Жан пату духи. История дома моды Jean Patou

Жан Пату родился в Нормандии, Франция, в 1880 г. Его семье принадлежал бизнес по дублению кож и обработке мехов. В юности Жан работал вместе со своим дядей, меховщиком, в Нормандии, позже – в 1910 г. он переехал в Париж, в надежде стать кутюрье. В 1912 г. он открыл небольшое ателье "Maison Parry". Вся его коллекция 1914 г. была куплена одним американским покупателем. Работа Пату была прервана Первой мировой войной - его мобилизовали на фронт, и всю войну Жан прослужил на передовой, в звании капитана элитного полка зуавов.
В 1919 г. Пату снова открыл свой модный дом в Париже, уже под собственным именем. Это было время острой конкуренции в мире моды, главное соревнование развернулось между француженкой Коко Шанель и итальянкой Эльзой Скиапарелли. Экспрессивная раскованная итальянка избрала путь сюрреалистических новшеств. Более строгая и спокойная француженка производила революцию в классическом стиле. Жану Пату удалось сотворить невозможное - найти в этой «битве гигантов» свою нишу, элегантную одежду в стиле «casual». Помогли ему в этом довоенные связи и приобретенный на фронте жизненный опыт. Упор был сделан на придание максимального удобства вещам, являющимся неизменными атрибутами состоятельного класса. Если Шанель ориентировалась на интеллигенцию, Эльза Скиапарелли – на богему, то стиль Пату разрабатывался для состоятельных, относительно консервативных людей.
Мир находился в ожидании послевоенных перемен, богачи старались проводить время в самых роскошных местах планеты: Париже, Нью-Йорке, на Лазурном берегу. Мода Пату стала для них символом беззаботного отдыха. Жан ввел пуловеры, джемпера, спортивную женскую одежду. Его свитера с сине-белыми полосками и плиссированные юбки носили почти все женщины США. Жан Пату никогда не изготовлял аксессуаров, шляп и сумок, единственным украшением его одежды была монограмма с инициалами дизайнера. Он был создателем первого авторского лейбла, помещенного на продукцию. Две буквы – «J» и «P», красовались на карманах. Все остальные элементы декора он называл «ничто». Пату предпочитал геометрические рисунки и линии, а еще разнообразную вышивку. Формы же должны были быть обтекаемыми, то есть максимально удобными.
Телевидения в то время еще не существовало, кинематограф только начинал свое шествие по миру, а вот спорт, и без того популярный, продолжал укреплять свои позиции. Достаточно вспомнить о возобновлении Олимпиад. Среди других видов спорта теннис всегда занимал несколько привилегированное положение. Во-первых, в него могли играть представители обоих полов, во-вторых, он пользовался огромной популярностью у аристократии. Барышни даже посвящали ему музыкальные произведения, а у Дягилева балерины выходили на сцену с теннисными ракетками.
Жан Пату идеально выбрал время, место и объект для продвижения своего стиля. Среди его многочисленных знакомых женщин была и знаменитая теннисистка того времени - Сюзан Ленглен (Suzann Lenglen). В 1921 г. она произвела сенсацию на Уимблдонском турнире, появившись на корте в костюме от Пату: плиссированная белая шелковая юбка, достигающая всего середины икры, белый кардиган без рукавов и ярко-оранжевая лента, поддерживающая волосы. Кстати, это была первая специализированная (для определенного вида спорта) спортивная одежда. В удобной укороченной юбке Ленглен стала чемпионкой турнира!

Очередная бомба разорвалась во время Олимпийских игр 1924 года, проводимых в Париже. Для очередной демонстрации своей коллекции Пату привез моделей из Нового Света. Собственно, это были шесть девушек из самых лучших американских фамилий, которых он убедил сотрудничать и обучил правильно двигаться и смотреть. Этот поступок вызвал волну сплетен в парижской прессе, однако именно Пату в итоге вывел профессию модели в разряд престижных занятий. Высокие, светловолосы, на каблуках – они разительно отличались от миниатюрных француженок, и вместе с надетой на них одеждой произвели фурор. Знаменитые свитера в сине-белую полоску, джемпера и пуловеры с легкой руки дизайнера становились пристойной городской одеждой. Этот стиль пришелся по душе особенно американкам, которые не были настолько зажаты условностями, как европейские женщины. В 1926 году одна нью-йоркская журналистка назвала Пату «единственным французским модельером, обладающим американским менталитетом».
«Мои модели придуманы для занятий спортом. Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и носить, и которая позволяет полную свободу движений… Спорт, как вы можете заметить, оказывает огромное влияние на моду для женщин, так, свитера сейчас столь же актуально носить вечером, как и днем», – говорил о своих товарах дизайнер. В 1925 г.в салоне Пату открылся большой спортивный отдел. Там разрабатывалась и шилась одежда для гольфа, рыбалки, тенниса, лыжного спорта, верховой езды, плавания, фехтования и других самых популярных в то время занятий. К этому прибавлены были всевозможные шарфы, женское белье и купальники.
В Довиле, на Лазурном берегу, Пату создал магазин, в котором продавалась только одежда для пляжа. Здесь он реализовал еще одну свою прекрасную коммерческую идею – дизайнер поделил купальники на два вида. Первые предназначались для профессионального плавания, а вторые разрабатывались для тех, кто просто хочет показать себя и позагорать. Кроме дизайна Пату уделял большое внимание качеству материала. Он стремился сделать ткань менее восприимчивой к воздействию морской соли и выгоранию на солнце. В 1928 году Жан Пату выпустил первый лосьон для загара.
Несмотря на доминирование спортивного стиля в творчестве кутюрье, его клиентками были почти все европейские принцессы того времени и целое созвездие американских звезд - Мэри Пикфорд, Пола Негри, Луиза Брукс. Пату доказал, что и спортивный стиль может занять достойное место в гардеробе каждой модницы или денди.

Жан Пату знаменит также и цветовыми экспериментами. Самым знаковым его изобретением стал бежевый тон, который он использовал как основной в своей работе. Благодаря работе со знаменитым текстильщиком первой половины 20 века Бьянчини-Ферье, в мастерских француза создавались уникальные ткани с оригинальными узорами, часто с фирменной монограммой кутюрье.
Несмотря на доминирование спортивного стиля в своих коллекциях, Пату оставил немало подлинно роскошных вечерних туалетов. Он был известен экспериментами с узорами в стиле «модерн», вышивками и многослойными нарядами.

Вместе с модельером в его салоне работали многие родственники и друзья. Они поддерживали его во всем, но больше всех помогала Жану младшая сестра. Она была моложе брата на 7 лет и служила для него неиссякаемым источником вдохновения. В ее лице Пату видел свой идеал женщины: стройная, опрятная, ухоженная, активная и современная – настоящая парижанка!
В 1920-е гг. Пату прославился также изобретением дизайнерского галстука. Для своих галстуков он использовал материю, предназначенную для женских платьев, в магазинах они выставлялись рядом с парфюмерными отделами.

С 1925 года фирма «Пату» стала выпускать духи. Первыми появились на свет три аромата с цветочными и фруктовыми нотами. Как утверждал кутюрье, они созданы для трех типов женщин: «Amour-amour» («Любовь-любовь») – пленительный запах для чувственных брюнеток, «Que Sais-Je?» («Что я знаю?») – более легкие для блондинок и пряные «Adieu Sagesse» («Прощай, благоразумие»?) - исключительно для рыженьких. Через четыре года он выпустил «Le Sien» – первые в мире духи в стиле «унисекс». Их свежий тонизирующий аромат прекрасно подходил как мужчинам, так и современным деловым женщинам.
По названиям парфюмов от Пату можно проследить историю 20-го века – многие из них выпускались в связи с определенными событиями: Духи «Normandie» были названы и выпущены в честь нового теплохода и дарились каждому пассажиру его первого рейса. По случаю введения оплачиваемых отпусков, кутюрье создал «Vacances», что в переводе означает «путешествия». Это был последний парфюм, выпущенный при жизни модельера. В 1938 году духи «Colony» воплотили собой желание Европы отделиться от заморских берегов, «L’Heure Attendue», выпущенные в 1946, ознаменовали собой окончание Второй мировой войны. С 1967 года в штате фирмы начинает работать известный парфюмер Жан Керлео (Jean Kerleo), сотворивший еще немало чудесных произведений. По его словам, вдохновением для него служат воспоминания о Жане Пату, постоянно заботившемся о качестве и новизне аромата.

Были выпущены такие аромат как Eau de Patou, Ma Liberté, Un Amour de Patou, Sublime, Patou Forever, EnJoy, и Sira des Indes, а также три мужских аромата Patou Pour Homme (специевый шипр), Patou Pour Homme Privé (практически парный к женскому Ma Liberté), и Voyageur (современный свежий аромат) .
В 1930-е гг. Дом Пату чудом избежал разорения – его основными клиентками были богатые американские покупательницы, и когда рухнул американский фондовый рынок, вслед за ним рухнул рынок высокой моды. Дом Пату выжил благодаря парфюмам, которые известны до наших дней. Самый известный парфюм бренда – «Joy», созданный парфюмером Анри Альмерасом, тяжелый цветочный аромат, включающий около 100 редких и ценных эссенций, в том числе грасский жасмин и болгарскую розу, оставался самым дорогостоящим по затратам Флакон духов изготовлялся из цельного хрусталя, как последнее доказательство их принадлежности к квинтэссенции роскоши. Joy оставался самым затратным парфюмом в мире, до тех пор, пока Дом Пату не выпустил аромат «1000» (еще один тяжелый цветочно-древесный аромат, основанный на редком сорте османтуса) в 1972 г.
«Joy» (Радость) – свои самые роскошные духи Пату выпустил в 1930 г., когда мир еще не оправился от финансовых потрясений, это аромат для «изгнания дьявола мировой депрессии». Аромат предназначался специально для бывших клиенток Пату, которые не могли больше позволить себе одежду «haute couture» от Дома Пату из-за кризиса. Надейся, когда уже нет сил, и радость вернется, как бы хотел сказать автор. Впрочем, по другой версии, название этих духов происходит от имени одной из американских клиенток Пату. Только самые натуральные, самые дорогие компоненты использовались в их производстве (около 100 редких и ценных эссенций). Жасмин с полей Грасса, майская и болгарская розы доминируют в их неповторимом цветочном букете. Чтобы получить только одну унцию экстракта, необходимо около 11 тысяч цветов. Непосредственным автором состава был парфюмер Анри Альмерас.

Joy остается вторым по коммерческому успеху ароматом в мире, уступая только Шанель №5.
Пату умер в 1936, в возрасте 56 лет. Он никогда не был женат и прямых наследников не оставил. Компанию унаследовали его сестра, Мадлен и ее муж.

Дом Пату оставался семейным предприятием до сентября 2001 г. и был продан компании Procter & Gamblе.

С 2011 года принадлежит Designer Parfums ltd . Штатным парфюмером стал Тома Фонтейн.

После поглощения многие ароматы Пату были сняты с производства из-за высоких издержек, некоторые линии (такие как «Joy», «1000») сохранены, но их ассортимент заметно усечен. Производство оставшихся ароматов перенесено из Франции в другие страны и поставлено на промышленную основу, что позволило заметно снизить себестоимость. Однако такие ароматы как Ma Collection, Eau de Patou, Ma Liberté, Un Amour de Patou сегодня не производятся. Остается только надеяться, что когда-нибудь производство всех ароматов Пату будет возобновлено, и они не будут навечно утрачены!

(род. в 1887 г. – ум. в 1936 г.)

Родоначальник спортивной моды. Он первым оголил женские ножки, осмелившись укоротить юбку до середины икры. Ему принадлежит патент на изобретение ленты для волос, особенно широко используемой в большом теннисе. Без него не было бы современного спортивного стиля в том виде, в каком мы его знаем. Впервые единственным украшением (аксессуаром) одежды сделал собственную монограмму. Создатель одного из самых модных и престижных парфюмерных домов. По названиям его духов можно проследить историю почти всего XX века. Создатель самого дорогого аромата в мире. Несмотря на доминирование спортивного стиля в творчестве кутюрье, его клиентками были почти все европейские принцессы того времени и целое созвездие американских звезд – Мэри Пикфорд, Пола Негри, Луиза Брукс. Кроме того, именно Пату сделал престижной профессию модели.

Современную жизнь, как повседневную, так и великосветскую, трудно представить без спортивной одежды. Она давно уже из специализированной превратилась в просто исключительно практичную и удобную. Попробуйте найти сейчас хотя бы один модный бренд без спортивной линии. А ведь буквально век назад ни о чем подобном и речи не шло. Более того, спортивного стиля в моде и вовсе не существовало. Сегодня же стоит только открыть газету, и сразу прочтешь о каком-либо многомиллионном рекламном контракте очередной звезды ринга, корта или трассы. Количество фешенебельных магазинов спортивной одежды и обуви вполне сопоставимо с числом других бутиков. С наступлением XX века резко возрос темп жизни, скорости. Чтобы поспевать за быстро меняющейся реальностью, необходимо было постоянно находиться в форме. Спорт из развлечения и досуга превратился в стиль жизни. Модельеры, конечно, не могли не отреагировать на подобные перемены. Как удачно выразился один журналист: «Первым счет открыл француз – Жан Пату».

Неизвестно, мечтали ли его родители, что сын продолжит семейное дело, или нет. Жан Пату родился на северо-западе Франции, в изумрудно-зеленой Нормандии. Как бы то ни было, легкомысленное дитя состоятельного меховщика избрало своим делом модный бизнес. Помогли ли родные начальным капиталом или нет – история умалчивает. Однако в 25-летнем возрасте Жан открыл в столице свой первый бутик «Мезон Пари». Как бы дальше развивались дела у него, неизвестно, поскольку грянула Первая мировая войне, и, подобно многим своим сверстникам, он был призван в армию. Судьба уготовила молодому человеку попасть в один из самых элитных корпусов, в зуавы. Воевать пришлось в Дарданеллах долго и тяжело, что не могло не закалить характера Пату. В Париж вернулся уже совсем не тот легкий и возвышенный юноша, который когда-то уходил на фронт. Это был мужчина – волевой, твердо уверенный в своей цели и готовый ее добиться. А хотел он продолжить начатое дело. В 1919 году на столичной улице Сен-Флорен состоялся показ первой коллекции Пату.

То было время острой конкуренции в моде. Кто первый сумеет предугадать намечающиеся тенденции и потребности, тот и станет лидером. Две удивительные женщины, два модельера – Эльза Скиапарелли и Коко Шанель – соревновались так, что, казалось, уже ни для кого не найдется места на этом поле. Экспрессивная раскованная итальянка избрала путь сюрреалистических новшеств. Более строгая и спокойная француженка производила революцию в классическом стиле. Жану Пату удалось сотворить невозможное – найти в этой «битве гигантов» свою нишу. Помогли ему в этом довоенные связи и приобретенный на фронте жизненный опыт. Упор был сделан на придание максимального удобства вещам, являющимся неизменными атрибутами состоятельного класса. Телевидения в то время еще не существовало, кинематограф только начинал свое шествие по миру, а вот спорт, и без того популярный, продолжал укреплять свои позиции. Достаточно вспомнить о возобновлении Олимпиад.

Среди других видов спорта теннис всегда занимал несколько привилегированное положение. Во первых – в него могли играть представители обоих полов, а во вторых – он пользовался огромной популярностью у аристократии. Барышни даже посвящали ему музыкальные произведения, а у Дягилева балерины выходили на сцену с теннисными ракетками. Как говорится, то, что нужно.

Жан Пату идеально выбрал время, место и объект применения своих талантов. Модельер числился исключительным сердцеедом, и среди его знакомых была масса хорошеньких женщин. Дружил он и со знаменитой теннисисткой того времени Сюзан Ланглан. Именно она и произвела сенсацию, выйдя на корт в костюме от Пату: плиссированная белая шелковая юбка для игры в теннис, достигающая всего середины икры, белый же кардиган без рукавов и ярко-оранжевая лента, поддерживающая волосы. Кстати, это была первая специализированная (для определенного вида спорта) спортивная одежда. В ней Ланглан и выиграла Уимблдон в 1921 году.

Очередная бомба разорвалась во время Парижских Олимпийских игр 1924 года. Для очередной демонстрации своей коллекции Пату привез моделей из Нового Света. Собственно, это были шесть девушек из самых лучших американских фамилий, которых он убедил сотрудничать и обучил правильно двигаться и смотреть. Они разительно отличались от француженок и вместе с надетой на них одеждой произвели фурор. Жан Пату был первым кутюрье, отказавшимся от аксессуаров. Единственным стилистическим украшением была его личная монограмма, все остальное он называл «ничто». Он предпочитал геометрические рисунки и линии, а еще разнообразную вышивку. Формы же должны были быть обтекаемыми, то есть максимально удобными. Знаменитые свитера в сине-белую полоску, джемпера и пуловеры с легкой руки дизайнера становились пристойной городской одеждой. Особенно его стиль пришелся по душе женщинам за океаном, которые не были настолько зажаты условностями, как европейские. В 1926 году одна нью-йоркская журналистка назовет Пату «единственным французским модельером, обладающим американским менталитетом».

В своем творчестве дизайнер ориентировался, прежде всего, на элиту. На таких, как это ни печально звучит, прожигателей жизни, беззаботных повес, в первую очередь думающих о своем удобстве и производимом впечатлении. Сам элегантный красавец, любимец женщин, Пату доказал, что и спортивный стиль может занять достойное место в гардеробе каждой модницы или денди. «Мои модели придуманы для занятий спортом. Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и носить, и которая позволяет полную свободу движений… Спорт, как вы можете заметить, оказывает огромное влияние на моду для женщин, так, свитера сейчас столь же актуально носить вечером, как и днем», – утверждал Пату. В Париже на первом этаже собственного дома он открыл магазин «Спортивный уголок», где можно было найти все для наиболее популярных в то время видов спорта и отдыха. Это были, конечно, теннис, плавание, гольф, верховая езда, лыжи и рыбная ловля. Кроме того, прекрасно понимая, что высший свет предпочитает отдых на каких-нибудь Лазурных берегах, модельер обращает свой взор на купальные костюмы. Магазин, целиком специализирующийся на одежде для пляжа, открывается в Довиле. Стоит отметить, что Пату разделил в своем творчестве создание профессиональных купальных костюмов и купальников для тех, кто в них больше демонстрирует себя и загорает. Причем, кроме дизайна, его интересовало качество ткани и возможность сделать ее наименее восприимчивой к воздействию морской соли.

Подвижный образ жизни неразрывно связан с ароматом тела. Прекрасно понимал этот принцип и Жан Пату. Парфюмерная линия его Дома – одна из самых известных и популярных в мире. В ее духах, как в зеркале, отражается вся история прошлого века. Как большой любитель женщин, он не мог размениваться и первыми выпустил в 1925 году сразу три аромата – для брюнеток, для блондинок и для рыжих. Соответственно Amor-amor («Любовь-любовь»), Que sais-je? («Что я знаю?») и Adieu Sagesse («Прощай, благоразумие»). Потом духи выпускались практически каждый год. Одни отмечали крах нью-йоркской биржи, другие – первые оплачиваемые отпуска, третьи (одноименные) вручались первым пассажирам парохода «Нормандия» и т. д. Особо следует отметить Le Sien («Его») – первые в мире духи как для мужчин, так и для женщин, и, конечно же, Joy («Радость»).

Самое удивительное – это то, что, с учетом времени, когда он был выпущен, и его цены, этот аромат стал так популярен. Шел 1930 год. Великая Мадемуазель уже изобрела свои легендарные «Шанель № 5», мир еще не оправился от потрясения недавнего биржевого краха, и тут Жан Пату предлагает «самые роскошные духи в мире». Он задумал создать неповторимый шедевр парфюмерного искусства – для «изгнания дьявола мировой депрессии». Надейся, когда уже нет сил, и радость вернется, как бы хотел сказать автор. Хотя, говорят, название этих духов происходит от имени одной из американских клиенток Пату. Только самые натуральные, самые дорогие компоненты использовались в их производстве (около 100 редких и ценных эссенций). Жасмин с полей Грасса, майская и болгарская розы доминируют в их неповторимом цветочном букете. Чтобы получить только одну унцию экстракта, необходимо около 11 тысяч цветов. Непосредственным автором состава был парфюмер Анри Альмерас. Флакон духов изготовлялся из цельного хрусталя, как последнее доказательство их принадлежности к квинтэссенции роскоши. Остается добавить, что с 2001 года парфюмерная линия Jean Patou принадлежит компании Procter & Gambl. Возглавляют ее Ги и Жан Моюи, внучатые племянники мастера (сам Пату никогда не был женат).

К сожалению, как это было почти со всеми крупными Домами моды, с уходом отцов-основателей они попадали в чужие руки. Не миновала эта участь и детище Жана Пату. Но когда в нашумевшем американском фильме «Чего хотят женщины?» мы видим девушку, бегущую навстречу своей свободе и раскованности, мы знаем, что первый шаг помог ей сделать именно он.

Ему не повезло. И при жизни, и после смерти его затмевала Коко Шанель - что ж, против её напора устоять трудно, а уступить ему не стыдно. И в истории моды его дом будет в основном ассоциироваться с самыми дорогими духами и женской спортивной одеждой. На самом же деле всё было куда сложнее - и интереснее.

Жан Пату родился в 1880 году в Нормандии, в обеспеченной семье. Отец, Шарль Пату, был кожевником, и, в частности, большой популярностью пользовались его кожаные обложки для книг роскошных, сочных цветов - можно сказать, что чувство цвета, которое так пригодится младшему Пату, когда он станет заниматься одеждой, он унаследовал от старшего. Однако продолжать семейный бизнес Жан не захотел. В 1907 году он начал работать у своего дяди, который занимался мехами, потом несколько раз пробовал начинать собственное дело, и результатом всех этих усилий стал «Мэзон Перри», «дом Перри», который он открыл в Париже в 1912 году. Это было небольшое ателье, где постепенно начал формироваться его стиль в качестве кутюрье.

Заметим, что, в отличие от многих своих коллег, Пату не столько придумывал модели, сколько подбрасывал своим помощникам новую идею, а уж те её реализовывали. Однако при этом он тщательно контролировал каждый этап, вносил необходимые поправки, нещадно критиковал и добивался того, чтобы готовый результат его удовлетворял.

Много позднее Пату признавался: «Я не могу рисовать, а ножницы в моих руках превращаются в грозное оружие». Но тем не менее это не мешало ему творить. Так, именно к тем далёким довоенным годам относятся элегантные женские жакеты, напоминающие мужские смокинги - именно мужские костюмы и вдохновили Пату на их создание. Через полтора года после открытия Пату получил крупный заказ от закупщика из Нью-Йорка, что придало ему уверенности в собственных силах, и он уже даже был готов открыть дом моды под собственным именем…

Но в 1914 году началась война, и тридцатичетырёхлетний Пату отправился на фронт. Он не отсиживался в тылу, не занимался военным бытом, а сражался, проведя на войне пять лет. Потом муж его сестры, человек, который стал Пату очень близким другом, будет полагать, что именно эти военные годы и укоротили жизнь Жана. Но что поделать! Он был не первым и не последним, кого постигла такая судьба. И ему ещё повезло - он выжил.

В 1919 году он вернулся домой, полный решимости начать всё фактически заново, и на улице Сент-Флорентин открылся дом моды «Жан Пату». Уже его первые работы - коллекция того же года, платья в стиле «пастушка» с заниженными талиями, и коллекции 1920–1921 годов в народном «русском» стиле, украшенные вышивками, - имели определённый успех. Однако славу дому Пату принесли не они.

В 1921 году известная теннисистка Сьюзан Ленглен появилась на Уимблдонском турнире в необычном, но крайне привлекательном наряде - прямой белый кардиган без рукавов и короткая белая шёлковая юбка в складку, открывавшая стройные ноги. Костюм произвёл сенсацию! И носить что-нибудь в этом духе захотели отнюдь не только женщины, которые действительно увлекались спортом и нуждались в удобной и красивой одежде, а те, кто хотел им просто подражать. В послевоенной моде тон задавали тонкие и звонкие женщины со стройными, подтянутыми, почти мальчишескими фигурами, которые много двигались - танцевали, занимались спортом, плавали, загорали, водили машины, словом, вели образ жизни несравнимо более свободный, чем всего за каких-то десять лет до того. И пусть не все готовы были это делать, но выглядеть так хотели все - все, кто хотел быть современным и следовать за модой.

Можно сказать, что талант Пату и заключался в том, чтобы почувствовать, чего требует эпоха, и дать это. Женщины хотели выглядеть так, как будто они ведут активный образ жизни - и он предложил им то, в чём при этом они чувствовали себя уверенными, уверенными как в собственных силах, так и в собственной привлекательности. Тем, кто действительно занимался спортом - допустим, плаванием, - он предоставлял удобные купальные костюмы, которые плотно облегали тело и нигде не морщили, а тем, кто хотел не столько плавать, сколько прогуливаться по берегу - чуть менее удобные, зато более эффектные ансамбли. Спортсменки с удовольствием играли в теннис в его костюмах, а зрительницы щеголяли в спортивного вида пуловерах, украшенных его элегантной монограммой (Пату первым из кутюрье стал использовать свою монограмму в качестве торгового лейбла, а заодно и элемента отделки). Среди клиенток его модного дома были и кинозвёзды - такие, как Мэри Пикфорд и Луиза Брукс, и светские дамы, и спортсменки, скажем, знаменитая женщина-авиатор Рут Элдер.

В 1924 году он выпустил «кубистские» свитера - дань царившему тогда стиль «ар деко». К ним предлагались подходящие юбки, шёлковые шарфы и платки в том же духе. Этот стиль продержался в моде достаточно долго, чтобы теперь, вспоминая о Пату, вспоминали прежде всего именно об этом. Предлагал он и юбки, подол которых заканчивался у колен, очень смелый вариант в то время. Однако женщины, стремившиеся походить на мальчишек, носили их с огромным удовольствием - ещё бы! В 1925 году он открыл бутик, каждая из комнат которого соответствовала определённому виду спорта - от верховой езды до гольфа, от плавания до тенниса. Там клиентки могли одеться с ног до головы, приобретая целый ансамбль, в который входила не только одежда, но и всякая «ерунда», как говорил Пату, то есть аксессуары. Причём можно было обзавестись целым специально разработанным гардеробом, в котором одни вещи отлично сочетались друг с другом и могли быть заменены другими из того же ансамбля - удобно, практично, эффектно. И на всех вещах стояла заветная для тогдашних модниц монограмма - «JP», «Ж(ан) П(ату)».

Кроме Парижа, Пату открыл свои бутики в Монте-Карло, Довилле и Биаррице - известных курортах. В сущности, где лучше всего было демонстрировать вещи от Пату? Именно там! А затем он начал осваивать и американский рынок. В ноябре 1924 года в тамошней прессе появилось объявление, что французский кутюрье объявляет конкурс (кастинг, как сказали бы сегодня) на три места манекенщиц в его доме моды в Париже. Контракт предполагалось подписать на год. Успех превзошёл все ожидания - на объявление откликнулось более пятисот девушек! Так что количество мест немного решили расширить, до шести. Спортивные длинноногие американки как нельзя лучше соответствовали представлениям Пату о новой женщине, для которой он творил, и он сам приехал в Нью-Йорк, чтобы, вместе с редакторами журнала «Вог», провести отбор. Как вспоминала позднее Лилиан Фарли, которая успешно прошла конкурс, прежде всего французский модельер обращал внимание на ступни и щиколотки, а затем на бёдра - никаких пышных изгибов, этот силуэт уходил в прошлое! Первый же показ с их участием - пятьсот моделей продемонстрировали всего двадцать манекенщиц - имел огромный успех, в том числе, конечно же, и в США.

К концу 1920-х Жан Пату стал одним из самых известных и влиятельных французских дизайнеров, соперничать с которым могла - и делала это более чем успешно - Габриэль Шанель. И это соперничество в какой-то мере подстёгивало творчество обоих, а ещё, как порой отмечают историки костюма, с современной точки зрения между этими двумя прекрасными дизайнерами было много общего. Быть может, это ощущали и они сами? И постоянно подчёркивали разницу в своих подходах, в результатах своей работы именно потому, что ощущали - они играют на одном поле?…

Пату, как и Шанель, полагал, что одежда должна быть и красивой, и функциональной одновременно. Его силуэты были простыми, простым был и крой, однако много внимания уделялось ткани, цветам, отделке. В каждой коллекции было минимум два новых цвета, и, экспериментируя с окраской материи, Пату удавалось добиться удивительно красивых, необычных оттенков, которые затем копировались его подражателями. Декоративная отстрочка, вышивка и прочие детали делали его модели изящными, несмотря на кажущуюся простоту. Кроме того, многие его спортивные модели делались с помощью вязальных машин, что, с одной стороны, оживило соответствующее производство, с другой, оказалось очень выгодным с экономической точки зрения.

В 1929 году Пату произвёл очередную мини-революцию - завысил талию (последние годы она была заниженной) и удлинил юбки почти до пола. Свидетели рассказывали, что модельер всё время первого показа оставался в своём кабинете и волновался куда сильнее обычного, ведь то, что он предложил на этот раз, резко отличалось от «мальчишеского» стиля последнего десятилетия. Как примет это публика? А публика смотрела на моделей в новых нарядах и незаметно для себя самих натягивала свои укороченные юбки на колени, как бы пытаясь их скрыть… Пату выиграл! И новый силуэт был немедленно подхвачен остальными модельерами, в том числе и Шанель. А ещё Пату предложил - в виде альтернативы маленькому чёрному платью от Шанель, которое терпеть не мог за излишнюю простоту, особенно когда его использовали в качестве вечернего наряда - белое длинное вечернее платье из атласа, скроенное по косой. Так рождалась мода 1930-х годов…

Однако это десятилетие оказалось для его дома отнюдь не таким успешным, как 1920-е. Грянула Великая депрессия, что не могло повлиять и на такую важную составляющую жизни общества, как мода. Финансово Пату был всё ещё независим, хотя, конечно, то, что США перестали закупать одежду на европейском рынке, не могло не сказаться на его доходах. Дело было не в этом. Мода стремительно менялась - любовь Пату к эффектной простоте оказалась внезапно ненужной. Через это проходил не только он, а многие его знаменитые коллеги, в том числе и Габриэль Шанель, и Жанна Ланвен…

В 1936 году Жана Пату не стало - ему было всего пятьдесят шесть, совсем немного. Считается, что причиной смерти стал апоплексический удар. Как сказал муж его сестры, «у него просто больше не было сил»…

Пату никогда не был женат, несмотря на многочисленные романы. Один из его биографов писал: «Возможно, именно потому, что Пату не был тесно связан с одной-единственной женщиной, это и позволяло ему смотреть на женщин объективно, однако с симпатией, и благодаря этому создавать, причём с очевидной чуткостью, одежду, в которой чувствовался новый дух свободы, и которая вместе с тем казалась мужчинам привлекательной». А если предстояло бы назвать главную женщину в его жизни, то это была бы не очередная возлюбленная, а та, которая была с ним с самого начала и до самого конца, его муза, его помощница, его сестра - Мадлен Пату, в замужестве Барбас. И она, и её муж Раймон в течение всей карьеры Пату были рядом с ним, работали, и именно они позволили его дому моды удержаться на плаву, когда не стало его основателя.

Среди дизайнеров, которых впоследствии приглашали работать туда, были и Марк Боан, который потом возглавит дом моды Кристиана Диора, и Карл Лагерфельд, и по сей день работающий в доме Габриэль Шанель, и Кристиан Лакруа… Не говоря уже о других, не менее известных, которые начинали там свою карьеру - скажем, Жан-Поль Готье.

Теперь имя Жана Пату известно в основном благодаря парфюмерии - знаменитый «Joy» даже был назван в 2000 году «Ароматом века» (среди его соперников был, разумеется, и не менее знаменитый аромат «Шанель № 5»), выходят и новые, тоже пользующиеся популярностью. А вот заслуги Пату перед миром моды оказались почти забытыми…

  • 71.

Теперь расскажу о куда менее известном в наши дни человеке - Жане Пату. Сейчас бренд Jean Patou переживает не лучшие времена и выпускает только духи и туалетную воду. А в первой половине XX века он был одним из ведущих модных домов.

Жан Пату родился в Париже в 1887 году, детство его прошло в Нормандии. Отец Пату был преуспевающим кожевенником, а дядя владел меховым ателье, так что в средствах для развития своего дела Пату не особенно нуждался. Уже в 22 года он открыл собственный магазинчик одежды в Париже, через некоторое время закрыл его, открыл вновь, снова закрыл, и лишь в 1914 году, взявшись за дело максимально основательно, основал собственный бренд - Jean Patou. Нечего и говорить, что Первая мировая война существенно помешала его планам; Пату ушёл на фронт, где воевал все пять лет войны.

Лишь в 1919 году он вновь приступил к разработке одежды, а в 1924 году создал широко известный в своё время логотип из собственных инициалов. Тогдашняя американская пресса называла Пату самым элегантным человеком Европы, его костюмы всегда были строги и безупречны. И тем не менее одной из основных его заслуг считается изобретение и популяризация спортивной одежды - не спортивных штанов с кроссовками, конечно, а скорее того, что мы сейчас называем словами casual clothing. Он стал первым, кто создал повседевную одежду, порой соединяя в ней удобство с роскошной отделкой.

Жан Пату был не из тех, кто обожал шокировать общественность; он придерживался умеренных взглядов на дизайн одежды и заявлял, что его девиз - «Эволюция, а не революция». Одежда Пату была практичной и, что важно, она создавалась не для того, чтобы служить своим владелицам лишь один сезон. Впрочем, это - отличительная черта «политики» всех модельеров старой закалки.

Одежда Пату уже к началу 1920-х годов завоевала огромную популярность среди парижанок. Во второй половине 1920-х годов он создал целый ряд серий одежды, предназначенной для занятий различными видами спорта: теннисом, гольфом, верховой ездой, парусным спортом и т.д.

В 1925 году Пату - одним из первых модельеров - выпустил серию духов; сначала в неей было только три аромата. Один из них предназначался для блондинок, второй - для брюнеток, третий - для рыжеволосых дам. В 1928 году выши первые в мире духи унисекс от Пату, а в 1930-м году - одни из самых дорогих в мире - духи Joy, которые Пату отправил в знак признательности самым ценным клиенткам. Кстати, парфюм - то единственное, что ещё производится под брендом Жана Пату (изготавливает эти духи, правда, американская корпорация Procter & Gamble).

Пату не изобрёл каких-либо абсолютно новых предметов одежды (кроме, вероятно, вязаных купальных костюмов), но он активно популяризовал и модернизировал уже существовавшие: кардиганы (в том числе без рукавов), джемперы, пуловеры, свитеры. Кроме того, он создавал укороченные платья и юбки (выше колена - по тем временам действительно что-то необычные). Целью Пату было создание красивой и элегантной одежды, которая не сковывала бы движения и позволяла свободно двигаться, которую можно было бы надеть в любое время суток и которая была бы максимально утилитарной .

Умер Жан Пату в 1936 году. Женат он никогда не был, соответственно, не было у него и детей (по крайней мере, законных). Марка после его смерти начала мало-помалу терять свои позиции, хотя парфюмерия под лейблом Jean Patou до сих пор считается престижной. Среди известных дизайнеров, которые работали в компании Жана Пату после его смерти - Карл Лагерфельд (в 1960-1963), Жан Поль Готе (в 1971-1973) и Кристиан Лакруа (в 1981-1987). Последняя коллекция одежды под лейблом Jean Patou была выпущена в 1987 году, и в том же году Лакруа открыл собственный бренд, ныне весьма известный (Lacroix).

Духи Joy от Жана Пату (производимые Procter & Gamble по оригинальному рецепту) можно купить и сейчас; в Европе они стоят около 85 евро за флакон ёмкостью 30 мл.

История моды

1768

23.04.14 16:08

В настоящее время бренд Jean Patou больше известен своими парфюмерными изделиями. Однако, в самом начале своего существования, компания стала настоящим новатором в мире моды именно благодаря выпуску уникальной одежды.

Жан Пату основал этот бренд и стал первым дизайнером, который представил линию женской спортивной одежды. Ему принадлежат и другие инновации в мире моды, о которых вам поведает история бренда Jean Patou.

Немного об основателе дома моды

Жан Пату родился в Нормандии. Карьеру модельера Жан выбрал с самого детства. Когда ему исполнилось 23 года, он едет покорять Париж. Стоит заметить, что ему быстро удалось это сделать. Сначала он покупает небольшой магазинчик, а затем основывает дом моды и парфюмерный дом.

В его жизни было немало тяжелых дней. Одним из самых трудных периодов стала война, из-за которой пришлось остановить все работы. В 1936 году Пату умирает, но начатое им дело продолжает расти. Далее вы узнаете, как начиналось и продолжилось это дело.

Салон по пошиву одежды

Когда дизайнеру исполнилось 25 лет, он открывает салон в столице Франции под названием Мезон Пари. Все шло хорошо до тех пор, пока не началась Первая мировая война. Жан Пату вынужден уйти на фронт. У модельера даже возникали мысли о том, что ему, возможно, больше никогда не представится случая заниматься любимым делом.

Однако судьба была благосклонна к французскому дизайнеру. В 1919 году салон вновь открывается, и теперь он носит имя своего основателя Jean Patou.

В этом же году он представляет свою первую коллекцию, которая имела ошеломительный успех. Дебютная коллекция настолько понравилась публике, что Пату немедленно открывает офис в Нью-Йорке – спрос со стороны американцев был невероятно огромен. Впоследствии дизайнер только расширяет свой бизнес.

Солнцезащитный лосьон

Лосьон от загара – это новшество стало единственным в своем роде во всем мире. Лосьон носит название Huile de Chaldee в честь древнего города, в котором проживали красивые девушки, отличавшиеся янтарным сиянием кожи.

1925-1930-е годы – период творческого расцвета

В это время Жан Пату представляет сразу три аромата для женщин, затем предлагает ввести в моду кардиганы, которые лучше всего носить с шелковыми платьями. А в 1929 году дизайнер выпускает достаточно дорогой аромат, который впоследствии стал весьма популярным.

Все последующие коллекции одежды бренда Jean Patou были положительно оценены со стороны критиков и ценителей моды. Товары покупали как жители Европы, так и население США.

Достижения Жана Пату

Французский дизайнер стал первым человеком, который предложил женщинам одеться в спортивную одежду. Эта коллекция включала в себя кардиганы из джерси, а также теннисные юбки и шорты.

Многие женские платья были украшены роскошной вышивкой. Пату всегда приветствовал простоту в одежде, тем не менее, не избегал элементов декора.

Что касается парфюмерии, то дизайнер часто посвящал ароматы каким-либо событиям, которые происходили в его жизни или в жизни его родной страны.

Настоящее время

После смерти этого выдающегося дизайнера компания досталась его сестре. Какое-то время она процветала, однако затем стала сдавать свои позиции. Но на этом история дома моды не завершается.

Сегодня уже точно известно о том, что Jean Patou возвращается в мир моды. Коллекцию одежды планируют показать уже в этом году. Во главе компании стоит племянник Жана Пату, который обещает возродить бренд и вернуть ему былую славу.

Бренд Jean Patou – это синоним качества и надежности. Хочется надеяться на то, что история этого дома моды действительно продолжится в его лучших традициях.