Методическая разработка (старшая группа) на тему: Проект "Все дело в шляпе".

Гипотеза. Люди всегда будут носить шляпы.

Проблема. Незнайка не понимает, для чего нужно так много разных видов шляп.

Цель. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с назначением головных уборов, материалами, из которых они изготовлены.

Задачи по центрам активности

Игровая деятельность

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр «Семья», «Салон шляп», дидактических игр «Ателье «Соломенная шляпка». Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных в Центрах искусства и конструирования. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий (придумывание сказок «Путешествие шляпы», «Шляпка-невидимка»).

Речевое развитие

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Знакомить с названиями головных уборов (шляпа, берет, треуголка, цилиндр, боливар) и материалами, из которых они изготовлены. Закреплять умение рассказывать о шляпах. Обогатить словарь детей.

Изобразительная деятельность

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать головные уборы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность и способность замечать характерные особенности шляп и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции). Развивать умение составлять узоры и композиции для украшения шляп (из растительных элементов, бросового материала). Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Формирование элементарных математических представлений

Активизировать мыслительную деятельность: выделение и сравнение признаков различных шляп, сериация, классификация (подобрать шляпы по форме, по цвету или по величине, разложить в порядке возрастания-убывания одного или нескольких признаков). Формировать представление о количественной характеристике числа, о мерке как способе измерения количества, длины, ширины, высоты. Развивать представление о составе числа. Уточнить представление о времени (шляпы прошлого). Учить пользоваться моделями.

Конструирование

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в различных конструкциях. Учить различать геометрические объемные фигуры (куб, цилиндр, конус). Обучать планированию при создании шляпной мастерской. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, умение работать иголкой, нитками, ножницами.

Формирование элементарных естественно-научных представлений

Провести опыты с целью знакомства детей с различными свойствами ткани (намокает, мнется, рвется, гладится, можно сшивать, склеивать). Поощрять детское экспериментирование. Учить видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать свойства тканей при изготовлении различных шляп.

Формирование представлений об истории культуры

Развивать у детей представление об истории цивилизации. Дать элементарные сведения об образе жизни людей в древности (как одевались, какие головные уборы существовали, как их носили, какую социально-знаковую роль они имели в обществе).

Реализация проекта

Утренний сбор. Сообщение тематики проекта «Дело в шляпе» и обсуждение его по Центрам активности. Предложение по вариативности реализации проекта.

Составление объявления для родителей.

Объявление

Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Предлагаю совершить интересное путешествие в мир шляп и шляпок. Пропуском в это увлекательное путешествие станут изготовленные вами головные уборы. Они могут быть сделаны из любого материала (ткани, картона, соломы и др.), украшены цветами, перьями, фруктами, лентами и другими предметами, которые найдутся у вас дома. Может, это будет шляпа сказочного героя. А может, вы придумаете шляпу, которую будут носить в XXII веке, или вспомните, какие шляпы носили в XVIII – XIX веках.

Пофантазируйте вместе с детьми!

Придумайте название для шляпы. Вспомните (или придумайте) стихотворение, песню, короткий рассказ или интересный факт из истории шляпы для ее представления.

Парад шляп состоится _____________.

Незнайка.

Работа в Центрах активности

Центр искусства

Рисование красками «Сказочные шляпы».

Аппликация «Соломенная шляпка».

Выставка кукольных шляпок.

Изготовление шляп из бросового материала.

Конструирование шляп из бумаги.

Раскрашивание трафаретов шляп.

Изготовление подарков для мам: игольница-шляпка.

Лепка по сказке «Кот в сапогах».

Аппликация из цветных опилок «Живая шляпа».

Коллективная работа с использованием тканей, ниток, пуговиц, лент.

Коллаж «Подбери герою шляпы».

Бумажная мозаика «Шляпа для праздника».

Центр математики

Измерение нарисованных шляп и сравнение их размеров.

Счет шляп из разных сказок.

Счет шляп, изготовленных в Центре искусства.

Дидактические игры «Шляпка», «Подбери Золушке шляпку», «Угадай героя по шляпе».

Геометрическое лото «Что изменилось?», «Что перепутал Незнайка?», «Какой формы шляпа?», «Найди одинаковые шляпы», «Запомни узор на шляпе».

Центр естествознания

Проведение опытов с тканью, перьями, бусинками, кожей в уголке экспериментирования. Рассматривание и сравнение материалов. Раскрашивание.

Дидактические игры «Что плавает, что тонет?», «Какая ткань горит, какая плавится?», «Что гнется, что ломается?», «Какая ткань прочнее?».

Центр строительства

Сооружение из строительного материала шляпной мастерской. Изготовление витрин, полочек для выставочного зала.

Центр книги

Чтение: Н.Носов «Живая шляпа»; Ш.Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»; В.Степанов «Профессии».

Составление рассказов на тему «Если бы у меня была шапка-невидимка».

Этическая беседа «По Сеньке шапка».

Викторина по сказкам.

Рассматривание журналов мод.

Дидактическая игра «Что шляпа расскажет о себе?».

Вечер загадок.

Музей старинных шляп.

Беседа об изготовлении шляп.

Конкурс стихов о шляпах.

Логическая задача «Удобны ли бумажные шляпы».

Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам.

Просмотр мультфильмов «Незнайка», «Звездный мальчик».

Центр игры

Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Шляпная мастерская», «Ателье «Соломенная шляпка», «Салон красоты».

Игры-фантазии.

Придумывание сказки «Путешествие шляпы».

Режиссерская игра «Шляпка-невидимка».

Игра «Что? Где? Когда?».

Игры-драматизации «Теремок», «Красная Шапочка».

Настольный театр «Оловянный солдатик».

Инсценировка сказки о Чебурашке.

Игра на фланелеграфе «Аукцион шляп».

Использование в играх атрибутов, изготовленных в Центрах искусства и строительства.

Психологический центр

Для стимуляции творческой активности детей использовали метод «разноцветных шляп» (Э. де Боно). Поставили проблему: Незнайка не понимает, для чего нужно так много разных шляп.

Дети разбились на команды по цвету шляп и решали проблему с разных точек зрения.

«Белая» — собрать факты, связанные с проблемой.

«Желтая» — определить все позитивные моменты.

«Черная» — определить все негативные моменты.

«Зеленая» — собрать всевозможные идеи (даже бредовые).

«Красная» — выразить эмоции в ходе решения проблемы.

Работа над проектом завершилась проведением развлечения «Парад шляп», выставки «Шляпы руками детей», итогового занятия «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны».

Парад шляп

Зал украшен аппликациями, рисунками детей, шляпами разных размеров и фасонов, шарами.

Звучит музыка. В зал в костюмах и шляпах, изготовленных вместе с родителями, входят дети, проходят по кругу, рассаживаются.

Королева шляп (взрослым).

Фанфары, громче звучите!

Я всем гостям сегодня рада.

В нарядный зал скорее проходите,

Вас ждет начало шляпного парада!

Незнайка (взрослый).

Носили дамы шляпы

В былые времена.

Любил их Чарли Чаплин.

Есть шляпа у меня.

Но так случилось уж, друзья,

Про шляпы ничего не знаю я.

Помочь вы мне решили

И быстро поспешили на шляпный парад.

Королева шляп. Незнайка, мы долго готовились, много нового узнали о шляпах, мастерили их своими руками. В нашем зале разместилась шляпная мастерская, фотосалон «Рябинка», все желающие могут сфотографироваться в образе принца или принцессы. Представлено очень много журналов, игр, буклетов с рисунками детей. Даже есть шляпа желаний, надев которую, ты тоже можешь загадать желание.

Незнайка. Молодцы! Я обязательно все это рассмотрю, а сейчас мне не терпится как можно больше узнать о шляпах.

Королева шляп. Тогда присаживайся и слушай внимательно.

Объявляю дефиле «Шляпы и шляпки».

Звучит музыка. Первая подгруппа детей представляет свои шляпы.

Незнайка. Как интересно, я вижу, вам нравятся ваши шляпы. Я свою тоже очень люблю и часто с ней играю. И вам предлагаю поиграть.

«Передай шляпу». Под музыку дети передают шляпу. Когда музыка смолкает, тот, у кого в руках шляпа, выполняет желание Незнайки: отгадывает загадку, называет свой любимый головной убор, проходит по кругу и показывает свою шляпу и т.д.

«Попади в шляпу». Три команды по три человека должны попасть в шляпы бумажными шариками.

«Аукцион шляп». Родители сидят, дети надевают на них шляпы: одну на другую. Задача – удержать на голове как можно больше шляп.

Затем Королева шляп объявляет «Польку». Дети танцуют.

Королева шляп. Ну что, Незнайка, продолжим праздник?

Звучит аудиозапись «Песенки шапокляк» (муз. В.Шаинского), входит Шапокляк.

Шапокляк. Ну здрасьте! Что, веселитесь, танцуете? А мне не до веселья. Потеряла я свою единственную шляпку, и Лариска куда-то убежала. Уж не вы ли мою шляпочку на праздник выкрали? (Смотрит по сторонам, ищет шляпу и Лариску).

Незнайка. Ну что ты, бабуля, так плохо о детях думаешь. Все шляпы они делали вместе с родителями.

Шапокляк. Ничего, ничего! Я смотрю, у вас тут много разных шляпок. С кого-нибудь стяну, да и делов-то. Только вот мою Ларисочку-крысочку кто мне вернет? (Начинает плакать).

Незнайка. Бабусечка Шапоклюсечка, не волнуйся, не реви, а лучше посиди и посмотри.

Звучит музыка. Вторая подгруппа детей представляет свои шляпы.

Шапокляк. Да, славные у вас шляпки. Сейчас выберу себе одну да пойду Лариску искать. Даже и не знаю, что выбрать. Это вот что за шляпа?

Берет шляпы, показывает детям. Они называют их: «феска», «цилиндр», «кепи» и др.

Шапокляк. Зачем вообще нужны шляпы? Для чего?

Незнайка. Ребята, а вы знаете?

Проводится мозговой штурм «Чем может быть шляпа?».

Дети делают вывод, что шляпы могут пригодиться в разных жизненных ситуациях.

Исполняют песню про шляпу (муз. к песне «Папа может», сл. О.Ромадиной, воспитателя детского сада).

1-й куплет.

Сколько песен мы с вами вместе

Спели разных о том, о сем.

А про шляпу до этой песни

Песен не было ни одной.

Шляпа может, шляпа может

Все, что угодно:

Спасти от солнца, и от ветра, и от дождя.

Шляпа может, шляпа может

Быть чем угодно,

Если шляпа, если шляпа любимая.

2-й куплет.

Шляпу вместе украсим камнями,

Станет шляпа короной вдруг.

А добавим ромашек с поляны –

Превратится в цветочный луг.

Незнайка. Я хочу показать вам еще игры с моей любимой шляпой.

«Перенести шарик в шляпе». Каждый член команды, держа в одной руке плоскую шляпу с шариком внутри, должен добежать от линии старта до линии финиша и обратно. Выигрывает команда, игроки которой ни разу не уронили шарик.

«Шляпа набекрень». Нужно надеть шляпу, сделать движение головой, чтобы шляпа улетела как можно дальше.

Вопросы от Незнайки. (За правильный ответ дети получают вырезанные из картона медали-шляпки; у кого больше всех – получает приз.)

Под какой шляпой вы идете во время дождя?

Какие сказочные герои носили шляпы?

Как можно назвать и кепку, и берет, и цилиндр, и панаму, и шляпу?

Что растет со шляпкой?

Капор – мужской или женский головной убор?

В каком произведении головной убор напугал мальчиков?

Из чего изготавливали шлем?

Что лишнее в ряду: капор, треуголка, шлем, шарф, ермолка?

Перед какой шляпкой люди наклоняются?

Что означает слово «шапокляк»?

Кому можно оставаться в головных уборах в общественных местах?

«Лишняя шляпа».на стульях разложено шесть шляп. Семеро играющих под музыку идут по кругу. Когда музыка смолкает, нужно надеть или взять в руки шляпу и сесть на стул. Кто не успел, выбывает из игры.

«Удержи шляпу». Под звуки быстрого танца надо без помощи рук как можно дольше удержать на голове большую плоскую шляпу.

Шапокляк. Весело у вас. Но мне без моей Лариски тоскливо и грустно.

Незнайка. Моя любимая шляпа может исполнить три твоих желания. Но только если ты не будешь больше вредничать.

Шапокляк. Не верю я, ты все время что-нибудь выдумываешь.

Незнайка. Проверим?

Шапокляк. Ну вот, например. Может она превратить родителей в сказочных героев?

Гаснет свет, Незнайка произносит волшебные слова, родители надевают маски. Свет зажигается.

Шапокляк. А вот и посложнее. Пусть обыкновенная вода станет цветной!

Незнайка показывает фокусы с водой (незаметно окрашивает воду в какой-нибудь цвет).

Незнайка. Теперь возьми мою шляпу и загадай самое заветное твое желание.

Шапокляк произносит волшебные слова и находит под шляпой крысу, а рядом свою шляпку. Радуется, благодарит Незнайку.

Незнайка. Я приготовил вам, дорогие дети, сюрпризы. Пройдите перед нами еще раз.

Вручает медали-шляпки, дипломы по номинациям, читает стихи.

Самая маленькая

Славная, милая шляпка на крошку –

Можно ее положить на ладошку.

Только Дюймовочке в пору она,

Шляпка как раз для нее создана.

Самая большая

Сам хозяин очень рад –

Виден всюду экспонат,

Шляпа яркая, большая,

Симпатичная такая.

Самая вкусная

Не просто красива,

Еще и вкусна.

Поносишь – и скушаешь,

Коль голодна.

Самая оригинальная

Невозможно не заметить

Эту чудную вещицу.

Очевидно, что над нею

Долго вам пришлось трудиться.

Самая смешная

В эту шляпку облачитесь –

Сразу в детство возвратитесь,

Для начала улыбнетесь,

После громко рассмеетесь.


Цель работы привлечение детей, к исследованию экологических проблем; развитие экологического мышления; Задачи Формирование понимания самоценности природы; Формирование понимания самоценности природы; осознание ребенком себя как части природы; осознание ребенком себя как части природы; формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения; понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения; понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать; понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать; формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды. формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды. предоставление возможности решать экологическую проблему утилизации отходов через собственное участие и творчество. предоставление возможности решать экологическую проблему утилизации отходов через собственное участие и творчество.






Делаем выводы: В природе нет отходов, все распадается и возвращается в природный круговорот. Использованная упаковка (пластик и стекло) попадает на свалки и загрязняет город. В природе нет отходов, все распадается и возвращается в природный круговорот. Использованная упаковка (пластик и стекло) попадает на свалки и загрязняет город.


Узнаем новое Пластиковые пакеты стали настоящим бедствием для природы, поскольку являются не только источником загрязнения, но и становятся причиной гибели животных и птиц Пластиковые пакеты стали настоящим бедствием для природы, поскольку являются не только источником загрязнения, но и становятся причиной гибели животных и птиц











Дети - участники проекта Королева Саша 6 лет Аджиева Эсмигуль 6 лет Уманец Артем 6 лет Степанов Коля 6 лет Мурашкин Иван 6 лет Маклецкая Наталья 6 лет Шалашова Надя 6 лет Скалкина Марина 5 лет Петрушина Кристина 6 лет Им помогали: Коровочкина В.М. (ст. воспитатель) Терешко Е.И. (воспитатель) Орлова И.И. (педагог доп.образования) Медведева А.В. (педагог доп. образования) Шершнева Н.А. (воспитатель)

Анна Деревяшкина
Педагогический проект «Все дело в шляпе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 Г. НЕРЧИНСКА

ПРОЕКТ

«ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ »

Выполнила и провела : Деревяшкина А. Н

Проблема : Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя :

В изучении одной из интереснейших страниц в истории человека;

В создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей ;

В приобретении практических навыков.

Тип проекта : творческий, досуговый; детско-взрослый.

Продолжительность : краткосрочный, недельный.

Актуальность : В настоящее время главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.

Цель : познакомить детей с историей шляпного искусства и использования шляп в качестве атрибутов на праздниках, утренниках и досугах; способствовать развитию творческого воображения и фантазии, чувства цвета и стиля.

Задачи проекта :

шляпы .

дошкольников :

О головных уборах (беретки, шапки, шляпы , колпаки) ;

О тканях ;

О деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы) ;

О форме шляп .

8. Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение изготавливать головные уборы по памяти и с натуры.

9. Воспитывать эстетический вкус.

Предполагаемый результат :

Расширятся и систематизируются знания детей о работе художника-дизайнера, модельера; сформируются умения и навыки работы с бросовым материалом. Дети научатся самостоятельно задумывать сюжет и доводить работу до завершения. У детей сформируется навык планирования своей работы по этапам : замысел, эскиз, макет, воплощение; приобретается навык совместной деятельности.

Продукт проекта :

Лепка по сказке «Кот в сапогах» ;

Оригами - изготовление шляп из бумаги ;

Моделирование различных видов шляп способом рисования , аппликации, оригами, лепки из соленого тесто;

Нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе (“Монотипия предметная”) ;

Изготовление шляпки для кукол способом оригами.

Ожидаемые результаты :

Расширение знаний об истории появления шляпы ;

Обогащение словарного запаса детей по данной тематике;

Приобретение практических навыков.

Оформление игрового уголка «Салон шляп » и его использование в сюжетно-ролевых играх детей старшей подготовительной группы;

Оформление мини музея «Все дело в шляпе »

Набор материалов, оборудование : (краски, карандаши, иллюстрации, природный материал, видеоматериалы, картон, соленое тесто, тесьма, цветная бумага, салфетки, гуашь, фантики от конфет, игр и др.) Подбор художественной литературы, демонстрационный материал поэтапное изготовление способом оригами шляпы , альбомы с видами головных уборов,

иллюстрации героев сказок в головных уборах, «Волшебный сундучок» с кусочками ткани разной фактуры (драп, вуаль, велюр, шерсть, ситец, бязь, шелк, трикотаж, кружева, парча и т. д, альбом о форма шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик, подборка раскрасок для детей, картотека загадок, стихотворений, рассказов, пословиц, дидактические игры.

Этапы работы по проекту

1 Подготовительный этап

Задачи :

1. Определить цель и задачи проекта .

2. Изучить и создать информационную базу по проекту .

3. Составить план проекта .

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта .

5. Провести анкетирование родителей «Что я знаю о шляпах .

2 Основной этап

Задачи :

1. Познакомить детей с историей появления шляпы .

2. Систематизировать элементарные знания дошкольников :

О головных уборах (беретки, шапки, шляпы , колпаки) ;

О тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая) ;

О деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы) ;

О форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик) .

3. Обогатить словарный запас дошкольников.

4. Развивать навыки связной речи.

5. Создать развивающую среду по данной тематике.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Развивать психические процессы через художественно – творческую деятельность.

8. Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение

изготавливать головные уборы по памяти и с натуры.

Деятельность в рамках проекта

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация Познание Чтение художественной

литературы

1. Беседы на темы :

-«Головные уборы»

-«Как делают ткани» -«Что люди носят?» -«Шляпки »

-«Как быстро можно изготовить шляпу

2. Составление рассказов :

-“Если у меня была бы шапка-невидимка”;

Придумывание сказки о шляпе ;

3. Рассказ воспитателя о профессии дизайнера, модельера;

4. Загадывание загадок о головных уборах;

5. Обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах

1. Наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?»

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам;

3. Рассматривание картинок, рисунков по теме :

-«Профессии»

-«Головные уборы в профессиях»

-«Старинные и современные головные уборы» (короны, кокошники)

-«Головные уборы разных народов»

4. Рассматривание модных журналов, газет.

5. Элементарная исследовательская деятельность с использованием разных тканей (фетр, солома, драп) ;

6. Игры-эксперименты :

-«Для чего нужна тулья для шляпы ? (Что произойдет, если подует ветер) »

-«Для чего нужны поля? (Что произойдет, если солнце будет светить в глаза) »

7. Просмотр видеослайдов -«Шляпы разные нужны , шляпы разные важны »

1. Сказки :

-«Кот в сапогах»

-«Золушка»

-«Красная шапочка»

-«Чем пахнут ремесла» в пер. С. Маршака

-«Кем быть?» В. В. Маяковский

-«Как рубашка в поле выросла»

К. Д. Ушинский

Социально-личностное развитие

Социализация Безопасность Труд

1. Сюжетно-ролевые игры :

-«Салон шляп » ,

-«Ателье»

2. Дидактические игры :

-«Составь цепочку» (логическая цепочка по изготовлению ткани)

-«Укрась шляпу »

-«Одень куклу»

-«Подбери одежду»

-«Я – модельер»

-«Магазин тканей»

-«Подбери цвета»

-«Составь узор»

3. Игры-задания :

-«К какому наряду шляпа

-«Что перепутал фотограф?»

4. Экскурсия в ателье

1. Разговор-обсуждение техники безопасности при изготовлении поделок (правила обращения с иголкой, ножницами) ;

2. Совместное составление алгоритма по работе с иголкой, ножницами. 1. Изготовление игольницы в форме шляпки в подарок мамам .

2. Изготовление панам из газет для ребят средней группы.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

1. Моделирование различных видов шляп способом рисования , аппликации, оригами;

2. Изготовление шляп из цветной бумаги , картона, ткани;

3. Оформление коллекции шляп для кукол ;

4. Раскрашивание шаблонов шляп ;

5.“Вязание” шляп , способом обведения по контуру;

6. Нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе . (“Монотипия предметная”)

7. Рисование на ткани. (Батик)

8. Изготовление коллажа «Чудесные шляпки »

Физическое развитие

Физическая культура Здоровье

1. Утренняя гимнастика «Модные грибочки»

2. Упражнение на равновесие «Книга на голове»

3. Хороводная игра «Колпачок»

4. Подвижные игры

- «Краски»

-«По дороге в «Ляпы-тяпы» 1. Беседа на тему : «Зачем нужны головные уборы зимой и летом»

Взаимодействие с семьями :

Поиск информации в Интернете

Оформление консультации для родителей в родительском уголке «Художественно-эстетическое развитие детей» ;

Привлечение родителей к изготовлению шляп и оформлению «Салона шляп »

Оформление фотовыставки «Наши шляпки »

Участие родителей на смотре-конкурсе «Все дело в шляпе »

Создание условий для самостоятельной детской деятельности по центрам :

Центр экспериментирования.

Предложить детям для рассматривания «Волшебный сундучок» с кусочками ткани разной фактуры (драп, вуаль, велюр, шерсть, ситец, бязь, шелк, трикотаж, кружева, парча и т. д)

Предложить детям разные материалы для рисования на ткани. (гуашь, акварель, восковые мелки, грифельные карандаши, мел, фломастеры, маркеры). Определить, на какой ткани лучше рисовать, и какой краской.

Центр сюжетно-ролевой игры.

Внести в развивающую среду манекен, лекала, различные линейки, сантиметр, журналы мод, фотографии моделей одежды и шляп , различные ткани.

Создать условия для игры в магазин головных уборов (внести шапки, шляпки , панамки, кепки, чепчики и т. д. ; каталоги головных уборов, изготовить ценники)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

№ 2 «Белочка» г. Николаевска-на- Амуре Хабаровского края

Проект

« Все дело в шляпе»

Воспитатель

старшей группы:

Дьякова Е.В.

2013г

Проблема: Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:

В изучении одной из интереснейших страниц в истории человека;

В создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;

В приобретении практических навыков.

Цель: знакомство детей с историей шляпного искусства и использования шляп в качестве атрибутов на праздниках, утренниках и досугах.

Задачи проекта:

8.Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение изготавливать головные уборы по памяти и с натуры.

9. Воспитывать эстетический вкус.

Ресурсы:

  1. Воспитатель, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
  2. Набор материалов, оборудование (краски, карандаши, иллюстрации, природный материал, видеоматериалы, картон, соленое тесто, тесьма, цветная бумага, салфетки, гуашь, фантики от конфет, игр и др.) Подбор художественной литературы.

Продукт проекта:

Сооружение из строительного материала и подручных средств (коробок, картона, пластилина) шляпной мастерской

Лепка по сказке «Кот в сапогах»;

Оригами - изготовление шляп из бумаги;

Моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами, лепки из соленого тесто;

Нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе (“Монотипия предметная”);

Изготовление шляпки для кукол способом оригами.

Ожидаемые результаты:

Расширение знаний об истории появления шляпы;

Обогащение словарного запаса детей по данной тематике;

Приобретение практических навыков.

Оформление игрового уголка «Салон шляп» и его использование в сюжетно-ролевых играх детей старшей подготовительной группы;

Оформление мини музея « Все дело в шляпе»

Тип проекта: творческий, досуговый; детско-взрослый.

Продолжительность : краткосрочный, двух-недельный.

Этапы работы по проекту

1 Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Составить план проекта.

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

5. Провести анкетирование родителей «Что я знаю о шляпах?».

2 Основной этап

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления шляпы.

2. Систематизировать элементарные знания дошкольников:

О головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки);

О тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая);

О деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы...);

О форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик).

3. Обогатить словарный запас дошкольников.

4. Развивать навыки связной речи.

5. Создать развивающую среду по данной тематике.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Развивать психические процессы через художественно – творческую деятельность.

8.Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение изготавливать головные уборы по памяти и с натуры.

Концепция проекта:

Появление шляпы в истории человека - одна из интереснейших ее страниц.

Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму».

История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы.

Головные уборы в Древней Греции использовались, но имели исключительно хозяйственный характер. Чаще всего люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами. Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Кстати, именно в античные времена появилась традиция снимать шляпу при встрече.

В средние века выбор фасонов шляп был велик. Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.

Как и в Древней Греции, в Европе та или иная форма шляпы обозначала определенный род деятельности человека. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.

Женщины обязательно должны были покрывать голову. Замужние дамы прятали волосы под специальной повязкой. Юным девушкам разрешалось ходить с распущенными волосами с вплетенными в них цветами.

Был похожий обычай и на Руси.

ХХ век прославился большими переменами в моде. В начале века были в моде дамские головные уборы огромных размеров, которые отлично сочетались с элегантными приталенными платьями.

В годы Второй мировой войны головные уборы приобрели очень маленькие размеры, что остается модным и сегодня. Современные шляпки разнообразны, ярки и неповторимы.

У женщин есть немало способов изменить свой облик до неузнаваемости. Но самый простой – надеть шляпу! Он несколько подзабылся в конце 20 века, но сейчас, похоже, становится все актуальнее.

В наши дни промышленное производство шляп достигло неимоверного развития. Шляпа - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, просто красивый аксессуар.

Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов.

Деятельность в рамках проекта

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация

Познание

Чтение художественной

литературы

Беседы на темы:

«Головные уборы»

«Как делают ткани» «Что люди носят?» «Шляпки»

«Как быстро можно изготовить шляпу?»

Составление рассказов

“Если у меня была бы шапка-невидимка”;

Придумывание сказки о шляпе;

Рассказ воспитателя о профессии дизайнера, модельера;

Загадывание загадок о головных уборах;

Обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах

Наблюдения за людьми, «Какие головные уборы носят люди?»

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Рассматривание картинок, рисунков по теме:

«Профессии»

«Головные уборы в профессиях»

«Старинные и современные головные уборы» (короны, кокошники)

«Головные уборы разных народов»

Рассматривание модных журналов, газет.

Элементарная исследовательская деятельность с использованием разных тканей (фетр, солома, драп…);

Игры-эксперименты:

«Для чего нужна тулья для шляпы? (Что произойдет, если подует ветер?)»

«Для чего нужны поля? (Что произойдет, если солнце будет светить в глаза?)»

Просмотр видеослайдов «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны»

Сказки:

«Кот в сапогах»

«Золушка»

«Красная шапочка»

«Чем пахнут ремесла» в пер. С.Маршака

«Кем быть?» В.В.Маяковский

«Как рубашка в поле выросла»

К.Д. Ушинский

Социально-личностное развитие

Социализация

Безопасность

Труд

Сюжетно-ролевые игры:

«Салон шляп», «Фотосалон»;

«Ателье»

Дидактические игры:

«Составь цепочку» (логическая цепочка по изготовлению ткани) «Укрась шляпу»

«Одень куклу» «Подбери одежду»

«Я – модельер»

«Магазин тканей»

«Подбери цвета»

«Составь узор»

Игры-задания:

«К какому наряду шляпа?»

«Что перепутал фотограф?»

Экскурсия в ателье «Нина-мода»

В магазин «Сезон»

Разговор-обсуждение техники безопасности при изготовлении поделок (правила обращения с иголкой, ножницами);

Совместное составление алгоритма по работе с иголкой, ножницами.

Изготовление игольницы в форме шляпки в подарок мамам.

Изготовление панам из газет для ребят ясельной группы.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Музыка

Моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами;

Изготовление шляп из цветной бумаги, картона, ткани;

Оформление коллекции шляп для кукол;

Раскрашивание шаблонов шляп;

“Вязание” шляп, способом обведения по контуру;

Нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе. (“Монотипия предметная”)

Рисование на ткани. (Батик)

Изготовление коллажа «Чудесные шляпки»

Пение частушек о головных уборах

Слушание классической музыки (как сопровождение на занятиях продуктивной деятельности)

Слушание песни группы «На-на» «Шляпа»

Дефиле коллекций шляп на подиуме под музыкальное сопровождение

Взаимодействие с семьями:

  1. Поиск информации в Интернете
  2. Оформление консультации для родителей в родительском уголке «Художественно-эстетическое развитие детей»;
  3. Привлечение родителей к изготовлению шляп и оформлению «Салона шляп»
  4. Оформление мини музея «Наши шляпки»

Создание условий для самостоятельной детской деятельности по центрам:

Центр экспериментирования.

  1. Предложить детям для рассматривания «Волшебный сундучок» с кусочками ткани разной фактуры (драп, вуаль, велюр, шерсть, ситец, бязь, шелк, трикотаж, кружева, парча и т.д)
  2. Предложить детям разные материалы для рисования на ткани и лепки из тесто (гуашь, акварель, восковые мелки, грифельные карандаши, мел, фломастеры, маркеры, соленое тесто). Определить, на какой ткани лучше рисовать, и какой краской.

Центр сюжетно-ролевой игры.

  1. Внести в развивающую среду манекен, лекала, различные линейки, сантиметр, журналы мод, фотографии моделей одежды и шляп, различные ткани.
  2. Создать условия для игры в магазин головных уборов (внести шапки, шляпки, панамки, кепки, чепчики и т.д.; каталоги головных уборов, изготовить ценники)

Цель проекта: расширить у детей знания и представления о головных уборах; воспитание эстетического вкуса к одежде.

Срок реализации проекта: 2 недели

В связи с этим была проведена предварительная работа:

  • наблюдение: «Какие головные уборы носят люди?»
  • беседы на темы: «Головные уборы» , «Ткани» , «Что люди носят?» , «Как можно быстро изготовить шляпу?» .
  • моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами.
  • СРИ «Салон шляп» , «Фотосалон» .
  • Д/И «Укрась шляпу» , «Одень куклу» , «Подбери одежду» .
  • Чтение сказок: «Кот в сапогах» , «Золушка» , «Красная шапочка» .

С детьми помимо бесед проводилась продуктивная творческая деятельность. В работу включились и родители. Совместно с детьми были изготовлены свои эксклюзивные шляпы. Для презентации шляп были спеты песни, прочитаны стихи, с которыми дети выступили на празднике, исполнен танец

Список используемой литературы: 1.Костомаров Н.И. «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа» . М. «Экономика» 1993,

2. Очерки русской культуры 18 века, М., «Московский университет» , 1985,

3. Интернет – ресурсы. История головных уборов, презентаций для детей.

Приглушенно звучит медленная спокойная музыка.

На стуле сидит кот и читает книжку:

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом»

Мимо идёт и поёт песенку радостная Золушка.

Здравствуй кот учёный!

Здравствуй добрая Золушка. Какая ты сегодня нарядная. Ты куда- то собралась?

Меня пригласили на бал

Замечательно. Но твой наряд не совсем закончен.

Как это не совсем закончен?

Здесь не хватает шляпки.

Как жаль. Но у меня её нет.

Не расстраивайся. Я знаю один детский сад, где начал свою работу мини – музей головных уборов. Там ребята вместе с родителями приготовили много красивых шляпок. И даже к некоторым приготовили наряды. Идём туда, они помогут тебе и подскажут какую шляпку тебе подобрать к твоему наряду, чтобы ты на балу поразила всех.

Кот и Золушка уходят

Выходит ведущая:

Добро пожаловать в музей головных уборов «Всё дело в шляпе» .

Ещё древние люди понимали, что голову нужно беречь от хода, дождя и солнца. Поэтому придумывали самые разные приспособления, которые на эту голову надевали.

Во времена викингов были вот такие головные уборы (под музыку выходят мальчики в головных уборах, проходят как по подиуму, дифилируют. В дальнейшем каждый выход сопровождается музыкой) .

Бейсболки, кепки, фуражки, шапки, цилиндры, шляпы и шляпки – всё это названия головных уборов, без которых не может обойтись ни один человек (особенно женщина) . У каждой девушке и женщины было несколько головных уборов. Их хранили в специальных сундуках или коробках и передавались по наследству от матери к дочери.

(стих - инсценировка Ирины Тумановой «Шляпа» ) .

Иногда они являются аксессуаром, дополняющим наряд, (выходят девочки в нарядах, шляпках, сумочки) , а иногда просто защищают голову от холода и дождя (мальчики в шляпах)

(стих «Две шляпы» )

История шляпы в нашей стране насчитывает около 300 лет, являясь символом власти, успеха, знатности и богатства.

Даже о разных эпохах, временах, странах судят и вспоминают по соответствующим головным уборам (царь, царица, паж, падишах) . Времена меняются, появляются и фетровые шляпы, и маленькие «шляпки – таблетки» 20-х годов, и мексиканские самбреро, а также туркменские, турецкие, китайские, арабские и др.

А сейчас я расскажу о головном уборе, который не встретишь сейчас на улице – это «цилиндр» . Цилиндры – высокие головные уборы, с маленькими полями. Носили их разные важные господа. А сейчас это любимый головной убор фокусников в цирке – сколько удивительных вещей можно вытянуть из пустой шляпы.

(Стих «В магазине вместе с папой…» ) .

(если отсутствуют головные уборы, можно показать слайды)

Например, древних римлян трудно представить без венка на голове.

Какая только растительность не использовалась при их плетении!

Новорождённым надевали венок из петрушки.

Военные отличались из толпы благодаря венкам из ветвей дуба.

А вот венки из лавра посей день являются символом победы в спортивных состязаниях.

А наших первых богатырей украшали шлем и кольчуга.

В средние века по шляпе многое можно было рассказать о человеке. Например, при дворе Карла Великого одной из высших наград считалось украшение шляпы перьями фазана или петуха. А провинившимся привязывали общипанные тушки мелких лесных птичек.

Прообразом современных шляп многие исследователи считают генины –остроугольные колпаки, какие бывают у колдунов и звездочётов. Впервые они появились во Франции. Их ввела в моду Изабелла Баварская в 1395 году. Чем знатнее особа, тем выше генин.

Влияние французов не обошло и российские просторы. Но наши предки оказались куда более изобретательнее. Девичьи кокошники, ленты, повязки, платки подчеркивали девичью красоту, выглядели элегантно.

Эпоха Ренессанса ввела моду на изящные береты. Берет – мягкий плоский головной убор круглой или квадратной формы – часто делали из бархата, украшали вышивкой и перьями. Удивительно то, что со временем берет не утрачивает своего значения. Во втор. пол. 19века без беретов уже не обходились, а с 1920-х годов берет прочно обосновывается в женском гардеробе.

В 17веке на смену им пришли парики и треуголки – шляпа с полями, сдавленными в три угла. В эпоху рококо её носят и женщины, в 17 и 18-х веках треуголка становится частью униформы.

Дамы носили капор, а гусары – кивер – он был чёрного или красного цвета, украшен султаном, - особыми шнурами с кистями

19 век не зря назвали золотым веком – так много разнообразных форм и деталей шляп. Мастера шляпных дел соревновались в изощрённости.

В средние века шляпы являлись украшением или даже предметом роскоши. Шляпа указывает на профессиональную принадлежность человека: нотариус ходил в бобровой шапке; учёный богослов – в чёрной шапке с плоской 4-х угольной тульей; художник предпочитал берет; врач – колпак; строитель каску и т.д.

Танец со шляпами под песню «Упала шляпа»

На рубеже 19 и 20вв. появляется канотье – соломенная шляпа с жёсткой плоской круглой тульей и ровными полями. Её скоро стали носить и женщины.

С начала 19 в. Известна мужская кепка с козырьком без тульи и околыша (так её называют в России) , а во Франции – каскетка. Она считалась раньше чисто мужским головным убором, а сейчас носят и женщины, одевающиеся в спортивном стиле.

«Стэдсон» - ковбойская шляпа, изготавливается из фетра или кожи и обладает как правило загнутыми по бокам полями.

Головной убор ребёнка должен соответствовать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни голову ребёнка покрывают панамой, девочкам можно повязать и косыночку. Весной и осенью – береты и полушерстяные шапочки. Зимой – шапки – ушанки и вязаные шапочки.

(Инсценировка стих. «Вика шляпы примеряет…» )

В начале нашей экскурсии я сказала, что наш мини – музей называется «Всё дело в шляпе» (обращает внимание на вывеску) . А знаете ли вы, что обозначает это выражение?

В старину, когда требовалось решить спорное дело о наследстве, дележе земли, долгах, было принято бумаги для суда отдавать специально приглашённому чиновнику. Чиновник клал бумаги за подкладку своей шляпы. Таким образом получалось, что дело просителя оказывалось в шляпе.

И более того, шляпку можно произвести на свет собственными руками.

«Я питаю слабость к шляпам. Сколько их было у меня! Они элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны, любая доставляет удовольствие. По- моему, женщину в шляпке забыть нельзя» , - говорит Софи Лорен.

Выбрать шляпку нелегко. Шляпа – последний штрих, который или достойно завершит костюм, или, наоборот, его испортит.

Песня про шляпу (на мотив «Про папу» )

Наш мини – музей закрывается. До новых встреч.

Выходят кот и Золушка в нарядном платье и в шляпке. Золушка проходит, красуется и говорит:

Все были такие красивые. Шляпки и наряды были просто замечательные!!! Я смогла подобрать себе шляпку к своему наряду. Спасибо тебе кот. Я побежала на бал. (убегает)

«И я там был, и мёд я пил
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил»

Все участники выходят на поклон