Урок делится на три части:
1.Вводная часть урока – направлена на активацию функций мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, обеспечивающих его двигательную деятельность.
2.Основная часть урока – в ней решаются основные задачи урока по обучению, повторению, совершенствованию техники двигательных умений и навыков.
3.Заключительная часть урока – направлена на снижение физической нагрузки, эмоционального возбуждения, восстановления функциональных показателей к исходному уровню.
1.Вводная часть урока – она основывается на создании рабочей обстановки, представлении о содержании основной части тренировки (продолжительность этой части занятия 5 минут).
2.Подготовительная часть урока – включает общую и специальную разминки. Задача общей разминки состоит в том, чтобы активизировать все системы организма, в том числе и мышечную. Задача специальной разминки состоит в подготовке организма к конкретным заданиям основной части урока. А именно, к выполнению специально-подготовительных упражнений, сходных по координации движений к физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями (продолжительность этой части занятия – 15 – 30 минут).
3.Основная часть урока – эта часть бывает простой и сложной. Простая часть характеризуется однотипностью выполнения двигательного действия (Например: кроссовая подготовка, игра в баскетбол, волейбол, футбол). В сложной части применяются различные упражнения, требующие дополнительной, специальной разминки (Например: при переходе от прыжков к силовым упражнениям рекомендуется в начале этой части занятия разучить технику физических упражнений большой координационной сложности, т.е. упражнения на быстроту движений, затем на силу, и в конце занятия на выносливость). Продолжительность этой части занятия составляет примерно 70% от общего времени.
4.Заключительная часть занятия – направлена на восстановление организма, снижение всех показателей функциональных систем до предрабочего уровня.
Планирование физкультурно-оздорови-тельной работы в дошкольных учреждениях.
Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм - процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материала в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.
Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.
Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы - систематичность, последовательность и т.д.
Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обеспечивает систему усвоения программного материала.
В дошкольных учреждениях используются разные формы планирования, цикличное планирование с учетом смены времен года.
Планируя двигательный материал, необходимо учитывать следующие факторы:
1.Выбор упражнений - это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совершенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные экономико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и отдыха, особенности врожденного физического развития детей, со
ответствие количества движений и способности ребенка их выполнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положительные эмоции.
2.Планирование должно гарантировать правильное и своевременное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и воспитательных задач на разных этапах обучения с учетом программных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспитанию, избираются методы обучения.
3.Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное формирование двигательных навыков.
В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.
Общий годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с воспитателем по физическому воспитанию и всем педагогическим коллективом.
В разделе физического воспитания плана намечаются конкретные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь. К примеру, если в общем плане предусматривается повышение квалификации воспитателей в области физического воспитания, то необходимо указать конкретные темы совещаний, семинаров, на которых будут решаться эти вопросы, назвать ответственных за проведение мероприятий, наметить время занятий. В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и контакты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.
На занятиях решаются все задачи физического воспита-ния, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, развивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся Правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бросать, лазать и т.д.).
Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь. Также очень важно правильно спланировать и распределить программный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходящим является графическое планирование.
В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободного развития положительных качеств характера у детей. Для достижения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудности, считаться с интересами коллектива.
При составлении плана-графика применяются следующие принципы:
1.Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясницы, брюшного пресса, ног.
2.Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходимую физическую нагрузку.
Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чередовались с более легкими.
В плане-графике предусматривается, что одна часть занятия отводится на обучение упражнению, а остальные - на его повторение и закрепление.
В календарном плане излагаются мероприятия по физическому воспитанию детей на каждый день недели с утра до вечера. В нем указываются те упражнения, которые в течение текущей недели дети будут выполнять во время утренней гимнастики, а также раскрыва-ется содержание занятий по физическому воспитанию, характер подвижных игр, применяемых во время про-гулки; называются вспомогательные средства и игруш-ки, с которыми дети во время прогулки будут играть в подвижные игры самостоятельно.
При планировании подвижных игр учитываются психофизические качества, развиваемые в них.
Педагог планирует физкультминутки как на занятиях, требующих высокой умственной активности от ребенка (рисования, математики и т.д.), так и в перерыве между ними.
На основе плана на неделю составляются планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и других форм работы по физическому воспитанию.
2.2.1 Понятие физкультурного занятия
Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений, содействуют развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное освоение материала, подвести детей к обобщениям связанным с овладением двигательными действиями и их использование.
Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет их последовательность, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.
2.2.2 Значение физкультурного занятия
Значение:
1. В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи
2. занятие физкультурой способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности
3. развивается у детей оценочное суждение, достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение
4. успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий
5. обеспечение двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все организмы
6. на физкультурных занятиях дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений
В 70-е годы XX веках исследования А.В.Кенеман и Г.П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков, осуществлялось не только через большое количество повторений, но и влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа сознательности в обучении. В связи с этим данные занятия получили название физкультурные, предусматривают передачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством.
2.2.3 Типы физкультурных занятий
В детском саду проводятся занятия различного типа. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.
Для осуществления программы по физической культуре намечаются различные типы физкультурных занятий .
1. Традиционный: обучающий, смешанный, и вариативный характер.
Обучающий характер - ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т.д.)
Смешанный: разучивание новых и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала
Вариативный: основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий(в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах)
2. Игровой: на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов
3. Сюжетно-игровой: содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию отражающую в условной форме окружающий мир ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия (“Путешествия”, “Цирк”, “Зоопарк”)
4. Тренировочный: направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.
5. С использованием тренажеров и спортивных комплексов: включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках “ Здоровье”, с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка- цель: научить детей самостоятельно пользоваться тренажерами, пользоваться приемами самостраховки.
6. Ритмическая гимнастика: под музыку с включением ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений, хорошо освоенных детьми.
7. Занятие по интересам: развитие двигательных умений и навыков, творчества детей.
1 зона: мячи разных типов и размеров: набивные (весом 0,5 кг), массажные, теннисные.
2 зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли.
3 зона: полоса препятствий (гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты)
4 зона: тренажеры разных типов: “Велосипед”, “Бегущая дорожка”, диск “Здоровье”
5 зона: комплекс для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, мяч баскетбольный).
Через 5-6 минут смена с детьми двигательной зоны. В течении занятия дети проходят все двигательные зоны.
8. Тематический: посвящено одному виду физических упражнений (лыжи, баскетбол, настольный теннис, бадминтон). Добиваться хорошего качества выполнения заданий.
9. Комплексный : синтезирование разных видов деятельности (игровые: “Кто больше собрал”, “Собери по форме, цвету, парами).
10. Контрольно-проверочный: итоговый зачет: оценка физических качеств и двигательной подготовленности детей, 3-4 раза в году. Воспитатель групп, методист. Анализ динамики освоения детьми основных движений, физических качеств.
11. Туризм: на воздухе, в лесу, парке. Закрепление двигательных умений и навыков в естественных условиях.
Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием, также можно выделить занятия по содержанию:
1. Гимнастика и подвижные игры
2. обучение спортивным играм и элементам спортивных игр
3. развитие ориентирования
4. занятия-походы (элементарный туризм).
Если в основу классификации положить образовательные задачи и рассмотреть занятие с точки зрения соотношения нового и знакомого материала, можно выделить следующие типы:
1. Занятия смешанного типа, на которых разучиваются новые упражнения и закрепляют навыки в уже освоенных движениях
2 . Занятия, целиком построенные на знакомых физических упражнениях и направленные на закрепление двигательных навыков
3. Занятия контрольного и учетного характера, на которых проверяются знания, уровень развития двигательных навыков физических качеств детей, их умение играть в подвижные игры .
2.3 Занятие по лыжной подготовке - одна из нетрадиционных форм обучения физическим упражнениям детей среднего дошкольного возраста
Ходьба на лыжах оказывает влияние на физическое развитие ребенка в целом и закаляет его. В процессе занятий усиливается функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких. Обучение ходьбе на лыжах постоянно влияет на формирование свода стопы и осанки. По данным мониторинга за состоянием здоровья детей 4-5 лет во время занятий на лыжах выявлены благоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы. Чистота сердечных сокращений увеличивается в конце основной части занятия на 50-70% по отношению к исходному уровню. Самая высокая нагрузка, как правило, достигает в занятиях соревновательного характера (пульс возрастает на 80%). В заключительной части занятия он снижается до исходного уровня (превышает его лишь 5-10%). О характере физической нагрузке и ее влияние на организм ребенка судить и по внешним признакам. Как правило, наблюдается покраснение лица, значительно потливость, слегка учащенное дыхание, хорошее общее самочувствие. Благодаря регулярным занятиям на лыжах (1-2 раза в неделю) здоровье детей улучшилось. В основу содержания занятий положена методика М.П. Голощекиной. Проведению лыжных прогулок и занятий с детьми среднего дошкольного возраста предшествовала тщательная подготовка: беседы, упражнения (ходьба на носках, на наружных краях стоп, по узкой дорожке, приседания, пролезания, имитационные упражнения “Лыжники”), с правилами пользования лыжным инвентарем, гигиеническими требованиями .
Существуют разные формы проведения физ. занятия в дошк-м учреждении.
Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физ-ре. Способствует воспитанию интереса детей дошк-го возраста к процессу выполнения физ. упражнений. Они помогают обеспечить постоянный тренинг положительных эмоций, переживаний, воображения. Р-ку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. Интересными занятия делает сюжет с участием персонажей, элементы костюмов, оформление зала, музыка. Это побуждает р-ка к творческой активности, снимают скованность и напряжение. Физ. праздники позволяют продемонстрировать ЗОЖ дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. В подготовке и проведении праздника принимает участие весь пед. коллектив, родители и дети. Содержание праздника составляют подвижных игр и физ. упражнения. Важен сезон и условия, в которых он проходит.
Физ. досуги проводятся с целью повеселить детей, доставить им удовольствие, создать радостное настроение, укрепить организм. По содержанию физ. досуги строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, элементах спортивных игр (хоккей, футбол и т.д.); в беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах. Интересно проходит музыкальный досуг.
Дни здоровья иканикулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. Каникулы, т.ж., как и День здоровья, призваны охранить нервную систему, оздоровить организм р-ка и т.п. В дни каникул создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Игровые действия, при помощи которых решаются задачи физ. воспитания, оздоровления и укрепления здоровья дош-ков, всестороннего развития их личности, поддерживают и усиливают интерес детей к занятиям физкультурой и спортом, стимулируют желание вести ЗОЖ.
20. Методика организации и проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.
В детском саду утренняя гимнастика (УГ) является важным элементом двигательного режима, средством для поднятия эмоционального тонуса детей; велико также ее организационное значение. Нельзя вовлекать детей в проведение УГ принудительно, но причину такого поведения следует выяснить. К проведению УГ с детьми выдвигаются определённые требования:
Отсутствие строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении разнообразить размещение детей в пространстве (для снятия монотонности и однообразии, важно чтобы способы перемещения были знакомы.
Учитывать возрастные особенности, индивидуальные и иные особенности развития
Помнить, что г-ка - это не только физкультурное мероприятие, но и специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей;
Оценивать эффективность г-ки кроме указанных критериев еще и по оптимальной физической нагрузке, которая должна восприниматься организмом в вводной части как разминка. Для этого используются различные виды бега и ходьбы, упражнения на перестроение, ориентировку в пространстве.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (3-7, в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевалъно-ритмические, хороводные я подвижные игры и т.д. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
В заключительной части г-ки проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
У.Г может даваться в виде игр и игровых упражнений. (в основной части-подвижная игра высокой активности, а заканчивается малоподвижной игрой. \УГ Проводится на воздухе в теплое время года, в этом случае общеразвивающие уп-я проводятся в движении. При подборе общеразвивающих упражнений нужно руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, разной интенсивности, темпа; выполняться из разных исходных положений, с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях.
51. Педагогический анализ физкультурного занятия.
В физкультурном занятии различают две стороны; содержание и структуру.
Структура занятия - это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия.
Физкультурное занятие принято делить на три части: подготовительную, основную и заключительную. Время, отводимое на отдельные части занятия, и их конкретное содержание зависят от многих факторов: возрастных и половых особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности занимающихся. Решая свои частные задачи, каждая из частей занятия служит эффективному достижению конечного результата занятия в целом.
Задачи подготовительной части - организация детей, создание благоприятного эмоционального состояния, концентрация внимания на предстоящих физических упражнениях, а также постепенная функциональная подготовка организма к выполнению физической нагрузки в основной части. Содержание подготовительной части составляют упражнения, хорошо освоенные детьми на предыдущих этапах работы. Это могут быть разнообразные построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега, танцевальные движения, упражнения корригирующего характера, а также знакомые детям подвижные игры.
В основной части занятия решаются задачи физического воспитания в целом: гармоничное развитие всех мышечных групп, формирование двигательных умений и навыков, приобретение физкультурных знаний, развитие физических способностей, содействие личностному росту ребенка (формирование самосознания, эмоционально-волевой, мотивационно- потребностной сфер личности), закаливание организма ребенка. Первыми в основной части выполняются общеразвиваю- щие упражнения, затем следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Заканчивается основная часть подвижной игрой. Движения, которые дети выполняют в основной части занятия не должны повторяться в подвижной игре. Это обусловливает воздействие физической нагрузки на различные группы мышц.
52. Утренняя гимнастика. Содержание вводной, основной и заключительной части.
Утренняя гимнастика обеспечивает организованное начало дня, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Она направлена главным образом наподнятие эмоционального тонуса, активизацию деятельности организма ребенка. Средством утренней гимнастики выступают простые физические упражнения (строевые, общеразвива- ющие, основные виды движений) в сочетании с закаливанием. Все виды используемых в утренней гимнастике физических упражнений должны быть хорошо знакомы детям. Важным компонентом утренней гимнастики является музыкальное сопровождение. Оно повышает эффективность физических упражнений, создает ощущение психологического комфорта.
Проводится утренняя гимнастика ежедневно (до завтрака) в течение 7-8 мин с детьми 4-5 лет, 10 мин - с детьми 6 лет. В холодное время года она организуется в помещении, в теплое - на воздухе.
Весь комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей: подготовительной, включающей разогревающие упражнения; основной , куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела; заключительной , направленной на восстановление дыхания (всего около 14-16 упражнений).
Подготовительная часть включает упражнения общего воздействия: ходьбу, танцевальные шаги, упражнения на выработку осанки.
Основная часть направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. В нее включается 3-4 упражнения в исходном положении стоя, развивающих мышцы шеи, рук, плечевого пояса, туловища, ног. Затем дети выполняют разные виды бега и прыжков, которые чередуются, а после этого - упражнения на восстановление дыхания. Далее следует 4-5 упражнений в исходных положениях сидя, лежа. Они позволяют тренировать мышцы рук, ног, туловища, брюшного пресса.
В заключительную часть входят упражнения на расслабление, помогающие организму восстановиться после напряженной работы.
Начинается утренняя гимнастика с кратковременной ходьбы, которая чередуется с бегом, подскоками, упражнениями на перестроение и ориентировку в пространстве. Затем следуют упражнения общеразвивающего характера: для мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища (спины и живота), мышц ног. Эти упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Далее выполняется подпрыгивание на месте или проводится игра большой подвижности, хорошо знакомая детям. Заканчивается утренняя гимнастика спокойной ходьбой, выполнением дыхательных упражнений с целью снижения общего возбуждения организма.