих пор является символом главного магазина «Tiffany&Co».

Список произведений искусства, выточенных талантливой матушкой Природой, мог бы быть бесконечным. Здесь оказались бы «Алмаз Регента», ставший причиной убийства, и бриллиант «Санси», любимый кардиналом Мазарини. Конкуренцию им могли бы составить и голубоватый «Орлов», украшающий Алмазный Фонд России, и бриллиант «Надежда», спрятанный от алчных глаз в закромах Вашингтонской галереи самоцветов. Но есть среди алмазов тот, с чьей славой не сравнится ни одно сокровище на свете.


Самый известный бриллиант в мире на сегодняшний день

Если верить давним сказаниям, единственная достойная цена за «Кохинур» - это жизнь. Легенда гласит, что за несколько тысяч лет до Рождества Христова близ реки Ямуна появился маленький мальчик. Это был не простой ребенок – малыш оказался порождением Солнца-Карна. А его расшитую шапочку украшал огромный камень – бриллиант, весящий более 800 карат. Много веков хранился у королевской семьи волшебный самоцвет, пока обманом не оказался у персов.


Тогда-то драгоценность и обрела свое имя «Кохинур» - «Гора света» на фарси. Много раз гранился бесценный алмаз, пока не стал небольшим, но безупречным 105-каратным бриллиантом. Он видел немало смертей: и гибель шаха Надира от рук собственной стражи, и восстание сикхов. В 1850 году «Кохинур» наконец обрел свой дом. Засияв под руками искусников из Амстердама, будто солнце, он стал венцом Малой королевской Великобритании и был помещен под защиту мощных укреплений Тауэра.

На удивление, не все самые известные драгоценные камни являются самыми дорогими. На сайте сайт есть рейтинг самых дорогих бриллиантов .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Вне зависимости от вида огранки бриллианты подразделяют на три группы:

Мелкие - бриллианты массой до 0,29 карата;

Средние - бриллианты массой 0,30-0,99 карата;

Крупные - бриллианты массой свыше 1,00 карата.

ВНИМАНИЕ! Масса бриллиантов определяется взвешиванием на аналитических весах с точностью до двух знаков после запятой. Математический расчет массы бриллианта через геометрические параметры дает лишь приближенный результат! Кроме того, масса бриллианта никогда не определяется в сторону увеличения, даже если второй и третий знаки после запятой равны 9! Например, 0,999 кар = 0,99 кар.

Наверх

Цвет

В зависимости от оттенка цвета, его тональности и насыщенности бриллианты подразделяют на:

Бесцветные;

С оттенками разной насыщенности;

Окрашенные (желтые с оттенками разной насыщенности, коричневые с оттенками разной насыщенности);

Фантазийные (со значительным присутствием цвета при просмотре бриллианта через площадку или же с цветом, отличным от желтого, коричневого, серого при сравнении с бриллиантом-образцом по цвету).

Группа цвета определяется визуально путем сравнения конкретного бриллианта со специальными образцами-эталонами, каждый из которых характеризует определенную группу цвета (см. рис. 1).

ВНИМАНИЕ! Чем меньше бриллиант, тем меньше градаций групп цвета. Это следствие того, что с уменьшением объема самого исследуемого бриллианта становится сложнее определить различие между смежными группами цвета. Да и наборы образцов отличаются .

Рисунок 1. Определение цвета бриллианта приборным методом на установке Diamond Brilliance Tester, разработанной в лаборатории РФЯЦ, Саров

Цветовая палитра

Окраска кристаллов алмаза является одной из важнейших характеристик будущего бриллианта. Наиболее высоко ценятся бесцветные бриллианты, а также бриллианты со слабым оттенком голубизны. Камни редкой окраски (голубые, розовые, изумрудно-зеленые и др.) тоже котируются достаточно высоко, несмотря на некоторое ухудшение оптических свойств, обеспечивающих «игру». Такие цвета называются «фантазийными», а высокая ценность бриллиантов этих расцветок обусловлена их уникальностью. Часто встречаются кристаллы желтой окраски разной насыщенности и яркости - вплоть до коричневой; такие камни хуже «играют», вполне заурядны, поэтому и ценятся значительно дешевле.

Таким образом, именно уникальность или, наоборот, ординарность окраски кристаллов является психологической основой различия в стоимости по-разному окрашенных камней и впоследствии изготовленных из них бриллиантов.

    Желтая окраска алмазов. Из цветных наиболее часто встречаются алмазы желтого цвета, который варьируется от янтарно-золотистого до буроватых оттенков. Основной причиной появления различных оттенков желтого цвета в природных алмазах является присутствие атомов азота.

    Зеленая окраска алмазов. Кристаллы, полностью окрашенные в зеленый цвет, довольно редки. Иногда зеленый цвет проникает только на толщину «рубашки» кристалла, гораздо реже зеленоватый цвет равномерно распределяется по всему камню. Основываясь на том, что бесцветные алмазы приобретают зеленую окраску при искусственном воздействии радиации, многие исследователи приходят к выводу, что природа зеленых алмазов радиационная.

    Голубая окраска алмазов. Достаточно редко встречаемые кристаллы алмаза, их окраска вызвана наличием примеси бора.

    Коричневая и розовая окраска алмазов. Камни с такой окраской составляют значительное количество среди природных алмазов.

ФАНТАЗИЙНЫЕ ЦВЕТА

В бриллиантовой торговле существует договоренность называть фантазийными только чрезвычайно красивые и привлекательные бриллианты. На протяжении долгого времени наилучшими считались бесцветные бриллианты. Однако это мнение изменилось около 20 лет назад, когда наиболее ценными стали бриллианты необычных расцветок («фантазийные» бриллианты). И в 1983 году в HRD (Бельгийской геммологической лаборатории) начали проводить сертификацию бриллиантов фантазийных цветов.

Рисунок 2. Диаграмма координат цветности бриллианта

Бриллианты фантазийных цветов можно разделить на две группы:

1. бриллианты уникальных цветов (розовые, голубые и т. д.);

2. бриллианты желтых, коричневых цветов и их комбинаций, окраска которых темнее или насыщеннее стандартных образцов-эталонов по цвету.

Бриллианты фантазийных цветов также подразделяются на:

Фантазийный светлый;

Фантазийный;

Фантазийный интенсивный;

Фантазийный темный;

Фантазийный насыщенный;

Фантазийный яркий.

Следует помнить, что единственным подтверждением фантазийного цвета, а соответственно и стоимости бриллианта является сертификат!

Рисунок 3. Наиболее часто встречаемые фантазийные цвета бриллиантов

ВНИМАНИЕ! Серые, молочно-белые и черные бриллианты, которые встречаются достаточно редко, никогда не называют фантазийными! Вопрос определения фантазийного цвета принципиально важен, поскольку от этого будет зависеть стоимость бриллианта. Фантазийные цвета достаточно разнообразны, поэтому для них не существует наборов-эталонов (потребуется слишком большое количество эталонов). Для их оценки используют атласы цветов, наиболее подходящим из которых считается атлас Манселла. В качестве примера можно привести фотографию фантазийного бриллианта на одной из карт этого атласа (см. рис. 4).


Рисунок 4. Бриллианты фантазийных цветов и использование атласа Манселла

Наверх

Чистота

Чистота - один из основных классификационных признаков бриллиантов, характеризующийся отсутствием или степенью проявления внутренних и внешних дефектов. Чистота бриллиантов является одной из важнейших характеристик, определяющих цену камней. Группу чистоты определяют визуальным методом с применением лупы 10х увеличения при искусственном освещении с применением стандартных источников света D65 (характеристики определены Международной комиссией по освещению CIE).

Внешние и внутренние дефекты

Под характеристиками чистоты понимают как дефекты природного происхождения, возникшие в процессе формирования и добычи кристалла, так и дефекты, появившиеся во время обработки кристалла и ношения бриллиантов в ювелирных изделиях. Все характеристики чистоты можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние дефекты

Это дефекты, расположенные на поверхности бриллианта и незначительно проникающие вглубь его. Внешние дефекты могут быть следствием процесса обработки или повседневного ношения изделия. К внешним дефектам относят: раковины, сколы, царапины, линии полировки, заматованность, пористость рундиста, завальцованность, подгар граней (клиньев).

Внутренние дефекты

Это внутренние особенности камня, целиком находящиеся внутри бриллианта или частично выходящие на его поверхность, видимые невооруженным глазом или при увеличении 10Х. К внутренним дефектам относят: включения, трещины, точки, облака, пузырьки, полоски, микрошвы, грейнинг, линии роста. Некоторые из них в процессе обработки могут выходить на поверхность, но находятся они в объеме бриллианта и поэтому считаются внутренними.

Группы чистоты

Согласно ГОСТу Р 52913-2008 бриллианты в зависимости от характеристики внутренних и внешних дефектов, степени их проявления и места расположения в объеме бриллианта, а также от видов огранки и групп массы подразделяются на группы чистоты в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Определение группы чистоты бриллианта по характеристикам согласно классификации бриллиантов ГОСТ Р 52913-2008 *

Характеристики групп чистоты бриллиантов

Группа чистоты бриллианта

Центральная зона бриллианта

Средняя зона бриллианта

Периферийная зона бриллианта

Вес до 0,299 карат

Вес от 0,30 карат

Без внутренних и внешних дефектов 1 1
Один мельчайший дефект в виде светлой точки, различимый только при просмотре бриллианта со стороны павильона - - 2 2
- Не более двух мельчайших дефектов в виде светлых точек 2 2
- Один мельчайший дефект в виде полоски 2 2
Не более трех мелких дефектов в виде светлых включений - - 3 3
- 3 3
- Не более двух мелких дефектов в виде полоски 3 3
Не более двух мелких дефектов в виде темных включений - - 3 4
Не более четырех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
Не более двух незначительных дефектов в виде полосок 3 4
Не более одного незначительного дефекта в виде полоски и трех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
- - 3 4
Один незначительный дефект в виде светлого облака - - 4 5
Один незначительный дефект в виде трещины - - 4 5
Не более трех незначительных дефектов в виде темных включений - - 4 5
Не более шести незначительных дефектов в виде светлых включений и полосок 4 5
- Не более трех мелких дефектов в виде трещин 4 5
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых включений, полосок, трещин, прозрачных объемных включений 5 6
До пяти незначительных дефектов в виде темных включений 5 6
Один незначительный дефект в виде объемного темного включения 5 6
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых и темных включений, полосок, трещин, облаков, прозрачных объемных включений 5 7
Один небольшой дефект в виде темного включения 5 7
Не более двух небольших дефектов в виде темных включений 5
Не более двух небольших дефектов в виде трещин 5
Не более одного небольшого дефекта в виде облака в сочетании с небольшим темным включением 5
Несколько мелких дефектов в виде трещин в сочетании с небольшим темным включением 5
Многочисленные небольшие дефекты в виде различных включений и трещин 6 8
Одна большая трещина 6 8
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений, трещин 6 9
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений в сочетании с трещинами 6 9
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра не менее 60% граней павильона бриллианта 7 10
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра от 60% до 30% граней павильона бриллианта 8 11
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра менее 30% граней павильона бриллианта 9 12

* Классификация бриллиантов по группам чистоты действует с 01.01.2009 года

Наверх

Огранка

По форме огранки бриллианты подразделяют на:

Круглые (название говорит само за себя, именно такие бриллианты составляют основную массу всего бриллиантового рынка);

Фантазийные (ставшие уже традиционными бриллианты прямоугольных, грушевидных и т.д. форм и даже бриллианты в виде сердца);

Нетрадиционные (в своем большинстве бриллианты, произведенные ограниченной серией или даже в единственном экземпляре; их форма существенно отличается от традиционных; зачастую такие бриллианты используются дизайнерами в авангардных украшениях).

По типам огранки (форме и взаимному положению граней) бриллианты подразделяют на:

Клиньевая, или бриллиантовая - к данному типу относятся «круглые», «груши», «маркизы», «сердца» (см. рис. 5);

Рисунок 5. Клиньевая, или бриллиантовая огранка

Ступенчатая – «принцессы», «изумруды», «квадраты» и т.д. (см. рис. 6);

Рисунок 6. Ступенчатая огранка

Смешанная (сочетающая в себе элементы первых двух типов – например, «феникс»).

Наверх

Стоимость

ВНИМАНИЕ! Если цена одного отдельного грамма золота и одного грамма в килограмме одинакова, то стоимость бриллиантов с увеличением их размера возрастает в прогрессии. Например, бриллиант весом 0,99 карата будет стоить гораздо меньше, чем бриллиант весом 1,00 карата при одинаковом цвете и чистоте.

Бриллианты независимо от вида огранки, по массе подразделяются на три группы:

Средние;

Крупные.

Кроме того, для мелких бриллиантов вводится понятие подгрупп массы (диапазон значений массы бриллиантов).

Понять принцип формирования обозначения размерно-весовых подгрупп достаточно просто - это не что иное, как количество штук бриллиантов, составляющих массу, равную одному карату.

Мелкие круглые семнадцатигранные бриллианты (Кр-17) подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Характеристика размерно-весовых подгрупп бриллиантов Кр-17


Мелкие бриллианты других видов огранки подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 2.

Таблица 2. Характеристика размерно-весовых подгрупп мелких групп бриллиантов

Средние бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 0,30 до 0,39 включ.; от 0,40 до 0,49 включ.; от 0,50 до 0,59 включ.;

от 0,60 до 0,69 включ.; от 0,70 до 0,79 включ.; от 0,80 до 0,89 включ.; от 0,90 до 0,99 включ.

Крупные бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 1,00 до 1,24 включ.; от 1,25 до 1,49 включ.; от 1,50 до 1,74 включ.; от 1,75 до 1,99 включ.; от 2,00 до 2,24 включ.; от 2,25 до 2,49 включ.; от 2,50 до 2,74 включ.; от 2,75 до 2,99 включ.; от 3,00 до 3,24 включ.; от 3,25 до 3,49 включ.;

от 3,50 до 3,74 включ.; от 3,75 до 3,99 включ.; от 4,00 до 4,24 включ.; от 4,25 до 4,49 включ.; от 4,50 до 4,74 включ.; от 4,75 до 4,99 включ.; от 5,00 до 5,24 включ.; от 5,25 до 5,49 включ.; от 5,50 до 5,74 включ.; от 5,75 до 5,99 включ.; от 6,00 и св.

Наверх

Наиболее актуальные вопросы в практике современных геммологических лабораторий

Пять С

Безусловно, основные характеристики бриллианта основываются на его визуальном восприятии. Однако такой подход не может быть объективным, поэтому оценка бриллиантов производится по так называемым «четырем С»:

Color (цвет);

Clarity (чистота);

Cut (огранка);

Carat weight (масса в каратах).

На сегодняшний день применение последних научно-технических разработок позволяет объективно подойти к комплексной оценке бриллианта. С этой целью ОАО «ПО «Кристалл» и ФГУП Российский Федеральный Ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики впервые в мировой практике специально ввели новый показатель, так называемую пятую «С» - коэффициент «Charm», а также разработали оборудование и методику измерений.

Коэффициентом «Charm» определяют следующие оптические характеристики блеска бриллианта:

1. Интенсивность блеска - этот параметр характеризует яркость блеска и определяется как коэффициент отражения лучей света в бриллианте. На эту характеристику влияют в первую очередь потери света из-за несовершенства огранки бриллианта.

2. Дисперсия блеска - этот параметр характеризует способность бриллианта разлагать падающий на него белый свет в цвета радуги. По-другому его можно определить как цветовую насыщенность блеска. Этот параметр наибо¬лее сильно проявляется в бриллиантах с высокой чистотой и хорошей геометрией огранки.

3. Искристость блеска - этот параметр включает в себя две оптические характеристики, на которые реагирует глаз человека:

Рельефность рисунка блеска, характеризующую среднее число искр в картине блеска, различаемых глазом человека (статическую компоненту параметра искристости);

Мерцание рисунка блеска, характеризующую изменение интенсивности блеска при наклоне и повороте бриллианта в пространстве (динамическую компоненту параметра искристости)

4. Геометрия рисунка блеска - этот параметр характеризует наличие или отсутствие в рисунке блеска больших темных пятен, различимых глазом человека, которые можно трактовать как дефекты блеска.

При сертификации измеренное значение данного коэффициента заносится в специальную графу в бланке сертификата, и человек, получающий сертифицированный бриллиант, может самостоятельно, без специальной подготовки и приборного обеспечения сделать вывод - насколько хорошо будет смотреться бриллиант.

Наверх

Природа бриллианта и воздействие на него

Наиболее актуальным и сложным остается вопрос диагностики природы бриллианта и обнаружения следов внешнего воздействия на него с целью изменения цвета и/или чистоты.

На современном рынке наиболее часто встречаются следующие группы ограненных камней:

1. Природные ограненные алмазы - бриллианты, подвергавшиеся воздействию с целью изменения цвета и/или чистоты.

Наиболее часто камни подвергаются термобарическому воздействию и/или облучению с целью изменения цвета. Причем современные технологии позволяют как обесцвечивать бриллианты, так и придавать им насыщенные фантазийные цвета. Для улучшения же чистоты, как правило, используются методы заполнения трещин веществом с показателем преломления, близким к алмазу. Если нанесение покрытия, следы заполнения трещин и высверленные лазером каналы можно обнаружить при просмотре бриллианта в лупу и микроскоп, то следы облучения и термобарического воздействия диагностировать достаточно трудно. Такая диагностика проводится только в геммологических лабораториях путем анализа спектрограмм, снятых на специальном оборудовании, а также с помощью целого ряда дополнительных косвенных признаков.

Сведения о наличии или отсутствии следов внешнего воздействия с целью изменения цвета и/или чистоты бриллианта обязательно должны вноситься в бланк сертификата!

2. Синтетические ограненные алмазы

На сегодняшний день широко известны такие имитации бриллиантов, как фианит, стекло, цирконий, муассанит и т.д. Современное оборудование с достаточной точностью позволяет отличить их от алмаза. Однако в последнее время в мире, в частности в США, России, странах СНГ, наблюдается рост объемов производства высококачественных синтетических алмазов, из которых затем изготавливаются ограненные ювелирные вставки. Если синтетический кристалл алмаза специалист еще может визуально отличить от природного (по характеру поверхности граней кристалла, его внешнему габитусу, наличию затравки), то после огранки такая возможность полностью исчезает. Именно поэтому наиболее авторитетные геммологические лаборатории мира уделяют большое внимание внедрению и развитию современного высокоточного диагностического оборудования этого профиля. Без сложных специальных дорогостоящих тестов неподготовлен-ному потребителю происхождение бриллиантов невозможно определить.

Существуют методы синтеза алмазов, которые позволяют создавать синтетические алмазы, искусственное происхождение которых невозможно диагностировать во многих геммологических лабораториях.

В отечественной геммологической практике сегодня используются последние разработки российских ученых в области диагностики бриллиантов. Так, например, Смоленский геммологический центр совместно с Научно-технологическим центром уникального приборостроения РАН проводят исследования по диагностике облагороженных бриллиантов и синтетических ограненных алмазов с использованием акустооптического спектрометра рамановского излучения. Данный прибор позволяет не только в течение 1,5-2 минут однозначно отличить бриллиант от имитации (даже в том случае, когда камень закреплен в изделии!), но и определить метод воздействия на бриллиант или синтетический ограненный алмаз. Очевидно, что именно за такими приборами будущее геммологи.

Рисунок 9. Сертификат соответствия синтетического ограненного алмаза и его блистерная упаковка

3. Имитации бриллиантов (наиболее часто встречаемые: циркон, муассанит, шпинель и т.д.).

Отличить бриллиант от имитаций для специалиста сегодня не представляет сложности. Во-первых, при визуальном осмотре у настоящего камня можно обнаружить следующие идентификационные признаки: качественную полировку граней и остроту ребер, отсутствие эффекта «раздвоения ребер», наличие включений и дефектов, характерных для природных алмазов. Во-вторых, существует ряд приборов, позволяющих специалисту даже с незначительной подготовкой отличить бриллиант от имитаций.

Бриллианты поломали не одну сотню жизней. Но среди многих трагических случаев, связанных с украшениями, выделяются истории «роковых камней», которые меняли хозяев «как перчатки» и повсюду оставляли за собой кровавый след.

Пожалуй, самый безобидный в нашем списке, бриллиант «Регент» (140,64 карата). Доподлинно неизвестно, где и когда он был найден, но, по самой распространенной версии, его обнаружил в 1701 году индиец раб на руднике, в районе приисков Голконды (Центральная Индия), где была добыта большая часть алмазов, о которых мы сегодня будем говорить. Свою биографию камень, начал с крови – раб отказался отдавать его хозяевам рудника и обманул охрану, спрятав камень в разрезанном бедре и повязав все это повязкой из листьев. Ночью он сбежал, но был предательски убит одним матросом, который обещал в обмен на алмаз вывести его из страны. Прибыв в пункт назначения матрос продал алмаз сэру Томасу Питту, губернатору крепости Сент-Джордж. Деньги он истратил «по-матросски» - быстро, а потом повесился с горя.
Отсюда начинается подлинная история бриллианта. Томас Питт отдал камень ювелиру Джозефу Коупту, который и придал ему современную форму. Но в те времена губернатору небольшой крепости было опасно обладать таким сокровищем – охотники за драгоценностями не оставили бы его в покое. Поэтому, помучившись от мании преследования, Томас продал камень регенту Франции Филиппу II Орлеанскому. Во время французской революции «Регент» украли вместе с другими украшениями Бурбонов. Вернуть в руки монархии роковой бриллиант удалось Наполеону, который украсил им рукоятку своего меча. Что стало со знаменитым полководцем, всем и так известно. После Наполеона, сколько бы камень ни крали, он всегда, в конце концов, оказывался во Франции. Сегодня его можно увидеть в Апполоновой Галерее Лувра.

"Кохинор"

История белого бриллианта «Кохинор» («Гора света»), который сегодня украшает корону королевы Елизаветы, известна с XIV века, хотя найден он был, очевидно, раньше, согласно легендам, все в тех же копях Голконды. Несколько веков он украшал тюрбан раджей из династии государства Малва. Существовали легенды, что первым владельцем камня был легендарный герой Индии Карна из эпоса Махабхарата. Поэтому, в народе существовало поверие, что когда «Кохинор» поменяет владельца, то государство будет порабощено. Так и случилось в 1304 году, когда Малву завоевал делийский султан Ала-ад-Дином, который присвоил себе знаменитую драгоценность.
Впоследствии, камень сменил много династий – Великих Моголов, иранскую династию Афшаридов, афганских Дурранов – везде он считался символом власти, поэтому его владельцы менялись не всегда бескровно. Историки утверждают, что из восемнадцати владельцев этого бриллианта одни были предательски убиты, другие погибли в сражениях, остальные умерли в нищете. В конце концов, Кохинор оказался в 1849 году в руках у английских властей и был передан среди прочих ценностей, королеве Виктории.

"Черный бриллиант Орлов"

Также известен как «алмазное око Брахмы». В Индии черный алмаз в 195 карат, по легенде, украшал глаз статуи бога Брахмы около Пондишери (Южная Индия). Возможно подобная биография, а также редкий черный окрас и объяснили бы все слухи о проклятье, если некоторые из его владельцев не свели счеты с жизнью. Первым был Джей Пэрис, который привез бриллиант в Америку в 1923 году. Спустя некоторое время он спрыгнул с одного из небоскребов Нью-Йорка. Следующие владелицы – Надежда Орлова и княгиня Галицина-Баританская тоже, якобы, в 1947 году покончили с собой.

Сложно утверждать, насколько правдивы эти истории – архивы обходят загадочные смерти стороной. Согласно документам, княгиня Галицина-Баританская умерла в возрасте 102 года в Швейцарии в 1918 году, а Надежда Петровна Орлова в 90 лет во Франции в 1988 г.

Впоследствии камень поменял еще многих владельцев, наиболее известный из них - ювелир Денис Петимезас, купивший камень в 2004 году. Он публично заявил, что не чувствует никакого действия пресловутого проклятья, и бриллиант не принес ему ничего иного, кроме удачи. Тем не менее, уже спустя 30 месяцев он выставил его на продажу. В 2006 году у «черного Орлова» нашелся загадочный покупатель, по словам СМИ, «с другого континента», чье имя и судьба общественности неизвестно.

Ничего неизвестно о происхождении еще одного печально известного бриллианта «Санси». Говорят, что его добыл некий купец в пещерах с драгоценностями и вез в дар султану, но в пути его убили. После этого камень пошел «гулять» по свету, пока не попал в руки короля Карла Смелого в XV веке. Он и отдал его ювелиру для огранки, который сделал из него бледно-желтый бриллиант 55, 23 карата. Спустя два года король умер, а камень пропал без вести и был найден только в 1570-м году у Николая де Санси – французского поверенного в Константинополе. Вот к кому бриллиант отнесся благосклонно – с его помощью Николаю удалось добиться расположения короля Франции Генриха III, которому он на время его одолжил. По легенде, слуга, отправившийся доставить камень королю, погиб от руки грабителей, но перед этим успел проглотить "Санси". Как известно, Генрих III тоже не долго просидел на троне.

Когда произошла Французская революция 1789 года, "Санси" находился во французской сокровищнице вместе с другими роковыми бриллиантами «Хоуп» и «Регент». Дальнейшая его судьба туманна. Известно, что он успел побывать в руках у Демидовых. В конце концов, его купили американские промышленники Асторы, которые через некоторое время продали его Лувру, где он и находится по сей день.

Самый последний и самый кровавый – сапфирово-синий бриллиант, с абсолютно несоответствующим именем своей репутации – «Хоуп» («Надежда»). Камень, весивший до огранки сто пятнадцать каратов (карат равен 0,2 грамма), был привезён из Индии французским купцом, путешественником и ювелиром Жаном-Батистом Тавернье, который, кстати, известен своими описаниями копей Голконды. Он подарил его королю Людовику XIV. Первой, на кого обрушилось проклятье, была многолетняя любовница короля маркиза де Монтеспан. Эта пылкая черноволосая красавица, к тому же умная и образованная, успевшая родить королю восемь детей, получив алмаз в подарок, сразу же опротивела Королю-Солнце. Даму сердца изгнали из дворца, а алмаз, нашел свое место на кружевном жабо Людовика XIV. Ровно через семь месяцев, в 1715 году, король, не расстававшийся с бриллиантом, скончался. Его наследник Людовик XV упрятал "Хоуп" на долгие годы в королевскую сокровищницу. Следующей его хозяйкой стала печально известная Мария-Антуанетта, которая любила шикарные платья и красивые камушки. Ее судьба, как и судьба ее супруга всем прекрасно известна – гильотина. Следующим его известным владельцем стал Георг IV, который вскоре сошел с ума. После этого, камень продали банкиру Томасу Генри Хоупу. Человека, именем которого назвали камень, отравили.
В 1910 году бриллиант приобрёл за 550 тысяч франков ювелир Пьер Картье, который почему то сразу же перепродал его семейству миллионеров Маклин. Эдвард Бейл Маклин являлся наследным владельцем газеты «Вашингтон пост», а его жена Эвелин Уэлш Маклин владела алмазными копями. Вскоре семья потеряла наследника, после чего мистер Маклин запил горькую и скончался. Напуганное семейство продало в 1958 году «Хоуп» известному филантропу Гарри Уинстону, который, впоследствии передал его Смитсоновскому институту.
Сегодня знаменитая «Надежда» поджидает свою новую жертву за пуленепробиваемым стеклом экспозиции.