Коррекционные занятия психолога для ребенка группы риска. Цикл тренинговых занятий педагога-психолога с учащимися группы риска подросткового возраста

Цель: формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.

Задача:

Осознание того, как тебя видят другие;

Отработка навыков сотрудничества и формирование умения нравиться, сопереживать;

Формирование адекватной самооценки.

Вступительное слово ведущего

Для каждого важно, как его видят и понимают другие. Что в нем хорошего и плохого? Как показать хорошее и что делать с плохим? Сегодня на занятии мы попробуем это выяснить.

Упражнение «Мой друг сказал мне, что я...»

Цель: отработать умение положительной самопрезентации.

Участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и говорит фразу, которая начинается со слов: «Мой друг сказал мне, что я...». Высказываются все, начиная с ведущего.

Упражнение «Правила работы в группе»

Цель: вспомнить правила работы в группе. Ведущий предлагает назвать одно правило и объяснить его, при этом правую руку ставит на левое плечо соседа справа.

Правила работы в группе:

Активное участие детей в занятии;

Один говорит - остальные слушают;

Правило поднятой руки;

Конфиденциальность;

Не оценивать друг друга;

Придерживаться принципа «здесь и теперь»;

Уважать мнение друг друга.

Упражнение «Ожидание»

Цель: определить, что участники ожидают от занятия. Участникам раздают небольшие листы бумаги. Психолог просит написать на них, чего именно подростки ожидают от занятия. После этого листы вывешиваются на доске.

Упражнение «Животное»

Цель: определение личностных особенностей каждого участника.

Материалы: листы бумаги А4. Каждому участнику на бумаге предлагают написать имя, не обязательно настоящее. Под именем рисуют животное и называют его. После индивидуальной работы участники по очереди называют свое имя и характеризуют свое животное. Все животные представляются.

Упражнение «Белое и черное»

Цель: развивать умение критически относиться к себе. Участники на листе белой бумаги записывают положительные черты характера, а на черном - отрицательные.

Обсуждение:

Что чувствовали участники при выполнении этого задания?

Какие черты характера было труднее выделить?

Упражнение «Супермаркет»

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: формирование навыков самоанализа, самопознания, углубления знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Ведущий рассказывает подросткам, что они находятся в супермаркете, где можно продавать и покупать черты характера. После этого он раздает им по 2 полоски бумаги. Участники на одной полоске записывают черту характера, которую хотели бы продать, а на другой - черту характера, которую хотели бы купить. Далее все участники по очереди зачитывают то, что написали на полосках бумаги, и бросают их в картонную коробку. Тренер перемешивает полоски, не глядя, вытаскивает по 2 полоски и раздает подросткам.

Обсуждение:

Какие черты характера вы вынуждены вытащить?

Можете ли вы принять такие черты характера?

Для чего, по вашему мнению, была это упражнение?

Упражнение «Другое мнение»

Цель: развитие нравственных качеств личности, возможность увидеть себя глазами друзей.

Материалы: листы бумаги А4, список личностных качеств. Дети называют по очереди все времена года и соответственно объединяются в 4 группы. Один участник из каждой группы выходит за дверь. Каждая группа составляет характеристику своего представителя. Дети приглашаются в класс, и представитель группы зачитывает их характеристики. Упражнение заканчивается, когда каждый участник получил характеристику.

Обсуждение:

Что дало вам это упражнение?

С чем вы согласились?

С чем не согласны?

Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: осознание значимости своей роли в формировании социально-психологического климата в группе.

Участники продолжают предложения:

Мне присущи такие черты характера...

Я хотел бы, чтобы в нашем классе все были...

Мне нравятся такие качества в людях...

В будущем я...

Обсуждение:

Трудно было говорить о присущих вам чертах характера?

Что дало эта упражнение?

Упражнение «Результат»

Ведущий спрашивает:

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Изменили отношение друг к другу?

Коррекционно-развивающие занятия с подростками

«группы риска»

Педагог-психолог Н.Я.Куваева

Пояснительная записка

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении в общении с людьми, окружающим миром, в культуре поведения.

В последние годы в структурах заболеваемости детей и подростков все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе-интернате VIII вида. Выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто проследить за своим здоровьем.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Общение подростков со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Общение интуитивно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, попытке проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы:

формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Задачи программы:

    обеспечение воспитанника средствами самопознания;

    развитие внутренней активности подростка;

    развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;

    перенос положительного опыта в реальную жизнь.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера подростков.

Средства коррекции: беседы, дискуссии, тематические релаксации, самодиагностика, самовыражение в рисунках.

Данная программа рассчитана на 10 индивидуальных занятий с подростком.

Ожидаемые результаты.

    изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);

    приобретаются жизненно важные навыки:

Умение общаться;

Умение устанавливать межличностные отношения;

Умение владеть эмоциями;

Умение принимать решения.

Занятие № 1

Цель:

Ход занятия

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (вытянуть карточку и закончить предложение):

Самый большой страх – это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно, когда…

Когда я спорю…

    Упражнение «Коллаж «Мой герб» (рассказ о том, что такое герб).

Работа над гербом.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложение».

Когда мне скучно, герб поможет вспомнить те дела…

Когда одиноко, герб поможет подумать о тех людях…

Стать более уверенными, вспомнив свои…

Мысленно представить то место…

Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа можно вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 2

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Рыба для размышления» (выбрать карточку и закончить предложение).

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

    Упражнение «Какой я?»

Выбрать из списка с качествами характера, качества, присущие тебе, положительные и отрицательные.

Какие из них положительные, а какие тебе хотелось бы искоренить.

Выбери самого отрицательного героя из книги, фильма, мультфильма.

Какие его качества тебе нравятся, отталкивают.

Нарисуй его.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 3

Цель: формирование умения общаться с младшими, выявление ближайшего окружения.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.

Представьте себя в виде какого-либо растения – летом, зимой.

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к словам:

семья школа

друг преступление

    Упражнение «Принятие чувств».

Выбери, как бы ты сказал:

- Не смей его бить! Он же маленький! или

- Ты можешь злиться на него, но бить его нельзя.

- Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону. или

- Не бойся, собака тебя не тронет.

- Улыбнись! Все не так плохо, как тебе кажется. или

- Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?

- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты… или

- Да, укол – это больно. Если ты боишься, то можешь взять меня за руку.

4. Упражнение на закрепление.

Напиши письмо младшему брату или сестре с рассказом о себе, пожеланиями ему (ей).

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 4

Цель: выявление эмоционального восприятия окружающих людей, обучение налаживанию адекватных отношений.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Ночное небо».

3. Основная часть.

    Упражнение «Звездное небо» (на синий лист приклеить разноцветные звездочки, подписать «я», «друг», «родители», имена знакомых.

    Упражнение «Мой мир».

Анализ, где находится «я» (самооценка).

Анализ цвета звезды.

Отдаленность от родителей.

Кому достались звезды черного и серого цвета.

Что хотели бы изменить.

4. Упражнение на закрепление.

Изменение «Моего мира», сравнение с предыдущим вариантом.

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 5

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, гармонизации отношений с окружающими.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Мое отражение».

Посмотри на себя в зеркало, как на постороннего, внимательно изучи отражение.

Ответь на вопросы:

Что привлекательного вы видите в этом человеке?

За что его можно любить?

Что не нравится?

Эти качества важны для жизни?

    Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Ребенку предлагается та или иная роль:

1) ругает, указывает, критикует, требует, говорит громко;

2) извиняется, оправдывается, старается угодить, говорит тихо.

Как себя чувствуешь в каждой роли?

Какая роль больше по душе?

4. Упражнение на закрепление.

Заполнение таблицы из предложенного списка.

- Каких качеств больше?

Что хотел бы добавить в первую колонку?

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Путешествие».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 6

Цель: актуализация опыта переживания конфликта, способов их разрешения.

Ход занятия.

1. Приветствие.

3. Основная часть.

    Упражнение «Детство»

Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в детстве.

    Упражнение «Конфликтная ситуация».

Подростку даются конкретные ситуации и предлагается предоставить свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.

    Правила решения конфликтов.

Выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий;

Постараться найти различные варианты разрешения конфликтов;

Дать оценку всем вариантам и выбрать тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта;

Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

4. Упражнение на закрепление «Рисование конфликта».

Под медитативную музыку предлагается нарисовать конфликтные ситуации и пути выхода из них. Обратить внимание, что картинки могут быть как конкретные, так и абстрактные.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 7

Цель: формирование ответственного отношения в собственному здоровью.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды»

3. Основная часть.

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ответь на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой потрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

    Беседа.

Обсуждение на тему: что может вредить нашему организму?

Перечисляются негативные последствия для организма курения, алкоголизма, наркотиков.

4. Упражнение на закрепление «Закончи предложения».

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

Я пойму, что счастлив, когда…

Меня огорчает, что…

Мое здоровье это…

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 8.

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Отказ».

Придумать как можно больше аргументов для отказа в различных ситуациях.

    Упражнение «5 шагов отказа»

Сразу сказать твердо «нет»;

Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»;

Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

- «Я не хочу больше говорить на эту тему»;

Предложить компромисс. «Давай лучше…».

    Чтение и обсуждение рассказа «Золотая муха».

4. Упражнение на закрепление «Спасибо, нет».

Представь ситуацию, что тебе предложили наркотики. Из списка причин для отказа отметь, какие причины являются уважительными с твоей точки зрения.

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Расслабление в позе морской звезды».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 9.

Цель: осознание специфики агрессивных воздействий, обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Сон героя».

3. Основная часть.

    Упражнение «Ассоциации».

Подобрать ассоциации к слову «агрессия», а затем к слову «улыбка».

    Упражнение «Портрет агрессивного человека».

Как выглядит агрессивный человек: черты лица, походка, жесты, мимика.

    Упражнение «Хорошо или плохо быть агрессивным».

Обсуждение.

4. Упражнение на закрепление «Футболка с надписью».

Придумать и записать надпись на своей «футболке».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Занятие № 10.

Цель: обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

3. Основная часть.

    Упражнение «Я могу, я умею»

    Упражнение «Волшебное зеркало».

Рассмотри в зеркале все свои сильные стороны, за которые тебя уважают учителя, друзья, родители.

    Чтение и обсуждение сказки «Лети вверх, Соня!».

4. Упражнение на закрепление «10 Я».

Предлагается 10 раз ответить на вопрос «Кто я? Какой я?»

5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Релаксация под музыку».

6. Обратная связь.

7. Прощание.

Литература

    Прохватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.

    Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

    Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

    Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью./ под науч. Ред.Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени. – М., 2003.

    Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.

    Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2008.

Цель программы: Повышение эффективности психолого-педагогической работы с детьми из групп риска путём оказания социально-психологической и педагогической помощи.

Направления работы:

А) совершенствование системы социально-психологической поддержки детей из малообеспеченных семей,
Б) помощь детям и подросткам с девиантным поведением,
В) помощь в социализации и адаптации, обучение эффективным средствам и способам самореализации.

1. Дети, имеющие проблемы адаптации:

а) дети со слабым здоровьем;
б) тревожные;
в) с низкой самооценкой;
г) с проблемами в общении (социально отверженные);
д) с проблемами в самореализации;
е) с трудностями в обучении

2. Девиантные дети (отдельно дети с проявлением агрессии и без проявлений агрессии):

а) безнадзорные (побег из дома и пропуски уроков);
б) дети с вредными привычками (алкоголизм, наркомания, курение);
в) дети с проявлениями клептомании;
г) дети с плохой обучаемостью;
д) злостные нарушители дисциплины

3. Социально незащищённые дети:

а) малообеспеченные дети;
б) дети из неполных смей;
в) дети из неблагополучных семей;
г) дети из семей с неадекватным стилем детско-родительских отношений

ЗАДАЧИ :

I. Выявление проблем, диагностика:
1.1. изучение личностного потенциала детей;
1.2. изучение состояния здоровья детей;
1.3. изучение условий развития (социальная ситуация развития)

II. Профилактика попадания ребёнка в группу риска, профилактика социально-опасных для ребёнка последствий:

2.1. информационное обеспечение адекватного образа жизни;
2.2. обогащение социального опыта детей;
2.3. развитие самосознания, помощь в открытии ребёнком своих возможностей;
2.4. обучение наиболее эффективным средствам самореализации;
2.5. обогащение культурного багажа, расширение кругозора;
2.6. обучение этике поведения;
2.7. профилактика безнадзорности;
2.8. устранение или смягчение факторов, имеющих отрицательное влияние на детей;
2.9. витаминизация и фитотерапия;
2.10. материальная поддержка малообеспеченных семей;
2.11. обучение социально - психологическим формам поведения и саногенному мышлению

III. Коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем у детей:

3.1. повышение адаптационных возможностей:
3.1.1. снижение тревожности;
3.1.2. повышение самооценки;
3.1.3. развитие потенциала ребёнка;
3.1.4. помощь в приобретении положительного социального опыта;
3.1.5. обогащение социальных ролей;
3.1.6. укрепление здоровья детей;
3.1.7. развитие творческих способностей;
3.1.8. построение новых жизненных перспектив;
3.1.9. развитие позитивного образа «Я»;
3.1.10. развитие критичного мышления;
3.1.11. формирование эффективных способов саморегуляции;
3.2. замена отрицательной референтной группы на социально положительную.

ФОРМЫ РАБОТЫ :

1. Диагностика:

1.1. наблюдение;
1.2. тестирование;
1.3. беседы с детьми;
1.4. беседы с педагогами и родителями;
1.5. анкетирование

2. Профилактика:

2.1. лекции и беседы специалистов для детей, родителей и педагогов;
2.2. организация встреч с интересными людьми;
2.3. организация тренинговых занятий;
2.4. организация досуговых форм;
2.5. смена обстановки, погружение в новую, педагогически обогащённую ситуацию;
2.6. проведение медицинских мероприятий по оздоровлению

3. Коррекция:

3.1. организация досуговых мероприятий, экскурсий;
3.2. организация кружков, студий и секций;
3.3. кураторство семьи;
3.4. организация самодеятельности и творчества - конкурсов, концертов, агитационных акций, выставок;
3.5. организация новых форм общения (школьные СМИ, неформальные встречи, походы и пикники, вечерние «огоньки» и т.д.);
3.6. организация социально-психологических тренингов;
3.7. аутотренинг;
3.8. мероприятия по типу КТД.

Методологическая основа проекта:

1. личностно-ориентированная педагогика;
2. гуманистические принципы психологической помощи ребёнку.

Методологическое оснащение программы:

Новизна программы состоит в том, что она:

  • состоит из 3-х основных блоков работы, ориентированных на различные категории детей (группы риска);
  • является системой пролонгированных практик учащихся, представляющих образовательно-воспитательную программу в осенне-зимне-весенне-летние каникулы;
  • представляет систему мероприятий развития личности ребёнка, так как организован по принципу погружения детей в психологически благоприятную среду, создания оптимальной социальной ситуации развития, благодаря которой становится возможно формирование у детей новых форм поведения, нового образа жизни;
  • представляет собой форму сотрудничества с медицинскими, социальными и воспитательными учреждениями.

Принципы программы:

  1. Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе.
  2. Соблюдение прав детей.
  3. Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно- правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта.
  4. Соблюдение педагогической и психологической этики.

Критерии оценки эффективности работы в рамках программы:

  1. расширение круга общения детей;
  2. повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
  3. повышение социального статуса детей;
  4. расширение вариативности социального поведения;
  5. снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;
  6. уменьшение количества конфликтных ситуаций;
  7. уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;
  8. повышение успеваемости;
  9. повышение социальной активности, проявление творческих способностей;
  10. улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.

Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах будут проходить по приведённому ниже плану, но будут различаться содержательно, с учётом специфики группы, поэтому для каждой группы будут приглашаться специалисты. Будет проводиться диагностическая и профилактическая работа социального педагога и психолога в семьях этих детей.

ПЛАН РАБОТЫ:

МЕРОПРИЯТИЕ

С Е Н Т Я Б Р Ь

Тренинг «Кто я? Какой я?»

Диагностика межличностных отношений
В группе

Диагностика эмоциональных процессов

Тренинг «Общение в жизни человека»

О К Т Я Б Р Ь

Тренинг «Личность»

Тренинг «Мой круг общения»

Тренинг «Зачем нужно знать себя?»

Диагностика психологической атмосферы в группе (классе)

Н О Я Б Р Ь

Психология общения «Я уникальная и неповторимая личность»

Психология общения «Письмо. Самооценка»

Психология общения «Эмоции и чувства»

Тренинг «Я глазами других»

Д Е К А Б Р Ь

Диагностика агрессии у подростков

Тренинг «Предотвращение конфликтов»

Тренинг «Барьеры общения»

Тренинг «Почему люди ссорятся»

Я Н В А Р Ь

Тренинг «Ярмарка достоинств»

Тренинг «Характер. Темперамент»

Тренинг «Пойми меня»

Тренинг «Груз привычек»

Ф Е В Р А Л Ь

Тренинг «Обиды»

Тренинг «Позитивное отношение к окружающим»

Диагностика самооценки и самопознания

Диагностика познавательных процессов

М А Р Т

Тренинг «Поощрения и наказания в семье»

Диагностика способностей

Тренинг «Индивидуальность»

А П Р Е Л Ь

Тренинг «Жизненные цели»

Психология общения «Поговорим о дружбе»

Тренинг «Тревожность»

Диагностика «Профессиональное самоопределение подростков»

М А Й

Итоговая диагностика познавательных и эмоциональных процессов

Диагностика подготовки к будущим экзаменам


Литература для педагогов:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
  3. Кан-КаликВ.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995.
  4. Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995.
    Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993.
  6. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991.
  7. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
  8. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль: Академия развития, 2001.

Литература для обучащихся:

  1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко - Мн.: ООО «СЛК», 1997.
  2. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
  3. Крейли Э. Учимся владеть чувствами. СПб.: Комплект, 1995.
  4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.
  5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001.

Литература для родителей:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
  2. Десять ключей успешного воспитания / Первое сентября. - 2003, №21.
  3. Лаврентьева С.В. Семейная игротека. СПб.: Птер, 2001.
  4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
  5. Психология современного подростка / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части / Пер. с нем. М.: Генезис, 1998.
  7. Сайт «Эти-дети», детская психология, воспитание детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 73. Составитель: педагог-психолог МБОУ СОШ № 73:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

Тема: «Я» с большой буквы»

Цель: способствовать более глубокому самораскрытию , самопознанию,

которое ведет к изменению себя; прояснение Я-концепции.

Задачи:

    выведение на уровень осознания ценности и уникальности каждого участника;

    формирование навыков самоанали за;

    установление контакта между участниками, снятие коммуникативных барьеров, принятие правил проведения тренинга; создание положительной мотивацию к предстоящим занятиям,

    принятие себя;

Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет.

Группа 8-10 человек.

Форма занятия : тренинговое

Время проведения : 45 минут

Оборудование и методические материалы для занятия: карта

занятия ( Приложение) , мягкая игрушка, грецкие орехи (по числу

участников).

ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран, Презентация

План занятия

    Организационный момент:

    Ритуал приветствия (1 мин.)

    Целеполагание. Объявление темы занятия (2 мин)

    «Правила работы в группе» (1 мин.)

    Знакомство (3 мин.)

7 минут

    Основная часть

    Создание собственного образа с помощью изобразительных средств

Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)

    Осознание своей индивидуальности

Упражнение «Орехи» (4 мин)

    Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим

Упражнение «Кто я?» (7 мин)

    Развитие готовности осуществлять самоанализ

Упражнения «Принятие себя» (7 мин),

« Скажи мне что-нибудь хорошее» (5 мин)

    минут

    Заключительная часть

    Рефлексия (8 мин)

    Ритуал прощания - Упражнение «До свидания!» (2 мин)

10 минут

45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы занятия

Задачи этапа

Содержание

Примечание

I . Организаци

онный момент

(7 минут)

Создание настроя на работу.

Сообщение целей и задач предстоящих занятий.

Принятие правил работы в группе

Установление контакта с подростками.

- Добрый день! Я рада видеть вас!

Ритуал приветствия (1 мин.)

Для того чтобы приобрести уверенности я предлагаю Вам встать, взяться за руки, улыбнуться соседу слева, справа и всем вместе сказать «Здрав-ствуй-те!»

Цели предстоящих занятий. Объявление темы занятия №1. (2 мин.)

- Наши занятия – это уроки общения. Их цель: в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

На наших встречах мы будем учиться познавать себя. Использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе. Корректировать черты характ ера, которые нас не устраивают.

- Основа всего, что будет происходить в группе, - доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное.

Наша сегодняшняя встреча посвящена одной очень, на мой взгляд, интересной теме «Я» (с большой буквы)!».

- Дорогие друзья! Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии.

«Правила работы в группе» (1 мин.)

    Для того, чтобы всем было комфортно, необходимо принять правила работы в группе.

Знакомство (3 мин.)

Сейчас у нас будет возможность многое узнать друг о друге. Сде лаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предла гает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, когда я скажу: «Пере сядьте все те, кто умеет вязать», все те, кто умеет вязать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освобо дившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

II . Основная часть

(28 минут)

Создание собственного образа с помощью изобразитель

ных средств.

Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения

Я-концепции.

Проведение аналогии – понятия «индивидуальность» (между грецкими орехами и людьми).

Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим.

Развитие готовности осуществлять самоанализ.

Продолжаем знакомство. Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)

Нарисуй себя в виде какого-нибудь предмета на одной стороне листа и животного на другой (рисуют 2 минуты).

- Представьтесь от имени предмета (я – пуговица, блестящая, красивая, люблю…, хочу…., не люблю…. И т.п.).

Посмотрите, какие мы все разные с одной стороны и одинаковые с другой стороны.

Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? (высказыванияучащихся)

Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои «+» и «-». Давайте ещё раз в этом убедимся (что каждый человек – индивидуален).

Упражнение «Орехи» (4 мин)

Возьмите по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотрите и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя) (1 минута)

- Сложите их обратно в пакет / перемешать , высыпать в центр круга/

Найдите свой орех. Расскажите, по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.

Пояснение психолога: - И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри - абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.

Упражнение «Кто я?» (7 мин)

Напишите на листочках 10 ответов на вопрос «Кто Я?». Используйте для этого различные слова и предложения, они могут носить как положительную, так и отрицательную характеристику. Пишите то, что первое вам приходит в голову. (3 минуты)

Прочитайте, что у вас получилось.

Упражнение «Принятие себя» (7 мин)

На листочке, где написаны 10 «Я», отметьте свои «недостатки» (-) и «достоинства» (+), предельно откровенно отметьте все, что считаете нужным. (2 минуты)

Поясните написанное. Называя отрицательные характеристики, попробуйте найти пути их решения в положительную сторону (как вы сможете изменить себя).

Пояснение психолога: - У тебя есть сильные и слабые стороны, они определяют твои возможности. Но ты сам - автор своей жизни и можешь многое в ней изменить, если будешь действовать осмысленно и целенаправленно.

Скажи мне что-нибудь хорошее (5 мин)

Каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем, тот обязательно соглашается с ним, произносит слова: «Да, а еще я...» - и говорит что-то хорошее о себе.

Листочки на партах

Работают на листочках

/Грецкие орехи, по количеству участников. Участники садятся в круг./

Работают на листочках

Слайд 4

III.

Заключительная часть

( 1 0 минут)

Повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка .

Выявление уровня осознания темы занятия.

Закрепление положительного воспоминания о конце занятия.

Рефлексия (8 мин)

Наше заняти е подходит к завершению. Мы много узнали о себе самом и о других. В завершении проведём игру “Желаю тебе”: в кругу каждый участник передает по кругу игрушку с пожеланиями тому, кто слева от вас. Я начинаю – «(Имя ), желаю тебе чаще улыбаться!». (4 мин)

Упражнение «Обратная связь» (4 мин)

Обменяйтесь мнениями о сегодняшнем занятии, начиная свою речь словами «Сегодня я понял(а), что…».

Ритуал прощания (2 мин)

Упражнение «До свидания!»

/Ведущий протягивает в центр круга руку с открытой ладонью, называет свое имя и предлагает участникам проделать тоже самое. Затем все дружно говорят «До свидания!» и взмахивают руки вверх/.

мягкая игрушка

Используемая литература:

    Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. (Серия «Эффективный тренинг»).- СПб.: Питер, 2007.

    Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) -.СПб: Речь, 2007.

    Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение к занятию

Ф.И. _____________________________________________класс___ Возраст______

Дата___________________________

ЗАНЯТИЕ №1 «Я» с большой буквы!»

Упражнение «Это «Я»!»

Упражнение «Кто я?»

Я-

Я-

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Психологическое сопровождение

детей «группы риска»

Цель- создание и обеспечение педагогических и социально-психологичес ких условий, позволяющих учащемуся успешно функционировать и развиваться в школьной и общественной среде .

Задачи:

    Проведение диагностического исследования ребенка и его родителей;

    Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений.

    Занятия, направленные на развитие саморегуляции, сотрудничества, адекватного проявления активности, инициативы и самостоятельности.

    тренировать навыки социального общения, обучить социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение .

Программа диагностики:

    Семья

    Проведение методики «Кинетический рисунок семьи» С. Кауфман, Р. Бернс. Мы сможем узнать информацию о субъективной семейной ситуации. Она поможет выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации своего места в семье, а также его отношение к членам семьи;

    Беседа с родителями поможет выявить отношение к ребенку;

    Проведение тест-игры «Почтальон» позволяет выявить характер аффективного отношения ребенка к семейной среде, эмоционального отношения родителей к ребенку в его восприятии и ответного отношения к ним и другим членам семьи, а так же особенности удовлетворения в семье потребностей ребенка в общении и эмоциональном контакте;

    Методика «Фильм-тест» Р. Жиля;

    Методика «Незаконченные предложения»;

    Методика «Родителей оценивают дети».

2. Учебная деятельность

    Изучение документов (журнала, дневника) поможет узнать об успеваемости на тех или иных предметах.

    Беседа с учителями-предметниками поможет оценить поведение ребенка на уроках, как он усваивает материал, беседа с классным руководителем может дать общую характеристику о ребенке.

    Проведение методики изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой поможет выявить предпочитаемые учебные предметы, отношения к ним, выявление того почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные), положительное или отрицательное отношение к отдельным предметам и к учению в целом.

    Проведение методики Н. Г. Лускановой позволяет выявить уровень школьной мотивации обучающегося (отношение к школе, наличие или отсутствие школьной дезадаптации).

    Проведение социометрии поможет дать информацию о реальной роли ребенка в классе, определить межличностные отношения.

3. Личностные качества

    проективные методики: « Человек под дождем»; «Дом. Дерево.Человек»

    исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;

    Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса;

    Тест детской апперцепции (CAT);

    методика А.П. Венгера;

    тест школьной тревожности Филлипса;

    шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;

    личностный опросник Айзенка;

    «Карта наблюдений», предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.

Программа социально-педагогического сопровождения

Работа с семьей

Индивидуальные консультации родителей. Выявление проблем семейного воспитания, создание положительной мотивации в воспитании ребенка. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.

Работа с педагогическим коллективом

Беседа с классным руководителем о заинтересованности ребенка учебным процессом, как он ведет себя на уроках. По результатам диагностики и беседы с ребенком, проконсультировать об индивидуальных особенностях ребенка, дать рекомендации о необходимой помощи ребенку в учебной деятельности.

Работа с классом

Проведение психологической игры «Один в поле не воин», создать условия для сплочения коллектива; дать возможность общаться больше друг с другом; взаимоподдержки; научить анализировать характер других; воспитывать доброжелательность в детях.

Работа с ребенком

1.Проведение беседы с ребенком, установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним.

2. Диагностическая работа (выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения учащегося к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям)

3.Индивидуальная работа с ребенком стоится по результатам диагностики, актуальных проблем развития.

ученика 3 г класса

Результаты диагностики:

    Отмечаются положительные эмоциональные отношения с матерью, братом и бабушкой. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к бабушке. В характеристике самого ребенка преобладает любопытство. По отношению к отцу испытывается скрытое чувство обиды (отсутствие фигуры отца и нежелание отвечать на вопросы), что отражает проблемы в семейной сфере (родители находятся в разводе). Данное обстоятельство вызывает в некоторых моментах чувство беспомощности, тревожности и напряженности. Отношения между бывшими супругами конфликтные, отмечается повышенная раздражительность.

    Самооценка чуть завышена, отмечается желание быть лучше, чем в действительности.

    Статус в классе - отвергаемый (причины: неконтролируемость эмоций и поведения, «неряшливость», отсутствие порядка в личных вещах).

    Тревожность - несколько повышена личностная тревожность.

    Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью в целом отсутствуют; положительное отношение к школе; познавательные мотивы сформированы.

    Склонность к поступкам асоциального характера отсутствует

Направления работы: формирование положительного отношения ко всем членам семьи (через игровые моменты); осознание и принятие семейной ситуации; снижение уровня тревожности; улучшение взаимоотношений между членами класса; обучение навыкам конструктивного поведения.

    Занятие 1. «Письмо семье»

Занятие 2. «Как быть, если…»

Цель: формирование адекватной позитивной «Я-концепции» и устойчивой самооценки.

    Занятие 3. «Если мне не нравится….»

Цель: обучение приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем.

    Занятие 4. « Один в поле не воин»

Цель: создание условия для сплочения коллектива.

    Занятие 5 «Учимся общаться».

Цель: обучение приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками.

    Занятие 6 «Мои слабые и сильные стороны»

Цель: развитие умения выделять сильные и слабые стороны своего характера

    Занятие 7 «Я капитан своей жизни»

Цель: обучение методам целеполагания.

    Занятие 8 «Мой дом- моя крепость»

Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ученик 3 б класса

Результаты диагностики:

    Изучение внутрисемейных отношений. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к матери. В характеристике самого ребенка в семье преобладает доминантность, закрытость. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии внутрисемейных проблем, конфликтных ситуаций. Затруднены взаимоотношения с отчимом ребенка (прослеживается повышенная тревожность, агрессия). У Александра отмечается активно-агрессивная реакция (на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность) в ситуациях неуспеха, неприятия.

    Самооценка завышена. Затруднено диффериенцированние оценки личных качеств.

    Статус в классе - отвергаемый (причины: повышенная агрессивность, конфликтное взаимоотношение с одноклассниками, неуспеваемость по учебным дисциплинам).

    Тревожность снижена, повышенная агрессивность . Отмечаются нарушения поведения в школе.

    Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью, низкая учебная мотивация.

    Имеется склонность к поступкам асоциального характера (частые конфликтные ситуации, повышенная агрессивность, отсутствие желания решать проблемы конструктивными способами)

Направление работы: формирование положительного отношения ко всем членам семьи (через игровые моменты); осознание и принятие семейной ситуации, формирование положительного отношения к школьному обучению, формирование внутренней позиции ученика, обучение навыкам конструктивного общения.

    Занятие 1. «Для чего школа?»

Цель: создание условий для поддержания школьной мотивации

    Занятие 2. «Я в школе»

Цель: развитие позитивного отношения к школе

    Занятие3 «Какие ситуации вы зывают у меня гнев, злость?»

Цель: обучение способам безопасной разрядки гнева

    Занятие 4 «Если вдруг не сдержался…»

Цель: обучение навыкам саморегуляции

    Занятие 5 «Если конфликт..»

Цель: з акрепление представлений о бесконфликтном общении

    Занятие 6 «Спустим пары»

Цель: развития навыков саморегуляции

    Занятие 7 «Мои проблемные ситуации»

Цель: осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки.

    Занятие 8 «Моя семья»

Цель: с одействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.

    Занятие 9 «Мои родители»

Цель: р азвития эмоционально-положительного отношения ребенка родителям

    Занятие 10 «Мой дом- моя крепость»

Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.

    Занятие 11 «Я и одноклассники»

Цель: формирование толерантного сознания у чащегося

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ученик 4 в класса

Результаты диагностики:

    Изучение внутрисемейных отношений. Эмоционально положительное взаимоотношение ко всем членам семьи. Отмечаются следующие характеристики: дружелюбие, взаимопонимание, терпимость, поддержка. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к отцу.

    Самооценка несколько занижена.

    Статус в классе - принятый

    Тревожность несколько повышена. Связана с ситуациями неуспеха, робостью, неуверенностью. Присутствует чувство подчинения более сильной личности сверстника.

    Успеваемость и мотивация - проблемы с успеваемостью отсутствуют, положительное отношение к школе.

    Отсутствует склонность к поступкам асоциального характера

Направления работы : формирование позитивной самооценки, снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения,

    Занятие 1. «Я могу..»

Цель: формирование адекватной положительной самооценки

    Занятие 2. «Только Я»

Цель: формирование позитивной «Я-концепции»

    Занятие 3 «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу?»

Цель: осоз нание собственных страхов, вызывающих тревогу.

    Занятие4 « Волшебный магазинчик страхов»

Цель: изменение отношения к собственным страхам

    Занятие 5 «Умей сказать: НЕТ!»

Цель: формирование ассертивного (уверенного) поведения

    Занятие 6 «Ситуации бывают разные»

Цель: развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации .

Занятие 7 «Если вдруг заставили…»

Цель: обучение навыкам самостоятельного регулирования своего поведения

    Занятие 8 «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: профилактика противоправного поведения

    Занятие 9 «Я и закон»

Цель: повышение правовой культуры учащегося

    Занятие 10 «Я капитан своей жизни»

Цель: обучение навыкам целеполагания