Оформление группы в детском саду своими руками. Уголок сенсорного воспитания в группе раннего возраста

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Наша модель среды группы базируется на двух простых целях:
  1. Детский сад - это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно.
  2. Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.

Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание на развитие сенсорных способностей.

Нам хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. При встрече с детьми в приёмной, мы стараемся создать атмосферу домашнего комфорта и уюта. Предлагаем им яркие, красочные, заводные, мягкие, любимые игрушки детей, которые поселились на разноцветных полках. Образ дома у нас создаёт групповой интерьер комнаты. Заходя в группу, дети проходят, соприкасаясь через сенсорно - разноцветный ленточный душ - ощущая его своим телом, тактильно, какой он мягкий, нежный и лёгкий.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

В нашей группе оборудован уголок сенсорики, в виде сказочного теремка. На полках размещены игры: пирамидки, сенсорные кубики, волшебные шарики.

Также мы приобрели разнообразные тематические вкладыши и другие пособия для решения задач сенсорного воспитания. Используем специальное игровое панно, с помощью которого дети учатся действовать с разнообразными застёжками, упражняются в различении и назывании цветов спектра. Данное пособие развивает мелкую моторику рук, знакомит с различными свойствами предметов: цвет, размер, форма.

Для развития речевых способностей:
  • используем куклы - малютки;
  • марионетки;
  • пальчиковый и настольный театр;
  • куклы - рукавички;
  • играем в день рождения;
  • в дочки - матери;
  • в игру «оживим» наши сказки.

Для развития зрительных способностей: играем в игры, способствующие различению и называнию цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик). Используем разноцветные волшебные бегущие шарики.

Мы используем следующие дидактические игры:

ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозайка»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Собери похожее»; «Часть и целое»; «Подбери по форме»; «Похожий не похожий» и т. д.
РАЗМЕР: « Пирамидки»; «Подбери по размеру»; «Вкладыши»; «Большие и маленькие» и т. д.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия:

«Волшебное дерево»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.

В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам).

Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства (бумага белая, цветная, доски, ковролин), лепим из теста.

Для развития двигательной активности детей в игровых уголках группы размещены разные на ощупь игрушки (волшебный сундучок с сюрпризом; большие мягкие игрушки; сенсорный паровозик; в центре группы - мягкие кубики). Дети обожают кататься на горке, играть с мячами разного размера, заниматься гимнастикой, лазать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать сорняки, катать игрушки. Любим карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками, ходить и танцевать под музыку на координацию рук и ног. Играют в подвижные игры с разнообразными движениями:

«Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезъянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.

Для развития слуха: приобретаем игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры:

«Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т. д.
Используем кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.

Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры:

«Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах» и т. д.

Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры:

«Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.

Ценность игр состоит в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» над задачей. Происходит активизация психологических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь), а также качеств личности (целесообразность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость и др.) Все эти игры дают широкое поле действия для педагога.

Мы стараемся сделать так, чтобы детям в нашем саду «Радость» было уютно, интересно и радостно. Используя данную технологию обучения, дети стали лучше осваивать материал. Это связано с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. Да и для нас самих наша группа стала настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.

Методист, педагог младшей группы
Детского сада «Радость»
Щекотихина Юлия Михайловна

Развивающие тренажеры в младшей группе МБДОУ детский сад 2 «Солнышко» Проект «Инновации в сенсорном уголке» Авторы: Моисеева Н.В. - воспитатель МБДОУ детский сад 2 «Солнышко», Красноярский край, с. Тасеево, yandex.ru Романова Е.С.- воспитатель МБДОУ детский сад 2 «Солнышко», Красноярский край, с. Тасеево, yandex.ru





Проблема: в нашей группе сделанных своими руками игрушек и пособий недостаточно. в нашей группе сделанных своими руками игрушек и пособий недостаточно. Цель проекта: создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия. создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.


Задачи: Создание развивающих пособий и игрушек. Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности. Приобщать детей к процессу познания. Формировать различные представления о предметах. Формирование навыка совместного выполнения задания (формирование навыка культурного общения, умение понимать и правильно выполнять задания) Формирование и активизация словаря ребенка









Оформление нашей группы проходит под девизом «Чтобы ребятам было уютно!»

Наступило лето, для кого это отдых, а для нас педагогов "смена" профессии. Чтобы детки с радостью приходили в детский сад и чувствовали себя как дома, мы стараемся создать уют. Воплощая идеи - красим, шьем, рисуем, клеим. Да чему только не научишься, работая в детском саду.

Оформление группы в детском саду - задача непростая. Малыши много времени проводят в этом помещении, и им должно быть интересно и комфортно в нем находиться. Кроме того, оформление группы должно нести смысловую нагрузку и включать в себя развивающую информацию для детей.

Если кому-то пригодятся мои идеи, буду очень рада!

Стенд с названием и символикой группы

Для изготовления использовали потолочную плитку, наклеивали на нее самоклеющуюся бумагу.

Цель: Распространять педагогические знания среди родителей.

Игровые уголки «Школа», «Аптека»

Цель: развивать и обогащать сюжетно-ролевые игры детей. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно - развивающей среды

Природный центр «Зелёный уголок»

Задачи : Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, приобщение детей к уходу за комнатными растениями; наблюдениям в комнатных условиях за ростом луковиц и травы.

Для изготовления также использовали потолочную плитку, наклеивали на нее блестящую самоклеющуюся бумагу.

На следующем фото представлено сразу несколько уголков, а именно:

Книжный уголок «В гостях у книжки»

Задачи: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире.

Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Уголок сенсорного развития

Цель : приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать и классифицировать предметы.

Национальный уголок

Музыкально - театральный центр «Мы артисты»

Задачи: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы;

Уголок математики «Умнички»

Уголок "Безопасного движения"

Оксана Пофтальная (Григорьева)

Просматривая как то в своем архиве свои работы, наткнулась на ту, что может быть актуальной и сегодня и решила представить её на ваш суд.

На одной из сторон я разместила "Девочку в фартуке". С помощью неё дети учатся заплетать косы, вплетать и завязывать ленты, украшать цветами её фартук чередуя различные цвета.

"Осеннее дерево" с цветными листочками разных размеров и разных цветов. Дети прикрепляют листочки ориентируясь на соответствующий размер пуговицы и её цвет. Рядом "Гусеница" с разнообразными застежками.

С другой стороны от "девочки в фартуке" "Елка" с крючками и шишки с петельками для этих крючков.


"Геометрический заяц" выполнен из тканей разной фактуры, дети ощупывают их и запоминают названия, в тоже время называют из каких геометрических фигур состоит заяц.

На обратной стороне ширмы "Объемные геометрические тела" и их плоскостное изображение. "Шумящие бочонки" с различными крупами развивают слуховое восприятие и силу звучания, можно найти похожие по звуку бочонки или прямо противоположные.


"Веселые дорожки" по которым детский пальчик проходит путь от прямой до извилистой. как одной рукой,так и двумя одновременно


"Цифры из шершавой бумаги" ребенку одевается тряпичная маска и он на ощупь определяет и называет цифру


и др. игры с которыми можно ознакомиться в моей презентации. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Я предлагаю вашему вниманию сенсорный коврик, сделанный своими руками. Я работаю воспитателем в группе раннего возраста. Дети в нашей группе.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗВИВАЙ-КА» ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти, внимания. ОБОРУДОВАНИЕ: пустой контейнер (для заморозки льда, 8 ячеек,.

Дидактические пособия Цель: развивать у детей речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности.