Конспект занятия в старшей группе
Цель: Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его значении.
Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре.
Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.
Воспитывать любовь и дружелюбие к окружающим.
Материал:
книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; ткань для изготовления ангелочка, шарик, нитки.
Ход занятия
Воспитатель:
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном,
И ждёт: свершится волшебство.
Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
- Рождество в нашей стране празднуют
7 января.
В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?
Рассказ воспитателя
Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.
Дети читают стихотворение:
Рождественское.
1.В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...
2.Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
3.Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
4.Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
5.Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
6.«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
7.А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
-Ребята, а давайте мы с вами поиграем.
Игра «Пирог»
(под русскую народную музыку)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».
А теперь, ребята отгадайте
Рождественские загадки:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу …
(в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят …
(лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские …
(елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают …
(свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга …
(поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании …
(чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился …
(Иисус Христос).
В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Рождество – это праздник подарков. Давайте изготовим Рождественских ангелочков из ткани.
Дети изготавливают ангелочков
Возьмем белую однотонную ткань и кусочек синтепона. Положим синтепон в центр ткани. Сложите ткань по диагонали и сформируйте голову, плотно обвивая белой нитью по линии шеи. Завяжите узелок, концы нити обрежьте ножницами. Сформируем талию ангелочку. Для этого возьмите красную нить, перемотайте грудь и спину ангелочка несколько раз крест-накрест, чтобы получилась рубаха, завяжите узелок, концы нити обрежьте ножницами. Расправьте рубаху. Теперь сделаем крылышки. Возьмите золотистую тесьму и повяжите её на голову ангелочку. Рождественский ангелок готов.
Итог занятия:
Давайте посмотрим, каких красивых ангелочков вы сделали. (Дети выставляют свои работы на общий стенд.
Ребята подарите ангелочка которого вы сделали тому, кого вы любите, и поздравьте с Рождеством!
Конспект занятия
в старшей группе
«Пришло Рождество, наступило торжество»
Воспитатель Комиссарова И.Н.
Программное содержание:
- Закрепить с детьми знания о зимних праздниках (новый год, рождество, крещение, колядки); об их главных символах и о подготовке к празднику. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
- Вызвать у детей интерес к общению, активное участие в беседе.
- Обогащать словарный запас детей (канун, сочельник).
- Создать радостное настроение для детей.
Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".
Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.
Наступили холода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Правильно.
А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
А вам нравится зима? Чем она вам нравится?
Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)
Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.
А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)
Что многие люди делают на крещение? (Окунаются в прорубь.)
Для чего они это делают?
Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)
А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)
Вспомните слова, которые говорят колядовщики.
Коляда, коляда
Ты подай пирога.
Или хлеба ломтину
Или денег полтину.
Или курочку с хохлом,
Петушка с хохолком.
А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)
Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год.
Что происходит у вас дома перед празднованием Нового года? (Наряжают елку, покупают подарки, готовят разные блюда.)
К этому празднику готовится вся семья.
Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)
Что является главным символом Нового года? (Елка.)
Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)
Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)
Вам понравилась песня?
Чем она вам понравилась?
Какая она по характеру?
О чем поется в этой песне?
Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)
Кто из вас знает, что означает слово Рождество?
Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Почти 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.
А вы знаете почему празднуют все люди на всей Земле именно его день рождения?
Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.
Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.
Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?
(Дети делятся самостоятельно на две команды.)
Первая игра называется "Слова".
Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".
Молодцы, понравилось собирать слова?
А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".
Снег волшебный это хорошо,
Не растает он в руках у вас ни за что!
И играть в него легко.
Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.
Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)
Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.
Как вы думаете, какая из них Рождественская?
Чем они отличаются?
А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)
Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?
Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.
Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?
Никто его не знает? Но все наверно видели.
Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.
А как вы думаете, как изображали ангелов?
Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.
А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)
Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?
Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.
Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.
Выбирайте себе любое место и разукрашивайте ангелочков.
Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов.
Каким цветом вы их разукрасили?
Почему у них такие лица вы нарисовали?
Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.
Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Рождество?"
Описание материала : Предлагаю сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Этот сценарий познавательного характера, будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово; дать представление о его значении.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников, воспитывать музыкальный вкус, закреплять знание о зимних месяцах и праздниках, воспитывать интерес к совместным действиям, воспитывать уважение к своим сверстникам, воспитывать культуру поведения на мероприятиях и концертах, развивать интерес к фольклору.
Атрибуты: Презентация, 4 корзины, снежки, 4 платка для завязывания глаз, мешочек с карточками профессий, 2 бубна.
Предварительная работа: выучить стихи, колядки.
Ведущая: Здравствуйте ребята. Мы все очень рады видеть и приветствовать вас в музыкальном зале. Мы все здесь собрались не случайно, все знают, что зимою празднуют много праздников. Все эти праздники веселые, с гуляньями, песнями и плясками. А скажите, пожалуйста, какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, крещение, старый Новый год, масленица.
Ведущая: Да все ответы правильные. Ведь у каждого праздника есть свое определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января-крещение)
Ведущая: В ночь с 31 декабря на 1 января наступает новый год. Давайте вспомним, как мы весело встречали этот праздник хороводом «Замела метелица».
Исполняется хоровод «Замела метелица»
Ведущая : Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, почему праздник назвали Рождеством?
Ответы: Родился Христос.
Ведущая : 2011 лет назад в маленьком иудейском городе Вифлееме произошло величайшее событие в истории человечества. На земле родился спаситель мира наш господь Иисус Христос. С тех пор все христиане почитают и празднуют этот великий день.
Девочка: Помню я, как мама в первый раз
Мне поведала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Звучит музыка «Хрустальная грусть»
Воспитатель читает стих И. Языков
"Рождество Христово"
Презентация по стихотворению. Слайд: Город Вифлеем.
1 Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли. Слайд: Пастухи
В ту ночь Мария Сына родила
Младенец в колыбельке сладко спал, Слайд: Мария с младенцем
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось, чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.
Три пастуха и Ангел впереди, Слайд: Мария в пещере с пастухами.
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди
Дитя, похожее на всех детей земли.
Над горной пещерой сверкала звезда, Слайд: Звездное небо и пещера.
И спал Вифлеем в тишине сладких грез,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился для мира Христос!
В Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Иисуса Христа.
Каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго в следующем году.
Дети поют колядки:
1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых
2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!
3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.
4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок
5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Ведущая:
Ребята, не хотите ли послушать, как раньше пели коляду?
(Просмотр видеофильма «Измайловская слобода» песня «Приход колядовщиков»)
Хороши ваши колядки, но давайте поиграем со снежками в прятки. На полу разбросаны снежки, а ты попробуй их в корзину собери.
Для игры приглашаем детей.
Игра: «Спрячь снежок в корзину».
(дети собирают разбросанные снежки с завязанными глазами)
Ведущая:
Самыми любимыми играми на Руси были хороводные игры.
Коляда пришла, всем веселье принесла,
не сидите, не скучайте,
в хоровод скорей вставайте.
Приглашаю вас на игру. (Двое детей или взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.)
Игра “К нам коляда пришла…”.
Поют: К нам коляда пришла, коляду привела,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Ведущая: Есть у меня для вас волшебный мешочек. В нем находятся карточки с вашей будущей профессией.
Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.
Ведущая произносит слова:
Есть у меня мешочек
Ты скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!
Дети достают из мешочка карточку, с изображением какой- либо профессии и рассказывают, кем они станут.
Гадание-игра «Профессии».
Ведущая:
Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!
Проводится игра «Бубен».
(Дети стоят в кругу и под музыку передают 2 бубна в разные стороны. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубны идут в центр круга и пляшут.)
Ведущая:
Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым.. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
В детском саду можно найти на участке небольшую елочку или деревце, повесьте на нее кусочки хлеба, сало, внизу, под дерево, насыпьте зерен и крошек. Можно изготовить кормушки. И вскоре на вашу деревце или кормушку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.
И тогда на душе станет теплее и радостнее, и в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
Презентация песни «Во владеньях инея и снега».
Дети под музыка «Рождество» выходят из зала.
Рождество в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Детям про Рождество
Стребняк Ольга Викторовна, воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы - детского сада компенсирующего вида № 21 «Жемчужинка» г. Сальска Ростовской области.Как рассказать детям о Рождестве Христовом?
Ни для кого не секрет, что мы и сами порой не знаем о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад, а уж тем более дети.
Что-то случилось в мире
– так Б.Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.
Описание:
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа.
Цель:
Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
Задачи:
- познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова;
- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
- привлечь внимание детей к христианским традициям;
- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.
Предварительная работа:
Посещение церкви; ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений.
Материал:
проектор; экран; компьютер; детская Библия; книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; старинные рождественские открытки; Рождественский вертеп; нарядная елочка; валенки.
Ход мероприятия:
Воспитатель:Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.
М. Ю. Лермонтов
Вопросы к детям.
- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют
В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества
считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?
Благая весть.
Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.
Весть Ангела пастухам.
Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом.
Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.
Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.
Дети читают стихотворение:
Рождественское.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Саша Черный.
Путеводная звезда.
Воспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения.Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу.
Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть.
А волхвам сказал так:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу
и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11).
Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого.
Ребенок читает стихотворение:
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари Востока
Злато смирну и ливан.
Афанасий Фет 1842 г.
Воспитатель:
Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайну нахождения Спасителя.
Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса в городе уже не было.
Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).
В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.
Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.
В Сочельник под Рождество.
С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник.
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками.
Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.
Давайте, ребята, и мы с вами поиграем.
Игра «Пирог»
(под русскую народную музыку)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».
Игра «Валенки».
Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.
А теперь, ребята отгадайте
Рождественские загадки:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские … (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился … (Иисус Христос).
Воспитатель:
А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, разыгрывали спектакли о рождении Спасителя.
Марина Катакова
Конспект занятия «Рождество Христово» (старшая группа)
Цель : Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом . Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику : украшать ёлочку на Рождество , поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас - любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Повторить пословицу : «Что такое красота – это сердца доброта!» Познакомить детей с обычаем славить Христа . Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово , Святки, колядки, вифлеемская звезда. Запомнить слова колядок. Проявить фантазию и умение – сделать себе красивую и забавную маску.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации «Добрый мир» , Киещенко «Колядки» , чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество » , рабочая тетрадь «Добрый мир» , О. Ефремова «Рождество Христово » , разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир» .
Ход занятия.
1. Приветствие. Здравствуйте мои милые ангелочки. Сегодня мы поговорим о празднике Рождество Христово . Что это за праздник и почему он так называется? Почему его празднуют люди? Как празднуют праздник Рождество Христово ? Рождество Христово - один из самых главных праздников. Я вам сейчас расскажу, как же это было. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.
2. Слушаем. За доброе и чистое сердце Марии Бог избрал её стать Матерью Божией. (Показ иконы Благовещение.) К Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью. Архангел ей сказал, что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус. Мария не могла понять, как она сможет родить ребенка, у которого нет земного отца. Ангел сказал ей, что Бог - Дух Святой совершит это чудо. Так как Иисус родился без земного отца, то он родился безгрешным. Каждый человек в этом мире унаследовал грех Адама, но Отцом Иисуса был Бог. Бог совершен, свят и безгрешен. Мария верила в Бога и поняла, что по воле Божьей ей суждено стать матерью Спасителя.
Мария, которая должна была стать матерью Иисуса, уже была обручена с человеком по имени Иосиф. Иосиф был хорошим человеком, верившим в Бога. Бог хотел, чтобы Иосиф взял Марию в жены, и чтобы у Иисуса был хороший земной отец. (Показ слайда) .
По велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город на перепись. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом вертеп – это пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. (Показ слайда) .
Здесь Мария родила Своего Сына Иисуса Христа . В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли, кормушку для скота. На младенца смотрели и согревали своим дыханием ослик и бычок. (Показ слайда) .
В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню : «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям» . Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклониться Христу . (Показ слайда) .
А перед рождением Христа на небе появилась особенная яркая и красивая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы. Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили дорогие подарки. Золото – как царю, смирну – человеку, ладан – Богу. (Показ слайда) .
Иисус родился в Вифлееме, как предсказывали Божьи пророки много лет тому назад. Ирод боялся утратить свою царскую власть, когда младенец вырастет и станет взрослым. Бог велел Иосифу взять Иисуса и бежать в Египет, где он будет находиться в безопасности и Ирод не сможет погубить его. (Показ слайда) .
Иисус вырос и стал мудрым человеком. Бог был Им доволен и люди любили Его. Он был свят и безгрешен. Он всегда держал Свое слово. Он был верен во всем, что делал. Он был совершенным Праведником. Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. (Показ слайда) .
Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества , в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери. (Показ слайда) .
После праздника Рождества Христова наступают еще особые дни, период от Рождества Христова до Крещения называется святыми днями, или Святки. Святки на Руси праздновались ярко и торжественно : все поздравляли друг друга, славили Христа . (Показ слайда) . В эти дни каждый понимал, что господь стал ближе к нему.
Наступили Святок радостные дни,
И зажглись на ёлках яркие огни.
В нашем доме тоже ёлка зажжена.
Нас своим нарядом радует она.
Пусть спасибо наше примут в добрый час
Те, кто этой ёлкой одарили нас.
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный ,
Наши предки пили, ели
Веселились две недели.
От рождества и до крещения ,
Приготовив угощенья,
Пели разные колядки.
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. А в селах и деревнях ходили по домам друг к другу с подарками и славили Христа . Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. (Показ слайда) .
Колядовать - значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа , пели колядки, называли христославами . За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций,
3. Беседуем :
Что за праздник Рождество ?
Кто родился в этот день?
В каком городе Израиля родился Иисус? (В Вифлееме) .
Где родился Иисус Христос ? (Вертеп, означает пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот) .
Кто первый пришёл к рождённому Младенцу Христу и поклонился Ему ?
Правильно ли поступили волхвы, поклонившись Иисусу? (Да, потому что Иисус был Богом - Сыном) .
Какие дары принесли мудрецы?
Как называется звезда, которая привела мудрецов к Младенцу Иисусу?
Что означает имя "Иисус"? ("Иисус" означает "Спаситель" или "Избавитель"
Дети, а как вы думаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем ? (Адам и Ева радовались когда жили в раю, но когда они согрешили, их непослушание принесло зло и смерть, от которых Бог обещал нам избавление - рождением Спасителя . В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет
Что означает имя "Христос "? (Оно означает "Помазанник" или "Мессия", слово это греческое.
В какую страну велел Бог Иосифу увезти Иисуса, чтобы спасти Его от Ирода? (В Египет) .
Был ли Иисус просто человеком? (Иисус был Сыном Божьим и человеком) .
Является ли Иисус обещанным Спасителем? (Да, Иисус является именно тем Спасителем, которого Бог обещал в Едемском саду Адаму и Еве).
Много ли Спасителей в разных частях света? (Нет, Бог послал лишь одного Спасителя на весь мир) .
Почему мы празднуем Рождество ? (Потому, что Иисус был рожден в этом мире для спасения грешников от Божьего наказания за их грехи).
Хотя Иисус и был похож на других людей, что Его отличало от них? (Он был свят и безгрешен. Он всегда держал своё слово. Он был верен во всём, что делал. Иисус был и Богом и человеком).
Делал ли Иисус что-либо неправильное? (Нет, Иисус родился безгрешным, и Он никогда не думал, не говорил и не делал что-либо неугодное Его Отцу).
Был ли кто-либо из людей безгрешен, подобно Иисусу? (Нет, все унаследовали грех Адама и нарушали законы Божьи) .
Что люди могут совершить для Бога? (На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Что такое красота – это сердца доброта).
К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее . Как готовятся к Рождеству ? (Украшают ёлку, готовят подарки детям и близким, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, чтобы всем было радостно в этот праздничный день).
Что делают люди в этот день? (Люди поют в храмах. Ходят друг к другу в гости, славят Христа : «Христос родился ! С Рождеством !» – поздравляют друг друга).
4. Обобщаем : Скоро наступит великий святой праздник Рождество Христово . В этот день в городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Сын Божий Иисус Христос . Рождество от слово родился . Родился Иисус Христос , поэтому праздник называется Рождество Христово .
Родился Спаситель. С рождения Христа началась новая история мира, появилась на земле христианская вера . Рождество Христово любимый праздник и детворы и взрослых. Во всех домах, детских садах, школах наряжают елочку. В этот день дети получают подарки. От Рождества Христова до Крещения народ праздновал Святки, значит Святые дни. Весело было, потому что дети пели величальные песни, в которых славили Иисуса Христа и хозяев , желали им доброго здоровья, богатого урожая. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.
5. Творим, рисуем, радуемся. Вспомните, что делали в святочные дни? Точно, колядовали. Мы будем делать маски, чтобы в них пойти колядовать. Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа
В рождество Христово
Ангел прилетел
Он летал по небу,
Людям песню пел :
Все люди, ликуйте,
Вместе торжествуйте.
Вечно свято, вечно ново
Рождество для нас Христа
Много лет из года в год
Славьте бога, стар и млад
Он спасителя нам дал.
Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить!
Коляда, коляда, открывайте ворота. Христос рождается , славьте!
В небе звездочки горят, о Христе говорят . У людей торжество : наступило Рождество !
Вечно будем Бога славить за такой день торжества! Разрешите Вас поздравить с Днём Христова Рождества !
6. Играем в игру «Четвертый лишний» . Воспитатель называет 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Дети должны узнать это лишнее слово и назвать его.
Пещера, ангел, самолет, вертеп;
Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван;
Золото, ладан, смирна, мороженое;
Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин.
7. Прощалочка : До свидания мои милые ангелочки! Скажи, что тебе понравилось на занятии . Говоря, ребенок кладет шарик в вазочку. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия . И когда наступят эти особые дни - Святки, вы возьмете свои рождественские звездочки и пойдете колядовать - Христа славить