Логопедические занятия с детьми 2 3 лет. Логопедические упражнения для детей: шипящие. Игры с общим подражанием

Совершенствуем речь ребенка дома

Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

Каждый ребенок растет и учится в своем собственном темпе, а диапазон нормального довольно широк. Однако полезно знать признаки того, что у вашего ребенка могут быть навыки, которыми обладают большинство других детей в его возрасте. Врачи называют эти проблемы задержками развития.

Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

Многие задержки не являются серьезными, и большинство детей могут наверстать упущенное, особенно когда они получают раннее лечение. Ключ должен помочь вашему ребенку помочь ему, как только вы думаете, что есть проблема. Если вы задаетесь вопросом, отстает ли ваш малыш от эмоционального, умственного или физического роста, не ждите, чтобы это выяснить. Немедленно поговорите со своим врачом.

В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

Что такое задержки развития?

Существует много разных типов. Язык или речь Движение или моторные навыки Эмоциональные и социальные навыки Мышление. Эти проблемы являются наиболее распространенным типом задержки развития. Они звучат одинаково, но это разные типы проблем. Речь означает звуки, которые выходят из уст человека. Дети, у которых есть задержка речи, могут заикаться или испытывать затруднения, говоря словами правильный путь.

Язык относится к значениям звуков и жестов. У детей с языковыми проблемами могут возникнуть проблемы с выражением себя или пониманием других. Возможные причины. Задержка этих навыков может произойти по многим причинам, в том числе. Проблемы с языком ребенка или крышей рта, что затрудняет формирование звуков и слов.

  • У детей, у которых было много проблем, могут возникнуть проблемы со слухом.
  • Нарушение обучения Нарушение развития, такое как.
Что ты можешь сделать. Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со своей речью или языком, немедленно сообщите об этом врачу.

С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

Врачу нужно будет проверить его слух. Вероятно, она также предложит вашему ребенку увидеть профессионала, который может диагностировать и лечить эти задержки, называется патологоанатом на речевой основе или логопедом. Этот специалист изучит, как выражается ваш ребенок, в том числе.

Тест логопеда для родителей - сигнал к действиям

Другие способы, с помощью которых он пытается передать свои мысли, например, жесты или кивнуть.

  • То, что он понимает.
  • Что он может сказать.
Если у вашего ребенка есть задержка, ему может потребоваться логопедия. Терапевт может работать с ним, как произносить слова и звуки, и укреплять мышцы на лице и рта. Вы также можете работать со своим ребенком на языке речи и речи.

Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

Речь и язык: что нормально

Укажите объекты или звуки дома, в продуктовом магазине, в машине или в любом месте.

  • Поговорите с ней в течение дня.
  • Задайте ей вопросы и ответьте на ее ответы.
  • Читайте своему ребенку каждый день.
  • Получить лечение или любое другое состояние, которое может повлиять на ее слух.
У ребенка нет крайнего срока, чтобы начать разговор или использовать полные предложения. Но большинство детей достигают речевых и языковых этапов определенного возраста. Позвольте вашему ребенку узнать, не может ли он сделать некоторые из следующих действий.

Виды логопедических занятий для малышей

Занятия на развитие речи могут состоять из:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
  • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

Упражнения для детей с задержкой речевого развития

Кроме того, обратите внимание, если ваш ребенок теряет навыки, которые он уже изучил. Говорите в короткие сроки, можете идентифицировать части тела и делать слова множественные. Задавайте такие вопросы, как «Почему?» Или «Кто?» Разговор о том, что они делали в тот день.

  • Можете рассказать простую историю и вспомнить короткие детские рифмы.
  • Используйте предложения около пяти слов.
  • Используйте я и «ты» правильно.
  • Может понимать команды из двух частей с предлогами.
  • Может давать свои имена и фамилии.
  • Могут использовать множественные числа или прошедшее время правильно.
У некоторых детей могут быть проблемы с движениями, которые используют много мышц, например, играть в мяч или с меньшими движениями, такими как окраска.

Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

  1. Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
  2. Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
  3. Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
  4. Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.

Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

Чем полезны логопедические упражнения

Иногда проблема заключается не в их силе, а в их координации. Вы можете заметить, что ваш ребенок кажется более неуклюжим, чем другие дети своего возраста. Большую часть времени врачи не могут найти конкретную причину или диагноз задержек в двигательных навыках или координации, но у некоторых детей есть медицинские проблемы, которые вызывают их или ухудшают их. Проблема с тем, как мозг координирует и планирует движения, называется диспраксией.

  • Проблемы с видением Отсутствие мышечного контроля, называемое атаксией.
  • Мышечные заболевания.
  • Церебральный паралич.
Для моторных задержек врач вашего ребенка может предположить, что вы побуждаете своего маленького передвигаться и быть активным дома.

Пальчиковые игры

Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

Физическая терапия, чтобы помочь ему с движениями, которые используют множество мышечных групп. Профессиональная терапия для улучшения навыков малого движения или проблем координации. Лечение или другое лечение мышечной болезни. . Дети, как правило, становятся более сильными и более скоординированными по мере роста. Сообщите врачу, если ваш ребенок не отвечает некоторым из следующих этапов или, похоже, теряет какие-либо моторные навыки, которые он уже изучил.

Постройте башню от шести до восьми блоков Галоп или пропустите Используйте удобные для детей ножницы. Чистите зубы. Вымойте и высушите их руки.

  • Сохраняйте равновесие и поднимайтесь вверх и вниз по лестнице.
  • Работайте с маленькими предметами.
  • Стек более одного блока.
  • Используйте обе стороны их тела.
  • Поднимитесь на одну ногу более чем на несколько секунд.
  • Бросьте мяч над головой или поймайте большой шар.
  • Прыгайте на место или прыгайте на одной ноге.
  • Прокатитесь на трехколесный велосипед.
  • Возьмите карандаш между пальцами и пальцами.
  • Держите карандаш комфортно.
  • Снимайте их одежду.
  • Станьте на одной ноге в течение 10 секунд.
  • Пройдите вверх или вниз по лестнице, чередуя шаги, не используя поручень.
Эти проблемы могут означать, что у детей возникают проблемы со взрослыми или другими детьми.

Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

  1. «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:

    Солнце поднимается –

    В большинстве случаев проблемы появляются, прежде чем дети начинают учиться. Это может повлиять на то, как ребенок выражает себя, взаимодействует, ведет себя и учится. Лечение социальной или эмоциональной задержки зависит от причины и степени ее влияния на жизнь вашего ребенка.

    Психологический аспект работы с ребенком

    Вероятно, вы будете тесно сотрудничать с врачом вашего ребенка и другими профессионалами, чтобы найти то, что ему больше всего помогает. Лекарства или специальные типы поведенческой терапии могут помочь, если у вашего ребенка проблемы с поведением с задержкой. Вы также можете работать с терапевтом, чтобы узнать, как стимулировать хорошие социальные и эмоциональные навыки дома. Чем раньше вы работаете над этими проблемами, тем более вероятно, что ваш ребенок сможет догнать других детей своего возраста.

    Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

    Солнышко садится –

    Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

  2. «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок - ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
  3. «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы - это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.

    Птички полетели, (машем крылышками)

    Социальные или эмоциональные навыки: что нормально

    Показать широкий диапазон эмоций Может легко отделяться от своих родителей Хотите играть с другими детьми.

    • Покажите интерес к другим детям.
    • Будьте более комфортно находиться отдельно от родителей или опекунов.
    • Можете поддерживать хороший зрительный контакт.
    • Слепать или плакать реже, когда их родители уходят.
    • Обратите внимание на других детей.
    • Отвечайте людям за пределами семьи.
    Существует множество причин, по которым у ребенка могут возникнуть проблемы с умением мыслить, учиться и помнить, называемые познавательными навыками.

    Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

  4. «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:

    Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

    Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

    Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

    Причины могут включать недостатки генов, физические проблемы, факторы окружающей среды, преждевременные роды или другие проблемы до их рождения и даже несчастные случаи. Но большую часть времени врачи не могут найти особую причину для когнитивной задержки.

    Когнитивные навыки: что нормально

    Самое главное, чтобы врач вашего ребенка знал, считаете ли вы, что что-то не так. Если врач согласится, она порекомендует специалиста, который может выяснить, в чем проблема. В зависимости от диагноза вашего ребенка он может получить помощь от. Воспитательная терапия или профессиональная терапия Специальное образование Иногда лекарства могут помочь с поведенческими проблемами, которые могут возникать с когнитивными задержками, такими как перепады настроения или отсутствие внимания. Можно скопировать круг Понять простые инструкции Присоединиться к игре «притворяться» или «поверить» Как играть с игрушками. Не так легко отвлекаться Может сосредоточиться на одной деятельности более 5 минут.

    Вы знаете своего ребенка лучше всех.

    Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

  5. «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.

    Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

    Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

    Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

    А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

    Не бойтесь сообщить своему врачу, как только почувствуете, что что-то не так. Независимо от того, какой задержки развития он может иметь, ранняя диагностика и лечение - лучший способ сделать это лучше. Фонд Немура: «Видение вашего ребенка». Фильм «Речь короля», получивший премию «Оскар», поставил вопрос о проблемах речи и языка в центре внимания. И многие родители знали бы или даже имели детей, у которых, похоже, было расстройство речи или языка.

    Но откуда вы знаете, когда вашему ребенку нужно видеть патолога речи, который нужен вашему ребенку, и что именно они делают, чтобы помочь? Проблемы речи и языка у детей нередки. Согласно речевой патологии Австралии, у каждого из семи австралийцев есть «инвалидность общения», то есть проблемы с речью, использование и понимание языка, голоса, чтения, письма или слушания. Инвалидность может присутствовать при рождении или приобретена в более позднем возрасте.

    И кокосовою крошкой

    Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

    А затем заварим чай –

    В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

  6. «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

    Вышли мы во двор гулять.

    Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

    Предупреждающие признаки речи или языковые проблемы

    Аделаида речевой патологоанатом Либерти Гейтс говорит, что большинство родителей инстинктивно узнают, есть ли у ребёнка проблемы речи или языка. Они могут заметить, что их ребенок отстает от остальных в игровой группе или испытывает трудности с общением и пониманием. Это, как правило, надежные признаки того, что у ребенка может быть расстройство речи или языка, - говорит она.

    У Либерти есть контрольный список, чтобы помочь родителям справиться, если их ребенок должен увидеть речевого патологоанатома. Она говорит, что вы должны направить любого ребенка, если. Вы или другие люди с трудом понимаете своих детей, думайте, что ваш ребенок моложе, чем они из-за того, как он говорит, что ваш ребенок дразнят или показывая разочарование из-за того, как он говорит, что ваш ребенок использует меньше слов, чем другие дети, его возраст вашего ребенка заставляет вас взаимодействия или игры кажется необычным или неуместным, потому что ваш ребенок борется с чтением или записью, это диагноз, который может повлиять на речь или язык, такие как потеря слуха, нарушение слуховой обработки, расстройство спектра аутизма или задержка развития. С маленькими детьми это может быть трудно судить.

    Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

    После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

    Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

    Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

    Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

Кроме того, пальчиковые игры помогают:

  • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
  • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
  • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
  • научиться повторять движения за взрослыми;
  • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
  • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

Артикуляционная гимнастика

Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице .

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

  1. «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
  2. «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
  3. «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
  4. «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
  5. «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
  6. «Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  7. «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
  8. «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
  9. «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
  10. «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.

В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:

  1. «Ушки-слушки» - игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
  2. «Где звенит?» - упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
  3. Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
  4. Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
  5. Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».

    По узенькой дорожке (шагаем на месте)

    Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

    По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)

    И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

Стихи и упражнения к ним вы можете скачать .

Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

    Идут бобры в боры сыры,

    Добры бобры, бобры добры.

    Дали вместе с простоквашей

    Нашей Клаше каши.

    Ела-ела кашу Клаша

    Вместе с простоквашей.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Саша шишки шапкой сшиб,

    Получил на лбу ушиб.

    Мама Милу с мылом мыла,

    Не любила Мила мыло.

Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.

Добрый день, уважаемые читатели! Когда на свет появилась наша деточка, мы с огромным интересом становились свидетелями её новых достижений. Больше всего было ожидание первых слов!

Но, знаете ли Вы, что навыки звукопроизношения рекомендуется формировать с самых пелёнок? Большой труд. Но он того стоит.


Младенец отмечает свой день рождения до года целых 12 раз. Ведь каждый месяц у родителей настоящий праздник! Дело в достижениях маленького существа. В первый год жизни человечек учится многому. Наш долг, конечно, помочь по всем правилам. Главное ― организовывайте упражнения в игровой форме. Ну, Вы же понимаете, что ребенка требуется заинтересовать!

С двухмесячного возраста мы делали массаж пальчиков. Просто разминали по очереди. Чуть позже, такую гимнастику можно разбавлять прибаутками, весёлыми разговорами.

А с 8 месяцев я активно комментировала малышке происходящее. Особенно на прогулке. Просто и непринуждённо рассказывала о деревьях, давая характеристики относительно высоты, цвета листьев и т. д. Очень благотворное влияние оказывают животные, которых на улице можно увидеть в большом количестве. И в 8 месяцев услышала долгожданное «Кх», что на нашем инопланетянском значило ― котик. Говорите обо всём! Так развивается словесная память и происходит подготовка к произношению первых слов.

Особенности логопедии в 2 ― 3 года

Если до года особых знаний по речевым способностям крохи с родителей не требовалось, то к двум годам задача усложняется. Логопедические для детей 2 ― 3 лет необходимы для своевременной помощи в преодолении словесного барьера. К сожалению, не все дети проходят новую ступень своевременно. Малышам с нарушениями речи обязательно нужен грамотный специалист и поддержка родных. Выделю основные моменты.

  • Задания основаны на воспроизведении движений взрослого, жестикуляции, а впоследствии и звукопроизношения.

В столь нежном возрасте чаду нельзя объяснить словесно, чего от него хотят. Зато детки любят повторять. Вот и поиграйте с ними в забаву, связанную с жестикуляцией. Примером могут служить «Сорока ― сорока», «Коза ― рогатая». Сначала покажите не спеша, сыграйте, затем, попросите повторить.

Ведь именно это нужно любопытным исследователям. Так и заинтересуете. Но, помните, что детки не могут уделять внимание одной забавушке более 20 минут. Сумейте быстро переориентировать внимание своего сорванца.

  • Установите эмоциональный контакт.

Проявите неподдельный интерес к совместному времяпрепровождению. Крохотное существо крайне уязвимо и чувствует любые нотки в перемене настроения взрослого. Чем больше Вы будете вовлечены в суть задания, тем радостнее будет малышку.

  • А как же награды?

Не забывайте поощрять старания. Это вызовет дополнительную мотивацию, создаст благоприятный фон в общении. Так получилось, что конфеты наше чадо узнало только в 3 года. А активные тренировки для я проводила с ней в 2,5. Поощряла любимыми игрушками, а сладости заменяли фруктовые пюрешки. Это я к тому, что не нужно переусердствовать с награждением! Помните о неустоявшемся пищеварительном тракте карапуза.


Развиваем общее подражание

На самых ранних периодах роста с детьми можно играть в забавы, направленные на воспроизведение. Это копирование движений взрослого человека, которые помогают раскрепоститься. Задания тренируют координацию, фантазию. Сегодня крохотуля повторяет жесты, а завтра ― слова. Да, не забывайте сопровождать такую жестикуляцию разговорами. Когда перед Вами малыш с общим недоразвитием речи (ОНР), проведение мероприятий такого рода является основой логопедии.

Самое простое, что можно предложить ― обычная зарядка. Любители активности оценят это по достоинству. Только выполняйте гимнастику в строго определённой последовательности. Тут цель ― запоминание крохотным человеком целой комбинации. Обязательно комментируйте каждый раз. Детки очень любят повторы. А если касаться углубленного материала, то можно использовать следующие забавы.

Игры с общим подражанием

А если касаться углубленного материала, то со всего многообразия упражнений я выделила основные. Моей девчушке такие были по душе.

  • «Птички»

Самая лёгкая подражалка. Ручки необходимо сложить крылышками и махать как птичка. А затем пробежаться. От такой забавушки любой сорванец будет в восторге. Особенно когда в происходящем участвует взрослый! Поддерживайте своего сорванца!

  • «Укладываем куклу спать»

В нашем детстве это называлось «Дочки ― матери». Дайте крохе куклу, организуйте спальное место, одеяло. Попросите своего помощника укачать этого пупсика. А когда он уложит, покажите знак тишины: поднесите указательный палец к губам, сказав «чи-чи-чи». Пусть малыш так попросит остальных кукол помолчать, пока пупс спит. Если крохотный человек уже немного разговаривает, объясните, что делать это нужно шёпотом. В той же манере можно купать, одевать, кормить любимую игрушку.

  • «Стихотворные действия»

Усложнить задачу можно стихотворными текстами с использованием жестов. Наша кроха любила стишок «Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо, (машем у лица ладошками)
Закачалось деревцо! (ручки вверх, изображаем наклоны влево―вправо)
Ветерок всё тише, тише, (ручки опустить вниз)
Деревцо всё выше, выше! (Ручки вверх, попрыгать).

Речевое подражание

Теперь переходим к следующему этапу, пытаемся вызвать у детки любое проявление звукопроизношения. Самых простых, от мычания животных до звуков транспорта. Поэтому так важно останавливаться на обычных моментах при уличных прогулках. Только не сюсюкайте: «Ой, а ктё ето у нас проснюлся?». Кроха ещё не знаком с речью вообще! Он будет подражать, а неправильное восприятие слов останется надолго. Говорите правильно по возможности, конечно.Контролируйте себя в общении.

Ну а чтобы выловить у наследника первые «звуковые сигналы», начинайте с простого. Сюда можно отнести игру в куклы. Ну а дальше подключить фантазию! Знакомство с любыми предметами, издающими звуки: пылесос, холодильник. Знаете, моя сестра специально демонстрировала сыну такие вещи, где требовалось произнести сложные буквы: «дрр, бррр». Зато, результат налицо! Никаких дефектов произношения в дальнейшем.


Игры с речевым подражанием

В интернете можно найти массу интересных потешек. А я расскажу наши любимые, которыми с удовольствием занимались дома.

  • «Дудочка»

Попросите карапуза поиграть на дудке. Можно приобрести в магазине, а можно сделать импровизацию. Обязательно продемонстрируйте, как звучит инструмент, озвучив: «ду ― ду». Теперь очередь маленького музыканта. Вообще, то, что касается музыкальных инструментов должно понравиться непоседе. Это и барабан, и пианино.

  • «Поехали на машинке»

Посадите малышка на свои колени, лицом к себе. Заведите машину, изображая, соответствующий звук. Можно дать импровизируемый руль. И едьте! Сигнальте: «би ― би»!

  • «Весёлый зоопарк»

В арсенале любого непоседы найдутся игрушечные животные. Соберите их в кучу и продемонстрируйте, кто как говорит. Можно, конечно, делать это и на примере книжных картинок, но игрушечные персонажи воспринимаются лучше.

Роль книги


Влияние мелкой моторики

Наверное, нет человека, который бы не слышал о влиянии моторики на головной мозг. Механизм прост, подаётся импульс, мозг работает. С детишками это должно проходить в игровой форме. Необходимо, что-то вытаскивать, собирать крупную мозаику и т. д.

Я расскажу самые доступные приёмы, которые применяла для дочки в 1,8 годика.

  • Найди, что на дне

Берём 2 миски, в одну насыпаем фасоль, в другую гречку. А на дно прячем маленькие сувениры. Пусть непоседа обеими ручками роется и ищет!

  • Найди одинаковые мешочки

Нам понадобятся 9 мешочков. В каждые 3 кладём одинаковые вещички. Я использовала скомканную бумагу, вату, рис. А детёнчик ищет одинаковые по ощущениям пакетики.

  • Весёлый Ёж

Берём кусок картона, вырезаем профиль ежа. Наверх одеваем прищепки, которые непоседа должен снять. Учите сначала снимать, а потом одевать на место.

  • Месим тесто!

Каждая мама хоть раз да пекла пироги. Раз в неделю сделайте это себе за правило, и накормите родных, и детворе польза! А секрет в том, что Ваш активист помогает месить маленькими ручками. Мы и сейчас лепим!

  • Мало ― много

Используйте игрушки, объясняя понятия, где мало предметов, где много. Что значит большой, что маленький.

  • Раскраски

Без карандашей, красок и пластилина не обойтись. Есть выбор недорогих книг, куда лепятся кружочки, наклейки, разукрашиваются предметы, например, мяч. Развивается фантазия, моторика. А также показывайте, рисуя, понятия длинное ― короткое, разбирайте , изучайте цифры и буквы.

Сенсорное развитие

Необходимое мероприятие для ребятишек. Помогает различать предметы между собой посредством зрения, осязания, вкуса, обоняния. Различать между собой: крупное ― мелкое, длинное ― короткое, тонкое ― толстое, узкое ― широкое, солёное ― сладкое. Кроме этого, . Самые основные: красный, синий, зелёный, жёлтый.

Очень хорошо осваивать такие вещи на прогулке. Примерами могут служить деревья, палочки разной длинны, трава. Мелком можно рисовать на асфальте, обязательно дав попробовать это новшество наследнику. Ну а в квартирных условиях сенсорную методику применяют на основе специальных картинок. Можно вырезать картонные полоски с нужными характеристиками, рисовать. Просто рассматривать домашние предметы.

Игры с водой, с различными материалами, крупами и тестом в статье « »


Весёлая тренировка

Во многих пособиях для логопедических мероприятий рекомендуется применять артикуляционную гимнастику. Суть её в тренировке мышц языка, губ, щёк. Нашей дочери очень нравились такие манипуляции. Особенностью зарядки служит то, что действия производятся медленно. Необходимые мышцы должны быть напряжены.

Упражнения для язычка

  1. Качельки. Высунув язычок, попробовать дотянуться до носа, затем до подбородка
  2. Спиралька . Поворачивать языком то вправо, то влево, движения производить по кругу.
  3. Скачем на лошадке. Изображаем цоканье лошади. У нас получилось не сразу, но когда урок был освоен, радости предела не было!
  4. Кто пришёл? Сорванец высовывает язычок, повторяя за взрослым, который комментирует:

Язычок выглянул в окошко, посмотреть, кто к нему пришёл в гости (высунули язык). Но никого там не нашёл, посмотрел налево (повернули язык влево). Посмотрел направо, вверх, вниз (повторяем движения в соответствующие стороны).

Плюсом таких приёмов является то, что детишек не нужно заставлять, они сами просят позаниматься!

Разминаем щёки и губки

  • Раздуваем самовар

Надуваем щёки, затем медленно выпускаем воздух. Можно перекатывать воздух с одной половины ротовой полости в другую.

  • Молчим как рыба

Изображаем рыбий рот, втягивая щёки, а губки вытягивая вперёд. Но это ещё не предел, губоньками при этом необходимо поработать. Очень забавный приём.

Сами губы можно тренировать, произнося простейшие звучания, так вытягивать в трубочку и т.д. А ещё развивать дыхание, это способствует произношению слов. Можно дуть кусочки бумаги или ваты на скользящей поверхности.


Артикуляционная гимнастика при заикании

Проблема заикания выявляется на ранних стадиях, когда карапуз начинает говорить. Пока проблему можно поправить специальными тренировками. К таким относится артикуляционная зарядка с использованием мимики. Тут упражняем лоб, рот, язык, глаза.

  1. Напрягаем брови, сердимся. Затем расслабляем, знак удивления.
  2. Подмигивать глазками, зажмуриваться.
  3. Жуём со звуком «уоаэ».
  4. Притворяемся, что полощем рот, полоскаем.
  5. Улыбаемся, растягивая рот.
  6. Показываем то верхние, то нижние зубки.
  7. Чистим зубы, но не щёткой, а язычком с внутренней и внешней стороны.

И включаем фантазию, изображаем лицом различных персонажей. Можно рассердиться или обрадоваться, захныкать или засмеяться. Ребятишкам с заиканием можно и нужно помочь дома, выполняя ежедневно курс специальных процедур. Помните, что с маленькими проще, чем с подросшими сорванцами. В возрасте 2 ― 3 лет наши неугомонники воспринимают такие важные задания, как забаву. Поэтому совмещается сразу 2 функции.

Неговорящие крохотули

С неговорящими детишками сперва тренируют психические функции: память, мышление, внимание. К сожалению, у таких крох не происходит восприятие сказанного. В 2 года нормой является реакция на своё имя, смену интонации и голоса. В противоположном случае наблюдается замедленность действий, невнимательность, плохое запоминание услышанного.

Подход тут особенный, требуется совмещать комплекс мероприятий с опытным логопедом и домашние игры. Не давите на такого малышка. Есть у нас родственник, который не разговаривал до 3 лет. Но дело пошло на поправку после этого возраста. Сейчас это самодостаточный молодой человек, учащийся в ВУЗе.


Паниковать и раздражаться не стоит. На ранних стадиях многое можно поправить, просто нужен систематический подход. Соблюдайте назначенные предписания врача, а я Вам могу порекомендовать интересные мероприятия, реально помогающие. Вообще-то приёмы остаются такими же.

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Игры, тренирующие внимание и память.
  4. Копирование.
  5. Сенсорное развитие.

Данные приёмы объединяются в лексические темы:

  • Семья
  • Животные
  • Домашние театры
  • Транспорт

Перечень тем выбран не зря. Ведь упражнения должны проходить в непринуждённой и знакомой обстановке, на самых простых примерах. Посудите сами, мы каждый день сталкиваемся с родными и близкими, гуляем с ребятишками. Совмещайте приятное с полезным! А теперь давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Семья

Начинайте с тех, кого малявочка видит каждый день, с самых родных и близких.

Память, мышление

Тренируем память, рассказывая, кто есть кто. Детки любят рассматривать фотографии. Показывайте и просите показать, где папа, где бабушка, дедушка. Но наиболее интересное, пусть найдёт сам себя.

Речевое подражание

На примере родственников покажите, кто большой, кто маленький. Спрашивайте о действиях, производимых людьми: «Кто готовит кушать?». Дайте ответ. Способствуйте повторению мимики.

Сенсорика

Спрашивайте, у кого кофта зелёного цвета и т. д.


Животные

Хорошо, если дома есть кошка или собачка. Животные, вообще, помогают восстановиться, учат добру. А тут, типичный пример!

Артикуляционные занятия

Кошечка проснулась, умылась. Затем, попила молочка, облизалась (показываем). Пошла кошка на охоту, легла у норки, мышку сторожит (ротик ― норка, язычок ― мышка, осторожно высовываем язык, водим по сторонам). Мышка поймана (прикусить легонько язычок).

Разминаем пальчики

Пальчики ― лошадки, которые скачут по полю. Можно воспроизводить прибаутку
По тропинке гладкой скачут пальцы, как лошадки
Цок, цок, цок, цок скачет быстрый табунок!
Движения постепенно ускоряются.

Внимание

Можно приобрести в магазине крупные пазлы, а можно разрезать картинку с животным. Попросите сложить малыша рисунок.

Речевые повторы

На животных очень легко показывать короткие звуки, имитация их речи. Можно на примере игрушек. А если Вы живёте в частном доме и имеете небольшое хозяйство, будет вдвойне интересней. Воспроизводите, как мычит корова: «му», хрюкает поросёнок: «хрю-хрю», мяукает котик: «Мяу, мур».

Артикуляция

Объясните понятие «дикие звери». Где живут те или иные. Показать мимикой лису, вытянув губки вперёд. Медведя, оттопырив нижнюю челюсть. Зайку, подняв верхнюю губу, изобразить грызущие движения.

Домашний театр

У Вашего малыша есть любимые народные сказки? Предложите оживить героев! Сделайте импровизированную сцену, поставьте занавес, соберите игрушки. Самые удачные варианты «Репка», «Теремок». Терем может быть собран вместе из обычного конструктора. А ещё детская считалочка: «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять». Число символизирует количество пальцев. Этот спектакль можно показать руками, ходить пальчиками по столу, подняв вверх указательный и средний, изображать зайца.

Очень интересным получится сюжет морской тематики. В таз с водой поставьте бумажный корабль, предложите подуть на него. Представляете, какой будет восторг? Также игра с куклами, умываем, кормим, укладываем спать.

Транспорт

Не менее увлекательным станет забава с участием различных транспортных средств. Самолёт, паровоз, автомобиль.

Повтор речевого звучания

Предложите послушать звучание:
Машина би ― би
Самолёт ууу
Паровоз ту ― ту
А потом спросите малыша, что тот услышал.

Сенсорика

Предложите рассортировать по цвету транспорт или поставить на своё место модели автотранспорта.

Память, внимание

Приобретите парные картинки, наподобие домино. Возьмите один рисунок и предложите найти такой же. Если Вы успели познакомить своё чадо с цифрами, можно посчитать количество одинаковых изображений.

Логопедические занятия для детей 3-4 лет — .

На этом, дорогие читатели, позвольте попрощаться. От Ваших стараний зависит будущее хрупкого существа. Берегите себя и своих близких. И не забудьте подписаться на обновления нашего блога. До скорых встреч!