- Первый в Москве Реджио-сад. Мы воспитываем наших детей по получившей широкое распространение на Западе итальянской методике Реджио – это, на наш взгляд, лучший подход к детству и воспитанию детей.
- Мы растим творческих разносторонних личностей, интересующихся устройством окружающего мира, разбирающихся в сути вещей, думающих и свободных в своем выборе.
- В 2017-2018 учебном году идет прием в классы: Infant Class (9 мес - 1,5 года), Toddler Class (1,5-3 года), Class I (3-4,5 года), Class II (4,5-6 лет) полного и неполного дня. По договоренности возможны экстра-часы (After Care).
Занятия и услуги:
- Реджио-сад | 1-6 лет Пн-Пт | с 9-00 до 13-00 | с 9-00 до 18-00 Ежедневные программы комплексного развития по известной итальянской методике Реджио направлены на всестороннее развитие навыков ребенка на русском и английском языках. Огромное внимание уделяется сенсорному развитию, современным методам познания мира, искусству и дизайну. Дети изучают живопись и скульптуру, музыку и драму, работают с природными и художественными материалами, знакомятся с алфавитом, письмом и счетом. Мы учим детей задавать вопросы и генерировать собственные оригинальные идеи, прививаем умение работать сообща в небольших проектных группах.
- Toddler & Parent Toddler Class | 1-2 года Вт и Чт | 10-00, 11-00, 12-00 В этом возрасте воспитание ребенка – это формирование его базового доверия к миру. Основные акценты в группе Parent Toddler I делаются на эмоциональное, сенсорное и моторное развитие. Ко второй ступени (Parent Toddler II) добавляются формирование гармоничного соединения с мамой и чувства собственного "Я". На занятиях без мамы основным акцентом выступает обучающая игра - развивается мышление, восприятие, память, внимание, усидчивость, эмоциональный интеллект. 10-00 - Parent Toddler I - занятие для малышей с 9 мес до 1,5 года вместе с родителями. 11-00 - Parent Toddler II (1,5 - 2 года) - подвижное занятие в игровой форме вместе с мамой. 12-00 - Toddler Class (2 - 2,5 года) - занятие в классе без мамы.
- English World | 3-5 лет | 5-7 лет С 1 сентября В формат часового занятия укладывается целый английский мир: буквы, цифры, формы, песни, книги... Идет развитие коммуникативных навыков ребенка, умения выражать свои мысли, расширение словарного запаса на английском языке. Занятия ведут native speakers (носители из UK и USA) - занятие построено в формате игры, дети учатся понимать английскую речь через жесты и движения, произносить первые слова. Каждый урок - новая интересная тема.
- Живопись в Atelier | 3-5 лет | 7-9 лет С 1 сентября В Ателье, она же Арт-мастерская, дети изучают фундаментальные основы рисования, узнают о различных техниках воплощения их творческих замыслов, раскрывают художественное зрение и чутье. Материалы - от гуаши и пастели к маслу и акрилу. Занятия проводит Маслова Наталья Николаевна, преподаватель с двадцатилетним опытом работы, выпускник художественно-графического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова, член МХФ и постоянный участник московских художественных выставок.
- Китайский язык | 3-5 лет | 6-8 лет Ср и Птц 12-00 Китайский для детей – это не просто новомодный тренд. Это прозорливость родителей, умение видеть перспективу и желание обеспечить будущее своим детям уже сегодня. При обучении детей китайскому с нуля фокус делается на раннее развитие ребенка. Преподаватель с ребенком играют, поют песни, танцуют, мастерят, рисуют. В этом возрасте обучение сводится к разучиванию навыков и получению основных знаний. Естественно, все обучение - только на китайском языке. В группе постарше мы вводим специальную часть обучения, непосредственно связанную с письмом и чтением на китайском языке. В классе дети начинают изучать пиньинь, простые иероглифы, учатся их писать.
- School skills | Адаптация к школе 5-6 лет С 1 сентября Целью занятий в подготовительных группах является не столько формирование конкретных навыков, сколько рост личности, развитие восприятия, воображения, символического замещения, умения представлять в уме. Пристальное внимание уделяется развитию учебной мотивации и формированию желания учиться, умению произвольно удерживать свое внимание не менее получаса. Благодаря особой организации занятий у детей развиваются первоначальные навыки совместной деятельности, дети учатся выслушивать других людей, формулировать свои мысли и чувства так, чтобы быть понятыми.
- Weekend Program | Группы выходного дня 2-4 года | 4-6 лет С 1 сентября Выходной день можно посвятить любимому делу или любимой теме. Наши темы выходного дня обширны - Путешествия, Профессии, Кухни мира, Зоомир, Космос... Занятия проходят на английском языке с носителем. Вторая часть посвящена работе в Ателье, Реджио-зонах, в старших группах идет развитие школьных навыков. Каждую субботу с 10-00 до 14-00.
- Музыка: блокфлейта и фортепиано 3-4 года | 5-6 лет С 1 сентября Музыка – один из величайших и прекраснейших человеческих языков, она проникает через время и границы и понятна каждому. Даже ребенку. Особенно ребенку! Мы хотим заронить в детях к ней любовь, научить их слушать, понимать и любить различные виды классической и современной музыки. Занятия по блокфлейте и фортепиано проходят под руководством профессионального музыканта Новой Оперы Ю.Ю. Прялкина. Две группы - старшая и младшая.
Условия пребывания детей:
- Отдельный класс для каждой группы (до 10 человек), оборудованный современными пособиями, канцелярией, игрушками.
- Имеется зона для сна, зона приема пищи.
- Видеонаблюдение.
- Стеклянные перегородки, позволяющие видеть всё происходящее в классе.
В одной из глав книги «Bringing Reggio Emilia home» Луиза Бойд Кадвелл подробно описывает обычный день в детском саду «Диана».
В этот садик ходят дети от 3 до 5-6 лет, разделенные на три большие группы по возрасту. В каждой группе — примерно 25 детей и двое учителей. Как же проходит их день?
Начало дня
Дети и учителя приходят в Реджио-сад около 8 часов утра. Дети свободно играют в общем пространстве, piazza («пьяцца», букв. — «площадь»), а учителя обсуждают вчерашний день и планы на сегодня.
Это любопытное обсуждение: педагоги стараются увидеть, какие детские идеи отразились в их вчерашних занятиях. Имеются в виду не только высказывания: часто ребёнок воплощает свою мысль в движении (например, играет с тенью от руки), поделках из глины или проволоки, деталях рисунка, взаимодействии со светом и тенью…
Для нас привычно полагаться на память, но память сохраняет немного и ненадолго — только что-то очень яркое, а важная идея может быть неприметной. Так начинаешь понимать всю ценность и потенциал заботливой документации в Реджио-педагогике…
Задача учителей — решить, о чём поговорить с детьми дальше, какие материалы предложить, как развить их идеи и опыт.
Кроме этого, каждый день с утра немного меняется выставка детских работ у входа в класс — новые поделки из глины учитель часто ставит у зеркала (зеркала повсюду в детских садах Реджио Эмилия!), чтобы дети могли увидеть свои творения в непривычном ракурсе.
На стене класса непременно висят фотографии, рисунки, комментарии и высказывания детей по теме текущего проекта. Кстати, хранить все материалы по проекту в пределах видимости и в особо отведённом месте (на стене, на столе, на полке) — отличная идея и для домашних занятий.
Утренние занятия
В 9 часов родители уходят, и каждая группа детского сада вместе со своим учителем садится в круг. Дети делятся новостями и впечатлениями. Сегодня они делятся на малые группы (2-5 человек) и каждая группа решает, чем будет сегодня заниматься. В другие дни учитель может предложить общее занятие для всех детей или их большой группы (до 20 человек).
Учитель помогает организовать утреннее время
Действие происходит в группе 5-6 летних детей, основной проект класса сейчас — «Деревья».
Учитель по очереди обращается к каждой группе детей (а иногда — когда всем вместе)
— Карла, Агнезе и Элиза, вы делали газету класса, хотите продолжить? Может, сегодня поработаете за компьютером?
— Нас попросили помочь трёхлеткам поработать с проволокой, кто пойдёт?
— Кто хочет играть в шашки?
— Двое могут рисовать цветными чернилами на световом столе и нарисовать растения, которые принесли обратно в класс после каникул.
— Бобо, Марко, Але и Омар, вы ещё не закончили рисовать свои мысли и теории о деревьях вместе с Мариной (учителем) в мини-ателье, не так ли?
— Какие ещё у вас есть идеи? Чем вы хотите заняться?
Здесь интересное сочетание четких рамок и огромной свободы: время занятий и формат (малая группа) определяются заранее, а вот выбрать задачу, тему, направление могут сами дети, и учителя их всячески поддерживают.
Дети готовят всё, что нужно каждому для работы (сами), и расходятся по местам.
Они погружаются в свои занятия с головой и увлечены ими примерно с 9 до 11, а потом потихонечку отправляются гулять во двор. Иногда такая прогулка может быть организованной, вместе с учителем .
Полдень и тихий час
Без четверти двенадцать дежурные возвращаются с прогулки и помогают накрывать на столы к обеду — раскладывать приборы, салфетки.
Обед — неторопливое время наслаждения едой. По одному учителю из каждого класса помогает сервировать блюда, а остальные расставляют в комнатах раскладушки на тихий час. После обеда дети идут отдыхать, кто-то из учителей читает сказку из обширной книжной коллекции, и дети потихоньку засыпают.
У учителей начинается обед, возможность отдыха и приятного общения дружной команды, а потом они продолжают обсуждать то, что было утром, ищут идеи, предлагают варианты развития темы.
Окончание дня
После тихого часа дети едят полдник, и за многими из них приходят родители. Некоторые остаются ещё на час или два «на продлёнку», но это уже довольно свободное время, когда дети просто играют.
Мысли вслух
Этот распорядок — огромное вдохновение для применения Реджио-подхода дома… У детей в детском саду Реджио Эмилия всего пара часов в день на то, чтобы воплотить свои идеи и поработать вместе над каким-то проектом, и при этом результаты обучения впечатляют. Конечно, особое отношение к ребёнку проявляется не только в часы утренних занятий, но и во всех совместных делах.
Получается, что времени на на конкретные занятия и домашние проекты в духе Реджио можно поначалу отвести совсем немного (около часа каждый день или несколько раз в неделю), но важно потихоньку учиться использовать ресурсы документации (начать можно, например, с дневника).
Обсуждать свои записи, фото и видео с ребёнком, перечитывать и обдумывать самой, показывать тем, кому мы доверяем. Именно так мама может стать первооткрывателем и исследователем в мире собственного ребёнка! Это не требует постоянной вовлечённости в его занятия целый день (что похоже на утопию, особенно, когда детей несколько, а взрослый один), но это «качественное время» и плодотворное его использование.
Один день из жизни детского сада Реджио Эмилия
Дина Дианова – эксперт по адаптации реджио-подхода, 12 лет она развивает студию свободного развития «Зеленое яблоко». Именно этот подход был выбран для , и он показался нам настолько интересным, что захотелось рассказать о нем и другим. Эта тема не связана с продуктами питания, о которых мы обычно пишем, но очень близка к философии «ВкусВилл». Надеемся, нашим читателям будет интересно.
«В центре реджио-подхода стоит ребенок, не привычный нам пустой сосуд, который надо наполнить чем-то необыкновенным с нашей, взрослой, точки зрения, какой-то научной картиной мира и правильными вещами, - рассказывает Дина Дианова, - Мы относимся к ребенку, как к ларцу с сокровищами, которые надо явить миру. И взрослым надо создать такие условия, в которых эти сокровища явятся».
Для этого создается особая богатая среда, наполненная различными материалами, специальными устройствами и возможностями, которые провоцируют интерес ребенка, а взрослые являются своего рода фасилитаторами, которые помогают ребенку в этой среде реализовать этот интерес и строить свой мир.
«Это нам позволяет увидеть реальные интересы ребенка: как он строит отношения с другими детьми, другими объектами, как он себя проявляет в этом взаимодействии. Потому что реджио - это действительно педагогика свободы, но это свобода сообщества, в которой ребенок находит баланс между своими интересами и интересами группы, в которой он находится», - объясняет Дина.
Подход был создан гражданами, это не выдуманная в кабинетах система, а педагогика, выросшая из реальной истории маленького городка Реджио-Эмилия на севере Италии, откуда она и получила свое название. В послевоенные годы жители решили, что их будущее будет зависеть от настоящего их детей и захотели создавать такие школы и сады, в которых личность развивалась бы свободной, творческой, критически мыслящей, то есть, приобрела бы все бесценные навыки для XXI века - софт-скиллз, как мы бы назвали их сейчас.
Потом к энтузиастам присоединился молодой учитель Лорис Малагуцци. Он был настолько вдохновлен гражданским подвигом простых людей, что начал активно изучать, привлекать и перерабатывать все новое в психологии и педагогике того времени, включая систему Марии Монтессори, вальдорфскую педагогику, идеи основателей когнитивной психологии Льва Выготского и Жана Пиаже, а также других мыслителей практиков.
В итоге к 60-м годам в Реджио-Эмилии возникла целая система дошкольных учреждений, которая включала в себя ясли и сады с совершенно уникальным подходом - в центре сада Лорис Малагуцци поставил фигуру «художника», который работает с детьми, и «ателье» - у нас бы это называлось «творческая мастерская», наполненная разными возможностями.
В этой мастерской происходит много интересного - там нет программы, а есть проектирование - постоянно возникающая программа от задач, которые стоят перед ребенком, перед группой детей, перед сообществом. И всегда есть ответ на вызов времени: возникают какие-то интересные явления в городе, и это явление может стать предметом проекта в группе.
Нет никакой, в нашем понимании, программы обучения, жесткости плана, а есть открытая творческая обстановка. Всячески приветствуется исследовательское поведение детей, выдвижение детьми собственных гипотез. Ошибки и время рассматриваются как личный и групповой ресурс.
Нет четких рамок в проекте: он может начаться, притормозиться, снова возобновиться. Он может охватывать всю группу, или быть предметом интереса одного или двух детей. Взрослый не указывает, что делать, а включен в процесс вместе с детьми. Он не навязывает помощь, не диктует, не задает вектор. Но может провоцировать.
Например, ребенок приносит в студию игрушку, маленькую морскую звезду, кладет ее на поверхность оверхед-проектора, который в увеличенном варианте проецирует ее на большой белый лист на стене, затем он обводит эту уже выросшую в размерах звезду. А это волшебное действие провоцирует интерес у других детей и становится началом большому Морскому проект, в котором создается целый мир, населенный разными подводными обитателями, реальными и фантастическими.
Итак, пространство мы создали, теперь оно должно наполняться правильными взрослыми. В чистом виде подход существует только в Реджио-Эмилии. За последние 50 лет по всему миру вдохновившиеся реджио-педагогикой специалисты и родители адаптируют ее и развивают под свои задачи и окружение. Но главное везде – насыщенная различными предложениями среда и сотрудничество детей и взрослых. Причем, взрослый не дает готовой научной картины мира, не критикует «несовершенные» детские гипотезы, он, прежде всего, создает возможности, наполняет ими среду и вместе с детьми ее поддерживает и наполняет.
Реджио-педагогика развивает в растущем человеке творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде.
В реджио-подходе заложен огромный потенциал развития демократии - правила не спускаются сверху, а рождаются из прецедентов и ситуаций. Они свободно обсуждаются, поддерживаются и транслируются самими детьми. В подходе, прежде всего, уважается право ребенка на свой путь развития и строительства собственного знания о мире и о себе. Дети открыты к познанию, они с радостью объединяются в группы вокруг общих интересов. И у каждого ребенка должна быть возможность и самому что-то поделать или укрыться в уютном домике-норке и подглядывать за миром.
«Ребенок состоит из сотни.
У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров,
чтобы совершать открытия.
У ребенка
сто (и еще сто, сто, сто) языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты -
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть».
Лорис Малагуцци, основатель реджио-подхода
Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития. Он уже более 20 лет господствует в муниципальных детских садах Италии, Германии и других европейских стран.
«Летидор» разобрался, чем заслужила такую популярность методика и почему она помогает детям мыслить свободно.
Как появился реджио-подход
После Второй мировой войны во всех сферах жизни итальянцев происходили значительные изменения. Общий экономический и социальный подъём не обошёл стороной образование.
В 1950-х годах в городке на севере Италии в обычных детских садах стали экспериментировать с новым педагогическим подходом под названием «реджио». Его создателем считают психолога Лориса Малагуцци. Он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого - вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место.
Программа, которую Малагуцци внедрял в муниципальных детских садах, базируется на воспитании в человеке демократии и социальной справедливости.
iconmonstr-quote-5 (1)
В основе реджио-педагогики - предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.
Малагуцци был уверен, что ребёнок на начальном этапе развития наделён сотней «языков», благодаря которым он может выражать себя. Цель взрослого - не отнимать у малыша эти «языки» и давать ему только один (речь), а научить его пользоваться всеми символическими языками самовыражения (живопись, скульптура, театр и другое) с помощью способностей, которыми его наделила природа.
В 1970-х годах подход Малагуцци был оценён мировым педагогическим сообществом на международной выставке образования в Стокгольме.
Педагоги из разных стран с интересом слушали, как итальянскому психологу удалось на практике связать воедино разные миры, в которых живёт ребёнок: семью и детский сад.
Суть реджио-педагогики
Одна из главных идей, которая лежит в основе подхода: дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. Они берутся за проекты, темы которых сами придумали в играх и разговорах.
Взрослые выступают здесь в роли помощников, чтобы малыши наиболее полно смогли реализовать задуманное.
Для творчества без границ в детских реджио-садах особенным образом организовано пространство (среда), в котором дети проводят большую часть дня.
Пространство поделено на разные зоны:
iconmonstr-quote-5 (1)
от уединённых уголков, где дети могут отгородиться от коллектива, до больших залов, где проходят масштабные мероприятия.
Кроме этого, здесь располагаются совершенно волшебные комнаты сказок, костюмерные, творческие мастерские. Ребята должны чувствовать себя в детском саду так же уютно, как дома.
Воспитатели наблюдают за детьми и стараются вмешиваться в их разговоры только по мере необходимости.
Среди педагогического реджио-сообщества принято документировать разговоры и действия малышей, а затем обсуждать их в профессиональном кругу, чтобы предлагать детям ещё более интересные способы досуга.