Рациональное применение беседы в доу. Контрольная работа Методика развития речи. Обобщающая беседа


Введение

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. И в том и в другом случае - это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Известно, что беседа - активный метод умственного воспитания. Вопросо-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Беседа - эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Однако необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4-1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Развитие ребенка в первые годы жизни

Первые годы жизни имеют жизненно важное значение для приобретения и укрепления физических, когнитивных и социально-эмоциональных способностей. В частности, в дошкольном возрасте возникают важные детские навыки, такие как самосознание, способность повествования и эмоциональная компетентность. Развитие этих навыков позволяет ребенку делать важные отношения в контексте принадлежности и размещать своего человека по отношению к другим.

Только в этот период жизни родители и дети начинают все чаще вести беседы между собой по различным аспектам повседневной жизни, что они жили вместе. В этой связи фундаментальным предположением психологии развития является тот факт, что взаимодействие между родителем и ребенком в целом и диалектические разговоры между ними, в частности, представляют собой важный контекст развития. Эта идея коренится в различных теоретических формулировках, но прежде всего в социокультурной теории Выготского, которая утверждала, что все способности развиваются в первую очередь на межличностном уровне во взаимоотношениях между родителями и маленькими детьми.

    Выбор тематики и определение содержания бесед
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий.
Этот тип беседы развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.
Обобщающая беседа как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах (можно рекомендовать также опыт В. В. Гербовой, которая обосновала полезность и доступность для детей средней группы нескольких обобщающих занятий - бесед о временах года).
Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим.
В методической литературе широко освещены беседы бытового или общественного характера, а также природоведческие («О нашем детском саде», «О труде взрослых», «О зимующих птицах» и т. п.). Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. Естественно, в первые месяцы учебного года планируются темы, требующие меньшей специальной предварительной подготовки детей («О семье», «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми», «Наши дежурства»).
Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учетом опыта и представлений детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.
Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания – о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.
Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран).
Предшествующая работа: в течение двух месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и профессиями тех, кто строил дом.

2.Структурные компоненты обобщающих бесед
В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. Можно использовать картину, загадку,стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.
Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» – тоже с вопроса, заключающего в себе элемент проблемности: «О каком человеке можно сказать, что он культурный, вежливый?» . Для беседы о городе удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображением его достопримечательностей. Беседу о зиме можно начать с загадки: «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»
В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.
Например, беседу «О своей группе» можно начать так: «У нас есть дети, которые уже давно ходят в детский сад, вот Сережа, Наташа уже три года в детском саду. А некоторые дети недавно пришли к нам, они еще не знают наших порядков. Сейчас мы поговорим, какой у нас порядок в групповой комнате, чтобы и эти дети знали». Задача воспитателя - вызвать у детей интерес и предстоящей беседе, желание принять в ней участие.
В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.
Эта часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы, т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.
Например структуры основной части беседы «О здоровье» в старшей группе:
1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).
2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.
3. Чистота рук, осмысление навыка мытья рук.
4. Закаливание (в детском саду, дома).
В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме. Названия частей беседы детям не сообщаются.
Желательно предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем ее протяжении, но и нарастал к концу. Это помогает детям сосредоточивать внимание на теме беседы, не отвлекаться от нее.
В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В. И. Логиновой. Она выделяет определенные смысловые логические части, каждая часть заканчивается обобщением педагога.
В беседе «О маме», например, можно выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: школьное здание и класс, учение и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу.
Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.
Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).
Беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок).
Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.
Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.
Хороший вариант окончания - пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач, решаемых о помощью данного метода. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. д. Но, поскольку беседа - это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом по праву считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.

Это предположение было рассмотрено Брунером, который проанализировал социальные отношения, которые ребенок впервые устанавливает с теми, кто заботится о нем, указывая, как психические процессы ребенка имеют социальную основу. В соответствии с такими теоретическими перспективами разговоры о внутренних состояниях, такие как эмоции, желания и оценки, играют важную роль в развитии социально-когнитивных навыков, включая эмоциональную компетентность, просоциальное поведение и отношения позитивным, а также большим самопониманием.

Разговоры благоприятствуют развитию языка ребенка и нарративных навыков, которые позволяют ему рассказывать и организовывать свои воспоминания, изучая соответствующие формы, чтобы рассказать о своем собственном опыте и представить его себе. Кроме того, важно подчеркнуть, что во время бесед ребенок не пассивен, а активен в построении общего повествования.

3.Вопросы, как основной приём методики проведения беседы
Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей. Методика использования вопросов в беседе разработана Е. И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время.
В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов.
Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.
Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?
Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинноследственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).
В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?
Вместе с тем надо учитывать, что ребенок способен самостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать суждение лишь в том случае, если еще до беседы получил достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке.
В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Основные вопросы – это стержень беседы. Важнейшее требование к ним – логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выявить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.
Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как называется должность у тети Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений,
В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша)
Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.
Продолжая беседу о строительстве дома, воспитатель спрашивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» – «Да! Да! – восклицают дети, – кровельщик!»
Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независимо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесообразно самому ответить на него.
Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо; с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты: как узнают люди, где останавливается трамвай? Почему поезд метро может ехать очень быстро? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу. Иногда он предлагает кому-либо из детей воспроизвести вопрос («Повторите, на какой вопрос вы сейчас будете отвечать»). Возможны указания: «Ответьте кратко; ответьте подробно (но не полным ответом)» или дополнения: «Кто может ответить короче (точнее, красивее), чем ваш товарищ?»
Чтобы вызвать развернутый ответ, педагог предлагает детям задание, состоящее из двух-трех вопросов, или план ответа. Например, по ходу беседы о здоровье воспитатель говорит ребенку: «Объясни Алеше (кукле), как надо правильно мыть руки. Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?»

Воспоминание: обсуждение прошлого опыта, пережитого ребенком и опекуном

Обсуждение прошлого опыта, связанного с диадой, - это частая деятельность, которая начинается во время дошкольного возраста и является общей деятельностью в семейных контекстах. В этой связи воспоминание, беседа между ребенком и опекуном о событиях прошлого, прожитых вместе, особенно важна среди различных типов диадсовых разговоров.

Тем не менее, хотя они численно хуже, существуют также работы, которые анализируют стиль воспитания воспитания, подчеркивая различия и аналогия в отношении материнства, особенно в отношении эмоциональных аспектов, содержащихся в прошлых беседах. Что касается воспоминаний, то есть богатая литература, в которой подчеркивается, как это важный контекст для развития различных навыков у ребенка, включая эмоциональную компетентность и самопознание. Это позволяет ребенку иметь дело с эмоциональными переживаниями, даже с отрицательной ценностью, способствуя состоянию эмоционального и психологического благополучия.

4.Наглядный материал, его роль и место в структуре беседы
В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддержать интерес к беседе, можно показать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды).
Время демонстрации наглядного материала в процессе беседы зависит от цели. Так, в самом начале беседы показывают букет цветов, фотографию для того, чтобы создать настроение, вызвать интерес, напомнить о чем-либо; рассматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежностях. Использование наглядного материала должно быть кратковременным. Не следует превращать все в самостоятельное занятие.
Следует напомнить о правильном использовании наглядного материала. Как уже говорилось, его можно демонстрировать в любой структурной части беседы и с разными целями: для лучшего усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживления внимания и т. д. Но демонстрация объекта по ходу беседы относительно кратковременна, поэтому еще до занятия воспитатель должен продумывать, где хранить этот наглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрировать и снова убрать.

Разговоры о событиях, которые жило вместе папой матери и ребенка, могут стать рутинными, но существуют существенные индивидуальные различия в том, как матери управляют и структурируют взаимодействие со своим ребенком. В этой связи исследования в литературе углубили анализ различных стилей воспоминаний, которые мамы принимают в разговорах со своими детьми. В настоящее время в литературе авторы склонны размещать вспоминающие режимы проводимости вдоль континуума, что позволяет различать более или менее сложные стили.

В частности, мамы, привыкшие использовать стиль напоминания, который едва ли развивается, как правило, реализуют со своими детьми повторяющиеся короткие разговоры, характеризующиеся небольшим количеством лишних вопросов. Ребенок, участвующий в таком разговоре, вряд ли может внести свой вклад в обмен разговоров.

5.Речевая активность детей в беседе
Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной самооценки (боятся высказаться хуже других), из-за речевых недостатков. Кроме того, в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором.
При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять. Особого внимания требуют дети с речевыми недостатками. Не стоит вовлекать их в общую беседу, пока речь не станет более совершенной. В связи с этим следует воспитывать у остальных детей группы спокойное, доброжелательное отношение к товарищам.
Индивидуальные особенности детей заставляют по-разному ставить один и тот же вопрос: кому-то – в формулировке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то – в подсказывающей форме.
Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать детей умению вести разговор.
Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, чтобы каждый ответ был полным. Подобное требование ведет к искажению языка.
Приведем хрестоматийный пример «полного» ответа ребенка на вопрос «Какое сейчас время года?» – «Сейчас время года весна». В данном случае для полного ответа достаточно одного слова «весна».
Важно воспитывать «чутье языка», чтобы ребенок интуитивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос одним словом, а когда – целой фразой или несколькими фразами. Здесь поможет пример речи взрослого.
Однако для совершенствования диалогической речи и развития ее связности необходимо побуждать детей к развернутым целенаправленным высказываниям. Этому способствуют поисковые вопросы, которые активизируют логическое мышление, побуждают к сопоставлению фактов, сравнению и ставят ребенка перед необходимостью отвечать не одним предложением, а целым высказыванием, развивая и обосновывая свою мысль. В связи с этим целесообразно предусмотреть наиболее оптимальное соотношение репродуктивных и поисковых вопросов, усилив роль последних в зависимости от темы и содержания беседы, объема и сложности знаний, подлежащих обобщению.
Одобрение воспитателя, подтверждение детских ответов, его указания также стимулируют детей на высказывания. Особого внимания заслуживают детские вопросы, возникающие в беседе, обмен мнениями между детьми, их споры. Необходимо учить детей задавать вопросы, обосновывать свое мнение, доказывать его. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря установлению связей и зависимостей между явлениями, их анализу, сравнению, обобщению. Содержание логических задач может отражать социальные явления, жизнь природы.
Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

Реклама. Напротив, литература показывает, что она более функциональна и адаптивна для развития различных навыков у ребенка, использования лингвистических взаимодействий, характеризующихся высокоразвитым и эмоциональным запоминающимся стилем. Этот стиль характеризуется высоким использованием вопросов, подробными описаниями событий, наличием контекстной информации, фокусировкой на эмоциональных аспектах и ​​оценкой прошлых событий, а также расширением и углублением контента. Все это способствует расширению вклада ребенка в диадический разговор.

Заключение

Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе, трамвае нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать наших малышей?).
Воспитывает и организационная форма беседы - повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а также такие качества, как выдержка, тактичность и др. Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.

Кроме того, использование более продуманного стиля напоминания побуждает ребенка развивать некоторые навыки, в том числе автобиографическую память, язык-повествовательные способности, самопонимание и социально-эмоциональную компетентность. Ранние исследования по воспоминанию сосредоточили внимание на связи между этой конструкцией и автобиографической памятью, которая состоит из множества воспоминаний, приписываемых себе, которые идентифицируют личную историю личности. В этой связи широкая литература показывает, как беседы между матерями и детьми о прошлых событиях, если они проводятся в сложном стиле, облегчают автобиографическую память последних.

«Беседа о весне».
Конспект обобщающей беседы в старшей группе.
Цель: обобщить и расширить знания о весне.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (дни становятся длиннее, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, расцветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы) .
2. Научить детей понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Познакомить детей с разной весной: полевой, речной, лесной).
3. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы, показать красоту весны. Прививать интерес к художественному слову.
Предварительная работа: беседы о временах года, утренник «Здравствуй, весна!»
Оборудование: дидактический материал: иллюстрации с временами года.
Микротемы:
- Весна полевая
- Дни стали длиннее
- Насекомые
- Птицы
- Посевные работы людей (весна речная)
- Растения, деревья (весна лесная)
Ход занятия
- Ребята, давайте с вами поиграем.
- Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы покажете картинку с изображением того времени года, о котором говорится в стихотворении.
(Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены пейзажи весны, лета, осени, зимы – так, чтобы у всех были представлены все времена года.)
Воспитатель читает:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи …
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Ну-ка кто правильно покажет картинку?
- Правильно ребята, конечно же, это весна.
- А как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?
- Верно. Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки.
- Давайте все вместе посмотрим на картину. Что на ней нарисовано?
- Правильно. Весну можно узнать по определенным признакам. Мы с вами уже беседовали о весне. И эти признаки уже знаем.
- Ребята, а знаете ли вы, что весна приходит сначала на поля, где под лучами теплого весеннего солнца начинают таять снежные сугробы и появляются первые проталины? Это весна – полевая.
- А сейчас Коля прочитает нам стихотворение о весне.
Коля: К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами
Черные проталины
На полях видны:
Верно очень теплые ноги у весны.

В частности, они выступают за независимую память о событиях и способность организовывать их в более сложных последовательностях, способность хранить личные воспоминания, напомнив более богатые и, в частности, сами события. Кроме того, дети чаще вспоминают событие позже, если они активно участвуют в обработке этой памяти. Это помогает ребенку сделать богатую кодировку события, позволяя ему больше сосредоточиться на деталях и последствиях события. Фактически, только потом родитель имеет достаточно времени, чтобы создать эмоциональную и эмоциональную историю о том, что произошло, влияя на память ребенка даже на уровне представлений.

Оля: «Весенние воды» Ф.И. Тютчев
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят …

Костя: Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Лена: Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Лингвистико-повествовательная способность

Поэтому взаимодействие матери и ребенка во время практики воспитания играет важную роль в развитии навыков, необходимых для создания собственной истории жизни. Тенденция матерей к принятию более продуманного стиля напоминания, основанного на заявлениях, устанавливающих связь между переданными событиями, способствует развитию более сложных языковых навыков, включая семантические, синтаксические и лексические знания, а также большую фонологическую осведомленность, Кроме того, дети, участвующие в воспоминаниях, активно участвуют в предоставлении большей информации в разговорах и демонстрируют во время развития лучшие навыки повествования и более высокий уровень понимания и использования эмоционального языка.

Молодцы, ребята!
- Ребята, какими стали дни весной?
- Дни стали теплыми. Но они стали длиннее или короче?
- А как светит солнце?
- Верно. Солнце светит ярче и теплее.
- Дети, почему растаял снег, и лед на реках оттаял?
- Потому что солнце греет своими теплыми лучиками землю и снег таит.
- Да, действительно от весеннего тепла снег растаял.
- Какой из весенних месяцев был самым холодным, а какой самым теплым?
- Правильно, самым холодным из весенних месяцев был апрель, а самым теплым – май.
- Каких насекомых вы увидели первыми?
- Почему появились насекомые?
- Ребята, какие птицы прилетели? Почему они вернулись к нам?
- Правильно. К нам из теплых стран прилетели грачи, скворцы, ласточки.
- Мы с вами уже подготовились к их встрече и повесили домики для птиц –скворечники.
- Вернувшись, птицы принялись за постройку и ремонт гнезд. В гнезда они отложили яйца. А некоторые воробьи, скворцы успели уже вывести птенцов.
- А как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны?
- Верно. Они проснулись и принялись искать себе пищу.
- С приходом весны жизнь животных тоже изменилась. У белки, зайца, лисы и др. зверей появились детеныши. Все звери сменили теплую, пушистую зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили и ее окраску. У зайца шерсть стала серой, у белки – рыжей.
- Ребята, а что делают люди весной на полях и в огородах?
- Правильно, люди сажают овощи. Весной на полях и в огородах полным ходом идет работа по подготовке почвы к посадке овощей, сельскохозяйственных культур.
- Ребята, еще не кончилась весна полевая, а солнышко уже повело новое наступление на ледяные укрепления зимы: сильнее стал таять снег, быстрее побежали ручьи. На реке начал трескаться и ломаться лед. Река вырывается на волю. В это время года вода землю поит. Начинается весна речная. Поля уже полностью очистились от снега, и на них начинаются весенние полевые работы, сеют хлеб.
- Дети, какие изменения произошли весной с растениями?
- Верно. Весной расцвели цветы. Весна разбудила своим теплом и растения.
- Почему весной начала расти трава?
Правильно. На улице стало тепло, снег растаял, и появилась зеленая трава.
- Ребята, а почему весной все хорошо растет?
- Почва оттаяла, маленькими ручейками сбежала талая вода, которая напоила почву и на земле появились растения: зеленая травка, цветочки. Растения получают много света, тепла, влаги. Это способствует хорошему росту растений.
- Ребята, какие цветы расцвели первыми? Где вы их видели?
- Верно. Первыми расцвели подснежники. На проталинах зацвели так же мать-и-мачеха, ландыши.
- Пробудились ото сна и так же начали зеленеть деревья и кустарники. На деревьях появились почки. По
и т.д.................

В литературе по воспоминаниям подчеркивается, как эта практика является важным контекстом развития для понимания и определения себя у ребенка. Посредством разговоров о событиях своего прошлого и внимания к его внутренним и эмоциональным состояниям он получает большее осознание самого себя. В общей памяти ребенок поддерживает родителя, чтобы организовывать события и приписывать значение самому себе и культуре принадлежности и ставить себя во времени и отношения с другими. Фивуш и Хэден подчеркивают, как сложные ссылки родителей приводят к психическим состояниям и эмоциям, которые позволяют ребенку вставлять события в свою личную историю, благоприятствуя субъективному и субъективному чувству самого более сложного и последовательного.

Беседа - это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Метод применяется: при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов и т. д.; в сочетании с другими методами исследования для получения дополнительных данных (подтверждения, уточнения того, что было выявлено); для первоначального знакомства, когда начинается какое-либо исследование.
Беседа может быть стандартизированной (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандарти- зированной (вопросы ставятся в свободной форме).
Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план проведения.
Успешность беседы зависит: от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников, учет условий, места проведения и т. д.); от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, тактичности в исследовании, соблюдение требований воспитательного процесса, правильность постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы, и т. д.).
Основные особенности проведения беседы представлены в схемах (рис. 11, 12, 13).

Кроме того, предпочтение отдаётся умению мыслить самому себе и другим во временной перспективе. Область эмоциональной компетентности является особенно заметным полем, в отношении которого изучалось воспоминание. Рекламное сообщение В целом, литература показывает, что стиль материнского воссоздания является сильным предиктором социально-эмоционального развития ребенка. На самом деле важным аспектом общей памяти между матерью и ребенком является то, что это взаимодействие богато эмоциональным содержанием.

Эти разговоры влияют на эмоциональный язык, принятый ребенком, понимание того, что он имеет значение эмоций и, в целом, улучшает его способность. Дети могут научиться обсуждать свои собственные в этих ранних беседах со своими родителями. Фактически, они могут оказать ценную помощь в разъяснении причин эмоций и роли, которую они играют в отношениях, а также предоставить информацию о том, как справляться с ними адекватно.


МЕТОД БЕСЕДЫ

ТРЕБОВАНИЯ Сформулировать цель беседы. Составить план (целевые вопросы). Подготовить «поддерживающие» вопросы. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов, условные обозначения)

Основные приемы установления контакта Деловые, естественные взаимоотношения. Учет интересов и потребностей собеседника. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер
^-Г LXlt;1


При формулировке и постановке вопросов
Создать благоприятную обстановку (место, время и т. д.). Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия. Уметь владеть собой (педагогический такт). Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями
и особенностями речи. Фиксировать результаты беседы

ПРЕДПОЧИТАТЬ

ИЗБЕГАТЬ

Вопросы: в косвенной форме
(см. рис. 12). в определительной форме; краткие, максимально понятные собеседнику; достижение определенной цели каждым вопросом
Ставить вопрос в «лоб». Малораспространенных слов, слов с двойным значением. Формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы Формулировок, внушающих определенные ответы (см. рис. 13). Слов, вызывающих определенное отрицательное (положительное) отношение.
Неэтично затрагивание
интимных сторон личности
самого собеседника


Основные приемы ведения беседы Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно. Соблюдать требования воспитательного процесса

Рис. 11. Основные требования к проведению беседы

ВОПРОСЫ БЕСЕДЫ

ПРЯМЫЕ

КОСВЕННЫЕ

Вопросы с однозначно понимаемым смыслом

Истинные цели для собеседника замаскированы

«Нравится ли тебе твоя группа?»

«Всегда ли тебе хочется быть в группе?»
ИЛИ
«Предположим, что ты не успел закончить рисунок в отведенное время, будешь ли ты его дорисовывать позже?»
«Нравится ли ВАШИМ РЕБЯТАМ ваша группа?»

Прямой «личный» вопрос.
Иногда смущает собеседника, и ответ неискренен

При ответе на такие БЕЗЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ собеседник выражает свою точку зрения

ПРОЕКТИВНЫЙ ВОПРОС. В нем речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке.
«Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?»


В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью


При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение

Рис. 12. Прямые и косвенные вопросы


Рис. 13. Внушающие вопросы

Примечание. Любой вопрос всегда имеет то или иное внушающее влияние, поэтому необходимо максимально оградить собеседника от внушения.


ЦЕЛЬ - ВЫЯВИТЬ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План беседы

Что выявляет вопрос беседы?

1. Хотел бы ты принять участие в постановке сказки «Теремок»?

Общее положительное или отрицательное отношение к постановке сказки

2. Почему (по какой причине) ты хотел (не хотел) бы участвовать в постановке сказки?

Осознаваемые мотивы, желание или нежелание участвовать в постановке сказки

3. Ты уже участвовал в таких постановках?

Наличие опыта ребенка

4. Какую бы роль ты хотел сыграть?

Наличие привлекательности отдельных ролей

5. Если бы не участвовал
в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся?

Наличие интересов в ситуации свободного выбора. В вопросы 5 и 6 введены элементы проективной методики исследования

6. Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся?

Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Элементы театрализованной деятельности, привлекательные для ребенка

7. Много ли ребят вашего класса (группы) любят ставить спектакли?

Наличие интересов в условиях проективного вопроса

Рис. 14. Примерный план беседы

При анализе беседы обратите внимание на следующее. Получилась ли беседа? Если нет, то почему? Какие приемы использовались (поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.)? Особенности поведения ребенка (его мимика, жесты, интонация речи, оговорки). На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему? Какие вопросы достигли цели и почему? Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект. Какие задачи решены в результате беседы?
-222-
Задание. Используя метод беседы, можно узнать, какое влияние на ребенка оказала прочитанная книжка. Объективность сообщаемых
/>в беседе данных во многом зависит от такта взрослого, умения выяснять интересующие его обстоятельства не столько в форме прямых вопросов, сколько косвенным путем.
Какие особенности ребенка можно выявить в беседе?
Чем отличается косвенный вопрос от прямого? Приведите пример.
По выбранной книжке составьте план беседы с детьми, применяя косвенные вопросы.
Решение. В форме беседы взрослый может выяснить особенности формирования личности детей: характер, нравственные качества, интересы, способности и др.
Косвенный вопрос маскирует истинные цели беседы. Если вопрос «Нравится ли тебе конструктор, с которым ты играешь?» является прямым, однозначным в понимании, то косвенный вопрос формулируется иначе: «Как часто хотелось бы тебе играть в этот конструктор?»
Разновидностью косвенных являются безличные вопросы: «Нравится ли ребятам ваша игровая комната?» Этот вопрос не относится к самому собеседнику, он является безличным. Однако при ответе на него собеседник выражает именно свою точку зрения.
В числе косвенных могут быть проективные вопросы. В них речь идет не о самом собеседнике, а о воображаемом человеке или группе лиц. Например: «Как ты считаешь, как поступил бы мальчик, если бы его незаслуженно наказали?»
Иногда проективный вопрос представляет собой детально описанную ситуацию с вымышленной личностью, и тогда выясняется, что будет делать или чувствовать эта личность. При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминавшегося в вопросе, таким образом выразив свое собственное отношение.
-223-
Вопрос. Что такое «клиническая» беседа? Каковы особенности ее проведения?
Ответ. «Клиническая» беседа, получившая широкое распространение в детской психологии, является одним из вариантов беседы, разработанной швейцарским психологом Жаном Пиаже. Она есть своеобразное сочетание беседы с экспериментом. Ребенка ставят в условия, требующие от него решения специально подобранных задач и ответов на поставленные вопросы.

В некоторых исследованиях основное внимание уделялось эмоциональному значению общей памяти, различению положительных событий и негативных событий. Лайбл указывает, что главным образом в совместной памяти эмоционально негативных или неприятных событий, что диадический разговор матери и ребенка обогащается эмоциональным содержанием, ссылками на внутренние состояния, причины, которые привели к возникновению определенных эмоций и последствий, способствуя социально-эмоциональному развитию в его комплекса.

Такие данные показывают, что взрослый, используя эмоциональный стиль воспоминания, а также тщательно продуманный, может помочь ребенку справиться с эмоционально неприятными или даже стрессовыми событиями, развивая адаптивные навыки ребенка. Цель этого документа заключалась в том, чтобы углубить основные навыки, которые поощряются и усиливаются благодаря использованию воспитателем процесса воссоединения.

Вот как происходило исследование, посвященное изучению отношения детей к правилам игры (в данном случае это была игра с шариками). Экспериментатор говорил ребенку: «Вот шарики (шарики и мел лежали на столе). Покажи мне, как с ними играют. Я много играл, когда был маленьким, но теперь уже почти все забыл. А сейчас мне опять захотелось поиграть. Давай играть вместе. Ты научи меня правилам, и я буду играть с тобой».
Обратите внимание на особый прием, примененный исследователем: он ставит себя в положение ученика. «Все, что требуется, - замечает Ж. Пиаже, - это показать свое полное незнание игры и даже сознательно делать ошибки, чтобы ребенок мог каждый раз подробно объяснить соответствующее правило...»
Чрезвычайно важно в ходе первой фразы эксперимента выступать в роли новичка и дать ребенку почувствовать превосходство в игре. Таким путем достигается главная предпосылка успеха беседы: ребенок ведет себя естественно, сообщая правильную информацию о том, как они играют.
Во второй фазе беседы, после того как доверительные отношения с ребенком установлены, задаются основные вопросы. Сначала у ребенка спрашивают, может ли он придумать новое правило. Когда оно сформулировано, задают вопрос: «Можно было бы так играть с твоими товарищами? Станут ли они играть по таким правилам?» Далее, в зависимости от ответов детей, ставят дальнейшие вопросы, которые могут быть различными по словесному оформлению, но достаточно идентичными по содержанию. Беседы такого типа называют полустандартизированными.
-224-
Задание. Проведите беседу с ребенком 5-6 лет. Цель беседы: выяснить его интерес к конструированию.
План беседы Какие постройки тебе нравится делать? Кто тебя научил этому? А сам можешь придумать постройку? Что тебе больше нравится строить: то, что умеешь, или то, что надо придумывать? Когда не получается, то что ты делаешь?
Обращаешься ли за помощью? К кому? Стараешься ли довести дело до конца? Что ты строишь дома?
Проанализируйте беседу. Опишите особенности интереса ребенка к конструированию.
Какие еще методы исследования можно использовать, чтобы данные были более объективными?
Решение. Начать беседу с ребенком о конструировании надо тогда, когда он занимается этой деятельностью. Включаться в разговор следует так, чтобы не нарушать ее естественного хода. Это даст возможность получить более объективные результаты.
Желательно проводить беседу с ребенком наедине, разговаривать нужно в доброжелательном тоне. Ответы дошкольника лучше запоминать, а не записывать при нем, так как это может помешать беседе.
Если ребенок затрудняется с ответом, следует не торопить его, а попытаться сформулировать вопрос в более приемлемой для него форме.
Для получения полностью объективных данных нужно провести беседу с родителями, используя методы наблюдения и изучения деятельности ребенка.

Литература подчеркивает, что напоминающий материнский стиль представляет собой индивидуальные различия, поскольку он изображен вдоль континуума, который, с одной стороны, видит крайне сложные, с одной стороны, и малорезультативные, с другой, также под влиянием родительской культуры принадлежности, Результаты показали важность матерного использования, продуманный стиль воспоминаний, способствующий развитию различных способностей, включая автобиографическую память, повествование, язык и социально-эмоциональные навыки детей, особенно дошкольного возраста.