Что купить ребенку у которого все есть. Что подарить ребёнку, у которого всё есть

27 Sep Автор: Agnessa

На самом деле так не бывает, что у ребёнка есть всё. Чего-то всегда не хватает. У него есть куча игрушек, компьютер с принтером, который поднадоел, набор всех компьютерных игр, новый навороченный телефон, велосипед и ролики, которые валяются в сарае. Что ж! Может, он давно хочет собаку, кошку или рыбок. Или даже лошадь. Почему бы нет? Если у родителей есть средства, то почему бы не приучать ребёнка за кем-то ухаживать. Сначала хомячок, потом пони. И так содержать целый домашний зоопарк. А может идти от противного и подарить ребёнку нечто нематериальное. Например, дать возможность заработать самому денег на улице и в полной мере ощутить, что это такое. Чаще всего дети богатых родителей обучают своих чад игре на музыкальных инструментах. Вот пусть и попробует своим творчеством заработать. (Если конечно позволяет возраст и родители не против такого эксперимента). Ну а после трудового дня, конечно, устроить ему пикник с друзьями или детский праздник в боулинг центре.

О чем расскажет подарок?

Анна Кулешова, социолог (ВЦИОМ)

В разные исторические периоды в разных культурах у подарков свои особые функции и особое отношение к ним. В СССР, например, вполне нормально было отказать ребенку в покупке игрушки просто потому, что денег нет, или пообещать купить желаемое, но в награду за хорошую учебу и поведение. Сегодня покупка подарка, маленького или большого, — часть рутины. Более того, общество потребления побуждает нас дарить подарки даже там, где для них маловато поводов (например, взрослые, приехав в гости к другим взрослым, неизбежно везут подарки для детей).

Зачем мы дарим подарки детям? Если задуматься, обнаружится множество вариантов.

Например, подарок — это компенсация за неуделенное время и нехватку общения. Или выражение любви, заботы и внимания, или заглаживание вины (я сейчас не могу быть с тобой, но могу подарить игрушку), или даже подкуп. Подарки могут стать способом демонстрации социальной состоятельности: ребенок покажет дорогой телефон в садике, в школе — он не хуже других! Подарки помогают снять напряжение, процесс выбора и радость одаряемого придают силы. Кроме того, порой подарки дают возможность взрослому, купившему безделушку, почувствовать себя добрым, хорошим человеком.

Согласитесь, сделать покупку и создать иллюзию заботы проще, чем заботиться по‑настоящему.

Это мы их научили!

Когда дети ожидают подарок к Рождеству, 8 Марта, дню рождения и другим праздникам (а их между прочим немало!) — это ролевое ожидание. Они же не родились с идеей, что им все должны дарить подарки, они к этому привыкли — более того, мы их сами к этому приучили, как рыбок приучают плыть за кормом на стук пальца в стекло аквариума. Они выучивают, чему можно и нужно радоваться — в данном случае, подарку. Но можно же радоваться и счастью общения, солнцу, дружбе, многому другому — не вещам. Подумайте, что будет, если войдет в привычку выражать любовь через подарки?

Действительно ли это то, к чему стоит стремиться?

Каждый родитель сам расставляет акценты в воспитании и обозначает для ребенка свое мнение. Для многих нормально сосредотачиваться на статусе вещей, уделять материальному миру много внимания, а заодно и приучать детей, что праздники — это подарки, их много, они разные и по любому случаю. Заметьте, даже на день рождения подарок теперь получает не только именинник, а все его гости — такая уж современная традиция.

Получается, что сама привычка к подаркам порождает завышенные ожидания у детей. Они ждут и подарка, и самого факта — подарок непременно должен быть вручен. И постепенно происходит обесценивание — вещей оказывается слишком много, они захламляют пространство, в условиях изобилия приходится совсем иначе организовывать хранение игрушек, подарки и праздники становятся частью повседневности. А часто дети дарят своим сверстникам и родственникам то, что купили их родители. Для самого дарящего ценности в таком подарке нет — и так запускается еще один механизм, ведущий к обесцениванию подарков.

Как можно изменить ситуацию? Очень важно осознать, почему нам проще купить радость, чем создать ее.

Чтобы создавать — нужны ресурсы: время, силы, отдохнувшие мама и папа, фантазия, вдохновение. Где их брать? Возможно, стоит начать с того, чтобы разумно распределять время и силы, не попадаться в ловушки общества потребления.

Зачем мы это делаем?

Зачем все-таки нужны многочисленные подарки, и кому они нужны больше — детям, которых мы стремимся порадовать, или нам самим? Если вы таким образом закрываете проблемы в общении с ребенком, отнеситесь к этому осознанно и не дайте ситуации уйти в дурную бесконечность. Чтобы сместить акцент с подарков, нужны другие ценности, их демонстрация и проговаривание: нам нравится вместе что-то делать, чему-то учиться, пробовать новое, планировать прогулки и поездки, играть вместе. Для многих любовь преломляется через потребление: я люблю ребенка, поэтому дарю ему — в его же интересах. Но любовь можно и важно давать и через другое, в первую очередь — через общение.

Случается, что ребенок переживает — у остальных детей есть что-то модное, а у него нет. Или это мы, родители, переживаем на самом деле — вдруг он будет чувствовать себя изгоем, с ним не будут дружить из-за этого?

Конечно, идеальный вариант — окружение, где важно другое: умение что-то делать, иметь интересы, достижения, где неприлично «меряться» и выделяться одеждой и игрушками.

Многие родители сегодня готовы сопротивляться тому, что материнство и детство попали в сферу бизнеса: нас провоцируют на ненужные покупки. Еще 30 лет назад невозможно было представить, что столько денег можно тратить на детские вещи, безделушки, игрушки. Детоцентризм, к сожалению, лишь отчасти имеет отношение к чадолюбию, это налаженная торговля и навязывание избыточного потребления.

Дети относятся к реальности так, как их научили относиться к ней дома. Они реагируют на чужое мнение так, как им показали родители. Как вы объясните, так и будет. Если вы научите противостоять психозу общества потребления, вы дадите ребенку и поддержку, и серьезный социальный ресурс, умение выходить за рамки привычного, делать выбор, понимать, что действительно нужно, а что навязано. Да, очень часто родители думают: у меня этого не было, но у моего ребенка пусть будет, я поднапрягусь и все для него сделаю. Но важно честно ответить на вопрос: зачем? Что и кому я хочу этим доказать? Осознанность поможет снизить моральную и финансовую нагрузку, выстроить более гармоничные отношения с детьми — и научить их видеть мир немного иначе.

Не мешайте мечтать

Наталья Чудина, педагог, психолог

Конечно, заваливать ребенка подарками вредно, но подарки под елкой — часть праздника, и пусть они становятся неожиданной (или очень ожидаемой) радостью! Не надо отнимать у ребенка мечту, покупая ему все по первому требованию: система «захотел — получил» мешает мечтать. Пусть в семье будет традиция обмена подарками: чтобы дети тоже дарили подарки, знали, что праздник — это повод не только получить, но и дать самому — придумать, сделать своими руками. Иногда кажется, что запросы детей только растут, подарки становятся все значительнее и дороже. Да, подростку уже не интересно «Лего», которое приводило его в восторг недавно, но становятся важны другие сферы, отвечающие текущим интересам. И так уж устроен рынок, что взрослые и интересные вещи стоят недешево.

Дети знают: праздник — это атмосфера, елка, настроение, общение с близкими. И подарки, да. Это базовые воспоминания, закрепленные годами повторений, и они останутся с нами на всю жизнь.

Что делать?

Как сформировать здоровое отношение к подаркам в семье? Несколько советов от экспертов.

    Установите пределы подарка . Например, Дед Мороз не дарит дорогие подарки, технику и животных — без согласования с родителями. Или договоритесь, сколько подарков и в пределах какой суммы ваш ребенок найдет под елкой, чтобы не было разочарований.

    Выбирайте подарки, которые пойдут на пользу . Не просто красивые или модные вещи и игрушки, а то, что стимулирует творческое развитие, навыки и умения ребенка, и при этом немного опережает его интересы. Это и укрепляет детскую самооценку и веренность в себе, и помогает развиваться.

    Дарите опыт . Это могут быть билеты в театр или на кулинарный мастер-класс, абонемент на интересные ребенку обучающие программы или, например, на занятия в конный клуб. Опыт гораздо интереснее материальных вещей: сначала мы взволнованно ожидаем события, потом наслаждаемся процессом, а потом еще и вспоминаем, как это было. А к вещам — просто привыкаем после того, как порадовались факту обладания.

    Дарите персонализированные подарки . Пусть в подарке будет что-то, что говорит об индивидуальности одариваемого, его привычках и текущих интересах: кружка или майка с сообщением или забавной фразой, которую поймет только он; вещь, связанная с любимыми книгами или фильмами, или просто несколько приятных мелочей любимого цвета. Это показывает, что вы помните о том, что человеку нравится, — без специальной его просьбы о таком подарке.

    Запланируйте общий подарок, один для всех : билеты в отпуск, или новая палатка для походов, или фотоаппарат. То, что давно хотелось, что точно доставит радость всем — и объединит семью!

    Не манипулируйте . Не используйте подарки как средство влияния на ребенка или как элемент наказания. Есть вещи, которые не зависят от поступков: Новый год все равно придет и праздник все равно будет. Да, можно за проступок лишить ребенка рядовой или запланированной покупки, но крупные праздники неприкасаемы, это настроение. И, конечно, отбирать уже врученные подарки в наказание — категорически плохая идея.

    Привлекайте ребенка к выбору. Сын хочет что-то подарить бабушке, а вы твердо говорите, например: «Подарим крем для рук, она будет рада». Не спешите, пусть ребенок сам решит, чем порадовать бабушку — и даже если вам покажется, что выбор не самый удачный, не вмешивайтесь. И, кстати, бабушка уж точно будет рада любому подарку от внука, если он придумал его сам!

    Объясняйте причину отказа . Вы не готовы подарить ребенку то, что он просит? Не ужасайтесь уровню запросов, не злитесь и не говорите: «Просто нет — и все!» — объясните, почему не получится. Например: «К сожалению, мы пока не можем себе этого позволить», или «Мне кажется, эта вещь — для людей постарше», или «А давай рассмотрим вот такой вариант, потому что…» К спокойным доводам гораздо проще прислушаться.

    Регулируйте поток подарков . Договоритесь с друзьями и родственниками о количестве подарков детям. Чем их больше — тем меньше ребенок их ценит! Попросите тех, кто хочет что-то купить, ограничиться одной небольшой вещью. А может быть, ребенок хочет что-то крупное и дорогое, тогда близкие могут поучаствовать деньгами.

    Учите делиться радостью . Не у всех есть возможность радоваться празднику, и наша задача — помогать тем, кому это нужно. Поговорите о благотворительности и о том, зачем она нужна, подумайте вместе, кому и как вы можете помочь, например: принять участие в благотворительной ярмарке, собрать вещи для нуждающихся семей, побыть волонтерами, узнать у одинокой пожилой соседки, какая помощь ей нужна.

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

В Новый год и Рождество нам хочется дать почувствовать радость кому-то, у кого этой радости нет.

Это благородное и очень правильное чувство. Но дальше мы часто идем по привычному сценарию: есть сироты, одинокие, печальные дети, которым никто не подарит куклу или медведя… Здесь я попрошу вас взять паузу. Вот цитата из разговора с девочкой Машей, которая вспоминает праздники в детском доме: «Нам много подарков дарили, спонсоры всегда много дарят». — «От этого что-нибудь менялось? Дарили то, что вы хотели?» — «Нет. Я в семью хотела, а Настя — к маме родной вернуться. Мы всё ждали, что мама в Новый год придет…»

Если вы чувствуете себя способным отдавать не только близким — значит, у вас есть сознание, способное замечать дальше ближнего круга, и есть ресурс.

Должны ли мы направлять его на то, чтобы, например, скормить человеку с диабетом килограмм конфет? Наверное, такой абсурд не придет никому в голову. Потому что для нас очевидно: эта помощь и не помощь вовсе, но вред. К сожалению, в истории с подарками для детей-сирот все не столь очевидно. Наше желание быть хорошими мы реализуем за счет детей, уже потерявших самое важное — близкие отношения с родителями. И никакие подарки этого не заменят! Дайте своему порыву правильное направление, пусть он работает на настоящую пользу тем, кто в этом нуждается.

Если хочется подарить подарок сироте

Если у вас есть желание помочь и есть ресурс, вы можете стать приемным родителем, волонтером или наставником ребенку, оставшемуся без семьи. Еще можно поддерживать проекты, которые действительно помогают детям: по их обучению, по юридической помощи или помощи их родным семьям, которые не справились с чем-то в своей жизни.

А подарок можно подарить тому, кто и правда в этом нуждается. Бедным семьям, которые не могут себе позволить исполнить мечту своего ребенка, пенсионерам в домах престарелых, людям с тяжелыми нарушениями во взрослых интернатах.

Когда подарков слишком много

    Они ухудшают поведение детей . Исследования показали, что дети, привыкшие к потоку подарков и требующие их, страдают от негативных социальных и эмоциональных последствий в будущем. Взрослые, выросшие из таких детей, более склонны к неразборчивости с кредитами, к карточным долгам, азартным играм и компульсивным покупкам. Конечно, распаковка горы подарков — это всплеск счастья, но оно слишком недолговечно и ведет к еще большему «голоду».

    Они снижают самооценку . Психологи уверены, что материальное обладание никак не связано ни с уверенностью в себе, ни с ощущением счастья. Дети, у которых меньше подарков, зато есть теплые и близкие отношения с родителями и сверстниками, и самооценку имеют выше, и с проблемами справляются лучше.

    Они мешают ощутить радость . Еще одно исследование показало, что люди ценят подарки, которые они покупают для других, больше, чем подарки, которые купили для себя. Помогая ребенку научиться быть щедрым и добрым, а не только получать, мы способствуем формированию у него здорового чувства привязанности и повышению уровня счастья. Дети, которые ценят только получение подарков, растут более эгоцентричными, неумеющими сочувствовать.

Вымогатели подарков

Бывают дети, которые постоянно просят им что-то купить. Их можно разделить на типы:

Требовательный

Ребенок уверен, что вправе требовать подарков: «Я заслужил, вы должны мне это купить!» Фактически он занимается шантажом — и в конце концов родители покупают подарки, чтобы купить мир. Но это не сработает: чем больше вы несете, тем меньше он это ценит и тем активнее требует.

Тревожный

Такие дети уверены, что подарки — это проявление любви, и ведут тщательный учет. Они постоянно чувствует себя обделенными, сравнивают себя со сверстниками, беспокоятся, что про них забудут. Родители, чувствующие вину, покупают все, что требуется, но уверенности это, конечно, не прибавляет.

Манипулирующий

Такой ребенок знает слабые места родителей и успешно этим пользуется. Вы не обращаете на него внимания, вы его забросили, у него все хуже, чем у других — и много других способов! Но будьте осторожны: сразу после того, как ребенок получит желаемое, он придумает что-нибудь еще.

Зачастую перед походом на день рождения к маленькому имениннику вы интересуетесь у родителей, что же ему подарить. Хорошо, когда есть конкретный виш-лист – тогда вы просто делите его между всеми гостями. Но иногда родители говорят: «Все, что угодно, только не игрушки!» Это значит, что комната ребенка завалена разнообразными игрушками, а особых нужд у именинника нет. Мы составили небольшой список идей для таких случаев. Он подходит для детей разного возраста: дошкольного и школьного.

Билеты в кино, на шоу, цирк или спектакль

Для старших школьников это могут быть билеты на концерты или спортивные события. Для дошкольников и младшешкольников – билеты в аквапарк, парк аттракционов или батутный парк. Даже если они уже там были, наверняка воспримут подарок с огромной радостью и с удовольствием проведут там время еще раз. Единственный момент: билеты лучше покупать в паре. Даже если ребенок уже довольно взрослый, одному ему будет просто скучно на мероприятии.

Сертификат на кулинарный или рукодельный мастер-класс

Минус этого подарка лишь в том, что если ребенок еще маленький, то он не поймет на самом празднике, какой прекрасный подарок ему преподнесли. Но посетив мастер-класс, оценит презент в полной мере! Кулинарные и рукодельные мастер-классы – это не просто урок, это настоящие эмоции, общение и новые знания.

Декор для комнаты

Исходите из увлечений и интересов именинника. Можно подарить постер с изображением любимого спортсмена, необычную полку для книг или сундук для игрушек в стиле пиратских сокровищниц. Также малыши очень любят светящиеся звездочки, которые можно наклеить на потолок.

Все для творчества


Наборами для творчества, конечно, никого не удивить. Но если именинник по-настоящему увлечен тем или иным видом творчества, то его порадует корзина или коробка, полная нужных ему мелочей: фломастеров, кисточек, лоскутов ткани, бумаги для оригами, клубков ниток, нотных тетрадей и так далее.

Подписка на журнал или серию книг


Раньше, во времена детства наших родителей, это был очень желанный и распространенный подарок. Сейчас тоже существуют журналы для детей, и их можно выписать! Вам в помощь сайт http://vipishi.ru

Набор садовника

Если у семьи именинника есть приусадебный участок, вы можете привить ему любовь к садоводству. Подарите ему набор инструментов (лопатки, грабли, лейку), а также семена и саженцы. Не забудьте про перчатки и красивую шляпу или кепку. Возможно, в будущем молодой садовник подарит вам букет собственновыращенных цветов!

Домашнее животное

Уточните у родителей, как бы они отнеслись к тому, чтобы вы подарили имениннику домашнее животное. Речь идет о самых безобидных вариантах: рыбках, черепахах, улитках Ахатина. Придется продумать также оборудование для содержания животного (аквариум, террариум, корм на первое время и т.д.)

Набор туриста

Если семья именинника ведет активный образ жизни, то можно подарить ребенку собственный спальный мешок, подушку, набор походной посуды, шезлонг или компас.

Разные «научности»

Поспособствуйте тому, чтобы именинник рос настоящим вундеркиндом. Вариантов масса: набор для выращивания кристалла или других химических и физических опытов, микроскоп, телескоп, билет в планетарий или детский музей. Сюда же идут шахматы, нарды, игра Го, «Эрудит» и другие интеллектуальные настольные игры.

Одежда или обувь

Если ребенок избалован одеждой в хорошем смысле этого слова, то придется пофантазировать и поискать что-то интересное: кеды с фонариками или кеды-ролики, футболку с фотографией ребенка (в «обнимку» с любимым мультгероем), неоновые шнурки или симпатичный рюкзак. Для детей постарше советуем приобрести сертификат в его любимый магазин одежды: вкус у старшеклассников уже сформирован и есть большая вероятность не угадать.

«Угадай-ка!»

Практичный, надежный, удобный, многофункциональный, качественный – вот настоящий подарок с точки зрения взрослого. Хотите угодить ребенку? Сделайте все наоборот! Идеальный подарок для малыша должен быть долгожданным, эмоциональным, волшебным, оригинальным, немножко бесполезным и непременно ярким! А еще – свистящим, шуршащим, визжащим, прыгающим и так далее. Поэтому точно не нужно маскировать видимостью «подарка» обязательные покупки, которые никто не отменял (одежду, канцелярию, а иногда и книги, включая развивающие пособия). Такой подарок не принесет ребенку главного – удивления, восхищения и радости, а вот здорово разочаровать может.

Есть несколько способов выяснить, что именно кроха хотел бы получить на Новый год:

* Подумать. В конце концов, кто лучше вас знает, в какие игрушки он больше всего любит играть и какие сказки предпочитает читать, персонажи каких мультфильмов его вдохновляют?

* Заранее сходить с ним в магазин игрушек или дать полистать каталог (сейчас их выпускают и производители игрушек, и крупные магазины) и попросить выбрать понравившийся вариант.

* Написать письмо Деду Морозу. Отличное решение, которое не только поможет вам добиться своей цели, но также сохранит – пусть и ненадолго – веру малыша в этого чудесного сказочного персонажа. Сочиняя послание, не забудьте ограничить список, например, пятью или десятью пунктами (в зависимости от количества заботливых родственников). Одним из пунктов можно оставить «сюрприз» – им станет тот подарок, который вы выберете на свое усмотрение.

Подарок – способ выражения вашей любви, а не средство контроля и подчинения! Не вмешивайте Деда Мороза в воспитательный процесс, говоря, что тот не принесет подарок на Новый год, если ребенок будет себя плохо вести.

Что тебе подарить?

Современная «игрушечная» индустрия настолько впечатляет, что порой родители покупают игрушку не столько для ребенка, сколько «для себя». Но как бы вас ни прельщала изящная фарфоровая куколка а-ля Мэрилин Монро, как бы ни хотелось прикупить супервертолет (не только с самонаводящимся лазерным прицелом, но и пометкой «12+» на коробке), в первую очередь подумайте о том, кому подарок предназначен. При выборе отталкивайтесь от одного из следующих критериев.

* Возраст

До года – период, когда игрушки ребенку выбирают родители. Кроху привлекает все яркое шуршащее, звенящее и пищащее, а вот количество «даров» совершенно не важно.
Варианты: мобиль, игрушка-погремушка, игровой коврик, книжка-пищалка, игрушка для ванны, мягкие кубики, подвеска на коляску, книжка или игрушка с прорезывателем, инерционная игрушка, большой надувной мяч, качели и прыгунки.

От года до трех. Пальма первенства в этом возрасте отдается развивающим играм и игрушкам. При этом двухлетний ребенок, скорее всего, не сможет точно сказать, какую именно игрушку он хотел бы получить в подарок. Но в одном вы можете быть уверены: этому возрасту свойственно влечение ко всему большому и яркому. Зайдите с малышом в магазин – и ваши мнения разойдутся: вы выберете навороченную и многофункциональную игрушку, а он – простую, но самую заметную.
Варианты: кубики и простые конструкторы, книжки с толстыми страницами и яркими обучающими картинками, сортеры, детские варианты «взрослых» вещей (мобильный телефон, фотоаппарат), музыкальные инструменты, пушкар, игровая палатка, развивающий столик, пальчиковые краски, доска для рисования.

Покупайте игрушки ребенку немного «на вырост»: например, полуторагодовалому малышу – конструктор с пометкой «2+». Игрушка должна чуть опережать развитие крохи, подталкивая его к изучению новых навыков.

От трех до шести. В этом возрасте ребенок уже вовсю осваивает сюжетно-ролевые игры и совершенствует свои моторные возможности. У малышей проявляются индивидуальные черты характера, формируются собственные предпочтения и пристрастия. Теперь, скорее всего, если вы спросите у своего чада, что бы ему хотелось получить в подарок, он выдаст вам целый список.
Варианты: наборы для сюжетных игр (магазин, поликлиника, мастерская, парикмахерская и т. п.), игрушечные овощи и фрукты, машинки и куклы, наборы солдатиков; посуда, одежда и предметы быта для кукол; конструкторы типа ЛЕГО, набор «юного исследователя», наборы для лепки, рисования, плетения, вязания, изготовления гравюр, росписи, создания украшений и т. п.; настольные игры, соответствующие возрасту.

* Пол.

При выборе игрушек не стоит забывать о «гендерном» факторе. В два года мальчик может с интересом играть с пухлым пупсом, а девочка – с упоением катать по полу машинки. Но если девчачье увлечение мальчиковыми забавами может сохраниться и даже окрепнуть, то мальчик шести лет уже вряд ли возьмет в руки куклу.

Что подарить девочке?
Кукла . Выбирая куклу, помните, что малышка, играя, будет выражать с ее помощью свои мысли и чувства и даже идентифицировать себя с ней. В первую очередь кукла должна быть соответствующей возрасту: куколка с тряпичным телом гораздо безопаснее пластмассового аналога. А откровенная сексуальность кукол, подобных Барби, может навести кроху на размышления «не по возрасту». Неестественный и слишком «идеальный» внешний вид куклы вообще может привести к тому, что, повзрослев и осознав несовершенство собственного тела, девочка закомплексует. Также у куклы не должно быть слишком много нарядов и аксессуаров: во-первых, такое многообразие будет тормозить развитие фантазии и воображения, во-вторых, создаст у ребенка ложное ощущение того, что все в жизни продается и покупается.

Что подарить мальчику?
Оружие . Покупка игрушечного оружия многих родителей смущает. Однако и пистолет, и ружье, и сабля вполне «безопасны», если мальчик будет использовать их для «правильных» игр: бороться с плохими персонажами, защищать хороших. При этом игрушек, точно копирующих настоящие модели, лучше избегать. Любая пиротехника, разумеется, остается под запретом.
Машинки . Кажется, все мальчишки буквально рождаются «с рулем в руках». Автомобиль прекрасно дает понять, что такое движение и скорость. Если у крохи уже есть несколько машинок, лучше выбрать новую модель или остановить свой выбор на «профессиональном» варианте – машине «скорой помощи», полицейском автомобиле, пожарной машинке. Для деток постарше можно выбирать модели машин, которые требуют самостоятельной сборки. Для разностороннего развития малыша можно разнообразить его автопарк заправкой, гаражом, станцией техобслуживания и т. д.

* Тип темперамента

Характерные черты темперамента более-менее отчетливо проявляются у деток уже в 3–4 года. Немного понаблюдав за собственным чадом, мы можете подобрать идеально подходящий ему подарок.

Холерик . Послушать сказку, посмотреть целиком мультфильм или сделать аппликацию у крохи не хватает терпения. Такому малышу требуется постоянная смена вида деятельности.
Подарок : конструктор или сортер с большим набором элементов, мыльные пузыри, водяной пистолет, обруч, велосипед или самокат, бумажная кукла с комплектом «одежды», вертушки и «султанчики» для игр на воздухе.

Сангвиник . Этот маленький «энерджайзер» везде первый: дома, в детском саду, в песочнице. Он любит экспериментировать и обожает активные игры.
Подарок : мяч, игры, развивающие меткость (набор для игры в кегли, дартс, игра типа «набрось кольцо»), сказки о богатырях и отважных рыцарях, железная дорога или автотрек.

Флегматик не спешит принять участие в детской забаве: он сначала посмотрит, затем подумает, а потом, может быть, решит включиться в игру. Его идеал: спокойные размеренные занятия.
Подарок : мозаика, пазл, предметы для ухода за природой (например, «набор юного садовника»), настольный футбол или хоккей, персонажи для кукольного театра, книжки с большими картинками о животных и птицах.

Меланхолик . Такой малыш – тонкая натура. Он чувствителен к негативу – может расплакаться от грубого окрика и, кажется, постоянно витает в облаках. Это не так! Он очень внимательный, и к тому же у него хорошо развита интуиция. Очень любит «работать руками».
Подарок : пластилин, краски, фломастеры и детский мольберт, набор для оригами, лупа, красивый календарь, детский рюкзак.

В ожидании чуда

Самый волшебный праздник в году – отличный шанс помочь своему чаду поверить в сказку. Будьте уверены, от вас не потребуется много усилий!

* Продлите праздник . Горку новогодних подарков ребенок разберет за тридцать минут и, несомненно, получит массу удовольствия. Но куда приятнее получать неожиданные сюрпризы в течение целого дня!

* Устройте квест . Больше подарков дети, пожалуй, любят только игры. Пусть кроха «поохотится» за своими подарками, тогда они точно запомнятся ему надолго! Самый простой способ: написать на записках задания (если ребенок еще не умеет читать, можно обойтись картинками), согласно которым он будет «проходить» заданный вами путь, пока не отыщет свой подарок. Первую записку малыш может найти утром в кровати, вторую – в ванной, третью – на кухне. Только не переусердствуйте, иначе «приключение» затмит сам подарок. Двух – четырех заданий будет вполне достаточно.

* Удивите . Посмотрите на привычные вещи по-новому: например, вместо того чтобы прятать подарок под елкой, оставьте его за дверью! Сделать это может папа, отправившийся в магазин. Через 5–10 минут, когда кроха забудет об отсутствующем родителе, раздастся звонок в дверь, и, когда она распахнется, малыш увидит нарядную коробку. Пусть он погадает, кто ее принес: Дед Мороз, Снегурочка, а может быть, волшебные гномы?

Алексей Мишин, врач-психотерапевт, психиатр, к. м. н., директор психоневрологического интерната № 30 г. Москвы

У современного поколения детей и подростков есть одна большая проблема – «я не знаю, чего хочу». Главные причины этого – пресыщение информацией, изобилие товаров и услуг, возможностей и перспектив. Если посмотреть на ситуацию в рамках развития общества постсоветского пространства, ее возникновение закономерно. Мы пережили эру кормления по часам, тугого пеленания и «жестких» педагогических убеждений из серии «не нужно сразу бежать к ребенку: поплачет и успокоится». Многие наши родители (и многие из нас) выросли в семьях, где обнимать, ласкать ребенка и признаваться ему в любви было просто не принято. Сейчас мы знаем, что детей можно и нужно любить, что необходимо всеми силами стараться сделать так, чтобы они росли в атмосфере любви и принятия. Сложность в том, что любить нас вовремя не научили, поэтому своих детей мы любим «как можем». Часто это проявляется в том, что родители, неся на себе груз вины за нелюбовь предыдущих поколений, в прямом смысле «залюбливают» ребенка, обрушивая на него шквал нерастраченной ласки и нежности. Одно из проявлений безудержной родительской любви – потакание любым желаниям и капризам. Папа и мама все разрешают ребенку (ведь они хотят быть хорошими родителями!), забывая при этом про правильное воспитание. Они боятся конфликтов и кризисов, поэтому готовы пожертвовать чем угодно, лишь бы все было хорошо. В результате мы получаем поколение детей, которые ничего не хотят, во-первых, потому, что вокруг всего слишком много, а во-вторых, потому, что навык «желать чего-то и стремиться к чему-то» в условиях всепоглощающей родительской любви не был сформирован.